Декоративно-прикладное направление в системе дополнительного образования в условиях детского дома.
презентация на тему
Презентация:Декоративно-прикладное направление в системе дополнительного образования в условиях детского дома.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какое направление в образовании на современном этапе обозначено как приоритетное? В Концепции модернизации российской системы образования( утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р (п. 2) ) определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, подчёркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.
Что такое «дополнительное образование детей»? В концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации ( утвержденной распоряжением Правительства РФ от 6.10.2004 г. № ПК-2) Под «дополнительным образованием» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Для достижения каких целей и задач предназначено дополнительное образование детей? Согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утвержденному Постановлением Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 233 в ред. Постановлениями Правительства РФ от 22.02.1997 N 212, от 08.08.2003 N 470, от 7.12.2006 № 752) Основное предназначение системы дополнительного образования – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
В условиях Детского дома система дополнительного образования наиболее актуальна, так как воспитанникам детского дома присущи неустойчивые интересы, низкая мотивация к любой деятельности.
Дополнительное образование детей в условиях детского дома как педагогическое явление обладает целым рядом качеств: • личностная ориентация; • практическая направленность; • мобильность; • многофункциональность; • профильность; • усиление воспитательной функции; • разнообразие содержания, форм, методов дополнительного образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе.
Основные задачи: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга; удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.
Система дополнительного образования Становится средством, которое помогает адаптировать подростка к нормальной жизни. Дает возможность воспитаннику познать себя (что он собой представляет, на что способен) участвуя в разносторонней деятельности. Выполняет предпрофильную подготовку, ориентируя воспитанников на продолжение обучения в конкретных профессиональных училищах, колледжах, техникумах, вузах. Решает проблему занятости подростков (сужает пространство девиантного поведения).
Система дополнительного образования Детского дома представлена творческими объединениями различной направленности: Художественно- эстетической; Декоративно –прикладной; Спортивно –оздоровительной; Трудовой.
Дополнительное образование воспитанников осуществляют следующие педагогические работники: педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по труду, инструктор по физической культуре.
Декоративно-прикладное и трудовое направление
Студия «Очумелые ручки» Работа студии ведется по программе составителем которой я являюсь. Программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 7 до 16 лет и состоит из нескольких разделов программы: Направление для девочек. Направление для мальчиков.
Направление для девочек. 1 курс «Лепка» (с 7 до 8 лет); 2 курс «Работа с бумагой и тканью» (с 9 до 10 лет); 3 курс «Вышивка» (с 11 до 12 лет); 4 курс «Изготовление сувениров» (с 13 до 14 лет); 5 курс «Вязание» или 6 курс «Мягкая игрушка» (с 15 до 16 лет).
Направление для мальчиков. 1 курс «Лепка» (с 7 до 8 лет); 2 курс «Работа с бумагой и тканью» (с 9 до 10 лет); 3 курс «Работа с тканью. Изготовление сувениров» (с 11 до 12 лет); 4 курс «Изготовление сувениров» (с 13 до 14 лет); 5 курс «Макраме» (с 15 до 16 лет).
Численный состав объединений, продолжительность занятий устанавливается, учитывая возрастные особенности детей, рекомендации психолога, медицинских работников .
Наряду с групповыми занятиями проводятся и индивидуальные. Одна девочка занимается вышивкой лентами второй год.
Два ребенка уже третий год занимаются бисероплетением.
В течении нескольких лет я поддерживаю традицию проведения «Презентации студии» - для самоопределения воспитанников и творческого развития детей. Готовлю творческое выступление, в котором раскрываю особенности данного вида деятельности, демонстрирую достижения и успехи.
Передо мной стоит задача не только заинтересовать, но укрепить этот интерес в воспитанниках, создать мотивацию к обучению и т.д. Поэтому д ля более полного совпадения интересов детей и тематики программы мною была составлена анкета (исследования по вопросу организации разумного досуга). Анкетирование проходит с целью как можно больше индивидуализировать процесс обучения.
