Рабочая программа по черчению в 8 классе базовый уровень
рабочая программа по технологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по «Черчению» для VIII классов разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы по «Черчению» под редакцией А.Д. Ботвинников, и рассчитана на один год обучения. Преподавание предмета ведется по учебнику «Черчение» для VIII-IX классов под редакцией А.Д.Ботвинникова.
Базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение черчения на этапе основного общего образования. Программа черчения 8 класса, рассчитана на 34 часа и один год обучения. Если учесть, что суммарное время программы, рассчитанное ранее на два года обучения – 58 часов, а из них 22 часа отводилось на графические и практические работы, то в итоге время, отведенное на изучение программного материала одинаковое.
Рабочая программа разработана с целью обеспечения гарантий в получении обучающимися обязательного минимума образования, в соответствии с государственным стандартом. Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор видов учебной и творческой деятельности обучающихся.
Курс «Черчение» в школе направлен на формирование и развитие графической культуры обучающихся, их мышления и творческих качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по черчению в 8 классе базовый уровень | 35.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО _____________/С.В.Михайлова / ФИО Протокол № ___ от «____» ________________201___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ пос. Бурный » ___________/ Т.А.Шрайнер / ФИО «__»____________201___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ пос. Бурный » _____________/ И.Н.Терсина_/ ФИО Приказ № ___ от «___»_____________201___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
САЖНЁВА ГРИГОРИЯ МИХАЙЛОВИЧА,
УЧИТЕЛЯ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ
по черчению
в 8 классе
базовый уровень
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № __1_
от «30»августа 2014г.
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по «Черчению» для VIII классов разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы по «Черчению» под редакцией А.Д. Ботвинников, и рассчитана на один год обучения. Преподавание предмета ведется по учебнику «Черчение» для VIII-IX классов под редакцией А.Д.Ботвинникова.
Базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение черчения на этапе основного общего образования. Программа черчения 8 класса, рассчитана на 34 часа и один год обучения. Если учесть, что суммарное время программы, рассчитанное ранее на два года обучения – 58 часов, а из них 22 часа отводилось на графические и практические работы, то в итоге время, отведенное на изучение программного материала одинаковое.
Рабочая программа разработана с целью обеспечения гарантий в получении обучающимися обязательного минимума образования, в соответствии с государственным стандартом. Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор видов учебной и творческой деятельности обучающихся.
Курс «Черчение» в школе направлен на формирование и развитие графической культуры обучающихся, их мышления и творческих качеств.
Реализация этой концепции требует учета следующих положений.
- Основой курса «Черчение» является обучение школьников методам графических изображений. В обучении отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которой процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием используются при изучении всех разделов курса.
- Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках черчения учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Основы чертёжной грамотности способствует развитию пространственных представлений обучающихся.
- Обучение черчению базируется на принципах политехнизма и связи с жизнью. При подборе и составлении учебных заданий учитывается, чтобы их содержание по возможности моделировало элементы деятельности специалистов, а объекты графических работ имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению. Целью адаптации являются упрощение, выявление геометрических особенностей и более четкая организация формы, что облегчает ее анализ и графическое отображение. В процессе обучения осуществляются межпредметные связи черчения с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.
- При обучении черчению учитывются индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.), стараясь постоянно совершенствовать уровень их развития.
- На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.
Рабочая программа содержит описание основных требований к знаниям и умениям обучающихся, перечень обязательных графических и практических работ. В программе раскрыты рекомендуемые принципы оценки учебной работы обучающихся. В программе дано распределение времени на изучение тем.
Программа ставит целью научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
- ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
- обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
- развить все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
- обучить самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами;
- привить учащимся культуру графического труда.
Ключевой проблемой дальнейшего совершенствования графического образования в школе является повышение эффективности урока, которая достигается продуманной организационно-методической работой. В ходе такой работы используются следующие подходами к обучению:
- Уделяется равное внимание обучению чтению и выполнению чертежей.
- Сводится к минимуму или полностью исключаются непродуктивные элементы графической деятельности, необходимо избавлять школьников от перечерчивания условий задач, готовых чертежей и пр.
- Не проводится обучение выполнению графических построений в отрыве от обучения методу проекций.
- При проведении и оценке первых графических работ уделяется внимание качеству их выполнения, стремясь поддержать соответствующие требования на последующих этапах обучения.
- В качестве объекта при обучении ортогональному проецированию целесообразно выбирать предмет, имеющий прямые и наклонные элементы, что активизирует его представление в проекциях: точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, ребра и грани этого предмета.
- Обучение ортогональному проецированию лучше производить последовательно на одну, две и три плоскости проекций с целью равномерного нарастания трудностей.
- При выполнении чертежей по моделям, а также при эскизировании с натуры целесообразно организовывать наблюдение неподвижного объекта с фиксированной точки зрения, заставляя ученика оперировать пространственными представлениями об объекте.
- Формирование понятий о чертежах в системе прямоугольных проекций и аксонометрических проекциях следует осуществлять с минимальным разрывом во времени.
- При обучении выполнению разрезов и сечений использовать подход, позволяющий рассматривать единство и особенности этих изображений. Природа образования разрезов и сечений едина — мысленное рассечение предмета. Только в том случае, если ученик поймет сходство и различие между ними, сравнит их возможности, он сможет сознательно пользоваться такими изображениями.
- В основу упражнений, графических и практических работ закладываются разноплановые графические задачи:
- построение аксонометрии по чертежу и наоборот;
- построение третьей проекции по двум заданным;
- построение чертежа по разрозненным изображениям оригинала;
- сопоставление чертежа с объектом или его наглядным изображением;
- связь чертежа с разметкой;
- реконструкция изображений;
- выполнение различных разрезов и сечений;
- занимательные задачи;
- графические диктанты;
- преобразование формы и пространственного положения объектов;
- с творческим содержанием.
Творческие задачи подразделяются на два вида. Пропедевтические творческие задачи не имеют проектного содержания. Их решение учащимися предусматривает применение знаний по пройденному разделу курса и формирование готовности к решению задач более высокого уровня. Таковыми являются задачи с элементами проектной деятельности (технического конструирования, архитектуры, дизайна). Для урочных заданий рекомендуются задачи с элементами конструирования, для решения которых у школьников имеется наибольшая предварительная подготовка. Объекты для задач с элементами конструирования желательно выбирать вместе с учителем труда.
- Работа с учебником (ознакомление с новым материалом, повторение, закрепление знаний, поиск справочных материалов, чтение чертежей, решение задач и пр.) является неотъемлемой частью учебного процесса.
- Придается большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний, в применении знаний и умений во внеклассной работе и в быту.
Учащиеся должны знать:
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
- изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений;
- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
- условные изображения и обозначения резьбы.
Учащиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием;
- правильно выбирать главное изображение и число изображений;
- читать чертежи резьбовых соединений деталей;
- читать и детализировать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей;
- выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2—3 деталей;
- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по курсу «Черчение»
Класс: 8
Учитель: Сажнёв Григорий Михайлович
Кол-во часов:
Всего – 35
В неделю – 1 час
Плановых графических работ: 10 (10 ч.).
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений: Черчение. 8 кл./ Сост. А.Д.Ботвинников. – М.: Дрофа, 2009, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ
Учебник – Черчение, 8-9: Учебн. для общеобразоват. учреждений/под редакцией А.Д.Ботвинникова.-М.: Просвещение, 2009
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки | графические работы | контрольные работы | |||
1. | Правила оформления чертежей | 5 | 4 | 1 | |
2. | Способы проецирования | 6 | 5 | 1 | |
3. | Чтение и выполнение чертежей | 8 | 6 | 2 | |
4. | Сечения и разрезы | 6 | 3 | 3 | |
5. | Сборочные чертежи | 7 | 5 | 2 | |
6. | Обзор разновидностей графических изображений | 3 | 2 | 1 | |
7. | Резерв | ||||
Всего | 35 | 25 | 10 |
Содержание учебных тем.
8 класс
(1 час в неделю, всего 34 ч)
Правила оформления чертежей (5ч)
Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж как основной графический документ. Из истории развития чертежа. Современные технологии выполнения чертежей.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Чертежный шрифт. Основная надпись чертежа.
Метод проецирования и графические способы
построения изображений (6ч)
Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное (ортогональное) проецирование. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Применение метода ортогонального проецирования для выполнения чертежей (эскизов). Виды. Правила оформления чертежа (форматы, основная надпись чертежа, нанесение размеров, масштабы).
Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция. Способы построения прямоугольной изометрической проекции плоских и объемных фигур. Технический рисунок.
Чтение и выполнение чертежей (8 ч)
Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов.
Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Нахождение на чертеже вершин, ребер, граней и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Определение необходимого и достаточного числа видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба изображения.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения).
Сечения и разрезы (6ч)
Сечения и разрезы, сходство и различие между ними.
Сечения. Правила выполнения вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на чертежах.
Разрезы. Простые разрезы (фронтальные, горизонтальные, профильные). Соединение вида и разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Разрезы (вырезы) в прямоугольной изометрической проекции.
Сборочные чертежи (7ч)
Общие сведения об изделии (деталь, сборочная единица, комплексы, комплекты). Чертежи разъемных и неразъемных соединений деталей.
Условное изображение резьбы на чертежах. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений (болтовое, винтовое). Чтение и выполнение чертежей резьбовых соединений.
Сборочный чертеж. Изображения на сборочном чертеже. Штриховка сечений смежных деталей, размеры, номера позиций, спецификация.
Чтение чертежей несложных сборочных единиц. Детализирование.
Элементы конструирования частей несложных изделий с выполнением фрагментов сборочных единиц.
Обзор разновидностей графических изображений (3 ч)
Анализ графических изображений: чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, сечения, разрезы.
Выполнение чертежей деталей в необходимом количестве видов с применением сечений и разрезов.
Обязательный минимум графических и практических работ
в 8 классе
1. По наглядному изображению детали выполнить чертеж в трех видах.
2. Выполнить чертеж детали, содержащей сопряжения, по ее наглядному изображению.
3. Выполнить эскиз детали с натуры (с нанесением размеров) и ее технический рисунок.
4. По чертежу детали выполнить необходимые разрезы. Построить изометрическую проекцию с вырезом.
5. По чертежу или наглядному изображению детали выполнить необходимые сечения.
6. Выполнить чертеж одного из резьбовых соединений (с натуры или по наглядному изображению).
7. Разработать (доработать) конструкцию одной детали, входящей в состав сборочной единицы, по заданному условию. Выполнить фрагмент сборочного чертежа с изображением предлагаемого решения.
8. Контрольная работа. По сборочному чертежу изделия выполнить чертеж одной несложной детали, входящей в состав сборочной единицы.
Примечание. Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения в тетрадях
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Дата | ||||
уроки | графи-ческие работы | конт-роль- ные рабо-ты | план | факт | корректировка | |||
Правила оформления чертежей | 5 | 4 | 1 | |||||
1 | Учебный предмет «Черчение». Чертежные инструменты и принадлежности. | 1 | 1 | 5.09 | ||||
2 | Линии чертежа. Правила оформления чертежей. Графическая работа №1. | 1 | 0.5 | 0.5 | 12.09 | |||
3 | Шрифты чертежные. Заглавные буквы. | 1 | 1 | 19.09 | ||||
4 | Шрифты чертежные. Прописные буквы. | 1 | 1 | 26.09 | ||||
5 | Размеры на чертежах. Масштабы. Графическая работа №2. | 1 | 0.5 | 0.5 | 26.09 | |||
Способы проецирования | 6 | 5 | 1 | |||||
1 | Общие сведения о проецировании. Проецирование на одну плоскость проекций. | 1 | 1 | 3.10 | ||||
2 | Проецирование на две и три плоскости проекций. Расположение видов на чертеже. | 1 | 1 | 10.10 | ||||
3 | Графическая работа «Построение трех видов». | 1 | 1 | 17.10 | ||||
4 | Аксонометрические проекции. Аксонометрические проекции плоских фигур. | 1 | 1 | 24.10 | ||||
