Дополнительная общеразвивающая программа по экологии социально - педагогической направленности «Мой край родной»
рабочая программа
Поведение человека в природе –
это и зеркало его души.
К.Л. Зелинский
Охрана окружающей среды — одна из наиболее актуальных проблем современности. Сегодня, как никогда, судьбу природы решает уровень экологической культуры человека и общества, в котором он живет. Общество стоит перед выбором — сохранить планету и выжить или продолжать оказывать давление на природу и, в конце концов, погибнуть. Поэтому охрана окружающей среды, сбережение её природных богатств для следующих поколений приобретают всё большую актуальность и значимость
Сложившаяся экологическая ситуация – предмет всего гражданского воспитания. И начинать это воспитание нужно с детства, постепенно расширяя и обогащая экологические знания и формируя корректное поведение в природе. Важно научить людей создавать вокруг себя благоприятную среду и вести себя так, чтобы самим было приятно, чтобы чувствовать самоуважение от того, как живешь, а не отвращение и беспомощность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gku_so.docx | 99.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония»
Дополнительная общеразвивающая программа по экологии
социально - педагогической направленности
«Мой край родной»
Программу составили:
Щербакова О.Д.
Филатова Е.Е.
Ларина М. Е.
Тольятти 2017г.
Структура программы
Введение…………………………………………………………………3
Пояснительная записка………………………………………………….6
Содержание программы………………………………………………...11
План коррекционно – реабилитационной работы по экологическому воспитанию несовершеннолетних……………………………………..14
- Заключение………………………………………………………………18
Список используемой литературы
Приложение
Введение.
Поведение человека в природе –
это и зеркало его души.
К.Л. Зелинский
Охрана окружающей среды — одна из наиболее актуальных проблем современности.
В последнее десятилетие в условиях нестабильной социально-экономической ситуации проблема экологии стоит наиболее остро.
5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии.
Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
Основной задачей проведения Года экологии является обеспечение экологической безопасности и сохранение уникальной природы России.
Ключевые решения года — внедрение наилучших доступных природоохранных технологий и т. п. мероприятий.
Научно-технический прогресс, влияющий на природную среду, неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. Уже в середине XX века резко обострились проблемы, связанные с загрязнениями окружающей среды. Загрязнение биосферы связано с нанесением ущерба атмосферному воздуху, природным водам, почвенному покрову, лесам, животному миру. Загрязняющие вещества поступают в биосферу с выбросами промышленных предприятий, выхлопных газов от транспорта, с бытовыми отходами производственной сферы.
В последние годы напряжённость экологической обстановки возрастает с каждым днём. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Из-за загрязнения токсичными веществами атмосферы, воды, продуктов питания сокращается продолжительность жизни человека.
Данный момент свидетельствует о низкой экологической культуре граждан. Экологические проблемы, возникновение которых обусловлено, прежде всего, социально-экономическими факторами, могут быть решены только образованным населением.
Сегодня, как никогда, судьбу природы решает уровень экологической культуры человека и общества, в котором он живет. Общество стоит перед выбором — сохранить планету и выжить или продолжать оказывать давление на природу и, в конце концов, погибнуть. Поэтому охрана окружающей среды, сбережение её природных богатств для следующих поколений приобретают всё большую актуальность и значимость
Сложившаяся экологическая ситуация – предмет всего гражданского воспитания. И начинать это воспитание нужно с детства, постепенно расширяя и обогащая экологические знания и формируя корректное поведение в природе. Важно научить людей создавать вокруг себя благоприятную среду и вести себя так, чтобы самим было приятно, чтобы чувствовать самоуважение от того, как живешь, а не отвращение и беспомощность.
Формулировка проблемы.
Низкий уровень экологической культуры населения и отстраненность его от решения экологических проблем оказывают отрицательное влияние на качество жизни и состояние окружающей среды.
Любую проблему нужно начинать решать с себя. Конечно, в глобальном смысле решать проблемы экологии нам не посильно, но с привития элементарной экологической культуры (бережного отношения к окружающей природе), мы можем внести свой весомый вклад в чистоту нашего родного края. Наши воспитанники могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды
Экологическое воспитание включает в себя просветительскую, общественно полезную и исследовательскую деятельность несовершеннолетних.
Хочется обратить внимание на выдержку законопроекта Министерства образования и науки, в которой рекомендуется «в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии».
