Дополнительная общеразвивающая программа по социализации социально-педагогической направленности "Сокоммуникации"
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_sotsializatsii.doc | 386 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «СоКоммуникации» разработана на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
Направленность образовательной программы «СоКоммуникации» - социально-педагогическая.
В современном обществе проблема социально-педагогической запущенности стоит очень остро. Она не возникла сама по себе: сказываются факторы, которые привнесли своё влияние на ребёнка. Это и нестабильность семейных отношений, отсутствие контакта с окружающей средой, плохое материальное положение, педагогическая неграмотность родителей. Данные факты негативно влияют на процесс социализации детей и подростков. Проблема социально-педагогической запущенности берет свое начало в раннем детстве, и совпадает с началом развития самосознания ребенка. Сначала она проявляются в поведении ребенка, но не затрагивает саму личность, которая в этом возрасте находится ещё в стадии развития. В дальнейшем проблема запущенности может распространиться и на уровень личности в целом, что гораздо хуже, так как впоследствии может трансформироваться в различные формы девиантного и даже делинквентного поведения, что может привести к более серьезным проблемам, таким как десоциализация.
Социально-педагогическую запущенность можно охарактеризовать как длительное неблагоприятное для развития личности состояние ребенка, связанное с недостаточным, противоречивым или негативным воздействием на него социальной микросреды, преломляющие через внутренние условия. Эти и другие противоречия личностного развития ребенка с признаками запущенности, связанные со спецификой воспитательного микросоциума, создают предпосылки к постоянным неконтролируемым микроконфликтам в семье и школе, так как показателем социальной зрелости индивида служит его готовность быть активным членом общества, выполнять разнообразные внутрисемейные обязанности, различные роли в социуме, в межличностном общении в группе. Вместе с тем наличие неблагоприятных социально педагогических обстоятельств, негативных макро- и микросоциальных условий ведет к социальной дезадаптации, то есть неадекватности поведения детей нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую они включаются по мере своего социального становления и развития. Наряду с социальной дезадаптацией происходит и процесс десоциализации. Поэтому перед социальными педагогами и родителями встает проблема своевременного предотвращения отчуждения обучающего от социальных институтов, профилактики (предупреждения) негативного влияния макро- и микросреды, способствующего формированию и развитию отклоняющегося поведения.
Актуальность программы «СоКоммуникации» определяется необходимостью выполнения задач укрепления здоровья обучающихся; развития положительных личностных качеств и социальных навыков у младших школьников. Данная программа призвана содействовать уменьшению факторов риска развития социально-педагогической запущенности, способствовать развитию познавательных и коммуникативных способностей обучающихся, организации досуга младших школьников, в том числе, - из групп социального риска.
Новизна программы
Данная дополнительная общеразвивающая программа представляет собой синтез школы права, школы общения и тренинговых психологических программ. В процессе обучения обучающиеся получат навыки эффективного взаимодействия в команде, построения отношений с другими на основе взаимного уважения и сотрудничества при решении групповых задач. В настоящее время созрела проблема неготовности к самостоятельной жизни обучающихся школы и как следствие повышение уровня агрессивности, в связи с тем, что у них не развиты навыки сотрудничества и конструктивного поведения в конфликтах. Программа предполагает создание условий для расширения знаний и нацелена на развитие коммуникативных навыков, повышение психологической и эмоциональной устойчивости личности.
Программа включает в себя реабилитационный компонент, что способствует выполнению задач ресоциализации обучающегося, состоящего на профилактическом учёте в ПДН, КДН, школе – восстановлению утраченных (несформированных) социальных навыков и норм поведения, коррекции девиантного поведения.
Педагогическая целесообразность заключается в правильно выбранных формах, методах и средствах деятельности, в соответствии с поставленными целями и задачами.
Занятия по программе «СоКоммуникации» способствуют усвоению обучающимися основ знаний и жизненных навыков в области социальных отношений. Понятие «жизненные навыки» определяется Всемирной ассоциацией здравоохранения (ВОЗ) как «способности адаптивного и положительного поведения, которые позволяют личности адаптивно взаимодействовать с повседневной жизнью». Занятия по данной программе делают возможным развитие навыков самопознания, рефлексии, готовности к совершению выбора, навыков саморегуляции поведения. Вследствие этого укрепляется психологическое здоровье ребёнка. Программа позволяет создать комфортную развивающую среду, оказывающую благотворное воздействие на ребенка, включенного в следующие формы деятельности: учебную, игровую, проектно-исследовательскую, а так же совместную деятельность детей и родителей.
