Методическая разработка открытого урока в 8 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»
план-конспект занятия по биологии (8 класс) на тему
Урок анатомии в 8 классе по теме "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза". На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элементами информационно-коммуникативной и здоровьесберегающей технологий.
Обоснование методического комплекса урока
Цели урока:
Образовательные: создание условий для
- актуализации и расширения знаний учащихся о строении анализаторов;
- ознакомления со строением и функциями глаза;
- формирования знаний о близорукости и дальнозоркости
- ознакомления с нарушениями и заболеваниями органов зрения
- формулирования правил гигиены зрения.
Воспитательные: создание условий для
- сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- воспитания аккуратности, наблюдательности и любознательности.
Развивающие: создание условий для
- развития творческих способностей, логического и алгоритмического мышления, внимания и эстетического вкуса;
- развития умений анализировать, делать выводы.
Учебно-материальное обеспечение:
- компьютер, мультимедийный комплекс;
- электронная презентация;
- фильмотека;
- макет глазного яблока;
- рабочий лист для каждого ученика;
- раздаточный материал для рефлексии
Формы и методы:
- Фронтальная работа
- Индивидуальная работа
- Работа в парах
- Методы, активизирующие мышление
- Использование опорных схем
- Самостоятельная работа
- Эксперимент
- Наглядный метод обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка открытого урока в 8 классе | 72.5 КБ |
Презентация к уроку "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза" | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
открытого урока в 8 классе
с использованием
здоровьесберегающих технологий
по теме:
«Зрительный анализатор.
Строение и функции глаза»
Учитель биологии
Сорокина М.Я.
Обоснование методического комплекса урока
Цели урока:
Образовательные: создание условий для
- актуализации и расширения знаний учащихся о строении анализаторов;
- ознакомления со строением и функциями глаза;
- формирования знаний о близорукости и дальнозоркости
- ознакомления с нарушениями и заболеваниями органов зрения
- формулирования правил гигиены зрения.
Воспитательные: создание условий для
- сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- воспитания аккуратности, наблюдательности и любознательности.
Развивающие: создание условий для
- развития творческих способностей, логического и алгоритмического мышления, внимания и эстетического вкуса;
- развития умений анализировать, делать выводы.
Учебно-материальное обеспечение:
- компьютер, мультимедийный комплекс;
- электронная презентация;
- фильмотека;
- макет глазного яблока;
- рабочий лист для каждого ученика;
- раздаточный материал для рефлексии
Формы и методы:
- Фронтальная работа
- Индивидуальная работа
- Работа в парах
- Методы, активизирующие мышление
- Использование опорных схем
- Самостоятельная работа
- Эксперимент
- Наглядный метод обучения.
Структура урока
- Организационный момент (1мин.)
- Актуализация знаний через повторение(6 мин.)
- Целеполагание (2 мин.)
- Изучение нового:
- Постановка проблемной ситуации (3 мин.)
- Решение проблемы (3 мин.)
- Физкультминутка (1 мин.)
- Самостоятельная работа учащихся (10 мин.)
- Обсуждение результатов работы (4 мин.)
- Беседа (4 мин.)
- Подведение итогов урока (3 мин.)
- Рефлексия (2 мин.)
- Постановка домашнего задания (1 мин.)
Планируемые результаты обучения
Знать:
- Особенности строения органа зрения;
- Функции вспомогательного аппарата глаза;
- Механизм восприятия зрительных раздражений.
Уметь:
- Устанавливать взаимосвязи между строением и функциями органа;
- Сознательно вырабатывать у себя полезные привычки правильного поведения, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элементами информационно-коммуникативной и здоровьесберегающей технологий.
1. Орг. Момент
В стране Анатомии, в царстве Биологии мы с вами добрались до неизведанных островов – под названием « ОРГАНЫ ЧУВСТВ». Сегодня мы продолжим путешествовать по нашему с вами организму и изучим строение зрительного анализатора, поговорим о работе наших глаз, об их роли в восприятии мира, и о гигиене зрения.
