Рабочая программа кружка "Добрые дела"
рабочая программа на тему
Рабочая программа разработана для обучающихся 2 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobrye_dela.docx | 40.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседании ШМО классных руководителей Протокол № от ___ сентября 2014 г. | «Согласовано» Зам. директора по ВР __________/_Коновалова В.С./ «____»______________2014 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 4 ____________/Мохонова Н.В./ «____»___________2014 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Кружок «Добрые дела»
Срок реализации программы: 1 год
Программа рассчитана на детей 7-8 лет
Захарова Л.В.
2014 год
Пояснительная записка
Девчонки, мальчишки – вся детвора,
Идите по жизни дорогой добра!
Доброта – это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство на земле. Человек становится человеком тогда, когда он испытывает доброе чувство не только по отношению к себе, но и к чужому – из чужой семьи, класса, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.
Слово «доброта» старо, как мир, но в наш современный мир оно вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы мы составляли частотный словарь русского языка, то слово «доброта» заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления.
Но что оно значит, это слово, понятие? И главное, как воспитать доброту в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать добрыми детей в наш трудный и всё ёще недобрый век? Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем обществе, школе, доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли нам тогда будет? Поэтому встаёт вопрос о создании программы, посредством которой можно было постепенно развивать такие качества личности, как доброта, милосердие, ответственность. Ведь младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости.
Программа «Добрые дела» составлена на основе Программы воспитания и социализации младших школьников (Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения») и идеи «педагогики общей заботы». В ней заложены следующие принципы:
- социально полезная направленность деятельности детей и их наставников;
- сотрудничество детей и взрослых;
- «многоролевой» характер деятельности;
- творчество.
Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как:
- коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;
- коллективное творчество – проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;
- ситуации – образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;
- общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.
Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума.
В воспитательных планах всех школ, учреждений дополнительного образования, каждого классного руководителя и педагога обязательно есть вопросы гражданско-патриотического воспитания, т.к. оно является приоритетным направлением в современном общероссийском учебно-воспитательном процессе. Правительством РФ подготовлена государственная программа «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», отражающая важность этой проблемы.
Вся воспитательная работа в курсе «Добрые дела» направлена на формирование гражданско-патриотических качеств личности, что происходит в ходе:
- оказания помощи социально незащищённым слоям населения, которые нуждаются во внимании;
- приобщении к общественно-полезному труду на благо общества.
Это выражается в:
- проведении совместных мероприятий с воспитанниками детского сада «Лужок»;
- приобщении к здоровому образу жизни в условиях социальной и природной среды;
- активном общении с природой, способствующем укреплению здоровья и повышению уровня экологической культуры;
- проведении мероприятий, направленных на восстановление физических и душевных сил;
- тесном взаимодействии со сверстниками и раскрытии потенциала личности каждого ребёнка.
В основу гражданско-патриотического воспитания курса легли принципы:
- природосообразность воспитания;
- ценностно-смысловое равенство взрослого и ребёнка;
- креативность и творческое начало в воспитании;
- краеведческий;
- взаимопомошь.
В содержании занятий объединяются блоки знаний трех различных предметов:
- Литературное чтение
- Экология
- Технология.
Деятельность детей осуществляется по трём направлениям:
1. «Моё Я».
- «Я и природа».
- «Я и другие».
Содержание курса
«Моё Я»
Составляющими гражданско-патриотической сформированности личности младшего школьника являются способности к самоорганизации, самодисциплине, стремление улучшать и поддерживать своё здоровье, выполнять свои гражданские права и обязанности.
С этой целью в школе реализуется комплекс педагогических требований по самообслуживанию, дежурству по классным комнатам, выполнению распорядка дня, осуществляется свободный выбор занятий для досуга, развлечений, познавательной деятельности, коллективных и индивидуальных форм деятельности; организуется активная физическая деятельность, физкультурно-оздоровительная, экологическая и творческая работа; проводятся специальные занятия по профилактике простудных заболеваний, беседы с врачом на темы «Как оказывать первую медицинскую помощь», « Помощь самому себе»; формируются умения переносить физические нагрузки, оказывать первую медицинскую помощь.