Цель: развитие социальной адаптации у обучающихся начальной школы через создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных, творческих интересов обучающихся со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленных к жизнедеятельности в новых условиях, способных на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности:
Обучающие:
∙ .формировать культуру досуговой деятельности;
∙ формировать систему знаний и умений, составляющих основное содержание самостоятельной жизнедеятельности;
∙ формировать практические умения по организации органов самоуправления, методике коллективной творческой деятельности, этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
∙ формирование у обучающихся умения строить жизненные планы и корректировать ценностные ориентации;
∙ обучить умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.
Развивающие:
∙ развивать познавательную активность и способность к самообразованию;
∙ развивать творческий, культурный, коммуникативный потенциал в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
∙ развивать эмоциональную устойчивость в сложных жизненных ситуациях.
Воспитательные:
∙ содействовать формированию активной гражданской позиции, чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг;
∙ формировать ценностные основы нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека;
∙ воспитывать доброту, чуткость, сострадание.
Здоровьесберегающие:
∙ создать условия для развития гармоничной личности;
∙ сохранить психическое здоровье детей через проведение тренингов, бесед и т.д;
∙ приобщить к здоровому образу жизни.
Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы состоит в том, что она предполагает создание условий для социальной адаптации, нацелена на развитие коммуникативных навыков, повышение психологической и эмоциональной устойчивости личности. Данная программа ориентирует обучающихся на получение умений и навыков в области «Связь с общественностью».
Возраст детей, обучающихся по программе: 7 – 11 лет. В группе не более 12 обучающихся, из них не более 3 с социально-педагогически запущенные, другие дети в группе фоновые. Группы формируются по возрастам.
Срок реализации программы: 2 года.
Формы и режим занятий
Форма проведения занятий - аудиторные и внеаудиторные. Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая. Форма обучения: очная.
Режим занятий: объём занятий – 68 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, в расчете 1 группа – не более 12 человек.
Методы и формы
Занятия проходят в форме бесед, которые обязательно поддерживаются игрой, ролевым тренингом, коммуникативными упражнениями. Теория подкрепляется практикой – здесь и сейчас – на занятии, теория может вытекать из практики – из тех наблюдений и ощущений, которые дети получили на занятиях, в играх и упражнениях. Главное, что знание должно быть пережито. Используются групповые, индивидуальные формы работы. При подготовке общих дел используется работа в творческих группах. Каждый может активно экспериментировать, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. В результате реализации программы решается главная задача – помочь каждому ребенку освободиться от мешающих ему стереотипов поведения, стать самим собой и уметь реализовать себя в общении с другими людьми. Знания, умения, приобретенные на занятиях, используются при подготовке и проведении общеклубных дел.
Формы контроля и методы оценки знаний обучающихся
Для отслеживания результативности образовательного процесса используется: текущий контроль по разделам программы. Каждую тему программы завершают практические упражнения, игры, тренинги, включающие изученный теоретический материал, но позволяющие оценить умения применять знания на практических упражнениях и заданиях.
Оценочные материалы: диагностические карты, определяющие достижения обучающимися планируемых результатов и уровень развития личности ребѐнка.
Ожидаемые результаты реализации программы
В результате реализации программы обучающиеся должны:
∙ уметь ставить цели и правильно их формулировать;
∙ видеть шаги по их достижению;
∙ грамотно распределять время;
∙ понимать социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
∙ понимать закономерности развития общества, как сложной самоорганизующейся системы на примере малой группы;
∙ развивать навыки социальной наблюдательности;
∙ уметь отстаивать свою позицию и собственную точку зрения, быть самостоятельными;
∙ получить представления об основных типах и причинах конфликтов;
∙ знать, как «увидеть» за конфликтной формой «снятое» в ней противоречие; ∙ знать правила эффективного общения;
∙ знать проблемы межличностного взаимодействия;
∙ учитывать значение коммуникативных барьеров в общении;
∙ рефлексировать свое поведение;
∙ приобрести навыки самовыражения;
∙ анализировать ситуации общения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Перечень разделов, тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 год обучения | ||||
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
Я – друг! | 3 | 2 | 1 | |
Золотая осень | 3 | 2 | 1 | |
Игровая мозаика | 3 | 2 | 1 | |
Новогодние фантазии | 3 | 2 | 1 | |
Игровой калейдоскоп | 3 | 2 | 1 | |
Все игры в гости к нам». Знакомство с играми других стран. | 3 | 2 | 1 | |
Мальчишки и девчонки | 3 | 2 | 1 | |
Весенние игры и забавы | 3 | 2 | 1 | |
Русский сувенир | 2 | 1 | 1 | |
Гостиная веселых человечков | 3 | 2 | 1 | |
Никогда не скучать | 3 | 2 | 1 | |
ИТОГО: | 34 | 22 | 12 | |
2 год обучения | ||||
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
Формула успеха | 2 | 1 | 1 | |
Психология общения | 2 | 1 | 1 | |
Жизнь без конфликтов | 2 | 1 | 1 | |
Портфолио | 2 | 1 | 1 | |
Игровое моделирование деятельности | 2 | 1 | 1 | |
Здоровый образ жизни | 2 | 1 | 1 | |
Я – креативный | 2 | 1 | 1 | |
Создание своего имиджа | 2 | 1 | 1 | |
«Жизнь прекрасна!» | 2 | 1 | 1 | |
Общение без барьеров | 2 | 1 | 1 | |
Мой путь к карьере | 2 | 1 | 1 | |
Информационная деятельность | 2 | 1 | 1 | |
Социальное творчество в информационной деятельности | 2 | 1 | 1 | |
Искусство-источник роста личности | 2 | 1 | 1 | |
Основы социальной психологии | 2 | 1 | 1 | |
СемьЯ | 2 | 1 | 1 | |
Тайм-менеджмент | 2 | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 34 | 17 | 17 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
1. Я – друг!