Пояснительная записка.
Экология не должна ограничиваться
задачами сохранения окружающей
среды. Человек живет не только в
природной среде, но и в среде,
созданной культурой его предков, им
самим.
Д.С. Лихачев
Коррекционно – реабилитационная работа с несовершеннолетними охватывает широкий круг целей и задач, направленных на всестороннее развитие адекватной, социально – полезной личности.
На современном этапе развития Российского общества остро стоит проблема создания надлежащих условий для оказания помощи детям в их социализации и интеграции в социокультурное пространство. Процесс трансформации, сложившейся социальной инфраструктуры, обострил проблему экологического воспитания несовершеннолетних. И задачи экологического воспитания являются одними из важных. Коррекция и социализация личности подрастающего поколения невозможна без привития культуры поведения в природе, формирования экологического сознания, путём обогащения знаний.
Конечно, основным источником таких знаний и формирования поведения является семья. Но в данном случае, должна соблюдаться преемственность между семьёй и другими общественными учреждениями, осуществляющими воспитание и формирование личности подрастающего поколения, как будущего гражданина своей страны.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.
Детство – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.
Учитывая вышеизложенные причины и характеристики ситуации, нами была разработана и практически использована программа «Мой край родной». Программа направлена на воспитание эмоционально-ценностного, деятельностного отношения к природе.
Цель программы:
- становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи программы:
1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию несовершеннолетнего.
2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и
явлениями.
3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.
Формы работы с несовершеннолетними
1 Тематические занятия.
2. Экскурсии, целевые прогулки.
3. Практикум "Помоги природе".
4. Инсценировки, драматизация.
5. Участие в социально - значимых акциях, городских областных конкурсах и т.п.
Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для несовершеннолетних способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится практической деятельности по привитию экологических знаний.
Программа ориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы.
Программа экологического воспитания и образования "Мой край родной" рассчитана на детей от 5 до 15 лет. Данный возрастной диапазон позволяет старшим детям быть наставниками для младших. Так как задачи экологического воспитания на каждом возрастном этапе разные, мы определили следующее содержание экологического воспитания для каждого возраста.
- Младший возраст - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы; способствовать пониманию целостной картины мира;
- Старший возраст - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.
И в данном случае старшие дети служат примером для младших, т.е. информация идёт не только извне, от педагога, но и изнутри от самих же детей, а это влияет на качество сохранения полученной информации и выработке правильного отношения к природе.
Сроки реализации программы. Изложение материала рассчитано на 6 месяцев и предполагает обобщение и систематизацию полученной несовершеннолетними информации по основам экологических знаний.
Мероприятия по программе "Мой край родной" проходят два раза в месяц. Продолжительность мероприятий зависит от формы организации (внутри центра или выход за территорию). Формы работы, по каждой теме различны:
- Специально – организованные занятия,
- Беседы,
- Экскурсии, целевые прогулки,
- Наблюдение
- Экспериментально – исследовательская деятельность,
- Участие в выставках,
- Викторины,
- Участие во внутренних, городских, областных общероссийских акциях,
Разработанные занятия, объединены общей темой и коррекционно – реабилитационными задачами, представляющими собой тематический цикл.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
В результате использования программы дети должны :
- знать животный и растительный мир своего края ;
- владеть информацией о наиболее ярких представителях флоры и фауны Самарской области;
- проявлять ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям;
- любить животных, проявлять интерес к их жизни, заботиться о них, наблюдать за поведением;
- стремиться к исследованию объектов живой и неживой природы, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
- участвовать в акциях по уборке территории от мусора, осознавать культуру поведения в природе;
Уровень экологических знаний у детей можно проверить различными способами:
- вопросно – ответный;
- практический.
По степени полноты знаний, глубины и осознанности ответов, умении аргументировать свои суждения, а также самостоятельному применению, полученных навыков, можно дать оценку практической значимости программы.
Содержание программы
Птицы и звери, цветы и деревья взывают к
человеку:
сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь,
— на расстоянии взгляда и голоса,
хотя бы на расстоянии вытянутой руки.
Д.С. Лихачёв
Содержание дополнительной общеразвивающей программы по экологии «Мой край родной» включает два аспекта:
- передачу экологических знаний;
- трансформацию этих знаний в правильное, корректное отношение к природе.
Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным её продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социо-природных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.
