Рабочая программа. Швейное дело 5 класс
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), первый вариант базисного плана.
Программа содержит учебный материал по швейному делу для 5-9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы V111 вида.
По учебному плану на уроки швейного дела отводится:
5 класс 6 часов. Рабочая программа курса рассчитана на 204 час.
В данной программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей, профессионально-трудовым знаниям и умениям по классификации В.В.Воронковой (I-IV группы обучения).
Учащиеся 5 класса – дети с ОВЗ, все относятся к IV группе обученности по В. В. Воронковой.
Учащиеся IV группы овладевают материалом на самом низком уровне, нуждаются в постоянном контроле и помощи учителя. Самостоятельных выводов сделать не могут, нужна прямая подсказка, конкретный показ, т. к. они не видят ошибок в своей работе. Программный материал усваивают чисто механически.
Цель: Формирование у обучающихся организационных трудовых умений, элементарных действий с материалами и предметами, применение сформированных умений для решения учебных и практических задач;
Задачи:
-воспитание терпения и трудолюбия
-развитие речи в процессе выполнения трудовых действий
-сообщение учащимся необходимых знаний по отдельным швам и получение волокон из хлопчатника
-формирование навыков выполнение отдельных строчек и швов
-формирование приемов безопасной работы на швейной машине, с электроутюгом и ручными инструментами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shveynoe_delo_5_klass.docx | 80.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска
«Специальная (коррекционная) школа № 60»
Утверждаю
Директор МКОУ С(К)Ш № 60
Н. И. Шаяхметова
_______________ Приказ№__«___»_________»201_г.
Рабочая программа
швейное дело
(название) учебного предмета
на 2015-2016 уч. год
5 класс
Составил учебную программу:
учитель высшей категории швейного дела Чумакова Елена Александровна
г. Новосибирск
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), первый вариант базисного плана.
Программа содержит учебный материал по швейному делу для 5-9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы V111 вида.
По учебному плану на уроки швейного дела отводится:
5 класс 6 часов. Рабочая программа курса рассчитана на 204 час.
В данной программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей, профессионально-трудовым знаниям и умениям по классификации В.В.Воронковой (I-IV группы обучения).
Учащиеся 5 класса – дети с ОВЗ, все относятся к IV группе обученности по В. В. Воронковой.
Учащиеся IV группы овладевают материалом на самом низком уровне, нуждаются в постоянном контроле и помощи учителя. Самостоятельных выводов сделать не могут, нужна прямая подсказка, конкретный показ, т. к. они не видят ошибок в своей работе. Программный материал усваивают чисто механически.
Цель: Формирование у обучающихся организационных трудовых умений, элементарных действий с материалами и предметами, применение сформированных умений для решения учебных и практических задач;
Задачи:
-воспитание терпения и трудолюбия
-развитие речи в процессе выполнения трудовых действий
-сообщение учащимся необходимых знаний по отдельным швам и получение волокон из хлопчатника
-формирование навыков выполнение отдельных строчек и швов
-формирование приемов безопасной работы на швейной машине, с электроутюгом и ручными инструментами.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенного ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемых на уроках математики, рисования, естествознания, географии, русского языка.
Программа построена таким образом, что усвоение необходимых технологических знаний неразрывно связано с выполнением практических работ, т.е. с непосредственным трудом учащихся, на которые отводится не менее 80% учебного времени. Знания о свойствах материала, использовании их в производстве, правила обращения с инструментами, трудовые умения учащиеся приобретают в процессе изготовления изделия. Согласно ГОСТам в тексте программы применяются следующие сокращения: ТУ – технические условия; ТБ – техника безопасности; ВТО – влажно-тепловая обработка.
Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как лабораторная работа, урок конкурс, экскурсии. Для закрепления полученных умений, в конце каждой четверти запланировано проведение занятий на практическое повторение. Для проверки умений, навыков и знаний в конце каждой четверти проводится контрольная работа. В ней предусматривается проверка устных знаний и выполнение практического задания
В 5 классе учащиеся знакомятся с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на ней. Формирование навыков выполнения шва в подгибку, двойного шва, накладного шва проводится по всем разделам программы, включая практическое повторение. Отработка навыков выполнения ручных стежков и строчек проводится при подготовки изделия к пошиву и при выполнении ремонтных работ. В программу 5 класса включены темы по обработке прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа
За период обучения в 5 классе учащиеся знакомятся и выполняют элементы пошива головного и носового платка, мешочка для хранения работ, салфетки квадратной формы, наволочки и сумки хозяйственной. На уроках по ремонту изделий учатся пришивать пуговицы, изготавливать вешалки и заплаты в виде аппликации.
В течении учебного года дети знакомятся с понятием волокна, получение
хлопчатобумажной ткани. Полученные знания закрепляются на лабораторных работах.
Перед построением чертежа выкройки салфетки, учащиеся знакомятся с линиями для выполнения чертежа и правилами оформления.
Возможность овладения профессией учащимися с нарушением умственного развития во многом зависит от коррекционной работы. Основным направлением коррекционной работы является повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способностей к сознательной регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.
