Разработка урока в 7 классе с использованием адаптивных технологий.(Работа в малых группах). Тема: "Многочлены"
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему

Онучина Ирина Алексеевна

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации  знаний. Урок исследование.

Цели урока:  Формировать познавательный интерес на основе изменения способов организации изучаемых знаний, способствовать развитию гибко алгоритмизированного мышления.

Задачи:

  • Систематизировать материал по теме «Многочлены».
  • Провести диагностику усвоения системы знаний и умений её применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
  • Развивать познавательные процессы, память, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность.
  • Выработать критерии оценки своей работы, умение анализировать проделанную работу и адекватно её оценивать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока в 7 классе

с использованием адаптивных технологий

(работа в малых группах).

учителя ГОУ СОШ «Школы здоровья» № 901 ЮАО г. Москвы

Онучиной Ирины Алексеевны

Тема:  «Многочлены»

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации  знаний. Урок исследование.

Дата: 24.10.2008 г.

Цели урока:  Формировать познавательный интерес на основе изменения способов организации изучаемых знаний, способствовать развитию гибко алгоритмизированного мышления.

Задачи: 

  1. Систематизировать материал по теме «Многочлены».
  2. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений её применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
  3. Развивать познавательные процессы, память, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность.
  4. Выработать критерии оценки своей работы, умение анализировать проделанную работу и адекватно её оценивать.

                                Ход урока:

  1. Организационная часть.

Представим себе, что сегодня наш класс – научно-исследовательский институт. А вы, ученики, - сотрудники этого института. А именно, сотрудники различных лабораторий по проблемам математики. Вас всех пригласили принять участие в заседании учёного совета этого НИИ, чтобы обсудить с вами тему «Действия с многочленами». В процессе работы в НИИ вы должны: закрепить изученный материал, показать уровень усвоения темы, разобраться в непонятных ранее моментах, проконтролировать и оценить свои знания. У каждого из вас на столе оценочный лист, где вы будете фиксировать свои достижения, и в конце оцените свою работу как сотрудники наших лабораторий.

                                 Оценочный лист.

Входной контроль

Лаборатория теоретиков

Лаборатория формул

Лаборатория

исследований

Лаборатория

тайн

Лаборатория

уравнений

Активность

на уроке

Всего баллов

Оценка

        

Девизом нашего заседания является лозунг: «Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий».

II. Актуализация опорных знаний.

Но прежде, чем войти в лаборатории НИИ, вам необходимо пройти испытание, которое будет пропуском в эти лаборатории.

Входной контроль:

Упростите:

  1. c4·c²         (c³)4        c7·c3·c                 (c2)6·c
  2.  4х²·(-2y)          -5a·(-4a²)            (5x4)2              (-2x²)³
  3.  (х-3)²    (6+в)²    (5p+2q)²    (4-y)(4+y)    (в+7)(7-в)     (9k-4n)(9k+4n)
  4.  8x5-10х5         -4а2-3а2         5у4+2у3

Обменяйся тетрадью с соседом по парте и оцени его работу. За полностью выполненную работу ставь оценку «5», за три задания – оценку «4», за два задания оценку «3», за одно верно выполненное задание оценку «2». Итак, мы получили пропуск в лаборатории. Перед нами лаборатория теоретиков.

                         Лаборатория теоретиков.

Давайте примем участие в работе этой лаборатории. В ней много правил, по которым мы работаем.

У каждого учащегося имеется карточка-домино. Карточка содержит вопрос и ответ. Первым начинает ученик, у которого карточка содержит слова «Старт» и «Финиш». Он задаёт стартовый ответ. Он же даёт финишный ответ. Каждый ученик должен внимательно следить за ходом игры, чтобы не пропустить свой ответ. Ответив, ученик задаёт свой вопрос и т.д. Учитель указывает на ошибку, если прозвучал неправильный ответ. Все учащиеся одновременно следят и за тем, чтобы был дан правильный ответ. За игру в домино в оценочный лист вы себе поставите один балл, если верно ответите на вопрос, и 0 баллов, если пропустите свой ответ.

