Программа развития школьного музея
рабочая программа на тему
В помощь руководителям школьных музеев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_shkolnogo_muzeya_mou_sosh.doc | 184.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития
структурного подразделения МБОУ «Средняя школа №35»
«Музей народного быта Нижегородского края»
Руководитель музея:
Охапкина Надежда Николаевна,
учитель изобразительного искусства
МБОУ «Средняя школа №35»
г. Дзержинск, 2015г.
Пояснительная записка
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Разработка и реализация Программа развития музея является актуальной, т.к. она способствует духовно-нравственному развитию учащихся в соответствии с задачами, выдвигаемыми ФГОС.
В настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления русского человека. Какое поколение будет жить в России? Сумеет ли оно взять с собой духовно-нравственное богатство предков? Что может сделать школа, чтобы не прервалась «времен связующая нить»?
На решение этих вопросов направлена сложившаяся в нашей школе система воспитательной работы с учащимися, задачами которой являются:
-развитие и воспитание гражданина России;
-возрождение и воссоздание духовности в школе, предоставление возможности детям глубже почувствовать свои национальные корни;
-знакомство с традициями и обрядами русского народа и вовлечение детей в организацию праздников и досуга.
Более двадцати лет назад в нашей школе начали создавать экспозицию предметов народного быта Нижегородского края. Сейчас эта экспозиция переросла в музей, где сделан макет части интерьера крестьянской избы с русской печкой, размещены сундуки, прялки, предметы быта, народная одежда. Все краеведческие материалы обработаны, систематизированы и соответственно оформлены. Они составили следующие разделы:
-интерьер русской избы
-народная одежда
-вышивка, ткачество, кружевоплетение
-предметы труда и быта.
В 2012 году музей получил свидетельство о регистрации.
Музей играет значительную роль в воспитательной работе школы. Это не застывшая экспозиция предметов народного быта, у музея есть своя душа, согретая заботой детей и взрослых. Ремонт помещения, розыск экспонатов, оформление экспозиций, подготовка к праздникам – это общее коллективное дело, которое объединило школьников, их родителей и педагогов.
Работа школьного музея возглавляется советом, который руководит разнообразной деятельностью краеведов, связанной с пополнением музейного фонда новыми экспонатами, изучением имеющихся краеведческих материалов, подготовкой новых тематических экспозиций.
На базе музея проводятся уроки, семинары для учителей, мастер-классы, экскурсии, народные праздники, посиделки, конкурсы, ведется научно-исследовательская работа. Наш музей работает в тесной связи с городским краеведческим музеем и Дворцом детского творчества, осуществляющим координацию деятельности по развитию и организации работы школьных музеев города.
Экскурсоводы школы принимают участие в городских конкурсах, научно-практических конференциях. Актив музея награжден грамотами управления образования города Дзержинска.
В 2011-2012 учебном году школьный музей занял первое место в конкурсе школьных музеев города Дзержинска. В 2011- 2012 учебном году - первое место в городском конкурсе экскурсоводов.
В 2012 - 2013 – второе место в городском конкурсе исследовательских работ «Лики прекрасного», второе место в городском конкурсе музеев, первое место в городском конкурсе экскурсионных проектов. В 2012 году актив музея в лице учениц 11 класса Малышевой Анастасии и Федяковой Карины стали победителями городской викторины и по приглашению депутата Законодательного Собрания Рыбина приняли участие в областном семинаре- тренинге.
С 2011 по 2014 год школа становится победителем областного проекта «Голос ребенка».
В 2014 году учащиеся школы приняли участие в областном фотопроекте «Поколение Победы». Школьный музей народного быта Нижегородского края занял I место в городском смотре-конкурсе школьных музеев. В городском конкурсе исследовательских работ «Дети войны – дети великой Победы» Строганова Татьяна, Русакова Елизавета (ученицы 10А класса), Крохина Ксения, Сыроваткина Анна (ученицы 8А класса) заняли I место.
