Методическая разработка урока в музее "Вышивка атласными лентами как вид рукоделия и декоративно-прикладного творчества"
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему
Урок спланирован по программе "Рукоделие". Программа синтезирует цели и задачи творческого и художественного восприятия мира вышивки. Для расширения визуального ряда учащихся на уроке используются материалы школьного музея "Изба", которые позволяют повысить интерес учеников к изучаемому материалу. Школьники погружаются в мир творчества и фантазии, развивая художественно-эстетическое восприятие. Урок "Вышивка атласными лентами как вид рукоделия и декоративно-прикладного творчества" органически вписывается в раздел творческих работ по рукоделию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_v_muzee_izba_gbou_sosh_no2000.docx | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 2000
(ГБОУ СОШ №2000)
115522, Москва, ул.Кантемировская д.22 корп.6 http://sch2000.edusite.ru
Тел./Факс (499) – 320 – 00 - 00 e-mail: sch2000@sinergi.ru
Методическая разработка урока в музее
«Вышивка атласными лентами как вид рукоделия и
декоративно-прикладного творчества»
Автор: учитель материальных технологий
ГБОУ СОШ № 2000,
руководитель школьного музея
истории и развития русского быта «Изба»
Малютина Лилия Ивановна
2014 год
Пояснительная записка
Урок спланирован по программе «Рукоделие». Программа синтезирует цели и задачи творческого и художественного восприятия мира вышивки. Для расширения визуального ряда учащихся на уроке используются материалы школьного музея «Изба», которые позволяют повысить интерес учеников к изучаемому материалу. Школьники погружаются в мир творчества и фантазии, развивая художественно-эстетическое восприятие. Урок «Вышивка атласными лентами как вид рукоделия и декоративно-прикладного творчества» органически вписывается в раздел творческих работ по рукоделию. Это первый урок раздела.
Тема урока: «Вышивка атласными лентами как вид рукоделия и декоративно-прикладного творчества»
Класс: 6
Тип урока - комбинированный, представляет собой соединение элементов практического и теоретического занятия. В практике обучения технологии очень часто возникает задача дать учащимся некоторый объем технических и научных сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу по применению этих знаний и формированию практических умений. Качество усвоения материала на данном уроке предполагает развитие профессионального интереса и использование приобретенных знаний в процессе обучения на следующих уроках и в жизни.
Цель:
Формирование знаний и представлений о вышивке атласными лентами, как виде рукоделия и декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
- Обучающая: ознакомить учащихся с простейшими швами и стежками, применяемыми в вышивке лентами, формировать и развивать умения и навыки вышивкой лентами.
- Развивающая: способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к этому виду рукоделия, развитие мелкой моторики рук.
- Воспитательная: прививать качества аккуратности, собранности, усидчивости, трудолюбия; способствовать совершенствованию эстетического вкуса.
Методы обучения:
- теоретические: словесные (рассказ, объяснение), наглядно – демонстрационные
- практические: показ
теоретическое обучение проходит устно, без ведения записей обучающимися, при помощи наглядных пособий: материалы школьного музея «Изба» (старинные вышитые салфетки, рушники), современные образцы вышитых изделий, презентация, а также рассказ и объяснение учителя.
практическое обучение происходит на образце (лоскуте ткани) при непосредственном участии учителя и самостоятельно.
Виды контроля:
- целевые обходы
- самоконтроль
Материально- техническое обеспечение:
1. Инструменты и приспособления:
- пяльцы
- ножницы
- ручные иглы с удлиненным ушком
2. Материалы:
- ткань для вышивания
- ленты разной ширины и цвета
Средства обучения:
наглядные пособия: материалы школьного музея «Изба» (старинные вышитые салфетки, рушники), готовые изделия, выполненные в технике вышивки лентами, презентация.
Принципы обучения:
- доступность в обучении
- индивидуальный подход
- коллективный характер обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности
- наглядность
- научность
- принцип сотрудничества
- прочность, осознанность и действенность результатов
- связь теории с практикой
- систематичность и последовательность
- сознательность, активность, самостоятельность
- уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
План урока:
I. Организационная часть -1 мин.
II. Вводная часть -2мин.
III. Теоритическая часть- 7 мин.
IV. Практическая часть. -30 мин.
V. Заключительная часть -5мин.
Ход урока
I. Организационная часть-1мин.
1. Приветствие
2. Проверка явки учащихся
3. Проверка готовности к уроку
II. Вводная часть-2мин.
1. Сообщение темы урока
2. Сообщение учебных целей урока
3. Мотивация на учебную деятельность
4. Эмоциональный настрой
III. Теоретическая часть (актуализация знаний учащихся)-7мин.
1. Вступительное слово учителя
Дом, обставленный дорогой мебелью, с большим количеством дорогостоящей бытовой техники, одежда, купленная за огромные деньги и по последнему слову моды, необязательно будут стильными, красивыми и комфортными. И, наоборот, в полупустой квартире, можно создать необыкновенно уютное гнездышко; самую обычную, ничем неприглядную одежду можно украсить неповторимым узором. Все это можно выполнить своими руками: вышитая скатерть на столе, оригинальное панно на стене, украшенные шторы, украшенные вышивкой джинсы и комплект шапочка и перчатки, будут выглядеть эксклюзивно, других таких не будет.
Показ материалов из школьного музея «Изба»
Сегодня мы поговорим об одном из видов декоративно – прикладного искусства: вышивке атласными лентами.
«Силк риббон» - так называется тип вышивки, которую выполняют, используя, вместо обычной пряжи ленточку из шелка или органзы и получая, объемный эффект.
Демонстрация, вышитых лентами, салфеток.
История вышивки атласными лентами уходит глубоко в прошлое.
Когда наступила эпоха рококо, то стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами.
В моду вошли “летящие платья” с незастроченными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами. Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками “а ля рококо”, листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным.
Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова, в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи, затем в Америку, где быстро завоевал популярность.
Расцвет этого искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпках.
Вышиванием занимались во всех слоях общества - от королевских и царских семей до беднейших крестьян и ремесленников. В России в XVIII-XIX вв. почти во всех помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых не только использовались для собственных нужд, но и частично шли на продажу.
Со второй половины XIX века искусство вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. В некоторых местах целые села живут этим промыслом.
После Второй мировой войны интерес ко всем видам рукоделия стал снижаться.
Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшее годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех!
Для основы при вышивке шелковой лентой можно использовать самые разнообразные ткани. Вышивать можно по любой поверхности, лишь бы ткань была настолько прочной, чтобы на ней надежно удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь нее легко проходила нитка. Можно использовать обычную канву АИДА. Красота вышивки в большей части зависит от гармоничного сочетания ткани и ленты.
В невероятном разнообразии имеющихся в настоящее время в продаже лент и тесьмы выделяют две основные группы: ленты, которые можно стирать, и декоративные ленты. Традиционно для вышивания используют шелковые, атласные и муаровые ленты шириной от 3 до 10 мм, их можно купить в специализированных магазинах. Ленты, используемые в вышивке должны быть прочными, малорастяжимыми и достаточно тонкими. Им должен быть присущ характерный шелковый блеск. Особое внимание необходимо уделить окраске лент: окраска должна быть стойкой, особенно если изделие будет стираться.
Обращайте внимание на иглы, если вы вышиваете лентами по канве, то лучше использовать гобеленовые иглы, а при работе с другими тканями — иглы с острым кончиком, но удлиненным ушком, чтобы лента не мялась (Самые тонкие иглы№1 используются для вышивки на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение. Иглы № 2-5- для работы на льняных тканях. Толстые иглы № 6-12 - для работы на плотных тканях шерстяными, синтетическими нитками или ирисом. Ушко иглы должно быть овальным и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда). Лента должна легко проходить в отверстие, сделанное иглой, и полностью расправляться после выполнения шва. Правильно подобранные иглы позволят сделать вышивку объемной и полностью показать всю красоту используемых лент.
Для того чтобы ткань была хорошо натянута мастера обычно используют круглые пяльцы, мы с вами тоже воспользуемся ими.
Но прежде, чем приступить к практической части, давайте вспомним и повторим правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
2. Инструктаж по технике безопасности.
- рабочий инструмент и материал разложите в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке
- содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его инструментами, мусором
- ни в коем случае не берите в рот иголку
- будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим
- храните иглы в определенном месте – в игольнице
- игла всегда должна быть с ниткой
- нельзя вкалывать иглу в одежду
- передавайте ножницы колечками вперед, с сомкнутыми лезвиями
- по окончании работы приведите в порядок рабочее место
VI. Практическая часть-30мин.
1. Технология закрепления рабочей ленты в начале и в конце вышивки (объяснение, показ).
В начале работы:
Взять ленту длиной 50 см, вставить ее в иглу, подогнуть кончик на несколько миллиметров и вколоть иголку по центру. Придерживая ленту одной рукой и подтягивая другой, завязать узелок. Завязанный таким образом узел называется плоским узелком. В отличие от традиционного, он не увеличивает толщину вышивки.
