Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»
рабочая программа (6 класс)

для обучающихся с

тяжелыми и множественными нарушениями развития

(вариант II)

6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № 100

от «30» августа 2024 г.

И.о.директора Центра:

________________

       /О.В. Панасенкова /

СОГЛАСОВАНО:

Педагог-организатор

_____________

Л.В. Рыбакова

ПРИНЯТА:

на педагогическом совете

Протокол №1

от «28» августа 2024 г.

РАССМОТРЕНО:

 на МО классных руководителей

Протокол № 1

от «28» августа 2024 г.

руководитель МО:

__________ /Л.В. Рыбакова /

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Речь и культура общения»

для обучающихся с

тяжелыми и множественными нарушениями развития

(вариант II)

6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов

на 2024 – 2025 учебный год

Программу составила:

Исаева Е. С.

учитель  

высшей квалификационной категории

 Смоленск 2024

Пояснительная записка

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения» детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (I вариант) и направлена на достижение ими планируемых результатов освоения АООП.

Программа адресована обучающимся 6А, 6Б, 7а классов с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II). Занятия проводятся 2 раза в неделю: 66 часов в год.

Цель курса: создание условий для формирования речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений школьников, повышения уровня их речевой культуры.

Задачи:

1. Совершенствование основных видов  речевой деятельности: говорении, слушании,  письма, чтения.

2. Формирование умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли в устной и письменной форме и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

3. Развитие способности  проводить элементарный комплексный анализ текста.

4. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.

5. Формирование умений работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.

Актуальность программы внеурочной деятельности «Речь и культура общения» предлагает каждому ребенку свободный выбор деятельности, возможность реализоваться в разнообразном творчестве, создание ситуации успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную «Я – оценку», а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются творческие качества личности.

Важной особенностью занятий по данной программе является возможность организации коллективной творческой деятельности школьников, создание учебных проектов, которые направлены на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества.

Программа способствует развитию у обучающихся:

  • читательской грамотности (поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с овладением чтением как предметным результатом);
  • письменной речи (поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с правописанием);
  • математических представлений (поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с предметом математика) и т.п.

Содержание и виды деятельности обучающихся адаптируются с учетом их особенностей и особых образовательных потребностей.

Предполагает:

  • развитие мышления и памяти;
  • коррекцию эмоционально-волевой сферы учащихся;
  • развитие речи и обогащение словаря;
  • формирование и развитие базовых учебных действий;
  • систему накопления знаний, умений и навыков по отдельным предметам.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • осознание себя как члена общества,
  • способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о культурном поведении;
  • способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • знание основ социально ценных личностных и нравственных качеств;
  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • формирование потребности соблюдать нормы поведения в обществе.

Предметные результатами освоения учащимися 6,7 классов программы  курса являются следующие умения и качества:

  • осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;
  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • проявление интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Речь и культура общения» Личностные БУД:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей, и сопереживание им.

Регулятивные БУД:

  • умение определять и формулировать цель деятельности на занятии самостоятельно / с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • уметь высказывать свое предположение (версию) на основе просмотра;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

Познавательные БУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, полученного опыта.

Коммуникативные БУД:

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Содержание рабочей программы

Вводное занятие. Диагностическая работа: определение уровня речевых навыков и коммуникативно – речевых умений учащихся.

РАЗДЕЛ I: Речь и речевое общение.

Речь. Речевое общение. Роль человеческого общения в жизни человека Речевая ситуация и её основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Условия речевого общения. Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи. Речь монологическая и диалогическая. Формы учебного диалога. Виды монолога. Свойства хорошей речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность. Речевые ошибки и недочёты.

Практическая работа №1. Учимся строить диалог и монолог.

Практическая работа №2. Учимся редактировать свои и чужие тексты.

РАЗДЕЛ II. Функциональные разновидности языка. Стилистика.

Разговорная и книжная речь. Виды книжной речи: художественная и научно-деловая. Различение текстов разных функциональных стилей (разговорного, художественного, научного, официально-делового).

Практическая работа № 3. Создание письменных высказываний разных стилей.

РАЗДЕЛ III. Виды речевой деятельности.

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Аудирование как вид речевой деятельности. Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать? Понимание текста, предъявляемого на слух в нормальном темпе. Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое. Овладение приёмами работы с учебной книгой и другими источниками информации, включая СМИ и ресурсы Интернет.