В начале обучения помощь должна быть максимальной. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда (готовые образцы изделия и чертеже выкройки), а также условий работы ( используемых орудий труда, материалов, наглядных пособий). Развернутая помощь в планировании своих действий заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности ее выполнения. Подражая наглядному показу учителя, дети овладевают правильными трудовыми действиями, а затем и операциями. Это воспитывает культуру труда, приучает детей правильно выполнять трудовые действия. При обучении умениям трудовые операции обычно расчленяются на более мелкие элементы – трудовые приемы и действия.
Сочетание демонстрации натурального изделия со словом учителя делает обучение более доходчивым, пробуждает интерес к работе. Постепенно, в результате активного наблюдения за образцом изделия, дети сами устанавливают с чего начинать работу, из каких деталей оно состоит, какие инструменты и приспособления понадобятся
Систематически на уроках используются предметно- инструкционные карты как при обсуждении плана работы, так и во время практического выполнения. Оба пособия, текстовой и набор образцов, приносят большую помощь, так как один ученик у доски воспроизводит план, опираясь на образцы, другой составляет его по смыслу текстов.
Этот вид работы активизирует внимание класса, заставляет следить за работой товарищей, оценивать правильность ответов. Имея план работы в виде текста и образцов последовательного выполнения, учащиеся достаточно полно могут представить себе последующие действия. Результативность самоконтроля обеспечивается за счет полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточного результата работы. При этом большое влияние имеет сформированность контрольно- измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий. Целенаправленное обучение общетрудовым умениям позволяет учителю в старших классах перейти от развернутой помощи к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения проводятся индивидуально с каждым отстающим в обучении учащимся.
Основными путями повышения качества выполняемых работ является:
-создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид.
-обучение нормативно одобренным приемам труда и применение в работе эффективной технологии.
-достаточный уровень технического и материального обеспечения труда учащихся.
Перед выполнением любого изделия проводится детальный анализ образца: дается характеристика его внешнего вида (фасона), способов соединения деталей, отделки, назначение изделия, ткань для пошива, после общей характеристики более подробно рассматривается обработка отдельных узлов. Обычно от детей с проблемами в обучении трудно добиться полного и самостоятельного описания изделия, поэтому достаточно, чтобы они правильно давали характеристику изделия по вопросам учителя. Начинать эту работу необходимо с первого года обучения, когда образцы очень просты по конструкции и технологии изготовления.
На каждом практическом занятии ученик должен иметь определенное задание, знать, что ему следует сделать в связи с ним и сколько времени он может затратить. Иначе говоря, перед учеником ставится цель на каждый этап работы с учетом его индивидуальных возможностей. Это организует и дисциплинирует детей, повышает ответственность.
При проведении уроков большое внимание уделяется технике безопасности. В начале каждой четверти проводится устный инструктаж- опрос. Результаты опроса фиксируются в специальном журнале. Перед проведением практического задания учитель проводит вводный инструктаж по ТБ по необходимому оборудованию. В программе запланированы специальные уроки по ТБ.
В 5 классе профессионального обучения первостепенное внимание придается правильности выполнения учащимися трудовых приемов.
Основные методы работы с учащимися:
-наглядный - показ образцов, выполненной работы, анализ образца, демонстрация выполнения практической работы, поэтапный наглядный план работы
-практический (репродуктивный) - последовательное выполнение трудовой операции под руководством учителя
-словесный - предварительная краткая беседа, словесный инструктаж, рассказ
Формы работы на уроках:
-индивидуальная - практическая работа.
-фронтальная - проверка знаний при помощи сигнальных карточек , тестирование и т.д.
-групповая - лабораторные работы
- коллективная - работа с пооперационным разделением труда
Образовательные технологии и их основное назначение
1. Традиционное обучение
Формирование знаний, умений, навыков
2. Игровые технологии
Социализация, развитие коммуникативной культуры
3. Технология проблемного обучения (элементы)
Развитие познавательной самостоятельности в приобретении знаний, умений, навыков
4. Технология уровневой дифференциации
Качественное усвоение знаний, умений, навыков; развитие интеллектуальной сферы в зоне ближайшего развития ребёнка
5. Технология индивидуализации обучения
Обучение с учётом индивидуальных способностей учащихся
6. Технология группового обучения
Развитие коммуникативных и организационных качеств личности; рефлексия
7. Технология развивающего обучения
Всестороннее развитие личности ребёнка как субъекта деятельности; создание условий для его самопознания, самореализации и самоопределения
Система контроля в процессе обучения предполагает:
- наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием учащихся;
- мотивированная оценка знаний и умений;
-проведение самостоятельных работа по окончанию четверти ;
-непосредственный контроль выполнения трудовых приемов и операций в практической деятельности
- устный опрос;
- проведение мониторинга качества успешности;
-самоконтроль;
-взаимоконтроль.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у детей эстетическое представление, благотворно сказывается на становление личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им самостоятельность в быту.
