Технологическая карта по технологии по правилам ФГОС на тему: "Вязание крючком. Основные приёмы" 6 класс
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Ручное вязание крючком – очень древний вид рукоделия. Точный срок истории возникновения вязания крючком невозможно определить, но предположительно вязание крючком уходит глубокими корнями в далекое прошлое. При раскопках гробниц древних греков был найден детский носок, на котором большой палец был вывязан отдельно. Возраст носка составляет  примерно 5 000 лет. В египетской гробнице была обнаружена вязаная детская туфелька, возраст которой примерно около 4 000 лет.    Самыми лучшими вязальщиками были признаны Арабы, а сложнейшие узоры были придуманы еще до нашей эры. В XII веке вязание крючком получило распространения в Италии, Франции, Шотландии, Испании и Англии. В России история возникновения вязания крючком также не определена временным периодом. Издавна крестьянки вязали варежки, носки, а также чулки из овечьей шерсти. В XIX-XX стало распространено вязание сапожек. На праздники вязаные вещи украшались цветными орнаментами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель:            Хатагова  Фатима Таймуразовна  (МБОУ СОШ № 40 г.Владикавказа)

Предмет:            Технология. Технологии ведения дома (девочки)

Класс:                 6

Автор УМК:      Н.В. Синица, В.Д. Симоненко

Раздел:                Художественные ремёсла

Тема урока:        Вязание крючком. Основные приёмы крючком  (2  урока )

Тип урока:          Общеметодологической направленности

Оборудование:  Учебник, иллюстративный материал, инструменты для вязания, пряжа

Цели урока -  как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид формируемых универсальных учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

подбирать материалы и инструменты для вязания крючком

понимание, узнавание, обоснованное применение

Познавательные

осваивать  технологию вязания крючком

самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий с помощью учителя или одноклассников

Регулятивные

устанавливать цель дальнейшей деятельности

планировать работу

совместные (групповые) действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

совместные (групповые) действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные

осуществлять рефлексию процесса и результата деятельности

ориентироваться на выполнение моральных норм (взаимопомощь)

самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм с помощью учителя или одноклассников

Организационная структура урока

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приёмы обучения

Формы учебного взаимо-действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Оганизацион-ный этап

  • 4 минуты

1.Настроить  учащихся на работу по предмету

Фронталь-ная

1.Приветствует учащихся

2.Проверяет  списочный  состав класса

3.Санкционирует  подготовку учащихся класса к уроку и осуществляет проверку

1.Приветствуют учителя

2.Староста класса пофамильно сообщает количество отсутствующих на уроке

3.Выполняют  подготовку к уроку

Личностные УУД:

- овладевать установками, нормами и пра-вилами научной организации умственного и физического труда

Мотивацион-но-целевой этап

  • 6 минут

1.Формировать личностный мотив учения.

2. Организо-вать самостоя-тельную постановку цели

Беседа

Фронталь-ная

1.Актуализация знаний учащихся:

- В чём разница при вязании крючком и спицами?

2.Формулирует проблему:

- Для того чтобы изделие связанное крючком  имело красивый вид надо не только уметь вязать, но и правильно подбирать крючок  и пряжу

1.Отвечают на поставленные вопросы

2.Определяют тему урока

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следст-венные связи;

Регулятивные УУД: 

- определять цель дальнейшей деятельности

Коммуникативные УУД:

- слушать других, быть готовым изме-нить свою точку зрения

Личностные УУД:

 - формировать познавательный интерес к предмет-ной деятельности;

- осознавать необхо-димость в новых знаниях и их использовании в жизни

Поисково-ис-следователь-ский этап

  • 15 минут

1.Организовать поиск решения проблемы

Исследо-вание

Фронталь-ная

1.Предлагает найти и провести анализ информации в учебнике

2.Рассказывает и актуализирует знания по материалам и инструментам для вязания, правилу набора петель при вязании крючком

ПОКАЗ:Виды крючков, пряжи

1.Читают текст учебника и анализируют его 

§ 29 стр. 150 – 153,

§ 30  стр. 156 – 166

 