Практическая работа № 4. Добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ.

Говорение как вид речевой деятельности. Все виды пересказа: сжатый, выборочный, развёрнутый. Создание устных диалогических и монологических высказываний на актуальные бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуациями общения.

Практическая работа № 5. Учимся пересказывать текст подробно.

Письмо как вид речевой деятельности. Овладение умениями передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свёрнутости (изложение подробное, выборочное, сжатое; план), составлять некоторые виды деловых бумаг (объявление, заявление).

Практическая работа № 6. Учимся писать сжатое изложение.

РАЗДЕЛ IV. Текст как продукт речевой деятельности.

Понятие текста, признаки текста, композиционные элементы целого текста (зачин, средняя часть, концовка). Нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Тема текста. Широкие и узкие темы. Основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. План как вид информационной переработки текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Практическая работа № 7. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи.

Итоговая контрольная работа: проверка уровня сформированности речевых навыков и коммуникативно – речевых умений.

Календарно-тематическое планирование

                        Содержание (раздел, тема

Кол.   часов

Дата

план

факт

1-я четверть. 18 часов.

1.

 Введение.

1

02.09

2,3.

Диагностика уровня развития

коммуникативных способностей у детей

2

02,09

4,5.

Для чего нужна речь?

2

09,16

6.

Речь – важное средство общения

1

16.09

7.

 Роль человеческого общения в жизни человека.

1

23.09

8,9.

Речь средство передачи мыслей, чувств. Наука риторика.

1

23.30

10.

Как узнать что-то новое?

1

30.09

11,12.

Как речь влияет на чувства и поведение людей.

1

07,07

13.

Слово веселит, утешает,  огорчает.

1

14.10

14.

Язык мой – друг мой.

1

14.10

15,16.

Практикум. Учимся строить диалог и монолог.

2

21,21.10

17,18.

 Свойства хорошей речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность.

2

28,28.10

2-я четверть. 14 часов.

19,20.

 Практикум. Учимся редактировать свои и чужие тексты.

2

12.11

21.

Речевые ошибки и недочёты.

1

19.11

22.

Волшебная речь.

1

19.11

23,24.

Чудесные превращения слов.

2

26,26

25,26.

Слова приветствия.

2

02.12

27,28.

Сочинение сказочных историй.

2

09.12

20,30.

Речь – организатор игр, работы.

2

16.12

31,32.

Слова прощания.

2

23.12

3-я четверть. 20 часов.

33.

Громкость речи.

1

13.01

34.

Темп речи.

1

13.01

35,36.

Совершенствование устной речи.

2

20.01

37.

Окраска голоса.

1

27.01

38,39.

Слова выражения просьбы, благодарности.

2

27,03.02

40,41.

Скрытая просьба.

2

03,24.02

42,43.

Мимика и жесты в устной речи.

2

24,03.03

44,45.

Правила поведения во время разговора.

2

03,10.03

46,47.

Слова извинения.

2

10,17.03

48,49.

Практическая работа. Способы совершенствования своей речи.

2

17,24.03

50.

Работа над ошибками.

1

24.03

4-я четверть. 16 часов.

51.

Помощники устного слова.

1

07.04

52,53.

Быть внимательным к окружающим. Уметь слушать.

2

07,14.04

54,55.

Вежливые формы поздравлений.

2

14,21

56,57.

Вежливые формы переписки.

2

21,28

58,59.

Диалог. Особенности разговора по телефону.

2

28,05.05

60,61.

Правила поведения в общественных местах.

2

05,12

62,63.

Различные формы обращения.

2

12,19

64,65.

Обобщение пройденного.

2

19,26

66.

Итоговое занятие.

1

26.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ПМ. 02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»

Представляет собой структурированный процесс изучения содержания профессионального модуля....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По русскому языку (внеурочная деятельность «Речь. Речевая деятельность»)

У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная, но самая сложная - речевая деятельность.  Речевая деятельность пронизывает всю жи...

Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС «Культура речи»

Рабочая программавнеурочной деятельности по ФГОС«Культура речи»...

Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.

Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие речи"

Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык&raq...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС СОО "Риторика. Культура речи"

 Курс «Риторика. Культура речи» даёт возможность учащим­ся 10-11 классов овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Кроме того, ри­...