Технологическая карта урока технологии в 5 классе. Тема урока: «Лоскутное шитье»
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме "Лоскутное шитье". Рабочая программа 5-9 классы/ А.Т.Тищенко, Н.В.синица. - М.: Вентана-Граф, 2017. Раздел программы "Материальные технологии" - 26 часов. Тема программы "Лоскутное шитье".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Лоскутьно ешитье" | 36.18 КБ |
Из истории лоскутного шитья | 14.22 КБ |
рабочая страница учащегося | 13.38 КБ |
карточка контроля №1 | 11.88 КБ |
карточка контроля №3 | 129.71 КБ |
технологическая карта к практической работе | 12.07 КБ |
презентация к уроку | 417.99 КБ |
ссылка на видео | 10.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока технологии в 5 классе на тему «Лоскутное шитье», разработала учитель технологии Т.Ф.Печурина
Технологическая карта урока технологии в 5 классе.
Тема урока: «Лоскутное шитье» (урок рассчитан на два часа)
Рабочая программа 5—9 классы / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. — М. : Вентана-Граф, 2017. Раздел: «Материальные технологии» - 26 часов. Тема программы: «Лоскутное шитье» – 4 часа.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: Ознакомить учащихся с понятием лоскутное шитьё, с краткой историей; с правилами изготовления шаблонов для изготовления образца изделия в технике лоскутного шитья.
Методы и формы обучения: беседа, демонстрация детских работ (видеоролик), практические занятия, метод исследования, частично-поисковый метод.
Основные понятия: Лоскут, лоскутное шитье, шаблон, инструменты, материалы.
Планируемые результаты: Предметные. Научатся соблюдать правила пользования инструментами; понимать информацию, представленную в различных формах; подбирать материалы и инструменты для выполнения работ в технике лоскутного шитья.
Метапредметные: познавательные – научатся строить сообщения в устной форме, осуществлять практическую деятельность; получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей; коммуникативные – научаться задавать вопросы, принимать помощь одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнеров и соотносить со своей точкой зрения; регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; личностные - будут сформированы: мотивы учебной деятельности; навыки сотрудничества со сверстниками; самооценка результатов деятельности.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, история, литература.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование:
Материально-техническая база
- Компьютер, проектор, экран, презентация;
- 4 маркера синего цвета, 4 маркера зеленого цвета, 4 ручки со стержнем красного цвета;
- Коллекция лоскутов разной фактуры;
- Картон, простые карандаши;
- Прихватки, выполненные в технике лоскутного шитья.
Учебно-техническая документация:
- Раздаточный материал: текст «Из истории лоскутного шитья»[1], рабочая страница учащегося[2], карточки подсказки №1[3];
- карточки – подсказки №2[4], картонные квадраты по два разного цвета для изготовления шаблонов, технологические карты[5].
№ Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Необходимое оснащение урока |
| Приветствие, проверка явки обучающихся, проверка готовности обучающихся к уроку, настрой обучающихся на работу, объединение детей в группы | Приветствуют учителя, визуально контролируют свою готовность к уроку, рассаживаются на рабочие места | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке | Раздаточный материал: лист бумаги А3, текст «Из истории лоскутного шитья», маркеры синего, зеленого цвета, ручка со стержнем красного цвета; пакет с карточкой №1, пакет с карточкой №2 (закрытые) – на группу; рабочая страница учащегося, ручка, технологическая карта к практической работе, квадраты из плотного картона - на каждого ученика |
| Учитель предлагает прослушать аудио стихотворение Фета «Чудная картина». Задает вопросы: О чем стихотворение? С помощью каких средств рассказано о красоте зимнего дня? Предлагает группам перечислить, каким еще способом можно рассказать о времени года, о красоте восходящего солнца или падающих с деревьев осенних листьев? Подчеркните те виды искусства, которые требуют текстильного материала в изготовлении и могут применяться в быту. К какому виду искусства их можно отнести? Какие еще виды искусства вы написали? Чем они отличаются от декоративно-прикладного творчества? | Групповая работа. Отвечают на вопросы Записывают ответы, обсуждают Подчеркивают техники рукоделия и дают название – Декоративно – прикладное творчество Дают названия: изобразительное искусство, музыка, художественное слово… Называют различия | Личностные: построение логических рассуждений, мотивация к учебной деятельности, интерес, внимание; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и одноклассниками; Регулятивные: планирование последовательных действий Познавательные: развитие потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. | Лист бумаги А3 для командной работы, ручка, маркер синий |
В перечисленных вами декоративно прикладных искусствах есть технологии изделия из лоскутов, назовите их. Подчеркните зеленым фломастером. Подводит учащихся к теме и цели занятия: Предлагает поставить цели к уроку Кто может сказать, что такое лоскут? Лоскутное шитье? Знаете ли вы поговорки о лоскутах? | Групповая работа. Отвечают на вопросы (аппликация, лоскутное шитье) Индивидуальная работа: -формулируют тему урока, фиксируют тему урока в рабочем листе «Лоскутное шитье» постановка цели к уроку Отвечают на вопросы | Лист А3 с детскими ответами, рабочий лист | ||
| Предлагает познакомимся с историей лоскутного шитья Вам необходимо прочитать «Историю лоскутного шитья» (приложение 2) и заполнить таблицу № 1 | Индивидуальная работа: Смысловое чтение текста с заполнением таблицы №1. Обсуждают материал.
