программа развития школьной библиотеки
рабочая программа по теме
программа развития школьного информационно-библиотечного центра на 3 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 16
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ ООШ № 16 МО город АРМАВИР КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ __________________ М. С. Мовсесян «___»________________ 2011 г. |
программа развития
ШКОЛЬНОЙ библиотеки
«Современный школьный
информационно-библиотечный центр"
2011
СОДЕРЖАНИЕ.
- Актуальность
- Паспорт программы.
- Наименование программы.
- Заказчик программы.
- Юридический адрес.
- Контакты.
- Нормативно-правовая база.
- Руководитель программы.
- Разработчики программы.
- Реклама деятельности.
- Сроки реализации программы.
- Концепция программы.
- Цели и задачи программы
- Основные направления программы
- Ожидаемы результаты программы.
- Система организации контроля за исполнением программы.
- Ресурсное обеспечение программы.
- Этапы реализации программы
- Информационная справка о школьной библиотеке.
- Используемая литература
- План мероприятий по реализации программы развития ИБЦ МБОУ ООШ № 16 на 2011-2013 гг.
I. АКТУАЛЬНОСТЬ
В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается явный социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения и заданной заказчиком (в данном случае государством) степенью эффективности реализует данный заказ только новая современная система образования. Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретенных в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. В связке «Образовательная система — Школа — Школьная библиотека» школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Внешняя среда определяет вектор развития школьной библиотеки как информационного центра.
II. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
2.1. Наименование программы:
«Современный школьный информационно-библиотечный центр"
2.2. Заказчик программы:
Администрация муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 16 муниципального образования город Армавир Краснодарского края.
2.3. Юридический адрес:
Россия, Краснодарский край, 352947,
г. Армавир,х. Красная Поляна, ул. Советская, 47
2.4. Контакты:
Телефон: 8(86137)2-49-61
e-mail: school1963@mail.ru
2.5. Нормативно–правовая база Программы:
- Федеральная программа развития образования.
- Национальная стратегия «Наша новая школа».
- «Закон об образовании РФ».
- Федеральный государственный образовательный стандарт.
- Концепция развития библиотечного дела в РФ до 2015 г.
- Закон РФ "О библиотечном деле".
- Закон РФ "Об информации".
- Программа развития МБОУ ООШ № 16 на ……….
2.6. Руководитель программы:
- Мовсесян М. С. - директор МБОУ ООШ № 16;
2.7. Разработчики программы:
- Радченко Т. П. – библиотекарь;
- Забирко Л. В. – заместитель директора по учебной работе;
- Радченко О. В. – заместитель директора по воспитательной работе.
2.7. Реклама деятельности:
Где:
- В местной печати
- На районных семинарах
- На педсоветах
- На школьном сайте
- В библиотеке
Формы рекламной деятельности:
- статьи в прессе
- доклады и сообщения
- буклеты, списки, листовки
- информация в интернете
2.8. Сроки реализации программы: 2011-2013 г.
III. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
- Цели и задачи программы:
Цели:
Создание качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания учащихся, родителей, преподавателей на основе новых информационных технологий, сетевых информационных технологий.
Задачи:
1. Расширение и укрепление материально-технической базы библиотеки средствами вычислительной и организационной техники, позволяющие внедрить информационные технологии как основы свободного и равного доступа детей и подростков к информации.
2. Увеличение количества читателей, формирование у них информационной культуры, повышение уровня общеобразовательной подготовки в области современных ИКТ.
3. Создание банка данных программно-педагогических средств для использования ИКТ в учебном процессе.
4. Развитие на базе школьной библиотеки - медиатеки.
5. Дистанционное обучение учителей и учащихся.
6. Участие в проектах и конкурсах проводимых ЦРО.
7. Создание раздела «Библиотека» на сайте школы.
3.2. Основные направления программы.
1. Создание нормативной базы ИБЦ.
2. Создание материально-технических условий.
3. Привлечение в ИБЦ новых пользователей.
4. Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.
