Конспект урока "Значение овощей в питании человека, способы и формы нарезки.Оформление блюд из овощей. Практическая работа:Приготовление салата, винегрета.
план-конспект урока (технология, 5 класс) по теме
Конспект урока для 5класса по разделу "Кулинария" в современной образовательной технологии модерации.
Цель применения данной технологии - эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока. Использованные приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности учащихся, развитие исследовательских и проектировочных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_v_tekhnologii_moderatsii.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И. О. Ловчикова Елена Борисовна
ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации | |||
Предмет, по которому проводится урок | Технология | ||
Класс | 5 | ||
Тема: | Значение овощей в питании человека, способы и формы нарезки. Оформление блюд из овощей. Практическая работа: Приготовление салата, винегрета. | ||
Цели урока: | Формировать знания о питательной ценности овощей, о требованиях к качеству и оформлению блюд из овощей. Формировать умения первичной обработки и нарезки овощей, оформлению блюд из них. Воспитывать культуру труда, сознательное соблюдение безопасных приемов работы и санитарно-гигиенических требований. | ||
Этап | Время, продолжительность этапа | Активный метод обучения (прием, способ, техника) | Подробное описание АМО (приема, способа, техники) |
Инициация | 3 мин. | Метод «Дай название». | Цель: Создание групп для дальнейшей работы и комфортной среды обучения. Подготовка: Перед началом урока следует сдвинуть парты таким образом, чтобы получились два больших стола. Материалы: круги из цветной бумаги двух цветов, фломастеры. Учитель предлагает учеников в каждой группе должно ученикам разделиться на 2 группы по желанию и выбрать себе капитанов (количество быть примерно одинаковое). Каждая группа рисует себе эмблему и придумывает название своей команды, связанное с темой урока.
|
Вхождение или погружение в тему | 5 мин. | Метод «Угадай-ка». | Цель: Подготовка учащихся к началу работы. Материалы: карточки или листы бумаги. В течение первых 2 минут учащиеся каждой команды вспоминают, какие загадки они знают об овощах (можно записать загадки на карточках). Затем по очереди каждая команда загадывает свою загадку другой команде, а та в свою очередь говорит ответ. Выигрывает та команда, которая больше загадок. |
Формирование ожиданий учеников | 3 мин. | Метод «Фруктовый сад» | Цель: Результаты применения метода позволят учителю лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения ориентированного подхода к учащимся. Материалы: Заготовленные заранее два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – Лимонное дерево». Шаблоны яблок и лимонов из цветной бумаги, фломастеры, скотч. Ученикам раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Учитель предлагает ученикам попробовать определить, что они ожидают (хотели бы получить) от урока и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько). Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. |
Интерактивная лекция | 20 мин. | Метод «Экспертиза». | Цель: Сообщение нового материала, структурирование материала, оживление внимания учащихся. Материалы: Материалы по теме для ознакомления «экспертам». Выбираются «Эксперты» - 3 группы по 2-3 человека. Каждая группа «экспертов» получает материалы по теме, которую ей необходимо изучить. I группа – краткие сведения из истории овощей (берем овощи, которые будут использованы на уроке при проведении практической работы: картофель, морковь, свекла, горох, лук, огурец). II группа – Питательная ценность овощей и содержание в них витаминов. III группа – Что такое нитраты и как уменьшить их содержание в овощах. Участники, не занятые работой в группах, составляют вопросы, которые они потом зададут «экспертам». Подготовительный этап составляет 7-10 минут. Затем все участники собираются вместе. «Эксперты» садятся отдельно за столы напротив остальных участников. Учитель может предложить определенную последовательность проведения «экспертизы», если находит это целесообразным в смысле структурирования материала. Последовательно ставятся вопросы и выслушиваются ответы «экспертов». |
Эмоциональная разрядка | 3 мин. | Метод «Вершки – корешки». | Цель: Уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы; Активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала; Закрепление имеющихся у учащихся знаний об использовании овощей в кулинарии. Учитель называет разные овощи. Если в пищу употребляют «вершки», то ученики поднимают руки вверх и хлопают в ладоши над головой, если используют «корешки», то ученики приседают и вытягивают руки вперед. |
