Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной, социально-гуманитарной направленности «Военно-патриотический клуб «Моя Россия»»
методическая разработка
Программа «Военно-патриотический клуб «Моя Россия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_voenno-patrioticheskiy_klub_moya_-rossiya_.docx | 40.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной, социально-гуманитарной направленности
«Военно-патриотический клуб «Моя Россия»»
Автор-составитель: Лукьянов Максим Алексеевич,
педагог-дополнительного образования,
Возраст-обучающихся: 10-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
г. Екатеринбург - 2022
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотический клуб «Моя Россия»» составлена и разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий».
Патриотическое воспитание во все времена являлось неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения. А в последние десятилетия оно приобрело особую актуальность и значимость. Принят ряд документов, ставших правовой основой патриотического воспитания на современном этапе. Они указывают на необходимость обращения к ресурсу патриотизма, как наиболее востребованному средству стабильного развития России.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению Отечеству.
Программа патриотического воспитания «Военно-патриотический клуб «Моя Россия»» нацелена на необходимость воспитания у учащихся ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике РФ, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Содержание программы основывается на принципах: последовательности, гуманизации, системности, культуросообразности.
Уровень программы – базовый. Программа является модифицированной, при еѐ составлении использовались педагогические идеи классиков педагогики Я.А.Коменского, Н.Г.Чернышевского и В.А.Сухомлинского, считающих, что человеческое достоинство измеряется его заслугами Родине.
Учитывая большое влияние на воспитание патриотизма на конкретных исторических примерах, в содержание программы добавлены элементы педагогической антропологии, направленные на сохранение здоровья учащихся.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
Новизна данной программы, во-первых, в преемственности с программами основной школы, она дополняет основные образовательные курсы по истории, географии, обеспечению безопасности жизнедеятельности, физической культуре.
Во-вторых, носит ярко выраженную профориентационную направленность, т.к. готовит к службе в вооруженных силах РФ и смежным профессиям;
В-третьих, содержит региональный компонент в теме «Воинские подвиги земляков».
Актуальность программы - выполнение социального заказа в воспитании гражданина и патриота, ответственного за судьбу страны, еѐ развитие и защиту достижений, а также в удовлетворении потребности учащихся и их родителей в начальной подготовке и укрепления физического развития детей.
Педагогическая целесообразность образовательной программы состоит в том, что она способствует не только духовно-нравственному воспитанию детей, формированию их гражданской идентичности и любви к большой и малой Родине, но и дает практические знания и навыки, необходимые в любой жизненной ситуации, в том числе области здоровье сбережения. Комплексный подход к организации занятий обеспечивает положительную социализацию и профилактику асоциального поведения детей.
Отличительные особенности образовательной программы.
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы является то, что она совмещает общевоинскую, физическую, гуманитарную и специальную подготовку.
Программа дает возможность получить до профессиональную военную подготовку, совершенствовать знания и навыки по основам воинской службы и специальной подготовке.
Программа построена по технологии дифференцированного обучения в вопросах организации образовательной деятельности и отслеживании результатов реализации программы, учитывая состояние здоровья и половозрастные особенности учащихся. Это позволяет учитывать индивидуальный темп развития и особенности восприятия детей, расширять поле их возможностей.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте 12 - 15 лет. Количество обучающихся в группе – 15 человек. Учебная группа формируется из учащихся предпочтительно одной возрастной категории, но возможен разновозрастной состав. Набор учащихся в объединение свободный, независимо от национальной и половой принадлежности, социального статуса родителей или (законных представителей).
Срок реализации программы:
Срок реализации программы 1 год – 102 часа на одну группу
Периодичность проведения занятий 3 группы по 3 часа в неделю. Оптимальной формой обучения являются учебно-тренировочные занятия. Однако, для реализации всех поставленных задач этого недостаточно, поэтому, в практической деятельности используются следующие формы: соревнования, мероприятия, приуроченные к Дням воинской славы, показательные выступления на мероприятиях, экскурсии, участие в районных, городских и областных фестивалях военно-патриотической направленности.
Формы обучения:
Реализация программы основана на системно-деятельностном подходе, предусматривает использование различных форм организации работы: коллективные, групповые, индивидуальные и дифференцированно-групповые.
Методы обучения: словесные, наблюдения, проблемные, иллюстративные, практические.
Формы занятий: тактико-строевые занятия, тематические и комплексные занятия, практические занятия на местности, игры, квесты, квизы, экскурсии.