Вводное занятие: знакомство с программой «СоКоммуникация»; знакомство с коллективом; игры: «Здравствуйте», «Рука в руке», «Касание спинами», «Снежный ком». Игра «Идеальный друг»; разговор о дружбе. Подготовка к празднику «Давайте познакомимся»: подготовка к представлению команд, подбор загадок; разучивание игр: «Запятнай последнего», «Летит, летит по небу шар», «Плетень». Игра «Волшебный стул». Проведение праздника «Давайте познакомимся».
2. Золотая осень.
Выход в парк: знакомство с приметами осени. Подвижные игры на свежем воздухе: «Гуси-гуси», «У медведя во бору». Проведение конкурса «Ромашка». Разучивание игр на перемене: «Третий лишний», «Обезьяньи бои», «Рука к руке». Игры на снятие напряжения: «По местам», «Теплый ветер», «Это я». «Осенние старты» - соревнования на свежем воздухе.
3. Игровая мозаика.
Проведение интеллектуальных игр: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», Изготовление настольных самодельных игр. Работа по шаблонам. Игра «Найди клад» (настольная). Знакомство с играми в мяч. Игры: «Подвижная цель», «Земля, вода, воздух», «Охотники и утки».
4. Новогодние фантазии.
Знакомство с историей рождественской елки. Коллективное разучивание подвижных игр «Аист и лягушки», «Лавата», «Рукавица Деда Мороза». Изготовление новогодних украшений из бумаги (клоун, заяц, медвежонок, гирлянды и др.). Изготовление новогодних открыток (1-й и 2-й уровень сложности).
Выход в парк: знакомство с признаками зимы. Игры на свежем воздухе. Разучивание на улице подвижных игр «Мороз», «Два мороза», «Вышибалы». Праздник «Новогодний переполох».
5. Игровой калейдоскоп.
Знакомство с историей и традициями празднования «Рождества». Разучивание рождественских колядок, игр. Зимние забавы на свежем воздухе «Снежинка», «Льдинка».
6. Все игры в гости к нам.
Знакомство с играми других стран. Англия: «Цепные салки», «Перекрестные салки», Грузия: «Вороны-вороны». Швейцария: «Доброе утро охотник». Япония: «Японские салки», «Хвост дракона», Швеция: «Шлагбаум», Абхазия «Не дай уйти». Праздник «Все игры в гости к нам».
7. Мальчишки и девчонки.
Беседа об отношении между мальчиками и девочками. Игры «Медвежонок», «Медведь, что ты ешь?», «Лимпопо» – игры на сплоченность коллектива. Изготовление поздравительных открыток к празднику защитников Отечества (работа по шаблону, с аппликацией). Игра «Перехватчики», «Космонавты» (1-й уровень сложности). Поздравление пап, дедушек с Днем Защитника Отечества. Игра «Пограничники и парашютисты», «Морской бой». Изготовление поздравительных сувениров для мам. Беседа по теме «Доброта и вежливость». Игра «Это не мелочи» (о встречах и опозданиях, о том, как себя вести в общественных местах, о плохих и хороших привычка). Выход в парк: наблюдение за весенней природой. Игра «Веселые старты».
8. Весенние игры и забавы.
«Весна - красна» - знакомство с празднованием весенних праздников и игр на Руси. Праздник «Чудеса - кудеса». Весенние игры и забавы: «Горелки», «Ручеек», «Заря- зарница», «Петушок», «Мышеловка», «Баба яга», «Игра с солнцем».
