Программа дополнительного образования по направлению « Декоративно-прикладное творчество»
рабочая программа по теме
Программа дополнительного образования
по направлению
« Декоративно-прикладное творчество»
"РАДУГА"
Составила: педагог ДО Кастаргина Зельфиря Хайдаровна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Через творчество - к жизненной миссии»
Актуальность программы В условиях коренного изменения технологического образования, дополнительное образование детей приобретает одну из ведущих ролей в школе, особенно - в сельской. С учетом сезонности работ в сельском хозяйстве уменьшается объем и сложность выполнения практических работ на уроках технологии. Объекты труда, на примере которых школьников обучают основам обработки материалов, подбирают исключительно с точки зрения соответствующих операций, лежащих в основе их изготовления, разделам программы. При этом в большинстве случаев упускается из виду естественное стремление человека к красивому.
Учебные объединения дополнительного образования по направлению «Декоративно-прикладное творчество» призваны решать эти проблемы и формировать трудовые навыки у учащихся в непрерывной связи с художественной обработкой материалов и проектной деятельностью.
Программа ДО «Радуга» является адаптированной. По целевой направленности является прикладной, по срокам реализации рассчитана на 5лет и может реализоваться в учреждениях дополнительного образования и во внеклассной работе общеобразовательных школ. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа(по 144ч в год). Возраст обучающихся 9-16лет. Занятия проходят в группах по 15 человек
Цель данной программы: овладение теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.
Задачи обучающие:
- обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;
-формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
-развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий.
- ознакомить с основами проектной деятельности и показать школьникам место и значение художественного проектирования при создании современных изделий.
Задачи воспитательные:
- способствовать воспитанию творческой активности;
- - формировать чувство самоконтроля.
Задачи развивающие:
- способствовать развитию художественно-творческих способностей детей, фантазии и зрительно-образного мышления;
Задачи мотивационные:
- создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
- развивать активную деятельность
Задачи социально -педагогические:
- формирование общественной активности, реализация социума
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников во внеурочное время. Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали :
-использование допустимых материалов и инструментов;
- имели эстетическую значимость;
-давали представление о традиционных художественных видах обработки различных материалов;
- были посильными детям 9-16 летнего возраста.
Художественная деятельность учащихся находит разнообразные выражения при изготовлении изделий народного и декоративно-прикладного искусства. Постигая практические основы мастерства наряду с его духовной сущностью, кружковцы приобщаются к человеческой культуре.
Практика показала универсальность программы: по ней с успехом могут заниматься как одарённые дети, так и дети с ОВЗ Им программа помогает в социальной адаптации.
Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу).
Новизна программы в том, что она, являясь разнообразной (или многоступенчатой) по структуре, позволяет осваивать несколько смежных направления декоративно-прикладного искусства , что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние и может быть, будет способствовать осознанному выбору будущей профессии.
Программа строится с учетом основных методических принципов:
- гуманизация учебно-воспитательного процесса (создание условий для максимального раскрытия возможностей и способностей ребенка).
-дифференциация и индивидуализация обучения (учет психических и физических возможностей и способностей каждого ребенка).
-наглядности и доступности (комплексно использовать все методы обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка).
-сознательности и активности (понимание воспитанником того, что данные умения и знания пригодятся ему в жизни; проявление желания овладеть этими знаниями).
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Итогом освоения раздела программы является выставка работ учащихся.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.
Формы и методы работы:
Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Программа основана на ручной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и психологических функций ребенка в целом. Формы занятий выбираются, исходя из возрастных и психологических особенностей воспитанников. В процессе практической деятельности основными формами являются индивидуальные и групповые занятия. Практическая часть преобладает, т.к. необходимо закрепить полученные знания, умения, навыки. При изучении теории с учетом возрастных особенностей целесообразно использовать методы рассказа, с элементами показа, беседы.
Другие формы:
*Для младшего возраста – игра, в т.ч. ролевая, сюжетные занятия с применением фольклорного материала.
*Для среднего возраста: практикумы, экскурсии, тематические праздники, посиделки, оформление выставок и экспозиций, обсуждение, конкурс.
*Для старшего возраста: творческие лаборатории по созданию художественного образа в авторских композициях, экскурсии.
