Разработка собственного направления декоративно-прикладного творчества.
статья по теме
Статья содержит основные положения и этапы создания оригинального направления декоративно-прикладного творчества на основе использования прирлдных возобновляемых материалов: бересты, лозы. соломки, тростника. Материал, изложенный в статье, дает достаточно полное представление о многогранной значимости данного направления в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка собственного направления декоративно-прикладного творчества. | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка собственного направления декоративно-прикладного творчества на основе природных возобновляемых материалов
Создание изделий из лозы требует длительного, напряженного труда, многократного повторения не всегда разнообразных операций. Этот процесс с учетом устранения недостатков иногда занимает несколько недель занятий. Поэтому возникла необходимость так организовать работу учащихся, чтобы появилась возможность переключаться на разные виды деятельности даже в пределах одного занятия. Наше декоративно-прикладное направление позволяет решить эту задачу, а также дает хорошие возможности для достижения других важных целей:
- научить детей вырабатывать идеи и воплощать их в реальные объекты с отработкой всех стадий проектирования;
- дать импульс к развитию оригинального подхода к решению различных задач декоративно-прикладного и технического направлений;
- показать возможность находить изящные способы выполнения заданий;
- рациональное природопользование должно быть основным критерием в любой деятельности;
- понимание необходимости работы в коллективе, как залог успеха выполнения задания.
Пояснительная записка
Лозоплетению на Руси, наверное, столько же лет, сколько лет и истории наших народов. В русских деревнях чуть ли не любой мальчишка мог сплести лукошко для сбора ягод и грибов, а о пожилых людях и говорить нечего. У изб и домов нередко стояли плетни из ивовых прутьев, сам же промысел развивался стихийно. Серьезно заговорили о производстве корзин, как об удобной таре только с пуском первых железных дорог в России. Но, к сожалению, корзиночных изделий в России не хватало, их завозили из-за границы.
В 1913 году в Европейской части страны плетением из лозы занималось 32 тысячи крестьян, для этой армии плетельщиков было открыто 44 школы по усовершенствованию мастерства. Однако спрос на изделия из ивы не удовлетворялся, поэтому ежегодно на внутренние рынки России завозилось до 15 тысяч пудов различных плетеных предметов на сумму более 1 миллиона золотых царских рублей.
Полностью утерять этот прекрасный народный промысел у современного поколения россиян несмотря ни на что не получится, а рецепт для развития лозоплетения прост: учиться где только можно, изучать богатейшее наследие отечественных мастеров, чтобы это стало естественной потребностью души.
Кружок лозоплетения работает в нижегородской средней школе №138 12 лет. В кружке занимаются 25 детей – девочки и мальчики, в основном младших и средних классов. Программа обучения рассчитана на два года, но большинство учащихся посещают занятия кружка и после двухгодичного курса.
Одной из главных целей деятельности является развитие у подрастающего поколения бережного отношения к родной природе, получение навыков рационального природопользования без нанесения вреда окружающей среде.
На занятиях кружка дети развивают трудолюбие, упорство в достижении практического результата, учатся работать в коллективе и помогать товарищам. В кружке практикуется стиль плетения без шаблонов, что хорошо развивает художественный вкус и глазомер. В последние годы по инициативе учеников расширены границы творческой деятельности кружка за счет применения кроме лозы других природных материалов – соломки, тростника, бересты, а также использования элементов обработки древесины. Практически создано и развивается новое декоративно-прикладное направление – объемная сказочная скульптура.
Выработанное нами направление творческого поиска является результатом обобщения нескольких лет напряженной работы. Такая деятельность очень сложна, но открывает огромные возможности для формирования многих положительных качеств учащихся, повышает интерес к созданию материальных ценностей.
Появление новых оригинальных изделий – классический пример перехода количества в качество. На занятиях кружка по лозоплетению выполнялись различные работы декоративного и хозяйственного назначения: оплетались лозой дощечки с выполненными на них узорами из соломки, изготавливались объемные фигурки, делалось защитное оплетение для изделий из стекла. При выполнении узоров на дощечках возможностей одной соломки без применения красителей было недостаточно, поэтому для аппликации по инициативе учащихся стали использовать другие природные материалы. В результате наибольшее применение получили береста, тростник, как наиболее доступные и имеющие много цветов и оттенков.