2.Делают записи в тетрадь

(см. ресурсный материал)

 

Познавательные УУД:

- искать, выделять и анализировать необходимую информацию 

Коммуникативные УУД:- формулировать вопросы

Практический этап

  • 20 минут

Конец 1 урока

2 урок

  • 35 минут

1.Организовать практическую работу

Объяснительно-иллю-стративный, практи-ческий

Индиви-дуальная,

групповая, фронталь-ная

1.Предлагает   учащимся подготовиться к выполнению практической  работы:

«Набор петель крючком»

2. Объясняет последователь-ность выполнения  заданий практической  работы:

  • определение номера крючка
  • определение правильности подбора крючка  и пряжи
  • набор петель

3.Санкционирует начало сдачи образцов петель

1.Выполняют подготовку к практической работе

2.Выполняют задания  практической  работы

(см. ресурсный материал)

3.Сдают образцы

Познавательные УУД:

- практическое освоение учащимися техно-логии вязания крючком

Коммуникативные  УУД: 

- осуществлять учеб-ное сотрудничество

Личностные УУД:

- обеспечивать контроль и само-контроль

Рефлексивно-оценочный этап

  • 10 минут

1.Оценивать свою  способ-ность  и готовность к труду,  в конкретной предметной деятельности

2.Самооценка

Метод «незакон-ченных высказы-ваний»

Индиви-дуальная,

групповая, фронталь-ная

1.Создает атмосферу эмоционального комфорта и оценивает результаты выполненной практической работы

2.Задаёт вопрос о возможных трудностях при вязании крючком

3. Предлагает закончить фразы:

  «Я сегодня узнала……»

  « Я сегодня научилась….»

4.Сообщает, что на следующий урок надо принести  крючок  и нитки для вязания

1.Слушают учителя

2.Проговаривают возникшие сложности

3. Дают ответы на сформу-лированное начало фраз

4.Делают записи в дневник

Регулятивные УУД:

- анализировать способы вязания спицами

Коммуникативные  УУД:

- осуществлять учебное сотрудничество

Личностные УУД:

- обеспечивать контроль и само-контроль

 

 Ресурсный материал к уроку

Ручное вязание крючком – очень древний вид рукоделия.   Точный срок истории возникновения вязания крючком невозможно определить, но предположительно вязание крючком уходит глубокими корнями в далекое прошлое. При раскопках гробниц древних греков был найден детский носок, на котором большой палец был вывязан отдельно. Возраст носка составляет  примерно 5 000 лет. В египетской гробнице была обнаружена вязаная детская туфелька, возраст которой примерно около 4 000 лет. 

       Самыми лучшими вязальщиками были признаны Арабы, а сложнейшие узоры были придуманы еще до нашей эры. В XII веке вязание крючком получило распространения в Италии, Франции, Шотландии, Испании и Англии. В России история возникновения вязания крючком также не определена временным периодом. Издавна крестьянки вязали варежки, носки, а также чулки из овечьей шерсти. В XIX-XX стало распространено вязание сапожек. На праздники вязаные вещи украшались цветными орнаментами.  

       В Европе история возникновения вязания крючком началась благодаря египетским христианам-коптам. В Миссионерские поездки они брали с собой вязаные крючком вещи, которые приковывали к себе внимание окружающих. Таким образом, в 13 веке вся Европа была поглощена вязанием крючком. В дальнейшем вязание даже стало домашней работой. Вязание крючком стало довольно прибыльной промышленной нишей. Вязались шляпки, перчатки, чулки, зонтики. Изначально вязанием занимались только мужчины, а парижские чулочники отказывались брать на работу женщин. Мужчины-ремесленники соревновались с женщинами за первенство в мастерстве вязания крючком. 

     В дальнейшем промышленные предприятия вытеснили вязальщиков с рынка. Однако чем больше вязаных вещей выпускалось массово на производстве, тем больше ценились вещи, связанные в домашних условиях. В Италии в соборе Св. Петра сохранились изделия, связанные крючком в 16 веке. Именно в 16 веке в Европе получило самое большое распространение вязание крючком. Широкое распространение получило вязание крючком в Ирландии. Брюссельские кружева были очень дорогими и не по карману бедным людям. 