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Разделы и темы | количество часов | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | ||
всего | теор. | прак. | |||||||
1 | Введение | 10 | 10 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2 | Текстильная кукла | 46 | 10 | 36 | 8 | 8 | 10 | 10 | 10 |
3 | Гильоширование | 16 | 4 | 12 | - | 10 | 6 | - | - |
4 | Вышивание | 68 | 10 | 58 | 20 | 18 | 10 | 10 | 10 |
5 | Вязание | 174 | 10 | 164 | 30 | 30 | 38 | 38 | 38 |
6 | Бисероплетение | 64 | 10 | 54 | 18 | 16 | 10 | 10 | 10 |
7 | Цветы из ткани, лент, тесьмы, ниток | 32 | 6 | 26 | 16 | 8 | 8 | - | - |
8 | Лоскутная пластика | 26 | 6 | 20 | 14 | 6 | 6 | - | - |
9 | Валяние | 46 | 8 | 38 | - | 10 | 12 | 12 | 12 |
10 | Квиллинг | 20 | 2 | 18 | 10 | 10 |
| - | - |
11 | Чудесная мастерская | 64 | 10 | 54 | 10 | 10 | 12 | 16 | 16 |
12 | Канзаши | 54 | 6 | 48 | - | - | 14 | 20 | 20 |
13 | Модульное конструирование из бумаги | 32 | 4 | 28 | - | - |
| 16 | 16 |
14 | Работа с соленым тестом | 24 | 6 | 18 | 8 | 8 | 8 | - | - |
15 | Резерв | 44 | 10 | 34 | 8 | 8 | 8 | 10 | 10 |
| ИТОГО: | 720 | 112 | 608 | 144ч | 144ч | 144ч | 144ч | 144ч |
Содержание программы
Введение – 10ч
Основные теоретические сведения. Инструктаж по ТБ
Роль ДПИ в жизни человека. Народные ремесла и промыслы . Демонстрация изделий, репродукций, раскрывающих основные направления в художественной обработке различных материалов.
Материалы и инструменты. Общие организационные сведения. Оборудование рабочего места. Безопасные приемы труда и санитарно-гигиенические правила. Инструктаж по охране труда.
Текстильная кукла – 46ч
Основные теоретические сведения
Виды текстильных кукол. История текстильной куклы. Авторские игрушки.
Рабочее место. Инструменты, материалы, конструктивные детали, необходимые для работы. Виды применяемых швов. Увеличение и уменьшение выкроек. Цветовое решение игрушек. Отдельные технологические процессы изготовления игрушек (веревочное крепление конечностей, с проволочным каркасом, оформление глаз, носа, ушей, головок кукол). Последовательность изготовления игрушек. Использование разных по фактуре и цвету материалов
Практическая работа
Работа с журналами, сайтами по рукоделию, изготовление понравившейся игрушки
Варианты объектов труда: характерные куклы и др
Выжигание по ткани( гильоширование)-16ч
Основные теоретические сведения
Выжигание по прозрачным тканям. Теневая и накладная аппликация. Выжигание по непрозрачным тканям. Сетка, накладная аппликация. Выбор способа выжигания в зависимости от вида изделия, его назначения, фактуры и цвета ткани.
Влажно-тепловая обработка изделий и уход за ними, оформленных выжиганием по ткани.
Практическая работа
Выжигание:
1) точек, линий и отверстия горячей иглой;
2) накладной аппликации на прозрачных тканях;
3) накладной аппликации на сетке
Варианты объектов труда: дорожка для стола, подзор, салфетка, занавеска, ажурный воротник, манжеты, узор для рамки , картины, панно и др.
Вышивание – 68ч
Основные теоретические сведения
Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.
Использование вышивки в современном мире. Знакомство с видами вышивки разных народов. Знакомство с технологией японской вышивки – темари и вышивкой шелковыми лентами
Вышивка по картону изонить Материалы, инструменты для работы. Композиции в технике «изонить». Технология заполнения различных углов, окружностей. Варьирование углов, окружностей в композициях.
Практические работы
Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии.
Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.
Разметка шара на части. Подбор ниток в зависимости от основы. Составление эскиза для вышивки. Вышивание простых и сложных узоров.
Практические работы (изонить)Деление окружности на 3,4,5,6,8,10, 12 частей. Подбор ниток в зависимости от цвета основы. Составление эскиза для вышивки. Вышивание композиций по собственным эскизам.