9. Русские народные игры и состязания.
Знакомство с народными «забытыми» играми. «Золотые ворота», «Колечко», «Водяной». Изготовление поздравительных сувениров «Пасха». Игры с крашенками (вареные крашеные яйца). Игры-состязания (с веревочкой): «Люлька», «Прыгалки», «Зеркало», «Алфавит». Игры на асфальте: «Улитка», «Болото», «Классики». Игры-соревнования (быстрая смена мест): «Мышка», «Ключи», «Шишки, желуди, орех». Ты, да я, да мы с тобой.
10. Русский сувенир.
Художественные промыслы России (знакомство с различными видами росписи – хохлома, Городецкая, гжель, дымковская). Нарядные узоры: матрешка – что это? Виды матрешек: семеновская матрешка, Полков – Майдановская матрешка, Нижегородская матрешка. Игра «Поле чудес», «Петушиный бой», «Мы веселые зверята», «Цепи кованные». Игра «Русская ярмарка» (игрища, загадки, пословицы).
11. Гостиная веселых человечков.
Игра – путешествие по сказкам «В гостях у сказочных героев». Беседа «Кто такой мастер? В чем я мастер». Изготовление настольных самодельных игр (игры – путешествия, головоломки, кроссворды, шарады). Викторина «В стране сказок».
12. Никогда не скучать.
«Ромашка – дружеский цветок» (разговор «Расскажи мне обо мне», игра «Волшебный стул», составление пожеланий на лепестках ромашки) (1-й уровень сложности). Разучивание летних игр на свежем воздухе: «Лохматый пес», «Лиска – лиса», «Зверята», «Игра с платочком». Праздник «Здравствуй, лето!». Итоговое занятие для родителей и детей «Океан игры».
Второй год обучения
1. Вводное занятие
Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила техники безопасности. Ознакомление с программой. Практическая деятельность: Игры на знакомство («Я самый, самый», «Я лидер», «Снежный ком», ознакомление с программой, темами, расписанием.
2. Формула успеха.
Теоретические знания: Понятие “ успех”, правила постановки целей. Знакомство с биографиями успешных людей. Что помогает достижению успеха. Что мешает достижению успеха. Шесть портретов неудачника. Мои собственные барьеры на пути к достижению успехов. Организованность и достижение успеха. Понятие мотивации. Внутренняя и внешняя мотивация. Мотивация достижения успеха. Мотив. Интерес. Потребности. «Хочу», «Могу», «Надо» - залог успеха. Изучение карты интересов и потребностей. Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов. Определение последовательности достижения цели. Планирование достижений. Самопрограммирование. Личный профессиональный план. Схема личного профессионального плана. Стратегии достижения успеха. Гибкость и устойчивость в достижении успеха. Формула хорошего настроения. Обучение навыкам саморегуляции. Понятие “стресс”, влияние стресса на организм и психику человека. Фазы стресса. Способы реагирования на стресс, стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Практическая деятельность: Тест «Организованный ли вы человек?». Распределение времени. Психологическая игра «Путник». Тест «Куда вы идете: к стрессу или от него?». Психологические упражнения: «Мои цели», «Мои ресурсы», Мои успехи», «Распределение времени», «Перепланирование времени», «Лестница достижений», «»Цветок», «Гибкость», «Устойчивость», «Скажи соседу слева», «Советы успешного человека», «Мои барьеры в достижении успеха», «Каким нужно быть». Тренинг «Успешный человек – это я». Диспут «Успех в жизни». Составление «Коллажа успеха и счастья».
3. Психология общения.
Теоретические знания: Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Овладение способами эффективного общения. Общение в группе. Коммуникативные умения и навыки. Практическая деятельность: Беседа, практическая работа в группах. Игры на взаимодействие сплочение команды.
4. Жизнь без конфликтов
Теоретические знания: Понятие конфликта, виды конфликта, конфликт и пути их разрешения. Конфликт как столкновение темпераментов, мнений, интересов, позиций, ценностей и т.п. Конфликтный человек. Конфликты со сверстниками, с родителями, с учителями, их причины и возможности преодоления. Практическая деятельность: «Встреча на узком мостике», «Список эмоций», «Как сказать?», «Поучительный рассказ», «Мне не нравится….», «Терпение», «Проективный (рисуночный) тест», «Пойми, почему?». Проигрывание конфликтных ситуаций. Упражнения по конфликтной компетентности подростка.