В 2015 году Гладких Александра, ученица 9А класса получила диплом за III место во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Красота родного края». Гладких Александра и Шарова Екатерина приняли участие в городской научно-практической конференции «Старт в науку» и «Путь к успеху».
В школе действует Программа дополнительного образования «Народное искусство Нижегородского края». В реализации Программы задействованы учащиеся и педагоги школы. Условия кружковых занятий дают оптимальные варианты решений задач обучения в процессе, объединяющем его части: воспитание - обучение- творчество.
В 2013-2014 учебном году кружковцы становились победителями городских и областных конкурсов. В VI городском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Растяпинские умельцы» и в областном конкурсе «Творчество: традиция и современность» Смирнова Вероника, Мертвищева Екатерина, Русакова Елизавета, Ледрова Екатерина, Строганова Татьяна заняли I место. Дети гордятся тем, что в музее остаются предметы, созданные их руками на занятиях кружка: крестьянские традиционные куклы, глиняные игрушки, народные росписи. Так ребята понимают, что прошлое, настоящее и будущее неразрывны, мы – часть единого древа жизни.
Традиционно проводятся игровые занятия «Русская изба», а также календарные праздники: «Кузьминки», «Зимние Святки», «Широкая Масленица», «Светлый праздник Пасхи», «Троица». Главным в этих мероприятиях является не получение формальных знаний, а воспитание, формирование определенных нравственных принципов и поведенческих навыков у детей. В подготовке праздников принимает участие актив Музея. Ведущие должны много знать, хорошо разбираться в теме, уметь доходчиво преподнести информацию, иметь артистические данные. Часто на праздниках бабушки, родители детей, учителя становятся не только гостями, но и участниками. Праздники раскрывают сердце каждого – и малого и большого человека.
В 2009 – 2010 учебном году при музее был открыт Зал воинской славы, в который вошли следующие разделы: «Герои Советского Союза – Дзержинцы», «История дзержинского аэроклуба им. Н.П.Каманина», «Ветераны живут рядом». Открытие Зала воинской славы дало новое направление в работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Актив музея проводит исследовательскую, поисковую работу, организует встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла. В школе реализуются проекты «Ветераны живут рядом», «Знамя Победы».
Деятельность школьного музея и Зала воинской славы неоднократно освещалась на страницах городских и областных СМИ и на Дзержинском телевидении.
Воспитывая любовь к родному краю, давая проявить себя в творчестве, мы оберегаем ребенка. Поднимаем своего рода иммунитет к таким социальным болезням, как лень, равнодушие. Очень хотелось бы, чтобы знания о родной культуре дети пронесли через всю жизнь.
Все вышеприведенные факты указывают на наличие опыта работы школы и возможности создания сетевого проекта, направленного на сохранение исторического наследия и воспитания нравственной личности – Гражданина.
Концепция развития школьного музея определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития музея школы, задает основные направления развития, способы и механизмы изменений, адресована сообществу школьного музея, включающему работников школы, учащихся, их родителей (законных представителей), общественные и ветеранские организации, принимающие участие в решении проблем гражданского и патриотического воспитания в школе.
Предполагаемый срок реализации Программы 2011-2016 гг.
Программа развития школьного музея обсуждена и принята на заседании Педагогического совета школы 28 декабря 2011 года.
Основанием для разработки Программы послужили следующие
нормативно-правовые документы:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 10.01.2003 N 15-ФЗ
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271
План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», принятая постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795,
Закон РФ «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 года №82-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);
Приоритетные направления развития российского образования, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 09.12.2004, протокол № 47, раздел I;
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (до 2016 г.), принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р;
Закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07. 2001 г.;
Муниципальная программа «Патриотическое воспитание жителей города Дзержинска» на 2014 - 2016 годы
Устав школы
Положение о школьном музее
Цель программы:
- Воспитание у учащихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.
Задачи:
- Создать оптимальные условия для учителей и обучающихся в использовании краеведческого материала при обучении и воспитании;
- Формировать у обучающихся исследовательские навыки, научное мышление, учить собирать краеведческий материал, анализировать и выделять главное;
- Учить работать в группе, выступать на публике, оценивать результаты своей работы.
