ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»
учебно-методический материал по географии (6 класс) на тему

Кравченко Алексей Евгеньевич

1.     

ФИО учителя (полностью)

Кравченко Алексей Евгеньевич

2.     

Место работы

МБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области

3.     

Должность

учитель

4.     

Предмет

география

5.     

Класс

6

6.     

Тема и номер урока в теме

Реки.

Урок №6 в теме «Гидросфера (10 часов)»

Практическая работа № 7. «Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли: направления и характера ее течения, использования человеком».

7.     

    Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала

8.     

Базовый учебник

Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова.

Начальный курс географии. 6 класс.

– М.: Дрофа, 2014.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_kravchenko_aleksey_evgenevich.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС.

ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

ФИО учителя (полностью)

Кравченко Алексей Евгеньевич

Место работы

МБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области

Должность

учитель

Предмет

география

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Реки.

Урок №6 в теме «Гидросфера (10 часов)»

Практическая работа № 7. «Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли: направления и характера ее течения, использования человеком». 

    Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала

Базовый учебник

Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова.

Начальный курс географии. 6 класс.

– М.: Дрофа, 2014.

Цели урока: сформировать представление о реке, её частях, частях речной системы и долины.

Задачи: выявить взаимосвязь характера течения и направления течения рек и рельефа; режима рек и питания от климата; воспитывать любовь и красоту к рекам, бережное отношение к воде, к чистоте; развивать умение называть, показывать реки мира, России, области; развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с текстом учебника, картами атласа.

Планируемые образовательные результаты:

 А) предметные – Сформировать представление о реке, ее составных   частях,  частях речной системы , видах рек относительно рельефа.

Б) метапредметные –формирование компетенци в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах.

Создать условия для развития универсальных учебных действий:

А) Личностных – осознать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом.

Б) Познавательных - поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.

В) Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых корретив в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.

Г) Коммуникативных- умение выслушивать  собеседника и общаться на заданную тему

              Методы обучения: беседа, наглядные методы обучения, практические методы обучения,

            дедуктивный метод  обучения, проблемно поисковый метод  обучения.

             Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная;

             индивидуальная; парная; групповая.

             Средства обучения:  мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, ручка,  атлас.

Ход Урока

Этапы

Уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организация начала занятия

Проверяет готовность класса к уроку, здоровается с учащимися. Вам уже известно, что в природе осуществляется постоянный круговорот воды. Вода все время переходит из одного природного компонента в другой и из одного состояния в другое. Давайте вспомним какие виды круговорота воды в природе мы выделяем.

Мы с Вами сегодня на уроке и на последующих уроках узнаем какие виды проявления воды есть на Земле.  Как они отличаются  друг от друга

Без воды не может существовать ничто живое на Земле. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2 % гидросферы.

Начиная с этого урока, мы с вами знакомимся с водами суши.

Давайте подумаем, какие виды вод суши мы знаем?

Сегодня на уроке мы с вами разберем один из видов воды на суше –это реки. Попытаемся разобраться, что это такое, из каких частей река состоит, как питается…

Открываем тетради и записываем тему урока.

Вот эти пункты плана и будут нашими  с вами  основными опорными пунктами  работы на уроке. И те знания, которые вы получите на уроке сегодня, будут необходимы не только в дальнейшем при  изучении  географии, но и в повседневной жизни, так как вода и реки окружают нас в реальной жизни.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя.

Вспоминают материал по курсу природоведения 5 класса

 

 

 Учащиеся отвечают (большой и малый круговороты)

 

 

 

 

 

 

Делают предположение, называя реки, озера, болота, ледники, пруды и т.д.

Записывают в тетрадь число и тему урока

 (Одновременно появляется на слайде презентации)

Настраиваются на урок.

Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи урока

- определяют критерии изучения темы

- планирование своей деятельности

           

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Коммуникативные УУД:

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем, участниками группы

Подготовка к основному этапу занятия

Ну, а знакомство с рекой  мы начнем с  очень красивого стихотворения

Речка, синяя вода!

Ты скажи, бежишь куда?

И зачем ты так спешишь,

Плещешь пеною, шумишь?

Отвечала нам река:

Я бегу издалека,

Я спешу, я тороплюсь,

В океан большой вольюсь,

Растворюсь там в глубине,

На просторе вольно мне!

Потому так и желанна

Бесконечность океана.

 (опережающее домашнее задание).

Слушают стихотворение

  Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации. Сравнение географических объектов

Регулятивные УУД:

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Коммуникативные УУД:Умение слушать и вступать в диалог

Усвоение новых знаний и способов действий

А что же такое река? (слушаем разные версии, выбираем лучшую и записываем в тетрадь)

( Река – это водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом – руслом)

Русло расположено на дне более широкого углубления, которое называется речная долина

 А теперь откроем атласы и найдем  физическую карту полушарий. Давайте посмотрим как река обозначена на карте

Назовите названия рек, которые вы увидели

Река начинается с маленького источника  и впадает (как видно из стихотворения) в другой водоём.

Как же называется то место откуда начинается река и то место , куда она впадает?

