Проект программы "Растим патриотов"
проект на тему

Москотельникова Наталья Владимировна

Данный проект был представлен на муниципальном конкурсе проектов программ по патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt_rastim_patriotov.zip80.46 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение                                                                                                                   3

Глава 1. Школьная воспитательная программа «Растим патриотов»

1.1. Пояснительная записка                                                                                    5

1.2. Управление процессом патриотического воспитания                                  7

1.3.  Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности   8

1.4. Направления и мероприятия программы                                                     10

1.5.  Распределение функциональных обязанностей                                         11

1.6. Ожидаемые результаты и критерии                                                              13

Глава 2. Система гражданско-патриотической работы в школе

2.1. Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию        15

2.2. Традиционные мероприятия школы по патриотическому воспитанию   17

2.3. Внедрение новых традиций   и  форм работы                                             20

2.4. Спортивно-патриотическое направление                                                    22

2.5.  Дополнительное образование                                                                      24

2.6. Работа с педагогическими кадрами                                                              24

 2.7. Результативность гражданско-патриотической работы                            25

Заключение                                                                                                             27

Литература                                                                                                             28

Введение

           Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

           Проблема патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется тенденция падения престижа военной и государственной службы. Вместе с тем, проблема патриотического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к её решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

           Цель проекта: создание модели воспитания патриотизма и гражданственности в школе.

Задачи: 1) составление школьной воспитательной программы гражданско-патриотической направленности «Растим патриотов»,

2) работа с учащимися и педагогами по реализации программы,

3) внедрение инновационных технологий в воспитательную работу,

4) обобщение опыта работа школы гражданско-патриотической         направленности.

          Гипотеза: создание модели воспитания патриотизма и гражданственности в школе повысит мотивацию обучающихся к участию в социальной практике, повышение интереса к истории Отечества, снизит конфликтность обучающихся, увеличит количество обучающихся, посещающих кружки и секции, увеличит количество обучающихся, принимающих участие в конкурсах, фестивалях, акциях, конференциях, повысит качество участия в муниципальных мероприятиях.

           Практическая значимость исследования состоит в  возможности применения представленных материалов для внедрения опыта работы  школы другими образовательными учреждениями.

       

Глава 1. Школьная воспитательная программа «Растим патриотов»

    1.1. Пояснительная записка

           В настоящее время государством предпринимаются меры по возрождению системы патриотического воспитания. В условиях становления гражданского общества и правового государства возникла необходимость осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.

            Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

            Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

           В нашей школе воспитательная работа организуется и проводится с учетом профиля, назначения и воспитательных возможностей учреждения, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, тесной взаимосвязи с учебно-воспитательным процессом. Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности. В школе действует система патриотического воспитания в основе, которой лежит школьная воспитательная программа  «Растим патриотов».

             Цель программы патриотического воспитания — развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- создание условий для проявления гражданственности, патриотизма;
- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;

- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной ответственности;

- формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни.

             Социальные партнеры по реализации программы: МУ «Управление образования», музей-усадьба Кривякино, Музей Боевой Славы, Центральная детская библиотека, УВМД России по Воскресенскому району, КДН, ГАИ ГИБДД Воскресенского р-на, ДК «Юбилейный», ДК «Химик», ООО «Фетр», МУ ДОД «Центр внешкольной работы», ДЮШС (лёгкая атлетика, каратэ, бадминтон).

             Реализация школьной воспитательной программы  «Растим патриотов» предполагает выполнение целого ряда условий:

  • нормативно-правовая база,
  • материальная база,
  • организационные,
  • психолого-педагогические,
  • методические,
  • кадровое обеспечение.

Материально техническое обеспечение реализации программы.

           Для реализации программы в школе имеются классные кабинеты, спортивный зал на 2 игровые площадки, тренажерный зал, стадион, компьютерный класс, выход в интернет, библиотека, 4 кабинета оборудованы мультимедийными проекторами, 2 интерактивные доски, видео-аудио аппаратура для оформления праздников, цифровой фотоаппарат.

            1.2. Управление процессом патриотического воспитания

             Организация патриотического воспитания в школе – сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.

           Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.

               Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира, что обуславливает гибкость в управлении системой патриотического воспитания в школе (схема № 1).                                  Схема №1

       1.3.  Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности

№ п/п

Группа методов

Методы

Свойства методов

I.