5. Портфолио
Теоретические знания: Понятие термина «портфолио». Содержание, структура документа. Разновидности. Папка достижений. Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс. Практическая деятельность: Игры на взаимодействие, сплочение. Подготовка своего портфолио.
6. Игровое моделирование действительности
Теоретические знания: Виды, типы игр и их значение. Методика проведения различных видов игр. Этапы организации игры. Игровые методики. Отработка социальных навыков в игре. Классификация игр: командные игры, игры без разделения на команды, шуточные игры, музыкальные игры, зимние игры. Интеллектуальные игры. Сюжетно-ролевые игры, роль игр в развитие деловых и лидерских качеств у молодежи. Практическая деятельность: Практикум «Игры, в которые мы играем».
7. Здоровый образ жизни
Теоретические знания: Понятие «здоровый образ жизни». Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни. Понятие «здоровый человек». Психическое, социальное, физическое здоровье. Вредные привычки. Практическая деятельность: Игры и упражнения на взаимодействие. Составление «рейтинга» своих вредных привычек. Подвижные игры.
8. Я – креативный
Теоретические знания: Понятие креативности. Креативность как саморазвитие. Креативность как созидание. Креативная среда. Основные параметры, характеризующие креативность. Признаки и черты креативной личности. Критерии выявления креативности. Условия проявления креативности. Общие принципы обучения творчеству. Конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (идущее одновременно в разных направлениях, отступающее от логики) мышление. Тест Гилфорда. Практическая деятельность: Блок игр и упражнений на развитие фантазии и воображения Упражнения для развития креативности.
9. Создание своего имиджа
Теоретические знания: Не родись красивым – учись создавать красивый имидж. Почему нужно заботиться о своем имидже. Кто такой «имиджмейкер». Твоя неповторимая цветовая гамма. Американская система «четырех типажей». К какому типу я принадлежу? (основные характеристики четырех разных типажей, рекомендации по стилю, цвету, моделям). Ошибки, которые не следует допускать. Правильные цвета и возраст. Подчеркни свой характер и темперамент.
Стиль – это человек (не только внешние данные определяют и программируют ваш имидж). Поговорим о некоторых видах имиджа: консервативный, классический, экстравагантный стили. Практическая деятельность: Узнай свою внешность по-настоящему. Наедине с зеркалом. Козыри, которые всегда с нами (о выигрышной подаче себя). Выразительный облик? Это просто! Роль первого впечатления для дальнейшего развития взаимоотношений. Проектирование своего имиджа.
10. «Жизнь прекрасна!»
Теоретические знания: Социологический опрос «Мое здоровье зависит от…». «Новое поколение выбирает…». Беседа со специалистом «Твое здоровье» (физиологические проблемы подросткового возраста). Практическая деятельность: Тест «Здоровый образ жизни». Тренинг «Умей сказать «нет». Тренинговые упражнения.
11. Общение без барьеров
Теоретические знания: Стили общения. Тест «Приятный ли вы собеседник?». Невербальное общение. Межличностное пространство. Дистанции общения и их особенности. Мимика, жесты, позы. Речевые средства общения. «Ораторами не рождаются, ораторами становятся». Психологические особенности публичного выступления. Навыки монологической речи (информирование). Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения. Неречевые компоненты публичного выступления. Начало выступления. Язык выступающего. Контроль эмоций. Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания. Барьеры в общении. Что мешает полноценному общению. Наиболее распространенные барьеры общения. Стереотипы. Препятствия, мешающие нормальным взаимоотношениям. Саботажники общения. Контроль эмоций. Способы снижения эмоциональной напряженности. Управление своими эмоциями и чувствами. Конструктивное выражение негативных чувств. Спасательный круг юмора. Деловое общение. Деловая беседа. Первое впечатление, расположение к себе, создание благоприятной атмосферы. Умение задавать вопросы, вести “малый” разговор. Фазы беседы. Подготовительная и контактная фазы. Начало беседы. Фазы ориентации.
Фаза аргументации. Принятие решения и завершение деловой беседы. Фаза анализа. Как воспринимать критику. Общение по телефону. Особенности телефонного разговора, его недостатки и преимущества. Правила ведения разговора по телефону. Мобильный этикет. Практическая деятельность: Я не такой, как все, и все мы разные. «Фиолетовый котенок» (Д. Соколов) Я доверяю тебе. Подарок в карусели. Игра «Красное и черное». Психологические упражнения: «Мозговой штурм», «Полное дыхание», «Ритмичное дыхание», «Эксперимент», «Самовнушение», «Позитивное мышление», «Кинг-Конг», «Прогулка по берегу моря», «Ощути разницу». Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?». Упражнение «Установление дистанции». Тест: «Умеете ли вы слушать?». Упражнение «Публичное выступление». Ролевая игра «Прием на работу». Большие психологические игры.
