Рабочая программа клуба "Патриоты России"
рабочая программа (5 класс) по теме
авторская программа по духовно-нравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 240.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Клуб «Патриоты России»
духовно-нравственное воспитнание
Пояснительная записка.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию в 5 классе должна осуществляться с опорой на героические подвиги русского народа в разные эпохи, на нравственные идеалы, позитивные жизненные примеры. Необходимо показывать ребёнку, что России приходилось переживать трудные времена, но наша страна преодолевала всё именно благодаря духовному единству народа, его подвигам и вере в своё Отечество.
Актуальность программы определена тем, что сегодня Россия вновь переживает эпоху перемен во всех сферах, на лицо упадок общественного сознания, нравственных ценностей. Молодёжь не верит в будущее своей страны, и исправить это возможно только путём пропаганды иных идей, пропитанных патриотическим духом и гражданственностью.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, высокоинтеллектуального, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание патриотических чувств и гражданского сознания пятиклассника.
Программа клуба «Патриоты России» составлена в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 гг.», а также с учётом закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Работа клуба осуществляется во внеурочное время один раз в неделю. Программа включает в себя 34 занятия по 45 минут и рассчитана на один год обучения.
Занятия в клубе должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям за вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с роди телями, посмотреть видеофильм.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к героическим подвигам народа и к прошлому своей страны.
Цель программы: воспитание у пятиклассников патриотических чувств и гражданского сознания.
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о духовно-нравственных ценностях, героических поступках, народном духе и единстве как необходимых атрибутах великой России.
- Способствовать усвоению имён исторических личностей, событий и подвигов с ними связанными.
- Раскрывать сущность героических, высоконравственных поступков и прослеживать их связь с современностью.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме видео-путешествий, диспута, концерта, конференции, бесед, экскурсий, встреч с интересными людьми.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Планируемые результаты освоения программы
клуба «Патриоты России»
Воспитание патриотических чувств и гражданского сознания у школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать усвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления гражданина России.
Воспитательные результаты программы клуба «Патриоты России» распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет знакомство с выдающимися личностями, рассмотрение различных моделей поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям государства и общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Школьники взаимодействуют между собой, высказывают своё мнение, дают оценку и обоснование различным ситуациям.
Третий уровень результатов — усвоение обучающимися основных героических страниц российской истории, формирование чувства гордости за свою страну, осознание себя гражданином великой страны.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о героизме в целом и частных его проявлениях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных духовно ориентированных поступков с опорой на полученные знания;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в духовно ориентированной деятельности и приобретения ими элементов опыта гражданского поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие гражданского самосознания, патриотизма, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу первого полугодия 5 класса обучающиеся должны знать:
1. Смысл понятий «патриотизм», «гражданственность», «толерантность», «Отечество»
2. Героические страницы истории России.
3. Выдающихся учёных и их изобретения и открытия.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож ности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать культуру общения и правила поведения в коллективе.
3. Быть доброжелательными.
4. Сострадать окружающим людям и испытывать чувство гордости за них.
5. Отличать добро и зло.
6. Распознавать трусость и предательство.
В результате прохождения программного материала к концу второго полугодия 5 класса обучающиеся должны знать:
1. Героев России и их подвиги.
2. Памятники литературы, архитектуры, живописи, скульптуры, а также музыкальные произведения и их авторов.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к своей стране и людям в ней проживающим.
Уметь:
1. Высказывать свою точку зрения.
2. Участвовать в диспуте.
3. Давать оценку различным ситуациям истории и современности.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Находить выход из сложных жизненных ситуаций.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в духовно-нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- осознание себя гражданином России;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализ аудио и видео файлов.
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Учебно-тематический план занятий клуба «Патриоты России».