Варианты объектов труда
Скатерть, салфетка, фартук, носовой платок.
Панно, рамка для фотографии, закладка.
Образцы узоров темари.
Панно из шелковых лент
Вязание - 174ч
Вязание крючком(10ч)
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Раппорт узора и его запись.
Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток
Практические работы
Работа с журналами мод. Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Выполнение различных петель. Набор петель крючком. Изготовление образцов вязания крючком.
Выполнение различных петель. Набор петель крючком. Изготовление образцов вязания крючком.
Варианты объектов труда
Образцы вязания. Рисунки орнаментов. Шарфик, шапочка.
Пенал , косметичка, Пинетки, детские носочки.
Вязание на спицах(10ч)
Основные теоретические сведения
Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.
Практические работы
Подбор спиц в зависимости от качества и толщины нити. Начало вязания на двух и пяти спицах. Набор петель. Выполнение простых петель различными способами. Убавление, прибавление и закрывание петель. Соединение петель по лицевой и изнаночной стороне. Вязание двумя нитками разной толщины. Выполнение образцов и изделий в технике вязания на спицах.
Варианты объектов труда
Образцы вязания на спицах, носки, варежки, перчатки.
Бисероплетение – 64ч
Основные теоретические сведения
Значение бисерных изделий в жизни человека и ДПИ, Возможности бисерного рукоделия. История развития бисерного рукоделия. Возможности бисерного рукоделия
Рабочее место бисерщицы. Материалы (бисер, бусы, рубка, стеклярус, леска), инструменты и приспособления для работы бисером. Основные приемы низания бисера. Построение орнамента на схемах. Цветовая гамма. Техника низания бисера и стекляруса.
Бисерная скульптура: объемные изделия из бисера
Практическая работа
Сортировка бисера. Плетение узора по составленным и готовым схемам.
Скульптурки из бисера: Цветы, овощи, фрукты, насекомые, животные и т.д
Основные приемы низания бисера. Построение орнамента на схемах.
Плетение узора по составленным и готовым схемам
Варианты объектов труда: Колье, браслет, серьги, комплект. Скульптурки из бисера на тему «Зоопарк»
Цветы из ткани, лент, тесьмы, ниток – 32ч
Основные теоретические сведения
Возможности и разнообразие материалов для изготовления стилизованных цветов и их применение .
Практические работы
Способы выкраивания деталей цветка. Технология изготовления цветов из кусочков ткани. Роза из сложенной ленты, из мотка ленты, из прошивной и сосборенной ленты. Георгин из капроновой ленты.
Варианты объектов труда.
Цветочная композиция из стилизованных цветов.
Объекты труда: панно, букет, цветы для отделки платья, шарфика и др.
Лоскутная пластика – 26ч
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из создания изделий из лоскутка. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды.
Материалы для лоскутной техники: ткани, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева. Подготовка материалов к работе (определение прочности окраски, стирка, накрахмаливание). Инструменты, приспособления, шаблоны для раскраивания элементов орнамента.
Технология соединения деталей между собой. Использование прокладочных материалов.
Практические работы
Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкраивания элементов орнамента. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Раскрой элементов орнамента из лоскутков с учетом направления долевой нити. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.
Варианты объектов труда
Прихватка, салфетка, диванная подушка
Валяние-46ч
Основные теоретические сведения
Рабочее место. Инструменты, материалы, приспособления. Технология мокрого и сухого валяния. Технология свойлачивания пластин и изготовления объемных изделий
Практическая работа
Изготовление бус из шнуров,футляра для телефона и объемное валяние игрушек
Квиллинг – 20ч
Основные теоретические сведения
Возможности бумагопластики. Техника квиллинга.
Практические работы
Технология изготовления цветных полос бумаги для работы. Работа с готовыми полосками.
Варианты объектов труда.
Панно., объемные изделия
Чудесная мастерская-64ч
Основные теоретические сведения
Пластик. Использование отходов пластика в ДПТ. Использование подручных предметов, отходы производства для изготовления декоративных украшений , поделок, панно и др.
Практические работы
Изготовление и роспись пластика и стекла. Макаронные изделия в ДПТ. Плетение из бумаги
Варианты объектов труда.
Бабочки из пластиковых бутылок.
Панно или сервиз из макаронных изделий.