5 | Аксонометрические проекции предметов. | 1 | 1 | 7.11 | ||||
6 | Аксонометрические проекции окружностей. | 1 | 1 | 14.11 | ||||
Чтение и выполнение чертежей | 8 | 6 | 2 | |||||
1 | Проекции вершин, ребер и граней предмета. | 1 | 1 | 21.11 | ||||
2 | Построение проекций точек. | 1 | 1 | 28.11 | ||||
3 | Графическая работа №4. | 1 | 1 | 5.12 | ||||
4 | Построение 3-й проекции по двум данным. Нанесение размеров с учетом формы предмета. | 1 | 1 | 12.12 | ||||
5 | Геометрические построения необходимые при выполнении чертежей. | 1 | 1 | 19.12 | ||||
6 | Сопряжения. | 1 | 1 | 26.12 | ||||
7 | Порядок чтения чертежей. | 1 | 1 | 16.01 | ||||
8 | Графическая работа №11 | 1 | 1 | 23.01 | ||||
Сечения и разрезы. | 6 | 3 | 3 | |||||
1 | Назначение сечений. Правила выполнения сечений. | 1 | 1 | 30.01 | ||||
2 | Графическая работа №12. | 1 | 1 | 6.02 | ||||
3 | Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Местный разрез. | 1 | 1 | 13.02 | ||||
4 | Графическая работа №13. | 1 | 1 | 20.02 | ||||
5 | Соединение вида и разреза. Тонкие спицы и стенки на разрезах. Выбор количества изображений и главного вида. Условности и упрощения на чертежах. | 1 | 1 | 27.02 | ||||
6 | Графическая работа «Построение чертежа деталей с применением сечений и разрезов». | 1 | 1 | 5.03 | ||||
Сборочные чертежи. | 7 | 5 | 2 | |||||
1 | Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы. | 1 | 1 | 12.03 | ||||
2 | Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Графическая работа №17. | 1 | 0.5 | 0.5 | 19.03 | |||
3 | Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Графическая работа №18. | 1 | 0.5 | 0.5 | 2.04 | |||
4 | Общие сведения о сборочных чертежах. Разрезы. Размеры. | 1 | 1 | 9.04 | ||||
5 | Чтение сборочных чертежей. | 1 | 1 | 16.04 | ||||
6 | Понятие о деталировании. | 1 | 1 | 23.04 | ||||
7 | Графическая работа №20. | 1 | 1 | 30.04 | ||||
Обзор разновидностей графических изображений. | 3 | 2 | 1 | |||||
1 | Графическая работа №22 | 1 | 1 | 7.05 | ||||
2 | Повторение изученного материала. | 2 | 2 | 14.05 21.05 | ||||
Всего | 35 | 25 | 10 |
ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплект (УМК):
1. Черчение, 8-9: Учебн. для общеобразоват. учреждений/под редакцией А.Д.Ботвинникова.- М.: Просвещение, 2009
Литература для учителя:
- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089).
- Программа «Черчение» для общеобразовательных учебных заведений РФ, автор А.Д.Ботвинников.- М.: Дрофа, 2009
- В.Н.Виноградов. Тематическое и поурочное планирование по черчению к учебнику А.Д.Ботвинникова –М.: Экзамен, 2008 .
- А.Д.Ботвинников. «Черчение» для общеобразовательных учреждений. – М.: АСТ Астрель 2007.
- А.Д.Ботвинников. Черчение в средней школе, пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
- Научно-теоретический и методический журнал «Школа и производство».
Литература для обучающихся:
- Карточки для самостоятельных работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии , 11 класс, базовый уровень, 2 часа в неделю.
Использовалась программа общеобразовательных учреждений ГЕОМЕТРИЯ 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва «Просвещение», 2010 год.Программа включает три раздела:пояснительную записк...
Рабочая программа по физике 9 класс (базовый уровень)
Данная программа расчитана на изучение физики на базовом уровне, но содержит подготовку к экзамену по предмету в форме ГИА....
Рабочая программа по биологии, 10 класс (базовый уровень).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных...
Рабочая программа по геометрии. 8 класс (Базовый уровень).
Учебник Л.С.Атанасян "Геометрия 7-9 кл" 2ч-в неделю. Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе Примерной программы общего образования и авторской программы ...
Рабочая программа по биологии 10 класс ( базовый уровень) ( В.В.Пасечник)
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов В.В. Пасечник. Биоло...
Рабочая программа по истории. 10 класс. Базовый уровень. Составлена на основе программы под редакцией Волобуева О. В.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематический план....
Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...