Прогнозируемые результаты
Школьный музей народного быта Нижегородского края - важнейшая составляющая развивающей образовательной среды школы, в которой интегрируются интересы всех участников педагогического процесса: школьников, их родителей (законных представителей) и педагогов, где возможно решение многих образовательных, социальных и профессионально-педагогических проблем.
Деятельность музея обеспечивает интеграцию содержания общего и дополнительного образования школьников, расширяя, углубляя и систематизируя знания по общеобразовательным предметам и фундаментальным наукам; обеспечивает межпредметную интеграцию знаний, формирующую мировоззрение обучающегося и адекватное миропонимание; обеспечивает формирование предметных, межпредметных и ключевых компетенций обучающихся, позволяющих применять теоретические знания в практической деятельности, умение анализировать, ставить цель, продуцировать идеи, планировать, проектировать, продуктивно действовать, принимать решения и т.д.
Музей обеспечивает свободный выбор видов деятельности, в процессе которых формируются и развиваются коммуникативные способности; ориентацию на личностные интересы, потребности, способности, позволяющей организовать досуг школьников в свободное от учебных занятий время; создает возможности для выращивания уникальности, неповторимости каждой личности, развития ее творческого, духовно-нравственного и гражданского потенциала.
Реализация Программы развития музея позволит достичь эффективности деятельности школы, отраженных в индикаторах:
1. образовательной результативности - степени успешности функционирования педагогической системы школы в достижении цели создания развивающей образовательной среды музея как средства формирования личности социально активного россиянина, выраженной результатами педагогической деятельности, отраженной в критериях и показателях на уровне музея, учащихся, педагогов и школы.
2. социально-педагогической результативности – степени успешности функционирования школьного музея в достижении социальной значимости деятельности школы, отраженной в критериях и показателях на уровнях родителей и школы.
Критерии образовательной результативности:
- на уровне музея: динамика увеличения фондов, количество образовательных мероприятий; количество работ, представленных на краеведческих конференциях, конкурсах;
- на уровне учащихся: количество школьников, вовлеченных в деятельность музея; количество школьников, вовлеченных в краеведческую исследовательскую деятельность; качество знаний, сформированность предметных, межпредметных и ключевых компетенций;
- на уровне педагогов: мотивация на участие в деятельности музея, обогащение опытом практической деятельности по музейной педагогике; участие в научно-исследовательской работе; степень удовлетворенности участием в музейной деятельности;
- на уровне школы: количество школьников-участников краеведческих конкурсов, конференций, олимпиад; количество педагогов, включенных в деятельность музея; владение педагогами методиками организации поисково-исследовательской работы; количество проведенных в музее образовательных мероприятий.
Критерии социально-педагогической результативности:
- на уровне родителей: приобретение психолого-педагогических знаний о своем ребенке, улучшение взаимоотношений с ним, мотивация на участие в разнообразных формах общего и дополнительного образования школы;
- на уровне школы: престиж школы в среде родителей, количество школьников и родителей, вовлеченных в деятельность музея; количество выпускников, поступивших в профильные вузы; профессиональные достижения педагогов; количество проведенных на базе музея окружных, городских и региональных мероприятий.
Содержание Программы
Школьный музей народного быта Нижегородского края, как форма образовательной и воспитательной работы, создался по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Он возник как ответ на социальный заказ, который поступил образовательному учреждению от представителей ученической, родительской и педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности.
В музее школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальным учебным подразделением общеобразовательной школы, музей выступает как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные им экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России.
Цель создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Практика музейного дела предполагает соблюдение следующих принципов:
- систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
- проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
- использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.;
- самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея;
- помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.
- связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;
- обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
- строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Образовательное пространство
Содержание деятельности
Поисковая деятельность:
- пополнение фонда.
- работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях города.
- встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами города, района, области, родного карая.
- посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.
- поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры.
- консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и Интернет-ресурсами.