    Впервые схемы вязания крючком были изданы в голландском журнале “Penelope” в 1824 году. В конце 19 века были унифицированы символы вязания крючком, которые разделились на две системы обозначения: американскую и британскую. Таким образом, на протяжении всей истории вязания крючком вязаные вещи были очень популярны, в моде, являлись показателем состоятельности и очень высоко ценились.

В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами. Ручное вязание выгодно отличается из других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что исходный материал – пряжу - можно использовать несколько раз и без особых потерь. Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели.

Инструменты для вязания крючком

Главным инструментом для вязания крючком, конечно же,  является крючок.

       Крючки классифицируются по размерам. В зависимости от этого крючки могут быть толстыми, тонкими, длинными и короткими. 
Размер крючка определяет его головка. Таким образом, если головка крючка 3 мм, то это крючок № 3. Обычно тонкими крючками – 0,5 – 1,5 мм вяжутся ажурные изделия,  а также салфетки и кружево. Толстыми крючками № 2 -6 вяжутся шерстяные изделия из толстых ниток. Длинный крючок используется для тунисского вязания.

 При выборе крючка следует обращать особое внимание на головку, так как если она слишком острая, можно поранить указательный палец, а если слишком тупая неудобно будет вытягивать нити. Лучше всего, когда у крючка есть пластмассовая или деревянная ручка, а также присутствует сплюснутая часть. 

    Материалом для изготовления крючка служат: металл, кость, дерево и пластмасса.  Кроме крючка инструментом для вязания крючком может служить специальная  вилка, с помощью которой можно выполнить своеобразное вязание. 

      При вязании крючком используются следующие нити: шерстяные, полушерстяные, гарус, краше, синтетические, льняные, катушечные № 10, 20 и штопка. Таким образом нити также являются инструментами для вязания крючком. 

Практическая работа

Виды петель

Охрана труда:

  1. Работа выполняется чистыми руками.
  2. Перед началом работы проверить качество крючков: они должны быть хорошо отполированы, без сколов на поверхности и иметь заострённые округлые концы.
  3. При работе с крючком  не отвлекаться и не покидать рабочее место.

    4.  Соблюдать осторожность при  работе с ножницами, линейкой.

Выполнение практической работы

         Вязание крючком в России имеет древние традиции. В крестьянском быту его называли «тамбур». Крючком вязали кружева, которыми украшали полотенца, передники, фартуки, кофты, наволочки, блузы, или целые изделия — салфетки, скатерти, занавески. В наши дни вязание крючком по-прежнему пользуется популярностью.

      Основной инструмент при вязании — короткий крючок, которым можно вязать в прямом и обратном направлении (прямое вязание) или по кругу, когда петли вывязываются рядами, идущими только в одном направлении, начиная от центра круга.

     Вязальные крючки  могут быть металлическими, пластмассовыми, деревянными и костяными, короткими (12—15 см) и длинными (30— 45 см), толстыми и тонкими.

                                  

       Если толщина головки равна 3 мм, то это крючок № 3. Подбирая крючки, особое внимание следует обратить на их головки. Слишком острая головка ранит указательный палец руки, а тупая растягивает петли и затрудняет вязание.

Крючки всегда хранят в коробке, так как зазубринки, царапинки, изогнутость делают их непригодными для работы.

От правильного подбора крючка в значительной мере зависит качество вязания. Выбор крючка зависит от толщины ниток или пряжи. Чтобы хорошо захватывать нить и не расщеплять её, крючок должен быть в 1,5—2 раза толще нити. Поэтому, прежде чем начать вязать целое изделие, свяжите образец и выполните расчёт необходимого для вязания изделия количества петель.

Для вязания крючком используют шерстяную, полушерстяную пряжу, синтетическую, гарус, ирис, кроше, льняную, швейную нитку № 10 или 20 и др.

При вязании крючком в схемах исгюльзѵют условные обозначения .

Начиная вязание, кладут нить на указательный палец левой руки (если ваша рабочая рука правая), придерживая её большим пальцем .

