Календарно - тематическое планирование по технологии 5 класс
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
Календарно - тематическое планирование по технологии 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно - тематическое планирование по технологии 5 класс | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗАДОНО – КАГАЛЬНИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрена и рекомендована к утверждению» Руководитель ШМО учитель математики Окишева Л.Н. Протокол № 1 от «27» августа 2012 год | «Утверждаю» Директор МБОУ «Задоно Кагальницкая» СОШ ______________Гниляков Я.В. Приказ № 286 от 01.09. 2012 г. |
Рабочая программа
«Изобразительное искусство» – 5 класс
(базовый уровень)
Туроверова Л.А – учитель изо и технологии.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа.
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: программа /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009,. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года. (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.
Рабочая программа составлена с учётом регионального компонента ,где учитывается аспекты этнокультурного образования, которые нашли отражение в таких нормативно-правовых документах как: Концепция художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403 ) (приказ Департамента образования, культуры и молодежной политики). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Стандарт ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 35 часов. Согласно региональному базисному учебному плану, на основе которого сформирован учебный план школы, на предмет «Изобразительное искусство» отведено 1 час в неделю в 5классе. Содержание полностью соответствует авторской программе Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс.2005
Программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» для 5 класса - первый год обучения основной школы, она строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы, является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной.
В содержании уроков входит составление декоративной композиции традиционных мотивов гжельской, хохломской, гордецкой, жостовской, росписи, в создании игрушек в традиции одного из промыслов: филимоновской, каргопольской, дымковской, старооскольской, составлении эскизов украшений по мотивам Древнего Египта, разработки эскизов коллективных панно и витражей. Сочетание индивидуальной и коллективных форм работ и выполнение художественно-творческих проектов, позволяет развивать творческое воображение и художественно-образное мышление учащихся и повысить мотивацию обучения.
Структура документа.
Программа включает несколько разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; задачи художественного развития учащихся; формы текущего контроля, нормы оценки учащихся и календарно-тематическое планирование.
Цели художественного образования.
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Содержание программы
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-35часов
Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Различение произведений народного (фольклорного) искусства от профессионального декоративно-прикладного. Орнамент как основа декоративного украшения. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов России (дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома).
Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.
Тема I четверти:
«Древние корни народного искусства» ( 8 ч)
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом донских казаков и народно-праздничными обрядами. Древние образы в народном искусстве. Декор русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки. Народный праздничный костюм Народные праздничные обряды.
Тема II четверти:
«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях дымковского, каргопольского и филимоновского промысла. При изучении Семикаракорской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы. Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Семикаракорской керамики. Истоки и современное развитие промысла. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Тема III четверти:
«Декор – человек, общество, время» (10 ч)
Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами разных областей, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе. Введение в проблематику: «Зачем людям украшения». Декор и положение человека в обществе. Одежда говорит о человеке. Костюмы древних цивилизаций. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца». О чем рассказывают гербы и эмблемы. О чём рассказывают гербы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Тема I V четверти:
«Декоративное искусство в современном мире» (9 ч)
Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета). Современное выставочное искусство. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (выполнение вазы, игрушки, витража, мозаики.
Распределение учебного материала по часам.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Планируемый результат | кол-во часов |
| 8 ч. | ||
1. | Древние образцы в народном искусстве. Символика, цвета и формы. | Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом донских казаков и народно-праздничными обрядами. | 1 ч. |
2. 3. | Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. Коллективная работа «Вот моя деревня». | 2 ч. | |
4. | Русские прялки. | 1 ч. | |
5 | Декор предметов народного быта. Полотенце. | 1 ч. | |
6 - 7. | Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома Коллективная работа «Приходите в избу». | 1 ч. | |
1 ч. | |||
8. | Что такое дизайн? Современное повседневное декоративное искусство. | 1 ч. | |
| 8 ч. | ||
1. | Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. | Знать истоки и развитие Семикаракорской росписи. | 1ч. |
2 - 3 | Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки. | Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели), обратить внимание на живучесть в них древнейших образов. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях дымковского, каргопольского и филимоновского промысла. При изучении Семикаракорской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы. | 1 ч. |
1 ч. | |||
4 - 5 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. | 1 ч. | |
6. 7. 8. | Золотые травы Хохломы. Искусство Городца. Жостовские букеты.