Исследовательская деятельность:
- научные исследования в сфере культурно-образовательной деятельности школьного музея. Организация научно-исследовательской работы в школьном музее и фиксирование ее результатов.
Оформительская работа:
- составление альбомов, дневников, докладов-отчётов, рефератов;
- оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет;
- оформление экспозиций, витрин для школьного музея; - выпуск музейного фотоальбома;
- создание презентаций по экспозициям музея;
- организация выпуска музейной стенгазеты.
Экскурсионно-просветительская деятельность:
- проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д.
- организация краеведческих конференций по опубликованным исследовательским работам учащихся школы;
- участие в городских, областных конкурсах экскурсоводов, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;
- сотрудничество с городской газетой, телевидением;
- выступления на ШМО, педагогических советах, городских семинарах, областных педагогических чтениях руководителя краеведческой работы;
Информационно-рекламная деятельность:
- продвижение имиджа музея в информационном образовательном пространстве через ресурсы Интернет.
- СМИ (газеты, журналы, телевидение) – средство привлечения интереса разных слоев музейной аудитории.
- получение музеем обратной связи по вопросам восприятия
посетителем экспозиции, коммуникации посетителя с экскурсоводом.
- «Открытость» среды для осуществления рекламной деятельности музея.
- персональные приглашения на музейную выставку,
праздник через почтовые ящики, обращения к классу и т.д. как один из
способов информационно-рекламной деятельности.
Работа с музейным фондом
- комплектование фондов музея;
- сверка фондовых коллекций с учетной документацией;
- составление списков наличия, коллекционных описей, карточек.
- шифрование экспонатов;
- сбор и обработка материалов для экспозиции;
- создание электронной базы учетно - хранительской документации
Механизм и условия реализации Программы
Основные направления | 2011- 2013 уч. год | 2014-2016 уч. год |
Работа с музейным фондом | 1. Поиск и пополнение музейного фонда. 2. Систематизация материалов рекомендательного характера по направлениям деятельности музея. 3. Поиск и сбор материалов о дзержинцах - Героях Советского Союза. 4. Поиск и сбор материалов о дзержинцах – тружениках тыла. 5. Продолжение картотеки музейных предметов. 6. Систематизация музейных предметов по разделам и темам. | 1. Поиск и пополнение музейного фонда. 2. Продолжение картотеки поступающих музейных предметов. 3. Поиск и сбор материалов о директорах и выпускниках школы № 35. 4. Создание картотеки музея в электронном виде. |
Поисковая, научно- исследовательская работа | 1.Поиск адресов выпускников школы для организации переписки с ними. 2. Поиск адресов бывших учителей школы для организации переписки с ними. 3. Исследовательская работа «Первые учителя. Первые ученики. 4. Презентация проекта « Первые ученики школы». «Первые учителя школы». 3. Создание виртуальной экскурсии по проекту «Первые учителя. Первые ученики». 3. Исследовательская работа «Дзержинцы – Герои Советского Союза». Участие в городском конкурсе исследовательских работ «Лики прекрасного». Презентация проекта «Формирование нравственных ценностей на основе изучения истории родного края» по теме «Преумножать далеких предков славу». | 1.Исследование темы «Моя родословная». 2.Исследование темы «Художественно - прикладные элементы в одежде и предметах быта Нижегородского края» (на базе фондов школьного музея). 3. Исследование темы «Народные праздники и обряды». 4.Исследование темы «Старинная открытка» ( использование экспонатов школьного музея). 5. Участие в научно-практической конференции по презентации исследуемой темы. 6. Исследование темы « Дети войны – дети Великой Победы». 7. Презентация исследуемой темы «Детям Смоленщины посвящается». |
