Программа кружка "Юный патриот".
рабочая программа по теме
В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, образования и просвещения.
Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 9-х классов. Состав группы постоянный. Набор детей свободный. Формы занятий - индивидуальные и групповые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_patriot_.docx | 292.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа»
РМ Теньгушевского муниципального района с. Теньгушева
«Утверждаю»
Директор МБУ ДОД
______________/Родина Т.А./
2.09 2013 г.
Рабочая программа
кружка
«Юный патриот»
(патриотическое направление)
Возраст участников 14-15 лет
Срок реализации программы - 3 года
Автор - составитель:
учитель истории Тугушева М.А.
2013 год
Пояснительная записка
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков проявляется равнодушие к своей родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей страны.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий.
Программа разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы». Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (Третья программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.
В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, образования и просвещения.
Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 9-х классов. Состав группы постоянный. Набор детей свободный. Формы занятий - индивидуальные и групповые.
Цель работы кружка «Юный патриот»:
- создание и совершенствование системы патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.
Задачи:
- Воспитание у школьников любви и уважения к родному краю.
- Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.
- Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции школьников.
- Приобщение учащихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково - исследовательской деятельности.
- Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры.
- Повышение качества патриотического воспитания в школе.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Для успешной реализации данной программы применяются следующие методы:
обучение в сотрудничестве;
- индивидуализации обучения;
- работа в группах
- коллективное взаимодействие;
- исследовательская работа;
- творческая деятельность.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Реализация данной программы предполагает:
- систему краеведческих знаний,
- устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
- уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
- любовь и бережное отношение к родной природе;
- посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
- честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Список учащихся кружка «Юный патриот»
- Солдатов Михаил – 9 «А» кл.
- Казанцев Никита – 9 «А» кл.
- Шеварихина Юлия – 9 «А» кл.
- Катышева Кристина – 9 «А» кл.
- Муклецова Наталия – 9 «А» кл.
- Бурукова Екатерина – 9 «А» кл.
- Малахова Анастасия - 9 «Б» кл.
- Костина Анастасия -9 «Б» кл.
- Нужина Карина – 9 «Б» кл.
- Гирченко Дарина – 9 «Б» кл.
- Гладышева Наталья – 9 «Б» кл.
- Рожкова Валентина – 9 «Б» кл.
- Буйнова Мария - 9 «Б» кл.
- Ботников Сергей – 9 «Б» кл.
- Гладышева Мария - 9 «В» кл.
Расписание занятий:
Среда – 15.оо -17.00
Суббота –14.00 – 16.00
Руководитель – Тугушева Марина Александровна
Учебно-тематический план занятий на 2013-2014 учебный год
№ | Тема занятий | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. | Практич. | ||
1. | Мой дом и моя семья. | 5 | 3 | 2 |
2. | Село, в котором я живу. | 5 | 2 | 3 |
3. | Моя малая Родина. | 6 | 4 | 2 |
4. | Мордовия – субъект Российской Федерации. | 4 | 2 | 2 |
5. | Россия – родина моя. | 6 | 3 | 3 |
6. | Героические периоды истории моей страны. | 6 | 2 | 4 |
7. | Народный костюм. | 4 | 1 | 3 |
8. | Народные детские игры. | 4 | 2 | 2 |
9. | Юные сыны России | 8 | 4 | 4 |
10. | Доброта спасёт мир. | 3 | 1 | 2 |
11. | Что я знаю о своих правах. | 5 | 2 | 3 |
12. | Обряды и обычаи. | 5 | 2 | 3 |
13. | Красота вокруг нас. | 3 | 2 | 1 |
14. | Я – гражданин России. | 5 | 2 | 3 |
15. | Подвигу народа жить в веках. | 5 | 3 | 2 |
16. | Личность в истории Мордовии. | 6 | 3 | 3 |
17. | Песни военных лет. | 7 | 2 | 5 |
18. | Русский народ – настоящий патриот. | 6 | 3 | 3 |