Коллекция изделий из пакетов, одноразовых стаканчиков, тарелок и т.д.
Канзаши – 54ч
История японского вида рукоделия-канзаши. Рабочее место для выполнения канзаши. Технология выполнения лепестков для канзаши. Разновидности канзаши.
Практические работы
Изготовление элементов для канзаши
Варианты объектов труда.
Бабочки , цветы из канзаши.
Модульное конструирование из бумаги – 32ч
История развития бумагопластики, Модульное конструирование. Рабочее место, инструменты и приспособления.
Практические работы
Изготовление модулей
Варианты объектов труда.
Лебедь, чаша, ваза, снеговик и т.д.
Работа с соленым тестом – 24ч
Рабочее место для работы с соленым тестом. Инструменты и приспособления. Способы лепки из теста
Практические работы
Изготовление из соленого теста объемных изделий
Варианты объектов труда.
Панно, животные, цветы, фрукты и овощи, блюда и т.д..
Резерв -44ч
Праздник «Мусорный бал», подготовка и организация выставок, посещение выставок ДПИ, экскурси
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематическое планирование (1 год обучения)
Сроки |
| Тема | Кол-во часов | ||
План | Факт. | ||||
|
| Введение – 2ч Введение в содержание программы. Роль ДПИ в жизни человека. Безопасные приемы труда и санитарно-гигиенические правила. |
2 | ||
|
| II Текстильная кукла – 8ч 1. Рабочее место. Инструменты, материалы, конструктивные детали, необходимые для работы. Виды применяемых швов. Отдельные технологические процессы изготовления игрушек Оформление головы ,глаз, носа, ушей, волос и т.д. 2. Оформление туловища 3. Оформление рук . Оформление ног 4. Изготовление одежды для куклы. |
2
2 2 2 | ||
|
| III Цветы из ткани, лент, тесьмы, ниток – 16ч 1. Возможности и разнообразие материалов для изготовления стилизованных цветов и их применение . Технология изготовления цветов из кусочков ткани. 2. Способы выкраивания деталей цветка. 3. Роза из сложенной ленты, мотка ленты, из прошивной и сосборенной ленты. 4. Георгин из капроновой ленты. 5. Панно, цветочная композиция |
1
1 2 2 10 | ||
IV Лоскутная пластика – 14ч 1. Краткие сведения из создания изделий из лоскутка. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Технология соединения деталей между собой. Использование прокладочных материалов. Изготовление эскиза, шаьлонов изделия в технике лоскутного шитья.. 2. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов. 3. Изделия в технике лоскутная пластика. Прихватка, салфетка, диванная подушка |
2
2 10 | ||||
|
| V Вязание – 30ч Вязание крючком(20ч) 1.Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Раппорт узора и его запись. Инструменты и материалы для вязания крючком 1. Изготовление образцов вязания крючком. 2. Изготовление салфеток
Вязание на спицах(10ч) 1. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах. 2. Выполнение образцов вязания на спицах. 3. Изготовление изделий в технике вязания на спицах (проектная работа) |
2
2 16
1
2 7 | ||
|
| VI Вышивание – 20ч 1.Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты. 2. . Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик» 3. Гладь (образцы) 4.Счетныые швы(образцы) 5. Вышивка по картону изонить. 6. Композиции в технике вышивка |
2
2
2 2 2 10 | ||
|
| VII Бисероплетение – 18ч 1.Значение бисерных изделий в жизни человека и ДПИ, Возможности бисерного рукоделия. История развития бисерного рукоделия. 2. Техника плетения из бисера и стекляруса. 3. Бисерная скульптура: объемные изделия из бисера 4. Изделия из бисера(проектная работа) Колье, браслет, серьги, комплект, цветы, овощи, фрукты, насекомые, животные и т. |
2
4 4 8
| ||
|
| VIII Чудесная мастерская-10ч
Бабочки из пластиковых бутылок(продолжение)
|
2 4
4 | ||
|
| IХ Квиллинг-10ч 1. Организация рабочего места. Правила ТБ 2. Основные элементы квиллинга. 3. Панно в технике квиллинг |
2 2 6 | ||
|
| Х Работа с соленым тестом – 8ч 1. Пластичные материал –соленое тесто. Правила приготовления теста, способы работы с тестом. 2. Панно из соленого теста на тему « Природа моего края» |
2
6 | ||
|
| ХI Резерв- 8ч Подготовка к выставкам, конкурсам. Экскурсии. Праздники. | 8 | ||
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raduga.docx | 45.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
по направлению
« Декоративно-прикладное творчество»
Составила: педагог ДО
Кастаргина Зельфиря Хайдаровна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Через творчество - к жизненной миссии»
Актуальность программы В условиях коренного изменения технологического образования, дополнительное образование детей приобретает одну из ведущих ролей в школе, особенно - в сельской. С учетом сезонности работ в сельском хозяйстве уменьшается объем и сложность выполнения практических работ на уроках технологии. Объекты труда, на примере которых школьников обучают основам обработки материалов, подбирают исключительно с точки зрения соответствующих операций, лежащих в основе их изготовления, разделам программы. При этом в большинстве случаев упускается из виду естественное стремление человека к красивому.