Планируемые результаты
Система оценки достижения планируемых результатов
С целью определение уровня усвоения знаний, умений, навыков осуществляется контрольно-диагностическая деятельность. Согласно «Положению о проверке знаний, умений, навыков обучающихся» контроль качества знаний учащихся выполняет следующие функции:
- контролирующую (выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их интеллектуального развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности),
- обучающую (совершенствование знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал, они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации),
- диагностическую (получение информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок.
Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее эффективную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения),
- развивающую (стимулирование познавательной, интеллектуальной активности учащихся, развитие навыков самостоятельной работы, самоконтроля, определённых волевых качеств),
- воспитывающую (воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности).
По итогам прохождения программного материала учащиеся 5 класса должны:
Знать:
-правила работы на ножной швейной машине
-правила безопасной работы с электроутюгом
-иметь представление о х\б волокнах и тканях
-виды ремонта одежды
-инструменты и приспособления для выполнения чертежа, название линий
-конструкцию и применение краевых (шов в подгибку) и соединительных (стачной, двойной и накладной) швов.
Уметь :
-выполнять краевые (шов в подгибку) и соединительные (стачной, накладной и двойной) швы на бытовой швейной машине
-утюжить однодетальные изделия
-строить чертеж квадрата по заданным размерам
-рассчитывать расход ткани на однодетальное изделие
Для мотивации обучения перед выполнением каждого задания необходимо конкретно устанавливать норму времени и оценивать результат в зависимости от выполнения.
Коррекционная работа
- развитие познавательной деятельности
- развитие самоконтроля, побуждение к деятельности
- развитие моторики мелких мышц рук
- развитие речи, обогащение словарного запаса путем введения профессиональной терминологии, добиваясь полных ответов
- умение сравнивать и сопоставлять
- развивать логическое мышление путем анализа образца
- развитие мыслительной деятельности путем ввода коррекционно-развивающих упражнений на основе игровых моментов
- развитие мыслительной деятельности путем анализа выполненной работы, сравнение своей работы с образцом
- умение работать самостоятельно, пользуясь инструкционной картой поузловой обработки изделия
Проверка знаний, умений и навыков.
Оценки учащихся за четверть (полугодие) выставляются на основе результатов письменных контрольных, практических работ и устных ответов учащихся с учётом их фактических ЗУН.
К промежуточной (годовой) аттестации допускаются все учащиеся переводных классов.
Годовая аттестация включает в себя:
-контрольное тестирование и практические работы по трудовому обучению в течении года;
Оценка устных ответов:
«5» - понимает материал, может самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры.
«4» - понимает материал, но допускает неточности, делает ошибки в речи, но не больше двух.
«3» - обнаруживает недостаточные знания и понимания темы, ответы неполные, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно привести примеры, нуждается в помощи учителя.
Оценка практических работ:
«5» - работа выполнена в соответствии с техническими условиями выполнения операции, аккуратна.
«4» - работа выполнена с 1-3 ошибками небольшая неаккуратность в выполнении.
«3» - работа с явным нарушением технологии в обработке и неаккуратностью в выполнении.
Нормативно – правовые документы, которые легли в основу учебного плана школы, следующие:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмо МО РФ от 04.09.97г. №48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов" (с изменениями от 26.12.2000 г.)
-Базисный учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (Приказ МО РФ от 10 .04.02.г., №29/20-65-п);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189, зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993.
Рабочая программа ориентирована на использование учителем следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:
- Г.Г. Мозговая «Технология Швейное дело 5 класс» Москва «Просвещение» 2009г.
Дополнительная литература:
-Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V111 вида сборник №2. Москва «Владос» 2000 год. Под редакцией В.В. Воронковой.
-Г.Б. Картушина и Г.Г. Мозговая «Швейное дело 5-6 класс Москва «Просвещение» 1990г.
Б.П.Пузанова Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) Москва Асадема 2001 г.
И.П.Подласый Курс лекция по коррекционной педагогике Москва «Владос» 2003 г.
Учебное пособие Психология и педагогика Москва Издательство института Психотерапии 2002 г.
Е.К.Ковалева Трудовое обучение во вспомогательной школе Москва Просвещение 1988 г.
Л.В. Мелникова Методика трудового обучения Москва Просвещение 1985 г.
Я.А. Рожнев Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских Москва Просвещение 1988 год
«Коррекционная педагогика» журнал №3 2009 год.
Для проведения занятий по швейному делу имеется:
- раздаточный и иллюстративный материал (таблицы, схемы) по темам: «Постельное белье», «Швейная машина», «Ремонт одежды»
-предметно-инструкционные карты по всем видам машинных и ручных швов, и т.д.
Для контроля усвоения учебного материала используются перфокарты, тесты, кроссворды по всем темам.
Содержание программы
5 КЛАСС
I четверть
Швейная машина Вводное занятие
Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест.
Повторение пройденного. Хлопчатобумажное волокно. Получение ткани. Лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани. Инструменты и приспособления для ручных работ.
