Рабочая программа по биологии 10 класс ( базовый уровень) ( В.В.Пасечник)
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы.«Дрофа», 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma__10_klass___bazovyy_uroven_biologiya_.docx | 38.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 76»
Ленинского района города Саратова
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__» ____________2012г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УР МОУ «СОШ № 76 » _____________/______________/ ФИО «__»____________2012г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ «СОШ № 76» _____________/______________/ ФИО Приказ № ___ от «__»____2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя
высшей квалификационной категории
Вавилиной Нины Алексеевны
по биологии
10 а класса
( базовый уровень)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______2012г.
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы.«Дрофа», 2009. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
На изучение биологии на базовом уровне отводиться 70 часов, в том числе 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1 час в неделю. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1час в неделю.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень).
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; содержание курса нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; структуру курса; перечень лабораторных работ; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 10 класса; учебно – методическое обеспечение.
Количество контрольных работ за год – 4
Количество практических работ за год – 4
Количество лабораторных работ за год – 4
Измерители – контрольные и проверочные работы составлены по материалам технологии ЕГЭ, с использованием:
1. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО. 2009.
2. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект-центр 2011.
Содержание тем учебного курса .
Биология 10 класс
Введение(2ч.) Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. |
Основы цитологии (16ч.) Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом. Вирусы - неклеточные формы. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. |
Размножение и индивидуальное развитие( 7ч.) Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Мейоз. Половое и бесполое размножение.Оплодотворение, его значение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. |
Основы генетики (8ч.) Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных генетических задач. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека |
Генетика человека (2ч.) Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. |
Итого: 35 часов. |
Учебно - тематический план по биологии 10 класс
1 час в неделю, всего 35 часов.
Наименование темы | Кол-во часов | Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные работы |
1.Введение | 2 | |||
2.Основы цитологии | 16 | Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». Лабораторная работа.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных» | Контрольная работа № 1. «Химическая организация клетки». Контрольная работа № 2 «Клетка – структурная еди ница живого» Контрольная работа № 3. «Обмен веществ и энергии в клетке». | |
3.Размножение и индивидуальное развитие организмов | 7 | Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | ||
4.Основы генетики | 8 | Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания». Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач». Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм». | Контрольная работа № 4 «Основы генетики». | |
5.Генетика человека | 2 | Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии». | ||
Итого: | 35 | 4 | 4 | 4 |
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
В результате изучения предмета учащиеся должны:
знать/понимать
• особенности жизни как формы существования материи;
• роль физических и химических процессов в живых системах раз личного иерархического уровня организации;
• фундаментальные понятия о биологических системах;
• сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственнос ти и изменчивости;
• основные теории биологии — клеточную, хромосомную теорию наследственности.
уметь
• пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхожде ния и развития жизни на Земле, а также различных групп расте ний, животных, в том числе и человека;
• давать аргументированную оценку новой информации по биоло гическим вопросам;
• работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
• решать генетические задачи, составлять родословные, строить ва риационные кривые на растительном и животном материале;
• работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
• владеть языком предмета.
Литература
для учителя:
1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни ков и поступающих в. вузы. - М.: Дрофа, 2004;
2. Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
3. Козлова Т. А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая био логия». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;
5. Реброва Л. В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просве щение, 1997;
6. Фроси н В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.;
для учащихся:
1. Батуев А.С.,Гуленкова 'М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни ков и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
2) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.
Дополнительная литература:
- «Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект – центр, 2008.
- Мухамеджанов И.Р. «Тесты, задачи, блицопросы»: 10 – 11 классы. М.: ВАКО, 2006-09-07
- П.Н. Ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост.ун-та, 1993. – 240с.
- Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы,тесты, задачи. – Минск: Юнипресс, 2007. – 816с.
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
- «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).
- www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
- http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
7.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
- http://djvu-inf.narod.ru/- электронная библиотека
http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология"
Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:
1) Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. _ - 240с.;
2) Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с.: ил.- («Универсальное учебное пособие»);
3) Иванова 7.8. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреж дений/ Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);
4) Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Из дательский Дом «Генджер», 1997. - 96с.;
5) Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
6) Сухова Т. С., Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учеб нику. - М.: Дрофа, 2005. - 171с.;
7) Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк./Л. В. Высоцкая, С. М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.- 462 с.: ил.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»
• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание),
Республиканский мультимедиа центр, 2004
• Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учеб нику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
• Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
Календарно- тематический план.
10 класс.