Учебные объединения дополнительного образования по направлению «Декоративно-прикладное творчество» призваны решать эти проблемы и формировать трудовые навыки у учащихся в непрерывной связи с художественной обработкой материалов и проектной деятельностью.
Программа ДО «Радуга» является адаптированной. По целевой направленности является прикладной, по срокам реализации рассчитана на 5лет и может реализоваться в учреждениях дополнительного образования и во внеклассной работе общеобразовательных школ. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа(по 144ч в год). Возраст обучающихся 9-16лет. Занятия проходят в группах по 15 человек
Цель данной программы: овладение теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.
Задачи обучающие:
- обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;
-формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
-развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий.
- ознакомить с основами проектной деятельности и показать школьникам место и значение художественного проектирования при создании современных изделий.
Задачи воспитательные:
- способствовать воспитанию творческой активности;
- - формировать чувство самоконтроля.
Задачи развивающие:
- способствовать развитию художественно-творческих способностей детей, фантазии и зрительно-образного мышления;
Задачи мотивационные:
- создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
- развивать активную деятельность
Задачи социально -педагогические:
- формирование общественной активности, реализация социума
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников во внеурочное время. Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали :
-использование допустимых материалов и инструментов;
- имели эстетическую значимость;
-давали представление о традиционных художественных видах обработки различных материалов;
- были посильными детям 9-16 летнего возраста.
Художественная деятельность учащихся находит разнообразные выражения при изготовлении изделий народного и декоративно-прикладного искусства. Постигая практические основы мастерства наряду с его духовной сущностью, кружковцы приобщаются к человеческой культуре.
Практика показала универсальность программы: по ней с успехом могут заниматься как одарённые дети, так и дети с ОВЗ Им программа помогает в социальной адаптации.
Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу).
Новизна программы в том, что она, являясь разнообразной (или многоступенчатой) по структуре, позволяет осваивать несколько смежных направления декоративно-прикладного искусства , что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние и может быть, будет способствовать осознанному выбору будущей профессии.
Программа строится с учетом основных методических принципов:
- гуманизация учебно-воспитательного процесса (создание условий для максимального раскрытия возможностей и способностей ребенка).
-дифференциация и индивидуализация обучения (учет психических и физических возможностей и способностей каждого ребенка).
-наглядности и доступности (комплексно использовать все методы обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка).
-сознательности и активности (понимание воспитанником того, что данные умения и знания пригодятся ему в жизни; проявление желания овладеть этими знаниями).
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Итогом освоения раздела программы является выставка работ учащихся.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.
Формы и методы работы:
Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Программа основана на ручной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и психологических функций ребенка в целом. Формы занятий выбираются, исходя из возрастных и психологических особенностей воспитанников. В процессе практической деятельности основными формами являются индивидуальные и групповые занятия. Практическая часть преобладает, т.к. необходимо закрепить полученные знания, умения, навыки. При изучении теории с учетом возрастных особенностей целесообразно использовать методы рассказа, с элементами показа, беседы.
Другие формы:
*Для младшего возраста – игра, в т.ч. ролевая, сюжетные занятия с применением фольклорного материала.
*Для среднего возраста: практикумы, экскурсии, тематические праздники, посиделки, оформление выставок и экспозиций, обсуждение, конкурс.