12. Мой путь к карьере
Теоретические знания: Понятие карьеры. Каждый – сам кузнец своей судьбы. От самоопределения к самореализации. Портрет успешного профессионала. Информдайджест «Биографии знаменитых людей». Продумывание жизненного плана. Моделирование будущего. Выбор жизненных целей. Дальние и ближние перспективы. Мир профессий и их особенности. Методика «Карта интересов». Условия выбора профессии. Формула успеха У. Джеймса. Возможные затруднения при выборе профессии. Приемы расположения к себе. Самопрезентация. Роль визитной карточки при личной встрече и при заочном представлении. Резюме. Как правильно написать резюме. Личностное портфолио. Назначение портфолио. Практическая деятельность: Достижение цели. Прогнозы на будущее. «Сказка о милостивой судьбе», обсуждение. Упражнение «Мой день через 10 лет». Техника «Выбор жизненных целей»: тест ценностных ориентаций (М. Рокич). Тест профессиональных предпочтений Д. Голланда. Ошибки при выборе профессии. Профориентационная игра «Перспектива». Деловая игра «Портфолио, или Дневник личных достижений». Тренинг развития деловых качеств.
13. Информационная деятельность
Теоретические знания: Сущность информационной культуры современного общества. Актуальность формирования информационной культуры современного человека. Знакомство с понятиями «Информация», «Информационная культура». Социально – профессиональные направления информационной деятельности. Понятия: «Профессия», «Профессионализм» Ролевая игра «Все профессии важны, все профессии нужны». Источники информации. Знакомство с местными периодическими изданиями. Интернет. Изучение возможностей сети Интернет. Библиотека. Система работы библиотек. Знакомство с понятиями «Общество», «Социум», «Социальные слои общества». Алгоритм изучения общественного мнения. Подача и восприятие информации разными социальными группами». Сбор и оценка информационных данных. Организация информационной деятельности. Способы организации информационной деятельности. Составление информационного проекта. План реализации информационного проекта. Опрос, анкетирование, интервьюирование. Алгоритм проведения интервью. Наблюдение, роль наблюдений в информационном потоке, анализ и синтез личных наблюдений Практическая деятельность: Анкетирование «Информационные реки». Составление свода правил «Информационная культура и я». Ролевая игра «Все профессии важны, все профессии нужны». Тренинг «Профессия: права и обязанности». Практический тренинг «Журналы, газеты, буклеты…». Деловая игра «Я – журналист». Практический тренинг «Я выхожу в эфир». Ролевая игра «Интер-да». Тренинг «Возможности современной библиотеки». Диагностика «Я иду в библиотеку». Тренинг «По этому поводу я скажу так…». Составление опросников, анкет для изучения общественного мнения. Алгоритм проведения опроса, анкетирования. Деловая игра «Анкетирование». Ролевая игра «Интервью со звездой». Тренинг «Две стороны медали».
14. Социальное творчество в информационной деятельности
Теоретические знания Информационное периодическое издание. «Периодическое издание». «Пресса». Цикл статей. Выбор актуальной проблемы для статей. Составление плана выхода и тем статей по выбранной проблеме. Работа по сбору информации для написания цикла статей. Ведение индивидуальной рубрики. Написание проекта индивидуальной рубрики. Работа по сбору информационного материала для рубрики. Шутки и розыгрыши в информационном издании. Чтобы читателю не было скучно… «Желтая пресса», «Газетная утка». Практическая деятельность: Анкетирование «Что я читаю? О чем я читаю? Когда я читаю?». Какое периодическое издание интересно читателю? Тренинг «Самая лучшая рубрика». Написание проекта индивидуальной рубрики. Практическое занятие «Запускаем утку».
15. Искусство – источник роста личности
Теоретические знания: Музыка как предмет искусства. Авторская песня: фестивали, история музыки в лицах. Современные музыкальные течения. Разновидности музыкальных течений, известные композиторы. Влияние искусства на формирование духовной культуры личности, всестороннего развития. Духовность в содержании искусства. Роль эстетического воспитания в развитии личности. Основы устойчивого эмоционального отношения к различным явлениям жизни. Влияние искусства на эмоции. Театр, исторические аспекты развития детского театра. Роль театрального искусства в формировании личности. Особенности восприятия театрального искусства и развитие музыкальных способностей у подростков. Формы массовых мероприятий. Конкурсы, интеллектуальные турниры, выставки, эстафеты, лектории, диспуты, экскурсии, походы, ток-шоу и др. Этапы организации массовых мероприятий. Конструирование. Подготовка. Проведение. Анализ. Практическая деятельность: сбор материала по теме, творческая работа «В мире искусства». Сбор материала о фестивалях, выступление с защитой. «Современные музыкальные течения: рок, металл, рэп и т.п.», «История музыкальных течений в лицах». Разыгрывание театральных этюдов. Придумай свою маску. Арт и песочная терапия. Этапы организации массовых мероприятий. Конструирование. Подготовка. Проведение. Анализ. Танцевально-песенные упражнения.
