программа развития школьной библиотеки
рабочая программа по теме

программа развития школьного информационно-библиотечного центра на 3 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 основная общеобразовательная школа № 16

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ ООШ № 16

МО город АРМАВИР

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

__________________ М. С. Мовсесян

«___»________________ 2011  г.

программа развития

ШКОЛЬНОЙ библиотеки

 «Современный школьный

информационно-библиотечный центр"

2011

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Актуальность
  2. Паспорт программы.
  1. Наименование программы.
  2. Заказчик программы.
  3. Юридический адрес.
  4. Контакты.
  5. Нормативно-правовая база.
  6. Руководитель программы.
  7. Разработчики программы.
  8. Реклама деятельности.
  9. Сроки реализации программы.
  1. Концепция программы.
  1. Цели и задачи программы
  2.  Основные направления программы
  3. Ожидаемы результаты программы.
  4. Система организации контроля за исполнением программы.
  5. Ресурсное обеспечение программы.
  6. Этапы реализации программы
  1. Информационная справка о школьной библиотеке.
  2. Используемая литература
  3. План мероприятий по реализации программы развития ИБЦ МБОУ ООШ № 16 на 2011-2013  гг.

I. АКТУАЛЬНОСТЬ

В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается явный социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения и заданной заказчиком (в данном случае государством) степенью эффективности реализует данный заказ только новая современная система образования. Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретенных в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. В связке «Образовательная система — Школа — Школьная библиотека» школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Внешняя среда определяет вектор развития школьной библиотеки как информационного центра.

II.        ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

2.1. Наименование программы:

«Современный школьный информационно-библиотечный центр"

2.2. Заказчик программы:

Администрация  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 16 муниципального образования город Армавир Краснодарского края.

2.3. Юридический адрес:

Россия, Краснодарский край, 352947,

г. Армавир,х. Красная Поляна, ул. Советская, 47

2.4. Контакты:

        Телефон: 8(86137)2-49-61

        e-mail:  school1963@mail.ru

2.5. Нормативно–правовая  база  Программы:

  1. Федеральная программа развития образования.
  2. Национальная стратегия «Наша новая школа».
  3. «Закон об образовании РФ».
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт.
  5. Концепция развития библиотечного дела в РФ до 2015 г.
  6. Закон РФ "О библиотечном деле".
  7. Закон РФ "Об информации".    
  8. Программа развития МБОУ ООШ № 16 на ……….

2.6.  Руководитель программы:

  1. Мовсесян М. С. - директор МБОУ ООШ № 16;

2.7. Разработчики программы:

  1. Радченко Т. П. – библиотекарь;
  2. Забирко Л. В. – заместитель директора по учебной работе;
  3. Радченко О. В. – заместитель директора по воспитательной работе.

2.7. Реклама деятельности:

Где:

  1. В местной печати
  1. На районных семинарах
  1. На педсоветах
  1. На школьном сайте
  1. В библиотеке

Формы рекламной деятельности:

  1. статьи в прессе
  1. доклады и сообщения
  1. буклеты, списки, листовки
  1. информация в интернете

2.8. Сроки реализации программы: 2011-2013 г.

III. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

  1.  Цели и задачи программы:

Цели:

    Создание качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания учащихся, родителей, преподавателей на основе  новых информационных технологий, сетевых информационных технологий.

Задачи:

1. Расширение и укрепление материально-технической базы библиотеки средствами вычислительной и организационной техники, позволяющие внедрить информационные технологии как основы свободного и равного доступа детей и подростков к информации.

2. Увеличение количества читателей, формирование у них информационной культуры, повышение  уровня общеобразовательной подготовки в области современных ИКТ.

3. Создание банка данных программно-педагогических средств для   использования ИКТ в учебном процессе.

4. Развитие на базе школьной  библиотеки - медиатеки.

5. Дистанционное обучение учителей и учащихся.

6. Участие в  проектах и конкурсах проводимых ЦРО.

7. Создание раздела «Библиотека» на сайте школы.

 

3.2.  Основные направления программы.

