Программа внеурочной деятельности "Военно-историческая миниатюра"
рабочая программа
Неоценима роль моделирования и конструирования в умственном развитии. Изготавливая модель той или иной машины, ребята знакомятся не только с ее устройством, основными частями и узлами, но и назначением, областью применения ее человеком, получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои, оригинальные поделки. Занятия развивают интеллектуальные и инструментальные способности, воображение и конструктивное мышление, прививают практические навыки работы со схемами и чертежами.
Моделируя, ребята определяют форму и устройство машины, конструкций и сооружений, подбирают цвет, в который они будут окрашены, составляют композиционное расположение отдельных частей и элементов. Таким образом, происходит эстетическое обучение, развитие и воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок "Военно-историческая миниатюра" | 1009.25 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г.Сафоново Смоленской области
«Рассмотрено» на педагогическом совете Протокол №_____ От «____»__________2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ №6» _________ / Е.В.Ефимова/ ФИО «___»_____________2019г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №6» ___________ / О.И.Мараева/ ФИО Приказ № ______ От «_____» ____________2019г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Военно-патриотическое воспитание»
Кружок
«Военно-историческая миниатюра»
Составитель:
Воронцов С.А.
учитель технологии
высшая квалификационная категория
г.Сафоново
2019
Пояснительная записка
Стендовое моделирование имеет богатую и интересную историю. Ещё с древних времён, прежде чем построить здание, а позже при изготовлении машин и механизмов, вначале выполняли его уменьшенную модель-копию.
Неоценима роль моделирования и конструирования в умственном развитии. Изготавливая модель той или иной машины, ребята знакомятся не только с ее устройством, основными частями и узлами, но и назначением, областью применения ее человеком, получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои, оригинальные поделки. Занятия развивают интеллектуальные и инструментальные способности, воображение и конструктивное мышление, прививают практические навыки работы со схемами и чертежами.
Моделируя, ребята определяют форму и устройство машины, конструкций и сооружений, подбирают цвет, в который они будут окрашены, составляют композиционное расположение отдельных частей и элементов. Таким образом, происходит эстетическое обучение, развитие и воспитание. Моделирование и конструирование имеют большие возможности в развитии ребят. Развивающий характер обучения определяется всей системой занятий. Ребята вначале пополняют определённую сумму знаний, которая является основой для последующей работы. С накоплением знаний они постепенно переходят к изготовлению более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкций. При этом вся трудовая деятельность способствует развитию творческих способностей. Существенны и воспитательные возможности занятий по моделированию и конструированию. С их помощью мы знакомимся с историей развития не только техники, но и с её создателями, а значит - с историей Родины и всего человечества. Практически все изделия могут служить выставочными экспонатами, наглядными пособиями, подарками, и поэтому мы стараемся выполнить их как можно лучше. Групповой метод вырабатывает у ребят чувство коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело.
Программа кружка рассчитана на три года обучения. Ребята занимаются в разновозрастных группах, при этом старшие помогают в обучении начинающих технике изготовления моделей и их окрашивания.
Форма занятий – в основном практикум по сборке моделей военной техники и созданию диорам. В теоретической части ребята знакомятся со схемами и чертежами будущих моделей и диорам, использованием различных видов инструментов и материалов, выступают с докладами и сообщениями на исторические темы, изучают исторические факты создания техники и ее применения.
Работы могут быть использованы в качестве учебно-наглядных пособий на уроках истории и классных часах, посвященных событиям истории нашей Родины. Свои работы учащиеся могут использовать как наглядные пособия для рефератов на ученической научно-практической конференции.
Данная программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе российской федерации “Об образовании” и других законодательных актах:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, родине;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
- создание условий для самореализации личности;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.
Занятия моделированием соответствуют требованиям безопасности и одобрены Министерством Образования России (письмо 1201/11 от 13.08.96г.).
Следует отметить, что в методической литературе по дополнительному образованию есть программы кружков судомоделирования, авиамоделирования, общего технического творчества. С программой по стендовому военно-историческому моделированию встречаться не приходилось.
Цели и задачи военно-исторического моделирования
Главная цель работы секции военно-исторического моделирования – формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания основ технологических знаний и компонентов художественно-изобразительной деятельности, гражданское и патриотическое воспитание учащихся. При создании моделей и диорам школьники открывают для себя новые страницы истории родной страны, знакомятся более детально с героическим прошлым России.
На занятиях кружка школьники учатся работать с различными видами материалов, создавать композиции, воспроизводить окружающую обстановку, природу – различные виды почв, растительности, фрагменты жилых построек, оборонительных сооружений. Развиваются эстетические вкусы учащихся, повышается их интеллектуальный уровень благодаря работе с энциклопедиями и справочниками. Совершенствуется мелкая моторика пальцев рук. Воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи.