Цель программы: Развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Задачи программы:
Образовательные:
- применять меры безопасности во время занятий, слетов, соревнований;
- знать воинские традиции Советской и российской армии;
- выполнять основные приемы рукопашного боя;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах и ранениях в чрезвычайных ситуациях;
- ориентироваться на местности;
- организация привала и ночлега в полевых условиях;
- выполнять сборку-разборку автомата АК-74;
- знать и выполнять элементы строя и обязанности в строю.
Личностные:
- приобщать к боевым и трудовым традициям российской и советской армии, разъяснять истоки героизма и самоотверженности российского народа;
- воспитывать гордость за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им;
- создавать условия для физического, психического, нравственного развития учащихся;
Метапредметные:
- организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и членами команды;
- повышать коммуникативные навыки, работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов.
Предметные:
- формировать у подростающего поколения гордость за свою Родину, ее народ, историю и ратную славу; изучить и развить интерес к героическим страницам истории Отечества;
- получить знания в области военной службы и гражданской обороны;
- пропагандировать главные ценности в системе духовно-нравственного воспитания;
- формировать стремление к здоровому образу жизни
Содержание программы
№ п/п | Тема | Количество часов: | Формы аттестации контроля | ||
всего
| теория | практика | |||
1 | История вооруженных сил России
| 6 | 6 | - |
|
1.1 | Вводное занятие. (техника безопасности, введение в основные этапы российской государственности) | 1 | 1 | - | опрос |
1.2. | Виды вооруженных сил РФ. | 1 | 1 | - | |
1.3 | Символы воинской чести. Государственная символика. | 1 | 1 | - | опрос |
1.4 | Полководцы и герои. | 2 | 2 | - | Викторина |
1.5 | Воинские подвиги земляков | 1 | 1 | - | опрос |
2 | Строевая подготовка | 11 | 1 | 10 |
|
2.1 | Строй и его элементы | 1 | 1 | - | опрос |
2.2 | Строевая стойка и выполнение команд | 3 | - | 3 | Выполнение практических упражнений |
2.3 | Повороты на месте и в движении | 3 | - | 3 | Выполнение практических упражнений |
2.4 | Строевые приёмы. Воинское приветствие | 4 | - | 4 | Выполнение практических упражнений |
3 | Основы медицинских знаний | 17 | 5 | 12 |
|
3.1 | Принципы оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях | 5 | 3 | 2 | опрос |
3.2 | Ранения и кровотечения | 6 | 1 | 5 | тест |
3.3 | Травмы опорно-двигательного аппарата | 6 | 1 | 5 | тест |
4 | Виды вооружений | 18 | 7 | 11 |
|
4.1 | История оружия. | 1 | 1 | - | опрос |
4.2 | Виды вооружения. Холодное, огнестрельное, метательное. | 4 | 3 | 1 | опрос |
4.3 | Автомат Калашникова. АКМ-74: устройство, назначение, тактико-технические характеристики. | 13 | 3 | 10 | Выполнение норматива |
5 | Огневая подготовка | 12 | 3 | 9 | |
5.1 | Приемы и правила стрельбы из пневматической винтовки (лазерного типа) | 8 | 2 | 6 | соревнование |
5.2 | Приёмы и правила метания ручных гранат | 4 | 1 | 3 | Выполнение практических упражнений |
6 | Основы рукопашного боя
| 12 | 2 | 10 |
|
6.1 | История развития рукопашного боя в России. | 1 | 1 | - | опрос |
6.2 | Элементы страховки. | 3 | 1 | 2 | Выполнение практических упражнений |
6.3 | Ударная техника. | 2 | - | 2 | |
6.4 | Техника захватов. | 2 | - | 2 | |
6.5 | Бросковая техника. | 2 | - | 2 | |
6.6 | Боевые приемы. | 2 | - | 2 | |
7 | Основы выживания в сложных условиях | 22 | 9 | 13 |
|
7.1 | Основы ориентирования на местности | 3 | 1 | 2 | тест |
7.2 | Организация привалов и ночлегов | 3 | 1 | 2 | тест |
7.3 | Организация питания в полевых условиях | 2 | 1 | 1 | зачёт |
7.4 | Костровое хозяйство. Меры безопасности. | 3 | 2 | 1 | зачёт |
7.5 | Виды узлов. Способы переправы через овраги, водоёмы | 3 | 1 | 2 | зачёт |
7.6 | Ориентирование на местности. | 4 | 2 | 2 | зачёт |
7.7 | Техника преодоления различных элементов личной и командной полосы препятствий | 4 | 1 | 3 | зачёт |
8 | Тактическая подготовка | 4 | 1 | 3 | |
8.1 | Передвижение на поле боя | 4 | 1 | 3 | зачёт |
| Итого: | 102 | 34 | 68 |
|
Содержание учебного плана
Раздел 1.История вооруженных сил России (6 часов)
1.1. Вводное занятие. (техника безопасности, введение в основные этапы российской государственности)
1.2. Виды вооруженных сил. Воинская слава России. Армия и флот России XX века. Армия России на современном этапе. Виды и рода войск ВС РФ. Вооружение Российской армии на современном этапе.
