Рабочая программа по физике 9 класс (базовый уровень)
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Данная программа расчитана на изучение физики на базовом уровне, но содержит подготовку к экзамену  по предмету в форме ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizike_9_klass_bazovyy_uroven.doc269.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1376 с углубленным изучением естественных наук

«Согласовано»

Председатель МО

_________Борисевич С.Ю.

Протокол № ___

от  «____»_______2011 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________Ильина Н.В.

«____»____________2011 г.

«Утверждаю»

Директор ГОУ СОШ №1376

_______________Волчок Л. А.

Приказ № ___

от «____»______2011 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Жулиной Ольги Евгеньевны

учителя физики,

по учебному курсу «Физика»

9 класс      (базовый уровень)

2011/2012 учебный год

2. Пояснительная записка

        Рабочая программа для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году.

         За основу взята авторская программа  Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.

        Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях; физических величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  3. воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

        Основные задачи данной рабочей программы:

  1. сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
  2. научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


3. Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Тема урока.

Тип урока

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, измерители

Домашнее задание

Тема 1. Основы кинематики – 19 часов.

1

Введение в механику. Материальная точка. Система отсчета.

Урок изучения нового материала.

Знать понятия: механическое движение, тело отсчета, система отсчета, материальная точка. Уметь отличать механическое движение от теплового. Приводить примеры механического движения.

Вопросы по Кирику Л.А., упражнения после §.

§1, сам. работа №1 №1-4 начальный уровень устно, упр. 1 с.9

2

Траектория, путь, перемещение.

Комбинированный урок.

Знать понятия: траектория, путь, перемещение. Уметь объяснять их физический смысл.

Упражнения после §, решение задач.

§2, сам. работа №1 №1б-4б дост. уровень письменно.

3

Действия с векторными величинами. Проекция вектора на ось.

Комбинированный урок.

Знать понятия: вектор, скаляр, проекция вектора, величина вектора.

Уметь складывать и вычитать коллинеарные векторы и векторы общего вида, находить проекцию вектора на координатные оси.

Самостоятельная работа.

Выучить конспект урока, выполнить индивидуальные домашние задания.

4

Определение координаты движущегося тела.

Комбинированный урок.

Знать понятия: координата начала и конца вектора.

Уметь находить координату движущегося тела в заданный момент времени.

Упражнения после §, решение задач.

§3, сам. работа №1 №4а,б высокий уровень., прикрепленный файл №1 письменно.

5

Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Закон РПД.

Комбинированный урок.

Знать понятия: прямолинейное равномерное движение, закон движения.

Уметь находить перемещение при РПД.

 Задания по Кирику Л.А., упражнения после §.

§4, упр.4, сам. работа №2 №1-5 ср. уровень, №1 дост. уровень письменно.

6

Решение задач.

Комбинированный урок.

Уметь решать задачи на нахождение скорости, времени, пути и перемещения при РПД.

Упражнения после §, решение задач.

Сам. работа №2 №4,5 дост. уровень; сам. работа №3 №7, 8 средний уровень письменно.

7

Неравномерное прямолинейное движение. Задачи на среднюю скорость.

Комбинированный урок.

Знать понятия: равномерное и неравномерное прямолинейные движения.

Уметь находить среднюю путевую скорость.

Самостоятельная работа.

Сам. работа №5 №2-5 средний уровень, №5,8 дост. уровень письменно. Выучить правила решения задач на среднюю скорость.

8

Прямолинейное равноускоренное движение.

Комбинированный урок.

Знать понятия: прямолинейное равноускоренное движение, ускорение.

Уметь описывать равноускоренное движение его основными характеристиками.

Задания по Кирику Л.А., упражнения после §. Фронтальный опрос.

§5, сам. работа №7 №2,3 сред. уровень, сам. работа №5 №6,7 дост. уровень письменно.

9

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

Комбинированный урок.

Знать понятия: скорость равноускоренного прямолинейного движения, график скорости.

Уметь читать  и строить графики скорости.

Задания по Кирику Л.А., упражнения после §.

§6, упр.6 без №3, сам. работа №3 средний уровень письменно, повт. формулы.

10

Решение графических задач.

Урок совершенствования знаний.

Знать понятия: скорость равноускоренного прямолинейного движения, график скорости, ускорение равноускоренного прямолинейного движения, график ускорения.