Биология ( базовый уровень)
(1ч. в неделю, всего-35 часов)
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Цифровые ресурсы | Домашнее задание | Планируемые сроки | Планируемые даты проведения уроков 10«а» класс | ||
1.Введение-2ч. | ||||||||
1. | 1. | Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. | Презентация «Методы исследования в биологии» в программе Power Point | §1,2 | ||||
2. | 2. | Cущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. | Презентация в программе Power Point | §3,4 | ||||
2.Основы цитологии-16ч. | ||||||||
3. | 1. | Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки. | ЦОР 1:Образование «Общая биология10 класс» | §5,6 | ||||
4. | 2. | Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. | ЦОР 1:Образование «Общая биология10 класс» | §7,8 | ||||
5. | 3. | Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. | ЦОР 1:Образование «Общая биология10 класс» | §9 | ||||
6. | 4. | Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. | ЦОР 1:Образование «Общая биология10 класс» | §10 | ||||
7. | 5. | Строение и функции белков. | ЦОР 1:Образование «Общая биология10 класс» | §11 | ||||
8. | 6. | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. | ЦОР 1:Образование «Общая биология10 класс» | §12 | ||||
9. | 7. | АТф и другие соединения клетки. Контрольная работа № 1. «Химическая организация клетки». | ЦОР 1:Образование «Общая биология10 класс» | §13 | ||||
10. | 8. | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» | Карточки, в программе Word ЦОР Лаб.Практикум. Биология 6-11 | §14,15 | ||||
11. | 9. | ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». | ЦОР 1:Образование «Общая биология10 класс» ЦОР Лаб. Практикум. Биология 6-11 | §16,17 | ||||
12. | 10. | Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Лабораторная работа.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных» | ЦОР Лаб.Практикум. Биология 6-11 | §18,19 | ||||
13. | 11. | Неклеточные формы жизни. Вирусы и Бактериофаги. | Презентация «Неклеточные формы жизни»в программе Power Point | §20 | ||||
14. | 12. | Контрольная работа № 2 по теме: «Клетка – структурная единица живого». Обмен веществ и энергии в клетке. Питание клетки. | Тесты в программе Word | §21,23 | ||||
15. | 13. | Энергетический обмен в клетке. | ЦОР Лаб.Практикум. Биология 6-11 | §22 | ||||
16. | 14. | Пластический обмен в клетке..Фотосинтез. Хемосинтез. | ЦОР Лаб. Практикум. Биология 6-11 | §24,25 | ||||
17. | 15. | Генетический код. Транскрипция. | Презентация «Синтез белков в клетке» в программе Power Point | §26 | ||||
18. | 16. | Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке. Контрольная работа № 3. «Обмен веществ и энергии в клетке». | Тесты в программе Word | §27 | ||||
3.Размножение и индивидуальное развитие организмов-7ч. | ||||||||
19. | 1. | Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. | ЦОР 1:Образование «Общая биология 10 класс» | §28,29 | ||||
20. | 2. | Мейоз. | ЦОР 1:Образование «Общая биология 10 класс» | §30 | ||||
21. | 3. | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. | Карточки, в программе Word | §31 | ||||
22. | 4. | Половое размножение. Развитие половых клеток. | Карточки, в программе Word | §32,33 | ||||
23. | 5. | Оплодотворение. | ЦОР 1:Образование «Общая биология 10 класс» | §34 | ||||
24. | 6. | Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период. Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | Карточки, в программе Word ЦОР Лаб. Практикум. Биология 6-11 | §35,36 | ||||
25. | 7. | Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. | Тесты в программе Word | §37 | ||||
4.Основы генетики-8ч. | ||||||||
26. | 1. | История развития генетики. Гибридологический метод | §38 | |||||
27. | 2. | Моногибридное скрещивание Анализирующее скрещивание. Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания». | ЦОР «Решение генетических задач» | §39,40 | ||||
28. | 3. | Дигибридное скрещивание. | ЦОР «Решение генетических задач» | §41 | ||||
29. | 4. | Хромосомная теория наследственности. | ЦОР «Решение генетических задач» | §42 | ||||
30. | 5. | Взаимодействие неаллельных генов. Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач». | ЦОР «Решение генетических задач» | §43 | ||||
31. | 6. | Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола. | ЦОР «Решение генетических задач» | §44,45 | ||||
32. | 7. | Изменчивость. Виды мутаций. Контрольная работа № 4 «Основы генетики». | Тесты в программе Word | §46,47 | ||||
33. | 8. | Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм». | Карточки, в программе Word | §48 | ||||
5.Генетика человека-2ч. | ||||||||
34. | 1. | Методы исследования генетики человека. Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии». | Карточки, в программе Word | §49 | ||||
35. | 2. | Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности. | Презентация в программе Power Point | §50,51 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight
Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...
Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-9 классы с ктп...
Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...
Рабочая программа по праву10 класс(базовый уровень)
Рассчитана на 17 часов....
рабочая программа история 10 класс базовый уровень
рабочая программа история 10 класс базовый уровень...
Рабочая программа 10-11 класс базовый уровень
Рабочая программа 10-11 класс базовый уровень. 68 часов....
Рабочая программа 5-6 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по математике для 5-6 классов разработана в соответствии с ФГОС ООО на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования. В курсе математики 5&mda...