«Я и природа»
Экологическая культура является базовым компонентом в гражданско-патриотическом воспитании младшего школьника. Экологически безграмотный человек не может быть настоящим гражданином и патриотом своей Родины.
С целью формирования экологической культуры в школе проводятся экологические акции: « Чистый берег» ( уборка территории припоселковой зоны), субботники ;экологические игры: «Аукцион экологических ошибок», «Твои соседи по планете», «Такой знакомый мусор», «Экологические задачки»; экологические беседы на темы «Загрязнение – враг живого», «По лесам Саратовской области», «Лесные богатства, использование и охрана»», «Красная книга Саратовской области», «Флористика и искусство составления букетов», «Природа и человек», «Правила сбора семян и лекарственных растений. Составление гербария», «Правила поведения в лесу»; конкурсы экологических рисунков, аппликаций на тему о природе; конкурс «ЭКОМОДА», где участники демонстрируют изделия из экологического мусора, конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия»; экскурсии на тему «Травы у нас под ногами», «Какую воду мы пьём?», участие в научно-практической конференции с проектами на экологическую тематику.
«Я и другие»
Работа в этом направлении помогает формировать в воспитанниках высокие нравственные качества, активную позицию с правом выбора форм и содержания деятельности.
Это направление реализуется в ходе проведения таких мероприятий, как мастер-класс для воспитанников детского сада «Лужок» на тему «Бумагопластика. В мире бабочек»; мастер-класс для детей, посещающих предшкольную группу, на тему «Флористика. Цветочная композиция»; изготовление фоторамок из упаковочного материала для украшения игровой комнаты в предшколе; оформление клумбы на территории школы, проведение экологических акций, встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла «МЫ ПОМНИМ…»; изготовление подарков ветерану; изготовление панно из природного материала «Морское дно» для детей детского сада «Лужок».
Ожидаемые результаты от реализации программы
- решение педагогических, социальных и духовных вопросов с подрастающим поколением;
- привитие чувства долга, ответственности, верности традициям, сохранению и приумножению исторических, культурных, духовных ценностей;
- улучшение качественной характеристики обучающихся;
- выполнение детьми гражданского долга во всех сферах общественной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п. | Кол-во часов | Содержание раздела | Тема занятия | Форма организации деятельности | Характер деятельности учащихся | УУД |
1 | 11 | «Моё Я» | *Урок доброты *Тренинг. «Ни капельки не страшно!» *« Я учусь управлять своим телом» * «В гости к нам портфель пришел» *Каждой вещи своё место *«Азбука прав ребенка» *«Мы и наши права». *Просмотр и обсуждение мультфильма «Ивашка из Дворца пионеров» *Викторина «Права литературных героев» *В. Осеева «Плохо». Изготовление книжки - малышки *« Чтобы не бояться, надо знать» | Классный час | Ролевая игра Занятие –практикум | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей |
2 | 7 | Я и природа | *«Бездомные животные» *«Будем друзьями птиц» *«Природа – мой дом»
*Просмотр и обсуждение мультфильма «Серая Шейка» по произведению Д. Н. Мамина Сибиряка *Наведение порядка в зоне отдыха *Коллективный проект «Дизайн клумбы» *Работа на пришкольном участке *Акция «Как живешь, птичка?» | Классный час Викторина Виртуальная экскурсия по художественным музеям Трудовой десант Проектная деятельность Коллективная трудовая деятельность | Работа над проектом Мини-сочинение, творческая работа по увиденным материалам Просмотр и обсуждение Изготовление синичников (совместная деятельность с родителями) | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: — развития познавательных интересов, учебных мотивов; |
3 | 16 | «Я и другие» | Тренинг. «Гнев – это нормально!» *Мы общаемся. Кто я такой? *Вместе мы – команда. *«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: учимся договариваться * «Я – гражданин большой страны» * «Славные символы России» * Счастье – это когда тебя понимают». * Просмотр и обсуждение мультфильма «Карлсон, который живет на крыше…» по произведению Астрид Лингрен. * «Моя семья» *Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое». *«Хороший характер – богатство на всю жизнь». *Операция «Подари игрушку детям» *«Книга – твой друг» *Изготовление раздаточного дидактического материала для дошкольников * Операция «Книжкина больница» | Ролевая игра Ролевая игра Поездка в музей Родительский урок Совместный проект Библиотечный час КТД | Игровая Игровая Составление словарика добрых слов Творческая мастерская Работа в библиотеке | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств |
Формы организации внеурочной деятельности:
- Классные часы;
- Беседы, викторины;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки;
- Экскурсии, поездки, походы;
- Трудовые дела;
- Тренинги
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Ролевые игры
- Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Конечный продукт
Постановка и инсценировка сказки «Колобок» на новый лад
для детей младшего школьного возраста
Инсценировка сказки «Колобок» на новый лад. Сценарий спектакля для детей старшего дошкольного возраста
Инсценировка сказки «Колобок» на новый лад. (старшая группа)
Действующие лица:
Ведущий:
Дед:
Бабка:
Колобок:
Зайка:
Волк:
Медведь:
Лиса:
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Ведущий :
- Мы ребят собрали в зале, чтобы сказку показать,
А о ком сейчас расскажем, предлагаю угадать.