19. | Мордва – русские навеки вместе. | 3 | 1 | 2 |
20. | Достопримечательности республики Мордовия. | 6 | 3 | 3 |
21. | Что ты знаешь о ветеранах ВОВ. | 7 | 4 | 3 |
22. | Великая Отечественная война в памяти мордвы. | 3 | 1 | 2 |
23. | « Этих дней не смолкнет слава». | 4 | 2 | 2 |
24. | В память о войне 1941-1945 гг. | 5 | 2 | 3 |
25. | Знай и люби свой край! | 3 | 1 | 2 |
26. | Итоговые занятия. | 4 | 1 | 3 |
Итого | 128 | 58 | 70 |
Информационная карта образовательной программы
1. | Полное название | Программа кружка «Юный патриот» |
2. | Автор программы | |
3. | Педагог, реализующий программу | Тугушева Марина Александровна |
4. | Дата создания, утверждения | 2013 год |
5. | Вид программы | Типовая |
6. | Направление деятельности | Гражданско-патриотическое воспитание |
7. | Срок реализации | 3 года |
8. | Возраст обучающихся | 14-15 лет |
9. | Цели и задачи | Цель: - создание и совершенствование системы патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите. Задачи:
воспитания в школе. |
10. | Аннотация к программе (краткое содержание) | Данная программа предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Программа рассчитана на учащихся 9-х классов (14 лет), реализуется в течение 3-х лет. В кружке занимаются 15 учащихся. Занятия проводятся на базе МБОУ «Теньгушевская СОШ» Формы работы кружка различные: выступления, деловые игры, беседы, диспуты, викторины, исследовательская деятельность, коллективные творческие дела, выставки и др.
|
11. | Приложения (методические разработки, рекомендации) | |
12. | Прогнозируемый результат | Реализация данной программы предполагает:
|
13. | Особенности работы по данной программе | Учащиеся будут учиться общаться, брать интервью, грамотно собирать материал, обрабатывать его, оформлять в виде альбомов, рефератов. Приобретут умения публичного выступления. У |
14. | Перспективы развития | Участие в работе кружка отразится на повышении успеваемости по предметам (история, география) |
Содержание программы кружка «Юный патриот»
Октябрь
- Мой дом и моя семья. - 5 ч.
- Составление своей родословной.
- Герб моей семьи.
- Семейные реликвии.
- «Я горжусь своей семьёй». Творческий отчёт.
- Село, в котором я живу. - 5 ч.
- « Будущее нашего села». Составление проекта.
- « Мой любимый уголок родного села». Фотоконкурс.
- « Лучший знаток истории села». Интеллектуальный аукцион.
- « Если бы я был депутатом!» Эссе.
- «Ими гордится наше село». Конкурс визиток.
3. Моя малая Родина. - 6 ч.
- История создания района.
- О чем рассказывают названия деревень. Легенды и предания.
- Жители нашего района и их занятия. Составление проекта.
- Культурные традиции жителей нашего района.
- Наш район богат талантами.
- Памятные места нашего района. Заочная экскурсия.
Ноябрь
4. Мордовия – субъект Российской Федерации. - 4 ч.
1.Саранск – столица Мордовии. Презентация.
2. Государственные символы.
3. Из истории мордовских городов.
4. Достопримечательности республики. Составление проекта.
5. Россия – родина моя. - 6 ч.
- « Откуда есть пошла Русская земля». Познавательно-деловая игра
- Путешествие по карте России.
- Символика в истории России.
- « Овеян славою флаг наш». Из истории флага.
- Конституция РФ – основа общественной системы. Практическое занятие.
- « Россия – все, чем я живу». Составление кластера.
6. Героические периоды истории моей страны. - 6 ч.
- « Три поля русской славы». Творческий отчёт, посвященный Куликовской битве, Бородинскому сражению, Ледовому побоищу.
- Подвиг во имя Отечества. Выступления, дискуссии.
- Выставка моделей боевой техники.
- «Слава русского оружия». Военно-патриотическая игра.
- Алёна Арзамасская (Темниковская) - предводительница отряда.
- День Народного Единства.
Декабрь
- Народный костюм. - 4 ч.
- Роль одежды в народной культуре.
- Мужской костюм и женская одежда русских, мордвы и татар. Презентация.
- Искусство рукоделия (вышивка, резьба по дереву). Мастер – класс.
8. Народные детские игры. - 4ч.
- Особенности мордовской народной игры.
- Сходства и различие мордовской и русской народной игры.
- 3.Детские игры старожил с. Теньгушева, Кураева, Стандрова. Составление проектов.
- Мордовские считалки, потешки, зазывалки.
9. Юные сыны России. - 8 ч.