| 4 ч. | |
| 10 ч. | ||
1. | Народная праздничная одежда. | Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма, закрепляется интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с гербами и эмблемами разных областей, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе. | 1 ч. |
2. | Урок-практикум по изображению народной одежды. | 1 ч. | |
3. | Русские обряды и традиции Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме. | 1 ч. | |
4. | Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма. | 1 ч. | |
5. | Костюм донских казаков. | 1 ч. | |
6-7. | Праздничные народные гулянья. Урок – практикум. | 2 ч. | |
8. | Народные промыслы родного края (донской край) «Аксинья». | 1 ч. | |
9. 10. | Изготовление посуды, сувениров (урок-практикум) Роспись посуды, сувениров, урок-практикум. | 2 ч. | |
| 9 ч. | ||
1. | Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта. | Знакомиться на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимать их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета). | 1 ч. |
2. | Краски космоса. | 1 ч. | |
3. | Костюм эпохи Древней Греции. | 1 ч. | |
4. | Греческая керамика. | 1 ч. | |
5. | Рисование на тему «День Победы». | 1 ч. | |
6. | О чём рассказывают гербы. | 1 ч. | |
7. | Что такое эмблемы, зачем они нужны людям. | 1 ч. | |
8. | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. (обобщающий урок - викторина) | 1 ч. | |
9. | Урок – игра. Знатоки декоративно- прикладного искусства. | 1 ч. |
Итого: 35часов
Задачи художественного развития учащихся
Знания, умения, навыки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать:
• истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
• особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
• семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
• несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).
Учащиеся должны уметь:
• различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);
• различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
• выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
• умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
• передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
• умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
• создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
• владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
• владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).
Формы организации учебного процесса: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-соревнование урок с дидактической игрой.
Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной
Результаты обучения.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников», которые полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.
Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся будут различны: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, изовикторин, изокроссвордов, а также контрольных художественно-практические заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Нормы оценки знаний по изобразительному искусству
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока;
Оценка "1"
учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Материально – техническое обеспечение
• Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности, используемые в курсе изобразительного искусства: видео- и аудио- техника: проектор, компьютеры и текстовый редактор, редактор создания презентаций. Презентации: Виды искусства. Основные и составные цвета. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи. Натюрморт графике. Натюрморт в скульптуре. История возникновения портрета. Портрет в живописи, графике, скульптуре Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Разновидности пейзажного жанра. Муляжи фруктов, муляжи овощей.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству - 5 класс | ||||||||||
№ | Дата урока | Тема урока | Форма организации урока | Цели и задачи | Вид деятельности на уроке | Практическая работа | Оборудование, ТСО | Формы контроля | Д/З | |
план | факт | |||||||||
I. | Древние корни народного искусства - 8 часов | |||||||||
1. | 07.09 | Будущим художникам | Урок-лекция | Познакомить учащихся | беседа, практикум | Практикум: Изобразить радугу | художественные материалы, таблица с изображением | Текущий Фронталь ный | работа в классе | |
2 | 14.09 | Древние образцы в народном искусстве. Символика, цвета и формы. | Урок-лекция | Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и её историей; | беседа, практикум | Практикум: Изобразить чудо-птицу, древо жизни, чудо-коня | художественные материалы, таблица с изображением знаков- символов, иллюстрации изображения орнамента предметах быта | Текущий | подобрать материал по теме «Народное жилище» | |
3. | 21.09 | Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. | Урок применения знаний и умений Практическое занятие | Познакомить учащихся с понятием изба как традиционно русское жилище | беседа, практикум | Практикум: Наброски с натуры модели домика. | рабочая тетрадь, альбом, иллюстрации к русским народным сказкам | Текущий Фронталь ный | работа в классе | |
4. | 28.09 | Русские прялки. | Комбинированный урок | Дать учащимся сведения о прялке и её украшении орнамента; | беседа, практикум | Практикум: Выполнение эскиза узора росписи русской прялки | иллюстрации с изображением русской прялки, художественный материал | Текущий Фронтальный | работа в классе | |
5. | 05.10 | Декор предметов народного быта. Полотенце. | Урок-экскурсия – путешествие во времени | Познакомить учащихся с значением полотенца, мотивами орнамента | беседа, аппликация | Практикум: эскиз узора вышивки на полотенце народных мастеров. | мотивы орнамента, изображение знаков-символов | Текущий Фронтальный | работа в классе | |