Теоретические сведения. Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление верхней и нижней ниток. Правила безопасности при работе на швейной машине. Организация рабочего места.
Умение. Работа на швейной машине с ручным приводом.
Упражнения. Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку.
Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям.
Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовки машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте.
Работа с тканью
Изделие. Головной или носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом.
Теоретические сведения. Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон. Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист). Ручные и машинные работы при пошиве изделия. Машинные швы: виды (краевой, вподгибку с закрытым срезом), конструкция, применение.
Умение. Утюжка изделия. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами.
Упражнения. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами. Утюжка изделия.
Практические работы. Заметывание поперечного среза. Заме-тывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом. Подготовка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краев платка. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косыми стежками.
Ремонт одежды
Изделие. Пуговица на стойке.
Теоретические сведения. Виды пуговицы. Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки. Подготовка белья и одежды к ремонту. Швы, применяемые для ремонта белья и одежды.
Умение. Пришивание пуговицы, обметывание среза ткани.
Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание распоровшегося шва ручными стачными стежками. Обметывание срезов разрыва частыми косыми стежками (обмет). Приутюживание места ремонта.
Практическое повторение
Виды работы. Подшив головного и носового платков, вышивка монограммы.
Самостоятельная работа
Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см. Пришивание на образце пуговиц со сквозными отверстиями на стойке (согласно группам обученности по В.В.Воронковой). Выполняется по готовому крою.
Цель: знать виды стачного шва, технические условия его выполнения, уметь выполненить на образце шов вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см, пришить пуговицусо сквозными отверстиями на стойке
II четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила поведения учащейся в мастерской. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и машинного рабочего места.
Работа с тканью
Изделия. Мешочек для хранения изделия. Повязка из двух слоев ткани с завязками из тесьмы для дежурного.
Теоретические сведения. Название тканей, используемых для пошива мешочка. Ручные и машинные работы. Машинные швы, конструкция и применение. Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки.
Умение. Продергивание тесьмы, выполнение станочного шва.
Упражнения. Выполнение станочного шва на образце.
Практические работы. Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обметывание срезов шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5—2 см. Продергивание тесьмы. Пришивание эмблемы к повязке для дежурного. Складывание и сметывание деталей. Обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание шва, выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. Приутюживание изделия.
Ремонт одежды
Изделия. Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации.
Теоретические сведения. Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки и заплаты.
Умение. Наложение заплаты.
Практические работы. Вырезание лоскута 10 х 14 см для вешалки. Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой.
Пришивание вешалки к изделию. Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Загибание и заметывание срезов заплаты. Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание изделий.
Самостоятельная работа
Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом (согласно группам обученности по В.В.Воронковой). Выполняется по готовому крою.
Цель: знать виды краевых швов, ТУ выполнения шва вподгибку, уметь выполнять на образце вешалку и втачать ее в шов вподгибку с закрытым срезом.
III четверть
Вводное занятие
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской.
Швейная машина с ножным приводом
Теоретические сведения. Швейная машина с ножным приводом: назначение, устройство (приводной, передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие). Регулятор строчки: устройство и назначение. Машинная закрепка. Машинная игла: устройство и подбор в зависимости от ткани, правила установки.
Умение. Работа на швейной машине с ножным приводом.
Упражнения. Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы винтом. Подбор игл в зависимости от толщины ткани. Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани.
Практические работы. Выполнение строчек с различной длиной стежка. Выполнение машинной закрепки. Выполнение машинных строчек на тонких и толстых тканях.
Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани
Изделия. Салфетки квадратной и прямоугольной формы, обработанные швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1 см.
Теоретические сведения. Инструменты и материалы для изготовления выкройки. Сантиметровая лента. Понятия прямая и кривая линии, прямой угол. Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия: виды (сплошная — основная (тонкая) и штриховая — вспомогательная), назначения. Вертикальные и горизонтальные линии. Правила оформления чертежей (обозначение линий, точек, размеров). Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании.
Ткани, применяемые для изготовления салфеток: названия, виды (гладкокрашеные, с рисунком). Определение долевой и поперечной нити. Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы.
Умение. Построение чертежа и раскрой изделия.
Практические работы. Построение прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах. Проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на ткани с учетом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны. Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке. Подготовка кроя к пошиву на машине. Положение детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины. Выполнение шва вподгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия.
Двойной шов
Теоретические сведения. Соединительные швы. Двойной шов (ширина первой строчки 0,5 см, готового шва 0,7 см): конструкция и применение.
Умение. Складывание ткани, сметывание и стачивание. Вывертывание ткани, выметывание и выполнение второй строчки. Контроль размеров шва.
Упражнение. Выполнение двойного шва на образце. ,
Построение чертежа по заданным размерам.
Пошив однодетального изделия с применение двойного шва
Изделие. Наволочка на подушку с клапаном (заходом одной стороны на другую) не менее чем на 25 см.
Теоретические сведения. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки.
Практические работы. Определение размера наволочек по подушке. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки боковых срезов двойным швом, сметывание. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление салфетки и наволочки.
