Музей декоративно-прикладной направленности
материал по технологии на тему
Музеи являются хранителями человеческой памяти. Как институты культуры они собирают, хранят, изучают и пропагандируют историко-культурное наследие, приобщают людей к предметному миру культуры. Для современного музея характерным является возрастание культурно-образовательной деятельности, в них формируется образовательная концепция, которая основывается на диалоговых формах общения с аудиторией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzei_yavlyayutsya_hranitelyami_chelovecheskoy_pamyati.doc | 793.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Музеи являются хранителями человеческой памяти. Как институты культуры они собирают, хранят, изучают и пропагандируют историко-культурное наследие, приобщают людей к предметному миру культуры. Для современного музея характерным является возрастание культурно-образовательной деятельности, в них формируется образовательная концепция, которая основывается на диалоговых формах общения с аудиторией.
Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся и имеет воспитательную и научно-познавательную ценность. Он собирает информацию о прошлой и современной культуре общества, что способствует формированию самосознания подрастающего поколения. Благодаря этому человек получает возможность ориентироваться в историческом и культурном пространстве.
В нашей школе создан и постоянно действует музей декоративно-прикладного искусства «Деревенская изба». Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства – рукотворность произведений. Каждое изделие мастера неповторимо, оно хранит частицу его души, тепло рук. Художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатываются самими мастерами в процессе их художественной практики и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению. Поэтому для развития народного декоративно-прикладного искусства характерна специализация, приводящая к высоким степеням художественного мастерства. Передача традиций в порядке ученичества составляет характерную черту народного прикладного искусства.
Современное подрастающее поколение остро нуждается в изучении и воссоздании утраченных корней русской культуры. Для выбора жизненных идеалов, формирования эстетических ценностей и представлений учащимся необходимо создать условия для глубокого изучения народного искусства. Понимание значимости этой проблемы ведет учителей к идее разработки конкретных этно-художественных образовательных проектов, программ и методик. Одним из направлений работы школьного Музея декоративно-прикладного искусства является экспериментальная работа, которая направлена на внедрение музейной педагогики и преподавания декоративно-прикладного искусства в образовательные области «Технология», «Искусство», «Словесность», «История». Тема этой работы: «Музейная педагогика как ресурс эстетического и патриотического воспитания школьников».
Цели экспериментальной работы:
• обучение школьников художественному реконструированию объектов в целях расширения содержания Основного и Дополнительного образования;
• совершенствование музейной педагогики с целью эстетического воспитания школьников на основе произведений народного декоративно-прикладного искусства;
• формирование в школьном музее экспозиции детского творчества.
Активное освоение учащимися традиций народного искусства в его главных видах дает возможность восстановить в России национальные основы процесса становления и развития личности, одним из важнейших качеств которой является творческая активность. Обучение декоративно-прикладному искусству органично способствует развитию художественного вкуса и раскрывает творческую активность учащихся на уроках литературы, истории, мировой художественной культуры, изобразительного искусства и технологии.
В ходе экспериментальной работы создаются методические условия изучения народного декоративно-прикладного искусства и работы школьного музея, как особого типа художественного творчества. Здесь возможны различные методы и приемы: беседы, экскурсии, этнографические походы, фольклорные праздники и спектакли и другие.
Художественное образование и опыт эстетического оформления окружающей среды приобретают учащиеся школы на занятиях по технологии, в мастерских и кружках, работающих при музее. На этих занятиях дети занимаются овладением основных методов, приемов и навыков художественной обработки материалов при реконструкции объектов в образовательной области «Технология». Результаты художественного творчества юные рукодельницы показывают на выставках и конкурсах различных уровней. Творческие работы учащихся представлены в школьной галерее, создание которой является еще одним направлением музейной педагогики. На этой базе создана фольклорная группа, которая принимала участие в Фестивале национальных культур и в проведении общешкольных праздников. Регулярно выпускается стенная газета и радиогазета, проводятся литературные чтения.
Анализируя современное состояние работы школы, необходимо отметить огромную роль и значение национальной культуры и народного искусства как важного компонента эстетического и патриотического воспитания школьников. Музейная педагогика и декоративно-прикладное искусство воспроизводят связь человека с природой, историей, нравственными и духовными ценностями этнической общности всех народов, сохраняет преемственность и традиции, регулирующие уровень этих ценностей, важных для жизни всего человечества. Поэтому эстетическое воспитание подрастающего поколения средствами этого вида искусства формирует совокупность черт личности: историческую память, творческую активность, чувство патриотизма и национального самосознания.
Zigangirov-smotr-konkurs
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Декоративно-прикладное направление в системе дополнительного образования в условиях детского дома.
Презентация:Декоративно-прикладное направление в системе дополнительного образования в условиях детского дома....
Методические рекомендации по организации занятий в технике «квиллинг», направленных на развитие способности к моделированию и декоративно-прикладному творчеству
Методические рекомендации по организации занятий в технике "квиллинг", направленные на развитие способностей к моделированию и декоративно-прикладному творчеству...
Развлекательно- диагностическое мероприятие для детей дошкольного возраста посещающих студии декоративно-прикладной направленности.
Развлекательно- диагностическое мероприятие для детей дошкольного возраста посещающих студии флористики, художественной вышивки, керамики. По результатам мероприятия происходит выявление у...
Разработка собственного направления декоративно-прикладного творчества.
Статья содержит основные положения и этапы создания оригинального направления декоративно-прикладного творчества на основе использования прирлдных возобновляемых материалов: бересты, лозы. соломки, тр...
Программа дополнительного образования по направлению « Декоративно-прикладное творчество»
Программа дополнительного образования по направлению« Декоративно-прикладное творчество»"РАДУГА"...
Методическая разработка урока в музее "Вышивка атласными лентами как вид рукоделия и декоративно-прикладного творчества"
Урок спланирован по программе "Рукоделие". Программа синтезирует цели и задачи творческого и художественного восприятия мира вышивки. Для расширения визуального ряда учащихся на уроке используются мат...
Итоговая аттестация обучающихся объединения «Декоративно-прикладное творчество», направление художественное. Структура ким
СпецификацияИтоговая аттестация обучающихся 1 группы объединения «Декоративно-прикладное творчество», направление художественное...