       1. Создание нормативной базы ИБЦ.

       2. Создание материально-технических условий.

       3. Привлечение в ИБЦ новых  пользователей.

 4. Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.

   

  

3.3. Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

  1. увеличение читательской активности:
    на  5 % - рост выдачи ресурсов,
    на 7 % - рост информационных запросов,
    на  3 % - рост посещаемости веб-ресурсов библиотеки...;
  2. 50% учащихся и 100 % педагогов обеспечены свободным доступом в Интернет и возможностью работы с веб-сервисами  в условиях образовательного учреждения;
  3. Создание условий для получения информации и самообразования учащихся и педагогов
    5 % - рост пользователей электронных каталогов,
    5 % - рост пользователей виртуальной справкой;
  4. Создание банка данных программно-педагогических средств для использования ИКТ в учебном процессе.
  5. Создание раздела «Библиотека» на сайте школы.
  6. Создание на базе библиотеки информационного бюллетеня.

3.4. Система организации  контроля  за  исполнением  Программы:

1. Выполнение мероприятий программы.

2. Контроль за качеством выполнения мероприятий программы.

  1. Предварительный (входной контроль всех видов ресурсов, проверка готовности к работе...)
  1. Текущий
  1. Поэтапный
  1. Итоговый

3.5. Ресурсное обеспечение реализации  программы:

         1. Научно-методическая поддержка  программы осуществляется:

  1. Администрацией МБОУ ООШ № 16.
  2. ЦРО управления образования муниципального образования город Армавир.

2. Источники финансирования:

  1. Бюджетные средства.
  2. Внебюджетные средства.

3.6. Этапы реализации программы.

1. Этап. Формирующий -  (2011 год):

Разработка текста программы. Привлечение пользователей.

Материально - техническая база.

 1. Дооборудование помещения.

 2. Приобретение недостающей оргтехники.

 3. Пополнение  фонда медиаресурсов.

5. Внедрение в работу программы библиотечной системы АИБС «МАРК- SQL» с последующей корректировкой, что позволит ускорить обслуживание читателей, учет и обработку фонда, осуществить перевод каталогов с бумажных носителей на электронные.

6. Комплектация фонда художественной, методической и учебной литературой.                                  

2.  Этап. Основной, организационный (2011-2012):

           Реализация ведущих направлений программы. Осуществление промежуточного контроля их реализации.

Включение  библиотечного центра в управленческую систему школы.  С целью повышения интегрирования ИБЦ в единое информационное пространство школы  как её структурного подразделения.

Основная задача библиотеки на этом этапе:

  1. Отладка механизмов взаимодействия всех участников образовательного процесса и использования всех имеющихся ресурсов.
  2. Создание системы мониторинга позволяющего взаимодействовать   всех участников образовательного процесса с использованием  имеющихся ресурсов.

 Информационные ресурсы будут использоваться.

  1. В проектной деятельности.

  2. На уроках.

  3. В кружковой деятельности.

  4. Во внеклассной работе.

  5. При подготовке к урокам.

           3 этап -  Аналитический.  (2013 год): 

Подведение итогов и анализ результатов реализации программы. Подготовка текста новой программы развития библиотеки.

На этом этапе библиотека ставит перед собой следующие задачи:

  1. Развивать заложенные основы использования медиаресурсов в образовательной практике школы;
  2. Составление комплексных планов работы;
  3. Организация консультационной работы;
  4. Налаживание связей с другими организациями;
  5. Создание единых информационных ресурсов;
  6. Разработка и внедрение инновационных форм работы;
  7. Обобщение и распространение опыта;
  8. Подведение итогов и анализ реализации программы;
  9. Подготовка текста новой программы развития библиотеки.

