Конспект урока "Значение овощей в питании человека, способы и формы нарезки.Оформление блюд из овощей. Практическая работа:Приготовление салата, винегрета.
план-конспект урока (технология, 5 класс) по теме

Ловчикова Елена Борисовна

Конспект урока для 5класса по разделу "Кулинария" в современной образовательной технологии модерации.

Цель применения данной технологии - эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока. Использованные приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности учащихся, развитие исследовательских и проектировочных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_v_tekhnologii_moderatsii.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И. О.  Ловчикова Елена Борисовна

ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации

Предмет, по которому проводится урок

Технология

Класс

5

Тема:

Значение овощей в питании человека, способы и формы нарезки. Оформление блюд из овощей.

Практическая работа: Приготовление салата, винегрета.

Цели урока:

Формировать знания о питательной ценности овощей, о требованиях к качеству и оформлению блюд из овощей.

Формировать умения первичной обработки и нарезки овощей, оформлению блюд из них.

Воспитывать культуру труда, сознательное соблюдение безопасных приемов работы и санитарно-гигиенических требований.

Этап

Время, продолжительность этапа

Активный метод обучения (прием, способ, техника)

Подробное описание АМО (приема, способа, техники)

Инициация

3 мин.

Метод «Дай название».

Цель: Создание групп для дальнейшей работы и комфортной среды обучения.

Подготовка: Перед началом урока следует сдвинуть парты таким образом, чтобы получились два больших стола.

Материалы: круги из цветной бумаги двух цветов, фломастеры.

  Учитель предлагает учеников в каждой группе должно ученикам разделиться на 2 группы по желанию и выбрать себе капитанов (количество  быть примерно одинаковое).

Каждая группа рисует себе эмблему и придумывает название своей команды, связанное с темой урока.

 

Вхождение или погружение в тему

5 мин.

Метод «Угадай-ка».

Цель: Подготовка учащихся к началу работы.

Материалы: карточки или листы бумаги.

 В течение первых 2 минут учащиеся каждой команды вспоминают, какие загадки они знают об овощах (можно записать загадки на карточках). Затем по очереди каждая команда загадывает свою загадку другой команде, а та в свою очередь говорит ответ. Выигрывает та команда, которая больше загадок.

Формирование ожиданий учеников

3 мин.

Метод «Фруктовый сад»

Цель: Результаты применения метода позволят учителю лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков  для обеспечения ориентированного подхода к учащимся.

Материалы: Заготовленные заранее два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – Лимонное дерево». Шаблоны яблок и лимонов из цветной бумаги, фломастеры, скотч.   Ученикам раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель предлагает ученикам попробовать определить, что они ожидают (хотели бы получить) от урока и чего опасаются.

Ожиданий и опасений может быть несколько).

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям.

Интерактивная лекция

20 мин.

Метод «Экспертиза».

Цель: Сообщение нового материала, структурирование материала, оживление внимания учащихся.

Материалы: Материалы по теме для ознакомления «экспертам».

Выбираются «Эксперты» - 3 группы по 2-3 человека. Каждая группа «экспертов» получает материалы по теме, которую ей необходимо изучить.

I группа – краткие сведения из истории овощей (берем овощи, которые будут использованы на уроке при проведении практической работы: картофель, морковь, свекла, горох, лук, огурец).

II группа – Питательная ценность овощей и содержание в них витаминов.

III группа – Что такое нитраты и как уменьшить их содержание в овощах.

  Участники, не занятые работой в группах, составляют вопросы, которые они потом зададут «экспертам».

Подготовительный этап составляет 7-10 минут. Затем все участники собираются вместе. «Эксперты» садятся отдельно за столы напротив остальных участников. Учитель может предложить определенную последовательность проведения «экспертизы», если находит это целесообразным в смысле структурирования материала. Последовательно ставятся вопросы и выслушиваются ответы «экспертов».

Эмоциональная разрядка

3 мин.

Метод «Вершки – корешки».

Цель: Уменьшение утомления и снижение  отрицательного влияния однообразной рабочей позы;

Активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;

Закрепление имеющихся у учащихся знаний об использовании овощей в кулинарии.

  Учитель называет разные овощи. Если в пищу употребляют «вершки», то ученики поднимают руки вверх и хлопают в ладоши над головой, если используют «корешки», то ученики приседают и вытягивают руки вперед.