Интерактивная лекция (продолжение) | 5 мин. | Метод «Ролевая игра». | Цель: Формирование знаний о первичной обработке овощей, способах нарезки овощей и оформлению блюд из них. Материалы: мультимедиа проектор, компьютер, презентация. Учащиеся смотрят слайды, слушают комментарий учителя и отвечают на вопросы, тем самым в дискуссии каждому дается возможность высказать свою точку зрения и обсудить ее с другими. |
Вводный инструктаж по т/б | 3 мин. | Метод «Светофор». | Цель: Закрепить знания о санитарно-гигиенических требованиях и безопасных приемах работы с пищевыми продуктами. Воспитывать сознательное соблюдение правил т/б и санитарно-гигиенических требований. Материалы: круги красного, желтого и зеленого цветов на каждого ученика. Учитель перечисляет правила т/б и санитарно-гигиенические требования. Если он называет правило техники безопасности, которое надо учитывать при работе с пищевыми продуктами, то ученики поднимают красный круг. Если это санитарно-гигиеническое требование, которое учитывается при работе с пищевыми продуктами, то учащиеся поднимают зеленый круг. Желтый круг ученики поднимают в том случае, если учитель называет санитарно-гигиенические требования или правила т/б, которые ученикам необходимо использовать на уроке при выполнении практической работы. |
Проработка содержания темы (практическая работа) | 20 мин. | Метод «Ресторан». | Цель: Закрепить знания учащихся о первичной обработке овощей, нарезке и оформлению блюд из овощей. Формировать умения первичной обработки и нарезки овощей, оформлению блюд из них. Воспитывать культуру труда, сознательное выполнение безопасных приемов работы. Материалы: Инструкционные карты, карточки с перечнем необходимой для урока посуды, 2 таблички, фломастеры. Работа выполняется двумя группами учащихся. Командир каждой группы является шеф-поваром ресторана. Группы придумывают название своего «ресторана» и пишут его название на табличке, которую ставят в центре стола. Ученики выполняют работу в соответствии с инструкционной картой. Во время работы осуществляется взаимоконтроль в группах и контроль учителя за правильностью выполнения технологических операций и соблюдением правил т/б. При необходимости проводится текущий инструктаж по т/б и приемам выполнения работы. |
Представление группами своей работы | 2-3 мин. | Защита проекта. | Цель: Учить учащихся адекватно оценивать свою работу, анализировать ее, находить и устранять допущенные недочеты. Подготовка: Приготовленные учащимися блюда. Один ученик (повар) от каждой группы («Ресторана») представляет блюдо, перечисляет продукты, которые входят в его состав и кратко рассказывает технологию приготовления. Отмечает, что, по его мнению, получилось особенно хорошо, какие возникали трудности. Озвучивает самооценку блюда, отвечает на возникшие у одноклассников вопросы. |
Дегустация блюд | 5 мин. | Метод «Экспертиза». | Цель: Продегустировать приготовленные блюда. Выбрать лучшее блюдо. Выявить ошибки и способы их устранения. Материалы: Листы бумаги для записи результатов экспертизы. Каждый ученик оценивает блюдо соседней группы в баллах. Лучшим считается блюдо, которое наберет большее количество баллов. Критерии оценки: - вкус блюда; - оформление и подача; -сервировка стола; -внешний вид участников команды (наличие спец.одежды, соблюдение санитарно-гигиенических требований). «3» - все требования соблюдены полностью; «2» - требования соблюдены с незначительными отклонениями; «1» - соблюдены частично; «0» - не соблюдены, допущены грубые нарушения. |
Уборка рабочего места | 8 мин. | Метод «Генеральная уборка». Ролевая игра. | Цель: Убрать за собой рабочее место, посуду, инвентарь; сдать раздаточные материалы учителю. Командир каждой группы – «классный руководитель». Он распределяет работу в группе каждому ученику. Ученик выполняет порученную ему работу и сообщает об этом «классному руководителю». «Классные руководители» сдают посуду, инструкционные карты и карточки учителю. |
Подведение итогов | 4-5 мин. | Метод «Фруктовый сад». | Цель: Дать возможность учащимся высказать свое мнение об уроке, проанализировать, какие опасения и ожидания были оправданы, а какие – нет. Учащиеся находят на деревьях фрукты, на которых они записали свои ожидания и опасения в начале урока. Они уточняют или корректируют свои записи, при желании они могут их озвучить или обсудить. Итоговая оценка определяется как среднее арифметическое самооценки, общей оценки учеников другой группы и оценки учителя. |
Ф.И.О. Ловчикова Е. Б.