3.3. Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
- увеличение читательской активности:
на 5 % - рост выдачи ресурсов,
на 7 % - рост информационных запросов,
на 3 % - рост посещаемости веб-ресурсов библиотеки...; - 50% учащихся и 100 % педагогов обеспечены свободным доступом в Интернет и возможностью работы с веб-сервисами в условиях образовательного учреждения;
- Создание условий для получения информации и самообразования учащихся и педагогов
5 % - рост пользователей электронных каталогов,
5 % - рост пользователей виртуальной справкой; - Создание банка данных программно-педагогических средств для использования ИКТ в учебном процессе.
- Создание раздела «Библиотека» на сайте школы.
- Создание на базе библиотеки информационного бюллетеня.
3.4. Система организации контроля за исполнением Программы:
1. Выполнение мероприятий программы.
2. Контроль за качеством выполнения мероприятий программы.
- Предварительный (входной контроль всех видов ресурсов, проверка готовности к работе...)
- Текущий
- Поэтапный
- Итоговый
3.5. Ресурсное обеспечение реализации программы:
1. Научно-методическая поддержка программы осуществляется:
- Администрацией МБОУ ООШ № 16.
- ЦРО управления образования муниципального образования город Армавир.
2. Источники финансирования:
- Бюджетные средства.
- Внебюджетные средства.
3.6. Этапы реализации программы.
1. Этап. Формирующий - (2011 год):
Разработка текста программы. Привлечение пользователей.
Материально - техническая база.
1. Дооборудование помещения.
2. Приобретение недостающей оргтехники.
3. Пополнение фонда медиаресурсов.
5. Внедрение в работу программы библиотечной системы АИБС «МАРК- SQL» с последующей корректировкой, что позволит ускорить обслуживание читателей, учет и обработку фонда, осуществить перевод каталогов с бумажных носителей на электронные.
6. Комплектация фонда художественной, методической и учебной литературой.
2. Этап. Основной, организационный (2011-2012):
Реализация ведущих направлений программы. Осуществление промежуточного контроля их реализации.
Включение библиотечного центра в управленческую систему школы. С целью повышения интегрирования ИБЦ в единое информационное пространство школы как её структурного подразделения.
Основная задача библиотеки на этом этапе:
- Отладка механизмов взаимодействия всех участников образовательного процесса и использования всех имеющихся ресурсов.
- Создание системы мониторинга позволяющего взаимодействовать всех участников образовательного процесса с использованием имеющихся ресурсов.
Информационные ресурсы будут использоваться.
1. В проектной деятельности.
2. На уроках.
3. В кружковой деятельности.
4. Во внеклассной работе.
5. При подготовке к урокам.
3 этап - Аналитический. (2013 год):
Подведение итогов и анализ результатов реализации программы. Подготовка текста новой программы развития библиотеки.
На этом этапе библиотека ставит перед собой следующие задачи:
- Развивать заложенные основы использования медиаресурсов в образовательной практике школы;
- Составление комплексных планов работы;
- Организация консультационной работы;
- Налаживание связей с другими организациями;
- Создание единых информационных ресурсов;
- Разработка и внедрение инновационных форм работы;
- Обобщение и распространение опыта;
- Подведение итогов и анализ реализации программы;
- Подготовка текста новой программы развития библиотеки.
IV. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
- Дата создания библиотеки: 1947 год
- Помещение библиотеки: 63 кв.м.,
- Режим работы: 9.00 - 15.40, суббота: 10.00 - 15.00, выходной: воскресенье.
- Кадровое обеспечение: 1 ставка - библиотекарь.
- Техническое оснащение, его использование:
-рабочее место библиотекаря: 1 компьютер, принтер, копир, сканер,
-место для работы посетителей: 2 компьютера.
Все компьютеры подключены к Интернету и объединены в школьную локальную сеть. Используется ежедневно. - Рабочее место библиотекаря оснащено библиотечной системой АИБС «MAPK – SQL»
- Объем и состав фонда: основной - 3522 экз., учебники - 2372 экз., медиаресурсы- 79 экз.
- Количество читателей: 237 ч.
- Количество посещений: 1940
- Количество книговыдач: 2748
- Количество наименований подписных изданий, их направленность: в 2011 г. выписывались 27 наименований газет и журналов, в 2012 г. – 30 наименований.