Но прежде чем мы отправимся в путешествие, нужно к нему подготовиться. Поэтому вы выполните задания, которые находятся на ваших партах.
ТЕМА « Анализаторы»
1 вариант
- Охарактеризуйте данные понятия характерным термином:
Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, равновесие – это………..
- Расположите части анализатора по порядку:
- Зона коры головного мозга
- Рецептор
- Проводящий путь.
3. Соотнесите определенную зону коры больших полушарий с данными анализаторами:
1. затылочная зона а) слуховой анализатор
2. височная зона б) зрительный анализатор
3. теменная зона в) вкусовой анализатор
1. | 2. | 3. |
ТЕМА « Анализаторы»
- вариант
1. Выберите правильный ответ: чем раздражаются рецепторы глаза?
а) звуком б) светом в) вкусом
2. Соотнесите определенную зону коры больших полушарий с данными анализаторами:
1. теменная зона а) равновесие
2. затылочная зона б) осязание
3. височная зона в) зрение
1. | 2. | 3. |
3.Какой из отделов анализатора передает возбуждение в мозг?
1. нервный путь 2. Рецептор 3. Зона коры больших полушарий
- Актуализация знаний через повторение
( 5-6 мин. вместе с проверкой). Проверка Слайд № 2
- Изучение нового материала
Записывают тему урока с центрального слайда.
Слайд № 3 « Строение зрительного анализатора»
Проблемный вопрос: Почему говорят « Береги как зеницу ока»
Как вы понимаете это выражение?
- Давайте выясним, как же охраняется наше око ( Слайд № 4 Внешнее строение глаза)
Слайд № 5 «Мышцы глаза»
Работа в парах: Определение функций глазных мышц ( соседу по парте демонстрирует вращение карандашом и наблюдает движение глаз)
Физзарядка для глаз: Крепко зажмурьте глаза на 3-5 сек. Затем откройте на 3-5 сек. Повторите 4-5 раз. Это упражнение способствует улучшению кровоснабжения и расслаблению мышц глаза.
Проблемный вопрос: Как же устроены наши глаза? В чем состоит их принцип работы? Сегодня на уроке мы приоткроем и эту тайну.
Слайд № 6 « Внутреннее строение глаза»
Записи в тетради:
Оболочки глаза:
- Наружная или фиброзная
Роговица Белочная или склера
(Передняя прозрачная) ( задняя непрозрачная)
- Сосудистая оболочка -в передней части глаза называется радужка
- Сетчатка------------ рецепторы
Палочки Колбочки
Далее о строении глаза по рисунку ( желтое пятно, слепое пятно, стекловидное тело и тд.)
Слайд № 7 « Изображения на сетчатке»; Слайд № 8 «Аккомодация хрусталика»
Аккомодация – это приспособление глаза к четкому видению предмета, находящихся на различных расстояниях.
Обратить внимание на работу хрусталика.
Проблемные вопросы:
- Почему вредно читать лежа?
- Какие правила гигиены вы уже знаете?
- Обратите внимание: почему на ваших партах находятся карточки разного цвета ( розовые, желтые, зеленые) ?
- Влияет ли цвет на организм? На наше самочувствие?
- Как используют эти знания о цвете в повседневной жизни?
- Как вы понимаете выражение: « Посмотри мне в глаза», « Глаза – зеркало души» ?
- Каких специалистов вы бы посетили, чтобы проверить здоровье ваших глаз?
- А есть ли специалист, который бы мог поставить вам диагноз вашего заболевания не связанного сглазами, посмотрев вам в глаза? (иридодиагностика)
Слайд № 9 «Дальнозоркость и близорукость»
Физкультминутка. «Сбросить усталость» помогает вращение глаз, когда вы «рисуете» восьмерки.