*Для старшего возраста: творческие лаборатории по созданию художественного образа в авторских композициях, экскурсии.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу обучения дети должны
знать:
-названия инструментов и правила техники безопасности при работе с ними;
-названия материалов, с которыми они работают;
-названия ручных швов, стежков;
-названия инструментов и приспособлений;
-терминологию, применяемую в процессе шитья.
--пользоваться швейной машиной;
уметь:
-выполнять поручение педагога, данное в устной форме;
-выражать желание спрашивать, отчитываться за выполненную работу;
-изготавливать самостоятельно изделие;
-правильно организовывать и содержать в порядке рабочее место;
-правильно использовать инструменты.
-выполнять ручные швы;
-сделать шаблон-выкройку;
-подобрать ткань, раскроить изделие по выкройке-шаблону;
-изготовить изделие согласно технологии;
-оценить качество выполнения работы.
-правильно и точно соблюдать технологию изготовления изделия;
иметь представление:
-о видах декоративно-прикладного искусства;
-о народных традициях,
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Разделы и темы | количество часов | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | ||
всего | теор. | прак. | |||||||
1 | Введение | 10 | 10 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2 | Текстильная кукла | 46 | 10 | 36 | 8 | 8 | 10 | 10 | 10 |
3 | Гильоширование | 16 | 4 | 12 | - | 10 | 6 | - | - |
4 | Вышивание | 68 | 10 | 58 | 20 | 18 | 10 | 10 | 10 |
5 | Вязание | 174 | 10 | 164 | 30 | 30 | 38 | 38 | 38 |
6 | Бисероплетение | 64 | 10 | 54 | 18 | 16 | 10 | 10 | 10 |
7 | Цветы из ткани, лент, тесьмы, ниток | 32 | 6 | 26 | 16 | 8 | 8 | - | - |
8 | Лоскутная пластика | 26 | 6 | 20 | 14 | 6 | 6 | - | - |
9 | Валяние | 46 | 8 | 38 | - | 10 | 12 | 12 | 12 |
10 | Квиллинг | 20 | 2 | 18 | 10 | 10 |
| - | - |
11 | Чудесная мастерская | 64 | 10 | 54 | 10 | 10 | 12 | 16 | 16 |
12 | Канзаши | 54 | 6 | 48 | - | - | 14 | 20 | 20 |
13 | Модульное конструирование из бумаги | 32 | 4 | 28 | - | - | 16 | 16 | |
14 | Работа с соленым тестом | 24 | 6 | 18 | 8 | 8 | 8 | - | - |
15 | Резерв | 44 | 10 | 34 | 8 | 8 | 8 | 10 | 10 |
ИТОГО: | 720 | 112 | 608 | 144ч | 144ч | 144ч | 144ч | 144ч |
Содержание программы
Введение – 10ч
Основные теоретические сведения. Инструктаж по ТБ
Роль ДПИ в жизни человека. Народные ремесла и промыслы . Демонстрация изделий, репродукций, раскрывающих основные направления в художественной обработке различных материалов.
Материалы и инструменты. Общие организационные сведения. Оборудование рабочего места. Безопасные приемы труда и санитарно-гигиенические правила. Инструктаж по охране труда.
Текстильная кукла – 46ч
Основные теоретические сведения
Виды текстильных кукол. История текстильной куклы. Авторские игрушки.
Рабочее место. Инструменты, материалы, конструктивные детали, необходимые для работы. Виды применяемых швов. Увеличение и уменьшение выкроек. Цветовое решение игрушек. Отдельные технологические процессы изготовления игрушек (веревочное крепление конечностей, с проволочным каркасом, оформление глаз, носа, ушей, головок кукол). Последовательность изготовления игрушек. Использование разных по фактуре и цвету материалов
Практическая работа
Работа с журналами, сайтами по рукоделию, изготовление понравившейся игрушки
Варианты объектов труда: характерные куклы и др
Выжигание по ткани( гильоширование)-16ч
Основные теоретические сведения
Выжигание по прозрачным тканям. Теневая и накладная аппликация. Выжигание по непрозрачным тканям. Сетка, накладная аппликация. Выбор способа выжигания в зависимости от вида изделия, его назначения, фактуры и цвета ткани.
Влажно-тепловая обработка изделий и уход за ними, оформленных выжиганием по ткани.
