Методическая разработка урока в музее "Вышивка атласными лентами как вид рукоделия и декоративно-прикладного творчества"
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему

Малютина Лилия Ивановна

Урок спланирован по программе "Рукоделие". Программа синтезирует цели и задачи творческого и художественного восприятия мира вышивки. Для расширения визуального ряда учащихся на уроке используются материалы школьного музея "Изба", которые позволяют повысить интерес учеников к изучаемому материалу. Школьники погружаются в мир творчества и фантазии, развивая художественно-эстетическое восприятие. Урок "Вышивка атласными лентами как вид рукоделия и декоративно-прикладного творчества" органически вписывается в раздел творческих работ по рукоделию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

           Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 2000

(ГБОУ СОШ  №2000)

115522, Москва, ул.Кантемировская д.22 корп.6                                 http://sch2000.edusite.ru

Тел./Факс (499) – 320 – 00 - 00                                                e-mail: sch2000@sinergi.ru

Методическая разработка урока в музее

«Вышивка атласными лентами как вид рукоделия и

декоративно-прикладного творчества»

                              Автор:  учитель материальных технологий

                      ГБОУ СОШ № 2000,

                                       руководитель  школьного музея

                                                             истории и развития русского быта «Изба»

                                 Малютина Лилия Ивановна

2014 год

Пояснительная записка

Урок спланирован по программе «Рукоделие». Программа синтезирует цели и задачи творческого и художественного восприятия мира вышивки. Для расширения визуального ряда учащихся на уроке  используются материалы школьного музея «Изба», которые позволяют повысить интерес учеников к изучаемому материалу. Школьники погружаются в мир творчества и фантазии, развивая художественно-эстетическое восприятие. Урок «Вышивка атласными лентами как вид рукоделия и    декоративно-прикладного творчества» органически вписывается в раздел творческих работ по рукоделию. Это первый урок раздела.

Тема урока: «Вышивка атласными лентами как вид рукоделия и    декоративно-прикладного творчества»

Класс: 6

Тип урока - комбинированный, представляет собой соединение элементов практического и теоретического занятия. В практике обучения технологии очень часто возникает задача  дать учащимся некоторый объем технических и научных сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу по применению этих знаний и формированию практических умений. Качество усвоения материала на данном уроке предполагает развитие профессионального интереса и использование приобретенных знаний в процессе обучения на следующих уроках и в жизни.

Цель:

Формирование знаний и представлений о вышивке атласными лентами, как виде рукоделия и декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

  •  Обучающая: ознакомить учащихся с простейшими швами и стежками, применяемыми в вышивке лентами, формировать и развивать умения и навыки вышивкой лентами.
  •  Развивающая: способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к этому виду рукоделия, развитие мелкой моторики рук.
  •  Воспитательная: прививать качества аккуратности, собранности, усидчивости, трудолюбия; способствовать совершенствованию эстетического вкуса.

Методы обучения: 

  •  теоретические: словесные (рассказ, объяснение), наглядно –   демонстрационные
  •  практические: показ

теоретическое обучение проходит устно, без ведения записей обучающимися, при помощи наглядных пособий: материалы школьного музея «Изба» (старинные вышитые салфетки, рушники), современные образцы вышитых изделий, презентация, а также рассказ и объяснение учителя.

практическое обучение происходит на образце (лоскуте ткани) при непосредственном участии учителя и самостоятельно.

Виды контроля:

  •  целевые обходы
  •  самоконтроль

Материально- техническое обеспечение:

 1. Инструменты и приспособления:

  •  пяльцы
  •  ножницы
  •  ручные иглы с удлиненным ушком

2. Материалы:

  •  ткань для вышивания
  •  ленты разной ширины и цвета

 Средства обучения:

наглядные пособия: материалы школьного музея «Изба» (старинные вышитые салфетки, рушники), готовые изделия, выполненные в технике вышивки лентами, презентация.

Принципы обучения:

  • доступность в обучении
  • индивидуальный подход
  • коллективный характер  обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности
  • наглядность
  • научность
  • принцип сотрудничества
  • прочность, осознанность и действенность результатов
  • связь теории с практикой
  • систематичность и последовательность
  • сознательность, активность, самостоятельность
  • уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

План урока:

I. Организационная часть -1 мин.

II. Вводная часть -2мин.

III. Теоритическая часть- 7 мин.

IV. Практическая часть. -30 мин.

V. Заключительная часть -5мин.

Ход урока

I. Организационная  часть-1мин.

1. Приветствие

2. Проверка явки учащихся

3. Проверка готовности к уроку

II. Вводная часть-2мин.

1. Сообщение темы урока

2. Сообщение учебных целей урока

3. Мотивация на учебную деятельность

4. Эмоциональный настрой

III. Теоретическая часть (актуализация знаний учащихся)-7мин.

1. Вступительное слово учителя

    Дом, обставленный дорогой мебелью, с большим количеством дорогостоящей бытовой техники, одежда, купленная за огромные деньги и по последнему слову моды, необязательно будут стильными, красивыми и комфортными. И, наоборот, в полупустой квартире, можно создать необыкновенно уютное гнездышко;  самую обычную, ничем неприглядную одежду можно украсить неповторимым узором. Все это можно выполнить своими руками: вышитая скатерть на столе, оригинальное панно на стене, украшенные шторы, украшенные вышивкой джинсы и комплект шапочка и перчатки, будут выглядеть эксклюзивно, других таких не будет.

Показ материалов из школьного музея «Изба»

    Сегодня мы поговорим об одном из видов декоративно – прикладного искусства: вышивке атласными лентами.

 «Силк риббон» - так называется тип вышивки, которую выполняют, используя, вместо обычной пряжи ленточку из шелка или органзы и получая, объемный эффект.

Демонстрация, вышитых лентами, салфеток.

История вышивки атласными лентами уходит глубоко в прошлое.

   Когда наступила эпоха рококо, то стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами.

 В моду вошли “летящие платья” с незастроченными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами. Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками “а ля рококо”, листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным.

    Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова, в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи, затем в Америку, где быстро завоевал популярность.

    Расцвет этого искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпках.

   Вышиванием занимались во всех слоях общества - от королевских и царских семей до беднейших крестьян и ремесленников. В России в XVIII-XIX вв. почти во всех помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых не только использовались для собственных нужд, но и частично шли на продажу.

   Со второй половины XIX века искусство вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. В некоторых местах целые села живут этим промыслом.

    После Второй мировой войны интерес ко всем видам рукоделия стал снижаться.

    Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшее годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех!

 Для основы при вышивке шелковой лентой можно использовать самые разнообразные ткани. Вышивать можно по любой поверхности, лишь бы ткань была настолько прочной, чтобы на ней надежно удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь нее легко проходила нитка. Можно использовать обычную канву АИДА. Красота вышивки в большей части зависит от гармоничного сочетания ткани и ленты.

 В невероятном разнообразии имеющихся в настоящее время в продаже лент и тесьмы выделяют две основные группы: ленты, которые можно стирать, и декоративные ленты. Традиционно для вышивания используют шелковые, атласные и муаровые ленты шириной от 3 до 10 мм, их можно купить в специализированных магазинах. Ленты, используемые в вышивке должны быть прочными, малорастяжимыми и достаточно тонкими. Им должен быть присущ характерный шелковый блеск. Особое внимание необходимо уделить окраске лент: окраска должна быть стойкой, особенно если изделие будет стираться.

  Обращайте внимание на иглы, если вы вышиваете лентами по канве, то лучше использовать гобеленовые иглы, а при работе с другими тканями — иглы с острым кончиком, но удлиненным ушком, чтобы лента не мялась        (Самые тонкие иглы№1 используются для вышивки на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение. Иглы № 2-5- для работы на льняных тканях. Толстые иглы № 6-12 - для работы на плотных тканях шерстяными, синтетическими нитками или ирисом. Ушко иглы должно быть овальным и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда). Лента должна легко проходить в отверстие, сделанное иглой, и полностью расправляться после выполнения шва. Правильно подобранные иглы позволят сделать вышивку объемной и полностью показать всю красоту используемых лент.

  Для того чтобы ткань была хорошо натянута мастера обычно используют  круглые пяльцы, мы с вами тоже воспользуемся ими.

  Но прежде, чем приступить к практической части, давайте вспомним и повторим правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

2. Инструктаж по технике безопасности.

  •  рабочий инструмент и материал разложите в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке
  •  содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его инструментами, мусором
  •  ни в коем случае не берите в рот иголку
  •  будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим
  •  храните иглы в определенном месте – в игольнице
  •  игла всегда должна быть с ниткой
  •  нельзя вкалывать иглу в одежду
  •  передавайте ножницы колечками вперед, с сомкнутыми лезвиями
  • по окончании работы приведите в порядок рабочее место

VI. Практическая часть-30мин.

1. Технология закрепления рабочей ленты в начале и в конце вышивки (объяснение, показ).

В начале работы:

Взять ленту длиной 50 см, вставить ее в иглу, подогнуть кончик на несколько миллиметров и вколоть иголку по центру. Придерживая ленту одной рукой и подтягивая другой, завязать узелок. Завязанный таким образом узел называется плоским узелком. В отличие от традиционного, он не увеличивает толщину вышивки.