1.3. Символы воинской чести. Сила воинских традиций. Роль и место традиций и ритуалов в жизнедеятельности воинских коллективов. Система воинских традиций и ритуалов. Боевое знамя воинской части. История военной присяги и порядок ее принятия. Флаг. Герб. Гимн. Геральдика. Знаки отличия.
1.4. Полководцы и герои. Полководцы XX века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский, Антонов, Конев. Создание новых видов и родов вооруженных сил. Герои Советского Союза. Военачальники.
1.5. Воинские профессии. Профессия военного: описание и содержание деятельности. Необходимые умения. Область применения.
Раздел 2.Строевая подготовка (11 часов)
Тема 2.1. Строй и его элементы. Элементы. Виды. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю.
Тема 2.2. Строевая стойка и выполнение команд. Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!»
Тема 2.3. Повороты на месте и в движении. Повороты «Налево!», «Направо!», «Кругом!». Строевой шаг. Походный шаг. Построение в шеренгу, колонну. Перестроения. Движение в колонне в обход, по кругу. Движение в колонну по одному, по два, по три.
Тема 2.4. Воинская честь. Строевые приемы. Строевая стойка. Выход из строя и возвращение в строй, ответ на приветствие. Отдание воинской чести в движении.
Раздел 3. Основы медицинских знаний
Тема 3.1. Принципы оказания первой медицинской помощи в неотложных ситуациях. Осмотр места происшествия. Осмотр пострадавшего. Признаки жизни и смерти. Выполнение реанимационных мероприятий.
Тема 3.2. Ранения и кровотечения. Виды ранений. Обработка ран. Виды и правила наложения повязок на раны. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений. Правила наложения жгута.
Тема 3.3. Травмы опорно-двигательного аппарата
Вывихи, растяжения, разрывы связок. Переломы конечностей. Оказание первой помощи. Правила наложения шин. Способы транспортировки пострадавших.
Раздел 4. Виды вооружений (18часов)
Тема 4.1. История оружия от древних времен до современности. Примитивное оружие. Средневековое оружие. Оружие современности.
Тема 4.2. Виды вооружения Российской армии. Холодное, огнестрельное, метательное. Оружие массового поражения.
Тема 4.3. Автомат Калашникова. АКМ-74. Устройство, назначение, тактико-технические характеристики.
Раздел 5 Огневая подготовка (12 часов)
Тема 5.1 Приёмы и правила стрельбы из пневматической винтовки
Техника безопасности при стрельбе. Изготовка для стрельбы. Прицеливание и производство выстрела. Корректирование при ошибках.
Тема 5.2 Приёмы и правила метания ручных гранат. Техника безопасности при выполнении броска гранаты. Положения для метания. Последовательность осуществления броска. Выполнение метания. Сдача нормативов.
Раздел 6. Основы рукопашного боя (12 часов)
Тема 6.1. История развития рукопашного боя в России. История развития. Виды рукопашного боя.
Тема 6.2 Элементы страховки. Страховка при падении на бок. Страховка при падении на спину. Страховка при выполнении бросков и приемов.
Тема 6.3. Ударная техника. Техника ударов руками. Техника ударов ногами.
Тема 6.4. Техника захватов. Захваты за одежду. Освобождение от захватов.
Тема 6.5. Бросковая техника. Бросок «через бедро». Бросок «передняя подножка». Бросок «задняя подножка». Бросок «подсечка». Бросок «отхватом».
Тема 6.6. Боевые приемы. Защита от удара ножом снизу, сверху, сбоку. Защита от угрозы холодным оружием. Материальная часть автомата Калашникова.
Раздел 7. Основы выживания в сложных условиях (22 часа)
Тема 7.1. Основы ориентирования на местности. Карты и схемы. Правила работы с картой. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Ориентирование с помощью компаса и карты. Ориентирование с картой без компаса. Погрешности в ориентировании. Определение азимута и отработка навыков по азимуту. Сопоставление способов ориентирования.
Тема 7.2. Привалы и ночлеги. Назначение привалов, их периодичность и продолжительность. Личное и групповое снаряжение. Ночлег в полевых условиях: выбор места, распределение обязанностей при устройстве бивака. Меры безопасности при ночлегах в полевых условиях. Охрана природы в месте ночлегов.
