Рабочая программа клуба "Патриоты России"
рабочая программа (5 класс) по теме
авторская программа по духовно-нравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_patrioty_rossii.doc | 240.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Клуб «Патриоты России»
духовно-нравственное воспитнание
Пояснительная записка.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию в 5 классе должна осуществляться с опорой на героические подвиги русского народа в разные эпохи, на нравственные идеалы, позитивные жизненные примеры. Необходимо показывать ребёнку, что России приходилось переживать трудные времена, но наша страна преодолевала всё именно благодаря духовному единству народа, его подвигам и вере в своё Отечество.
Актуальность программы определена тем, что сегодня Россия вновь переживает эпоху перемен во всех сферах, на лицо упадок общественного сознания, нравственных ценностей. Молодёжь не верит в будущее своей страны, и исправить это возможно только путём пропаганды иных идей, пропитанных патриотическим духом и гражданственностью.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, высокоинтеллектуального, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание патриотических чувств и гражданского сознания пятиклассника.
Программа клуба «Патриоты России» составлена в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 гг.», а также с учётом закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Работа клуба осуществляется во внеурочное время один раз в неделю. Программа включает в себя 34 занятия по 45 минут и рассчитана на один год обучения.
Занятия в клубе должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям за вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с роди телями, посмотреть видеофильм.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к героическим подвигам народа и к прошлому своей страны.
Цель программы: воспитание у пятиклассников патриотических чувств и гражданского сознания.
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о духовно-нравственных ценностях, героических поступках, народном духе и единстве как необходимых атрибутах великой России.
- Способствовать усвоению имён исторических личностей, событий и подвигов с ними связанными.
- Раскрывать сущность героических, высоконравственных поступков и прослеживать их связь с современностью.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме видео-путешествий, диспута, концерта, конференции, бесед, экскурсий, встреч с интересными людьми.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Планируемые результаты освоения программы
клуба «Патриоты России»
Воспитание патриотических чувств и гражданского сознания у школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать усвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления гражданина России.
Воспитательные результаты программы клуба «Патриоты России» распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет знакомство с выдающимися личностями, рассмотрение различных моделей поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям государства и общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Школьники взаимодействуют между собой, высказывают своё мнение, дают оценку и обоснование различным ситуациям.
Третий уровень результатов — усвоение обучающимися основных героических страниц российской истории, формирование чувства гордости за свою страну, осознание себя гражданином великой страны.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о героизме в целом и частных его проявлениях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных духовно ориентированных поступков с опорой на полученные знания;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в духовно ориентированной деятельности и приобретения ими элементов опыта гражданского поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие гражданского самосознания, патриотизма, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу первого полугодия 5 класса обучающиеся должны знать:
1. Смысл понятий «патриотизм», «гражданственность», «толерантность», «Отечество»
2. Героические страницы истории России.
3. Выдающихся учёных и их изобретения и открытия.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож ности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать культуру общения и правила поведения в коллективе.
3. Быть доброжелательными.
4. Сострадать окружающим людям и испытывать чувство гордости за них.
5. Отличать добро и зло.
6. Распознавать трусость и предательство.
В результате прохождения программного материала к концу второго полугодия 5 класса обучающиеся должны знать:
1. Героев России и их подвиги.
2. Памятники литературы, архитектуры, живописи, скульптуры, а также музыкальные произведения и их авторов.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к своей стране и людям в ней проживающим.
Уметь:
1. Высказывать свою точку зрения.
2. Участвовать в диспуте.
3. Давать оценку различным ситуациям истории и современности.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Находить выход из сложных жизненных ситуаций.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в духовно-нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- осознание себя гражданином России;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализ аудио и видео файлов.
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Учебно-тематический план занятий клуба «Патриоты России».