        

Итак «Математическое домино».

Финиш: Ответ: Произведению суммы этих выражений на неполный квадрат их разности.

Старт: Вопрос: Что называют многочленом?

Ответ:    Сумму одночленов.

Вопрос: Что называют одночленом?

Ответ: Произведение чисел, переменных и их степеней.

Вопрос: Какие слагаемые называют подобными?

Ответ:  Слагаемые с одинаковой буквенной частью.

Вопрос: Как привести подобные слагаемые?

Ответ:  Сложить их числовые коэффициенты, а результат умножить на общую буквенную часть.

Вопрос: Как умножить одночлен на многочлен?

Ответ: Одночлен умножить на каждый член многочлена, а результаты сложить.

Вопрос: Как перемножить одночлены?

Ответ: Перемножить числовые коэффициенты, а затем перемножить степени с одинаковыми основаниями и результаты перемножить.

Вопрос: Как умножить две степени с одинаковыми основаниями?

Ответ: Основание оставить тем же, а показатели степеней сложить.

Вопрос: Как возвести степень в степень?

Ответ: Основание оставить тем же, а показатели степеней перемножить.

Вопрос: Как умножить многочлен на многочлен?

Ответ: Каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и результаты сложить.

Вопрос: Чему равен квадрат суммы  двух выражений?

Ответ: Квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого на второе плюс квадрат второго выражения.

Вопрос: Чему равен квадрат разности?

Ответ: Квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого на второе плюс квадрат второго выражения.

Вопрос: Чему равно произведение разности и суммы двух выражений?

Ответ: Разности квадратов этих выражений.

Вопрос: Чему равно произведение разности двух выражений на неполный квадрат их суммы?

Ответ: Разности кубов этих выражений.

Вопрос: Чему равна сумма кубов двух выражений?

 

Лаборатория формул.

В стране многочленов много формул сокращённого умножения. Объясните, для чего они нужны и в каких случаях вы их применяете?

1 задание: Из разложенных на доске карточек выбрать пары равных выражений и с помощью магнитов составить верные формулы.

                (а-в)2          (а-в)(а+в)       (а+в)2     (а-в)(а2+ав+в2)

        (а+в)(а2-ав+в2)    а2-2ав+в2      а2+2ав+в2        а22      а22

                                а33        а33

Осталась лишняя карточка. Почему? Останутся ли верными формулы сокращённого умножения, если в них вместо букв а и в поставить любые целые выражения?

2 задание: Выполнить тест с последующей проверкой.

                1 вариант.                                            2 вариант.

Раскройте скобки:                                   Раскройте скобки:

1. (х+2у)2                                                     1. (х+3у)2

     а) х2+4ху+4у2   б) х2+4ху+2у2                 а) х2+6ху+3у2       б) х2+6ху+9у2

     в) х2+4у2                  г) х2+2ху+4у2                          в) х2+9у2                    г) х2+3ху+9у2

2. (2а-3)2                                                                                 2. (4а-1)2

      а)   4а2-6а+9     б)  4а2-12а+9                         а) 16а2-8а+1            б) 4а2-4а+1

      в) 2а2-12а+9       г)   4а2-9                              в) 16а2-4а+1             г) 16а2-1

3. (3х-5у2)(3х+5у2)                                        3. (4х-3у2)(4х+3у2)

      а)  9х2-25у2         б) 9х24                         а) 4х2-3у4         б) 16х2_4

      в)  9х2+25у2         г) 9х2-25у4                  в) 16х2+9у4         г) 4х2-9у2

4. (а+2)(а2-2а+4)                                     4. (а+3)(а2-3а+9)

    а) а3+16                  б) а3-8                             а) а3+3                  б) а3-27

    в) а3+2а2+8             г) а3+8                    в) а3+27                г) а3-3а2+27

5. (х-1)(х2+х+1)                                          5. (х-2)(х2+2х+4)

   а) х32-1                 б) х3-1                           а) х3-8          б) х3+8

   в) х32-1                  г) х3+1                          в) х3-2х2+8   г) х3-16

 В оценочный лист поставить: если все верные –3 балла, 4 верных – 2 балла,  3 верных – 1 балл.