Идея создавать сказочные персонажи принадлежит детям. Первый коллективный проект из мира сказок – это Чудо-дерево, на котором росли маленькие корзиночки. Выполненный исключительно из ивового прута, он также наглядно показывал ограничения, присущие применению только одного материала.
В 2005 году выполнен первый проект нового направления – Жар-птица. Тогда же сформировалось и название – «Сказочная скульптура».
Жар-птица создавалась из различных материалов с учетом уже накопленного опыта. Сказочный персонаж – Жар-птица был изготовлен без проекта, по огромному количеству эскизов учащихся, которые они выполняли во время занятий на доске и дома - карандашом и в компьютерном варианте. При создании жар-птицы отражено желание учащихся создать нечто необычное путем использования нескольких направлений прикладного творчества и следования народным традициям. Надеемся, что это нам удалось, по крайней мере мы сами в доступных нам источниках ничего подобного не встречали.
В процессе изготовления нашли применение лозоплетение, резьба по дереву, объемная аппликация. Все использованные материалы – природные, доступные и их заготовка не наносит вреда родной природе. Это: лоза и высохший тростник с берегов небольшой речки, древесина упавшей осины, пшеничная соломка со скошенного поля, береста с погибшей березы. Наша птица получилась очень представительная – 150 сантиметров в высоту с распущенным хвостом, яркая и солнечная, как в сказке.
Чудо-мельница обладает замечательным качеством – она может вращать ветряком, ведь внутри нее установлен электрический двигатель и механическая передача. При изготовлении и отделке применялись плетение из лозы, столярные работы, токарная обработка древесины, объемная аппликация. Материалы: ивовая лоза, тростник, пшеничная соломка, древесина осины и детали вышедших из строя школьных столов. Высота изделия около полутора метров.
Бабочка-красавица. Детская фантазия не знает границ, и появилась на свет совершенно необычная бабочка – огромная, глазастая и очень серьезная. Кропотливый труд многих маленьких рук позволил соединить в себе несколько различных техник и материалов. Здесь и токарные работы по дереву, и слесарная обработка металла, и плотницкие работы, и, конечно же, лозоплетение. К уже привычным материалам – ивовой лозе, тростнику, соломке, добавились береста, немного металла и пластика также из окружающей среды. Высота красавицы полтора метра.
При формировании нового направления учитывались возможности решения следующих задач:
- возможность коллективной работы учащихся;
- исключение возможностей нанесения вреда здоровью детей;
- воспитание бережного и рационального отношения к родной природе;
- обращение к истокам духовной и материальной культуры народа;
- участие в коллективном проекте учащихся разных возрастов;
- развитие инициативы и творческой активности учеников;
- формирование навыков проектирования и реального изготовления спроектированного изделия;
- использование только природных материалов;
- применение как можно большего количества видов природного материала;
- сочетание различных видов декоративно-прикладного творчества;
- максимально возможная сложность и объемность изделий для наибольшего применения знаний и умений, полученных учащимися на уроках технологии;
- абсолютная оригинальность поделок;
- развитие интереса окружающих к народным промыслам;
- достижение достаточного качества и эстетичности изделий.
Для выполнении проектов применяются такие доступные природные материалы:
- лоза ивы различных видов;
- лента из ивовой лозы;
- древесина ивы, осины, березы, липы, сосны;
- соломка пшеничная и ржаная;
- тростник;
- береста.
Создание изделия возможно с использованием различных технологических операций:
- заготовка, обработка, хранение ивового прута;
- заготовка соломки, тростника, бересты;
- проектирование;
- разметка;
- токарная обработка древесины;
- элементы резьбы по дереву;
- пиление, строгание, шлифование древесины;
- сверление древесины;
- сборочные операции с использованием различного вида крепежа;
- плетение ивовым прутом;
- объемная аппликация соломкой, тростником, берестой;
- окончательная отделка изделия.
Осуществление технологических операций возможно только при использовании различного инструмента и оборудования:
- токарный станок по дереву;
- сверлильный станок;
- ручная дрель;
- инструмент для разметки и обработки древесины;
- инструмент для разметки и обработки металла;
- оборудование для тепловой обработки прута ивы;
- ванна для замачивания прута;
- специальный инструмент для работы с прутом: шмол, шоф, изер, шилья, бокорезы, круглогубцы, травмобезопасные ножи, колунки, щемилки;
- специальный инструмент для работы с берестой: пазило, чертилка, кочедык;
- другой инструмент.