Кто ушёл от бабки с дедом и оставил без обеда:
Зайца, волка и медведя, даже хитрую лису?
По тропинке он катился, и в лесочке очутился,
У него румяный бок, кто же это?. (колобок)
- И так… .Мы начинаем!
Сказка «Колобок на новый лад»
- Жил-был старик со своею старухой,
Дед землю копал,
Вместе с бабкой огород сажал.
(дед изображает, как копает, а бабка, как огород сажает)
Дед:
- Ох, устал я!
Испеки-ка, бабка, на обед
Колобок румяный, вкусный!
Раньше ты пекла искусно.
Бабка «замешивает» тесто и приговаривает:
- Вот по сусекам помела,
Горсти две муки нашла,
Соль, ваниль и сахарок.
Славный вышел колобок,
Пышный да румяный! (показывает колобок)
Дед:
- Надо нам за стол присесть,
Колобок скорее съесть!
Бабка:
- Погоди-ка, дед, чуток,
Пусть остынет колобок!
Ведущий:
- Непоседе-Колобку стыть бы на окошке,
Но решил он: «Убегу, разомнусь немножко».
Покатился Колобок мимо ёлок и берёз.
Вдруг наш шалунишка повстречал Зайчишку.
Зайка:
- Я полакомлюсь тобой,
Всё в бегах с утра я.
Колобок:
- Что ты! Что ты! Погоди,
Послушай песню, Зая!
- Колобок я, непоседа. Испекли меня для деда,
На сметане я мешён, на окошке я стужён.
Я ушёл от стариков. Прыг с окна – был таков!
Велика Зайчишке честь Колобок румяный съесть!
(Зайка зачарованно слушает песенку, а Колобок убегает)
Зайка:
- Да катись ты, Колобок, нету с тебя толку!
К деду с бабой я пойду да морковки наберу.
Будут детки грызть морковку, от морковки больше толку! (уходит)
Ведущий:
- А Колобок покатился по дороге, Волку Серому под ноги.
Облизнулся Серый Волк, в Колобках он знает толк!
Волк:
- Как ты, кстати, Колобок, я голодный очень,
Съем-ка я тебя, дружок, буду сыт до ночи!
Колобок:
- Что ты, что ты, Серый Волк! Ты меня не кушай!
Сядь-ка лучше на пенёк, песенку послушай.
Колобок я, непоседа. Испекли меня для деда,
На сметане я мешён, на окошке я стужён.
Я ушёл от стариков. Прыг с окна – был таков!
Ведущий:
- И Колобок покатился дальше.
Волк:
- Ну, зачем мне Колобок? Что-то скачет очень!
Лучше по лесу пойду, может что-нибудь найду!
(идёт по «лесу», находит пачку чипсов, собирается их съесть)
Ведущий:
- Выбрось это, Серый Волк, знают все на свете – взрослые и дети –
Чипсы для здоровья вред, ты не ешь их на обед! Ты меня послушай, яблочко вот скушай!