IV.        ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

  1. Дата создания библиотеки: 1947 год
  2. Помещение библиотеки: 63 кв.м.,
  3. Режим работы: 9.00 - 15.40, суббота: 10.00 - 15.00, выходной: воскресенье.
  4. Кадровое обеспечение: 1 ставка  - библиотекарь.
  5. Техническое оснащение, его использование:
    -рабочее место библиотекаря: 1 компьютер, принтер, копир, сканер,
    -место для работы посетителей: 2 компьютера.
    Все компьютеры подключены к Интернету и объединены в школьную локальную сеть. Используется ежедневно.
  6. Рабочее место библиотекаря оснащено библиотечной системой  АИБС  «MAPK – SQL»
  7. Объем и состав фонда: основной - 3522 экз., учебники - 2372 экз., медиаресурсы- 79 экз.
  8. Количество читателей: 237 ч.
  9. Количество посещений: 1940
  10. Количество книговыдач: 2748
  11. Количество наименований подписных изданий, их направленность: в 2011 г. выписывались 27 наименований газет и журналов, в 2012 г. – 30 наименований.
  12. Состав читателей: учащиеся, педагоги, выпускники, прочие.
  13. Используемые формы работы: проектная деятельность,  общешкольные мероприятия (2 раза  в год)- литературные гостиные, интеллектуальные игры; книжные выставки, рекомендательные списки, буклеты.
  14. Взаимодействие с другими учреждениями: с сельской библиотекой - посещение мероприятий, с городским архивом и др. учреждениями в рамках проектной деятельности.
  15. Взаимодействие с педагогами-предметниками в совместных проектах: с учителями истории и кубановедения, технологии, ИЗО, музыки.

Составление программы развития библиотеки обусловлена изменением роли школьной библиотеки  в учебно-воспитательном процессе и повышение её статуса.

Совместно с учителями предметниками  был оформлен заказ  на учебную литературу по федеральному бланку заказа. Для медиатеки  составлен список докомплектования.

Общение с читателями составляет значительную часть работы школьной библиотеки по привлечению читателей.

Приоритетным тематическим направлением работы библиотеки считается пропаганда библиотечно-библиографических знаний. Она охватывает ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки, и привитие учащимся навыков независимого пользователя т.е. проведение библиотечных уроков, где ребят учат пользоваться словарями, справочниками, каталогами, картотеками помогут быстро и оптимально извлекать нужную информацию что позволит реализовывать образовательную функцию школьной библиотеки.  В соответствии с отдельным планом, всего за учебный год было проведено 12 библиотечных уроков.

За период прошедшего учебного года в библиотеке было оформлено 17 книжных выставок.

V.        ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Волобуева М.Ю. Методические рекомендации по составлению программы развития школьной библиотеки / М.Ю.Волобуева. - // Школьная библиотека. - 2010. - №8. - С.27-29.

2. Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения: Методические рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ /Е.Н.Ястребцева. - М.: БМЦ, 2002.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.websib.ru/noos/director/books/1.html - Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения
  2. http://lifereflex.blogspot.com/2010/09/blog-post.html - Подъяпольская О. Школьная библиотека — курс на планирование, осуществление и... развитие!!!
  3. http://lib.1september.ru/view_article.php?id=201001104 - Лякина Г. Еще раз о проектах в школе и библиотеке
  4. http://lib.1september.ru/view_article.php?ID=200900410 - Кондрашова С. Модернизируем нашу библиотечную среду
  5. http://www.eos.ru/eos_delopr/eos_law/detail.php?ID=29681 - Концепция развития библиотечного дела в РФ до 2015 г.(проект)

  1. План мероприятий по реализации программы развития  ИБЦ

МБОУ ООШ № 16 на 2011-2013 гг.

 № п/п

Мероприятие

Срок

Исполнители

Ожидаемый результат

1.Создание нормативной базы информационно-библиотечного центра школы.

1

Создание нормативной базы библиотечно-информационного центра школы. Внесение дополнений в Положение о школьной библиотеке.

2012

Библиотекарь

2

Создание материально-технических и кадровых условий для развития библиотеки

а) прохождение библиотекарем

 курсов по информационным технологиям

2012

2013

Зам. директора по УР

3

Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним:

а) списание устаревшей литературы;

б) обновление фонда  художественной литературы;

в) пополнение учебного фонда, медиатеки;

г)  обеспечение доступа в «Интернет» в школьной библиотеке;

д) создание страницы «ИБЦ  на сайте школы;

е) проведение библиотечных уроков с использованием ИКТ.