16. Основы социальной психологии
Теоретические знания: Процесс социализации как фактор психического развития. Механизмы социализации. Развитие представлений о понятии «социализация». Знакомство с механизмами социализации, этапами социализации. Стадии социализации. Раскрытие особенностей стадий социализации, их связь с возрастом человека. Группы. Виды групп. Социальные роли и социальные нормы, виды социальных групп Функции групп. Структура предпочтения (коммуникативная структура группы). Социальные роли в группе, распределение ролей в коллективе, возможности изменения статуса членов коллектива. Структура власти. Лидерство. Типы лидеров. Понятие «лидерство», типы лидеров, оказание помощи в осознании школьниками своих способностей к лидерству. Стили управления коллективом. Авторитет лидера. Развитие представлений об эффективном лидере. Особенности гендерных различий в эффективности управления. Оптимальные условия для проявления тех или иных стилей управления коллективом. Динамические процессы в малой группе. Групповые нормы. Знакомство с понятиями «групповое давление», «групповые нормы», «конформизм». Конформизм. Процесс сплочения группы. Этапы формирования коллектива и их отличительные особенности. Процесс принятия группового решения. Этапы принятия группового решения. Психология толпы. Толпа и её психологические особенности. Причины агрессивного поведения толпы, знакомство с правилами поведения в толпе. Практическая деятельность: Стадии развития коллектива по А.Н. Лутошкину. «Групповая социометрия». Социограмма. Эксперименты по изучению конформизма. Эксперименты С. Эша и С. Милграма по исследованию конформизма и факторы, влияющие на уровень конформизма. Упражнения: «Телеграф», «Арифмометр». Ролевая игра «Чёрная метка». Упражнения на развитие социальной уверенности.
17. СемьЯ
Теоретические знания: Семья как малая группа. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей. Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей. Ошибки семейного воспитания. Развитие представлений учащихся о семье, как малой группе. Знакомство с типологией семей по различным основаниям. Психологические особенности различных типов семей. Родительские директивы. Понятие «родительская директива». Виды родительских директив, психологические последствия для развития личности. Практическая деятельность: Семейная фотография. Сказки Дмитрия Соколова о семье. Психологические упражнения: «Два стула», «Измерение любви», «Посмотреть на себя глазами того, кто тебя любит», «Баюшки-баю», «Слепое доверие». Анкета «Ласковые имена».
18. Тайм-менеджмент
Теоретические знания: Эффективное управление временем. Стратегическое и тактическое планирование. Почему зная цель, люди не всегда стремятся к ней? Перевод мечты в цель Привлекательность целей. Как не ошибиться при расстановке приоритетов. Метод Шваба. Матрица Эйзенхауэра: «Срочность» и «Важность». Соотношение временных затрат и получаемых результатов (принцип Парето). Как «съесть слона»: поэтапное достижение цели. Что значит «съесть лягушку»? Намеченные цели и «неожиданные обстоятельства»: как сохранять гибкость в планировании. Метод актуальных контекстов. Как зарождается и куда исчезает мотивация? Источники мотивации. Вдохновение «по заказу». Создание настроя на высокую работоспособность. Методы самомотивации, и управление рабочей нагрузкой. Как сохранять сосредоточенность и концентрацию внимания. Мобилизация. Учет ритмов человеческой активности. Как использовать биологические ритмы для повышения эффективности деятельности. Что такое Лень, и как ее использовать для «пользы дела». Виды лени: переутомление, несоответствие образу «Я-идеальное», лень мышления, деятельностная лень, интуитивная лень. Работа с отсрочками. На что способна корзина для мусора? Пожиратели времени: зомбоящик, компьютерные игры и флеш-игры, аська, сайты развлечений. Социальные сети и социальная тревожность. Технические средства для эффективного управления временем. Компьютер как универсальное средство управления временем. Электронные средства планирования времени. Использование телефона для управления временем. Электронная почта – средство управления временем. Практическая деятельность: Тест «Как я использую свое личное время». GTD (Getting Things Done) – методика повышения личной эффективности, созданная Дэвидом Алленом. Анализ количества потерянного времени с помощью календарика-пинарика и листа-хронометража. Планирование дня, фиксация в виде плана и его проживание с использованием золотых правил управления времени; ведение ежедневника. Оценка выполнения запланированного и фиксация итогов. Тест «Эффективное управление временем». «Три вопроса для Вашей эффективности». Упражнение «Ежедневник». Упражнение «Чувство времени». Упражнение на основе матрицы Эйзенхауэра. Упражнение «Жесткие и гибкие». Упражнение «Запланируй субботу». Анализ «Часы моих достижений», «Я взрослый и хочу быть свободным!...» или Прыгнуть выше головы».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методов обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый;
- исследовательский.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо:
1. кадровое обеспечение
2. информационное обеспечение
3. технические средства обучения: фотоаппарат – 1 шт., телевизор - 1 шт., видеомагнитофон - 1 шт., видеокамера - 1 шт., магнитофон - 1 шт., ноутбук - 1 шт., мультимедийный проектор- 1 шт., аудиокассеты, дискеты и диски СО - RW, экран.
