Технологическая карта урока технологии (девочки) Вязание крючком.
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Клименова Лариса Богдановна

Технологическая карта урока по технологии 6 класс. Раздел программы - "Декоративно - прикладное творчество"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по технологии

6 класс

Раздел программы: «Декоративно - прикладное творчество»

Тема урока: «Декоративно - прикладное творчество. Вязание крючком по схеме»

                                                                                                                                                                     Выполнила: учитель технологии

                                                                                                                                          Клименова Л.Б. БОУ «Колосовская СШ»

с. Колосовка. 2016 г.

Предмет: Технология.

Класс: 6

Раздел программы: «Декоративно – прикладное творчество».

Тема: «Декоративно – прикладное творчество. Вязание крючком по схеме».

Цель урока:  Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного  кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать стремление  к углублению знаний по теме «Декоративно – прикладное творчество. Вязание крючком по схеме».
  •  Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление.
  • Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности.
  • Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку.
  • Предметные: понимание и определение понятий «Вязание крючком по схеме»,  умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности.

Тип урока: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).

Методы ведения урока: рассказ; беседа; индивидуальная практическая работа; демонстрация, ИКТ.

Форма урока: групповая, индивидуальная.

Виды контроля: устные вопросы, оценка практической работы, самоанализ, взаимооценка.

Средства обучения:

  • Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер;
  • Презентация: «Вязание крючком по схеме».

Наглядные пособия: образцы готовых изделий, связанных крючком; набор крючков из различных материалов; различные виды пряжи; таблицы с рисунками основных видов петель; таблица условных обозначений основных видов петель; образцы схем, инструкционная карта. 

Сохраняющие здоровье технологии: физкультминутка.

Методологическая база:

1. Технология. Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А. В. Жадаева, А. В. Пяткова. - Волгоград: Учитель, 2011. 

2. Технология. 5-8 классы. Деловые и ролевые игры на уроках: рекомендации, конспекты уроков / авт.-сост. С. П. Шурупов. Волгоград: Учитель, 2011.

Предмет, класс, тема

Методы обучения

Тип урока

Планируемые результаты освоения содержания урока

Виды учебной деятельности

Система средств обучения

Личностные

Метапредметные

Предметные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

  • предмет «Технология», 6 класс
  • раздел программы: «Декоративно – прикладное творчество»
  • тема: «Декоративно – прикладное творчество. Вязание крючком по схеме»
  • Продолжительность  урока – 45 минут

  • Словесные, наглядные, практические, частично - поисковый

  • Комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике)

- Установление связей и значимости данного вида деятельности;

- умение мотивировать свою деятельность;

- осознание своих возможностей;

- проявление интереса к новому содержанию;

- осознание ответственности за качество своей деятельности

- Умение извлекать необходимую информацию из различных текстов;

- самостоятель-ное решение творческих задач;

- выбор способа выполнения задания, аккумулирование нужной информации;

- умение строить логическую цепочку рассуждений;

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

- Составление плана действий и применение его для решения творческих задач;

- прогнозирова-ние результата труда;

- умение осуществлять самооценку и взаимооценку;

- ответственное отношение к практической деятельности

- Умение осуществлять учебное сотрудничество;

- Умение слышать одноклассников, учителя, понимать точку зрения другого;

- умение выражать свое мнение, аргументировать, участвовать в коллективном обсуждении;

- умение вести диалоговую беседу

- Понимание и определение понятий: «Декоративно-прикладное творчество», «Техника вязания», «Художественный вкус», «Пропорция, цвет, размер»;

- умение устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам и темам для решения практических  учебных задач;

- умение применять знания в практической деятельности;

- овладение способами эстетического оформления изделия

  • Работа в группах
  • Работа с текстом
  • Ведение диалога, объяснение
  • Выполнение практической работы (индивидуальная работа)

Оборудование:  мультимедийный проектор;

- экран;

- компьютер;

Презентация:

- «Вязание крючком по схеме»

- Маршрутный лист.

нструкци-

онные карты №1, №2

по выполнению практической работы.

- Таблицы с критериями:  самооценка, взаимооценка, итоговая оценка за урок.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационно-мотивационный

    (2 минуты)

- Организует начало учебной деятельности;

- проверяет готовность учащихся к уроку;

- создает эмоциональный настрой на совместную работу.