34 часа по 1 часу в неделю
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Содержание темы | УУД | Форма работы |
1 | Введение | 1 | Цели и задачи курса, организация работы клуба, инструментарий и правила работы с ним. | принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, строить сообщения в устной и письменной форме | Беседа |
Раздел 1. «Я – Россиянин!» | |||||
2 | Национальный характер России | 1 | Особенности русского национального характера, их отражение в русских народных сказках и былинах. Работа с понятиями: отечество, патриотизм, менталитет. | адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Видео-занятие с элементами диспута |
3 | Нормы жизни в обществе | 1 | Противопоставление истиной красоты, душевного богатства красоте внешней. Работа с понятиями: трусость, предательство. | развитие этических чувств, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, формулировать собственное мнение и позицию | Диспут |
4 | Труд как особенность русской нации | 1 | Трудолюбие и творческое отношение к труду как особенность русской нации. Что такое нация? Работа с понятиями: мастерство, ремесленничество, творчество. | развитие этических чувств, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме | Беседа |
5 | Человек и государство | 1 | Что такое государство и государственные интересы. Оборона государства. Работа с понятиями: патриотизм, зашита родины, справедливые и несправедливые войны. Что такое власть. Разграничение понятий власти государства и власти одного человека над другим. | осознание себя гражданином России, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Видео-занятие. Диспут. |
Раздел 2. «Страницы боевой славы России» | |||||
6-7 | Герои Древней Руси | 2 | Патриотизм русских богатырей в былинах и русских летописях, Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие. Повторение понятия «ментальность» на материале былин об Илье Муромце, «Повести временных лет», «Слове о погибели Русской земли». Рассказы русских летописей XII- XIV веков. Образы героев, их поступки, нормы поведения в обществе, законы времен Киевской Руси. | понимание чувств других людей и сопереживание им, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Видео-путешествие с элементами диспута. Игра-викторина |
8-9 | Славные страницы Московской Руси | 2 | Житийный жанр в русской литературе и истории. А.Невский, Евпатий Коловрат, Дмитрий Донской и др. | понимание чувств других людей и сопереживание им, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Историческое путешествие. |
10 | Отечественная война 1812 года как образец героизма и славы русского народа | 1 | Александр I и Наполеон. Герои войны и их подвиги. Почему мы называем войну «Отечественной» | понимание чувств других людей и сопереживание им, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Видео-занятие. Эвристическая беседа. |
11-14 | Образы Великой Отечественной войны 1 | 4 | Народное горе. Гитлер и его планы. Герои войны. Добровольцы и партизаны. Красная армия. Дети и женщины в годы войны. Тыл и фронт. Произведения литературы, архитектуры, музыки и кино о войне 1941-1945 гг. | понимание чувств других людей и сопереживание им, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов | Видео-путешествие. Беседа. Лекция. Творческий проект. Встреча с интересным человеком. |
15 | Современные локальные конфликты | 1 | Афганистан. Чеченские войны. Грузино-осетинский конфликт. Терроризм | понимание чувств других людей и сопереживание им, анализ аудио и видео файлов | Видео-путешествие. Встреча с интересным человеком. |
16 | Я помню! Я горжусь! | 1 | Подведение итогов раздела. Рефлексия | развитие этических чувств, осознание себя гражданином России | Концерт |
Раздел 3. «Достояние России» | |||||
17 | Памятники литературы как достояние культуры. | 1 | Русские классики как гордость России. Моё любимое литературное произведение. | развитие этических чувств, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, формулировать собственное мнение и позицию | Семинар. Путешествие. |
18 | Путешествие в галерею | 1 | Образы эпох через полотно русских художников. Анализ картин и обобщение полученных знаний. | развитие этических чувств, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Видео-путешествие. Беседа |
19 | Архитектура России | 1 | Архитекторы России и их сооружения. Храмы и соборы как отражение духовности русского народа | развитие этических чувств, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме | Творческий проект |
20-21 | Музыка и театр | 2 | Музыка и театр как отражение человеческой души. Знакомство с основными классическими произведениями | развитие этических чувств, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Аудио-занятие. Диспут |