- « Славному сыну Отечества посвящается». Патриотическая викторина.
- « О людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы…». Поэтический вечер.
- «Мужество русского воина». Оформление уголков.
- «Военные династии». Фотостенд.
- Флотоводец Ф.Ф. Ушаков.
- А.И. Румянцев, его военная и дипломатическая деятельность.
- М.А. Пуркаев – советский военачальник из Мордовии.
Январь
10. Доброта спасёт мир. - 3 ч.
- «Добро и зло – вечные вопросы». Дискуссия.
- «Мир через культуру». Научно – практическая конференция.
- Рейд «Забота» проведение практики шефства над ветеранами.
11. Что я знаю о своих правах. - 5 ч.
- « Я и мои права». Конвенция о правах ребёнка. Практикум.
- «Я имею право на…». Дискуссия.
- « Если бы я был депутатом!». Конкурс сочинений.
- «Я – гражданин России». Проект.
- «Дни защиты от экологической опасности». Акция.
12. Обряды и обычаи. - 5 ч.
- Религия мордвы свозь призму веков.
- Обряды и обычаи. Научно – практическая конференция.
- Народный фольклор с. Теньгушева. Практикум.
- Спортивные победы Республики Мордовия. Презентация.
13. Красота вокруг нас. - 3 ч.
- « Любимый уголок моей страны». Информационный отчёт.
- «Населённый пункт будущего». Творческий проект.
- Экскурсия в природу.
Февраль
14. Я – гражданин России. - 5 ч.
- «Знаешь ли ты чины и звания родов войск». Викторина
- «Линейка Памяти», посвящённая Дню юного героя-антифашиста.
- 3.Отечества достойные сыны: А.Невский, А.Суворов, М.Кутузов».
- Конкурс плакатов-анкетирование юношей на предмет отношения к службе в армии.
- Практические занятия « Чем я могу быть полезен Родине?».
- Подвигу народа жить в веках. - 5 ч.
- « Парень из нашей школы». Беседа о выпускниках школы, служивших в горячих точках.
- « Живая память» - встреча с матерями выпускников школы, находящихся на службе.
- «Философский стол» на тему: « Я бы в армию пошел…»
- «Их именами гордится страна». Компьютерная презентация.
- Личность в истории Мордовии. - 6 ч.
- Федот Васильевич Сычков. Презентация.
- Патриарх Никон и его реформа. Дискуссия.
- Отец Филарет – живописец и архитектор Санаксарского монастыря.
- Дорофеев З.Ф. – родоначальник мордовской литературы.
- Братья Веденяпины – участники восстания декабристов. Диспут.
- Публицист и писатель-сатирик И.В. Селиванов.
Март
17. Песни военных лет. - 7 ч.
- « Кто сказал, что надо бросить песню на войне». Конкурс песни на героико-патриотическую тему.
- «О чём говорит частушка?»
- « Поэзия войны». Подборка стихов.
- Инсценировка военно-патриотической песни.
- « Тебе, о Родина, сложил я песню эту!». Вечер инсценированной песни.
- Участие в районном конкурсе военно - патриотической песни.
18. Русский народ – настоящий патриот. - 6 ч.
- « Русский народ – настоящий патриот». Беседа.
- « Рода войск в современной армии». Устный журнал.
- Дискуссия по проблемам фашизма и антисемитизма.
- « Российский солдат умом и силой богат». Интеллектуально-спортивное мероприятие.
- История военных наград.
- Заочное путешествие «Звёздное небо!», посвящённое Всемирному Дню авиации и космонавтики.
19. Мордва – русские навеки вместе. - 3 ч.
- Пургаз и Пуреш. По страницам книги К. Абрамова. Дискуссия.
- Созидательная политика руководства Мордовии и её приоритеты.
- «Толерантность – путь к миру». Коллаж.
Апрель
20. Достопримечательности республики Мордовия. - 6 ч.
- Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Презентация.
- Собор Святого Праведного воина Фёдора Ушакова.
- Мордовский Государственный Университет им. Н.П. Огарёва – самый крупный вуз Поволжья. Заочная экскурсия.
- Памятники Саранска: Емельяну Пугачёву, А.И. Полежаеву, стратонавтам и др. Составление проекта.
- Театры в Саранске и их роль в культурной жизни.
- «Что ты знаешь о достопримечательностях Теньгушеского района?» Беседа.