Из истории военно-исторического моделирования в России
Широкое распространение стендовое моделирование получило в 70-е годы XX века. Первые в стране смотры-конкурсы микромоделей военной и транспортной техники устраивали под эгидой журнала “Техника молодежи”. На них выставлялись изделия искусных самодельщиков, мастеривших из картона, дерева, пластика и других подручных материалов великолепные миникопии самолетов, танков, автомобилей и кораблей всех времен и народов. Впрочем, многие их коллеги уже тогда предпочитали появившиеся в продаже пластмассовые сборные модели. Однако модели были лишены множества мелких подробностей и деталей – мелких, конечно, только с точки зрения изготовителя, но очень дорогих сердцу энтузиастов-моделистов. По началу стремились как можно точнее раскрасить модели в соответствии с оригиналами – наносился характерный камуфляж, национальные опознавательные знаки, символы отдельных соединений, подразделений, вплоть до личных обозначений командиров экипажей и летчиков. Имитировали разными способами на моделях копоть от выхлопных газов двигателей, следы от попаданий снарядов, осколков и пуль.
Следующий этап в творчестве самодеятельных моделистов ознаменовался появлением на смотрах-конкурсах композиций. Самодельщики упорно искали изображение оригиналов техники во всех доступных тогда источниках – книгах, альбомах, музейных экспозициях, даже в черно-белой фото- и кинохронике военных лет. Все это приближало к полному правдоподобию, что, собственно, и требовалось от военно-исторических миниатюр. Конечно, при таком методе ошибки были неизбежны, тем не менее, создатели подобных композиций достигали совершенства. Общим стимулом был горячий интерес к прошлому и настоящему техники. Особенно боевой, что легко объяснимо – ведь в ней издавна и в первую очередь воплощались все лучшие и эффективные достижения ученых, инженеров и изобретателей.
Но лишь сравнительно недавно на помощь любителям пришло производство. Теперь при-лавки магазинов буквально ломятся от всевозможных изделий. Это сборные модели всего, чего угодно: самолетов, танков, самоходок, автомобилей, боевых кораблей и многое другое. Все это богатство позволяет создавать любому желающему диорамы, которые раньше можно было увидеть только в музеях.
В разных регионах России энтузиасты военно-исторического моделирования объединяются в клубы по интересам, организовывают и проводят выставки, организуют экскурсии. Занятие моделированием становится увлечением на всю жизнь.
Результаты обучения и развития учащихся
К концу обучения учащиеся должны:
По трудовой деятельности научиться:
- Виды материалов, их свойства и способы применения при изготовлении диорам и моделей.
- Многодетальные конструкции, неподвижное и подвижное соединение деталей.
- Назначение и методы использования специальных ручных инструментов.
- Технологическую последовательность изготовления моделей и простейших диорам.
- Способы соединения с помощью клея.
- Виды отделки.
Уметь организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами. Контроль осуществляет учитель.
Анализировать и планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности. Самостоятельно правильно осуществлять клеевое соединение деталей и их сушку. Экономно использовать материалы при изготовлении диорам.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
Знать особенности материалов, используемых при оформлении работы, их возможности для создания моделей и диорам.
Уметь реализовать замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой и трудовой деятельности.
Литература
- Военная техника. – М.: ООО Издательство Астрель, 2001.
- Вокруг света. Журнал Российского географического общества.
- Горбачева Е.Г., Смирнова Л.Н. всемирная история бронетехники. – М.: Вече, 2002.
- Моделист-конструктор. Журнал. Москва, с 1982 года.
- Модель-хит. Журнал для моделистов и коллекционеров. Проект издательского дома “Техника молодежи”. Москва, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 г.
- Стендовый моделизм. Журнал. Учредитель – АО “Звезда”. ООО АМА-ПРЕСС, Москва. 2003 – 2006 г.
- Строим диорамы. Масштабные модели. Независимый информационный бюллетень моделистов-коллекционеров стендовых моделей. № 32, 33.
- Танки Вермахта. Масштабные модели. Независимый информационный бюллетень моделистов-коллекционеров стендовых моделей. № 28.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Программа кружка "Театр английских миниатюр"
Программа моего страноведческого кружка на 2016-2017 учебный год, который я веду в 5-7 классах....
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности студия эстрадной миниатюры «Буффонада»
Данная программа ориентирована на развитие навыков эстетической оценки театрального искусства, сценической речи и пластики движений. Так же программа ориентирована на изучение истории театра, ов...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Театр миниатюр"
Цель: обучение основам театрального искусства, формирование пластического и эмоционального раскрепощения на сценической площадке юного актера.Задачи:Обучающие:формировать умения и навыки сценической р...
Модульная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Театр миниатюр"
Актуальностьпрограммы - в том, что в ней прослеживаются меж предметные связи с различными дисциплинами: рисованием (оформление декораций, задников), технологией (изготовление костюмов, кукол), литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...