34 часа по 1 часу в неделю
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Содержание темы | УУД | Форма работы |
1 | Введение | 1 | Цели и задачи курса, организация работы клуба, инструментарий и правила работы с ним. | принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, строить сообщения в устной и письменной форме | Беседа |
Раздел 1. «Я – Россиянин!» | |||||
2 | Национальный характер России | 1 | Особенности русского национального характера, их отражение в русских народных сказках и былинах. Работа с понятиями: отечество, патриотизм, менталитет. | адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Видео-занятие с элементами диспута |
3 | Нормы жизни в обществе | 1 | Противопоставление истиной красоты, душевного богатства красоте внешней. Работа с понятиями: трусость, предательство. | развитие этических чувств, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, формулировать собственное мнение и позицию | Диспут |
4 | Труд как особенность русской нации | 1 | Трудолюбие и творческое отношение к труду как особенность русской нации. Что такое нация? Работа с понятиями: мастерство, ремесленничество, творчество. | развитие этических чувств, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме | Беседа |
5 | Человек и государство | 1 | Что такое государство и государственные интересы. Оборона государства. Работа с понятиями: патриотизм, зашита родины, справедливые и несправедливые войны. Что такое власть. Разграничение понятий власти государства и власти одного человека над другим. | осознание себя гражданином России, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Видео-занятие. Диспут. |
Раздел 2. «Страницы боевой славы России» | |||||
6-7 | Герои Древней Руси | 2 | Патриотизм русских богатырей в былинах и русских летописях, Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие. Повторение понятия «ментальность» на материале былин об Илье Муромце, «Повести временных лет», «Слове о погибели Русской земли». Рассказы русских летописей XII- XIV веков. Образы героев, их поступки, нормы поведения в обществе, законы времен Киевской Руси. | понимание чувств других людей и сопереживание им, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Видео-путешествие с элементами диспута. Игра-викторина |
8-9 | Славные страницы Московской Руси | 2 | Житийный жанр в русской литературе и истории. А.Невский, Евпатий Коловрат, Дмитрий Донской и др. | понимание чувств других людей и сопереживание им, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Историческое путешествие. |
10 | Отечественная война 1812 года как образец героизма и славы русского народа | 1 | Александр I и Наполеон. Герои войны и их подвиги. Почему мы называем войну «Отечественной» | понимание чувств других людей и сопереживание им, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Видео-занятие. Эвристическая беседа. |
11-14 | Образы Великой Отечественной войны 1 | 4 | Народное горе. Гитлер и его планы. Герои войны. Добровольцы и партизаны. Красная армия. Дети и женщины в годы войны. Тыл и фронт. Произведения литературы, архитектуры, музыки и кино о войне 1941-1945 гг. | понимание чувств других людей и сопереживание им, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов | Видео-путешествие. Беседа. Лекция. Творческий проект. Встреча с интересным человеком. |
15 | Современные локальные конфликты | 1 | Афганистан. Чеченские войны. Грузино-осетинский конфликт. Терроризм | понимание чувств других людей и сопереживание им, анализ аудио и видео файлов | Видео-путешествие. Встреча с интересным человеком. |
16 | Я помню! Я горжусь! | 1 | Подведение итогов раздела. Рефлексия | развитие этических чувств, осознание себя гражданином России | Концерт |
Раздел 3. «Достояние России» | |||||
17 | Памятники литературы как достояние культуры. | 1 | Русские классики как гордость России. Моё любимое литературное произведение. | развитие этических чувств, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, формулировать собственное мнение и позицию | Семинар. Путешествие. |
18 | Путешествие в галерею | 1 | Образы эпох через полотно русских художников. Анализ картин и обобщение полученных знаний. | развитие этических чувств, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Видео-путешествие. Беседа |
19 | Архитектура России | 1 | Архитекторы России и их сооружения. Храмы и соборы как отражение духовности русского народа | развитие этических чувств, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме | Творческий проект |
20-21 | Музыка и театр | 2 | Музыка и театр как отражение человеческой души. Знакомство с основными классическими произведениями | развитие этических чувств, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Аудио-занятие. Диспут |