Владение математикой – это умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие оригинальности, изобретательности, смекалки, находчивости.

                        Лаборатория исследований.

У каждого из вас написаны 6 равенств, среди которых есть верные, а есть и неверные. Вам необходимо найти ошибки. Напротив каждого равенства нужно написать верное или неверное. Назвать ошибки. Верно - неверно.

(а-в)(а+в)=а22+2ав

(3а2)2=27а4

(4у-3х)(4у+3х)=8у2-9х2

(3х+а)2=9х2-6ах+а2

(0,1ху3)2=0,01х2у6

(х+4у)22+16у2+8ху

        

В оценочный лист 3 балла - за все правильные ответы, 2 балла - за 4 или 5 правильных ответа, 1 балл – за 3 правильных ответа.

                           Лаборатория раскрытия тайн.

Межпланетная станция, запущенная для изучения планеты Марс, произвела фотосъёмку её поверхности. Побывала на ней, взяла пробу грунта и вернулась на Землю. Вместе с пробами учёные обнаружили кусок твёрдого сплава с таинственными обозначениями. Так вот эти учёные обратились к вам за помощью, чтобы вы объяснили, что обозначают эти таинственные знаки.

        Найди неизвестный математический объект.

1)         (3х + *   )2 =   *   +    *    +49 у2 

2)         (10m2  -   *   ) (  *     +  10m2)=   *   - 4t6

3)         *      ·  ( x²  -xy)  =  x²y²-xy³

4)        (   *  -  2m)²=   *  -  40m  +4m²

5)        (  *  -3b³)( * +3b³)=  a2  -   *

6)         *  · (a² - 2b)=3a³b - 6ab²

        Задание выполняем по вариантам. Первые три задания –1 вариант, вторые три задания –2вариант. Второй вариант немного сложнее. Вариант – на ваш выбор.

        В оценочный лист 3 балла, 2 балла, 1 балл.

        А теперь пришло время и отдохнуть.

Лаборатория уравнений.

Перед нами лаборатория уравнений. Давайте примем участие в исследованиях этой лаборатории.

Выдающийся физик Альберт Эйнштейн – основоположник теории относительности - говорил так: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».

Вот и займёмся уравнениями. Попробуем применить вызубренные формулы к решению уравнений. На доске записаны 8 уравнений. Каждый из вас будет решать 2 уравнения. Затем нужно будет подойти к доске, отыскать полученный результат и прикрепить его обратной стороной (буквой) к своему уравнению. Если вашего результата нет, значит, уравнение решено неверно.

Реши уравнения

  1.  (6y+2)(5-y)=47-(2y-3)(3y-1)                                2     -     А

  1. (x+6)²-(x-5)(x+5)=79                                                1,5  -     Л

        

  1.  9x·(x+6)-(3x+1)²=1                                                  -    Д

  1. a·(8-9a)+40=(6-3a)(6+3a)                                        -0,5   -   Ж

  1. 16y·(2-y)+(4y-5)²=0                                                   -    А

  1. (х-7)²+3=(х-2)(х+2)                                                  4     -     Б

  1. (2-х)²-х·(х+1,5)=4                                                   0    -     Р

  1. (2х-3)(2х+3)-8х=7+4х²                                          -2    -    А

Какими приёмами мы пользовались при решении уравнений?

Мы получили загадочное слово  АЛ-ДЖАБРА. Что же это за слово?

Занимаясь математикой, вы не могли не заметить, что она состоит из нескольких частей. Вы научились оперировать с натуральными и дробными числами, знаете положительные и отрицательные числа. «Число» - по-гречески звучит арифмос. Поэтому наука о числе получила греческое название арифметика.

 Другой раздел математики посвящён различным фигурам и их свойствам и называется «Геометрия». Гео – по-гречески земля, метрио – меряю.Но вот слово алгебра – раздел математики, где решаются уравнения, рассматриваются преобразования выражений, составленные из чисел и букв – не греческое. В чём тут дело? Разве у греков не было алгебры. Была. Но решали древние греки алгебраические задачи геометрически.