Методы формирования сознания личности

Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера.

Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

II.

Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения

Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов.

Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.

III.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха.

Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

        1.4. Направления и мероприятия программы

Направления

Основные мероприятия

Историко-краеведческое

  • краеведческий марафон,
  • посещение музеев: усадьба Кривякино, Боевой Славы,
  • встречи с ветеранами, уважаемыми земляками,
  • участие в районных, областных и всероссийских конкурсах.

Гражданско-патриотическое воспитание

  • неделя правовых знаний,
  • работа школьного пресс-центра,
  • игра «Выборы»,
  • работа школьных органов самоуправления,
  • участие в районных, областных и всероссийских конкурсах,
  • тематические классные часы,
  • лекторские группы.

Социально-патриотическое

Акции:

  • «Поздравляем!»,
  • «День добрых дел»,
  • «Ветеран живёт рядом»»,
  • «Чистый пруд»,
  • «Забота»,
  • нравственные классные часы,
  • праздник ко Дню матери,
  • КТД «Согреем ладони, разгладим морщины» ко Дню пожилого человека,
  • выставки рисунков «Мои любимые бабушка и дедушка», «Моя мама»,
  • выставка семейных фотографий «Мир семейных увлечений».

Военно-патриотическое

  • военно-спортивная игра «Армейский калейдоскоп»,
  • встречи с ветеранами войны, участниками локальных войн, демобилизованными солдатами,
  • экскурсии в ПЧ района, в ОВД района,
  • классные часы о героях страны, достойных земляках,
  • Дни Воинской Славы.

Спортивно-патриотическое

  • дни здоровья,
  • турслет, турпоходы,
  • школьные спортивные соревнования,
  • участие в районных соревнованиях, марафонах, эстафетах и т.д.,
  • работа спортивных секций.

1.5.  Распределение функциональных обязанностей

Должность

Должностные обязанности по управлению системой патриотического воспитания

Директор школы

  • общее руководство патриотическим воспитанием, подбор, воспитание и расстановка кадров;
  • анализ состояния патриотической работы, её планирование, согласование планов с общественными внешкольными организациями;
  • выдвижение инициативных решений по совершенствованию патриотической деятельности, педагогического мастерства педагогов, организаторов внеклассной и внешкольной работы;
  • внутришкольный учёт и контроль выполнения патриотической работы;
  • создание необходимых материальных, социальных и морально психологических условий для организации патриотического воспитания.

Заместитель директора по воспитательной работе

  • выявляет возможности учебных программ для решения задач патриотического воспитания, реализует их в учебно-воспитательном процессе;
  • обеспечивает единство и взаимосвязь урочной и внеурочной работы по патриотическому воспитанию;
  • организует внеурочную работу патриотической направленности;
  • координирует деятельность школьной ассоциации самоуправления «Дружба»,
  • руководит подготовкой и проведением общешкольных внеклассных мероприятий патриотической направленности, информирует и обеспечивает участие подростков в мероприятиях всех уровней: муниципальных, региональных, федеральных;
  • осуществляет методическую помощь классным руководителям по организации патриотической работе в классе,
  • поддерживает постоянные деловые контакты с социальными партнерами программы, СМИ.

Классный руководитель

  • осуществляет руководство целенаправленной патриотической деятельностью классного коллектива;
  • планирует и координирует соответствующую работу учителей, занимающихся с данным классом, внешкольных учреждений и родителей по формированию у учащихся гражданско-патриотических компетентностей;
  • ведёт систематические психолого-педагогические наблюдения за развитием патриотического сознания воспитанников;
  • корректирует процесс патриотического воспитания, привлекает к этой деятельности специалистов дополнительного образования.

Педагоги

  • обеспечивают патриотическую направленность учебно-воспитательного процесса средствами своего предмета;
  • систематически вносят патриотические аспекты в воспитательные цели урока, подбирают соответствующий фактический материал, а также активные формы проведения, методы изложения.

Библиотекарь

  • организует выставки, беседы в рамках патриотического воспитания;
  • оказывает помощь в подборе литературы педагогам и детям.

         1.6. Ожидаемые результаты и критерии

          Повышение мотивации обучающихся к участию в социальной практике, повышение интереса к истории Отечества, снижение конфликтности обучающихся, увеличение количества обучающихся, посещающих кружки и секции, увеличение количества обучающихся, принимающих участие в конкурсах, фестивалях, акциях, конференциях и т.д.  Критерии и показатели оценки эффективности программы.

              Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев.

Критерии патриотической воспитанности:

  • целенаправленность (молодые люди имеют цель в жизни, добросовестно относятся к получению образования, определились с выбором дальнейшей профессии);
  • дисциплинированность (нарушения дисциплины не характерны);
  • коллективизм (деятельность коллектива неотделима от жизнедеятельности личности);
  • здоровый образ жизни (отказ от курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, активные занятия физической культурой и спортом);
  • патриотическая деятельность (осознанное активнее участие в практических мероприятиях патриотической направленности).

Уровни патриотической воспитанности: 

  • низкий уровень (для молодёжи этого уровня целенаправленность жизни не является главной определяющей; молодые люди пассивно или отрицательно относятся к военной службе; в случае столкновения с ситуациями, требующими морального и физического напряжения, нередко проявляется желание отступить от достижения цели);
  • средний уровень (молодые люди имеют цель в жизни; серьёзно относятся к выполнению своего долга перед Отчеством; имеют понятие о патриотизме, но не проявляют высокую активность при выполнении общественных поручений; склонны игнорировать мнение коллектива);
  • высокий уровень (патриотизм и интернационализм для молодых людей являются главными определяющими в их жизни; они имеют активную жизненную позицию и правильное представление о своём предназначении в обществе; молодёжь осознаёт необходимость выполнения своего долга перед Отечеством; мнение коллектива играет важную роль; здоровый образ жизни является определяющим дела и поступки).

              Вышеперечисленные критерии  выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

  • повышение толерантности обучающихся, уменьшение количества конфликтов между обучающимися;
  • проявление мировоззренческих установок обучающихся;
  • проявление гражданских инициатив обучающимися.

Количественные параметры - это количество:

  • проведенных мероприятий (классных часов, конкурсов, выставок, конференций и т.д.)
  • динамика участия обучающихся в этих мероприятиях;
  • участие в проводимых мероприятиях учащихся «группы риска».

Глава 2. Система гражданско-патриотической работы в школе

2.1. Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию

         Система патриотической работы в МОУ «СОШ № 9» представляет собой комплекс мероприятий, который осуществляется в соответствии со школьной воспитательной программой «Растим патриотов»:

1) на уроках гуманитарного цикла, ОБЖ, физической культуры;

2) во внеурочной деятельности – кружки по предметам, спортивные секции, месячник военно-патриотического воспитания ко Дню Защитника Отечества, неделя права, уроки мужества, мероприятия, приуроченные Дням Воинской Славы, Дню Конституции, битве под Москвой, Дню Матери, Дню космонавтики, Дню Победы, Дни здоровья, «Краеведческий марафон» и т.д.;

3) участие в районных мероприятиях патриотической направленности;

4) работа с педагогическим коллективом;

5) взаимодействие с родителями и социальными партнерами.

        Стержнем деятельности школы по патриотическому воспитанию является формирование у обучающихся морально-психологических и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, определенных понятием ПАТРИОТ.

Каков он патриот современной России?

  • Обладает патриотическим сознанием.
  • Привязан смыслоценностными корнями к своей малой родине, хотя может проживать далеко от нее.
  • Сохраняет историко-культурное наследие, продолжает традиции предков.
  • Обладает гражданской ответственностью.
  • Проявляет духовную твердость.
  • Отзывается на социальные проблемы окружающих.
  • Ведет активный образ жизни.
  • Проявляет творческое отношение ко всем сторонам общественной жизни.
  • Заботится об окружающей природе.
  • Осознанно трудится во славу России и цивилизации.
  • Обладает волей к достижению общественно значимых целей.
  • Критически воспринимает негативные явления в обществе, стремится предупредить или рационально бороться с ними.
  • Отстаивает сообразно собственным возможностям национальные интересы.
  • Предотвращает, на уровне собственных возможностей, угрозы национальной безопасности России.
  • Формирует образ собственной жизнедеятельности во благо Отечества и своих ближних.