21. Что ты знаешь о ветеранах ВОВ. - 7 ч.
- Акция « Пожелания ветерану»: адресные поздравления ветеранов ВОВ.
- «Дискуссионные качели» на тему: « Любовь и война».
- « Что есть долг». Дискуссия.
- «Милосердие на поле брани». Сочинение – рассуждение.
- «И помнит мир спасённый!». Конкурс рисунков и стихов.
- «Живая летопись войны». Краеведческий поиск.
7. «Что такое неофашизм?» Беседа.
22. Великая Отечественная война в памяти мордвы. - 3 ч.
- Герои Советского Союза – уроженцы Мордовии.
- Мордовия – составная часть тыла.
- «Войной растрелянная молодость». Практикум по книге В. И. Лапшинова - жителя с. Теньгушева
Май
23. « Этих дней не смолкнет слава». - 4 ч.
- « Лучший знаток истории ВОВ». Викторина.
- Заочная экскурсия по городам-героям.
- «Войны священные страницы навеки в памяти людской». Проект.
- « Дети войны». Литературно-музыкальная композиция.
24. В память о войне 1941-1945 гг. - 5 ч.
- « Мой дед, бабушка (прадед, прабабушка) – участники ВОВ». Фотостенд.
- « Мои родственники – участники ВОВ». Составление проекта.
- «Наша общая Победа «. Видеозапись интервью с ветеранами.
- Участие в праздничном шествии, посвященном Дню Победы.
- Праздник « Фронтовики, наденьте ордена!»
25. Знай и люби свой край! - 3 ч.
- « Знай и люби свой край!» Викторина.
- Экскурсия в природу.
- Красота природы с. Теньгушева». Фотостенд.
26. Итоговые занятия. - 4 ч.
- Выпуск газеты о работе кружка
- Отчет лекторской группы.
- Подведение итогов работы кружка и составление плана работы на следующий год.
Список использованной литературы.
Нормативно-правовая база:
- Конституция и законы Российской Федерации.
- Закон «Об образовании».
- Конвенция ООН «О правах ребенка» .
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
- Методические рекомендации по составлению образовательных программ учебного заведения. М: ОМК ВОЧ МДО,1995.
- Таран Ю.Н., Как разработать программу детского объединения. - Липецк,2006.
- В.Ю.Микрюков «Военно-патриотическое воспитание в школе». Москва. «Вако», 2009г.
- Н.И.Хромов «Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях». Москва. Айрис Пресс, 2008 г.
- Л.А. Тетушкина «Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания».Волгоград, «Учитель», 2009 г.
- Е.А.Воронова «Воспитать патриота». Ростов н/Д: феникс, 2008 г.
- Т.В. Шепелева «Государственные символы России». Волгоград: «Учитель», 2009 г.
- Г.С. Семенов «Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи».
- Москва: Школьная пресса, 2008г. («Воспитание школьников. Библиотека журнала»).
- П.Ф.Куклин, Л.А.Тетушкина, Л.А.Лаврова «Военно-спортивные игры». Волгоград: Учитель, 2009г.
- С.В.Титов, Г.И.Шабаева «Тематические игры по ОБЖ». Методическое пособие для учителя. Москва: ТЦ Сфера, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Я-классный руководитель" Воспитательная программа "Растим патриотов"
Воспитание детей и учащейся молодёжи в настоящее время осуществляется в новых социально – экономических и общественно – политических условиях. Сегодня меняется социокультурная жизнь подрастающего п...
Реализация программы "Стань патриотом своей школы"
текст выступления на региональной научно-практической конференции "Теория и практика краеведения в системе работы образовательных учреждений Самарской области" 2012 год...
Дополнительная образовательная программа «Юный патриот»
1. Пояснительная записка. 1.1 Направленность программы – военно-патриотическая.1.2. Актуальность.Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего по...
Рабочая программа клуба "Патриоты России"
авторская программа по духовно-нравственному воспитанию...
Досуговая программа "Мы-патриоты России!"
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отно...
Досуговая программа "Мы-патриоты России!"
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отно...
Проект программы "Растим патриотов"
Данный проект был представлен на муниципальном конкурсе проектов программ по патриотическому воспитанию....
Комментарии
Марина Александровна, с
Марина Александровна, с уважением отношусь к педагогам, которые умело создают систему работы по патриотическому воспитанию. Вы в числе этих педагогов.