Слайд № 10 « Гигиена зрения»
Игра « Полезно – вредно»
Я называю вам предложения, если они полезны для глаз- вы хлопаете в ладоши, а если они вредны- топаете ногами.
- Читать лежа
- Умываться по утрам
- Читать при хорошем освещении
- Смотреть на яркий свет
- Долго находиться у монитора компьютера.
Слайды № 11, 12, 13, 14,15. « Зрительные иллюзии»
Подведение итогов урока
- В заключении урока можно поиграть ( класс отгадывает, а ученик у доски показывает на плакате или интерактивной доске части глаза)
Орган зрения – это глаз.
В нем три оболочки:
Та, что белая снаружи
Назовём белочной
Та прозрачна впереди –
Со стеклом сравнится
Эту часть её зовём просто роговица
Слой второй – в нём есть сосуды
Впереди он радужка
В ней отверстие - зрачок
И пигменты разные.
За зрачком у нас хрусталик
Он меняет кривизну
И поэтому мы видим
И вблизи и за версту.
Свет легко в глаз проникает
Всё в округе видно мне
Ведь в глазном есть яблоке
Тело стекловидное
В глубине лежит сетчатка
Этот слой необходим
Коль рецепторы в порядке
То нормально мы глядим.………………………………………………………
От палочек и колбочек информацию берет,
В сигналы превращает и в мозг передает (зрит. нерв)
« тощие» числом несметны
На сетчатке ……..(палочки)
Ловят сумеречный свет,
В потемках выручалочки.
На сетчатке меньше их,
Но пусть их славит лира
Они щедро дарят нам
Многоцветье мира (колбочки)
7. Рефлексия ( у вас на партах имеются квадратики из бумаги, нарисуйте на них смайлик , который бы отражал ваше настроение)
8. Постановка домашнего задания Слайд № 16.
Для всех:
- читать текст на стр.73-74
- составить в тетради в виде плана
1 вариант – полезно для глаз
2 вариант – вредно для глаз
По желанию:
Найти информацию о:
- влияние цвета на организм
- иридодиагностике
- дальтонизме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка. Работа в парах. 1. Органы чувств. 2. 3. 1б 2а 3 в . Критерии оценок: «5» - правильно выполнены все задания «4» – правильно выполнены 2 задания «3» – правильно выполнено 1 задание 2 3 1
Внешнее строение глаза
Мышцы глаза
Гигиена зрения
Иллюзии
Иллюзии
Иллюзии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок по биологии в 8 классе по теме "Зрительный анализатор"
Организация обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам. а учитель - осуществить мотивационное управление его учением. В современной школе должна быть создана такая система обучения которая ...
Урок тема: Органы зрения. Строения и функции глаза
Урок биологии для 8 класса. Тема урока: Органы зрения. Строения и функции глаза....
Методическая разработка урока обществознания в 7классе с использованием здоровьесберегающих технологиий на тему "Что значит жить по правилам"
Методическая разработка урока обществознания в 7классе с использованием здоровьесберегающих технологиий на тему "Что значит жить по правилам" .ЦЕЛЬ УРОКА: ...
Разработка урока по биологии в 8 классе на тему "Зрительный анализатор".
Разработка урока предназначена для применения при изучении зрительного анализатора в 8 классе. Содержит различные опыты и задания для проверки усвоения знаний и умений....
Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.
Тема урока: Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.Цель урока: изучение зрительного анализатора.Задачи:Определение понятия «анализатор»;изучение работы анализатора;развитие навыков эксперимен...
Методическая разработка урока алгебры с применением здоровьесберегающих технологий по теме "Понятие логарифма"
Настоящая методическая разработка ориентирована на учебник “Алгебра и начала анализа 10-11” А. Г. Мордковича. Это первый урок в системе уроков по теме: Логарифмическая функция. Конспект ур...
Презентация "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза"
Данная презентация подготовлена для проведения урока Биологии в 8 классе - "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза"...