Реализация программы "Стань патриотом своей школы"
статья по краеведению на тему
текст выступления на региональной научно-практической конференции "Теория и практика краеведения в системе работы образовательных учреждений Самарской области" 2012 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mishina_o.v._tekst_doklada_na_konferenciyu_po_kraevedeniyu.docx | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Мишина Ольга Валентиновна
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «СТАНЬ ПАТРИОТОМ СВОЕЙ ШКОЛЫ» В МБОУ СОШ №63
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 63 с углублённым изучением отдельных предметов имени Мельникова Н.И. городского округа Самара
В условиях модернизации российского образования изменяются цели, задачи, содержание и методы процесса воспитания. Именно новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества [2:5]. В школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося [2:6]. Перед школой сегодня поставлены ряд важнейших задач, среди которых особое место отводится воспитанию патриотизма и гражданственности подрастающего поколения. С одной стороны к школе предъявляются требования повысить уровень работы по патриотическому воспитанию, но с другой стороны, сегодня не выработаны единые организационно - методические основы осуществления данной работы. В настоящее время накоплен громадный арсенал средств и методов патриотического воспитания. Но в таком многообразии легко потеряться, поэтому из этого арсенала необходимо выбрать то, что доступно как для учителя, так и для детей. Далеко не последнее место среди многообразных форм работы по воспитанию патриотизма занимает музейная работа. В МБОУ СОШ №63 музей отсутствует, но потребность в нем велика. Школа имеет богатую историю, является одним из старейших учебных заведений города, поэтому организация музея, на сегодняшний день, является важнейшей задачей. В ходе проведенного опроса учителей, учащихся, родителей выяснилось, что история школы мало кому известна. Респонденты не могли назвать ее выдающихся учителей и выпускников, за исключением Мельникова Н.И, чье имя носит школа. Все это заставляет активизировать работу по созданию музея, который позволит сохранить историческую память, станет маленьким исследовательским центром по возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций школы, будет являться связующим звеном между поколениями [4].
Работа в направлении создания музея была начата в прошлом 2011-2012 учебном году. Наша школа приняла участие в социально - образовательном проекте «Гражданин» с темой «О наших выпускниках…». Именно тогда, в ходе опроса выяснилось, что история школы мало кому известна, но желание узнать больше о ней выразили все опрошенные. Была сформирована команда детей, заинтересовавшаяся данной проблемой. Учащиеся были разделены на группы, каждая получило свое задание. В ходе исследования обозначенной проблемы одна из групп активно работала с материалами школьного архива. Они обрабатывали анкеты выпускников, знакомились с книгами приказов прошлых лет, с книгой для записи золотых и серебряных медалей, читали воспоминания и письма выпускников, просматривали фотографии прошлых лет. Проведенная работа позволила детям напрямую соприкоснуться с историей школы. В ходе этапа реализации намеченного плана ребята встречались с людьми, о которых смогли найти информацию, вели электронную переписку (встречи с Мокеевой (Столяровой) Л.Н, Ратисом Ю.Л., Лихачевым В. В., Кочет Т.Е., Хохловым А.А.). Таким образом, в ходе реализации данного проекта были сделаны первые шаги по музейной работе.
В 2012-2013 учебном году в школе открылся кружок «Стань патриотом своей школы», разработана программа кружковой работы на 2012-2013 учебный год.
Цель программы: ознакомление учащихся с основами музееведения, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем вовлечения их в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность через разнообразные формы музейной работы, развитие творческой активности и самодеятельности детей и юношества.
Задачи программы:
- получить представление об основах музейного дела;
- сформировать практические навыки работы в музее;
- привлечь учащихся к работе по организации и созданию музея на базе школы № 63;
- организовать поиск материалов для формирования и пополнения музейного фонда;
- исследовать, систематизировать и обобщить материалы, связанные с историей школы;
- публично представить результаты своей работы.
Кружок объединил активных детей, желающих участвовать в создании музея. Профиль музея – «музей школы». Мы обратились к компетентным специалистам за помощью. Специалист в области музееведения повела курс бесед с членами кружка. Ребята получили теоретический материал о музее, его структуре, функциях, профилях, познакомились с принципами организации и деятельности школьного музея, приобрели первичный навык по описанию фондов музея.
