Программа развития школьного историко-краеведческого музея
презентация к уроку по теме
данный материал был представлен на окружной смотр-конкурс историко-патриотических музеев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriko-kraevedcheskiy_muzey.pptx | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Система воспитания. Система поиска. Администрация школы вместе с педагогическим коллективом создала целостную систему патриотического воспитания, в которую, наряду с образованием, входят также кадетское движение и музей. Данная система отмечена грантом губернатора. Наша группа «Искатель» во главе с руководителями музея: Дятловой Анной Марковной, Ручкиной Дианой Васильевной, Щаденко Ниной Павловной, Мельничук Раисой Миниахметовной , Макаровой Ниной Дмитриевной на протяжении десятков лет по крупицам собирала материал для зала Боевой славы. В сложившийся системе патриотического воспитания кадетских классов и всех обучающихся школы через музей и средствами музея удалось сформировать музейное собрание. Создать главную экспозицию музея «Герои 308/120-ой», посвященную боевому пути 308/120-ой гвардейской мотострелковой Рогачевской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова дивизии, выпустить две книги «Память» и увеличить фонды музея, за счет тесных связей с ветеранами, походов, экспедиций и поездок по местам боев дивизии. Музей не стоит на месте, он расширяется. В нем работают 2 зала: зал Боевой славы и зал краеведения. Открыты экспозиции: «Любимый край, Югорская земля», посвященная 80-летию округа (2010год); «Системе образования города Нефтеюганска – 40 лет» (2007год); «Летопись МОУ «СОШ№4»-существенно пополнена в 2009 году в связи с празднованием 40-летия школы и 10-летия кадетского движения в городе Нефтеюганске (2012 год). Вся работа ведется целенаправленно, с опорой на программное обеспечение. Ежегодный анализ работы по реализации Программы развития музея, музейно-образовательных программ свидетельствует о положительной динамике в работе по формированию патриотических качеств личности. Наш историко - краеведческий музей – любимое детище всей школы. С 1970 года музей живёт, вбирает в себя историю, судьбы людей, хранит источники и свидетельства людской памяти. Ни один ученик, ни один учитель не прошёл нашу школу, не соприкоснувшись с таким важным делом, как встречи с ветеранами, старожилами, почетными гражданами нашего города, результатом которого является сбор материалов для музея, оформление новых разделов экспозиций. Таким образом происходит соприкосновение с историей.
Наличие нормативно-правовой базы и организационных документов по направлениям деятельности По результатам анализа работы школьного музея, педагогический процесс, организованный в нем, является эффективным прежде всего потому, что организован как целесообразная система при обеспечении согласованности, взаимосвязи, последовательности и обоснованности ее компонентов, чему способствует созданная нормативно-правовая база. В нормативно-правовую базу включены следующие документы: -Государственная программа «Патриотического воспитания граждан РФ на 2011-2015 годы» . -Программа «Патриотическое воспитание и гражданское становление школьников МОУ «СОШ №4» на 2011-2015 годы». -Рабочие программы дополнительного образования краеведческой направленности. -Положение о школьном музее. -Должностная инструкция. -Организационные документы.
О программе развития музея В программе развития музея «Школьный историко-краеведческий музей - системообразующий центр патриотического воспитания и гражданского становления школьников МБОУ «СОКШ №4» на 2011-2015 гг.» отражены основные концептуальные положения. В основу концепции развития Историко-Краеведческого музея легли следующие положения: школьный музей должен стать центром музейно-педагогической работы в школе, основой которого является собрание предметов музейного значения; школьный музей это открытая система, где в наибольшей степени может осуществляться идея сотворчества детей, учителей, родителей, ветеранов, направленная на формирование личности гражданина и патриота; Программа «Школьный историко-краеведческий музей-системообразующий центр патриотического воспитания и гражданского становления школьников МБОУ «СОКШ №4» на 2011-2015 гг.» способствует совершенствованию форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения и организация деятельности школьного музея как научно-исследовательского, учебно – воспитательного и досугового центра; является важнейшим средством воспитания гражданственности и патриотизма в системе функционирования кадетской школы. Программа ориентирована на обеспечение условий для овладения обучающимися знаниями о боевом прошлом Родины, освоения культурными традициями народа; формирования социально-активную личность; развитие нравственных начали творческой инициативы учащихся.