Экскурсионно- просветительская работа. Создание постоянных и передвижных выставок | 1. Оборудование школьного музея витринами для размещения музейных экспонатов. 2. Создание временных экспозиций « День Великой Победы». 3. Создание экспозиции « Рождественская и пасхальная открытка» (из фондов школьного музея). 4. Создание временной экспозиции «Художественные промыслы Нижегородского края» (использование фондов школьного музея). 5. Организация экскурсии в Городец, Гороховец, Нижний Новгород. | 1.Создание «Музейного чемоданчика», организация обзорных и тематических экскурсий для учащихся школ города. 2. Организация выставки Народная кукла». 3. Организация выставок творческих работ обучающихся, их родителей, учителей. 4. Создание серии мультимедийных презентаций (тематических виртуальных экскурсии). 5. Создание сайта школьного музея. 6. Организация экскурсии в Гороховец, Н. Новгород, Казань. 7. Проведение игровых занятий по экспозициям музея. 8. Проведение календарных и народных праздников. 9. Участие в городском конкурсе декоративно-прикладного искусства «От Золушки к Принцессе» «Пасхальный перезвон» «Растяпинские умельцы» «День славянской письменности и культуры» |
Развитие сетевого взаимодействия | 1.Продолжение сотрудничества с городским краеведческим музеем. 2. Участие в работе Школы экскурсоводов при ДДТ. 3. Продолжение сотрудничества с музеями школ города. 4. Участие в городской «Неделе «Музей и дети». 5. Переговоры о сотрудничестве с музеем завода «Свердлова». | 1.Продолжение сотрудничества с городским краеведческим музеем. 2.Участие в работе Школы экскурсоводов при ДДТ. 3. Продолжение сотрудничества с музеями школ города. 4. Участие в городской неделе «Музей и дети». 5. Заключить соглашение о сотрудничестве с музеем завода им. Свердлова, завода «Корунд». 6. Организовать взаимодействие с городским архивом. 7. Продолжить взаимодействие с Центром ремесел. |
Дополнительное образование | 1. Реализация программы «Народное искусство Нижегородского края». | 1.Работа по программе «Народное искусство Нижегородского края».
|
Ресурсное обеспечение
кадровое | Материально- техническое | Информационно-методическое |
1. Руководитель музея Охапкина Н.Н. 2. Совет музея – учащиеся 5А, 7А, 9А, 11А классов. 3. Педагоги дополнительного образования. 4. Учителя-предметники. 5. Родители учащихся. | 1.Кабинет – музей. 2.Кабинет информационных технологий. 3. Мультимедийный проектор 4. Музыкальный центр 5. Ноутбук. 6. Мультимедийная доска 7.МФУ | 1. Программа школьного музея «Народное искусство Нижегородского края». 2. Программа объединений дополнительного образования. 3. Агентство школьных новостей «Будь в курсе» 4. Локальные акты школы. 5. Банк методических находок (сценарии праздников и экскурсий). |
План реализации программы по основным направлениям деятельности на 2014 -2015 учебный год (музей народного быта)
№ | Мероприятия | Сроки | Участники | Ответственные |
Поисково-исследовательская работа | ||||
1. | Сбор информации по разделу «Художественные народные промыслы Нижегородской области» | Сентябрь Октябрь | Актив музея | Охапкина Н.Н. |
2 | Создание презентаций: «Древние образы в народных игрушках» «Внутренний мир русской избы» «Декор русской избы» «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивке» «Народный праздничный костюм» «Конструкция , декор предметов народного быта и труда» | Ноябрь | Актив музея | Охапкина Н.Н. |
3 | Документирование истории, культуры и природы родного края, России путём сбора, изучения и хранения музейных предметов. | Постоянно | Актив музея | Охапкина Н.Н. |
Учётно-хранительская деятельность | ||||
1. | Постановка на учёт вновь поступивших экспонатов, восстановление их, экспонирование в течение определённого времени, соответствующее хранение в запаснике. постоянно | Постоянно | Актив музея | Охапкина Н.Н. |
Экспозиционная деятельность и экскурсионно-массовая | ||||
1 | Выставки: «История открытки», «Нижегородские художественные промыслы», «Старый патефон» «Бабушкин сундук» | Январь Апрель Март Май Март | Актив музея | Охапкина Н.Н. |