Уметь читать  и строить графики скорости, ускорения.

Задания по Кирику Л.А., упражнения после §.

Сам. работа №3 №5,6 дост. уровень, сам. работа №8 №4-6, построить только график ϑх(t).

11

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

Комбинированный урок.

Знать понятия: перемещение равноускоренного прямолинейного движения.

Уметь находить величину и направление перемещения.

Самостоятельная работа.

§7,8;  сам. работа №7 №6-8 средний уровень, №1 дост. уровень; подготовиться к лаб. работе №1 (1вариант).

12

Лабораторная работа №1 «Изучение равноускоренного движения без начальной скорости»

Урок совершенствования знаний.

Приобрести навыки при работе с измерительными приборами: секундомером, рулеткой.

Проверка правильности оформления лаб. работы, записи вывода, вычисления погрешности.

Повторить §1-8

13

Перемещение и путь при равнозамедленном движении.

Комбинированный урок.

Знать понятия: перемещение и путь равнозамедленного прямолинейного движения.

Уметь находить величину и направление перемещения, величину пути.

Задания по Кирику Л.А., упражнения после §.

Выучить конспект, формулы наизусть; упр.7 №1,2; сам. работа №7 22-4 дост. уровень письменно.

14

Повторение и закрепление изученного материала. Решение задач.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Знать понятия: скорость, график скорости, ускорение, график ускорения, перемещение, график перемещения равнопеременного прямолинейного движения, закон движения.

Уметь читать  и строить графики скорости, ускорения, перемещения.

Задания по Кирику Л.А.

Прикрепленный файл №2.

15

Повторение и закрепление изученного материала. Решение задач.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь решать качественные и расчетные задачи на нахождение ускорения, скорости, перемещения при равнопеременном прямолинейном движении.

Задания по Кирику Л.А.

Прикрепленный файл №3.

16

Контрольная работа №1 по теме «Введение в кинематику».

Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

Уметь читать  и строить графики скорости, ускорения, перемещения при равнопеременном прямолинейном движении.

Уметь решать качественные и расчетные задачи на нахождение ускорения, скорости, перемещения при равнопеременном прямолинейном движении.

Проверка заданий контрольной работы.

Повторить §1-8

17

Резервный урок.

18

Относительность движения.

Урок изучения нового материала.

Понимать относительность перемещения и скорости.

Уметь находить относительную скорость и перемещение при попутном и встречном движении.

Вопросы и упражнения после §.

§9, упр. 9 №1-5

19

Решение задач.

Урок совершенствования знаний.

Уметь находить относительную скорость и перемещение при попутном и встречном движении, при движении под различными углами друг к другу.

Самостоятельная работа.

Сам. работа №4 весь средний уровень письменно

Тема 2. Основы динамики- 13 часов.

20

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Урок изучения нового материала.

Знать содержание первого закона Ньютона, его физический смысл, понятие инерциальные системы отсчета.

Задания по Кирику Л.А., упражнения после §.

§10, сам. работа №14начальный и средний уровень, принести памятку «Силы».

21

Второй закон Ньютона.

Комбинированный урок.

Знать содержание второго закона Ньютона, формулу, единицы измерения физических величин, физический смысл закона.

Уметь находить величину и направление равнодействующей.

Самостоятельная работа.

§11, сам. работа №15 №1-3, №5-8 средний уровень письменно.

22

Третий закон Ньютона.

Комбинированный урок.

Знать содержание третьего закона Ньютона, формулу и следствия из закона.

Задания по Кирику Л.А., упражнения после §.

§12, сам. работа №15 №3, 5 дост. уровень, №1 выс. уровень, сам. работа №16 сред. уровень устно.

23

Применение законов Ньютона.

Урок совершенствования знаний.

Знать методику решения задач динамики, границы применимости законов Ньютона.

Уметь приводить примеры законов Ньютона в природе и технике.

Задания по Кирику Л.А.

Контрольная работа №2 дост. уровень вар. №1 №3, вар. №3 №3, вар.№4 №3; сам. работа №22 №1,2 средний уровень письменно.

24

Решение задач.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь решать задачи на нахождение веса тела, движущегося с ускорением; ускорения связанных тел; ускорения тел, скользящих по вертикальной, горизонтальной опоре.

Задания по Кирику Л.А.

Сам. работа №19 №6б дост. уровень, сам. работа №21 №2 высокий уровень (найти только силу); сам. работа №23 №2 дост. уровень письменно.

25

Резервный урок.

26

Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики»

Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

Уметь решать задачи на нахождение веса тела, движущегося с ускорением; ускорения связанных тел; ускорения тел, скользящих по вертикальной, горизонтальной опоре.

Проверка заданий контрольной работы.

Повторить параграфы 9-12

27

Свободное падение тел.

Урок изучения нового материала.

Понимать, что свободное падение – это равноускоренное движение.

Знать величину и направление ускорения свободного падения, формулы равнопеременного движения.

Задания по Кирику Л.А., упражнения после §.

§13, упр.13; сам. работа №9 №5-8 сред. уровень письменно.

28

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

Комбинированный урок.

Знать понятия: максимальная высота подъема, время движения, невесомость.

Уметь применять формулы равнопеременного движения к  свободному падению.

Самостоятельная работа.

§14, сам. работа №10 №1,2,4 сред. уровень, №1,7 дост. уровень письменно.

29

Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения»

Урок совершенствования знаний.

Приобрести навыки при работе с измерительными приборами: секундомером, рулеткой.

Проверка правильности оформления лаб. работы, записи вывода, вычисления погрешности.

Сам. работа №8 №3 дост. уровень письменно.

30

Резервный урок.

31

Закон всемирного тяготения

Урок изучения нового материала.

Знать понятия: гравитационное взаимодействие, гравитационная постоянная.

Уметь работать с формулой закона всемирного тяготения.

Самостоятельная работа.

§15, сам. работа №18 нач. уровень устно; №4-6 средний уровень письменно.

32

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

Комбинированный урок.

Знать зависимость ускорения свободного падения от широты места, от высоты над поверхностью земли.

Задания по Кирику Л.А., упражнения после §.

Сам. работа №18 №2,5,8 дост. уровень письменно.

Тема 3. Вращательное движение – 4 часа.

33

Прямолинейное и криволинейное движения.

Урок изучения нового материала.

Знать природу, определение криволинейного движения, приводить примеры.

Уметь находить направление скорости и центростремительного ускорения.

Вопросы и упражнения после §. Фронтальный опрос.

§18, §19.

34

Угловая скорость. Период и частота вращения.

Комбинированный урок.

Знать формулы и единицы измерения угловой скорости, периода и частоты.

Знать связь между линейной и угловой скоростью, зависимость центростремительного ускорения от периода, частоты, скорости.

Задания по Кирику Л.А., упражнения после §.

Выучить конспект, сам. работа №13, средний уровень №1-6 письменно.

35

Движение искусственных спутников.

Комбинированный урок.

Уметь рассчитывать первую и вторую космические скорости.

Задания по Кирику Л.А., упражнения после §.

§20, упр.19, сам. работа №13 выс. уровень №2 письменно.

36

Резервный урок.

Тема 4. Законы сохранения – 8 часов.

37

Импульс. Закон сохранения импульса.

Урок изучения нового материала.

Знать понятия: импульс тела, импульс силы; формулировку второго закона Ньютона через импульс, формулировку  и формулу закона сохранения импульса, замкнутая система, внутренние силы.

Задания по Кирику Л.А., упражнения после §.

§21, сам. работа №26, сред. уровень №1,2,4,5 письменно.

38

Методика решения задач на закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Урок совершенствования знаний.

Знать методику решения задач на закон сохранения импульса; понятие реактивное движение.

Задания по Кирику Л.А., упражнения после §.

§22, сам. работа №27 сред. уровень №4-6 письменно.

39

Решение задач.

Урок совершенствования знаний.

Уметь формировать замкнутую систему, применять методику решения задач на закон сохранения импульса.

Самостоятельная работа.

Повторить формулы, сам. работа №26 №3а,б выс. уровень; сам. работа №27 №3, 4 дост. уровень письменно.

40

Механическая работа. Мощность. КПД.

Урок изучения нового материала.

Знать понятия: механическая работа, мощность, КПД, формулы этих физических величин, единицы измерения.

Задания по Кирику Л.А.

Выучить теорию по конспекту; сам. работа №28 №1,2,8 дост. уровень; сам. работа №29 №4 сред. уровень, №2 дост. уровень письменно.

41

Решение задач. Энергия.

Комбинированный урок.

Знать понятия: механическая энергия, кинетическая энергия; потенциальная энергия тела, поднятого над нулевым уровнем, потенциальная энергия упруго деформированного тела; консервативная система; формулы перечисленных величин.

Задания по Кирику Л.А., упражнения после §.

§23; сам. работа №30 №4-6 сред. уровень письменно.

42

Решение задач на закон сохранения энергии.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Знать формулу и формулировку закона сохранения механической энергии, границы применения закона сохранения энергии.

Уметь решать задачи на закон сохранения энергии в системах при отсутствии трения и с трением.

Задания по Кирику Л.А., упражнения после §.

Повторить §21-23; сам. работа 332 №4-6 сред. уровень, №3 дост. уровень* письменно.

43

Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения»

Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

Уметь решать задачи на нахождение механической работы, мощности, КПД, на закон сохранения импульса и механической энергии.

Проверка заданий контрольной работы.

Повторить §21-23

44

Резервный урок.

Тема 5. Механические колебания и волны. Звук – 13 часов.

45

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Основные характеристики колебаний.

Урок изучения нового материала.

Знать понятия: колебательное движение, свободные колебания, колебательные системы, маятники.

Уметь приводить примеры колебаний.

Задания по Кирику Л.А., упражнения после §.

§24-26;  сам. работа №33 нач. уровнь устно, средний весь письменно.

46

Гармонические колебания. Уравнение гармонических колебаний. Затухающие колебания.

Комбинированный урок.

Знать понятия: гармонические колебания.

Уметь записывать уравнение гармонических колебаний.

Задания по Кирику Л.А., упражнения после §.

§27,28; сам. работа №33 №4-8 дост. уровень, №3-5 выс. уровень, №6* дост. уровень. Принести прочные нитки.

47

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

Урок совершенствования знаний.

Приобрести навыки при работе с измерительными приборами: секундомером, рулеткой.

Проверка правильности оформления лаб. работы, записи вывода, вычисления погрешности.

Повторить параграфы 24-28

48

Превращение энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания.

Урок изучения нового материала.

Уметь объяснять и применять закон сохранения энергии, находить полную энергию и энергию в данный момент времени, период математического и физического маятников.

Самостоятельная работа.

Выучить конспект, §29, сам. работа №34 №3,4 средний уровень, №4 дост. уровень, №4 высокий уровень письменно.

49

Резонанс.

Комбинированный урок.

Знать понятие резонанса и условия его наступления.

Задания по Кирику Л.А., упражнения после §.

§30, сам. работа №34 №5,8 выс. уровень*, прикрепленный файл №4 письменно.

50

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

Урок изучения нового материала.

Знать определения механических волн, виды волн.

Задания по Кирику Л.А., упражнения после §.

§31,32; сам. работа №34 №1,2,5,6 дост. уровень письменно.

51

Длина волны. Скорость волны. График волнового процесса.

Комбинированный урок.

Знать основные характеристики механических волн, график волнового процесса.

Задания по Кирику Л.А., упражнения после §.

§33, №5,6 средний уровень, №1б-4б дост. уровень письменно.

52

Звуковые волны. Субъективные характеристики звуковых волн.

Комбинированный урок.

Знать понятие звуковые волны, уметь приводить примеры. Знать субъективные характеристики звуковых волн, чем они определяются.

Вопросы и задания после §.

§34-36, прикрепленный файл №5.

53

Распространение звука. Скорость звука в различных средах.

Комбинированный урок.

Знать и уметь объяснять особенности распространения звука в различных средах.

Вопросы и задания после §.

§37.38, прикрепленный файл №6.

54

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Комбинированный урок.

Знать особенности поведения звука на границе раздела двух сред.

Вопросы и задания после §.

§39,40, повторить теорию, подготовиться к контрольной работе.

55

Контрольная работа №4 по теме «Механические волны».

Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

Уметь решать качественные и расчетные задачи по теме Механические волны.

Проверка заданий контрольной работы.

Повторить параграфы 31-40.

56

Интерференция  и дифракция механических волн.

Урок изучения нового материала.

Знать понятия: интерференция и дифракция механических волн.

Уметь определять максимум и минимум интерференции в заданной точке пространства.  Знать условия максимума и минимума интерференции, условие дифракции.

Вопросы и задания после §.

§41

57

Резервный урок.

Тема 6. Электромагнитное поле – 21 час.

58

Магнитное поле. Основная характеристика магнитного поля.

Урок изучения нового материала.

Знать понятие магнитное поле, основную характеристику магнитного поля, величину и направление.

Вопросы и задания после §.

§42-44, упр. 35.

59

Сила Ампера. Сила Лоренца. Правила левой руки.

Комбинированный урок.

Знать понятия: сила Ампера, сила Лоренца.

Уметь определять величину и направление этих сил.

Вопросы и задания после §.

§45,46, прикрепленный файл №7.

60

Повторение и закрепление изученного. Решение задач.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь применить правила правой и левой руки к качественным задачам.

Вопросы и задания после §.

Повторить §§42-46, упр. 36

61

Контрольная работа №5 по теме  «Магнитное поле»

Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

Уметь определять направление вектора магнитной индукции, сила Ампера, силы Лоренца.

Проверка заданий контрольной работы.

Повторить §§42-46.

62

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции.

Урок изучения нового материала.

Знать понятия: магнитный поток, явление электромагнитной индукции.

Вопросы и задания после §.

§47,48, прочитать лаб. работу №4 с. 278, решить прикрепленный файл№8.

63

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Урок совершенствования знаний.

Изучить условия возникновения индукционного тока, от чего зависит величина и направление индукционного тока.

Проверка правильности оформления лаб. работы, записи выводов.

Повторить §47,48.

64

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Урок изучения нового материала.

Знать формулировку правила Ленца.

Уметь определять направление индукционного тока по правилу Ленца.

Вопросы и задания после §.

§49, упр.40 устно, прикрепленный файл №9 письменно.

65

Явление самоиндукции.

Комбинированный урок.

Знать понятие самоиндукция, формулу индуктивности.

Вопросы и задания после §.

§50, прикрепленный файл №10.

66

Получение и передача электрического тока. Трансформатор.

Комбинированный урок.

Знать понятия: постоянный и переменный электрический ток, условия передачи электрического тока на большие расстояния, коэффициента трансформации, виды трансформаторов.

Знать способы получения переменного электрического тока.

Уметь определять количество витков в первичной и вторичной обмотках трансформатора, коэффициент трансформации.

Вопросы и задания после §.

§51, прикрепленный файл №11

67

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Спектр электромагнитных волн.

Комбинированный урок.

Знать понятие электромагнитное поле и условия его существования.

Понимать механизм возникновения электромагнитных волн.

Знать зависимость свойств излучений от частоты (длины волны).

Уметь приводить примеры электромагнитных волн.

Вопросы и задания после §.

§52,53, упр. 44 письменно. Распечатать таблицу спектра электромагнитных волн, найти диапазон длин волн для каждого вида волн.

68

Конденсатор.

Комбинированный урок.

Знать  конденсатор и его применение, условное обозначение на схемах и правила соединений, формулу плоского конденсатора, формулу энергии электрического поля.

Вопросы и задания после §.

§54, упр. 45 (без№4) письменно, в №5 соедините эти же конденсаторы последовательно.

69

Колебательный контур.

Превращения энергии в колебательном контуре.

Комбинированный урок.

Знать понятие: колебательный контур. Знать, чему равна энергия колебательного контура в данный момент времени.

Самостоятельная работа.

§55, выучить конспект урока.

70

Принципы радиосвязи.

Комбинированный урок.

Знать понятия: модуляция, виды модуляций, демодуляция, антенна.

Вопросы и задания после §.

§56, перерисовать в тетрадь рис.154 а),б), сделать пояснительные записи.

71

Резервный урок

72

Интерференция световых волн. Современные взгляды на природу света.

Урок изучения нового материала.

Знать понятие интерференция, когерентность. Знать историческое развитие взглядов на природу света.

Уметь описывать опыт Юнга.

Вопросы и задания после §.

§57, §58, прикрепленный файл №12

73

Преломление света. Физический смысл показателя преломления.

Комбинированный урок.

Знать физическое явление – преломление, где происходит преломление, закон преломления, физический смысл показателя преломления.

Вопросы и задания после §.

§59

74

Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп.

Комбинированный урок.

Знать понятие: дисперсия. Уметь объяснять явление дисперсии, цвета прозрачных стекол, непрозрачных предметов.

Вопросы и задания после §.

§60, письменно ответить на вопрос «Почему небо синее?», §61, упр.50

75

Типы оптических спектров. Спектральный анализ.

Комбинированный урок.

Знать спектры поглощения и излучения, линейчатые, полосатые, сплошной; закон обратимости спектральных линий.

Вопросы и задания после §.

§62, §63

76

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Комбинированный урок.

Знать постулаты Бора, происхождение линейчатых спектров, правила расчета излучаемой частоты (длины волны).

Вопросы и задания после §.

§64, прикрепленный файл №13

77

Повторение и закрепление изученного материала.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь применять знания, полученные по теме «Электромагнитное поле» к решению задач.

Качественные задачи, тестовые задания.

Повторить §§52-64

78

Резервный урок

Тема 7. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер – 21 часов.

79

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

Урок изучения нового материала.

Знать понятия: естественная радиоактивность, альфа, бета и гамма излучения, их свойства.

Вопросы и задания после §, качественные задачи.

§65

80

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

Комбинированный урок.

Уметь объяснять опыт Резерфорда и на его основе планетарную модель атома.

Вопросы и задания после §.

§66

81

Экспериментальные методы исследования частиц. Лабораторная работа №5 «Исследование треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

Комбинированный урок.

Знать экспериментальные методы исследования элементарных частиц: камеру Вильсона, пузырьковую камеру, метод сцинтилляций, счетчик Гейгера, метод толстостенных фотоэмульсий.

Проверка правильности оформления лаб. работы, записи выводов.

Лабораторная работа №5 «Исследование треков заряженных частиц по готовым фотографиям»,

§68

82

Открытие протона. Открытие нейтрона.

Урок изучения нового материала.

Знать историю открытия протона и нейтрона, относительную атомную массу и заряд протона и нейтрона, понятие нуклон.

Вопросы и задания после §.

§69, 70.

83

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

Комбинированный урок.

Знать состав атомного ядра, понятия: массовое число, зарядовое число, изотопы.

Вопросы и задания после §, качественные задачи.

§71, упр.53 №1-3 письменно

84

Радиоактивные превращения атомных ядер. Правило Содди.

Комбинированный урок.

Знать понятие естественная и искусственная радиоактивность, правило Содди.

Уметь применять правило Содди для решения задач.

Вопросы и задания после §.

§67, прикрепленный файл №14

85

Решение задач.

Урок совершенствования знаний.

Уметь применять правило Содди для решения задач, находить количество протонов, нейтронов, электронов, массовое число.

Индивидуальные задания.

Прикрепленный файл №15

86

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

Комбинированный урок.

Знать понятия: ядерные силы, энергия связи, дефект масс. Уметь определять по формулам энергию связи и дефект масс.

Вопросы и задания после §.

§72,73

87

Решение задач.

Ядерные реакции.

Урок совершенствования знаний.

Уметь решать задачи на нахождение энергии связи, удельной энергии связи, дефекта масс.

Самостоятельная работа

Выучить конспект урока, прикрепленный файл №16.

88

Деление ядер урана. Цепная реакция.

Комбинированный урок.

Знать понятия: цепная ядерная реакция, коэффициент размножения нейтронов.

Понимать механизм деления ядер урана.

Вопросы и задания после §.

§74, 75

89

Лабораторная работа №6 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

Урок совершенствования знаний.

Уметь применять полученные знания на практике, делать выводы.

Проверка правильности оформления лаб. работы, записи выводов.

§74,75

90

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию.

Комбинированный урок.

Знать устройство ядерного реактора.

Вопросы и задания после §.

§76

91

Атомная энергетика.

Комбинированный урок.

Знать преимущества и недостатки ядерной энергетики.

Вопросы и задания после §.

§77

92

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

Комбинированный урок.

Знать биологические последствия радиоактивных излучений и способы защиты от них.

Знать формулу, описывающую закон радиоактивного распада.

Вопросы и задания после §.

§78

93

Решение задач.

Урок совершенствования знаний.

Уметь решать задачи на нахождение физических величин, входящих в формулу радиоактивного распада.

Вопросы и задания после §.

Прикрепленный файл №17

94

Термоядерные реакции.

Комбинированный урок.

Знать понятия: термоядерные реакции, входной и выходной канал.

Уметь выбирать термоядерные реакции среди предложенных реакций.

Вопросы и задания после §.