| Личностные: смысловое чтение, построение логических рассуждений. Коммуникативные: использовать речевые средства для логического обоснования выбора. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Познавательные: выделение существенной информации из познавательных текстов, обобщение, выводы | «Из истории лоскутного шитья», лист А3 с таблицей для заполнения |
Учитель предлагает группам поменяться работами и проверить их по карточке контроля №1 (приложение 1) | Группа дописывает недостающий материал ручкой с красной пастой (одновременно запоминает информацию) | Карточки контроля №1., лист А3, индивидуальные страницы учащихся | ||
Учитель задает вопросы: Назовите время и страну первых находок лоскутного шитья. Какие изделия из лоскутов шили в те времена? В каких странах сейчас шьют изделия из лоскутов. Какие это изделия? | Учащиеся отвечают на вопросы (980 г до нашей эры; похоронный навес палатки египетской королевы) | Заполненная таблица №1 | ||
Предлагает к просмотру видеоролик «Мал лоскуток, да дорог» | Смотрят видеоролик, задают вопросы. | Личностные: формируется личная позиция обучающегося Познавательные: осознают общность и различие лоскутных изделий; Регулятивные — осознание того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить; | Видеоролик, проектор, компьютер | |
Предлагает рассмотреть лоскутное изделие – образец. Исследовать его и прописать необходимые материалы и инструменты для изготовления.Предлагает сверить с карточкой подсказкой №2 (приложение 4) | Работа в группах. Исследуют образец, выписывают материалы и инструменты на лист А 3 – для работы в группах, обсуждают. Сверяют, вносят поправки.
| Личностные: проявление учебной мотивации; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и одноклассниками; Регулятивные — составление плана и последовательности действий; Познавательные: умение сформулировать проблему и найти способ её решения; | Лист бумаги А3 для командной работы, образец лоскутного шитья, карточка подсказка №3. | |
Учитель задает вопросы:В прописанных вами инструментах и материалах должен присутствовать шаблон.Что такое шаблон? | Отвечают на вопросы | - | ||
| Подготавливает учащихся к выполнению практической работы:У вас на столах лежат картонные квадраты, по размерам которых мы будем шить прихватки на следующем уроке.Вам необходимо разделить их на части и собрать мозаику. Что для этого понадобиться?Перед работой обговаривает технику безопасной работы с ножницами | Индивидуальная работа. Отвечают: инструменты, технологическая карта и ТБ Выполняют практическую работу | Личностные: умение находить смысл в работе; Регулятивные: научатся работать с технологическими картами Познавательные: осуществлять практическую деятельность | По два картонных квадрата разного цвета, линейки, карандаши, ножницы, технологические карты на каждого ученика |
Предлагает оценить работы с помощью выставления баллов за каждую операцию (в технологической карте) | Оценивают свои работы | Личностные: умение выполнять самооценку на основе заданных критериев Регулятивные: получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками | Технологические карты; шаблоны, сложенные в мозаику | |
| Давайте уточним: что такое лоскутное шитье?Какие изделия можно шить из лоскутов?Предлагает группе выбрать лоскуты ткани для изготовления образца (предлагает на группу один из вариантов собранной мозаики) и просит пояснить, почему именно эти лоскуты взяли учащиеся.Для чего необходим контраст в изготовлении изделия? Где он применяется?Какие ткани лучше использовать при изготовлении прихваток?Учитель подводит школьников к тому, что ткани должны иметь определенные качества: малоосыпаемые, устойчивые к термоизоляции. Цвет ткани должен быть контрастным. | Отвечают на вопросы Выбирают, поясняют, обсуждают, отвечают на вопросы | Личностные: проявление учебной мотивации; Познавательные: умение сформулировать проблему и найти способ её решения; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и одноклассниками; Регулятивные: выявление допущенных ошибок в процессе труда и их исправления; | Лоскуты ткани |
| Предлагает изложить тему в три предложения.Заполнить индивидуальный лист учащегося. | Групповая работа: Дают понятия и определения лоскутному шитью, лоскуту, и требованиям, предъявляемым материалу для изготовления прихватки в лоскутной технике. В индивидуальной странице учащегося записывают понятия лоскута, лоскутной техники, делают пометки: теплые цвета и холодные цвета. Записывают какие инструменты и материалы необходимо принести на следующий урок для изготовления прихватки в технике лоскутного шитья. | Познавательные: умение ориентироваться в понятиях. Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные: использовать речевые средства для логического обоснования выбора. Личностные: овладение нормами и правилами организации труда | Лист А3, для групповых ответов; индивидуальный лист учащегося |
| Предлагает ученикам, кому было на уроке тепло и уютно (кто понял материал урока) закрепить на доску кружочек теплого цвета, кому холодно и неуютно (кто не понял материала), закрепить кружочек холодного цвета (понятие теплых и холодных оттенков дети знают)Если появляются на доске кружочки холодного цвета, учитель выясняет, какие вопросы остались нераскрытыми. | Выбирают кружочек нужного им цвета и прикрепляют на доске. | Личностные: нравственно-этическое оценивание урока, результата деятельности | Кружочки разных цветов, магниты. |
| Подготовить инструменты и материалы к практической работе по изготовлению прихватки в технике лоскутного шитья. Вспомнить правила безопасной работы на швейной машине. |
[1] Прилагается текст «История лоскутного шитья»
[2] Прилагается рабочая страница учащегося
[3] Прилагаются карточки самоконтроля
[4] Прилагаются карточки подсказки
[5] Прилагается технологическая карта к практической работе
Предварительный просмотр:
Из истории лоскутного шитья.
В период возникновения лоскутного шитья женщины были вынуждены применять этот вид ручного мастерства в связи с бедностью и необходимостью хоть как то обновлять свою одежду и предметы интерьера. Поэтому лоскутное шитье вначале носило исключительно практический характер. Неслучайно популярность этого рукоделия повышалась в разных странах в момент кризисов. Факты про первое упоминание самые разнообразные. Принято считать, что техника лоскутного шитья в ее современном виде зародилась в Англии. Но история ее возникновения восходит к очень отдаленным временам. В одних источниках говорится о стеганном похоронном навесе палатки египетской королевы, которая жила в 980 году до н.э. В других — о ковре, найденном в могиле, который предположительно был изготовлен в первом столетии до н.э. В музее «Булат» в Каире находится образец египетского рисунка, который был создан из кусочков газельей кожи около 980 г. До н. э. Следующие упоминания из истории лоскутного шитья относятся к раннему средневековью. Это были два простеганных лоскута, между которыми размещали мягкую прокладку, Такие изделия использовались в качестве бронежилета в армии Вильгельма Завоевателя (1028 - 1087) короля Англии с 1066. Эта броня кроме некоторой защиты давала солдатам также тепло. Бытует такое мнение, что именно подобный стеганный бронежилет и натолкнул рукодельниц на мысль создания стеганных покрывал, которые стали упоминаться в записях одиннадцатого, двенадцатого и тринадцатого столетий. В четырнадцатом столетии было значительное изменение климата по всей Западной Европе. Зимы стали очень холодными. И это похолодание сделало стеганые покрывала предметами первой необходимости. В ход пошло все, чем только можно было наполнить такие одеяла: мох, перья, шерсть ягнят, и даже травы. В Южной Европе такого глобального похолодания не наблюдалось, поэтому история лоскутного шитья приобрела декоративный характер. При помощи пэчворк женщины шили для всей семьи одежду и украшали свой дом. В Великобритании и Голландии лоскутные изделия принято было считать семейными реликвиями, передаваемые из поколения в поколение, и молодых девушек с раннего возраста обучали лоскутному шитью и стёжке, при помощи которых они готовили себе приданое. В Германии пэчворк долго не находил свое место. Правда, имеются упоминания, датированные XIII веком, в котором говорилось о том, что существовала стежка в одежде, прежде всего она применялась для уплотнения материала и термоизоляции. В этом столетии также появились так называемые гобелены, в которых можно было наблюдать классические признаки лоскутного одеяла. На Руси такие ткани использовались в основном крестьянами. Но с XIX века, благодаря развитию машинного производства в России, все больше стали популярными недорогие яркие хлопчатобумажные ткани. Экономные мастерицы стали применять оставшиеся обрезки, украшая рубахи, подолы юбок, удлиняли детскую одежду. Самые же маленькие лоскутки сшивали в единое полотно. Так появилось в России искусство лоскутного шитья, и его главный символ — русское лоскутное одеяло. В современном домашнем интерьере (21 век) широко и повсеместно используются различные изделия, выполненные в лоскутной технике. В первую очередь это декоративные диванные подушки. Многие люди любят, чтобы их было как можно больше. Их присутствие создает более уютную домашнюю обстановку. А если эти подушки выполнены с фантазией и мастерством из разноцветных кусочков, то они становятся ярким акцентом в пространстве. Именитые дизайнеры создают самые разнообразные вещи в стиле печворк: обувь, сумки, аксессуары, головные уборы. Экономя при этом немало денег и радуя приверженцев этого направления. Каждый человек, увлекающийся рукоделием, может в домашних условиях изготовить из лоскутов: коврики, прихватки, детские одела, диванные подушки, одежду и многое другое.
Предварительный просмотр:
Рабочая страница учащегося ФИ________________________________________, класс ___________
Тема урока:
Цели урока:
Лоскут – это
Лоскутное шитьё –
Исследуя прихватку, перечислите необходимые для ее изготовления
инструменты:
материалы:
Шаблон -
Лист самооценки.
Деятельность | Максимальный балл | Оценка (итого) |
Тема и цели прописаны | 1 | |
Даны определения понятий лоскут, лоскутное шитье, шаблон | 2 | |
Перечислены материалы и инструменты необходимых для изготовления прихватки в лоскутной технике | 2 |
Предварительный просмотр:
Карточка контроля №1.
Время упоминания о лоскутном шитье | Вид лоскутного шитья | Место (страна изготовитель) |
980 г до н.э. | Похоронный навес палатки египетской королевы | Египет |
1 столетие до н.э. | ковер | Египет |
980 г до н.э. | Образец рисунка из газельей кожи | Каир |
1028-1087 | Стеганые бронежилеты армии Вильгельма - завоевателя | Англия |
14 столетие | Стеганые одеяла, покрывала | Западная Европа |
14 столетие | Одежда, украшения для дома | Южная Европа |
Раннее средневековье | Семейные реликвии | Великобритания |
18 век | одежда | Голландия |
Германия | ||
19 век | Одежда, одеяла | Россия |
Современное время | Различные изделия: диванные подушки, коврики, прихватки, одеяла, одежда и др. | повсеместно |
Предварительный просмотр:
Карточка контроля №2.
Выбери необходимые инструменты и материалы для изготовления прихватки.
Инструменты для лоскутного шитья: ножницы, иголки, мел для кроя или карандаш мягкий, линейка или сантиметр, распарыватель, утюг, швейная машинка, шаблоны.
Материалы для лоскутного шитья: лоскуты ткани (контрастного цвета), нитки, флизелин (прокладочная ткань для сохранения формы у деталей )
Карточка контроля №2.
Выбери необходимые инструменты и материалы для изготовления прихватки.
Инструменты для лоскутного шитья: ножницы, иголки, мел для кроя или карандаш мягкий, линейка или сантиметр, распарыватель, утюг, швейная машинка, шаблоны.
Материалы для лоскутного шитья: лоскуты ткани (контрастного цвета), нитки, флизелин (прокладочная ткань для сохранения формы у деталей )
Карточка контроля №2.
Выбери необходимые инструменты и материалы для изготовления прихватки.
Инструменты для лоскутного шитья: ножницы, иголки, мел для кроя или карандаш мягкий, линейка или сантиметр, распарыватель, утюг, швейная машинка, шаблоны.
Материалы для лоскутного шитья: лоскуты ткани (контрастного цвета), нитки, флизелин (прокладочная ткань для сохранения формы у деталей )
Карточка контроля №2.
Выбери необходимые инструменты и материалы для изготовления прихватки.
Инструменты для лоскутного шитья: ножницы, иголки, мел для кроя или карандаш мягкий, линейка или сантиметр, распарыватель, утюг, швейная машинка, шаблоны.
Материалы для лоскутного шитья: лоскуты ткани (контрастного цвета), нитки, флизелин (прокладочная ткань для сохранения формы у деталей )
Предварительный просмотр:
Технологическая карта практической работы: «Шаблоны для изготовления изделия в лоскутной технике»
№ операции | Последовательность операции | Оцени результат работы | Выстави балл за выполнение операции | ||
5 | 4 | 3 | |||
1. | Расчертить квадрат на шаблоны (не более 6) прямыми линиями (необходимо учесть технологию обработки на БШМ) | Работа сделана с первого раза, все линии ровные, шаблонов от 2 до 6 | Работа сделана с первого раза, линии не ровные, шаблонов более 6 | Работа сделана не с первого раза, линии не ровные, шаблонов более 6 | |
2 | Выполнить разметку последовательности операций по соединению деталей | Разметка выполнена правильно с первого раза | Разметка выполнена не с первого раза | Разметка выполнена с помощью учителя | |
3 | Разделить квадрат на шаблоны по намеченным линиям, соблюдая технику безопасности | Квадрат разделен на шаблоны, с соблюдением техники безопасной работы, срез ровный по намеченным линиям | Квадрат разделен на шаблоны, с соблюдением техники безопасной работы, срез не совсем ровный, но по намеченным линиям | Квадрат разделен на шаблоны, с соблюдением техники безопасной работы, срез неровный не по намеченным линиям | |
4 | Сложить мозаику из шаблонов | Мозаика сложена, все линии соединения соблюдены | Мозаика сложена, все линии соединения соблюдены, но линии соединения не ровные | Мозаика сложена, но линии соединения не соблюдены | |
Посчитать количество набранных баллов |
Оценка по баллам: 18 - 20 б = оценка 5
17 – 15 б = оценка 4
12 – 14 б = оценка 3
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Лоскутное шитьё» Лоскут - остатки, отходы в текстильном, швейном и кожевенном производствах в виде обрезков ткани Лоскутное шитье, лоскутная техника - вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани...
Тема урока: «Лоскутное шитьё» Лоскут - лоскуток, лоскуточек, лоскутик; лоскутишка ; лоскутина , лоскутища , отрывок, отрезок ткани (словарь Даля) Лоскутное шитье - Земля пестра [осенью] и походит на ковер, что девушки в деревнях плетут из ситцевых разноцветных лоскутьев. Марков, « Строговы ».
Заполните таблицу №1. Время упоминания о лоскутном шитье Вид лоскутного шитья Место (страна изготовитель)
Карточки самоконтроля Время упоминания о лоскутном шитье Вид лоскутного шитья Место (страна изготовитель) 980 г до н.э. Похоронный навес палатки египетской королевы Египет 1 столетие до н.э. ковер Египет 980 г до н.э. Образец рисунка из газельей кожи Каир 1028 - 1087 Стеганые бронежилеты армии Вильгельма - завоевателя Англия 14 столетие Стеганые одеяла, покрывала Западная Европа 14 столетие Одежда, украшения для дома Южная Европа Раннее средневековье Семейные реликвии Великобритания Голландия 18 век одежда Германия 19 век Одежда, одеяла Россия Современное время Различные изделия: диванные подушки, коврики, прихватки, одеяла, одежда и др. повсеместно
Карточка контроля № 2 Инструменты для лоскутного шитья: ножницы, иголки, мел для кроя или карандаш мягкий, линейка или сантиметр, распарыватель , утюг, швейная машинка, шаблоны. Материалы для лоскутного шитья: лоскуты ткани (контрастного цвета), нитки, флизелин (прокладочная ткань для сохранения формы у деталей )
Тема урока: «Лоскутное шитьё» Шаблон (лекало, трафарет) - приспособление, являющееся образцом при изготовлении изделий, инструмент для измерения
Тема в три предложения: Подсказка: Лоскут Лоскутное шитье Шаблон Текстильные материалы Изделия из лоскутов Инструменты
Домашнее задание Подготовить инструменты и материалы для изготовления прихватки в технике лоскутного шитья. Вспомнить технику безопасной работы на БШМ
Предварительный просмотр:
Ссылка на видеоролик с детскими работами «Лоскутная мозаика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»
Планируемые результаты:· Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»
1. ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2. Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3. ...
Технологическая карта урока технологии 5 класс тема "Бутерброды"
Конспект урока в форме технологической карты в соответствии с ФГОС...
Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка.
Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка....
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»...