В конце работы:

1 способ: вывести ленту на изнаночную сторону, сделать небольшую петельку, провести иголку под стежками вышивки, придерживая пальцами стежки, легонько подтянуть ленту. Отрезать ленту в нескольких миллиметрах от последнего стежка.

2 способ: закрепление ленты непосредственно на ткани мелкими стежками, выполненными нитками мулине.

2. Технология выполнения простых распространенных швов и стежков  (объяснение, показ)

  • Шов « Вытянутый стежок».

Вытяни иголку на лицевую сторону и пропусти ленту на изнаночную сторону. Лента должна лежать плоско, при этом она может быть натянута или туго, или слабо – в зависимости от того, как нам нужно.

  •  Шов « Петля с прикрепкой».

Вытяни иголку на лицевую сторону в основании петли и вколи её рядом. Ленту аккуратно уложи в виде петельки и выведи иглу на лицевую сторону внутри петли. Сделай короткий стежок, закрепляя петлю, и выведи иглу на изнаночную сторону.

  • Шов « Узелок».

Вытяни иглу на лицевую сторону. Два раза перевей иголку лентой, укладывая витки так, чтобы они не перекрывали друг друга. Воткни иглу в ткань в той же точке и придерживая ленту пальцами, чтобы при протаскивании на ней не образовывались узелки, протяни иголку с лентой через ранее сделанные завитки.

  • Шов «Тамбурный».

Иглу с лентой вывести на лицевую сторону. Затем проколоть иглой с лентой очень близко к первому проколу. На изнаночной стороне сделать прокол на длину стежка. Ленту завести под иглу и вывести иглу вместе с лентой, придерживая пальцем ленту. У вас получилась петля, игла с ленточкой находится в этой петельке. Следующую петлю надо сделать точно так же, как и первую.

  • Узор «Роза».

Нитками в цвет ленты вышей звезду с 5- ю лучами. Нитку хорошо закрепи по изнанке ткани – от этого зависит прочность розочки. Выведи иголку в центре на лицевую сторону. Пропусти иголку с лентой под 1-м лучом, затем над 2-м… . Выведи ленту на изнаночную сторону.

3. Самостоятельная работа учащихся – вышивка салфетки.

В течение практической части  урока с учащимися ведётся индивидуальная и фронтальная работа, оказывается помощь.

V. Заключительная часть -5мин.

1. Закрепление материала.

  • Способы закрепления ленты в начале и в конце работы.
  • Назвать виды швов и стежков атласными лентами, изученные на уроке

2. Заключительное слово учителя:

К счастью, до сих пор не утрачен интерес к традиционным видам женского рукоделия. По-прежнему актуальны и лоскутная техника, и плетение, и вышивка.

3. Анализ работ, выставление оценок

4.  Уборка рабочих мест

5. Домашнее задание: 

Предложить учащимся придумать  композицию вышивки (рисунок) из стежков и швов,  изученных на уроке и перенести ее на бумагу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Гой ты, Русь, моя родная..." Тема Родины в дореволюционном творчестве С. Есенина.

Представляю Вашему вниманию методическую разработку урока "Гой ты, Русь, моя родная..." для обучающихся 9 класса. Данный материал можно использовать на втором уроке, посвященном изучению творчества С....

методическая разработка урока при изучении раздела "Рукоделие.Вышивка крестом"

Предлагаю вашему вниманию разработку для 5 класса, которой пользуюсь при изучении раздела "Рукоделие. Вышивка крестом". В качестве объекта для вышивки предлагаю детям игольницу. В ходе. урока над объе...

Методическая разработка урока музыки в 6 классе "Старинной песни мир" на примере творчества Франца Шуберта.. Баллада "Лесной Царь"

ГБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением французского языка и права Василеостровского района Санкт - Петербурга учитель музыки Форат Юлия ВикторовнаРазработка урока "Старинной песни мир"( на пр...

Методическая разработка урока русского языка и литературы по теме: "Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова" (http://metodisty.ru).

Комбинированный урок русского языка и литературы:обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Жанры публицистического стиля» и изучениие нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н....

Презентация к методической разработке урока по технологии "Вышивание лентами"

В презентации представлены материалы, необходимые для вышивания лентами на уроках технологии....

Урок технологии «Вышивка атласными лентами»

Урок технологии«Вышивка атласными лентами»7 класс Тип урока: урок изучения нового материала Цель: Научить учащихся вышивать атласными лентами цветок розы....

Тема урока: «Цветы из атласных лент в технике Цумами-канзаши.

Цумами канзаши (или хана канзаши) вплоть до середины прошлого века были очень значимой частью женской моды в Японии, являясь при этом более, чем просто украшением. По гребню в причёске средневековой я...