6-7 | 12.1019.10 | Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой | беседа, эскиз, практикум, лепка макета интерьера русской избы | Практикум: Нарисовать фрагмент интерьера избы | примеры интерьеров крестьянского жилища, изображение элементов русской печи «красного уголка» | Групповой | работа в классе | |
8. | 26.10 | Коллективная работа «Приходите в избу». | Урок применения знаний и умений | Групповой | работа в классе | |||||
II четверть Связь времён в народном искусстве - 8 часов | ||||||||||
9. | 09.11 | Современное повседневное декоративное искусство. Дизайн. | Урок взаимопроверки уметь изображать комнату и её убранство | Дать понять об искусстве дизайна, его основных законах, работа дизайнера; | беседа, дискуссия, практикум | Практикум: Проект комнаты. | иллюстрации изображения работ художников-дизайнеров | Тематический контроль, выставка | закончить работу дома | |
10 | 16.11 | Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. | Комбинированный урок уметь выполнять эскиз игрушки | Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, её видах; | беседа, практикум, лепка | Практикум: Создание игрушки украшение в традиции одного из промыслов | иллюстрации с изображением Дымковской, Каргопольской, Донской глиняных игрушек | Текущий | пластилин, белая гуашь и клей | |
11. | 23.11 | Изготовление игрушки. | Урок применения знаний и умений Практическое занятие | Воспитывать любовь и интерес к традициям казачьей, русской культуры, её истории | Беседа, практикум, лепка и роспись | Практикум: Создание – лепка игрушки (импровизация формы) | образцы моделей игрушек, изображение порядка изготовления игрушек | Текущий Фронтальный | краски, гуашь | |
12. | 30.11 | Красота земли русской. Синие цвета Гжели. | Урок применения знаний и умений Практическое занятие | Пояснить понятие о традиционных орнаментах Дымковской, ФилимоновскойКаргопольской | беседа выставка работ | Практикум: Украшение игрушки росписью в традиции одного из промыслов | таблица с изображением орнаментов росписи игрушек, гуашь, краски | Текущий Фронтальный | работа в классе | |
Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. | ||||||||||
13. | 07.12 | Синие цвета Гжели. Жостовские букеты. | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, с разнообразием и росписью; | беседа, репродуктивный | Вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью | Гжельская керамика и иллюстрации изображениегжельских узоров; | Текущий Фронтальный | закончить работу | |
14. | 14.12 | Жостовские букеты. | Урок применения знаний и умений Практическое занятие | История художественного промысла, производство подносов Жостово; | беседа демонстрация, практикум | Практикум: Выполнение фрагмента жостовской росписи | Жостовские подносы, иллюстрации с их изображением | Текущий Фронтальный | закончить работу | |
15. | 21.12 | Искусство Городца. | Урок применения знаний и умений Практическое занятие | Научить выполнять элементы Городецкой росписи; | беседа демонстрация, практикум | Практикум: Выполнение фрагмента росписи по мотивам росписи | варианты росписи Городецких разделочных досок; | Текущий Фронтальный, выставка | закончить работу | |
16 | 28.12 | Городецкая роспись на разделочных досках; | Урок применения знаний и умений Практическое занятие | уметь работать кистью, подбирать цвет; развивать творческую фантазию, | беседа, демонстрация, практикум | использованием образа птицы, коня, растительных элементов | Видео фильм изображение порядка выполнения Городецкой росписи. | Текущий Фронтальный | закончить работу | |
III четверть Декоративное искусство в современном мире - 10часов | ||||||||||
17. | 11.01 | Народная праздничная одежда. | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с русским костюмом | беседа, демонстрация, практикум | Практикум: Создание эскизов одежды | изображение русского народного костюма | Текущий Фронтальный | ножницы, кусочки ткани, | |
18. | 18.01 | Изображение народной одежды. | Урок применения знаний и умений Практическое занятие | Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса | рисование, аппликация, выставка работ | Практикум: Создание эскизов праздничной одежды | Репродукции картин русских художников, изображения русского костюма | Текущий Фронтальный | бумага, картон, клей, ножницы, бусы, кружева ленты. | |
19. | 25.01 | Кукла-берегиня в русском народном костюме. | Урок применения знаний и умений Практическое занятие | Развивать образное и воображение эстетического вкуса, | беседа, демонстрация, практикум | Практикум: Создание эскизов куклы берегини | изображением русского народного костюма | Групповой | работа в классе материал для работы | |
20. | 01.02 | Орнамент вышивки русского народного костюма. | Урок применения знаний и умений Практическое занятие | Познакомить старинной русской вышивкой, дать понятие орнамента; | беседа, демонстрация, эскиз | Практикум: Создание эскизов орнаментов на русском костюме | изделия с вышивкой народных мастеров | Текущий Фронтальный | закончить работу | |
21 | 08.02 | Костюм донских казаков. | Урок применения знаний и умений Практическое занятие | Ознакомить учащихся с костюмом донских казаков | беседа, демонстрация, практикум | Практикум: Создание эскизов | литература с изображением и описанием донского костюма. | Текущий Фронтальный | работа в классе | |
22 23 | 15.0222.02 | Праздничные народные гулянья. | Урок применения знаний и умений Практическое занятие | Познакомить учащихся с главными народными праздниками | беседа, практикум -рисование | Практикум: Создание эскизов народного праздника | репродукции В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», | Групповой | работа в классе | |