В конце работы:
1 способ: вывести ленту на изнаночную сторону, сделать небольшую петельку, провести иголку под стежками вышивки, придерживая пальцами стежки, легонько подтянуть ленту. Отрезать ленту в нескольких миллиметрах от последнего стежка.
2 способ: закрепление ленты непосредственно на ткани мелкими стежками, выполненными нитками мулине.
2. Технология выполнения простых распространенных швов и стежков (объяснение, показ)
- Шов « Вытянутый стежок».
Вытяни иголку на лицевую сторону и пропусти ленту на изнаночную сторону. Лента должна лежать плоско, при этом она может быть натянута или туго, или слабо – в зависимости от того, как нам нужно.
- Шов « Петля с прикрепкой».
Вытяни иголку на лицевую сторону в основании петли и вколи её рядом. Ленту аккуратно уложи в виде петельки и выведи иглу на лицевую сторону внутри петли. Сделай короткий стежок, закрепляя петлю, и выведи иглу на изнаночную сторону.
- Шов « Узелок».
Вытяни иглу на лицевую сторону. Два раза перевей иголку лентой, укладывая витки так, чтобы они не перекрывали друг друга. Воткни иглу в ткань в той же точке и придерживая ленту пальцами, чтобы при протаскивании на ней не образовывались узелки, протяни иголку с лентой через ранее сделанные завитки.
- Шов «Тамбурный».
Иглу с лентой вывести на лицевую сторону. Затем проколоть иглой с лентой очень близко к первому проколу. На изнаночной стороне сделать прокол на длину стежка. Ленту завести под иглу и вывести иглу вместе с лентой, придерживая пальцем ленту. У вас получилась петля, игла с ленточкой находится в этой петельке. Следующую петлю надо сделать точно так же, как и первую.
- Узор «Роза».
Нитками в цвет ленты вышей звезду с 5- ю лучами. Нитку хорошо закрепи по изнанке ткани – от этого зависит прочность розочки. Выведи иголку в центре на лицевую сторону. Пропусти иголку с лентой под 1-м лучом, затем над 2-м… . Выведи ленту на изнаночную сторону.
3. Самостоятельная работа учащихся – вышивка салфетки.
В течение практической части урока с учащимися ведётся индивидуальная и фронтальная работа, оказывается помощь.
V. Заключительная часть -5мин.
1. Закрепление материала.
- Способы закрепления ленты в начале и в конце работы.
- Назвать виды швов и стежков атласными лентами, изученные на уроке
2. Заключительное слово учителя:
К счастью, до сих пор не утрачен интерес к традиционным видам женского рукоделия. По-прежнему актуальны и лоскутная техника, и плетение, и вышивка.
3. Анализ работ, выставление оценок
4. Уборка рабочих мест
5. Домашнее задание:
Предложить учащимся придумать композицию вышивки (рисунок) из стежков и швов, изученных на уроке и перенести ее на бумагу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Гой ты, Русь, моя родная..." Тема Родины в дореволюционном творчестве С. Есенина.
Представляю Вашему вниманию методическую разработку урока "Гой ты, Русь, моя родная..." для обучающихся 9 класса. Данный материал можно использовать на втором уроке, посвященном изучению творчества С....
методическая разработка урока при изучении раздела "Рукоделие.Вышивка крестом"
Предлагаю вашему вниманию разработку для 5 класса, которой пользуюсь при изучении раздела "Рукоделие. Вышивка крестом". В качестве объекта для вышивки предлагаю детям игольницу. В ходе. урока над объе...
Методическая разработка урока музыки в 6 классе "Старинной песни мир" на примере творчества Франца Шуберта.. Баллада "Лесной Царь"
ГБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением французского языка и права Василеостровского района Санкт - Петербурга учитель музыки Форат Юлия ВикторовнаРазработка урока "Старинной песни мир"( на пр...
Методическая разработка урока русского языка и литературы по теме: "Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова" (http://metodisty.ru).
Комбинированный урок русского языка и литературы:обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Жанры публицистического стиля» и изучениие нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н....
Презентация к методической разработке урока по технологии "Вышивание лентами"
В презентации представлены материалы, необходимые для вышивания лентами на уроках технологии....
Урок технологии «Вышивка атласными лентами»
Урок технологии«Вышивка атласными лентами»7 класс Тип урока: урок изучения нового материала Цель: Научить учащихся вышивать атласными лентами цветок розы....
Тема урока: «Цветы из атласных лент в технике Цумами-канзаши.
Цумами канзаши (или хана канзаши) вплоть до середины прошлого века были очень значимой частью женской моды в Японии, являясь при этом более, чем просто украшением. По гребню в причёске средневековой я...