Анкета Ф.И.О. ____________ Возраст ____________ 1. Каким образом Вы попали в наш кружок? Записался сам по собственной инициативе - Записался по приглашению руководителя кружка – По совету воспитателя – 2. Хорошо ли Вы знакомы с программой, т.е. содержанием деятельности кружка? Хорошо ознакомлен- Имею общее представление – Не ознакомлен 3. Считаете ли Вы, что занятия у нас могут принести Вам пользу? Большую – Небольшую – Возможно, пригодятся в жизни – 4. Когда Вы хотели бы достичь результатов в нашем кружке? Через одно занятие – Через несколько занятий – В течение года –; Через три года – 5. Чего Вы ожидаете для себя по окончанию обучения курса у нас? Хороших умений и навыков рукоделия – Развития способностей к обучению в школе – Ничего не жду – Всего по не многу – 6. Посещая занятия: Вы хотите узнать ___________________________ Вы хотите научиться ________________________ Вы хотите суметь ___________________________ 7. Ваш успех от занятий зависит от: Самого себя – Соратников по группе – Везения – Педагога – Таланта – Усидчивости, упорства и терпения – Всего понемногу – 8. С каким настроением Вы посещаете наше занятие? С удовольствием – Особой радости не испытываю – Посещаю по напоминанию других – Готов заменит другие занятия, нашим - Из уважения к окружающим – 9. Ваше настроение на занятии зависит от: Тебя самого – От возможных удач и не удач – Педагога – Настроения других ребят в группе - Погоды на улицы – Не отчего – Всего понемногу – 10. Нравится ли тебе педагог? Как профессионал – Как человек – Как организатор твоего досуга – 11. Как влияет посещение занятий на успеваемость в школе? Стало лучше – Особых изменений нет – Успеваемость снизилась – 12. Как относятся твои воспитатели к посещению тобой кружка? Одобряют - Не одобряют – Безразлично - 13. Как влияет посещение занятий на общение с воспитателями и сверстниками? Положительно - Есть общий интерес – Отрицательно – Никак –
Каждый курс программы содержит систему умений и навыков, которыми должны владеть воспитанники в середине и в конце учебного года. Относительно этой системы и содержания программы строилась система диагностики, разработанная мною для анализа результативности и эффективности обучения.
Диагностика В ней использованы следующие критерии : динамика обученности (практические умения и навыки, теоретические знания), творческие способности , культура и организация труда . Диагностика детей проводится 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) для выявления динамики развития. Уровень знаний, умений и навыков оценивается по трехбалльной системе. Балл «3» ( высокий уровень ) выставляется если воспитанник: - с достаточной полнотой знает изученный материал; - умеет творчески применять полученные знания в практической работе; - практические работы выполняет достаточно быстро и правильно, умеет подготовить рабочее место, средства труда и правильно пользоваться ими в работе с соблюдением правил безопасности труда; - умеет объяснить основы выполняемой работы; - активно участвует в проведении работ. Балл «2» ( средний уровень ) ставится, если воспитанник: - обнаруживает знание и понимание лишь основного учебного материала; - в основном правильно, но недостаточно быстро выполняет практические работы, допуская лишь некоторые погрешности, и пользуется средствами труда в основном правильно; - может объяснить основы выполняемой работы по наводящим вопросам. Балл «1» ( низкий уровень ) ставится, если воспитанник: - обнаруживает незнание и непонимание большей части учебного материала; - не умеет самостоятельно выполнять практические работы и объяснить их основы; - нарушение правила безопасности труда; - не аккуратно выполняет практические работы.
Анализ результативности и эффективности обучения за последние пять лет.