Исходя из вышесказанного, нами были выведены два блока мероприятий:
- теоретические (специально – организованные занятия, КВН, блиц – турниры, занятия по прикладным видам деятельности и т.п.);
- практические, нацеленные на приобретение и использование информации в естественных условиях (экскурсии, целевые прогулки, участие во внутренних, городских, областных акциях, конкурсах и т.п.)
В зависимости от темы мероприятия, от целей и задач форма организации детей и методика проведения может быть различной. После проведения мероприятий осуществляется анализ его результативности, освоение несовершеннолетними программных задач, проводится рефлексивная беседа, направленная на проверку качества усвоенного материала и намечается перспектива деятельности.
Все мероприятия имели три структурных компонента:
- Начало мероприятия;
- Ход (процесс) мероприятия;
- Заключение.
Каждый структурный компонент наполнен своим содержанием.
Так, начало мероприятия предполагает организацию детей, включение внимания на предстоящую деятельность, вызов интереса, эмоциональной отзывчивости к теме, создание мотивации, точные и чёткие установки (последовательность выполнения заданий, предполагаемые результаты).
В процессе мероприятия идёт активизация умственной деятельности, изложение основного материала и практическое применение полученных знаний, создаются условия для самостоятельного овладения знаниями умениями и практическое их использование. На данном этапе, важным условием является достижение результата (согласно своему возрасту).
И заключительная часть посвящается подведению итогов и оценке результатов деятельности. А так как у нас широкий возрастной диапазон участников программы, то к оценке и самооценке привлекаются старшие несовершеннолетние. Таким образом, соблюдается наставничество и вырабатывается ответственность за младших детей.
План коррекционно – реабилитационной работы по экологическому воспитанию несовершеннолетних.
№ месяц | Тема | Задачи |
1. | 1. В гостях у гнома Эконома и феи Экологии. 2. Экскурсия в лес. | 1. Воспитывать бережное отношение к природе, желание экономно относиться к природным ресурсам, охранять окружающую среду; 2.Познакомить с организацией «Гринпис». (Приложение 1) 1. Научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени; 2. развивать общеучебные и исследовательские умения, и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация; 3. формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы. (Приложение 2) |
2. | 1. Экологическая тропа (целевая прогулка). 2.Практикум «Изготовление поделок из бросового материала». | 1. · Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе; 2.Показать объекты экологической тропы весной; 3. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы; 4. Развивать эстетические чувства; 5. Формировать экологическое сознание детей; 6. Воспитывать бережное отношение к природе. (Приложение 3) 1. Способствовать расширению знаний детей о цветах; 2. Развивать память, внимание, воображение, мышление; 3. Продолжать воспитывать у детей заботливое отношение к окружающему миру. (Приложение 4) |
3. | 1. Экологическая игра «Поле чудес». 2. Экологическая акция «Мы против мусора». | 1.Раскрыть экологическую проблему, воспитывать уважение и любовь к природе, углублять знания детей в области природоведения. (Приложение 5) 1. Формировать экологическую культуру, сознание и мировоззрение. 2.Формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение, эстетическую отзывчивость, привитие трудовых навыков. (Приложение 6) |
4. | 1. Экскурсия в Институт экологии Волжского бассейна. 2. Конкурс рисунков «Земля – наш дом родной». | 1. Познакомить детей с живописной и разнообразной природой родного края. (Приложение 7) 1. Привлечь внимания детей к проблемам охраны окружающей среды и проблемам взаимоотношений человека и природы через эстетическое восприятие природы и развитие творческих способностей. 2.Создать условия для творческой самореализации; 3. Повысить уровень экологического сознания и культуры. (Приложение 8) |
5. | 1.Целевая прогулка на переправе «Шлюзовой – п/о Копылово». 2. Блиц – турнир «Мой край родной». | 1. Формировать интерес к родному краю, познакомить с историей возникновения полуострова Копылово, с его растительным и животным миром. 2. Рассказать о видах речного транспотра, конкретно познакомить с транспортом используемым для переправы на полуостров. 3.Формировать основы экологической культуры. 4. Развивать познавательный интерес, творческие способности, наблюдательность. 5. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю. (Приложение 9) 1. Расширять знания несовершеннолетних о природе свей местности. 2. Расширять познавательный интерес к познанию природы и любовь к родному краю. |
6. | 1.ЭкZоферма (экскурсия в контактный зоопарк). 2.Итоговая презентация на тему «Мой край родной». | 1. Познакомить детей с объектами «ЭкZофермы» как элементами экологического сообщества. 2. Формировать знания о внешнем строении и жизнедеятельности основных представителей ЭкZофермы. 3. Формировать знания о видовом разнообразии млекопитающих. 4. Обучать навыкам ухода за животными. (Приложение 10) 1.Обобщать и систематизировать знания детей по экологии родного края. 2. Привлечь детей к изготовлению наглядной презентации с помощью видеоредактора |
Экологическое воспитание несовершеннолетних, формирование экологического сознания, привитие экологической культуры не ограничивалось только рамками программы «Мой край родной». Также с несовершеннолетними мы участвовали, в конкурсах и акция, приуроченных к году экологии, организованными: Самарской областной библиотекой, досуговым центром «Русич», Историко – культурным молодёжным научным обществом «Самобытная Вятка», Всероссийским педагогическим изданием Педология. ру и т.п.