            В процессе работы в данном направлении было установлено, что реализация программы патриотического воспитания более результативна при соблюдении следующих педагогических требований:

1) ориентация всей педагогической деятельности на создание условий для самореализации личности школьников и учителей;

2) обеспечение взаимосвязи воспитания школьников, совершенствование сотрудничества родителей, тренеров, школьников, педагогов и администрации, развитие их творческих способностей;

3) формирование готовности, стремления и умения школьников реализовать свои намерения в разных видах деятельности и социально-ролевых позициях;

4) обеспечение единства управленческого формирующего и диагностического подходов, учитывающих индивидуальность процесса гражданского воспитания школьников, что требует осуществлять диагностику школьников, результаты которой служат основанием для разработки вариантов гражданско-патриотического воспитания каждого школьника.

         2.2. Традиционные мероприятия школы по патриотическому воспитанию.

            Работа по патриотическому воспитанию ведется в течение всего учебного года.

В поисках рациональных путей и средств военно-патриотического воспитания учащихся разрабатывались различные мероприятия и привлекались ветераны войны и труда к работе с учащимися, что помогает на конкретных примерах патриотических поступков воспитывать трудолюбие, чувство гражданского долга, готовность к защите Родины.

           В декабре ежегодно в школе проводятся мероприятия, посвящённые разгрому немецко-фашистских войск под Москвой: викторина,  выпуск тематической  газеты, социальная акция «Примите наши поздравления»»  в микрорайоне школы, конкурс чтецов «Москва военная», конкурс песен «Любимые песни солдат», урок мужества «Твои защитники, Москва».

           Сохранена  традиция проведения февральских военно-патриотических месячников, в рамках которых проводятся   мероприятия, посвященные Дню Защитника Отечества: выпуск тематической газеты ко Дню Защитника Отечества, социальная акция в микрорайоне школы «Поздравление ветеранов ВОВ и локальных войн», Урок мужества «России славные сыны», праздник для 1-4 классов «Наша армия сильна, защищает мир она», спортивные соревнования «А ну-ка, парни!» среди 5-7 классов, военно-спортивные соревнования  для старшеклассников «Армейский калейдоскоп», вечер памяти «Афганский излом», встреча с ветеранами-интернационалистами локальных конфликтов, посещение музея Боевой Славы, конкурсно-познавательная программа «Будем Родине служить!».

            Ребята активно участвуют в традиционных мероприятия, посвящённых Дню космонавтики: познавательно-игровая программа «Герои космоса», викторина «Космос в экономике страны», конкурс поделок «Мой марсолёт», конкурс рисунков «Космос глазами детей», познавательно-музыкальная программа «Земля в иллюминаторе» для 1-4 классов, конкурс презентаций «Освоение космоса», праздник «Ю.А. Гагарин – первый космонавт планеты!», игра-путешествие «К космическим далям – вперёд!».

            Центральное место в системе патриотического воспитания занимают мероприятия, посвящённые  Дню Победы в Великой Отечественной войне: конкурс сочинений «Никто не забыт, ничто не забыто»; поздравление ветеранов ВОВ С Днем Победы; социальная акция «Ветеран живёт радом»,  конкурс плакатов и рисунков «Этих лет не смолкнет слава!», посещение ветеранов и оказание им помощи в быту, обновление стендов «Эхо прошедшей войны» и «Салют тебе, Великая Победа!», школьный этап конкурса чтецов «Строка пробитая пулей», просмотр фильмов о войне, конкурс поделок «Подарок ветерану», смотр-конкурс классных уголков «Дорогами войны», конкурс творческих работ «Великая отечественная война в моей семье», музыкальная гостиная «Песни военных лет»,    литературно-музыкальная композиция «Русский характер», спортивные соревнования (армрестлинг, кросс, баскетбол, волейбол), Урок Мужества совместно с Боевым Братством, Единый Урок мужества, посвящённый Дню Победы,   участие в акциях «Вехи истории», «Весенняя неделя добра», «Салют, Победа!».

              Накоплен положительный опыт работы  школы с  ОАО «Фетр»: проведение митинга 9 Мая у памятника работникам ОАО «Фетр» воевавшим в годы ВОВ, посещение музея ОАО «Фетр», организация проведения встреч с известным земляком, бывшим директором фабрики Владимиром Григорьевичем Косовым, тружениками тыла, экскурсии на производство, помощь при создании электронной версии альбома «Мы помним, мы гордимся» о ветеранах, работавших на ОАО «ФЕТР», проведение социальной акции «Ветеран живёт радом».