Самостоятельная работа
Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и проверка построения квадрата. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибку шириной 3 см (согласно группам обученности по В.В.Воронковой). Выполняется по готовому крою.
Цель: знать ТУ выполнеия двойного шва, уметь выполнять двойной шов шириной 0,7 см и шов вподгибку шириной 3 см.
IV четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила безопасности при шитье.
Накладной шов
Теоретические сведения. Виды соединительного шва: накладной и др. Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: применение, ширина в разных изделиях. Места измерения ширины швов.
Умение. Выполнение накладного шва с закрытым срезом, с двумя открытыми срезами с изнанки, направленными в одну сторону и измерение его ширины.
Практические работы. Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами, направленными в разные стороны, измерение по ширине.
Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов
Изделие. Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух слоев ткани.
Теоретические сведения. Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка. Сумки: фасоны, размеры, швы.
Умение. Расчет расхода ткани.
Практические работы. Определение ширины и длины прямоугольной сумки и ее ручек. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину. Расчет расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание деталей с припуском на швы. Соединение боковых срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Разметка мест прикрепления и приметывание ручек. Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек. Образование дна и боковых сторон сумки путем застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его. Отделка сумки.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление по выбору наволочки, хозяйственных сумок, футляров для хозяйственных предметов, повязки для дежурных.
Самостоятельная работа
Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (согласно группам обученности по В.В.Воронковой). Выполняется по готовому крою (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом, обработка ручки накладным швом).
Цель: знать ТУ выполнения соединительных швов, уметь выполнять отдельные операции по изготовлению сумки
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
по швейному делу в 5 классе на 2015 - 2016 уч.г.
учителя Чумаковой Елены Александровны
Часов в неделю | всего | Из них | |||
контрольных работ | практических работ | экскурсий | |||
1 четверть | 6 | 54 | 6 | 43 | |
2 четверть | 6 | 42 | 3 | 27 | |
3 четверть | 6 | 60 | 3 | 40 | |
4 четверть | 6 | 48 | 3 | 32 | |
ГОД | 204 | 15 | 139 | - |
Учебно – тематическое планирование
5 класс
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе: | ||
Лабораторно- практические работы (экскурсии) | Контрольные работы | Зачет по теме | |||
1 | Швейная машина | 9 | 6 | ||
Лабораторная работа « признаки х\б волокна» | 1 | ||||
2 | Работа с тканью | 9 | 5 | ||
Лабораторная работа « определение вида тканей» | 1 | ||||
3 | Ремонт одежды | 9 | 6 | ||
4 | Практическое повторение | 21 | 24 |
| |
5 | Самостоятельная работа | 6 | 4 | ||
Итого за 1 четверть | 54 | 43 | 4 | ||
6 | Работа с тканью | 24 |
| ||
7 | Ремонт одежды | 15 | 18 | 2 | |
8 | Самостоятельная работа | 3 | 9 | 4 | |
Итого за 2 четверть | 42 | 27 | 4 | 2 | |
9 | Вводное занятие | 2 | |||
10 | Швейная машина с ножным приводом | 6 | 4 | ||
11 | Построение чертежа в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам. | 13 | 8 | ||
12 | Двойной шов | 6 | 4 | ||
13 | Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетальных изделий с применением двойного шва | 18 | 12 | ||
Практическое повторение | 12 | 12 | |||
Пошив салфетки |
| ||||
Пошив наволочки |
| ||||
Пошив наволочки с пооперационным распределением труда | 2 | ||||
14 | Самостоятельная работа | 3 | 4 | ||
Итого за 3 четверть | 60 | 40 | 4 | 2 | |
15 | Вводное занятие | 2 | |||
16 | Накладной шов | 8 | 5 | ||
17 | Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам и его пошив с применением двойного и накладного шва | 21 | 13 | ||
Лабораторная работа « признаки х\б волокон» | 1 | ||||
17 | Практическое повторение | 14 | 14 | ||
Пошив салфетки | |||||
Пошив сумки | 2 | ||||
18 | Самостоятельная работа | 3 | 4 |
| |
Итого за 4 четверть | 48 | 32 | 4 | 2 | |
Итого за год | 204 | 142 | 16 | 6 |
Рассмотрено
на заседании МО
протокол №___
______________
от«___»_________»201_г.
Календарно – тематическое планирование
Предмет__Швейное дело
Класс 5
Учитель Чумакова Елена Александровна
Календарно – тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы, созданной на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида: 5-9 классы\ под ред. В.В. Воронковой. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Настоящее календарно – тематическое планирование ориентировано на использование:
- учебников: Мозговая Г.Г. Технология. Швейное дело: учеб. для 5 класса спец.(кор.) образоват. учереждений 8 вида, Просвещение, 2009;
- дополнительных пособий:
Методические пособия. Мозговая Г.Г. Швейное дело: учебник для 5-6 кл.\ Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина.- М., Просвещение, 1990.; Б.П.Пузанова Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика), Москва, Асадема, 2001 г.; И.П.Подласый Курс лекция по коррекционной педагогике, Москва, «Владос», 2003 г.; Е.К.Ковалева Трудовое обучение во вспомогательной школе, Москва, Просвещение, 1988 г.; Л.В. Мелникова Методика трудового обучения, Москва, Просвещение, 1985г.; «Коррекционная педагогика», журнал №3, 2009 год.