- Готовятся к уроку;

- погружаются в благоприятную атмосферу.

Личностные:

- эмоциональный настрой на урок;

- самоорганизация.

Регулятивные:

- способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке

2. Актуализация  

        знаний

   (8 минут)

- Организует подводящий диалог, пошагово подводит учащихся к формулированию темы и цели урока.

Сейчас мы повторим материал прошлых занятий, а заодно узнаем тему сегодняшнего урока.

На предыдущих уроках мы с вами изучали «Виды ДПИ»  Давайте вспомним, какие виды декоративно прикладных искусств мы знаем?   (слайд 2). 

А как вы думаете, какой вид рукоделия на слайде? (слайд  3). Назовите их.

- Организует побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала.

Мотивирование: Карточки с вопросами наклеены на доске в перевернутом виде. Ученик называет номер карточки, учитель переворачивает карточку и задаёт вопрос.

Ответьте на вопросы: Вы выбираете номер вопроса и отвечаете на него.

- Какие виды вязания вам знакомы?

- Что можно изготовить при помощи техники вязания крючком?

 - Какие изделия вязанные крючком являются  предметом  народного творчества?

- Как  вы считаете. вязание крючком модно на сегодняшний день?

- Зачем нам нужно это умение вязать крючком в будущем? (слайд 4).

Формирование цели урока:  

На прошлом занятии мы с вами освоили основные приемы вязания. А сегодня,  как вы думаете, чему мы будем обучаться на данном уроке? Что вы видите на слайде? (слайд 5).

Правильно это схема вязания крючком и условные обозначения к ней. Как вы думаете,  какая цель нашего урока?  Правильно.

Сегодня мы будем учиться читать и понимать схемы, что бы в дальнейшем уметь самостоятельно вязать по ним различные изделия. (слайд 5).

Обучившись вязанию крючком вы сможете связать вот такие замечательные вещи:  кошельки и косметички, брелоки — очаровашки-совушки, чудо-зверушки.  Посмотрите какие они  яркие и радостные!

(слайд № 7-8)  

А в дальнейшем когда научитесь хорошо вязать то и такие замечательные изделия,  которые вы   видите

на нашей выставке \, это работы связанные руками наших учениц! Хотите ли вы,  научится так вязать? Тогда вперед! (Выставка)

- Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока.

Личностные:

- Активное погружение в тему;

- умение осознавать значимость поставленных учебных задач;

Регулятивные:

- умение поставить учебную цель.

Познавательные:

- Умение анализировать, структурировать знания;

- умение выделять и формулировать задачи.

Коммуникативные:

- Умение выражать свои мысли в устной форме.

Предметные:

- Закрепление знаний  по предыдущим темам.

3. Введение новых  

        знаний

    (10 минут)

Разъясняет правила работы учащихся на данном этапе.

 Сейчас мы прослушаем доклады наших девочек, подготовивших нам сообщения по теме урока, ваша задача, внимательно слушать доклады  и мое объяснение, смотреть презентацию и попутно записать  правильные ответы  в маршрутном  листе,   который находится у вас на столе, так же с этими листами   мы будем работать в течение всего урока. Там вы видите: задания на внимание, тестовые задания, критерии оценивания практических работ,  по ходу урока вам нужно будет заполнить этот маршрутный лист и подвести итог.

- Сообщает новые знания; 

Мы уже знаем, что вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства. (слайд № 9) 

Вязание - это творческая работа.  (слайд № 10 )        

К тому же вязание – прекрасный отдых за работой. О пользе такого отдыха с научной точки зрения нам сегодня расскажет  Логинова Виктория ( слайд 11-12)

У вязания в оздоровительных целях есть и еще один несомненный плюс — это уютные вязаные обновки для вас и всей вашей семьи! (слайд 13)

Вспомним знаменитые старинные кружевные зонтики XVII-XIX веков. (слайд № 14)

Вязание даёт возможность создавать индивидуальные вещи из простого клубка ниток при помощи крючка. Но не только…

О том когда была изобретена первая трикотажная машина нам расскажет Пальченко Ангелина              

 (слайд 15- 16)

Еще наши бабушки  знали секрет, который не только помогал им создавать особый уют в доме, но при этом еще и приобретать душевное равновесие и позитивное настроение. Секрет этот кроется в простом клубке пряжи. И в этом нет ничего удивительного, но и по сей день ученые всего мира открывают все новые и новые свойства этого удивительного занятия — вязания.