(Волк берёт яблоко, благодарит и уходит)
Ведущий:
- А Колобок наш катится,
Не от кого не прячется…
- Вдруг навстречу сам Потапыч, зарычал он, поднял лапы.
Медведь:
- Подойди-ка, Колобок, я перекушу чуток!
Колобок:
- Что ты, что ты, Косолапый, опусти ты свои лапы,
Лучше песенку мою ты послушай – я спою.
Колобок я, непоседа. Испекли меня для деда,
На сметане я мешён, на окошке я стужён.
Я ушёл от стариков. Прыг с окна – был таков!
Убежал от Зайца я и от злого Волка.
И, Топтыгин, от тебя мне уйти недолго!
(Колобок убегает)
Медведь:
- Ну и катись себе, Колобок, ведь что с тебя за толк?
Лучше по лесу пойду. Может, что-нибудь найду. (находит бутылку с «Кока-колой», собирается попить)
Ведущий:
- Что ты, что ты, Косолапый, не бери ты в свои лапы
Кока-колу шипучую, для здоровья вреднючую,
А вот мёд, скажу вам честно, для здоровья есть полезно!
(даёт Медведю баночку с мёдом, тот благодарит и уходит)
Ведущий:
- А Колобок покатился кувырком через рощу прямиком,
А навстречу вдруг Лиса увидала Колобка.
Лиса:
- Как пригож ты, Колобок, как румян да весел!
Говорят, что ты, дружок, знаешь много песен.
Колобок:
- Колобок я, непоседа. Испекли меня для деда,
На сметане я мешён, на окошке я стужён.
Я ушёл от стариков. Прыг с окна – был таков!
От Медведя я ушёл и от Волка с Зайцем,
И Лисе за Колобком тоже не угнаться! (убегает)
Лиса:
- Не хочу я Колобок (машет ему вслед, зачем его кушать?
Лучше песенки его будем вместе слушать.
Колобок ведь из муки – сладкий калорийный,
А мечтаю я, друзья, пойти в балерины.
На диете я сижу, за фигурою слежу.
Лучше в огород пойду овощей там наберу. (уходит)
Ведущий:
- Ешьте овощи и фрукты - это лучшие продукты!
Вас спасут от всех болезней – нет вкусней их и полезней!
Подружитесь с овощами и с салатами и с щами,
Витаминов в них не счесть, значит нужно это есть!
- Сказка – ложь, да в ней намёк, всем ребятам здоровый урок!
(играет музыка «В гостях у сказки», все артисты выходят на поклон)
Конец
Перечень учебно-методического обеспечения
- Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000г.;
- Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей» М. 2003г.;
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.
- Программа воспитания и социализации
- Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» М. Советская Россия 1981 г.
- И.А. Атапов, М.А. «Мы патриоты!», Москва «Вако» - 2006.
- Казаева Е.А. «Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного и старшего возраста», Екатеринбург, 2000
- Н.А. Максимов «Спутник классного руководителя», Волгоград, Учитель, 2007
- Субботина М. «Формирование ценностей отношений: авторский подход» Учитель 2002, №2, с. 36-40
- Журналы: «Классный руководитель: №3 2007, №8 2006, №1 2006, №3 2006»
Оборудование и приборы
- Проектор
- Экран
- Персональный компьютер
- Предметные и сюжетные картинки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Швейное дело"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Профессионально- труд...
Рабочая программа столярное дело 9 кл.
Программа расчитана на 12 часов в неделю для обучающихся школ 8 вида....
Рабочая программа. Швейное дело 5 класс
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), первый вариант базисного плана.Прог...
Рабочая программа. Швейное дело 6 класс
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), первый вариант базисного плана.Прог...
Рабочая программа. Швейное дело 7 класс
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), первый вариант базисного плана.Спец...
Рабочая программа. Швейное дело 8 класс
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), первый вариант базисного плана.Прог...
"Рабочая программа (швейное дело) для 7 класса в условиях перехода на Ф Г О С У О.
Рабочая програма разработана для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений в условиях перехода на ФГОС....