Программа развития школьного музея "Музей для детей и руками детей"
рабочая программа по краеведению по теме
Данная программа является рабочей и поможет организовать и структурировать работу школьного музея
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_muzeya_shkoly.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Уральская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю:
директор школы Мокрушина З.А.
Приказ № ___ от ___________
Программа
развития школьного краеведческого музея
на 2012 – 2016 гг.
Составила: руководитель школьного музея,
учитель истории и обществознания
Косырева Олеся Александровна
П.Урал 2012 г.
Народ, не знающий своего прошлого,
не имеет права на будущее.
А.С. Пушкин
Введение. Описание проблемы.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего села, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились и праздновали праздники, каковы быт, обычаи, обряды. Большую ценность для нас представляют мировоззрение, культура.
История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.
Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее
культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.
I. Цели программы:
- Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа.
- Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.
- Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины.
- Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою Отчизну.
Основные задачи:
- Изучить историю возникновения и развития поселка Урал, Кизильского района, МОУ Уральская СОШ
- Исследовать особенность быта, уклада жизни жителей поселка Урал.
- Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея.
- Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.
- Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.
- Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности людей, прославивших родное село.
- На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества.
- Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.
II. Обоснование значимости программы.
Школьный музей МОУ Уральская СОШ, как форма образовательной и воспитательной работы, создался по инициативе учителя истории и обществознания Косыревой О.А. и учащихся. Он возник как ответ на социальный заказ, который поступил образовательному учреждению от представителей ученической, родительской и педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В музее школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, родного края, различных предметов и документов. Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Образовательное пространство:
Школьный музей.
Ш. Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
Профиль школьного музея. Школьный музей МОУ Уральская СОШ был создан в 2005 г году. Были собраны материалы о ветеранах Великой Отечественной войны, о воинах-интернационалистах, оформлены стенды в музее. Было решено создать 3 направления - создание истории родного села и истории школы, история ВОв
Принципы работы школьного музея.
Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:
- Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
- Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
- Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, поисковой и проектной деятельности.;
- Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея;
- Связь с общественностью, с ветеранами труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;
- Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
- Строгий учет, правильное хранение материалов.
Основные виды деятельности школьного музея:
- Организация поисковой деятельности:
- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях поселка.
- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами поселка, района, области.
- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.
- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры.
- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.
- Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы;
- Проведение экскурсионной работы в музее;
- Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов.
- Оформительская работа:
а) составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;
б) оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;
в) оформление экспозиций, витрин для школьного музея;
- Просветительская деятельность:
а) проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;
б) организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;
в) участие в районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях.
Руководство работой школьного музея.
Руководит деятельностью школьного краеведческого музея учитель истории и обществознание Косырева Олеся Александровна. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы, ежегодным планом работы.
Сроки действия программы. Программа рассчитана на 5 лет (2012-2016 гг.)
Участники программы. Учащиеся 5-11 классов. Возраст – 10 – 17 лет.
IV. Рабочий план реализации Программы.
№ | Направление деятельности | Сроки исполнения |
1. | Организационная работа. - Разработка нормативной базы музея: Положения о школьном музее, провести инвентаризацию и оформить паспорт музея; - Регистрация поступающих экспонатов; - Создание архива музея в электронном варианте; - Приобретение необходимого оборудования: фотоальбомов, бумаги, папок и т.п. - Составление и утверждение календарного плана работы музея. | ежемесячно |
2. | Поисковая работа. - Работа в сельской библиотеке. - Работа с документами в сельской администрации. - Запись воспоминаний старожилов, очевидцев событий, ветеранов труда и войны, переписка. - Поиск предметов старины, народно-прикладного искусства, старинных монет. | ежемесячно |
3. | Оформление экспозиций и разделов музея. 1. Летопись Великой Отечественной. - Участники Великой Отечественной войны – наши односельчане» - «Воспоминание о прадеде» - о ветеранах войны учащиеся - «Воины – интернационалисты» 2. История МОУ Уральская СОШ - Альбомы по истории школы - Выпускник школы - Летопись школы: праздники и будни. - История школы в лицах: учителя, ученики. - Классные летописи 3. История поселка: - Интерьер сельского дома, домашняя утварь, одежда, изделия декоративно-прикладного искусства - Старинные деньги - История поселка Урал - История создания памятника ветеранам - История семьи – «Моя родословная» | |
4. | Просветительская работа. 1. Проведение экскурсий и бесед по темам: - История школы - Летопись Великой отечественной войны - Воины - интернационалисты - Русская изба - Старинные деньги 2. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях: - День согласия и примирения - День Конституции - День победы - Месячник пожилого человека – встречи с ветеранами труда - краеведческие конкурсы - конкурсы исследовательских работ | |
5. | Исследовательская деятельность учащихся.
- Страницы истории поселка Урал (Смородинка, Ждановский) - Местные поэты - Проект «История МОУ Уральская СОШ». - Из истории пришкольного интерната. - Летопись Великой Отечественной войны - Быт, обычаи русского населения - Старейшие педагоги школы | |
7. | Методическая работа.
- Примерное тематическое планирование использования местного краеведческого материала при преподавании Истории - Тематика классных часов по материалам школьного музея.
- Школьный музей. - Социальный проект «История школы» - Летопись Великой Отечественной. - Моя семья. Родословная семьи |
V. Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего поселка, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном поселке, школе. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история Урала.
VI. Оценка результатов.
Эффективность достижения целей программы будет оцениваться
Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;
Во-вторых: результатами участия в краеведческих конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях.
Список приложений к программе:
- Интерьер музея.
- Программа музея
- Список исследовательских работ.
- Список презентаций PowerPoint.
- Методические рекомендации по использованию материалов школьного музея на уроках по истории и во внеклассной работе.
- Результаты участия музея в краеведческих конкурсах и других массовых мероприятиях.
Программа развития школьного музея
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития социально-психологической готовности детей к школьному обучению
Создание благоприятного психологического климата и получение опыта взаимодействия детей в группе. Создание позитивных отношений между сверстниками и взрослыми в процессе общения. Повышение познаватель...
программа развития школьной библиотеки
программа развития школьного информационно-библиотечного центра на 3 года...
Программа развития школьного историко-краеведческого музея
данный материал был представлен на окружной смотр-конкурс историко-патриотических музеев...
Программа развития школьного лесничества
Программа развития школьного лесничества 2012-14 год. Этапы и пути реализации....
Программа развития школьного музея
В помощь руководителям школьных музеев....
Рабочая программа «Развития памяти, внимания, логического мышления» студии развития детей «Подготовительный класс»
Дополнительная общеразвивающая программа. Возраст 5-7 лет...
Учебная программа «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста «Юный художник»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА72 часа...