Дидактический материал: раздаточный и иллюстративный материал (таблицы, схемы) по темам: «Постельное белье», «Швейная машина», «Ремонт одежды»; предметно-инструкционные карты по всем видам машинных и ручных швов, и т.д.
Для контроля усвоения учебного материала используются перфокарты, тесты, кроссворды по всем темам
Календарно – тематическое планирование
№ ур. год | № ур. четв. | Тема раздела, тема урока | Дата |
Тема раздела. Количество часов. | |||
Швейная машина | |||
1 | 1 | Вводное занятие. Беседа о профессии швеи План работы, организация рабочего места. ТБ. | 4.09 |
2 | 2 | Хлопчатобумажное волокно. Получение ткани . Лабораторная работа: Определение хлопкового волокна. | 4.09 |
3 | 3 | Лицевая и изнаночная сторона ткани, долевая и поперечная нить | 4.09 |
4 | 4 | Швейная машина. Правила безопасной работы. | 7.09 |
5 | 5 | Организация рабочего места. Подготовка машины к работе. | 7.09 |
6 | 6 | Рабочий и свободный ход машины. Заправка швейной машины. | 7.09 |
7 | 7 | Наматывание ниток на шпульку. Пуск и остановка швейной машины. | 11.09 |
8 | 8 | Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). | 11.09 |
9 | 9 | Положение изделия на машинном рабочем столе. | 11.09 |
Работа с тканью. | |||
10 | 10 | Представление о волокне: внешний вид, употребление. | 14.09 |
11 | 11 | Виды волокон | 14.09 |
12 | 12 | Лабораторная работа: Распознавание волокон. | 14.09 |
13 | 13 | Носовой платок. Название тканей, используемых для изготовления изделия (ситец, батист). | 18.09 |
14 | 14 | Ручные и машинные работы при пошиве. | 18.09 |
15 | 15 | Краевой шов вподгибку с закрытым срезом, конструкция, применение. | 18.09 |
16 | 16 | Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами | 21.09 |
17 | 17 | Обработка углов платка косыми стежками. | 21.09 |
18 | 18 | Утюжка изделия. | 21.09 |
Ремонт одежды. | |||
19 | 19 | Виды пуговицы, нитки для пришивания. | 25.09 |
20 | 20 | Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы. | 25.09 |
21 | 21 | Определение места для оторванной пуговицы. Подбор ниток. | 25.09 |
22 | 22 | Пришивание пуговиц на стойке. | 28.09 |
23 | 23 | Швы, применяемые для ремонта белья и одежды | 28.09 |
24 | 24 | Стачивание распоровшегося шва ручными стачными стежками | 28.09 |
25 | 25 | Обметывание срезов разрыва частыми косыми стежками (обмет). | 2.10 |
26 | 26 | Приутюживание места ремонта. | 2.10 |
27 | 27 | ТБ при работе | 2.10 |
28 | 28 | Практическое повторение. Пошив головного и носового платков | 5.10 |
29 | 29 | Раскрой изделия по заданным размерам | 5.10 |
30 | 30 | ТБ при раскрое | 5.10 |
31-48 | 31-48 | Обработка срезов платка по выбору, вышивка монограммы. ТБ при работе | С 09.10-31.10 |
49 | 49 | Самостоятельная работа | 23.10 |
50 | 50 | Виды стачного шва | 23.10 |
51 | 51 | Технические условия обработки стачного шва | 23.10 |
52 | 52 | Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см. | 26.10 |
53 | 53 | Пришивание на образце пуговиц со сквозными отверстиями на стойке. | 26.10 |
54 | 54 | Работа по технологической карте | 26.10 |
Работа с тканью. | |||
55 | 1 | Вводное занятие План работы. Правила поведения в мастерской | 09.11 |
56 | 2 | Правила безопасной работы с инструментами и на швейной машине. Организация рабочего места. | 09.11 |
57 | 3 | Мешочек для хранения изделия. | 09.11 |
58 | 4 | Название тканей, используемых для пошива мешочка. Ручные и машинные работы. | 13.11 |
59 | 5 | Машинные швы, конструкция и применение | 13.11 |
60 | 6 | Выполнение швов на образцах. ТБ при работе | 13.11 |
61 | 7 | Шов вподгибку с закрытым срезом | 16.11 |
62 | 8 | Стачной шов | 16.11 |
63 | 9 | Составление плана пошива мешочка | 16.11 |
64 | 10 | Отделка мешочка аппликацией. | 20.11 |
65 | 11 | Стачивание боковых срезов. | 20.11 |
66 | 12 | Выполнение стачного шва ТБ при работе | 20.11 |
67 | 13 | Обметывание срезов шва косыми или петельными стежками. | 23.11 |
68 | 14 | Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5—2 см. | 23.11 |
69 | 15 | Продергивание тесьмы. | 23.11 |
70 | 16 | Повязка из двух слоев ткани с завязками. | 27.11 |
71 | 17 | Раскрой. ТБ при работе | 27.11 |
72 | 18 | Заготовка завязок. | 27.11 |
73 | 19 | Вышивание эмблемы дежурного на повязке | 30.11 |
74 | 20 | Складывание и сметывание деталей. | 30.11 |
75 | 21 | ТБ при работе | 30.11 |
76 | 22 | Обтачивание деталей, обрезка углов | 04.12 |
