Структура ключевых компетенций предложенная лабораторией модернизации образовательных ресурсов (проект ИСО – Информатизация системы образования)
Информационная компетенция
Планирование информационного поиска – ученик должен уметь ориентироваться в огромном мире информации: уметь определить, какой информации не хватает для решения задачи; уметь найти недостающую информацию, привлекая дополнительные источники (Интернет, библиотека, энциклопедии, справочники, прочее). Традиционное задание по написанию рефератов направлено на формирование у учащихся данного аспекта.
Извлечение информации (первичное извлечение) – работа с источником информации (текст, справочная литература, устная речь, прочее) в соответствии с поставленной задачей. Большинство заданий из учебника направлены на проверку именно данного аспекта. Примером может служить типовое учебное задание: прочитать параграф и ответить на вопросы или найти заданную информацию в тексте.
Вторичное извлечение информации – работа с информацией, если она: представлена несколькими источниками, задана в косвенном виде, избыточна или противоречива.
Первичная обработка (сопоставление) информации – работа с информацией, представленной в разных форматах: текст, графики, схемы, таблицы, прочее.
Обработка информации – создание новой информации на основе анализа имеющейся, формулирование собственных выводов
Коммуникативная компетенция
Письменная коммуникация – умение составить письменный документ в соответствии с целью коммуникации и адресатом: заявление, объявление, поздравление, памятка, отчёт, прочее.
Публичное выступление – умение адаптировать информацию для конкретной аудитории, умение выдержать жанр выступления и его регламент. Презентация учащимися результатов проектной работы, выступление с докладами и рефератами, создание электронных материалов для сопровождения собственного выступления – это та деятельность, которая направлена на формирование данного аспекта.
Диалог – соблюдение правил общения, умение воздержаться от использования провокационных высказываний. Необходимо создавать ситуацию, в которой учащиеся могли бы высказать своё мнение, задать вопрос, ответить на поставленный вопрос. Это может быть технология «Дебаты».
Групповая коммуникация – умение добиться поставленных целей, работая в группе. Данный аспект невозможно формировать через учебное задание. Это может быть любая групповая работа, в которой учащимся необходимо выработать общее решение. Это может быть дискуссия, в результате которой должен появиться совместный продукт.
Компетенция разрешения проблем
Идентификация проблемы – это фактически постановка задачи; определение, что дано, что следует получить, какие существуют риски и как их можно учесть (избежать, сгладить). Часто сталкиваемся с ситуацией, когда ученик (даже старшеклассник), прочитав условие задачи, не может ответить на вопрос, что от него требуется. Читает условие учитель, расставляя акценты, и ученик облегченно вздыхает: «Так бы сразу и сказали».
Целеполагание и планирование деятельности - одно дело, если ученик готовит материал, чтобы получить хорошую оценку; другое – если предмет ему интересен; третье – если это суть его будущей профессии. Грамотно выстроенная проектная деятельность – замечательная возможность для формирования данного аспекта.
Применение технологий – умение корректно применить некоторую технологию, выбрать для выполнения задания подходящий алгоритм деятельности (деятельность не на уровне репродуктивных, а на уровне частично-поисковых методов). Фомируется аспект через практику лабораторных работ, сюжетные и ролевые игры (в которых предлагаются алгоритмы действий), любая продуктивная деятельность по образцу.
Планирование ресурсов – умение определить ресурс, наиболее подходящий для решения задачи.
Оценка деятельности, оценка продукта (результата) деятельности, оценка собственного продвижения – очень важное рефлексивное умение: спланировать и выполнить (при необходимости, скорректировать) текущий контроль своей деятельности, умение сравнить по заданным критериям эталонный и полученный продукт, осознанное понимание мотивов своей деятельности, возникших трудностей и путей их преодоления. Самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия – та деятельность, которая позволяет формировать данный аспект.
В таблицах рассмотренные аспекты конкретизированы по уровням:
первый уровень соответствует 1 – 4 классам; второй уровень – 5 – 8 классам; третий уровень – 9 – 11 классам.