Оборудование для занятий в кабинете: магнитная доска, столы, стулья, выставочные стенды, стеллажи для книг.
4. методическое обеспечение: диски с записями фильмов, фрагментов для психологического анализа ситуаций обучающимися; старые газеты, журналы, фломастеры, краски, карандаши, диагностические материалы «Конверт»-портфолио, памятки и инструкции для обучающихся, методические рекомендации по ведению портфолио, примерные варианты занятий с воспитанниками, тестовые методики, банк интерактивных игр и упражнений, разработки тренингов, раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы).
Психологическое обеспечение программы
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- проведение психологического тестирования с целью выявления направленности личности;
- побуждение обучающихся к практической и творческой деятельности;
- применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения;
- разработка и подбор диагностических материалов для определения личностных особенностей обучающихся.
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностики |
I. Организационно -волевые качества: 1.1. Терпение 1.2. Воля 1.3. Самоконтроль | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности. Способность активно побуждать себя к практическим действиям. Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия). | - терпения хватает меньше чем на ½ занятия - терпения хватает больше чем на ½ занятия - терпения хватает на все занятие -волевые усилия ребенка побуждаются извне - иногда – самим ребенком - всегда – самим ребенком - ребенок постоянно находится под воздействием контроля из вне - периодически контролирует себя сам - постоянно контролирует себя сам | 1 5 10 1 5 10 1 5 10 | Наблюдение Наблюдение Наблюдение |
II.Ориентационные качества: 2.1. Самооценка 2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям. Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы | - завышенная - заниженная - нормальная - интерес к занятиям продиктован ребенку извне - интерес периодически поддерживается самим ребенком - интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно | 1 5 10 1 5 10 | Анкетирование Тестирование |
III. Поведенческие качества: 3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия 3.2. Тип сотрудничества | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации Умение воспринимать общие дела, как свои собственные | - периодически провоцирует конфликты - сам в конфликтах не участвует, старается их избежать - пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты - избегает участия в общих делах - участвует при побуждении извне - инициативен в общих делах | 0 5 10 0 5 10 | Тестирование, метод незаконченного предложения Наблюдение |
Литература для педагога
1. Атоян А.Д. Конфликтология (конспект лекций), М., 2005.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 2002.
3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: ЭКСМО, 2002.
4. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. – СПб.: Речь, 2004.
5. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2001.
6. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты, М., 2005.
7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, СПб, 2000.
8. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты, СПб., 1997.
9. Майерс Д. Социальная психология. М., 2000.
10. Материалы семинаров Шевцовой И.В. «Психолог как продавец собственных услуг» и «Коррекция родительских отношений». ИПП «Иматон».
11. Набойкина Е. Установка на успех. Школьный психолог.2006.,№8.
12. Немов Р.С. Общая психология. М., 2003.
13. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.
14. Пиз А. Язык телодвижений. М., 2002.
15. Практикум по игровым технологиям в работе с детьми и подростками / Под ред. М.Р. Битяновой. – СПб., 2003.
16. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М., 1999.
Видеоматериалы
1. Документальный фильм «Конфликты в природе».
2. Художественные фильмы «Бег», «Повелитель мух», «Чучело», «Изгой». «Класс». «Я и другие»
3. Анимационный фильм «Конфликт».
4. Подборка фрагментов художественных фильмов «Модели взаимодействия».
Интернет-ресурсы
http://silaslova.ru
http://buynet.ru
http://ipk.admin.tstu.ru
http://www.orator.biz
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...