Урок технологии в 5 классе с использованием ТДМ
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме
Цели:
1. Ознакомить учащихся со свойствами хлопка и льна, их использованием, районами выращивания.
2. Формировать умения по определению свойств хлопчатобумажных и льняных тканей, научить распознавать эти ткани по внешнему виду.
3. Закрепить знания и умения учащихся по определению направления долевой нити в ткани, лицевой и изнаночной сторон ткани, вида отделки ткани.
4. Систематизировать и дополнить знания учащихся о классификации волокон, о тканях, выработанных полотняным переплетением и их свойствах.
5. Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, тренировать коммуникативные умения, навыки самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tdm_tkani_iz_natur_rastit_volokon.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ловчикова Е. Б., учитель технологии ГБОУ СОШ №901
Класс: 5.
Тема: Ткани из натуральных растительных волокон.
Лабораторно-практическая работа: Изучение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей.
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).
Цели:
- Ознакомить учащихся со свойствами хлопка и льна, их использованием, районами выращивания.
- Формировать умения по определению свойств хлопчатобумажных и льняных тканей, научить распознавать эти ткани по внешнему виду.
- Закрепить знания и умения учащихся по определению направления долевой нити в ткани, лицевой и изнаночной сторон ткани, вида отделки ткани.
- Систематизировать и дополнить знания учащихся о классификации волокон, о тканях, выработанных полотняным переплетением и их свойствах.
- Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, тренировать коммуникативные умения, навыки самоконтроля.
Материалы и инструменты:
Образцы тканей: х/б с кромкой – 1; льняная без кромки – 1.
Инструкционная карта.
Таблица «Сравнительная характеристика х/б и льняных тканей».
Образцы тканей для лабораторной работы: х/б ткани – 2шт.
льняной ткани – 2шт.
Толстая игла, лупа.
Карточки-задания.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, начнем урок технологии. Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
- Материаловедение.
- Правильно. А что изучает наука материаловедение?
- Швейное материаловедение – это наука, которая изучает строение и свойства материалов, применяемых для изготовления швейных изделий.
- Сегодня у нас урок открытия нового знания. Что для этого вы должны будете сделать?
- Сначала понять, что мы не знаем, а затем сами открыть новое.
- Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
- Перед вами на парте лежит по два образца ткани. Из чего состоит ткань?
- Из нитей, плотно переплетенных между собой.
- Как называются нити, идущие вдоль ткани?
- Долевые нити или основа.
- Как называются нити, которые проходят поперек ткани?
- Поперечные или нити утка.
- Определите на предложенных образцах направление долевой нити. По каким признакам вы будете определять нить основы?
- По растяжению, по звуку, по кромке.
- Поясните, как по этим признакам вы определили направление д/н.
- По растяжению: долевая нить растягивается слабее, чем поперечная;
по кромке: д/н всегда проходит вдоль кромки;
по звуку: при резком растяжении ткани (хлопком) по д/н звук будет звонкий, а по поперечной – глухой.
- Определите вид отделки предложенных образцов. Какие бывают ткани по виду отделки?
- Суровые, отбеленные, гладкокрашеные, напечатанные (набивные), пестротканые, с блеском, с ворсом.
- Определите лицевую и изнаночную стороны ваших образцов. Чем отличается лицевая сторона ткани от изнаночной у тканей с разными видами отделки?
- У напечатанной ткани – по яркости и четкости рисунка;
у гладкокрашеной ткани и пестротканой – на лицевой стороне гладкая поверхность, а на изнаночной стороне – поверхность с узелками и ворсинками;
в тканях с ворсом – по длине ворса – на лицевой стороне он более длинный и пушистый, а в некоторых тканях ворс расположен только на лицевой стороне (например, бархат, вельвет);
у тканей с блеском лицевая сторона блестящая, а изнаночная – матовая.
- На какие группы можно разделить волокна по способу получения?
- На натуральные и химические.
- На какие группы можно разделить натуральные волокна по происхождению?
- На растительные, животные и минеральные.