77 | 23 | Выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. | 04.12 |
78 | 24 | Приутюживание изделия. ТБ при работе | 04.12 |
79 | 25 | Ремонт одежды Виды ремонта одежды | 07.12 |
80 | 26 | Вешалка к изделию | 07.12 |
81 | 27 | Подбор ткани для вешалки. | 07.12 |
82 | 28 | Изготовление шаблона 10 х 14 см для вешалки, раскрой детали. | 11.12 |
83 | 29 | Изготовление втачной вешалки | 11.12 |
84 | 30 | Обработка вешалки косыми стежками | 11.12 |
85 | 31 | Обработка вешалки машинной строчкой. | 14.12 |
86 | 32 | ТБ при работе | 14.12 |
87 | 33 | Отутюживание изделия | 14.12 |
88 | 34 | Заплата – аппликация. Подбор ткани для заплаты. | 21.12 |
89 | 35 | Раскрой заплаты с прибавкой на швы ТБ при работе. | 21.12 |
90 | 36 | Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание | 21.12 |
91 | 37 | Пришивание заплаты вручную косыми или петельными стежками. | 25.12 |
92 | 38 | Приутюживание изделия. | 25.12 |
93 | 39 | Зачет : Проверка знаний по теме «Ручные работы» | 25.12 |
94 | 40 | Самостоятельная работа Краевые швы. Технические условия его выполнения | 18.12 |
95 | 41 | Обработка вешалки | 18.12 |
96 | 42 | Втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом. | 18.12 |
97 | 1 | Вводное занятие Задачи обучения и план работы на четверть. | 11.01 |
98 | 2 | Правила безопасной работы в мастерской | 11.01 |
Швейная машина с ножным приводом. | |||
99 | 3 | Швейная машина с ножным приводом: назначение, устройство (приводной, передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие). | 11.01 |
100 | 4 | Регулятор строчки: устройство и назначение | 15.01 |
101 | 5 | Выполнение строчек с различной длиной стежка. | 15.01 |
102 | 6 | Машинная закрепка. Выполнение машинной закрепки. | 15.01 |
103 | 7 | Машинная игла: устройство и подбор в зависимости от ткани. | 18.01 |
104 | 8 | Установка иглы в игловодитель. | 18.01 |
Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани | |||
105 | 9 | Салфетки квадратной и прямоугольной формы. Инструменты и материалы для изготовления выкройки. | 18.01 |
106 | 10 | Сантиметровая лента. Понятия прямая и кривая линии, прямой угол. | 22.01 |
107 | 11 | Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия. Правила оформления чертежей (обозначение линий, точек, размеров) | 22.01 |
108 | 12 | Построение чертежа салфетки. | 22.01 |
109 | 13 | Ткани, применяемые для изготовления салфеток. Определение долевой и поперечной нити | 25.01 |
110 | 14 | Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы | 25.01 |
111 | 15 | Раскрой изделия. | 25.01 |
112 | 16 | Проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов. Подготовка кроя к пошиву на машине | 29.01 |
113 | 17 | Обработка поперечных срезов салфетки. | 29.01 |
114 | 18 | Застрочить срезы. | 29.01 |
115 | 19 | Обработка долевых срезов салфетки. | 01.02 |
116 | 20 | Обработка углов | 01.02 |
117 | 21 | Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании. Утюжка изделия. | 01.02 |
118 | 22 | Двойной шов | 05.02 |
119 | 23 | Соединительные швы. | 05.02 |
120 | 24 | Двойной шов конструкция и применение. | 05.02 |
121 | 25 | Выполнение двойного шва на образце. | 08.02 |
122 | 26 | Складывание деталей, сметывание. | 08.02 |
123 | 27 | Выметывание шва. Ш\Ш в готовом виде. | 08.02 |
124 | 28 | Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применение двойного шва | 12.02 |
125 | 29 | Наволочка на подушку с клапаном | 12.02 |
126 | 30 | Ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. | 12.02 |
127 | 31 | Определение размера наволочек по подушке. | 15.02 |
128 | 32 | Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам | 15.02 |
129 | 33 | Подготовка ткани к раскрою. | 15.02 |
130 | 34 | Раскладка выкройки на ткани. | 19.02 |
131 | 35 | Расчет расхода ткани на наволочку | 19.02 |
132 | 36 | Раскрой с припуском на швы | 19.02 |
133 | 37 | Составление плана пошива наволочки | 22.02 |
134 | 38 | Обработка поперечных срезов наволочки. | 22.02 |
135 | 39 | Застрачивание срезов наволочки. | 22.02 |
136 | 40 | Выполнение разметки для клапана. | 26.02 |
137 | 41 | Обработка боковых (долевых) срезов одновременно с клапаном двойным швом. | 26.02 |
138 | 42 | Выполнение двойного шва | 26.02 |
139 | 43 | Выполнение машинной закрепки. | 29.02 |
140 | 44 | Влажно-тепловая обработка изделия | 29.02 |