               В проведении мероприятий по патриотическому воспитанию участвуют активно родители учащихся, которые оказывают помощь в организации экскурсий в музеи, поездке в г. Москву на Поклонную гору. Туранов Владимир (отец ученика 4 «А» класса Туранова Павла) на вечере памяти «Афганский излом» рассказал о своей службе в Афганистане в 1982-84 годах.

                 При организации проведения Уроков мужества сотрудничаем с музеями Боевой Славы (МИНУДОБРЕНИЯ) Боевым Братством Воскресенского района. Школа тесно сотрудничает с музеем-усадьбой «Кривякино». Ребята посетили  экскурсии,  познавательные программы, вечера творчества, встречи с интересными людьми: литературно-музыкальный вечер Г.Головой «Стихи о любви», вечер встречи и с поисковым отрядом  Быстрова Г.А. «Поиск -65», просмотр спектакля, посвящённого Международному Дню памяти жертв концентрационных лагерей, интерактивная игровая экскурсия «Белка и Стрелка»,  экскурсия  «Пасха Светлая».   

                  Воспитание гражданской позиции осуществляется через проведение мероприятий:

  • неделя правовых знаний,
  • работа школьного пресс-центра,
  • игра «Выборы»,
  • день толерантности,
  • работа школьных органов самоуправления,
  • участие в районных, областных и всероссийских конкурсах,
  • тематические классные часы.

          Одним из важнейших принципов современной системы воспитания является опора на инициативу и творчество учащихся. Этот принцип реализуется в форме ученического самоуправления. Самоуправление играет важную роль в формировании нравственных качеств личности учащихся. В школе создана ассоциация  школьного самоуправления «Дружба». Ребята участвуют в планировании, организации  и проведении воспитательных мероприятий.

Проводятся  социальные акции:

  • «Поздравляем!»,
  • «День добрых дел»,
  • «Ветеран живёт рядом»»,
  •  «Забота».

           В школе  5 лет активно работает отряд ЮИД «Перекрёсток». Он активно пропагандирует правила безопасности на дорогах среди учащихся начальной школы, помогает в организации и проведении мероприятий по ДДТТ. В январе 2012 г. был вновь сформирован отряд ЮДП «Закон и порядок».

2.3. Внедрение новых традиций   и  форм работы

            Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью. Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Московской области, родного города, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

          С октября 2008 года в школе появилась новая традиция  –  «Краеведческий марафон», который позволяет учащимся не только расширить и углубить знания по истории родного края, но и развивает креативные способности, умение самостоятельно работать с источниками, приобщить к поисково-исследовательской работе, воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.

«Краеведческий марафон»  проводился по темам: «Люблю тебя мой край родной» (о Воскресенском и Коломенском районах), «Уголок России – отчий дом» (о городах Московской области и городах федеральных центров), «20 лет Содружеству Независимых Государств», «Воскресенск – моя родина светлая» к 75-летию города. Каждый класс получает задание по теме марафона и готовит творческий отчёт. Раскрытие темы проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем. Учащиеся получают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне, культурных памятниках. Активное применение инновационных технологий позволяет соединить временные пространства и придать результатам исследований неповторимость и индивидуальность. Для этого ребята используют интерактивные средства, применяют разнообразные компьютерные программы. Творческий отчёт проходит в торжественной обстановке в актовом зале школы и сопровождается компьютерной презентацией, номерами художественной самодеятельности.  

              Одним из направлений деятельности по патриотическому воспитанию стало проведение внеклассных мероприятий с использованием фольклора (посиделки, вечера, и т. д.) через КТД: «Рождественские посиделки», праздник «Осенины», посиделки «Мы у самовара» и другие. Учащиеся с большим интересом вели подготовку к мероприятиям: искали материал в дополнительной литературе – озорные частушки, загадки. Девочки оделись в русские народные сарафаны, а мальчики – в рубашки – косоворотки. С удовольствием все включались в игры, конкурсы: приглашенные на праздник родители.

             Новой традицией стало проведение в апреле фестиваля «Народные промыслы» для учащихся начальной школы. Ребята знакомятся с историей народных промыслов, с технологией создания игрушки, по возможности учатся их изготавливать, проводиться выставка творческих работ учащихся.