- Приведите примеры.
- Растительные: хлопок, лен, пенька.
Животные: шерсть, нат. шелк.
Минеральные: асбест.
- Определите, из какого волокна изготовлены ваши образцы тканей.
- Выявление причины затруднения.
- В чем причина затруднения?
- Мы не умеем определять из какого волокна изготовлена ткань.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Сформулируйте цель урока.
- Научиться определять свойства тканей и распознавать ткани по внешнему виду.
- Сформулируйте тему урока.
- Ткани из натуральных растительных волокон. Свойства х/б и льняных тканей.
- Запишите в тетрадь число и тему урока.
Что вам может помочь в достижении цели?
- Мы должны научиться определять свойства тканей, сравнивать их между собой.
- Составьте план действий.
- Чтобы по внешнему виду отличить х/б ткань от льняной мы должны:
1. ознакомиться с тканями из хлопка и льна;
2. научиться определять свойства этих тканей;
3. сравнить полученные данные с таблицей «Сравнительная характеристика х/б и льняных тканей».
4. определить вид волокна, из которого изготовлена ткань.
- Реализация построенного проекта.
- Для реализации вашего проекта давайте сначала познакомимся с тканями из хлопка и льна.
Хлопок – волокно, получаемое из семенных коробочек хлопчатника – однолетнего теплолюбивого кустарника.
Хлопчатник – очень древняя культура, его начали возделывать более 4000 лет назад. При созревании плода коробочка раскрывается. Собранное вместе с семенами волокно называется хлопком-сырцом. Хлопок представляет собой тонкие, короткие, мягкие, пушистые волокна белого цвета, которые по внешнему виду напоминают вату.
Районы возделывания хлопка: Китай, Индия, Пакистан, Узбекистан, Турция, Туркменистан.
Хлопок широко применяют в производстве тканей, швейных ниток, пряжи, трикотажных изделий, в медицине (бинты, вата).
Отходы хлопка используют для получения искусственных волокон.
Хлопковое масло используют в пищу.
Лен – однолетнее травянистое растение.
Разводят в основном два вида льна: лен-долгунец с длинным прямым стеблем высотой до 1метра – для получения волокна и лен-кудряш – короткий, с сильно ветвящимся стеблем – для получения семян.
Льняная пряжа состоит из прочных, круглых лубяных волокон.
Лен – одно из древнейших культурных растений, его начали возделывать около 9000 лет назад. Ткани из льна были известны еще в Древнем Египте. Технология обработки льна у них была развита очень высоко, что доказывает тот факт, что одежду из льна могли позволить себе носить только фараоны, жрецы и знатные люди. Льняные полотна были до того тонкие, что в них трудно было сосчитать число нитей.
Льняные ткани были хорошо известны и в Древней Греции.
В России лен всегда был любимым растением. Его разводили еще со времен Киевской Руси, что подтверждается летописями. С самого возникновения Руси лен разводили сначала в Псковской области, потом в Новгородской и Суздальской, по берегам рек Вологды и Двины, а затем во Владимирской, Ярославской областях, на Балтийском побережье.
О том, какое значение имел лен в жизни крестьян говорит народная пословица: «Лен накормит, оденет и вылечит».
Обработка льна состоит из следующий операций: 1 – мочка; 2 – мятье и трепанье.
Льняное волокно используют для производства летних костюмно-плательных тканей, белья, скатертей, полотенец. Из льняной пряжи вяжут летнюю одежду, салфетки. Льняное масло обладает лечебными свойствами, его широко применяют в народной медицине для профилактики и лечения многих заболеваний, а также используют в косметологии и парфюмерии.
Знаменитая царица Клеопатра отводила льняному маслу особое место. Она употребляла его в пищу, оно служило основой для всех ее чудодейственных кремов и масок.
Для дальнейшей реализации вашего проекта я предлагаю работу в парах.
Пользуясь инструкционной картой, определите свойства тканей и внесите полученные данные в форму отчета (учащиеся выполняют лабораторно-практическую работу).