Информационная компетентность Аспект | Уровень I | Уровень II | Уровень III | Планирование информационного поиска | - указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет, - выделяет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи, - пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам. | - указывает какая информация (о чем) требуется для решения поставленной задачи, - пользуется карточным и электронным каталогом, поисковыми системами Интернет, - пользуется библиографическими изданиями, списками публикаций в периодических изданиях, - указывает, в какого типа источниках следует искать заданную информацию или характеризует источник в соответствии с задачей информационного поиска. | - планирует информационный поиск в соответствии с поставленной задачей деятельности (в ходе которой необходимо использовать искомую информацию), - самостоятельно и аргументировано принимает решение о завершении информационного поиска (оценивает полученную информацию с точки зрения достаточности для решения задачи), - указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных по типу источников, - обосновывает использование источников информации того или иного типа, исходя из цели деятельности. | Извлечение первичной информации | - проводит наблюдение \ эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей, - воспринимает основное содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), определяя основную мысль, причинно-следственные связи, отношение говорящего к событиям и действующим лицам. | - самостоятельно проводит наблюдение \ эксперимент, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска, - извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы, - проводит мониторинг СМИ по плану в соответствии с поставленной задачей, - самостоятельно планирует и реализует сбор информации посредством опроса (в т.ч. экспертного интервью), - воспринимает требуемое содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), извлекая необходимую фактическую информацию (имена, время, место действия), определяя основные факты и события, их последовательность. | - самостоятельно планирует и осуществляет извлечение информации из статистического источника, исторического источника, - самостоятельно проводит мониторинг СМИ, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска. | Извлечение вторичной информации | - извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям (источник: 1-2 простых по составу источников, содержащих избыточную информацию). | - самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания, ранжирует их и извлекает искомую информацию, - указывает на обнаруженные противоречия (источник: два и более сложных источников, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую или содержится противоречивая информация). | - извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы (источник: два и более сложных источников, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация противопоставлена другой или пересекается с другой). | Первичная обработка информации | - систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры, - систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры, - переводит простую (односоставную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот. | - систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры, - самостоятельно задает простую структуру для первичной систематизации информации по одной теме, - переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот. | - систематизирует извлеченную информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры, - обосновывает структуру для первичной обработки информации целью, для которой используется информация. | Обработка информации | - точно излагает полученную информацию, - задает вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации, - находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации. | - излагает полученную информацию в контексте решаемой задачи, - реализует предложенный учителем способ проверки достоверности информации, - делает вывод на основе полученной информации, или - делает вывод (присоединяется к одному из выводов) на основе полученной информации и приводит несколько аргументов или данных для его подтверждения, или - приводит аргументы, подтверждающие вывод. | - самостоятельно указывает на информацию, нуждающуюся в проверке, и применяет способ проверки достоверности информации, - делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной и вторичной информации, подтверждает вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. |
|
Коммуникативная компетенность Аспект | Уровень I | Уровень II | Уровень III | Письменная коммуникация | - оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры, - излагает вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом. | - оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры, - определяет жанр и структуру письменного документа (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом. | - представляет результаты обработки информации в письменном продукте нерегламентированной формы, - создает письменный документ, содержащий аргументацию за и \ или против предъявленной для обсуждения позиции, - определяет цель и адресата письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности. | Публичное выступление | - соблюдает нормы публичной речи и регламент, - готовит план выступления, на основе заданных цели, целевой аудитории и жанра выступления, - использует паузы для выделения смысловых блоков своего выступления, - работает с вопросами, заданными на уточнение и понимание. | - соблюдает нормы публичной речи и регламент, - определяет содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией, - использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления, - использует невербальные средства или наглядные материалы, - работает с вопросами, заданными в развитие темы. | - соблюдает нормы публичной речи и регламент, - самостоятельно определяет цель и целевую аудиторию для коммуникации на основе цели деятельности, - применяет в своей речи логические или риторические приемы, приемы обратной связи с аудиторией, - самостоятельно готовит адекватные коммуникационной задаче наглядные материалы и грамотно использует их, - работает с вопросами на дискредитацию позиции. | Диалог | - начинает и заканчивает разговор в соответствии с нормами, - отвечает на вопросы и задает вопросы в соответствии с целью и форматом диалога. | - высказывает мнение (суждение) и запрашивает мнение партнера в рамках диалога. | - устраняет разрывы в коммуникации в рамках диалога. | Продуктивная групповая коммуникация | - ученики самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения, - ученики разъяснили свою идею, предлагая ее, или аргументировали свое отношение к идеям других членов группы, - ученики дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы. | - ученики самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей, - ученики следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают \ фиксируют решение в конце работы, - ученики задают вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга, - ученики дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы. | - ученики используют приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмируют причины, по которым группа не смогла добиться результатов, - ученики следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают \ фиксируют промежуточные результаты, - ученики называют области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий, дают сравнительную оценку предложенных идей относительно цели групповой работы, - ученики дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы. |
|
Компетентность разрешения проблем (самооргаизацонная) Аспект | Уровень I | Уровень II | Уровень III | Идентификация (определение) проблемы | - объясняет, с какой позиции, он приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем, - в общих чертах описывает желаемую и реальную ситуации, указывая, чем они отличаются. | - обосновывает желаемую ситуацию, - анализирует реальную ситуацию и указывает противоречия между желаемой и реальной ситуацией, - указывает некоторые вероятные причины существования проблемы. | - определяет и формулирует проблему, - проводит анализ проблемы (указывает причины и вероятные последствия ее существования). | Целеполагание и планирование деятельности | - определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи. | - ставит задачи, адекватные заданной цели, - ставит цель, адекватную заданной проблеме, - самостоятельно планирует характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки. | - указывает риски, которые могут возникнуть при достижении цели и обосновывает достижимость поставленной цели, - ставит цель на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы. | Применение технологий | - корректно воспроизводит технологию по инструкции. | - выбирает технологию деятельности (способ решения задачи) из известных или выделяет часть известного алгоритма для решения конкретной задачи и составляет план деятельности. | - применяет известную или описанную в инструкции технологию с учетом изменения параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту (комбинирует несколько алгоритмов последовательно или параллельно) и составляет план деятельности. | Планирование ресурсов | - называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности. | - планирует ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи. | - проводит анализ альтернативных ресурсов и обосновывает эффективность использования того или иного ресурса для решения задачи. | Оценка деятельности | - выполняет по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности. | - самостоятельно планирует и осуществляет текущей контроль своей деятельности. | - обоснованно предлагает \ отвергает внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля. | Оценка результата \ продукта деятельности | - сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии продукта замыслу, - оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом. | - оценивает продукт своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям. | - предлагает способ убедиться в достижении поставленной цели и показатели достижения цели. | Оценка собственного продвижения (рефлексия) | - указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности, - называет мотивы своих действий. | - указывает причины успехов и неудач в деятельности, - называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и предлагает пути их преодоления \ избегания в дальнейшей деятельности, - анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений. | - аргументирует возможность использовать полученные при решении задачи ресурсы (знания, умения, опыт и т.п.) в других видах деятельности. |
|