Новизна направления
Из всего множества художественно-декоративных приемов и технологических решений, используемых при изготовлении поделок, на наш взгляд можно выделить такие:
- сочетание многих видов декоративно-прикладного творчества в одном изделии;
- аппликация соломкой и тростником способом «кубик» (для сравнения традиционную аппликацию соломкой можно сопоставить с вышиванием гладью, а наш способ – с вышиванием крестиком);
- большие площади и объемы покрытия соломкой и тростником, что создает совершенно новое восприятие образов и цветовых решений;
- создание изделий крупной формы (оценка данного приема - фотосессии посетителей выставок с участием наших сказочных персонажей).
В планах по развитию данного направления декоративно-прикладного творчества разрабатываются два новых приема, которые будут использоваться при создании новых работ:
- многослойные панно из лозы ивы;
- аппликация соломкой, тростником, берестой по основе, сплетенной из лозы ивы.
Позитивный социальный опыт
Социальная значимость проекта многогранна и органично сочетается с основными задачами занятий декоративно-прикладным творчеством с использованием природных материалов:
- использование экологически чистых природных материалов;
- все основные материалы являются возобновляемыми в природе;
- воспитание в детях бережного отношения к окружающей природе;
- воспитание понимания необходимости максимального использования в быту экологически чистых материалов;
- здоровьесбережение учащихся за счет полезных свойств лозы, бересты;
- приобщение детей к народным традициям, их углубленное изучение;
- ориентация детей на участие в материальном производстве;
- положительное влияние на семью в духе народных традиций;
- занятия данным декоративно-прикладным видом творчества предполагает здоровый образ жизни.
Данное направление нашей работы хорошо дополняет программу «Образование и здоровье» по таким направлениям:
- физическая активность;
- развитие моторики рук;
- использование полезных свойств природных материалов;
- полезное влияние технологических процессов обработки природных материалов на здоровье детей;
- здоровьесберегающая среда – нахождение в природных условиях при заготовке материала;
- школа безопасности – при нахождении в лесу развитие навыков ориентирования;
- отсутствие нагрузки на органы зрения.
Основные результаты
Главный результат – привлечение детей к полезному, развивающему занятию.
Летом, находясь в деревне, дети изготавливают простые, но очень полезные в быту вещи – лукошки, корзины. Эти работы находят самое разнообразное, а иногда и неожиданное применение – в корзинах домашняя птица любит устраивать гнезда.
После летних каникул учащиеся делятся способами плетения корзин, которые им показали местные деревенские умельцы. Такие творческие контакты показывают. Что мы на верном пути.
Нередко на занятия кружка дети приносят изделия выполненные мастерами лозоплетения, иногда эти работы нуждаются в ремонте, который выполняется юными мастерами.
Поделки, выполненные детскими руками прослужат долго, их увидят будущие дети нынешних участников кружка, кто-то обязательно попросит научить делать изделия своими руками.
При создании нашего направления выполнена самая первая задача – повысить разнообразие форм деятельности при работе над изделием, одновременно достигаются и другие основные цели.
Уровень художественного выполнения изделий оценивается на выставках декоративно-прикладного творчества различного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по направлению « Декоративно-прикладное творчество»
Программа дополнительного образования по направлению« Декоративно-прикладное творчество»"РАДУГА"...
Творческая групповая работа по технологии. Направление:Декоративно-прикладное творчесво
Творческая групповая работа по технологии. Направление: Декоративо-прикладное творчество...
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...
Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству в социально-трудовом отделении Тема: «Изготовление дерева из пряжи и проволоки "Бонсай""
Цель занятия: Научить изготавливать дерево из пряжи и проволоки «Бонсай».Методическая разработка учебного занятия «Изготовление дерева из пряжи и проволоки «Бонсай»»...
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество и работа с природным материалом «Разноцветная сказка»
Мониторингрезультатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программехудожественной направленности «Декоративно-прикладное творчество и работа с природным материалом ...
Нетрадиционные формы и методы проведения занятий в объединении художественной направленности (декоративно-прикладное творчество)
В статье описаны нетрадиционные формы организации и проведения занятий в дополнительном образовании по декоративно-прикладной направленности....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество»
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"30244884","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"3241","width":"2294"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"302...