Практическая работа
Выжигание:
1) точек, линий и отверстия горячей иглой;
2) накладной аппликации на прозрачных тканях;
3) накладной аппликации на сетке
Варианты объектов труда: дорожка для стола, подзор, салфетка, занавеска, ажурный воротник, манжеты, узор для рамки , картины, панно и др.
Вышивание – 68ч
Основные теоретические сведения
Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.
Использование вышивки в современном мире. Знакомство с видами вышивки разных народов. Знакомство с технологией японской вышивки – темари и вышивкой шелковыми лентами
Вышивка по картону изонить Материалы, инструменты для работы. Композиции в технике «изонить». Технология заполнения различных углов, окружностей. Варьирование углов, окружностей в композициях.
Практические работы
Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии.
Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.
Разметка шара на части. Подбор ниток в зависимости от основы. Составление эскиза для вышивки. Вышивание простых и сложных узоров.
Практические работы (изонить)Деление окружности на 3,4,5,6,8,10, 12 частей. Подбор ниток в зависимости от цвета основы. Составление эскиза для вышивки. Вышивание композиций по собственным эскизам.
Варианты объектов труда
Скатерть, салфетка, фартук, носовой платок.
Панно, рамка для фотографии, закладка.
Образцы узоров темари.
Панно из шелковых лент
Вязание - 174ч
Вязание крючком(10ч)
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Раппорт узора и его запись.
Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток
Практические работы
Работа с журналами мод. Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Выполнение различных петель. Набор петель крючком. Изготовление образцов вязания крючком.
Выполнение различных петель. Набор петель крючком. Изготовление образцов вязания крючком.
Варианты объектов труда
Образцы вязания. Рисунки орнаментов. Шарфик, шапочка.
Пенал , косметичка, Пинетки, детские носочки.
Вязание на спицах(10ч)
Основные теоретические сведения
Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.
Практические работы
Подбор спиц в зависимости от качества и толщины нити. Начало вязания на двух и пяти спицах. Набор петель. Выполнение простых петель различными способами. Убавление, прибавление и закрывание петель. Соединение петель по лицевой и изнаночной стороне. Вязание двумя нитками разной толщины. Выполнение образцов и изделий в технике вязания на спицах.
Варианты объектов труда
Образцы вязания на спицах, носки, варежки, перчатки.
Бисероплетение – 64ч
Основные теоретические сведения
Значение бисерных изделий в жизни человека и ДПИ, Возможности бисерного рукоделия. История развития бисерного рукоделия. Возможности бисерного рукоделия
Рабочее место бисерщицы. Материалы (бисер, бусы, рубка, стеклярус, леска), инструменты и приспособления для работы бисером. Основные приемы низания бисера. Построение орнамента на схемах. Цветовая гамма. Техника низания бисера и стекляруса.
Бисерная скульптура: объемные изделия из бисера
Практическая работа
Сортировка бисера. Плетение узора по составленным и готовым схемам.
Скульптурки из бисера: Цветы, овощи, фрукты, насекомые, животные и т.д
Основные приемы низания бисера. Построение орнамента на схемах.
Плетение узора по составленным и готовым схемам
Варианты объектов труда: Колье, браслет, серьги, комплект. Скульптурки из бисера на тему «Зоопарк»
Цветы из ткани, лент, тесьмы, ниток – 32ч
Основные теоретические сведения
Возможности и разнообразие материалов для изготовления стилизованных цветов и их применение .
Практические работы
Способы выкраивания деталей цветка. Технология изготовления цветов из кусочков ткани. Роза из сложенной ленты, из мотка ленты, из прошивной и сосборенной ленты. Георгин из капроновой ленты.
Варианты объектов труда.
Цветочная композиция из стилизованных цветов.
Объекты труда: панно, букет, цветы для отделки платья, шарфика и др.
Лоскутная пластика – 26ч
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из создания изделий из лоскутка. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды.
Материалы для лоскутной техники: ткани, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева. Подготовка материалов к работе (определение прочности окраски, стирка, накрахмаливание). Инструменты, приспособления, шаблоны для раскраивания элементов орнамента.
Технология соединения деталей между собой. Использование прокладочных материалов.
Практические работы
Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкраивания элементов орнамента. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Раскрой элементов орнамента из лоскутков с учетом направления долевой нити. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.