Программа «Школьный историко-краеведческий музей - системообразующий центр патриотического воспитания и гражданского становления школьников МБОУ «СОКШ №4» на 2011-2015 гг.» Наименование Программы «Школьный историко-краеведческий музей - системообразующий центр патриотического воспитания и гражданского становления школьников МБОУ «СОКШ №4» на 2011-2015 гг.» Цель программы Создание условий для формирования социально-активной личности гражданина и патриота средствами школьного историко-краеведческого музея. Задачи Программы Совершенствование работы Совета музея и его актива как формы организации жизнедеятельности детского коллектива музея, направленной на развитие социально-активной личности гражданина и патриота. Совершенствование методической подготовленности педагогов и учителей школы для активного использования возможностей музея. Сотрудничество с родителями для целенаправленного влияния на процесс воспитания .
Условия реализации программы
Критерии эффективности деятельности музея на основе требований программы Изменения в конструктивной активности педагогов Профессиональный рост педагогов по взаимодействию с музеем. Критерий - деятельность проектирования. Рост методической активности (участие в научно-практических конференциях, опытно-исследовательская работа, методические выставки, обобщение и обмен опытом) Изменение в системе взаимоотношений педагогов и обучающихся, родителей (коммуникативные умения) на основе музейной практики Рост общепедагогических инициатив, направленных на развитие музея (творческие группы учителей, учащихся и родителей, совместные проекты) Рост детских инициатив (КТД, проекты, встречи, акции, игры, праздники, конкурсы, вахты) Рост участия в творческой поисковой и исследовательской, проектной, экспозиционной, фондовой и иной специальной музейной деятельности Повышение качества ЗУН актива, обучающегося по краеведческим программам
Работа Совета музея. Совету школьного музея принадлежит функция осуществления организации и координации деятельности по решению задач, стоящих перед секциями по направлениям деятельности музея, по созданию поисково-исследовательских групп, разработке заданий. Совет реализует планы музея. Он является инициатором массовых мероприятий, поисковых дел, направленных прежде всего на сплочение актива музея, развитие инициативы, ответственности, на этой основе осуществляется пополнение фондов музея, расширение связей.
Фондовая работа
Наличие документации по учету и хранению фондов музея: Паспорт музея. Акты сверки. Учетная карточка. Акты поступлений. Акты передачи на временное хранение. Книги учета поступлений. Все перечисленные документы имеют в школе статус официальных документов и поэтому к ним подобающее отношение.
При разработке экспозиционного плана прежде всего нами р азрабатывается тематическая структура особо важное звено в научной подготовке экспозиции. Придерживаясь принципа историзма в тематической структуре , делим экспозицию на отделы по этапам ; далее на темы и подтемы, которые взаимно связаны между собой. Картотека- начало научной организации музейной коллекции, она формируется по разделам Инвентарная книга – она же книга учета фондов. Книг всего 5.
Научная организация музейного фонда Основной фонд, в соответствии с концепцией развития музея, составляют музейные предметы, так или иначе связанные с историей 308/120-ой дивизии и её правопреемницей на территории России 336-ой бригадой морской пехоты. Поступление предметов фиксируется. Ведутся книги учета фондов, стали составлять акты приемки и передачи. Ведется картотека по системным разделам: вещественные , изобразительные, письменные, фото.
Систематизация музейных предметов и способы их использования Экспозиция зала Боевой славы включает различные типы источников: письменные, вещественные, картографические. Экспонаты сгруппированы в соответствии с разделами экспозиции, что повышает информативность и возможность эмоционального воздействия на посетителей. В музее представлена коллекция значков по теме «Великая Отечественная война и Победа», включающая в себя более 77 предметов. Эта коллекция послужила отправной точкой для создания исследовательского проекта «Города-герои». Рядом с официальными материалами, документами равноправное место занимают предметы повседневной жизни, личные вещи солдат. В подборку таких вещей входят: зеркальце, мыльница, бритвенный станок, бритва опасная, перевязочный пакет, котелки, ложки, кружки, баночки для гуталина, стеариновая свеча, ножи. Работа с таким материалом помогает развить способности «услышать» и понять язык вещи, язык военного времени, а умение экскурсоводов включать посетителей в беседу о быте и фронтовых условиях дает представление о морально-волевых качествах бойцов. Особое место занимает фотоматериал, хранящийся в фондах музея. Он широко используется для создания презентаций, расширяющих видеоряд многих экскурсий: «Герои 308/120-ой», «У войны не женское лицо», «Примеряя берет морпеха» и других, для создания информационных бюллетеней.