Вязание крючком – распространенный вид рукоделия. Крючком можно вязать свитера, безрукавки, кофточки, платья, костюмы, которые удачно подчеркивают силуэт; воротнички, шали, шарфы, чулки, шляпы – панамы, кепки, сумки, шапочки и многое другие вещи которые придадут нашему облику романтичность. (слайд 18).

Вязание крючком осваивается легко и быстро. Для работы потребуются только крючок и пряжа. Давайте вспомним какой номер крючка и ниток нам понадобится для работы.(слайд 19). Мы можем практически подобрать крючок к ниткам, если нить сложить в четверо и скрутить, то именно такой толщены крючок нами подойдет.

А сейчас девочки, проверьте, на все ли вы ответили вопросы и выполните задание № 4

- Организует работу в группах.

- мотивирует учащихся на совместную деятельность;

- нацеливает на активную работу всех учащихся;

(слайд 20)

Работа в группах.

Для выполнения практической работы № 1  нам нужно разделиться на группы. Мы уже изучили основные приемы вязания, у вас имеется на столе памятка, которой вы можете пользоваться.

У вас будет 2 задания:

  1. Тренировочное, каждой группе нужно заполнить таблицу соответствия.

 (слайд № 24)

  1.  Вам нужно прочитать схему.  По схемам вязания определить, какими петлями связано изделие, какой формы  изделие? (слайд № 25) 

Помним о правилах ТБ и о правилах работы в группе, работаем дружно и слаженно.

Заполните 5 таблицу самооценки в маршрутном листе. Какая оценка у вас получилась?

- Слушают и заполняют маршрутные листы.

Личностные:

- проявление интереса к новому содержанию;

- осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению;

Регулятивные:

- умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- умение работать с различными источниками информации;

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний;

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Коммуникативные:

- умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации;

- умение выражать свои мысли в устной форме;

Предметные:

- умение давать определения новым понятиям темы;

 4. Физкультминутка

(3 минут)

- Показывает физические упражнения,

 - создает условия для снятия переутомления у учащихся.

 Вдовина Яна.

- Выполняют физические упражнения.

Личностные:

- формирование ценности здорового образа жизни

5. Первичное закрепление нового материала

(2 минуты)

- Актуализирует полученные на уроке новые знания;

- предлагает ответить на вопросы:

1. Почему, несмотря на развитие машинного производства трикотажных изделий, до сих пор сохраняется мода на изделия, связанные вручную?

2.  Какие простейшие изделия для дома вы уже можете связать самостоятельно?

4. Где можно применять произведения декоративно – прикладного искусства?

- Слушают учителя;

- обобщают новые знания.

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания;

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные:

- умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи.

6. Практическая работа (15 минут)

- Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы:

  • Сообщает учащимся название практической работы;
  • Разъясняет задачи практической работы;
  • Напоминает и демонстрирует  основные приемы вязания крючком;

Предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы.

Перед вами имеется карточка с заданием  Практической работы  № 2  Эту работу вы должны выполнить самостоятельно.

Мы уже знаем, что схемы бывают разные, теперь вам нужно связать образец по схеме, которая имеется в вашей практической работе №2 . На предыдущем занятии вы уже освоили технику выполнения основных элементов вязания и  их условное обозначение. Нам необходимо помнить, что в разной литературе эти условные обозначения могут быть неодинаковыми, поэтому, прежде чем приступать к работе, посмотрите таблицу условных обозначений, которая обычно помещается в начале или в конце журнала.

А так же очень важно правильно держать крючок, есть 2 способа: как нож или как карандаш. (слайд 26- 27)

    В процессе выполнения  практической работы учитель делает целевые обходы:

1. - Контролирует  правильность выполнения приемов;

- контролирует выполнение  объема   и качество работы,

-  контролирует соблюдение правил безопасной работы;

- оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.

2. - Проводит заключительный инструктаж. (5 минут)

3. - Анализирует выполнение самостоятельной работы.

А может ли кто уже сказать, как называется узор, который вы вязали? Правильно «сетка»

(3 минуты)

      Целью нашего урока было освоение техники вязания крючком  по схеме и исполнение в этой технике небольшого элемента. Представленные работы показывают, что большинство из вас отлично справились с заданием, несмотря на то, что сегодня вы еще начинающие мастерицы.

 Заполните пожалуйста в маршрутном листе таблицу   Практическая работа №2 , затем обменяйтесь своими работами и заполните взаимооценку. 

Хочется отметить несколько хороших работ, которые выполнены аккуратно, с нужной плотностью. Другим девочкам надо еще потренироваться дома с выполнением  основных видов петель. Вязать как можно больше, для того чтобы отработать технику вязания.

 Насколько хорошо  вы освоили технические приемы вязания, насколько  правильно вы держите крючок во время работы, вы можете оценить сами по своим ощущениям. Если у вас быстро устает рука при вязании и вам неудобно держать крючок, то при выполнении тренировочных упражнений необходимо обратить внимание на постановку рук, положение крючка, так как в процессе работы на уроке несколько учащихся допустили серьезную ошибку. У них средний палец правой руки лежал на крючке, а это может привести к деформированию руки. Слайд Правильное положение руки.

3. Выставление оценок.

(2 минуты)

- Организуют рабочее место;

- повторяют правила безопасной работы;

- готовят необходимые для выполнения практической работы материалы;

- выполняют практическую работу: «Технология выполнения воздушных петель, столбиков без накида и столбиков с накидом».

- Обсуждают, что получилось, что не получилось, выявляют причины и способы устранения.

Личностные:

- осознание своих возможностей;

- мотивация на творческую деятельность;

- осознание ответственности за качество своей деятельности.

Регулятивные:

- умение планировать свою деятельность;

- умение осуществлять контроль по результату.

Познавательные:

- умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы;

- умение соблюдать трудовую дисциплину;

- умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления;

- умение обосновывать критерии качества конечного результата.

Коммуникативные:

- умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные:

- закрепление полученных  знаний на уроке;

- применение новых знаний на практике.

7. Рефлексия

(3 минуты)

- Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока;

- Мне понравилось на уроке…

- Мне не понравилось на уроке…

- Легко ли для вас давалось освоение техники вязания крючком?

- Что ещё хотелось бы узнать?

- дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке.

- Выставка работ учащихся;

- оценивают свою работу на уроке в целом, подводят итог по критериям  Таблица №7

- Заполняют рефлексию. № 8

Личностные:

- умение провести самооценку.

Регулятивные:

- умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению.

Коммуникативные:

- умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников.

8. Домашнее    

      задание

  (2 минуты)

- Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания и подготовке к следующему уроку:

  • Связанные образцы прикрепить в альбом  и подписать.
  • Принести нитки, крючок, схему, конспект.

Рекомендация учителя: в свободное время отработайте еще несколько раз приемы вязания. Когда ваши руки будут уверено держать крючок, то вы сможете вязать ровные и аккуратные образцы. И это занятие будет приносить вам огромное удовлетворение.

- Слушают инструктаж, осмысливают домашнее задание;

- записывают домашнее задание в дневник.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

Технологическая карта урока технологии в 5 классе. Тема урока: «Лоскутное шитье»

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме "Лоскутное шитье". Рабочая программа 5-9 классы/ А.Т.Тищенко, Н.В.синица. - М.: Вентана-Граф, 2017. Раздел программы "Материаль...

Технологическая карта урока технологии Тема урока «Выпиливание лобзиком» + презентация к уроку

В материалах представлена развёрнутая технологическая карта и презентация к уроку...

Технологическая карта урока технологии « Индустриальные технологии » 8 класс

Технологическая картаурока технологии« Индустриальные технологии » 8 класс...

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...

Технологическая карта урока технологии в 5 классе Тема урока: «Интерьер и планировка кухни - столовой. Бытовые электроприборы на кухне»

Цель урока - организовать деятельность обучающихся по формированию умений планирования интерьера кухни; научить применять знания на практике.Задачи:Раскрыть понятия интерьер, планировка, фун...