24. | 01.03 | Народные промыслы родного края. | Урок применения знаний и умений Практическое занятие | Познакомить учащихся с промыслом родного края (донской фаянс), их историей и его видами; | беседа, дискуссия, рисование - роспись | Практикум: Создание эскизов плакеток. | образцы донского фаянса, художественные материалы | Текущий | Мука, мелкая соль, яйцо, масло растительное | |
25. | 15.03 | Изготовление сувениров из солёного теста | Урок применения знаний и умений | Ознакомить с приёмами работы солёным тестом | беседа, практикум- лепка | Практикум: Навыки работы с солёным тестом; | образцы донского фаянса, художественматериалы | Текущий Фронтальный | Работа в классе | |
26. | 22.03 | Роспись посуды, сувениров | Урок применения знаний и умений Практическое занятие | Развивать навыки работы кистью, уметь работать кистью | практикум рисование - роспись | образцы донского фаянса, художественные материалы | Тематический контроль, выставка | Работа в классе | ||
IV четверть Декор, человек, общество, время - 9 часов | ||||||||||
27. | 5.04 | Краски космоса. | Комбинированный урок | Формировать познавательный интерес | беседа, практикум - рисование | Работа над рисунком на тему: «Человек и космос» | Видео материалы космических просторов вселенной | Текущий Индивидуальный контроль | закончить работу | |
28 | 12.04 | Украшения в жизни древних обществ. | Комбинированный урок | Изображать костюм эпохи Древнего Египта | беседа, практикум-рисование | Выполнение эскизов ваз по мотивам искусства Древнего Египта | иллюстративный материал одежды Древнего Египта. | Текущий Индивидуальный контроль | закончить работу | |
29. | 19.04 | Костюм эпохи Древней Греции. | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в Древней Греции, | беседа, практикум -рисование костюма и орнамента | Выполнение эскизов браслетов, ожерелий, входящих в костюм | костюма и орнаментов эпохи Древней Греции, | Текущий Индивидуальный контроль | закончить работу | |
30. | 26.04 | Греческая керамика. | Комбинированный урок | Сформировать представление об основных видах древнегреческих ваз и их форме | Беседа, дискуссия, аппликация | Выполнение эскизов ваз по мотивам искусства Древней Греции | изображением основных видов древнегреческих ваз | Текущий Индивидуальный контроль | закончить работу | |
31. | 03.05 | Рисование на тему «День Победы». | Комбинированный урок | Воспитывать у учащихся патриотическое чувство, любовь к Родине; | беседа, дискуссия, рисование | Выполнение эскизов праздника | Репродукции картин, альбом краски гуашь. | Текущий Индивидуальный контроль | закончить работу | |
32. | 10.05 | О чём рассказывают гербы. | Комбинированный урок | Познакомить основными частями классического герба значением цвета и формы | беседа, дискуссия, рисование | Создание проекта собственного герба или герба своей семьи | Изображение государственной символики (герб, флаг) | Текущий Индивидуальный контроль | закончить работу, | |
33. | 17.05 | Что такое эмблемы, зачем они нужны людям. | Урок применения знаний и умений Практическое занятие | Формировать понятие о символическом характере декоративного искусства | беседа, дискуссия, рисование | Создание проекта «Эмблема класса, кабинетов школы» | Изображение знаков-символов (дорожные знаки) | Текущий Индивидуальный контроль | эмблемы для школьных кабинетов | |
34. | 24.05 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | Урок-соревнование. Обобщающий урок | формирование познавательного интереса детей к народному искусству; работа в группах | ответы на вопросы и задания | Игра-викторина. рассмотреть костюмы и определить владельца; увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюмов, или задания на развитие чувства стиля | загадки по темам года, кроссворды, карточки загадки, набор игровых материалов, карточки-лото | Групповой-выставка | работа в классе | |
35. | 31.05 | Знатоки декоративно – прикладного искусства. | Урок обобщения и систематизации знаний Урок-тест | формирование познавательного интереса детей к народному искусству; уч-ся работать в группах | игра | Урок – игра. Игра «Крестики - нолики» | Тематический контроль, | работа в классе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по технологии "Технология ведения дома" 6 класс
Календарно - тематическое планорование составлено для курса "Технология ведения дома" 6 класс в соответствии с ФГОС по программе Н.В.Синица, В.Д.Симоненко...
Календарно - тематическое планирование по технологии "Технология ведения дома" 7 класс
Календарно - тематическое планирование по курсу "Технология ведения дома" 7 класс составлено в соответствии с ФГОС по программе Н.В.Синица, В.Д.Симоненко....
Календарно- тематическое планирование по технологии 5 класс по учебнику "Технология ведения дома" Н.В.Синица
Календарно- тематическое планирование по технологии 5 класс по учебнику "Технология ведения дома" (смешанный вариант )Н.В.Синица, Симоненко В.Д...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 5
Рабочая программа по предмету «Технология» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основной образовательной программой...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 6
6 классПо завершении учебного года обучающийся:называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль реги...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 7
7 классПо завершении учебного года обучающийся:называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль реги...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 8
Рабочая программа по предмету «Технология» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основной образовательной программой...