Учебно-образовательная деятельность | ||||
1 | Показ презентаций: «Древние образы в народных игрушках» «Внутренний мир русской избы» «Декор русской избы» «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивке» «Народный праздничный костюм» «Конструкция, декор предметов народного быта и труда» | II полугодие | Актив музея | Охапкина Н.Н. |
Обзорные экскурсии по экспозициям музея: «Народный костюм» «Вышивка, ткачество, кружевоплетение», «Предметы труда и быта», «Интерьер крестьянской избы» | В течение года | Актив музея | Охапкина Н.Н. | |
Игровые занятия: «В гостях у хозяйки русской избы», «Загадки, поговорки русского народа», «Народные игры» | В течение года | Актив музея | Охапкина Н.Н. | |
Народные календарные праздники: «Кузьминки» «Октябрь рябинник» «Зимние святки» «Широкая масленица» «Пасха красная» «Троица» | Сентябрь Октябрь Январь Март Апрель Июнь | Актив музея | Охапкина Н.Н. | |
Художественно-эстетическая деятельность | ||||
1 | Участие в городском конкурсе «Пасха Красная» | Март, Апрель | Обучающиеся школы | Охапкина Н.Н. |
2 3 4 5 | Участие в городском конкурсе «Я рисую мир» Участие в областном проекте «Голос ребенка» Игровое занятие «Посиделки в русской избе» с городским активом школьных музеев Участие в городских конкурсах декоративно-прикладного творчества: «Растяпинские умельцы», «От Золушки к принцессе», «Творим, выдумываем, пробуем», «Пасхальный перезвон» Участие в городских и областных конкурсах рисунков: «Я рисую мир», «Нижегородский края – моя Родина», «И на Марсе будут яблони цвести», «Пасхальный перезвон», «Дивен Бог», «День славянской письменности и культуры» | Февраль Март Апрель май | Обучающиеся школы | Охапкина Н.Н. |
План реализации программы по основным направлениям деятельности на 2014 -2015 учебный год (Зал воинской славы)
Вид деятельности | Мероприятия | Ответственные | |
1 | Просветительская деятельность | Обзорные экскурсии для учащихся школы - 1-10 классы | Актив Музея |
Учеба актива музея в ДДТ | Актив Музея | ||
Экскурсии для учащихся школ города | Актив Музея | ||
Участие в городском конкурсе программ деятельности музеев | Руководитель Зала Охапкина Н.Н. | ||
Проведение городского семинара и мастер-класса для учителей ИЗО школ города | Руководитель Зала Охапкина Н.Н. | ||
Встреча с членом Городского Совета ветеранов Строкиным Л.Н. | Руководитель Зала Охапкина Н.Н. | ||
Встреча с ветеранами – тружениками тыла: Ивановой М.В, Царевой О.А., Шепелевой З.Э. | Руководитель Зала Охапкина Н.Н. | ||
Создание презентаций для сайта школы по итогам участия в городских и областных конкурсах и мероприятиях | Актив Музея Руководитель Зала Охапкина Н.Н. | ||
Помощь в проведении уроков мужества и тематических классных часов | Актив Музея Руководитель Зала Охапкина Н.Н. | ||
2 | Работа с ветеранами | Встречи с Городским Советом ветеранов. Организация встреч с ветеранами тыла и ВОВ | Актив Музея Руководитель Зала Охапкина Н.Н. |
Поздравления ветеранов района с Днем пожилого человека, с Днем Защитника Отечества, 8 Марта, Днем Победы | Актив Музея Руководитель Зала Охапкина Н.Н. Представители активов классов | ||
3 | Исследовательская работа | Сбор информации по истории Дзержинского аэроклуба им. Каманина Н.П. | Актив Музея Руководитель Зала Охапкина Н.Н. |
Встречи с родственниками курсантов Дзержинского аэроклуба им. Каманина Н.П. | Актив Музея Руководитель Зала Охапкина Н.Н. | ||
сбор и обработка сведений о ветеранах, составление биографий; выполнение презентаций о боевом пути ветеранов | Актив Музея Руководитель Зала Охапкина Н.Н. | ||
Сбор и обработка материалов для оформления стенда «Ветераны живут рядом» | Актив Музея Руководитель Зала Охапкина Н.Н. | ||
Сбор и обработка материалов для оформления стенда «Вечная память тебе, солдат той далекой войны» | Актив Музея Руководитель Зала Охапкина Н.Н. | ||
Участие в областном фотопроекте «Поколение Победы» | |||
Участие во Всероссийском краеведческом конкурсе «Красота родного края» | Руководитель музея Охапкина | ||