 

     Крючок держат большим, указательным и средним пальцами правой руки, как ручку или карандаш. Средний палец лежит на крючке несколько ниже, чем большой и указательный. Крючок вводят от себя под нить. Оттянув нить вверх от указательного пальца левой руки, крючок с нитью поворачивают на 360° против часовой стрелки. Так получают начальную петлю. Для получения воздушной петли нужно большим пальцем левой руки придержать первую петлю в том месте, где она перекручена (это делается для того, чтобы легче было протянуть через неё следующую петлю). Крючок снова вводят под нить, лежащую на указательном пальце левой руки, захватывают её и протаскивают через начальную петлю. Так образуется вторая воздушная петля. После вывязывания первой воздушной петли действие повторяютт до тех пор, пока не получат цепочку нужной длины. Петли цепочки называют воздушными , а нить, идущую от клубка, — рабочей .

 

Строение  петли,  связанной крючком:
а — основная петля: б — задняя стенка петли; в — передняя стенка петли 

                             Виды петель

Столбики без накида | называются простыми столбиками. После того как связана цепочка, крючок вводят во вторую петлю цепочки, подхватывают нить, лежащую на указательном пальце левой руки, и протаскивают через петлю. Затем снова накидывают нить на крючок и протаскивают её через обе петли, находящиеся на крючке. Второй и следующий столбики выполняют на следующих петлях цепочки.

                              Рис.  Столбики без накидов

    Полустолбики без накида + Вводят крючок во вторую петлю цепочки, подхватывают нить, лежащую на указательном пальце левой руки, и провязывают петлю


      Рис. Полустолбики без накида

       Столбик с накидом  (ему соответствуют три петли подъёма). Накидывают нить на крючок от себя, вводят крючок в петлю предыдущего ряда или цепочки (в третью петлю от крючка, не считая петли на крючке), захватывают нитку и вытягивают петлю до уровня петли, лежащей на крючке. На крючке образовались три петли — вытянутая петля, накид и ведущая петля (рис. 8.17, а). Затем вновь накидывают на крючок нить и протягивают её через две первые петли на крючке (вытянутая петля и накид), снова захватывают нить и протягивают её через две последние петли на крючке. На крючке остаётся одна ведущая петля. 

 

                                                      

Рис.  Столбик с накидом: а- начало вязания, б- конеч вязания

Основные понятия и термины:

крючок, петли: воздушная, столбик без накида, столбик с накидом, полустолбик, «рачий шаг», столбик с двумя накидами, рогатка из петель; вязание по кругу, вязание квадратного полотна.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по технологии в 7 классе по теме "Вязание крючком"

Урок технологии  в 7 классе по ФГОС 2 поколения. На уроке развиваются личностные, коммуникативные, регулятивные универсально-учебные действия....

технологическая карта урока технология 5 класс по ФГОС

технологическая карта поможет педагогам подготовить и провести урок на достаточно высоком уровне...

ДОКЛАД на методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Технологическая карта урока как один из способов достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС».

В условиях перехода на ФГОС ООО согласно требовани­ям стандарта второго поколения мы должны отказаться от при­вычного нам (традиционного) построения урока. Если раньше ведущая роль на уроке (за исключ...

Технологическая карта урока технологии (девочки) Вязание крючком.

Технологическая карта урока по технологии 6 класс. Раздел программы - "Декоративно - прикладное творчество"...

Технологическая карта урока трудового обучения по ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (5 класс, тема урока "Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями")

Технологическая карта составлена методически грамотно, что способствует продуктивной работе учителя и обучающихся....

Технологическая карта урока технологии по ФГОС. 3 класс "Открытка к 23 февраля в технике "квиллинг"

Технологическая карта урока технологии , 3 класс "Открытка к 23 февраля в технике "квиллинг"...

Самоанализ урока по ФГОС на тему:"Вязание крючком. Основные приёмы"

Данный  урок  по технологии  является уроком № 29, 30  в системе уроков по разделу  Художественные ремесла. Тема урока:  Вязание крючком. Основные приёмы крючком. Цели урока: это заранее запланирова...