Давайте запишем в тетрадь эти два определения

Исток-начало реки.

Устье-место впадения реки в другую реку или океан.

 Все, что вы мне назвали, можно изобразить  на схеме

Давайте обратимся к карте  физической России и ответим на вопрос откуда же начинается река Волга и куда она впадает?

 

Ребята, давайте  река  течет по прямой или нет.. у нее есть маленькие речки , которые дают ей свою воду?

Как вы думаете , как это маленькие речки называются?

Давайте посмотрим на физическую карту России  и ответим на вопрос - есть ли притоки  у реки Лена?

Главная река и ее притоки образуют речную систему

Но вода стекает в реку с определенного участка земной поверхности , именно данный участок называется бассейном реки

Граница, разделяющая соседние речные бассейны называется водораздел

По тому,  в какой местности протекает река все реки делятся на два вида равнинные и горные

Составим схему в тетради

Как вы думаете, как можно описать горную реку, а как равнинную.

Дополняем схему характеристиками

А теперь  посмотрите на карту физическую карту полушарий и физическую карту России и запишите  по три реки горных и равнинных

Практическая работа № 7. «Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли: направления и характера ее течения, использования человеком»

Продолжение данной темы мы рассмотрим на следующем уроке.  Давайте посмотрим, что же Вы запомнили из сегодняшнего урока

Дают определение реки  и записывают его в тетрадь.

 Запись в тетради

Синей линией –ответ детей

Высказывают версии (исток и устье)

Делают записи в тетради

Слушают учителя, рисуют схему себе в тетрадь.

 

  С Восточно – Европейской равнины в Каспийское море

Дают ответы (притоки)

Ответы учащихся –да есть , Вилюй…

Записывают определение речной системы в тетрадь

 

Записывают определение речного бассейна и водораздела  в тетрадь

Зарисовывают схему

Дети высказывают свое мнение

Заполняют схему

Работают в группах.

 

Сообщают результаты работы и записывают их в тетрадь.

 

Выполняют практическую работу работают в группах, тест.

 

Используют определенные сигнальные знаки

Метапредметные результаты:

 

  Познавательные УУД:

- находить отличия

- работа с информационными текстами

- объяснение значения новых слов

- сравнивать и выделять признаки

-уметь использовать условные обозначения

     

  Коммуникативные УУД:

-групповая работа по обсуждению информации

-слушать товарища и обосновывать свое мнение

- выражать свои мысли и идеи

Предметные результаты:

- знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий

- разнообразие и распространение бактерий

- отличать бактерии от других  живых организмов

Познавательные УУД:

- работать  со схемой

- поиск и выделение необходимой информации.

- структурирование знаний. Анализ объектов.        

Первичная проверка понимания знаний и способов действий

Работа в парах за партой (рассказать материал урока друг другу, используя опорный конспект в тетради).

Работают в парах за партой.

Регулятивные УУД:

- выработка критериев оценивания работы в группах Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция

ЛичностныеУУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- оценивать собственный вклад в работу группы

Анализ и синтез объектов. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем

Познавательные УУД:

Построение логического рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей

Подведение итогов занятий

Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания и на следующем уроке

Помогает найти способы достижения этих целей

Оценивают степень достижения целей урока. Определяют способы достижения целей при организации самостоятельной домашней работы.

Познавательные УУД:

- анализ объектов и синтез, выбор оснований и  критериев для сравнения

Регулятивные УУД:

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  саморегуляция

Коммуникативные УУД: Самоопределение с целью получения наивысшего результата

Рефлексия

А теперь я попрошу поднять руку тех, кто доволен ответом своего соседа по парте.

А чтобы оценить, свою работу  на уроке, возьмите карточки того цвета в руки , которая соответствует вашей оценке на уроке  ( карточки располагаются на партах и красная карточка – «5», зеленая «4», Синяя «3» Откройте дневники  запишите домашнее задание и поставьте сами себе оценку за урок, оставив дневники открытыми. 

Музыкальная пауза: давайте немного отдохнем закроем глазки  и представим себе, что вы белое, пушистое облако, которое медленно и плавно плывет по небу (звучит музыка)

(Учитель в это время ставит роспись в дневниках)

Оценивают ответы друг друга.

Оценивают свою работу на уроке.

 

 

Познавательные УУД:

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Регулятивные УУД:

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция.

Коммуникативные УУД Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем

Информация о домашнем задании

Параграф 30, конспект, сочинить стих о реке.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии по теме: "Природная среда. Охрана природы", 5 класс

ФГОС. Технологическая карта урока по теме: "Прродная среда. Охрана природы"....

Технологическая карта урока географии по теме Масштаб, 5 класс

Цель урока: формирование представления о строении Земли, горных породах, их происхождении, свойствах, видах; развитие умений сравнивать и анализировать; расширение кругозора обучающихся.Планируемые ре...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока географии по теме "Реки" 6 класс

Тема урока: РекиКласс: 6УМК: Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. М.: 2014Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши - реках.Задачи урока:Образовательные: Сформироват...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English”  М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home»  (Нет лу...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....