                В системе патриотического воспитания школы успешно работает такая форма организации, как лекторские группы. Ребята из министерства «Наука и образование» школьной ассоциации самоуправления «Дружба» готовят и проводят мини-лектории для 1-4 и 5-7 классов приуроченные Дню Конституции, Дню космонавтики, Дню славянской письменности и культуры.

               С ноября 2009 года появилась ещё одна новая традиция – проведение игры «Выборы» в органы  школьной ассоциации самоуправления «Дружба». Ребята с большим интересом участвуют в её подготовке и проведении.

          2.4. Спортивно-патриотическое направление 

         Школа является  спортивной базовой площадкой не только микрорайона, часто проводятся городские и районные соревнования по баскетболу, настольному теннису, шашкам. Шесть дней в неделю работают секции по легкой атлетике, баскетболу, карате, настольному теннису, бадминтону, футболу, туризму. На протяжении многих лет учащиеся школы являются победителями и призерами районных, областных, всероссийских и международных соревнований.

           В образовательном учреждении реализуется программа опытно-экспериментальной деятельности по теме «Школа здоровья», утвержденная приказом Управления Образования

№ 2 от 11.01.2009 года.

        Основная идея инновационной деятельности заключается в  формировании у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей  и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении, решение проблемы социальной адаптации и интеграции молодого поколения в современное общество. 

              Во внеурочной деятельности с учащимися  проводятся мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, которые осуществляется через конкурсы  агитбригад «Мы – за здоровый образ жизни!», рисунков, плакатов, коллажей, круглый стол старшеклассников «Быть здоровым модно». Проводятся: тематические классные часы  в рамках школьной воспитательной программы «Здоровье»; социальные акции в микрорайоне школы, ребята распространяют листовки, пропагандирующие здоровый образ жизни. Проводится много мероприятий на свежем воздухе. Это дни здоровья, фестиваль «Спорт молодых», соревнования по легкой атлетике и лыжам. Воспитание потребностей в здоровом образе жизни осуществляется так же в туристическом клубе «Первопроходцы», где ребята учатся преодолевать трудности в походных условиях и закалять свой организм и характер. Еженедельно в группе продлённого дня проводятся спортивные часы, где ребята выполняют упражнения общеразвивающего характера, а  так же на укрепление осанки.

             Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Для родителей действует лекторий по формированию основ здорового образа жизни в семейном  воспитании, регулярно проводится праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», индивидуальные консультации педагогов школы с  привлечением специалистов Центра диагностики и консультирования.

              Для совершенствования спортивной и оздоровительной работы и для занятий с детьми младшего школьного возраста используется оборудование Аконита – мягкий спортивный модуль, сухой бассейн – для массажа различных органов. На протяжении нескольких лет успешно реализуется Программа гигиенического воспитания подростков.

            Благодаря содействию МУ «Управление образования» было  приобретено оборудование биологической обратной связи (БОС), с помощью которого  можно  осуществлять такие лечебно-оздоровительные технологии как:

  • профилактика заболеваний дыхательной, сердечно - сосудистой и нервной систем;
  • коррекция и совершенствование функции речи;
  • лечебная коррекция и профилактика нарушений функции зрения;
  • компьютерный мониторинг и коррекция психофункционального состояния здоровья учащихся;
  • оздоровление организма;
  •  формирование у учащихся навыков здорового образа жизни.

          2.5.  Дополнительное образование

            Гражданско-патриотическое воспитание в школе осуществляется и через систему дополнительного образования, организации внеурочной деятельности в 1 и 2 классах (ФГОС), которая   включает следующие направления: художественное творчество, культурологическое, спортивное, туристско-краеведческие, социальное, учебно-познавательно.

         С каждым годом растёт занятость учащихся в системе дополнительного образования.

2.6. Работа с педагогическими кадрами

Мероприятия для классных руководителей:

    просвещение педагогов по проблемам формирования патриотизма,

     обобщение опыта педагогов по данному направлению,

•  разъяснение педагогам необходимости    учёта интересов учащихся в понимании проблем гражданской позиции общества, терпеливого разъяснения учащимся позиции страны в вопросах формирования патриотизма,

 •    избегания ситуаций навязывания взрослым своего мнения ученику,

 • использования конкретного материала, способствующего формированию положительных эмоций, интереса к проблемам патриотизма,     ответственного отношения к материалам сомнительной ценности, националистической и шовинистической направленности,

•    учёта возрастных особенностей и уровня осведомлённости учащихся в подборе и использовании материалов воспитательного характера,

•    демонстрация учащимися достижений в этом направлении,

•    поощрение педагогов, уделяющих большое внимание в воспитательной работе этому направлению,

•    привлечение родителей к обсуждению вопросов воспитания патриотизма.