А вот слово алгебра произошло от слова ал-джабра, взятого из названия книги узбекского математика, астронома и географа Мухамеда Ал-Хорезми  «Краткая книга об исчислениях ал-джабры и ва-л-мукабалы». Арабское слово аль-джебр переводчик не стал переводить, а записал его латинскими буквами algebr. Так возникло название науки, которую мы изучаем. «Ал-джабра» -операция переноса членов из одной части уравнения в другую, но уже с противоположным знаком. По-русски это слово означает «восполнение».

Интересно, что «алгебраистами» в средние века называли вовсе не математиков, а арабских хирургов-костоправов.

        

                        Лаборатория Эрудитов.

На формулах сокращённого умножения основаны некоторые математические фокусы, позволяющие производить вычисления в уме. Например:

        

312= (30+1)2=900+60+1=961

292=(30-1)2=900-60+1=841

31·29=(30+1)(30-1)=900-1=899

Но самый элегантный фокус связан с возведением в квадрат чисел, оканчивающихся цифрой 5.

Сообщение учащихся.

Проведём соответствующие рассуждения для 852. Имеем:

852=(80+5)2=802+2·80·5+5²=80(80+10)+25=80·90+25=7200+25=7225

Замечаем, что для вычисления 852 достаточно было умножить 8 на 9 и к полученному результату приписать справа 25. Аналогично можно поступать и в других случаях. Например, 352=1225 (3·4=12 и к полученному числу приписали справа 25).

Чтобы целое число с половиной возвести в квадрат, нужно умножить целое число на соседнее большее число и к результату приписать ¼. Например, (6½)²=42¼     (7½)²=56¼

Быстро и просто. Доказать мы это сумеем, когда научимся выносить общий множитель за скобку. А это будет на следующих уроках.

Вопрос - изюминка:

1.  Возведите в квадрат: 452, 952, 1252, (9½)², (20½)².

2. Изменив положение одной цифры, добейтесь, чтобы равенство было верным:   102=100

3.  Сравните, что больше: 372 или 36·38?

III Итог урока.        

         Давайте, оценим свою активность на уроке (1-3 балла) и поставим себе оценку за урок:  14-15 баллов –«5»,  10-13 баллов  -«4», 7-9 баллов -«3» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» с использованием кейс-технологии ( работа в группах).

Повторение и обобщение изученного материала по теме: «Имя прилагательное» в 6 классе; формирование универсальных учебных действий. В ходе проведения урока используются различные формы работы: индивиду...

Урок литературы в 5 классе по теме «Стихотворение К. Бальмонта « Снежинка» с использованием кейс-технологии (работа в группах)».

Цели урока:научить работать над словом, интерпретировать поэтический текст с точки зрения содержания, образных средств, формы;Задачи урока:Образовательные:обеспечить в ходе урока повторение и закрепле...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В 8-М КЛАССЕ Тема урока: «Знаешь ли ты Санкт-Петербург?» «Do you know St.Petersburg? »

Задачи урока: Формирование иноязычной коммуникативной, ценностно-смысловой, учебно-познавательной и информационной компетенции средствами английского языка через использование современных технол...

№23 Текстовый редактор Word. Технология работы с таблицами. Для Группы ТЭУ-02 за 23.10.20.

Задание:1. Создать таблицу.2. Сохранит созданный файл.3. Ответить на контрольные вопросы....

№ 30. Текстовый процессор Word. Технология работы с таблицами. Для группы МЖКХ-3 за 30.10.20.

Задание:1) Приготовить сообщение по данной теме.2) Создать информационный лист "Технология работы с таблицами".3) Выполнить задание по созданию таблицы согласно образцу....

№31. Технология работы с таблицами. Для группы МЖКХ-3 за 2.11.20 и 3.11.20.

Задание: Выполнить практическую работу " Создание таблиц в текстовом редакторе WORD"...

№34. Технология работы с таблицами. Для группы МЖКХ-3 За 6.11.20.

Задание: Выполнить таблицы в текстовом редакторе" WORD" согласно образцу....