22-23 | Великие города России | 2 | Заочное путешествие по России. Город, который мне запомнился. Орехово-Зуево – моя малая Родина. | осознание себя гражданином России, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, анализ аудио и видео файлов | Творческий проект. Видео-путешествие |
24-25 | По жизни со спортом | 2 | Легенды спорта и их победы. Выдержка и желание победить. | строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов | Встреча с интересным человеком. Лекция с элементами видео-путешествия |
Раздел 4 «Природа России» | |||||
26 | Самые красивые места России | 1 | Понятие «прекрасного». Места туристической популярности. Самое красивое местечко. | развитие этических чувств, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме | Творческий проект |
27 | Проблема экологии | 1 | Экологические проблемы России и борьба с ними. Работа экологов. Загрязнение окружающей среды. | строить сообщения в устной и письменной форме | Лекция |
28 | Природные катастрофы | 1 | Ураганы, наводнения, землетрясения, ледяные и астероидные дожди. | понимание чувств других людей и сопереживание им, строить сообщения в устной и письменной форме | Лекция |
29 | Техногенные катастрофы | 1 | Чернобыльская АЭС. Последствия аварии. Как предотвратить катастрофу. | понимание чувств других людей и сопереживание им, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Видео-занятие Диспут |
Раздел 5 «Мы – многонациональный народ» | |||||
30 | Многонациональные корни России | 1 | Становление русского государства. Народы России. | строить сообщения в устной и письменной форме | Лекция |
31-33 | Традиции и обычаи народов | 3 | Знакомство с основными культурами и народами: азербайджан, казахстан, татары, чеченцы, белорусы, украинцы, цыгане, буряты, чукчи и т.д. | развитие этических чувств, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов | Видео-занятие Творческий проект Литературно-музыкальная композиция |
34 | Итоговое занятие. Я – гражданин России. | 1 | Итоговое занятие клуба. Подведение итогов. Рефлексия. | осознание себя гражданином России, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Игра |
Информационно-методическое обеспечение.
Печатные пособия:
- Баронина, К.А. Особенности интеграционных процессов в системе патриотического воспитания России в начале ХХI века [Текст] / К.А. Баронина, А.В. Лукинова
// Педагогическое образование и наука. – 2010. - № 1. – С. 49-53. - Бородин, Е.Т. Русская идея есть идея русского патриотизма [Текст]
/ Е.Т. Бородин // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 6. - С. 259-273. - Быков, А.К. Воспитательный потенциал Великой Победы и пути его реализации в системе образования [Текст] / А.К. Быков, Т.Н. Любан // Педагогика. – 2010. - № 3.– С. 41-47; То же [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/21945386
- Быков, А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ [Текст] / А.К. Быков // Педагогика.-2011.-№ 1. - С.14-24; То же [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/24375202
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
Видео-, аудиоматериалы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа История России XX век 9 класс 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по истории России (XX в.) для учащихся 9 класса имеет следующие составные части: 1. Пояснительная записка. 2. Содержание рабочей программы. 3. Требования к уровню подготовки учащихся...
Рабочая программа.История России (с древнейших времен до конца XIX в.). 10 класс. 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по истории России 10 класса включает в себя: пояснительную записку, содержание, требования к уровню подготовки учащихся 10 класса, планируемые результаты освоен...
Рабочая программа. История России (XX- начало XXI в.). 11 класс. 2012-2013 учебный год.
Рабочая программа по истории России 11 класса соответствует требованиям для составления материалов данной категории....
Рабочая программа "История России" - 6 класс
Базовый учебник для учащихся: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времён до конца XVI века....
Рабочая программа истории России 9 класс 2012-2013 уч. год
Рабочая программа составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2007г., авторской программы под редакцией А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, издате...
Рабочая программа. История России. 7 класс
Данная программа содержит пояснительную записку; основное содержание; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся 7 класса; список литературы и средств обучения....
рабочая программа История России 10 класс
Программа составлена к учебнику Сахарова....