г) предоставление  массовой и индивидуальной  информации о новых  книгах, о поступлениях книг, цифровых образовательных ресурсов.

2011-

2013

Библиотекарь

Доступность и востребованность  информации всеми участниками образовательного процесса

4

Автоматизация библиотечных ресурсов

а) установка программного обеспечения «Автоматизированная информационная  библиотечная система   1С «Библиотека» версия для школьных библиотек»;

б) создание электронного каталога библиотечного фонда;

в) обеспечение справочно-библиографического обслуживания в автоматизированном режиме

2011

 

2012

 

2012-

2013

Библиотекарь

Объединение всех компьютеров ОУ в единую локальную сеть

 создание электронного каталога

- отказ от бумажной картотеки

5

Издание электронного сборника открытых уроков, элективных курсов, разработанных педагогами школы

2012-2013

 Педагоги школы.

Повышение уровня информированности учащихся и их родителей в предоставлении школой образовательных услуг. Отбор лучших уроков, программ.

6

Внедрение необходимых программ  

2012

учитель информатики

7

Активизация участия школьной библиотеки в работе Интернет-конференций, расширение круга сотрудничества с библиотеками российских школ

2012-2013

 Библиотекарь

Активизация и повышение темпов инновационного развития библиотеки школы и школьного информационно-методического центра

8

Создание и пополнение единого каталога электронных учебных пособий, а также художественной литературы

2012

Библиотекарь

Наличие единого каталога электронных учебных пособий.

9

Заключение договоров с торгующими организациями на поставку учебной литературы, на ознакомление с новыми УМК

Ежегодно

 Библиотекарь

Информированность педагогов о новых УМК, 100 % обеспеченность учащихся учебниками и учебными пособиями, рекомендованными Министерством образования и науки РФ

10

Участие библиотеки и её читателей в конкурсном движении

2011-2013

Библиотекарь

Рост активности и результативности участия в конкурсах различного уровня

11

Проведение классных часов и других внеклассных мероприятий, направленных на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание школьников

 Ежегодно

 классные руководители,

библиотекарь

 

Повышение эффективности воспитательной работы с учащимися

12

Участие в разработке воспитательных программ, в работе методического объединения классных руководителей

 Ежегодно

Классные руководители, библиотекарь

Повышение эффективности воспитательной работы

13

Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления.

ежегодно

май-июнь

Список учебников

2.Формирование фонда    ИБЦ

1

Разработка плана меро приятий по совершенство ванию библиотечных тех нологий на базе использо вания современных компь ютерных средств (на осно ве анализа работы ИБЦ, программы развития ОУ)

 2011

Библиотекарь

Повышение эффективности  работы ИБЦ

2

Своевременное проведение обработки и регистрации в электронном каталоге поступающей литературы

По мере поступления

Библиотекарь

3

Обеспечение свободного доступа читателей к фонду библиотеки

Постоянно

Библиотекарь

4

Выдача изданий читателям.

Постоянно

Библиотекарь

5

Соблюдений правильной расстановки фонда на стеллажах.

Постоянно

Библиотекарь

6

Систематическое наблюдение за своевременным возвратом библиотечно-информационный центр выданных изданий

 Постоянно

Библиотекарь

7

Ведение  работы  по сохранности фонда.

Постоянно

Библиотекарь

8

Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей.

Постоянно

Библиотекарь

3.Расширение объема   ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий.

1

Активизация использова ния баз данных пользовате лями общеобразовательного учреждения за счет возмож ностей локальной сети и АИС «Сетевой край. Обра зование»

2011-2013

Библиотекарь

Повышение эффективности учебно-воспитател. работы

2

Участие в проведении со вместных исследователь ских проектов, акций, пре зентаций, выставок (указать конкретные мероприятия, сроки, ответственных)

2011-2013

Библиотекарь

3

Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку.

По мере поступления

 Библиотекарь

4

Развитие отношений с партнерами из внешней сре ды (на основании анализа

 работы БИЦ. программы развития ОУ)

2011-

2013

администрация ОУ. Библиотекарь

5

Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей – предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году.