Средние показатели результативности и эффективности обучения. Уровни В середине года (декабрь) В конце года (июнь) Высокий 5% 20% Средний 43% 66% Низкий 52% 14%
Факторы, влияющие на показатели обученности. Отрицательные: смены состава в кружках в связи с прибытием и выбыванием детей; несовпадение расписания занятости в студии с занятостью в школе; Положительные: разно уровневое обучение, заложенное в основу программы с минимальным возрастным диапазоном; отличие программы «Очумелые ручки» от школьной; проведение часов общения со всеми воспитанниками детского дома с целью расширения кругозора и привлечения интереса у детей, не занятых в студии; проведение массовых выставок к знаменательным датам; совпадения интересов детей и тематики программы(за счет проведения анкетирования).
Дополнительное образование направлено на создание условий для развития личности каждого воспитанника, включая воспитанников группы риска. Подросток группы риска как и остальные воспитанники самостоятельно выбирает объединения по интересам и имеет возможность переходить из одного объединения в другое, реализуя тем самым свои замыслы.
Работа с детьми группы риска На каждого воспитанника группы риска, записавшегося в кружок составляется план работы на текущий год. Ведется запись поурочной деятельности. Воспитанники группы риска не зависимо от выбора кружковой деятельности привлекаются к участию во всех мероприятиях, проводимых учреждением, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В конце каждого месяца предоставляется отчет по работе с данными детьми социальному педагогу. Ежемесячно проводится мониторинг участия воспитанников в мероприятиях учреждения, их достижений.
Занятость в студии за последние пять лет.
Средние показатели занятости Занятость в студии- 54%; Занятость «группы риска» в студии- 62%.
Декоративно-прикладное направление системы дополнительного образования детского дома оказывает положительное влияние на: формирование у воспитанников детского дома практических трудовых навыков(разметки, раскроя ткани, шитья, вышивания, плетения и вязания); жизненно важных умений, качеств личности, такие как творческий подход, самостоятельность, инициативность, умение принимать решение, работать в коллективе, самостоятельно получать знания; воспитание внимательности в работе, терпения, аккуратности, уверенности в выполнении задуманного; развитие мелкой моторики рук, стимулировании развития высших психических функций; расширение представлений детей-сирот об окружающем мире, приобщение к многонациональной культуре народов нашей страны; профессиональное самоопределение воспитанников.
Трудовая деятельность. Для успешной социализации воспитанников, приобщение их к жизни и труду организована работа в швейной мастерской для девочек и мальчиков: Изделия труда, а это кухонные принадлежности, покрывала для диванов выполняются детьми; Реставрируется верхняя одежда у воспитанников по заявкам; Воспитанники принимают активное участие в пошиве штор, театральных костюмов, казачьих костюмов для педагогов и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/15/picture-1014.jpg)
Доклад «Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования» (в условиях школы надомного обучения)
Проблема здоровьесбережения детей во время обучения названа одной из основных проблем образовательного процесса. Вопрос ...
"Роль дополнительного образования в условиях детского дома"
В статье описывается организация системы дополнительного образования в условиях детского дома...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/23/picture-389403-1390483486.jpg)
"Роль дополнительного образования в условиях детского дома"
В материале раскрываются основные направления дополнительного образования воспитанников детского дома....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/31/picture-391514-1391188159.jpg)
Компьютерные и развивающие игры в работе педагога дополнительного образования с воспитанниками детского дома, имеющими инвалидность
Из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/18/picture-202291-1408362213.jpg)
"Подходы к планированию содержания интегрированных занятий экологической направленности в системе дополнительного образования".
"Подходы к планированию содержания интегрированных занятий экологической направленности в системе дополнительного образования". На современном этапе развития наше общество нуждается в реализации ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/06/picture-845087-1478461154.jpg)
Экологическое воспитание детей в системе дополнительного образования на примере детского творческого объединения "Задумка" МБОУ ДО ДДТ р.п. Усть-Донецкий Ростовской области
Завершается 2016-2017 учебный год, но работа по экологическому воспитанию детей в системе дополнительного образования продолжается. Детское творческое объединение , имеющее художественную ...
Статья "Особенности работы объединений художественной направленности в системе дополнительного образования в условиях дистанционного обучения."
Статья рассматривает возможности, пути и способы работы объединений художественной направленности в условиях дистанционного обучения....