Через 5 – 7 минут каждая из пар называет по одному свойству ткани из таблицы и зачитывает результаты, которые они записали в форму отчета.
Остальные учащиеся дополняют и корректируют их ответ.
- Какие затруднения возникли в работе?
- Сумели вы справиться с ними?
- Да.
- Как вы можете себя проверить?
- Воспользоваться таблицей «Сравнительная характеристика х/б и льняных тканей».
- Первичное закрепление во внешней речи.
- Какие свойства характерны для х/б тканей?
- Они имеют матовую поверхность, мягкие на ощупь, сминаемость и осыпаемость нитей у них средняя, нити прямые, тонкие, обрыв нитей в виде ватки.
- Какие свойства характерны для льняных тканей?
- Слабый, не резкий блеск, на ощупь – жесткие, сильно сминаются и осыпаются, имеют извитые нити, неравномерные по толщине, на месте обрыва нитей образуются волокна с заостренными концами – кисточки.
- Какое свойство тканей из таблицы вы не смогли определить самостоятельно?
- Горение.
Демонстрация опыта – горение х/б и льняных волокон.
- Определите характер горения, запах, что остается в остатке.
- Желтое пламя, запах жженой бумаги, остается серый пепел.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
А теперь я раздаю вам еще по два образца ткани и предлагаю самостоятельно определить их свойства и вид волокна, из которого они изготовлены. На работу отводится 5минут. После самопроверки самостоятельной работы организуется рефлексия: выясняется, какие ошибки были допущены, проводится их анализ и устранение.
- В чем было затруднение?
- Нашли причины затруднений?
- Да.
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Вы открыли новое знание. Какой следующий шаг вашей работы?
- Применить новое знание в практической деятельности.
- Где вы можете использовать знания, полученные по материаловедению?
- При раскрое ткани и изготовлении одежды (фартука, косынки), при уходе за одеждой.
- В чем их преимущества и недостатки тканей из натуральных растительных волокон?
- Преимущества:
¤ мягкие
¤ прочные
¤ имеют хорошие гигиенические свойства
¤ натуральный, экологически чистый материал, не вреден для здоровья
¤ их легко стирать, гладить; выдерживают высокие температуры.
Недостатки:
¤ легко мнутся
¤ имеют тенденцию к усадке.
- Что, на ваш взгляд, вы должны уметь определять в ткани, какие основные свойства?
- Направление долевой нити, кромку, лицевую и изнаночную стороны, осыпаемость срезов.
- Правильно. Предлагаю вам выполнить задания по карточкам.
Вопросы:
- Укажите номера тканей, выработанных из хлопкового волокна.
- Укажите номера тканей с кромкой.
- Какие ткани выработаны из льняного волокна?
Для удобства проверки ткани подбираются разных цветов и рисунков, но по определенному принципу.
Например:
№1. Ткань х/б, напечатанная, с кромкой.
№2. Ткань льняная, пестротканая, без кромки.
№3. Ткань х/б, гладкокрашеная, с ворсом.
№4. Ткань х/б, отбеленная, с кромкой.
№5. Ткань льняная, суровая, без кромки.
- Поменяйтесь работами с соседкой по парте. Проверьте работы друг друга.
- Какие затруднения возникли при работе?
Ответы:
- 1,3,4.
- 1,4.
- 2,5.
- Поднимите руки, кто самостоятельно и верно выполнил задание.
9. Рефлексия деятельности на уроке.
- Какую цель ставили на уроке?
- Научиться распознавать ткани из натуральных растительных волокон.
- Как различить по внешнему виду х/б и льняную ткани?
- По свойствам. Надо определить свойства и сравнить с таблицей.
- Теперь такая таблица есть у вас в папке и вы сможете это сделать самостоятельно.
Вы достигли цели?
- Да.
- Сделайте анализ своей деятельности и ее результатов на уроке.
«Светофор»:
Красный – требуется помощь по какому-то вопросу;
Желтый – согласны с высказыванием;
Зеленый – не согласны.