После оформления поступления предмета проводим его изучение. Составляем научное описание предмета, но эта работа пока имеет прагматический характер, составляем этикетки. Таким образом «готовим» предмет к применению в выставочной и экспозиционной работе. Примером могут служить предметы, привезенные из экспедиций поездок, например, из Балтийска. Если предмет не «вписывается» в научное поле музея, то расширяем научную проблематику музея, как это было, когда сугубо исторический профиль дополнили родственной дисциплиной – краеведением и открыли зал краеведения. Готовя проект «Техника Победы» , в исследованиях погружались в основы конструирования, основы машиностроения , т. к . степень использования фондов напрямую зависит от изученности предмета. Введение в научный оборот новых источников, способы их использования, расширение научной проблематики
Работая с фондами стараемся подобрать такие предметы, чтобы после экскурсии можно было и покрутить, и попечатать, и примерить, например, каску, берет морпеха , кирзовые солдатские сапоги; «на время по-солдатски» попробовать надеть гимнастерку, пилотку , ремень, отрапортовать о готовности; сложить походный вещмешок и ощутить тяжесть каски. Все это помогает делать музей живым и востребованным, а музейные предметы по-настоящему работающими для формирования настоящего кадета.
Экскурсионная , исследовательская и образовательная деятельность
Музей - объект и субъект исследовательской деятельности Музей активно пополняется новыми экспонатами, когда исследовательско-поисковые группы целенаправленно работают на выполнение конкретных поисковых заданий. Нередко такая работа выходит за рамки отдельной группы, и тогда превращается в КТД (коллективно творческое дело всей школы). Например, готовясь к 40-летию (16 октября 2007года) нашего города, Совет музея решил открыть экспозицию, посвященную становлению и развитию школьного образования города. Провели фронтальное знакомство с имеющимися источниками, разработали экспозиционный план на его основе составили поисковые задания для поисковых групп классных коллективов. На основе имеющихся материалов готовится большая исследовательская работа по истории школьного образования Нефтеюганска. Часть из которых уже опубликована в местной газете « Здравствуйте,нефтеюганцы » (статья имеется в приложениях). На торжественном открытии экспозиции почетные гости – учителя ветераны.
Музейные исследования – это пролог к созданию экспозиций и организации новой экскурсии Музейные исследования мы проводим, используя основные три способа : 1. Поисково-исследовательская работа как общешкольное КТД (коллективное творческое дело). 2. Поисково-исследовательские проекты (работа ведется малыми группами). 4. Участие группы ребят в поисковой работе совместно с клубом «Долг» 3. Поиск по обращениям.
Научно-исследовательская деятельность обучающихся Работа с фондами по отбору материалов для проекта Определение наиболее интересных тем, фактов с точки зрения малой разработанности, формулировка темы исследовательского проекта, постановка цели . Изучение музейного фонда Создание поисковых групп ( групп единомышленников). Поиск недостающего материала и предметов на основе поисковых заданий Накопление знаний по разрабатываемой музеем теме на основе наук, материал которых представлен в музее. От исследования - к поиску, от поиска – к исследованию. Результат – ученик с сформированными патриотическими чувствами. Использование материалов исследования в экспозиционной и просвети тельско-пропагандисткой деятельност и Отработка навыков работы с источниками. Логическое обобщение материала. Формирование представлений о материалах музея в целом . Освоение ключевых компетенций. Освоение основных видов деятельности по работе с фондами. Целевые ориентиры этапов исследования и поиска Этапы исследования в школьном музее Обобщение материала исследования . Выбор темы проекта Учет, опись , хранение новых поступлений Целевые установки ориентированы прежде всего на воспитание и развитие ученика при всей важности открытия экспозиций, выставок, проведения экскурсий и т. п.
Наличие в музее материалов, собранных в походах и экспедициях
На протяжении многих лет Борис Кофанов , Анатолий Ишимов и другие активисты музея, работают в городском клубе «Долг»,ежегодно выезжают на раскопки под Новгород, участвуют в захоронении найденных останков бойцов, привозят в музей бесценные реликвии времен войны, которые расширяют предметный ряд наших экспозиций. Командир клуба "Долг« (Ханты-Мансийский АО, г. Нефтеюганск) Мошкин Владимир Александрович и активист клуба Анатолий Ишимов проводят занятия школы актива.
Поездки и экспедиции по местам боевых действий дивизии как один из продуктивных способов пополнения фондов музея Пополнению фондов музея способствуют поездки и экспедиции искателей по местам боевых действий. География поездок обширна. Не раз ребята побывали в Омском пехотном училище, на базе которого создавалась гуртьевская дивизия; были в Волгограде, Минске, Санкт - Петербурге, где жил сын комдива Гуртьев Леонтий Леонтьевич; в Москве, где после войны были оставлены для дальнейшей службы отважные бойцы: Корнеев Василий Евгеньевич, Каримов Ахмед Ахмедович , Мещеряков Владимир Сергеевич. Ребята работали с архивными документами. В поездках выполняли поисковые задания, встречались с ветеранами, вели дневники. В 2007 – 2008 учебном году был разработан поисково-исследовательский проект, для реализации которого побывали в Балтийске , в 336-ой Бригаде морской пехоты, которая является правопреемницей 308/120-ой гвардейской дивизии на территории России. На основе собранного материала создан буклет «Юность Юганска - смена твоя, герой 308-ой». Из дневника участника экспедиции Щетинина Артема: «Когда приехали на учебный полигон, поднялись на командирский пункт, услышали сплошную канонаду стрельб, в бинокль увидели разрывы снарядов, а потом всем телом ощутили могучую силу работающего пулемета. К огда нам разрешили пострелять, невольно осознал, что никто и никогда не должен оказаться по ту сторону огня. Это не детская игра в «солдатики» или в «войну» - сейчас я «примерил» на себя берет морпеха. Для музея я привезу гильзы с этого полигона, пусть они не военной поры, зато с того места, где я впервые ощутил себя защитником Отечества». Эта запись для будущих искателей будет важным свидетельством бережного отношения к о всему героическому, что связано с защитой Родины. Привезенный из экспедиции материал используется в исследовательских проектах актива музея. Экспедиция в Балтийск. Экспонаты, привезенные из экспедиции в Балтийск.
Краткий обзор музейного фонда Деятельность школьного историко - краеведческого музея, посвященного 308/120 -ой гвардейскаой мотострелковой Рогачевской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова дивизии , связана с постоянным пополнением материалами фондов музея. Сбор материальных предметов, их сохранение и изучение - это главное условие развития музея. В музее накоплен огромный материал о наших земляках, воевавших с фашистами. Фонды насчитывают 3958 единиц хранения. Фонд используется в работе по краеведению, по военно-патриотическому воспитанию и в школьном курсе истории при изучении темы "Великая Отечественная война». Осколки снарядов, гранаты, мины и другое - все это найдено на полях былых сражений или подарены музею ветеранами и гостями музея. В музее хранятся также письма ветеранов войны (более тысячи), их воспоминания, материал о знаменательных битвах, о командирах и героях Советского Союза – бойцах 308/120-ой дивизии, сформированной в годы войны в Омске. Экспонаты, привезенные учащимися школы из поисковых экспедиций .
Наиболее ценные материалы : фотографии, письма, документы, фотографии командного состава дивизии, фотографии Героев Советского Союза выставлены в центральных витринах. На видном месте письма, рассказывающие о поиске сведений о Матвее Путилове. Эти письма имеют непосредственное отношение к нашему поиску. Их передал в музей фронтовой корреспондент Михаил Ингор . Книги Памяти, воспоминания ветеранов о боевой юности, земля городов-героев, каски, гранаты, патроны, схема боевого пути 308/120-ой дивизии, переписка с ветеранами гвардейцами: В. Е. Корнеевым-генерал-майором, бывшим комсоргом дивизии, А. Г. Саламатовым - председателем Совета ветеранов дивизии, бывшей медсестрой Н.А.Вологодской . Интересны многочисленные видеокассеты, фотоснимки, рассказывающие о встречах и слетах ветеранов, проводимых как в школе, так и в городах, где проходил боевой путь гуртьевцев . Сибиряки были участниками битвы за Сталинград, Орел, Минск, Кенигсберг, за Берлин. В музее можно посмотреть фильм (2009 г.) о встрече с учащимися- нашими друзьями из 141-ой минской школы, где также работает музей посвященный 308/120-ой гвардейской мотострелковой Рогачевская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова дивизии орденов Суворова и А. Невского. Имеются альбомы с фотографиями поездок и экспедиций - своеобразная летопись содружества ветеранов 308/120-ой дивизии с учащимися школы №4.
По инициативе группы «Искатель» изданы 2 книги «Память». Связь искателей с Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации, встречи и переписка с ветеранами и их родственниками дали возможность собрать информацию о погибших, которая нашла свое отражение в 2-х книгах памяти. Всего на страницах книги увековечено более 6 тысяч имен бойцов 308/120 гвардейской мотострелковой Рогачевской орденов Красного знамени, Суворова и Кутузова дивизии, отдавших свою жизнь за Родину. Основной результат поисково-исследовательской работы Искатели нашей школы выполнили долг памяти перед ветеранами и перед всеми жителями города, издав буклет «Солдаты, подарившие планете Великий май, победный май». В нем размещены фотографии и информация о 154 ветеранах, проживающих в г. Нефтеюганске. Накануне 65 -годовщины Великой Победы выпустили диск, посвященный ветеранам, проживающим в нашем городе.
Совет музея Укрепляются наши связи Клуб фронтовых друзей 336-я бригада морской пехоты Мотострелковая бригада г.Минск Совет старожилов Омский кадетский корпус Нефтеюганский музейный комплекс СМИ Общественные организации ветеранов: Минска, Ханты-Мансийска,Сургута , Омска, Пыть-яха . Учреждения образования: Самофаловки, Омска, Минска, Пыть-яха , Сургута,Пойкова , Нефтеюганска Ветераны 308/120 Музеи округа, Волгограда Омска, городской и центральные архивы Бессценный опыт приобретают активисты музея, посещая городской музейный комплекс.
Выступления в средствах массовой информации
Дети любят свой музей, он им интересен, а это значит, что будут новые исследования и маленькие открытия, значит будет расти достойный гражданин своей страны .
Эффекты воспитания средствами музея: включение обучающихся в активную деятельность ; сотрудничество учителей, учащихся и родителей ; укрепление связи музея с общественными организациями; Формирование гражданского самосознания. Приобщение к общечеловеческим ценностям. Развитие творческих начал.
Основные результаты - в детях Нравственно-духовные параметры на основе данных диагностики: (анкетирование, тестирование, наблюдение, независимая оценка ) рейтинговая оценка: повышение трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца; Повышение уровня реализации творческого потенциала в области патриотического воспитания. Основные результаты - в детях
Приезжайте к нам в музей! Будем рады!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка
В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...
Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка
В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...
План работы школьного историко-краеведческого музея
План работы музея расчитан на 3 года и отражает основные направления деятельности школьного музея...
Паспорт школьного историко-краеведческого музея МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы
Паспорт школьного историко краеведческого музея содержит описание основных разделов экспозиции, знакомит с экскурсионной программой музея....
Дополнительная образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Истоки" по гражданско-патриотическому воспитанию "Моя Россия!"
Программа школьного историко-краеведческого музея "Истоки" по гражданско...
Рабочая программа школьного Историко-краеведческого музея .
Цель программы заключается в подготовке учащихся к жизни в современном обществе , воспитанию любви ; к "малой родине",формированию компетенций, необходимых современному; россиянину.Главная задача ...
Программа деятельности школьного историко-краеведческого музея.
Программа, на основе которой осуществляется работа школьного музея....