141 | 45 | Утюжка готового изделия. | 29.02 |
142-153 | 46-57 | Практическое повторение Изготовление салфетки и наволочки по готовому крою. | С 04.03 по 21.03 |
154 | 58 | Самостоятельная работа Двойной шов. Технические условия обработки. | 18.03 |
155 | 59 | Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и проверка построения квадрата | 18.03 |
156 | 60 | Выполнение на образце двойного шва | 18.03 |
157 | 1 | Вводное занятие План работы на четверть. | 01.04 |
158 | 2 | Правила безопасности при шитье. | 01.04 |
Накладной шов | |||
159 | 3 | Виды соединительных швов: накладной и др. | 01.04 |
160 | 4 | Применение, ширина в разных изделиях | 04.04 |
161 | 5 | Ширина шва | 04.04 |
162 | 6 | Места измерения ширины швов. | 04.04 |
163 | 7 | Выполнение накладного шва с закрытым срезом, | 08.04 |
164 | 8 | Изготовление шва на образце | 08.04 |
165 | 9 | Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами с изнанки. Измерение ширины шва. | 08.04 |
Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов | |||
166 | 10 | Растительные волокна (хлопок). Получение пряжи из волокон хлопка. | 11.04 |
167 | 11 | Общее представление о прядении | 11.04 |
168 | 12 | Лабораторная работа «Свойства х\б волокон» | 11.04 |
169 | 13 | Сумки: фасоны, размеры, швы | 15.04 |
170 | 14 | Определение ширины и длины прямоугольной сумки и ее ручек | 15.04 |
171 | 15 | Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину. | 15.04 |
172 | 16 | Расчет расхода ткани. | 18.04 |
173 | 17 | Подготовка ткани к раскрою. | 18.04 |
174 | 18 | Раскладка выкройки на ткани. | 18.04 |
175 | 19 | Выкраивание деталей с припуском на швы. | 22.04 |
176 | 20 | ТБ при работе | 22.04 |
177 | 21 | Раскрой изделия | 22.04 |
178 | 22 | Составление плана пошива. | 25.04 |
179 | 23 | Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. | 25.04 |
180 | 24 | Отутюживание ручек | 25.04 |
181 | 25 | Соединение боковых срезов двойным швом. | 29.04 |
182 | 26 | Проутюживание боковых срезов | 29.04 |
183 | 27 | Обработка верхнего среза сумки с одновременным притачиванием ручек. | 29.05 |
184 | 28 | Выполнение машинных закрепок | 06.05 |
185 | 29 | Образование дна и боковых сторон сумки путем застрачивания углов. | 06.05 |
186 | 30 | Отделка сумки. | 06.05 |
187 | 31 | Практическое повторение Изготовление по выбору наволочки, хозяйственных сумок, футляров для хозяйственных предметов, повязки для дежурных. | 13.05 |
188 | 32 | Выбор изделия для пошива. | 13.05 |
189 | 33 | Составление плана работы. | 13.05 |
190 | 34 | Раскрой изделия с использованием готовых лекал. | 16.05 |
191 | 35 | ТБ при раскрое | 16.05 |
192 | 36 | Вырезание кроя по контурным линиям | 16.05 |
193- 201 | 37-45 | Обработка изделий. Оценка выполненной работы. Пошив изделий с пооперационным разделением труда. | С 23.05- 28.05 |
202 | 46 | Самостоятельная работа Соединительные швы. Технические условия обработки швов | 20.05 |
203 | 47 | Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя | 20.05 |
204 | 48 | Соединение боковых срезов двойным швом | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Швейное дело 6 класс
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), первый вариант базисного плана.Прог...
Рабочая программа. Швейное дело 7 класс
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), первый вариант базисного плана.Спец...
Рабочая программа. Швейное дело 8 класс
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), первый вариант базисного плана.Прог...
"Рабочая программа (швейное дело) для 7 класса в условиях перехода на Ф Г О С У О.
Рабочая програма разработана для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений в условиях перехода на ФГОС....
Адаптированная рабочая программа Швейное дело 10-11 классы.
Адаптированныя рабочая программа по предмету производственног обучения (швейное дело) 10-11 классы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Адаптированная рабочая программа Швейное дело 8 класс.
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету профессионально-трудовое обучение (швейное дело) 8 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Адаптированная рабочая программа Швейное дело 7 класс.
Адаптированная рабочая программ по учебному предмету профессионально-трудовое обучение (швейное дело) 7 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....