Варианты объектов труда
Прихватка, салфетка, диванная подушка
Валяние-46ч
Основные теоретические сведения
Рабочее место. Инструменты, материалы, приспособления. Технология мокрого и сухого валяния. Технология свойлачивания пластин и изготовления объемных изделий
Практическая работа
Изготовление бус из шнуров,футляра для телефона и объемное валяние игрушек
Квиллинг – 20ч
Основные теоретические сведения
Возможности бумагопластики. Техника квиллинга.
Практические работы
Технология изготовления цветных полос бумаги для работы. Работа с готовыми полосками.
Варианты объектов труда.
Панно., объемные изделия
Чудесная мастерская-64ч
Основные теоретические сведения
Пластик. Использование отходов пластика в ДПТ. Использование подручных предметов, отходы производства для изготовления декоративных украшений , поделок, панно и др.
Практические работы
Изготовление и роспись пластика и стекла. Макаронные изделия в ДПТ. Плетение из бумаги
Варианты объектов труда.
Бабочки из пластиковых бутылок.
Панно или сервиз из макаронных изделий.
Коллекция изделий из пакетов, одноразовых стаканчиков, тарелок и т.д.
Канзаши – 54ч
История японского вида рукоделия-канзаши. Рабочее место для выполнения канзаши. Технология выполнения лепестков для канзаши. Разновидности канзаши.
Практические работы
Изготовление элементов для канзаши
Варианты объектов труда.
Бабочки , цветы из канзаши.
Модульное конструирование из бумаги – 32ч
История развития бумагопластики, Модульное конструирование. Рабочее место, инструменты и приспособления.
Практические работы
Изготовление модулей
Варианты объектов труда.
Лебедь, чаша, ваза, снеговик и т.д.
Работа с соленым тестом – 24ч
Рабочее место для работы с соленым тестом. Инструменты и приспособления. Способы лепки из теста
Практические работы
Изготовление из соленого теста объемных изделий
Варианты объектов труда.
Панно, животные, цветы, фрукты и овощи, блюда и т.д..
Резерв -44ч
Праздник «Мусорный бал», подготовка и организация выставок, посещение выставок ДПИ, экскурси
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематическое планирование (1 год обучения)
Сроки | Тема | Кол-во часов | |||
План | Факт. | ||||
Введение – 2ч Введение в содержание программы. Роль ДПИ в жизни человека. Безопасные приемы труда и санитарно-гигиенические правила. | 2 | ||||
II Текстильная кукла – 8ч
Отдельные технологические процессы изготовления игрушек Оформление головы ,глаз, носа, ушей, волос и т.д.
| 2
2 2 2 | ||||
III Цветы из ткани, лент, тесьмы, ниток – 16ч
| 1 1 2 2 10 | ||||
IV Лоскутная пластика – 14ч
Технология соединения деталей между собой. Использование прокладочных материалов. Изготовление эскиза, шаьлонов изделия в технике лоскутного шитья..
| 2 2 10 | ||||
V Вязание – 30ч Вязание крючком(20ч) 1.Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Раппорт узора и его запись. Инструменты и материалы для вязания крючком
Вязание на спицах(10ч)
| 2 2 16 1 2 7 | ||||
VI Вышивание – 20ч 1.Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты. 2. . Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик» 3. Гладь (образцы) 4.Счетныые швы(образцы) 5. Вышивка по картону изонить. 6. Композиции в технике вышивка | 2 2 2 2 2 10 | ||||
VII Бисероплетение – 18ч 1.Значение бисерных изделий в жизни человека и ДПИ, Возможности бисерного рукоделия. История развития бисерного рукоделия. 2. Техника плетения из бисера и стекляруса. 3. Бисерная скульптура: объемные изделия из бисера 4. Изделия из бисера(проектная работа) Колье, браслет, серьги, комплект, цветы, овощи, фрукты, насекомые, животные и т. | 2 4 4 8 | ||||
VIII Чудесная мастерская-10ч
Бабочки из пластиковых бутылок(продолжение)
| 2 4 4 | ||||
IХ Квиллинг-10ч
| 2 2 6 | ||||
Х Работа с соленым тестом – 8ч
| 2 6 | ||||
ХI Резерв- 8ч Подготовка к выставкам, конкурсам. Экскурсии. Праздники. | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительногообразования
Программа дополнительного образования декоративно - прикладного творчества мастерской "Стиль"...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по боксу, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по боксу (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функцио...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...