Заключение.
Как мы уже выше сказали, судьбу природы решает уровень экологической культуры человека и общества, в котором он живет. Экологическое воспитание и экологическое образование две взаимосвязанные, самоценные составляющие понятия экологической культуры. Основой образовательных программ является определённый круг знаний, умений и навыков, а основой программы экологического воспитания является – становление нравственно – экологической позиции личности, «объём» и «качество» её взаимодействия с окружающей средой. «Экологическое образование определяется такими понятиями, как «сознание – мышление – знание – деятельность», а экологическое воспитание – «ценности – отношение – поведение».
Знания и умения усвоенные в ходе реализации данной программы, послужат хорошей нагрузкой для формирующейся личности. Заметно поменялось отношение детей к окружающему миру, к своим поступкам, к высказываниям и действиям других людей. Появилось осознание того, что человек и природа неразрывно связаны.
Взгляните на небо.
И спросите себя: «Жива ли та роза или ее уже нет?»
И вы увидите: все станет по-другому…
И никогда ни один взрослый не поймет, как это важно!.
Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц»
Список используемой литературы:
- Адам А.М. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию и охрана окружающей среды. - Томск: изд. «ТГАСУ» 2008
- Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. М: изд. «Вентана-Граф» 2007
- Воронцов А.И. Охрана природы. - М: «Агропромиздат» 1989
- Вишнякова С.М. Экология и охрана окружающей среды. Толковый термилогический словарь. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1998
- Гурова К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1986
- Зверев А.Т. Экология. - М: изд. «ОНИКС» 2005
- Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. - М: изд. «Армпресс» 2003
- Домило Ж. Социальная экология. - М: «Просвещение» 1991
- Иванова Г. В судьбе природы – наша судьба. - М: изд. «Художественная литература» 1990
- Маркин В. А. Я познаю мир. - М: 2000
- Рюкбейль Д.Л. Экология и мировоззрение. - Новосибирск: 1998
- Сомкова В. Экологический бумеранг. - М: изд. «Новая школа» 1996
- Степановских А.С.Общая экология. М: изд. «ЮНИТИ-ДАНА» 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности обще-интеллектуальной направленности "Занимательный компьютер"
Организация внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта с целью подготовки учащихся к эффективному использованию информационных техн...
Дополнительная общеразвивающая программа по социализации социально-педагогической направленности "Сокоммуникации"
Программа «СоКоммуникации» определяется необходимостью выполнения задач укрепления здоровья обучающихся; развития положительных личностных качеств и социальных навыков у младших школьников. Данная пр...
КОНСПЕКТ открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Азбука общения» социально-педагогической направленности Тема: «Снег - снежок»
КОНСПЕКТ открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Азбука общения» социально-педагогической направленности Тема: «Снег - снежок» ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» социально-гуманитарной направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Финансисты» (далее – Программа) включает в себя 3 тематических модуля. Программа п...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Я-волонтёр!» (социально-гуманитарная направленность), срок реализации 3 года, возраст 11-16 лет
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной, социально-гуманитарной направленности «Военно-патриотический клуб «Моя Россия»»
Программа «Военно-патриотический клуб «Моя Россия»...
«Шерстяная акварель» общеразвивающая программа воспитательной деятельности социально-гуманитарной направленности
Программа воспитательной деятельности социально-гуманитарной направленности «Шерстяная акварель» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образ...