Интерактивная лекция (продолжение)

5 мин.

Метод «Ролевая игра».

Цель: Формирование знаний о первичной обработке овощей, способах нарезки овощей и оформлению блюд из них.

Материалы: мультимедиа проектор, компьютер, презентация.

Учащиеся смотрят  слайды, слушают комментарий учителя и отвечают на вопросы, тем самым в дискуссии каждому дается возможность высказать свою точку зрения и обсудить ее с другими.

Вводный инструктаж по т/б

3 мин.

Метод «Светофор».

Цель: Закрепить знания о санитарно-гигиенических требованиях и безопасных приемах работы с пищевыми продуктами.

Воспитывать сознательное соблюдение правил т/б и санитарно-гигиенических требований.

Материалы: круги красного, желтого и зеленого цветов на каждого ученика.

  Учитель перечисляет правила т/б и санитарно-гигиенические требования.

Если он называет правило техники безопасности, которое надо учитывать при работе с пищевыми продуктами, то ученики поднимают красный круг.

Если это санитарно-гигиеническое требование, которое учитывается при работе с пищевыми продуктами, то учащиеся поднимают зеленый круг.

Желтый круг ученики поднимают в том случае, если учитель называет санитарно-гигиенические требования или правила т/б, которые ученикам необходимо использовать на уроке при выполнении практической работы.

Проработка содержания темы

(практическая работа)

20 мин.

Метод «Ресторан».

Цель: Закрепить знания учащихся о первичной обработке овощей, нарезке  и оформлению блюд из овощей.

Формировать умения первичной обработки и нарезки овощей, оформлению блюд из них.

Воспитывать культуру труда, сознательное выполнение безопасных приемов работы.

Материалы: Инструкционные карты, карточки с перечнем необходимой для урока посуды, 2 таблички, фломастеры.

Работа выполняется двумя группами учащихся. Командир каждой группы является шеф-поваром ресторана. Группы придумывают название своего «ресторана» и пишут его название на табличке, которую ставят в центре стола.

Ученики выполняют работу в соответствии с инструкционной картой. Во время работы осуществляется взаимоконтроль в группах и контроль учителя за правильностью выполнения технологических операций и соблюдением правил т/б. При необходимости проводится текущий инструктаж по т/б и приемам выполнения работы.

Представление группами своей работы

2-3 мин.

Защита проекта.

Цель: Учить учащихся адекватно оценивать свою работу, анализировать ее, находить и устранять допущенные недочеты.

Подготовка: Приготовленные учащимися блюда.

  Один ученик (повар) от каждой группы («Ресторана») представляет блюдо, перечисляет продукты, которые входят в его состав и кратко рассказывает технологию приготовления. Отмечает, что, по его мнению, получилось особенно хорошо, какие возникали трудности. Озвучивает самооценку блюда, отвечает на возникшие у одноклассников вопросы.

Дегустация блюд

5 мин.

Метод «Экспертиза».

Цель: Продегустировать приготовленные блюда. Выбрать лучшее блюдо.

Выявить ошибки и способы их устранения.

Материалы: Листы бумаги для записи результатов экспертизы.

Каждый ученик оценивает блюдо соседней группы в баллах. Лучшим считается блюдо, которое наберет большее количество баллов.

Критерии оценки:

- вкус блюда;

- оформление и подача;

-сервировка стола;

-внешний вид участников команды (наличие спец.одежды, соблюдение санитарно-гигиенических требований).

«3» - все требования соблюдены полностью;

«2» - требования соблюдены с незначительными отклонениями;

«1» - соблюдены частично;

«0» - не соблюдены, допущены грубые нарушения.

Уборка рабочего места

8 мин.

Метод «Генеральная уборка». Ролевая игра.

Цель: Убрать за собой рабочее место, посуду, инвентарь; сдать раздаточные материалы учителю.

Командир каждой группы – «классный руководитель». Он распределяет работу в группе каждому ученику.

Ученик выполняет порученную ему работу и сообщает об этом «классному руководителю». «Классные руководители» сдают посуду, инструкционные карты и карточки учителю.

Подведение итогов

4-5 мин.

Метод «Фруктовый сад».

Цель: Дать возможность учащимся высказать свое мнение об уроке, проанализировать, какие опасения и ожидания были оправданы, а какие – нет.