ежегодно

Библиотекарь

6

Инициирование проведения на базе БИЦ культурно-массовых мероприятий

Неделя детской книги

ежегодно

Библиотекарь

7

Размещение информаци онного стенда, создание буклета, проведение выста вок в целях рекламы предос тавления информационных, библиотечных услуг ИБЦ (в соответствии с планом рабо ты ОУ)

2012-2014

Библиотекарь

4.Работа по пропаганде ББЗ

Формирование информационной грамотности учащихся

1

1класс.

- Знакомство с библиотечно-информационным центром.

- Правила пользования  и правила обращения с книгой

ежегодно

Библиотекарь

2

2класс.

- Структура книги.

- Газеты и журналы для младшего школьного возраста.

ежегодно

3

3класс.                                                              

-Как читать книги.                                              Выбор книги в библиотеке.                                           - Компьютер в библиотеке, кассеты, диски.

ежегодно

4

4 класс.                                                                  Справочная литература.                                    Научно-познавательная литература для детей.

ежегодно

5

5 класс.                                                          

Как построена книга.                                           

ежегодно

6

6 класс.                                                                   Выбор книг в библиотеке.                                                  

ежегодно

7

7 класс.                                                                 Структура книги и использование ее                                   справочного аппарата при чтении.                                

ежегодно

8

8 класс.                                                            Методы самостоятельной работы с литературой.

ежегодно

9

9 класс.                                                           Сообщение, доклад, реферат.

ежегодно

5.Реклама ИБЦ

1

Создание фирменного стиля:

-эстетическое оформление библиотеки (включая мелкий ремонт помещения)

-подбор цветовой композиции и оригинального стиля для оформления выставок, разделителей.

 2011

Библиотекарь

2

 постоянно

3

Реклама о деятельности центра:

-устная (во время перемен, на классных собраниях)

-наглядная (информационные объявления о мероприятиях, проводимых библиотекой)

 ежегодно

4

постоянно

6. Повышение квалификации

1

Работа по самообразованию:

- освоение информации из профессиональных изданий;

- использование опыта лучших школьных библиотекарей.

 

Ежегодно

Библиотекарь

2

Посещение семинаров, участие в городских МО, присутствие на открытых мероприятия.

По плану работы  МО;

3

Ведение  странички на сайте школы в сети Интернет.

 2012-2013

4

Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

 2011-2013

5

Повышение качества библиотечно-информационных услуг на основе новых технологий.

 2011-2013

7.Взаимодествие с библиотеками района

1

Использование обменно-резервного фонда библиотек  города

 2012-2013

Библиотекарь

2

Совместная работа по подготовке и проведению Книжкиной недели.

 Ежегодно

3

Создание «Гостевой книги», куда войдут отзывы и предложения по работе библиотечно-информационного центра.

 2012

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития школьного музея "Музей для детей и руками детей"

Данная программа является рабочей и поможет организовать и структурировать работу школьного музея...

Программа развития школьного историко-краеведческого музея

данный материал был представлен на окружной смотр-конкурс историко-патриотических музеев...

Программа развития школьного лесничества

Программа развития школьного лесничества 2012-14 год. Этапы и пути реализации....

Программа развития школьного музея

В помощь руководителям школьных музеев....

Программа развития школьного лесничества «Юный лесовод» на 2014-2016 г.г.

Программа развития школьного лесничества разработана заместителем начальника ГКУ «Изобильненское лесничество» Чугайновой Е.И., учителем биологии Семенихиной Н.Н. и советом лесничества на период с 2014...

Программа развития школьного спортивного клуба "ИСКРА"

Задачи:  • создать оптимальные  условия для активного отдыха  детей и взрослых; • сформировать разновозрастные группы, группы по   интересам, по ур...

План реализации Концепции развития школьных библиотек

Сегодня система образования призвана решать проблему, равную по глобальности всеобщей информатизации – подготовить человека к жизни в новой, стремительно трансформирующейся информационной среде. О нео...