            В условиях открытого информационного общества патриотическое воспитание носит особый характер. И здесь стоит перед учителем особая задача: научить ребят находить и использовать достоверную информацию.

        2.7. Результативность гражданско-патриотической работы

          Учащиеся школы активно участвуют в муниципальных  мероприятиях и конкурсах гражданско-патриотической направленности:

  • конкурс сочинений  « Моя семья»   - 1 место Варламова Юлия 4 «А»,
  • конкурс агитбригад отрядов ЮИД – 1 место,
  • конкурс патриотической песни   - диплом участника,
  • праздник, посвящённый дню рождения журнала «Словёнок» - награждены грамотами и подарками учащиеся Казаку Василий 8 «А», Овцынов Андрей 7 «Б», Глазунов Егор 7 «А» ( за спасение пожилой женщины от бешеной собаки),
  • конкурс литературно-творческих работ «Письмо прадеду в далёкий 41-ый» - специальный диплом жюри Смирновой Анастасии 9 «А»,
  • конкурс сочинений «Никто не забыт, ничто не забыто»,
  • выставка  поделок и рисунков «Подарки ветеранам»,
  • конкурс стихов «Строка  пробитая пулей»,
  • фотоконкурс «Взгляд» (1 место Андреев Дмитрий),
  • конкурс рисунков «Космос начинается с Земли» - в номинации «Живопись»    1 место Смбатян Эльвира 5 «А»,  2 место Смбатян Каринэ 2 «А»,
  • военно-спортивные сборы допризывной молодёжи.    

             Школа участвовала в муниципальном конкурсе программ «Растим патриотов».            

           Вывод: Вся представленная результативность нашей работы говорит о правильности выбранного нами пути решения воспитательных задач, о верном выборе форм, средств и методов воспитания, об отлаженной системе воспитательной работы, о правильной ориентации наших обучающихся на патриотические идеалы.      

Заключение

           В результате проведенной исследовательской работы  проекта «Модель «Воспитание патриотизма и гражданственности» цель проекта: создание модели воспитания патриотизма и гражданственности в школе -  полностью достигнута.  

Поставленные задачи реализованы:

1) составлена школьная воспитательная программа гражданско-патриотической направленности «Растим патриотов»,

2) проведена большая организационная работа с учащимися и педагогами школы,

3) были внедрены инновационных технологий в воспитательную работу,

4) обобщен опыт работа школы по гражданско-патриотическому         воспитанию.

          Результаты работы подтвердили гипотезу проекта: реализация составленной программы «Растим патриотов» позволила повысить мотивацию обучающихся к участию в социальной практике, повысить интереса к истории Отечества, снизить конфликтность обучающихся, увеличить количество обучающихся, посещающих кружки и секции, увеличить количество обучающихся, принимающих участие в конкурсах, фестивалях, акциях, конференциях, повысить качество участия в муниципальных мероприятиях.

           Представленный опыт работы нашей школы может быть использован другими образовательными учреждениями.

Литература:

1. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2009. №5

2. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2008. №4

3. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ №13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4

4. http://iva-school.narod.ru/Dok/progschool.doc - программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - патриот своей страны"

Цель проекта: Создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости...

Проект по воспитательной работе "Я - патриот и гражданин России".

В проекте (в виде презентации) представлены блоки, реализация которых позволит разобраться 5-7 классникам в своих чувствах к Родине....

Методический паспорт проекта "Маленькие патриоты"

Цель проекта ·        Совершенствование образовательной работы; усиление ее патриотической направленности; формирование основ национального самосознания и любви...

Проект "Я патриот!"

Проект направлен на формирование патриотиеческого самосознания у школьников среднего звена 5-9 классы. Рассчитан проект на 5 лет. 2016-2021 г....

Проект "Юный патриот"

ПроектРазвитие социальной компетентности у учащихся через деятельность школьного клуба «Юный патриот»            АктуальностьАктуальн...

Проект «Я-патриот» (описание)

Проект «Я-патриот» (описание)...