- Состав читателей: учащиеся, педагоги, выпускники, прочие.
- Используемые формы работы: проектная деятельность, общешкольные мероприятия (2 раза в год)- литературные гостиные, интеллектуальные игры; книжные выставки, рекомендательные списки, буклеты.
- Взаимодействие с другими учреждениями: с сельской библиотекой - посещение мероприятий, с городским архивом и др. учреждениями в рамках проектной деятельности.
- Взаимодействие с педагогами-предметниками в совместных проектах: с учителями истории и кубановедения, технологии, ИЗО, музыки.
Составление программы развития библиотеки обусловлена изменением роли школьной библиотеки в учебно-воспитательном процессе и повышение её статуса.
Совместно с учителями предметниками был оформлен заказ на учебную литературу по федеральному бланку заказа. Для медиатеки составлен список докомплектования.
Общение с читателями составляет значительную часть работы школьной библиотеки по привлечению читателей.
Приоритетным тематическим направлением работы библиотеки считается пропаганда библиотечно-библиографических знаний. Она охватывает ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки, и привитие учащимся навыков независимого пользователя т.е. проведение библиотечных уроков, где ребят учат пользоваться словарями, справочниками, каталогами, картотеками помогут быстро и оптимально извлекать нужную информацию что позволит реализовывать образовательную функцию школьной библиотеки. В соответствии с отдельным планом, всего за учебный год было проведено 12 библиотечных уроков.
За период прошедшего учебного года в библиотеке было оформлено 17 книжных выставок.
V. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Волобуева М.Ю. Методические рекомендации по составлению программы развития школьной библиотеки / М.Ю.Волобуева. - // Школьная библиотека. - 2010. - №8. - С.27-29.
2. Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения: Методические рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ /Е.Н.Ястребцева. - М.: БМЦ, 2002.
Интернет-ресурсы
- http://www.websib.ru/noos/director/books/1.html - Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения
- http://lifereflex.blogspot.com/2010/09/blog-post.html - Подъяпольская О. Школьная библиотека — курс на планирование, осуществление и... развитие!!!
- http://lib.1september.ru/view_article.php?id=201001104 - Лякина Г. Еще раз о проектах в школе и библиотеке
- http://lib.1september.ru/view_article.php?ID=200900410 - Кондрашова С. Модернизируем нашу библиотечную среду
- http://www.eos.ru/eos_delopr/eos_law/detail.php?ID=29681 - Концепция развития библиотечного дела в РФ до 2015 г.(проект)
- План мероприятий по реализации программы развития ИБЦ
МБОУ ООШ № 16 на 2011-2013 гг.
№ п/п | Мероприятие | Срок | Исполнители | Ожидаемый результат | |||||||
1.Создание нормативной базы информационно-библиотечного центра школы. | |||||||||||
1 | Создание нормативной базы библиотечно-информационного центра школы. Внесение дополнений в Положение о школьной библиотеке. | 2012 | Библиотекарь | ||||||||
2 | Создание материально-технических и кадровых условий для развития библиотеки а) прохождение библиотекарем курсов по информационным технологиям | 2012 2013 | Зам. директора по УР | ||||||||
3 | Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним: а) списание устаревшей литературы; б) обновление фонда художественной литературы; в) пополнение учебного фонда, медиатеки; г) обеспечение доступа в «Интернет» в школьной библиотеке; д) создание страницы «ИБЦ на сайте школы; е) проведение библиотечных уроков с использованием ИКТ. г) предоставление массовой и индивидуальной информации о новых книгах, о поступлениях книг, цифровых образовательных ресурсов. | 2011- 2013 | Библиотекарь | Доступность и востребованность информации всеми участниками образовательного процесса | |||||||
4 | Автоматизация библиотечных ресурсов а) установка программного обеспечения «Автоматизированная информационная библиотечная система 1С «Библиотека» версия для школьных библиотек»; б) создание электронного каталога библиотечного фонда; в) обеспечение справочно-библиографического обслуживания в автоматизированном режиме | 2011
2012
2012- 2013 | Библиотекарь | Объединение всех компьютеров ОУ в единую локальную сеть создание электронного каталога - отказ от бумажной картотеки | |||||||
5 | Издание электронного сборника открытых уроков, элективных курсов, разработанных педагогами школы | 2012-2013 | Педагоги школы. | Повышение уровня информированности учащихся и их родителей в предоставлении школой образовательных услуг. Отбор лучших уроков, программ. | |||||||
6 | Внедрение необходимых программ | 2012 | учитель информатики | ||||||||
7 | Активизация участия школьной библиотеки в работе Интернет-конференций, расширение круга сотрудничества с библиотеками российских школ | 2012-2013 | Библиотекарь | Активизация и повышение темпов инновационного развития библиотеки школы и школьного информационно-методического центра | |||||||
8 | Создание и пополнение единого каталога электронных учебных пособий, а также художественной литературы | 2012 | Библиотекарь | Наличие единого каталога электронных учебных пособий. | |||||||
9 | Заключение договоров с торгующими организациями на поставку учебной литературы, на ознакомление с новыми УМК | Ежегодно | Библиотекарь | Информированность педагогов о новых УМК, 100 % обеспеченность учащихся учебниками и учебными пособиями, рекомендованными Министерством образования и науки РФ | |||||||
10 | Участие библиотеки и её читателей в конкурсном движении | 2011-2013 | Библиотекарь | Рост активности и результативности участия в конкурсах различного уровня | |||||||
11 | Проведение классных часов и других внеклассных мероприятий, направленных на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание школьников | Ежегодно | классные руководители, библиотекарь
| Повышение эффективности воспитательной работы с учащимися | |||||||
12 | Участие в разработке воспитательных программ, в работе методического объединения классных руководителей | Ежегодно | Классные руководители, библиотекарь | Повышение эффективности воспитательной работы | |||||||
13 | Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления. | ежегодно | май-июнь | Список учебников | |||||||
2.Формирование фонда ИБЦ | |||||||||||
1 | Разработка плана меро приятий по совершенство ванию библиотечных тех нологий на базе использо вания современных компь ютерных средств (на осно ве анализа работы ИБЦ, программы развития ОУ) | 2011 | Библиотекарь | Повышение эффективности работы ИБЦ | |||||||
2 | Своевременное проведение обработки и регистрации в электронном каталоге поступающей литературы | По мере поступления | Библиотекарь | ||||||||
3 | Обеспечение свободного доступа читателей к фонду библиотеки | Постоянно | Библиотекарь | ||||||||
4 | Выдача изданий читателям. | Постоянно | Библиотекарь | ||||||||
5 | Соблюдений правильной расстановки фонда на стеллажах. | Постоянно | Библиотекарь | ||||||||
6 | Систематическое наблюдение за своевременным возвратом библиотечно-информационный центр выданных изданий | Постоянно | Библиотекарь | ||||||||
7 | Ведение работы по сохранности фонда. | Постоянно | Библиотекарь | ||||||||
8 | Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей. | Постоянно | Библиотекарь | ||||||||
3.Расширение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий. | |||||||||||
1 | Активизация использова ния баз данных пользовате лями общеобразовательного учреждения за счет возмож ностей локальной сети и АИС «Сетевой край. Обра зование» | 2011-2013 | Библиотекарь | Повышение эффективности учебно-воспитател. работы | |||||||
2 | Участие в проведении со вместных исследователь ских проектов, акций, пре зентаций, выставок (указать конкретные мероприятия, сроки, ответственных) | 2011-2013 | Библиотекарь | ||||||||
3 | Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку. | По мере поступления | Библиотекарь | ||||||||
4 | Развитие отношений с партнерами из внешней сре ды (на основании анализа работы БИЦ. программы развития ОУ) | 2011- 2013 | администрация ОУ. Библиотекарь | ||||||||
5 | Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей – предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году. | ежегодно | Библиотекарь | ||||||||
6 | Инициирование проведения на базе БИЦ культурно-массовых мероприятий Неделя детской книги | ежегодно | Библиотекарь | ||||||||
7 | Размещение информаци онного стенда, создание буклета, проведение выста вок в целях рекламы предос тавления информационных, библиотечных услуг ИБЦ (в соответствии с планом рабо ты ОУ) | 2012-2014 | Библиотекарь | ||||||||
4.Работа по пропаганде ББЗ Формирование информационной грамотности учащихся | |||||||||||
1 | 1класс. - Знакомство с библиотечно-информационным центром. - Правила пользования и правила обращения с книгой | ежегодно | Библиотекарь | ||||||||
2 | 2класс. - Структура книги. - Газеты и журналы для младшего школьного возраста. | ежегодно | |||||||||
3 | 3класс. -Как читать книги. Выбор книги в библиотеке. - Компьютер в библиотеке, кассеты, диски. | ежегодно | |||||||||
4 | 4 класс. Справочная литература. Научно-познавательная литература для детей. | ежегодно | |||||||||
5 | 5 класс. Как построена книга. | ежегодно | |||||||||
6 | 6 класс. Выбор книг в библиотеке. | ежегодно | |||||||||
7 | 7 класс. Структура книги и использование ее справочного аппарата при чтении. | ежегодно | |||||||||
8 | 8 класс. Методы самостоятельной работы с литературой. | ежегодно | |||||||||
9 | 9 класс. Сообщение, доклад, реферат. | ежегодно | |||||||||
5.Реклама ИБЦ | |||||||||||
1 | Создание фирменного стиля: -эстетическое оформление библиотеки (включая мелкий ремонт помещения) -подбор цветовой композиции и оригинального стиля для оформления выставок, разделителей. | 2011 | Библиотекарь | ||||||||
2 | постоянно | ||||||||||
3 | Реклама о деятельности центра: -устная (во время перемен, на классных собраниях) -наглядная (информационные объявления о мероприятиях, проводимых библиотекой) | ежегодно | |||||||||
4 | постоянно | ||||||||||
6. Повышение квалификации | |||||||||||
1 | Работа по самообразованию: - освоение информации из профессиональных изданий; - использование опыта лучших школьных библиотекарей. |
Ежегодно | Библиотекарь | ||||||||
2 | Посещение семинаров, участие в городских МО, присутствие на открытых мероприятия. | По плану работы МО; | |||||||||
3 | Ведение странички на сайте школы в сети Интернет. | 2012-2013 | |||||||||
4 | Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. | 2011-2013 | |||||||||
5 | Повышение качества библиотечно-информационных услуг на основе новых технологий. | 2011-2013 | |||||||||
7.Взаимодествие с библиотеками района | |||||||||||
1 | Использование обменно-резервного фонда библиотек города | 2012-2013 | Библиотекарь | ||||||||
2 | Совместная работа по подготовке и проведению Книжкиной недели. | Ежегодно | |||||||||
3 | Создание «Гостевой книги», куда войдут отзывы и предложения по работе библиотечно-информационного центра. | 2012 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития школьного музея "Музей для детей и руками детей"
Данная программа является рабочей и поможет организовать и структурировать работу школьного музея...
Программа развития школьного историко-краеведческого музея
данный материал был представлен на окружной смотр-конкурс историко-патриотических музеев...
Программа развития школьного лесничества
Программа развития школьного лесничества 2012-14 год. Этапы и пути реализации....
Программа развития школьного музея
В помощь руководителям школьных музеев....
Программа развития школьного лесничества «Юный лесовод» на 2014-2016 г.г.
Программа развития школьного лесничества разработана заместителем начальника ГКУ «Изобильненское лесничество» Чугайновой Е.И., учителем биологии Семенихиной Н.Н. и советом лесничества на период с 2014...
Программа развития школьного спортивного клуба "ИСКРА"
Задачи: • создать оптимальные условия для активного отдыха детей и взрослых; • сформировать разновозрастные группы, группы по интересам, по ур...
План реализации Концепции развития школьных библиотек
Сегодня система образования призвана решать проблему, равную по глобальности всеобщей информатизации – подготовить человека к жизни в новой, стремительно трансформирующейся информационной среде. О нео...