Участие в городской научно-практической конференции «Старт в науку»: «Нижегородский народный костюм вчера и сегодня» | |||
Участие в городской научно-практической конференции «Путь к успеху» | Руководитель музея Охапкина | ||
Дистанционный конкурс исследовательских работ «Дети войны - дети Великой Победы» | Руководитель Зала Охапкина Н.Н. | ||
4. | Художественно-эстетическая деятельность
| Конкурс стенгазет | Обучающиеся школы |
Конкурс рисунков к празднику День Победы | Обучающиеся школы | ||
Участие в областном проекте «Голос ребенка» | В течение года | ||
Участие в массовых мероприятиях Городская неделя «Музей и дети» | Руководитель Зала Охапкина Н.Н. |
План обучения актива на 2014-2015 г.г.
№ п/п | Темы |
1 | Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения |
2 | Что такое музей? Роль музея в жизни человека. |
3 | Музейный предмет, как первоисточник |
4 | Основные виды музеев в РФ |
5 | Фондовая работа музеев. Комплектование и учет музейных фондов |
6 | Музеи как современные научные и поисково – исследовательские центры. |
7 | Архивы. Деятельность и принципы работы. |
9 | Музейная экспозиция. |
10 | Особенности выставочной деятельности музеев |
11 | Культурно-образовательная деятельность музея. |
12 | Зачет. Защита индивидуальных проектов (краеведение, этнография) |
13 | Итоговое занятие. Рефлексия |
Список литературы
1. Богуславский С.Р., Школьный литературный музей - клуб, М., 1989. Б.Н. Годунов.
2. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / авт.-сост. Т. А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
3. Голиков А. Г., Круглова Т. А. Источниковедение отечественной истории. — М., 2001.
4. Голышева Л. Б. Музейная педагогика/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г. 5.Детские музеи в России и за рубежом / Н. Г. Макарова — Таман, Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич. — М., 2001.
6. Мазный Н. В. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. — М., 1997.
7. Методика историко - краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982. 8. Музей в современном мире: традиции и новаторство. – М., 1999. – Вып. 104. – 199 с.
9. Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник нормативно - правовых и методических материалов. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004. 10.Решетников Н. И. Музееведение: Курс лекций. — М., 2000.
11. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.
12. Столяров Б. А., Соколова Н. Д., Алексеева Н. А. Основы экскурсионного дела: Учеб. пособие. — СПБ., 2002.
13. Туманов Е.Е., Школьный музей, М, 2002.
14. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (ФЗ РФ от 23.02.2011 года № 19–ФЗ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция развития школьного музея
Концепция развития школьного музея определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития музея ГОУ, задает...
Программа развития школьного музея "Музей для детей и руками детей"
Данная программа является рабочей и поможет организовать и структурировать работу школьного музея...
Программа развития школьного историко-краеведческого музея
данный материал был представлен на окружной смотр-конкурс историко-патриотических музеев...
Концепция развития школьного музея "Поклонимся великим тем годам"
Концепция развития школьного музея на 2010-2015 гг....
Программа развития школьного краеведческого музея МБОУ «Советская СОШ» Ядринского района Чувашской Республики
Краеведческий музей нашей школы впервые открыл свои двери для посетителей, ветеранов войны и тыла 9 мая 2008 г. В музее собраны предметы старины, материалы по истории школы. В 2007 г. Велась активная ...
Программа развития школьного краеведческого музея
Программа развития школьного краеведческого музея....
Концепция развития школьного музея
Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, который расширяет сферу образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализац...