ДОКЛАД на методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Технологическая карта урока как один из способов достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС».
статья ( класс) на тему
В условиях перехода на ФГОС ООО согласно требованиям стандарта второго поколения мы должны отказаться от привычного нам (традиционного) построения урока. Если раньше ведущая роль на уроке (за исключением уроков, организуемых в нетрадиционной, нестандартной, форме) отводилась учителю, то в соответствии с ФГОС эта роль переходит к учащимся. Учитель же выполняет роль скорее организатора, нежели того, кто объясняет новый материал.
Современный урок должен строиться на работе учеников, независимо от их возраста и уровня знаний. Любой урок необходимо начинать с так называемого «погружения в тему», что обуславливает тот факт, что учащиеся самостоятельно должны сформулировать тему урока, цель, определить темп урока, подвести итог как каждого этапа, так и общий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чехломеевская основная школа»
ДОКЛАД
на методическом объединении учителей
гуманитарного цикла
по теме
«Технологическая карта урока как один из способов достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС».
Подготовила: Борщева Н.А.,
учитель русского языка и литературы
«Технологическая карта урока как один из способов достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС».
В условиях перехода на ФГОС ООО согласно требованиям стандарта второго поколения мы должны отказаться от привычного нам (традиционного) построения урока. Если раньше ведущая роль на уроке (за исключением уроков, организуемых в нетрадиционной, нестандартной, форме) отводилась учителю, то в соответствии с ФГОС эта роль переходит к учащимся. Учитель же выполняет роль скорее организатора, нежели того, кто объясняет новый материал.
Современный урок должен строиться на работе учеников, независимо от их возраста и уровня знаний. Любой урок необходимо начинать с так называемого «погружения в тему», что обуславливает тот факт, что учащиеся самостоятельно должны сформулировать тему урока, цель, определить темп урока, подвести итог как каждого этапа, так и общий.
Подобные требования ведут за собой и изменения при подготовке учителя к уроку. При традиционной подготовке, то есть при написании привычного нам конспекта урока (неважно подробный это конспект или же план-конспект) учитель обращает внимание на содержательную сторону урока, что отражается в дальнейшем и при самоанализе проведенного урока Реализация ФГОС требует изменений в деятельности педагога при подготовке урока, приводит нас к другой форме планирования - к технологической карте.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:
- Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
- Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
- Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
- Сообщение нового материала.
- Решение учебной задачи.
- Усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
- Закрепление изученного материала.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
- Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
- Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Таким образом, при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС учителю следует учитывать прежде всего этапы конструирования урока:
- Определение темы учебного материала.
- Определение дидактической цели темы.
- Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
- Продумывание структуры урока.
- Обеспеченность урока (например, таблицы).
- Отбор содержания учебного материала.
- Выбор методов обучения.
- Выбор форм организации педагогической деятельности
- Оценка знаний, умений и навыков.
- Рефлексия урока.
Также технологическая карта незаменима при самоанализе урока. Очень часто при самоанализе урока учитель просто пересказывает его ход, опираясь на подготовленный конспект, и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане, как уже было отмечено, расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, видов учебной деятельности на каждом этапе урока
Приложение
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Тема урока: Правописание корней с чередованием гласных е – и.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели: Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных е – и в корнях слов».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне | Приветствие учащихся. Предлагает учащимся задание, написанное на доске:
| Выполняют задание, повторяют орфограммы, распределяют орфограммы в зависимости от условий выбора буквы, пользуясь справочником. Обучающиеся работают в группах. | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | Подготовленный ученик диктует фрагмент текста из учебника биологии, в котором встречается орфограмма «Чередование е – и в корне слова». Учитель выводит текст на доску. - Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему? | Учащиеся записывают текст, объясняют известные орфограммы и пунктограммы. Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися. Формулируют цель урока. | Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Целеполагание. |
3.Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. 4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | На интерактивной доске дать две колонки слов с чередованием е//и в корне. Буквы Е и И выделены другим цветом. Разбирать – разберу Отпирать – отпереть Задирать – задеру Вытирать – вытереть Замирать – замереть Блистать – блестеть Расстилать – расстелить Выжигать – выжег Учитель предлагает выявить условия написания е – и в корне слова. | Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения.
Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм. | Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
5.Реализация построенного проекта. Цель: построение и фиксация нового знания. | Учитель предлагает учащимся составить словосочетания со словами на изученную орфограмму. | Учащиеся составляют словосочетания, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения – части речи. Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания со словами, приведенными выше, сильные - составляют предложение с эпитетами, используя слова с изучаемой орфограммой. | Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные: оценивание усваемого содержания. |
Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности. | Игра «Хлопок». Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И – хлопок. | Учащиеся выполняют упражнение. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | Учитель предлагает выполнить упражнение учебника. | Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы. Работа в парах. Речевое проговаривание. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | Учитель предлагает учащимся выполнить задание, написанное на доске, с самопроверкой по эталону. | Учащиеся выполняют задание.
| Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: способность самооценки своих действий. |
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Учитель предлагает учащимся начертить кластер по изучаемой орфограмме «Чередование е//и в корне слова». Рефлексия Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова: Урок мне -------- понравился. Я _____ доволен своей работой на уроке. Или показывают смайлы с разным выражением настроения. | Учащиеся в группах выполняют задание. Учащиеся заканчивают предложения. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |
Домашнее задание: Упр. учебника…. Для сильных учащихся дополнительно – варианты: 1.составить синквейн на изученную орфограмму. 2. написать лингвистическую сказкуо чередовании гласных корне слова. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/14/picture-607248-1426315556.jpg)
Заседание МО учителей естественно-математического цикла по теме: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в аспекте современного урока»
Данное заседание проводилась в рамках единого методическогодня по теме «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в аспекте современного...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/02/picture-397594-1543750338.jpg)
Презентация на тему " "Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования"
Данная презентация подготовлена для выступления на педагогическом совете. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/24/picture-993884-1551005184.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/29/picture-1325366-1617003028.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/29/picture-1325366-1617003028.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/06/picture-1529768-1722953188.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилова
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программы начального общего образованияв «Школе 2100» (технология оценивания образовательных дос...