§79

95

Повторение и закрепление изученного.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Вопросы и задания после §.

Повторить параграфы 74-79

96

Решение задач.

Урок совершенствования знаний.

Уметь находить количество протонов, нейтронов, электронов по таблице Менделеева.

Уметь решать задачи на правило Содди, закон радиоактивного распада, дефект масс, энергию связи.

Индивидуальные задания.

Прикрепленный файл №18

97

Контрольная работа №6 по теме «Строение атома и атомного ядра»

Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

Уметь находить количество протонов, нейтронов, электронов по таблице Менделеева.

Уметь решать задачи на правило Содди, закон радиоактивного распада, дефект масс, энергию связи.

Проверка заданий контрольной работы.

Повторить параграфы 74-79

98

Элементарные частицы. Античастицы.

Урок изучения нового материала.

Знать понятие частицы-античастицы, барион, лептон.

Вопросы и задания после §.

§80

99

Резервный урок.

Классификация уроков дана по цели организации занятий по М.И. Махмутову.


4. Содержание тем учебного курса.

Согласно базисному учебному плану программа рассчитана на 3 часа в неделю , 99 часов за год.

Тема 1. Основы кинематики – 19 часов.

Тема 2. Основы динамики – 13 часов.

Тема 3. Вращательное движение – 4 часа.

Тема 4. Законы сохранения – 8 часов.

Тема 5. Механические колебания и волны. Звук – 13 часов.

Тема 6. Электромагнитное поле – 21 часа.

Тема 7. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер – 21 часов.

Резервных уроков – 9

Контрольных работ – 6

Лабораторных работ – 6

Основные демонстрации.

Тема 1.

1. Равномерное движение. 2. Относительность движения.

Тема 2.

  1. Падение тел в разре женном пространстве (в трубке Ньютона). 2. Опыты, иллюстрирующие явления инер ции и взаимодействия тел. 3.Силы трения покоя, скольжения, вязкого трения. 4. Зависимость силы упругости от деформации пружины. 5. Второй закон Ньютона. 6. Третий закон Ньютона. 7. Стробо скопический метод изучения движения тела.

Тема 3.

 1. Прямолинейное и криволинейное движения. 2. Направление скорости при движении по окружности.

Тема 4.

    1. Закон сохранения импульса. 2. Реактивное движение. 3. Модель ракеты. 4. Изменение энергии тела при совершении работы. 5. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Тема 5.

1. Свободные колеба ния груза на нити и груза на пружине. 2. Образование и распро странение поперечных и продольных волн. 3. Колеблющееся тело как источник звука. 4. Запись колеба тельного движения.

   Тема 6.

1. Расположение магнитных стрелок вок руг прямого проводника и катушки с током. 2. Взаимодействие параллельных токов. 3. Действие магнитного поля на ток. 4. Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле. 5. Устройство и действие электрического двигателя посто янного тока. 6. Электромагнитная индукция. 7. Получение пе ременного тока при вращении витка в магнитном поле.

Тема 7. 

1. Модель опыта Резерфорда. 2. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона. 3. Устройство и действие счетчика ионизирую щих частиц.

5. Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик должен знать/понимать:

•        смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  1. смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, электрический заряд;
  2. смысл физических законов: Ньютона, всемир ного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения электри ческого заряда;

        уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механиче ские колебания и волны, действие магнитного по ля на проводник с током,  электромагнит ную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  1. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка време ни, силы;
  2. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от вре мени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от си лы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
  3. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Междуна родной системы;
  4. приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
  5. решать задачи на применение изученных физических законов;
  6. осуществлять самостоятельный поиск информации естественно научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графи ков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обеспечения безопасности в процессе использования транспорт ных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  2. оценки безопасности радиационного фона.

6. Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.-    М.: Дрофа, 2008-2011 гг.
  2. А.Е. Марон, Е.А. Марон Физика. 9 класс: учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2008. – 127с.
  3. Л.А. Кирик Физика 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: ИЛЕКСА, 2008. – 176 с.
  4. Книга для учителя Р.Д. Минькова «Тематическое и поурочное планирование по физике. 9 класс», Экзамен, М., 2006г.

7. Дополнительная литература.

  1. Л.Э.Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат Задачи по физике для основной школы с примерами решений.7-9 классы. Под ред. В.А.Орлова. – М.: Илекса, 2008. – 416с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...