22-23 | Великие города России | 2 | Заочное путешествие по России. Город, который мне запомнился. Орехово-Зуево – моя малая Родина. | осознание себя гражданином России, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, анализ аудио и видео файлов | Творческий проект. Видео-путешествие |
24-25 | По жизни со спортом | 2 | Легенды спорта и их победы. Выдержка и желание победить. | строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов | Встреча с интересным человеком. Лекция с элементами видео-путешествия |
Раздел 4 «Природа России» | |||||
26 | Самые красивые места России | 1 | Понятие «прекрасного». Места туристической популярности. Самое красивое местечко. | развитие этических чувств, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме | Творческий проект |
27 | Проблема экологии | 1 | Экологические проблемы России и борьба с ними. Работа экологов. Загрязнение окружающей среды. | строить сообщения в устной и письменной форме | Лекция |
28 | Природные катастрофы | 1 | Ураганы, наводнения, землетрясения, ледяные и астероидные дожди. | понимание чувств других людей и сопереживание им, строить сообщения в устной и письменной форме | Лекция |
29 | Техногенные катастрофы | 1 | Чернобыльская АЭС. Последствия аварии. Как предотвратить катастрофу. | понимание чувств других людей и сопереживание им, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Видео-занятие Диспут |
Раздел 5 «Мы – многонациональный народ» | |||||
30 | Многонациональные корни России | 1 | Становление русского государства. Народы России. | строить сообщения в устной и письменной форме | Лекция |
31-33 | Традиции и обычаи народов | 3 | Знакомство с основными культурами и народами: азербайджан, казахстан, татары, чеченцы, белорусы, украинцы, цыгане, буряты, чукчи и т.д. | развитие этических чувств, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов | Видео-занятие Творческий проект Литературно-музыкальная композиция |
34 | Итоговое занятие. Я – гражданин России. | 1 | Итоговое занятие клуба. Подведение итогов. Рефлексия. | осознание себя гражданином России, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Игра |
Информационно-методическое обеспечение.
Печатные пособия:
- Баронина, К.А. Особенности интеграционных процессов в системе патриотического воспитания России в начале ХХI века [Текст] / К.А. Баронина, А.В. Лукинова
// Педагогическое образование и наука. – 2010. - № 1. – С. 49-53. - Бородин, Е.Т. Русская идея есть идея русского патриотизма [Текст]
/ Е.Т. Бородин // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 6. - С. 259-273. - Быков, А.К. Воспитательный потенциал Великой Победы и пути его реализации в системе образования [Текст] / А.К. Быков, Т.Н. Любан // Педагогика. – 2010. - № 3.– С. 41-47; То же [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/21945386
- Быков, А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ [Текст] / А.К. Быков // Педагогика.-2011.-№ 1. - С.14-24; То же [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/24375202
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
Видео-, аудиоматериалы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-194671-1359872016.jpg)
Рабочая программа История России XX век 9 класс 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по истории России (XX в.) для учащихся 9 класса имеет следующие составные части: 1. Пояснительная записка. 2. Содержание рабочей программы. 3. Требования к уровню подготовки учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-194671-1359872016.jpg)
Рабочая программа.История России (с древнейших времен до конца XIX в.). 10 класс. 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по истории России 10 класса включает в себя: пояснительную записку, содержание, требования к уровню подготовки учащихся 10 класса, планируемые результаты освоен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-194671-1359872016.jpg)
Рабочая программа. История России (XX- начало XXI в.). 11 класс. 2012-2013 учебный год.
Рабочая программа по истории России 11 класса соответствует требованиям для составления материалов данной категории....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/12/picture-239568-1365793990.jpg)
Рабочая программа "История России" - 6 класс
Базовый учебник для учащихся: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времён до конца XVI века....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/29/picture-154811-1354218151.jpg)
Рабочая программа истории России 9 класс 2012-2013 уч. год
Рабочая программа составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2007г., авторской программы под редакцией А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, издате...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-194671-1359872016.jpg)
Рабочая программа. История России. 7 класс
Данная программа содержит пояснительную записку; основное содержание; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся 7 класса; список литературы и средств обучения....