РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
рабочая программа по математике (5 класс)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования , с учетом примерной программы воспитания , в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-1314546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно тематического планирования»; основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 22 на 2021-2022 уч. г; Рабочая программа предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на 17 часов в год, 1 час в неделю. Курс реализуется в обще-интеллектуальном направлении внеурочной деятельности. Предлагаемый курс «Занимательная математика» своим содержанием может привлечь учеников 5 класса, которым интересна математика. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого количества задач, усвоения специальных навыков устного счёта, получения теоретических сведений о свойствах натуральных чисел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 5класс | 28.61 КБ |
КТП внеурочной деятельности "Занимательная математика" 5класс | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика» в 5 классах.
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-1314546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно тематического планирования»;
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 22 на 2021-2022 уч. г;
Программа составлена на основе:
Авторской программы и тематического планирования из учебного пособия «Математика.5-6 классы. Организация познавательной деятельности» / авт.-сост. Г.М. Киселёва. – Волгоград: «Учитель», 2015. – 133 с.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на 17 часов в год,
1 час в неделю. Курс реализуется в обще-интеллектуальном направлении внеурочной деятельности.
Предлагаемый курс «Занимательная математика» своим содержанием может привлечь учеников
5 класса, которым интересна математика. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого количества задач, усвоения специальных навыков устного счёта, получения теоретических сведений о свойствах натуральных чисел.
Стоит отметить, что навыки решения различных математических задач необходимы любому пятикласснику не только для того, чтобы успешно участвовать в математических играх и олимпиадах, но и являются средством развития их математических способностей, таких качеств ума как сообразительность и смекалка.
Данный курс способствует лучшему усвоению базового курса. Он освещает интересные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы, такие как решение логических задач, составление числовых выражений и другие.
Опыт общения с учащимися 5 классов говорит о том, что у них ещё присутствует любознательность, большинству детей интересно учиться. Следует не упускать данный момент и способствовать развитию их логического мышления, расширять кругозор, а главное ‒ побудить желание заниматься изучением интереснейшей науки, математики
Внеурочная деятельность кружка «Занимательная математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана для обучающихся 5 классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение такого курса способствует самоопределению обучающихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.
Цель курса: формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для решения практических проблем.
Задачи курса:
1.Научить учеников решать задачи более высокого уровня по сравнению с обязательным уровнем сложности.
2.Способствовать интеллектуальному развитию учащихся и прежде всего таких его компонентов, как способность к усвоению новой информации, подвижность и гибкость мышления.
3. Усилить практический аспект изучении математики, развивать умение учащихся применять математику в реальной жизни.
Формы и виды деятельности:
- практикум,
- игра,
- беседа,
- мозговой штурм,
- решение задач,
- творческая мастерская,
- проект,
1. Планируемые результаты
Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программе воспитания.
в личностном направлении:
патриотическое воспитание — проявление интереса к истории и современному состоянию российской математической науки; ценностное отношение к достижениям российских учёных-математиков (Основные направления воспитательной деятельности № 2); эстетическое воспитание — восприятие эстетических качеств геометрии, её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности; (Основные направления воспитательной деятельности № 4)
ценности научного познания — формирование и развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по геометрии необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений (Основные направления воспитательной деятельности № 5); экологическое воспитание — ориентация на применение геометрических знаний для решения задач в области окружающей среды, повышение уровня экологической культуры (Основные направления воспитательной деятельности № 8);
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при
решении математических задач.
в метапредметном направлении:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
1) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
2) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
3) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
4) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
5) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Обучающийся научится:
- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи
- новым приёмам устного счёта;
- решению логических задач, составлению числовых выражений;
-сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше» - «меньше» с расположением точек на координатной прямой;
- решать текстовые задачи разными способами;
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также проведения «Праздника математики», проектные работы учащихся.
2. Содержание курса
1. Натуральные числа. Счёт (3 ч.) Как возникло слово «математика». Счёт у первобытных людей. Приёмы устного счёта. Числа. Чётность и нечётность
2. Сюжетные задачи комбинаторного поиска. (2 ч.) Задачи на переливание и взвешивание. Задачи на взвешивание. Выстраивание алгоритма рассуждений.
3. История мер. Составление выражений. (2 ч.) Исторические сведения о мерах длины, площади, массы в России и в других странах. Метрическая система мер. Конструирование выражений.
4. Логические задачи. Сюжетные задачи. (9 ч.) Головоломки и числовые ребусы. Логические задачи. Задачи на уравнивание. Задачи на части. Задачи на составление уравнений. Задачи на движение. Принцип Дирихле. Историческая справка. Простейшая формулировка. Решение задач. Задачи-шутки. Решение олимпиадных задач.
6. Итоговое занятие. (1 ч.)
3. Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Основные направления воспитател. деятельности |
1. | Натуральные числа. Счёт. | 3 | Сообщается история возникновения слова «математика». Знакомство с интересными сведениями из истории развития счёта. Показ выгодности использования приёмов устного счёта. Классификация натуральных чисел. Числа. Изучение свойств четных чисел. Решение задач практического характера на применение данных свойств. | 2,4,5 |
2. | Сюжетные задачи комбинаторного поиска. | 2 | Показ практической значимости данной темы. Выстраивание алгоритма рассуждений. Поиск альтернативных путей решения. | 2,4,5 |
3. | История мер. Составление выражений. | 2 | Сообщаются исторические сведения о мерах длины, площади, массы, существовавшие на Руси с давних времён. Обзорное знакомство с мерами в разных странах. С метрической системой мер. Выполнение разнообразных заданий на отработку навыков решения примеров в несколько действий. Самостоятельное конструирование выражений. | 2,4,5,8 |
4. | Логические задачи. Сюжетные задачи. | 9 | Совершенствование математической культуры учащихся через решение различных головоломок и ребусов. Учить анализировать условие логических задач. Дать простейшую формулировку принципа Дирихле. Выработать алгоритм решения задач на уравнивание, на части арифметическим и алгебраическим способом. Совершенствовать навыки решения сюжетных задач на движение. Решить задачи-шутки, задачи олимпиадного характера | 2,4,5,8 |
5. | Итоговое занятие. | 1 | 2, 5 |
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:
- Министерство образования и науки РФ. http://www.mon.gov.ru/
- Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций». http://www.informika.ru/
-Тестирование on-line: 5–11 классы. http://www.kokch.kts.ru/cdo/
-Путеводитель «В мире науки» для школьников. http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
-Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. http://mega.km.ru
- Сайт энциклопедий. http://www.encyclopedia.ru/
- Переливания | 5 класс | Кружки | Малый мехмат МГУ (msu.ru)
http://mmmf.msu.ru/archive/20102011/z5/10.html
-Лаборатория «Переливания» ЦОР
Согласовано на ШМО учителей математики, физики и информатики Протокол № 1 от «26» августа 2021г. Руководитель ШМО _________/Зоненко Л.И./ | Согласовано «27» августа 2021г Зам директора по УВР _________/Тюрина С.М/ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Занимательная математика, 5 класс»
№ занятия | Содержание (разделы, темы) | Дата /план/ | Дата /факт/ | Материально-техническое оснащение (оборудование)* | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия. Регулятивные(Р), познавательные(П), коммуникативные(К), личностные (Л) |
1.Натуральные числа. Счёт (3 ч.) | |||||
1 | Как возникло слово «математика». Счёт у первобытных людей. | 1.09 -4.09 | 1,2,3,4,5, 6,7 | П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации; Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | |
2 | Приёмы устного счёта. | 6.09 -11.09 | 1-7 | ||
3 | Числа. Чётность и нечетность. | 13.09- 18.09 | 1-7 | ||
2. Сюжетные задачи комбинаторного поиска.(2 ч.) | |||||
4 | Переливания. | 20.09-25.09 | 1-8 | П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их | |
5 | Взвешивание. | 27.09-2.10 | 1-8 | ||
3. История мер. Составление выражений. (2 ч.) | |||||
6 | Метрическая система мер. | 4.10- 9.10 | 1-8 | П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации; Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | |
7 | Составление выражений. | 11.10- 16.10 | 1-7 | ||
4. Логические задачи. Сюжетные задачи. (9 ч.) | |||||
8 | Головоломки и числовые ребусы | 18.10- 23.10 | 1-8 | П - делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи К - уметь оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций. Р - Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Л - Проявлять интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха в учебной деятельности, давать положительную оценку и самооценку результатов учебной деятельности. | |
9 | Логические задачи. | 25.10- 30.10 | 1-7 | ||
10 | Задачи на уравнивание. | 8.11- 13.11 | 1-8 | ||
11 | Задачи на части. | 15.11- 20.11 | 1-8 | ||
12 | Задачи на составление уравнений. | 22.11- 27.11 | 1-8 | ||
13 | Задачи на движение. | 29.11-4.12 | 1-8 | ||
14 | Принцип Дирихле | 6.12 -11.12 | 1-7 | ||
15 | Задачи шутки | 13.12 -18.12 | 1-7 | ||
16 | Решение олимпиадных задач | 20.12 -25.12 | 1-8 | ||
17 | Итоговое занятие. | 10.01-15.01 | 1-7 | П - Развить воображение и умение предвидеть результат К - уметь принимать точку зрения другого, слушать друг друга Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку Л - Объяснять самому себе свои наиболее заметные достижения, проявлять устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, оценивать свою учебную деятельность. | |
Материально-техническое оснащение (оборудование)*
1. Математика.5-6 классы. Организация познавательной деятельности / авт.-сост. Г.М. Киселёва. – Волгоград: «Учитель», 2015. – 133 с.
2. Шевкин А.В. Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах.: Книга для учителя. – М.:Галс плюс, 1998. – 168 с.
3. Шарыгин И.Ф., А.В. Шевкин. Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл.
4. Доска магнитно-маркерная или меловая.
5. Проектор мультимедийный
6. Компьютер педагога.
7. Интерактивная доска
8. Принадлежности (ножницы, клей, цветная бумага, картон)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности тематический кружок "Смелые, ловкие, быстрые."
Рабочая программа тематического кружка "Смелые, ловкие, быстрые"...
Программа по внеурочной деятельности: (музыкально – эстетическое направление) «Музыка в нашей жизни». Срок реализации программы – 4 года
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещен...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Основы православной культуры". 5-7 классы
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры» для 5—7 классов составлена с использованием материалов Федерального государственногообразовательного ст...
Рабочая программа по учебному предмету «Технология»(девочки) Линия УМК Симоненко. Технология 5-9 для 7,8 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по направлению «Технология» для учащихся 8 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании» с п.7 ст.32, п. ...
Рабочая программа по учебному предмету «Технология»(девочки) Линия УМК Симоненко. Технология 5-9 для 7,8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по направлению «Технология» для учащихся 8 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании» с п.7 ст.32, п. ...
Рабочая программа (АООП ООО для учащихся с ЗПР) по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса составлена в соответствии с комплексной программой для общеобразовательного учреждения «Основы безопасности жизнедеятельности », А.Т. Смирнов,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...