¤ Мне понятна тема.
¤ Я знаю как определять свойства х/б и льняных тканей.
¤ Я умею по внешнему виду определять свойства х/б и льняных тканей.
¤ При выполнении лабораторной работы у меня все получилось.
¤ Мне понятна причина ошибки в работе.
¤ Я довольна своей работой на уроке.
Домашнее задание.
Повторить записи, принести тетрадь, папку.
Приложение №1.
Сравнительная характеристика хлопчатобумажных и льняных тканей.
Свойства тканей | Хлопчатобумажные ткани | Льняные ткани |
Поверхность | Шероховатая | Гладкая |
Блеск | Матовый | Слабый, не резкий |
Мягкость | Мягкие | Жесткие |
Сминаемость | Средняя | Сильно сминаются |
Осыпаемость нитей | Средняя | Сильная |
Внешний вид нитей | Прямые | Извитые |
Толщина нитей | Тонкие | Толстые, неравномерные по толщине |
Вид обрыва нитей | В виде ватки | Волокна с заостренными концами – кисточка |
Гладкость нитей | пушистые | Гладкие |
Горение | Желтое пламя, запах жженой бумаги, Остаток – серый пепел | Желтое пламя, запах жженой бумаги, Остаток – серый пепел |
Приложение 2.
Лабораторно-практическая работа.
Изучение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей.
Оборудование: по 2образца х/б и льняных тканей, толстая игла, лупа, таблица «Сравнительная характеристика хлопчатобумажных и льняных тканей».
Ход работы:
При определении свойств тканей сравнивайте полученные результаты с данными таблицы.
- Рассмотрите образцы, определите у каких из них поверхность блестящая, а у каких матовая.
- Определите на ощупь гладкость поверхности и мягкость каждого образца.
- Сожмите ткань в руке на 15секунд, определите, какая ткань сминается сильнее.
- Отделите иглой от образцов по несколько нитей, определите, у какого образца нити осыпаются сильнее.
- Выньте из образцов по одной нити, рассмотрите их в лупу. Определите, у какой ткани нити прямые, а у какой – извитые.
- Рассмотрите нити в лупу, сравните их по толщине.
- Разорвите по одной нити из каждого образца, определите что вы видите на месте обрыва.
- Обобщив полученные данные, определите по таблице вид волокна, из которого изготовлен каждый образец, внесите данные в форму отчета.
Признаки определения вида ткани | Образцы тканей |
1 | 2 | 3 | 4 |
Блеск |
Мягкость |
Сминаемость |
Осыпаемость |
Извитость нитей |
Толщина нитей |
Гладкость нитей |
Вид обрыва нитей |
Горение |
Вид ткани |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 3 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.
Коспект урока по физической культуре в коррекционной школе для 3 класса (VIII вид)....
Открытый урок в 3 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Учитель второй квалификационной категории Ачилдиева Татьяна Александровна.
Тема: “Все времена года по-своему красивы” (All seasons are beautiful).Пояснительная записка.Данный урок предназначен для учащихся 3х классов школ с углубленным изучением английского языка на ба...
Разработка урока в 7 классе с использованием адаптивных технологий.(Работа в малых группах). Тема: "Многочлены"
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Урок исследование.Цели урока: Формировать познавательный интерес на основе изменения способов организации изучаемых знаний, с...
Разработка урока в 6 классе с использованием технологии модерации. Тема."Координатная плоскость"
Урок изучения нового - лекция, исследовательская работа, учебный практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний....
Разработка урока в 5 классе с использованием игровых технологий
Урок в 5 класе по учебнику Афанасьевой О.В. Повторение изученного материалла по темам цвета, алфавит, время, цислительные в игровой форме...
Урок в 5 классе с использованием информационных технологий УМК Кауфман К.
Урок в 5 классе с использованием информационных технологий УМК Кауфман К....
Методическая разработка открытого урока в 8 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»
Урок анатомии в 8 классе по теме "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза". На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элемент...