Учащиеся находят на деревьях фрукты, на которых они записали свои ожидания и опасения в начале урока. Они уточняют или корректируют свои записи, при желании они могут их озвучить или обсудить.

Итоговая оценка определяется как среднее арифметическое самооценки, общей оценки учеников другой группы и оценки учителя.


Ф.И.О.   Ловчикова Е. Б.

Ключевые процессы

Вопросы организации

Ответ

эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса

Каким образом будет обеспечена интеракция  участников в процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в малых группах, при подведении итогов урока?

Для организации эффективного взаимодействия учащихся я разделила их на группы, в которых  на уроке шла основная работа. В процессе совместной работы  учеников осуществлялись различные интеракции: учитель – ученик; учитель – группа учеников; ученик – ученик.

упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса

Как Вы будете учитывать разные каналы восприятия информации учащимися?

Что может помешать свободным коммуникациям в процессе урока и как это можно предупредить?

При моделировании благоприятной ситуации для развития образовательного процесса  на этом уроке я учитывала не только необходимость создания условий для свободного формирования, передачи и получения содержательной информации, но также и важность создания способствующего обучению настроя участников, их эмоционального состояния, чувств, отношений.

обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация)

Как будет обеспечиваться визуализация целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов Вашей интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения учащимися, итог урока? Какие материалы, заготовки, оборудование Вам потребуются для этого?

На данном уроке использовалась красочная презентация, которая поднимала настроение. Кроме этого, на разных этапах урока я использовала ватманы, фломастеры, маркеры, цветные карточки, что позволило очень легко подводить промежуточные и итоговые результаты урока, а ученикам вспомнить и закрепить новый материал. Подключение зрительной памяти способствовало лучшему усвоению знаний.

 

мотивацию всех участников образовательного процесса

Какие мотивирующие факторы, как и когда, будут использованы для создания и поддержания высокого уровня мотивации учащихся на всем протяжении урока? Что Вы используете для мотивированного выполнения домашнего задания? Что Вы используете для обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий Ваш урок?

На уроке ученики выступали как равноправные участники образовательного процесса. Дискуссия в начале урока дала возможность им самим определить цели урока. Работа в команде дала мощный толчок в самоопределении. Использование игровых методов позволило на деле реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообразования и обучения своих товарищей, самооценки.

мониторинг образовательного процесса

Что Вы сделаете для определения: достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики?

Можно выделить три основных этапа работы в группах:

1 – формирование групп с учетом правил командной работы, создание комфортной атмосферы для работы. 2 этап, где учитель должен внимательно следить, чтобы в группе не возникало личных конфликтов и противостояния. Работа в постоянных группах должна контролироваться особо, так как иногда отдельные члены группы перекладывают часть своей работы на других.  3 этап – распределения ролей и сотрудничества – это успех и учеников, и учителя.

рефлексию педагога и обучающихся

Какие приемы Вы используете для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе урока?

На каждом этапе урока ученики сами оценивают свою работу и работу товарищей, анализируют свою работу.

На данном уроке был использован метод «Фруктовый сад», который позволил каждому ученику более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока: "Значение овощей в питании человека".

План-конспект урока по технологии в 6 классе. Тема раздела: "Кулинария ". Тема урока: "Значение овощей в питании человека. Практическая работа. Приготовление блюд из картофеля"...

Урок технологии "Роль овощей в питании человека"

Урок технологии в 5 классе с кроссвордом...

Роль овощей в питании человека

краткий конспект урока с презентацией...

Дистанционное обучение. Презентация по теме "Овощи в питании человека. Первичная обработка овощей"

В презентации описано на какие группы делятся овощи, история появления разных овощниых культур и интересные факты, виды первичной обработки овощей, условия хранения овощей....

Урок "Овощи в питании человека"

Конспект урока "Овощи в питании человека" по предмету "Мир природы и человека" для 2 класса....

КОНСПЕКТ УРОКА СБО в 6 классе Тема. Блюда из картофеля. Практическая работа. Приготовление картофельного пюре.

Цель: формировать у учащихся представления о значении картофеля в питании человека и учить готовить картофельное пюре.Задачи:образовательные:-формирование представления о способах первичной и тепловой...

Овощи в питании человека

Овощи очень важны для питания человека. Они содержат множество питательных веществ, богаты углеводами и витаминами....