Ключевые процессы | Вопросы организации | Ответ |
эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса | Каким образом будет обеспечена интеракция участников в процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в малых группах, при подведении итогов урока? | Для организации эффективного взаимодействия учащихся я разделила их на группы, в которых на уроке шла основная работа. В процессе совместной работы учеников осуществлялись различные интеракции: учитель – ученик; учитель – группа учеников; ученик – ученик. |
упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса | Как Вы будете учитывать разные каналы восприятия информации учащимися? Что может помешать свободным коммуникациям в процессе урока и как это можно предупредить? | При моделировании благоприятной ситуации для развития образовательного процесса на этом уроке я учитывала не только необходимость создания условий для свободного формирования, передачи и получения содержательной информации, но также и важность создания способствующего обучению настроя участников, их эмоционального состояния, чувств, отношений. |
обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация) | Как будет обеспечиваться визуализация целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов Вашей интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения учащимися, итог урока? Какие материалы, заготовки, оборудование Вам потребуются для этого? | На данном уроке использовалась красочная презентация, которая поднимала настроение. Кроме этого, на разных этапах урока я использовала ватманы, фломастеры, маркеры, цветные карточки, что позволило очень легко подводить промежуточные и итоговые результаты урока, а ученикам вспомнить и закрепить новый материал. Подключение зрительной памяти способствовало лучшему усвоению знаний.
|
мотивацию всех участников образовательного процесса | Какие мотивирующие факторы, как и когда, будут использованы для создания и поддержания высокого уровня мотивации учащихся на всем протяжении урока? Что Вы используете для мотивированного выполнения домашнего задания? Что Вы используете для обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий Ваш урок? | На уроке ученики выступали как равноправные участники образовательного процесса. Дискуссия в начале урока дала возможность им самим определить цели урока. Работа в команде дала мощный толчок в самоопределении. Использование игровых методов позволило на деле реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообразования и обучения своих товарищей, самооценки. |
мониторинг образовательного процесса | Что Вы сделаете для определения: достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики? | Можно выделить три основных этапа работы в группах: 1 – формирование групп с учетом правил командной работы, создание комфортной атмосферы для работы. 2 этап, где учитель должен внимательно следить, чтобы в группе не возникало личных конфликтов и противостояния. Работа в постоянных группах должна контролироваться особо, так как иногда отдельные члены группы перекладывают часть своей работы на других. 3 этап – распределения ролей и сотрудничества – это успех и учеников, и учителя. |
рефлексию педагога и обучающихся | Какие приемы Вы используете для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе урока? | На каждом этапе урока ученики сами оценивают свою работу и работу товарищей, анализируют свою работу. На данном уроке был использован метод «Фруктовый сад», который позволил каждому ученику более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока: "Значение овощей в питании человека".
План-конспект урока по технологии в 6 классе. Тема раздела: "Кулинария ". Тема урока: "Значение овощей в питании человека. Практическая работа. Приготовление блюд из картофеля"...
Урок технологии "Роль овощей в питании человека"
Урок технологии в 5 классе с кроссвордом...
Роль овощей в питании человека
краткий конспект урока с презентацией...
Дистанционное обучение. Презентация по теме "Овощи в питании человека. Первичная обработка овощей"
В презентации описано на какие группы делятся овощи, история появления разных овощниых культур и интересные факты, виды первичной обработки овощей, условия хранения овощей....
Урок "Овощи в питании человека"
Конспект урока "Овощи в питании человека" по предмету "Мир природы и человека" для 2 класса....
КОНСПЕКТ УРОКА СБО в 6 классе Тема. Блюда из картофеля. Практическая работа. Приготовление картофельного пюре.
Цель: формировать у учащихся представления о значении картофеля в питании человека и учить готовить картофельное пюре.Задачи:образовательные:-формирование представления о способах первичной и тепловой...
Овощи в питании человека
Овощи очень важны для питания человека. Они содержат множество питательных веществ, богаты углеводами и витаминами....