На вводном занятии, ознакомившись со структурой, целями, задачами кружка, ребята были разделены на группы, соответствующие направлениям деятельности музея (поисково – собирательное, экспозиционное, экскурсионное).
Поисково – собирательное направление дает возможность проявить себя в исследовательской работе. В процессе исследовательской работы происходит адаптация юного поисковика – краеведа, через личностное отношение к существующей проблеме выявляется его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты [1:4]. Данная группа собирает информацию об основных этапах развития школы, посещает государственный архив. Ребята ведут дневник, в котором отражают этапы работы и результаты по сбору информации.
Вторая группа ведет фондо - экспозиционную работу. В школе имеется богатый наглядный материал – музейные предметы. Они включают в себя значительное количество вещественных, письменных источников, на примере работы с которыми учащиеся овладевают навыками музейной деятельности. В настоящее время ведется активная работа по формированию фондов музея. Заведены инвентарные книги (книги основного и вспомогательного фондов), которые постепенно заполняются, разрабатывается устав музея. Составлен экспозиционный план, к концу года запланировано создание и открытие тематических фондовых выставок: «Школа в годы Великой Отечественной войны» и «Выдающиеся педагоги школы».
Третья группа изучает основы экскурсионной работы. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии [5]. Под руководством педагога ребята знакомятся с основными правилами и этапами подготовки музейной экскурсии. Они отбирают материал и разрабатывают маршрут экскурсии, в дальнейшем маршрут будет отработан и проведена пробная экскурсия.
Таким образом, создание музея - это не просто собирательство, а целенаправленная, продуманная, хронологически правильная работа, которая несет в себе огромный воспитательный потенциал.
Реализация программы позволит достичь нам следующих результатов:
- в обучающей сфере - приобретение учащимися знаний по музееведению, усиление интереса учащихся к музейной деятельности (активность в создании самостоятельных исследовательских проектов);
- в воспитательной сфере - воспитание у учащихся чувства уважения к истории родной школы и ее традициям, сформированные отдельные аспекты патриотического мировоззрения и активной гражданской позиции;
- в развивающей сфере - достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по научно-музейной обработке, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, проведение экскурсий по экспозициям музея; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации работ по профилю музея; сформированная коммуникативная компетентность и навыки ораторского искусства.
Библиографический список
- Гогиберидзе Г. М. Формирование музейной педагогики / Гогиберидзе Г. М., Чесняк М. Г. // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 3-5
- Данилов А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» М, Просвещение 2011
- Долгих Е., Проект «Музейная педагогика» пространство гражданского становления / Долгих Е.//Директор школы.- 2008.-№2.-С.82-84
Интернет-ресурсы
- http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/urok-muzeinoi-pedagogiki-velikaya-otechestvennaya-voina
- http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/2044-muzeinayapedagogika.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Я - патриот своей страны"
Цель проекта: Создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости...
Родительское собрание "Как воспитать гражданина и патриота своей страны"
Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания, на котором будет рассматриваться вопрос: "Как сформировать морально-психологические качества, навыки и умения, необходимые молод...
В космос люди улетают патриотами своей страны, города, края,а возвращаются — патриотами всей Земли
Что такое космос?На данный момент времени мы живем в современном мире информационных технологий, и часто слышим про понятие космос. Сейчас каждый человек должен знать о том, что такое космос, а также ...
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ "ЛЕВША - НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ И ПАТРИОТ СВОЕЙ РОДИНЫ"
ЦЕЛИ:- заинтересовать учащихся личностью и творчеством Н.С.Лескова;- способствовать эмоциональному восприятию сказа;- научить аудиторию давать характеристику герою на основе поступков и поведен...
Развитие этнического и духовного потенциала гражданина – патриота своей страны.
В современных условиях люди живут и действуют в границах нескольких культур. Изучение, сохранение и развитие национальных культур, в том числе культуры хакасов, способствует воспитанию культуры ...
«Формирование личности гражданина и патриота своей Родины в условиях музыкальной школы-интерната»
Формирование личности гражданина и патриота своей Родины в условиях музыкальной школы-интерната...
Презентация к родительскому собранию "СЕМЬЯ и ШКОЛА: воспитание ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНИНА, ПАТРИОТА своей Родины"
Привлечене внимания родителей к совместной деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодежи. Обсуждение актуальных вопросов патриотического воспитания. Ообмен опытом между родителями и педа...