Тема 7.3. Организация питания в полевых условиях.
Питание войск в полевых условиях. Составление и гигиеническая оценка раскладки продуктов.
Тема 7.4 Костровое хозяйство. Меры безопасности.
Типы костров. Место для костра. Разжигание костра. Безопасность.
Тема 7.5. Виды узлов. Способы переправы.
Виды узлов. Узлы для связывания верёвок одинакового и разного диаметров. Узлы для закрепления концов верёвок. Специальные узлы.
Тема 7.6. Ориентирование на местности. Определение азимута. Определение ориентиров. Движение по ориентирам. Движение по азимуту.
Тема 7.7. Техника преодоления различных элементов личной и командной полосы препятствий. Техника прохождения различных препятствий: переправа по бревну, переправа по параллельным верёвкам, навесная переправа, «маятник», «бабочка».
Раздел 8. Тактическая подготовка (4 часа)
Тема 8.1 Передвижение на поле боя. Способы передвижения на поле боя. Действия при обороне и в наступлении. Действия в различных составах подразделения.
Методическое обеспечение программы
Методика работы по программе характеризуется общим поиском эффективных технологий, позволяющих конструктивно воздействовать как на развитие физических качеств подростков, на решение их индивидуально-личностных проблем, так и на совершенствование среды их жизнедеятельности. Но главным образом, - на поддержку подростка, имеющего проблемы психического, социально-бытового или социально-экономического плана.
Важнейшее требование к занятиям:
- дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности;
- формирование у подростков навыков для самостоятельных занятий спортом и получения новых знаний.
Материально-техническое обеспечение
- спортивный зал, оборудованный для занятий специальным защитным снаряжением и тренировочным оборудованием;
- специально оборудованный учебный класс ОБЖ с учебными пособиями по НВП, стрелковой подготовке;
- противопожарные комплекты БОП;
- средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;
Средства необходимые для реализации программы
- учебная аудитория на 20 посадочных мест;
- экран и проектор для демонстрации презентаций и кинофильмов;
- спортивный зал;
-стадион
-строевая площадка;
- лазерные винтовки 5 шт.
- макет автомата;
- военно-полевая форма
Список литературы
Литература педагога для реализации программы:
- Н.В. Мазыкина, Н.В. Горкина «Растим патриотов» Методическое пособие по патриотическому воспитанию. УЦ «Перспектива», Москва, 2011г
- Правительство Московской области. Министерство образования Московской области. «Дорогой памяти. Школьные музеи». Библиотека БГ газеты. «Ежедневные новости. Подмосковье» , 2011г
- В. Н. Балязин. 1000 занимательных сюжетов из русской истории. Москва, 1995.
- . Б.Г.Родионов, В.Д. Доценко. «Три века Российского флота», 1,2, 3 том, Санкт-Петербург, «LOGOS», 1996г.
- Н.С. Горшков, В.А. Касатонов «Корабли-герои», ДОСААФ, Москва, 1970г
Литература для детей и родителей
- «Патриоты Отечества» Ежемесячный общероссийский журнал 2008-2011г.г.
- «Воинское братство». Патриотический журнал для военнослужащих, ветеранов и членов их семей, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа военно-патриотического клуба «МОРПЕХИ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа военно-патриотического объединения обучающихся «Морпехи» разработана для учащихся 6-10 классов. Объединение (далее отряд) созда...
Статья на тему: "Востребованность школьниками дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ военно - патриотической направленности"
В данной статье приведены данные по востребованности программ военно – патриотической направленности в учреждениях дополнительного образования России. К сожалению востребованность программ военн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Клуб Аниматоров"
Данная общеобразовательная программа социально - педагогической направленности.Она предназначена для подростков, желающих научиться организовывать и проводить мероприятия, развивая при этом свои орган...
Дополнительная общеразвивающая программа ВПСК (школьный военно-патриотический спортивный клуб) "Память"
Программа военно-патриотического клуба МКОУ СОШ № 14 "Память", в рамках Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения (ВВПОД) «ЮНАРМИЯ»,...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа военно – патриотической направленности «Патриоты России»
Программа определяет содержание военно-патриотического воспитания средствами музейной педагогики. При обучении по программе реализуется патриотическое воспитание при сохранении фондов школьного ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа военно-патриотической направленности "Тактическая подготовка в игровом формате с использование игрового комплекта внеаренного лазертага"
Ведущая идея программы — не только обучение, но и воспитание обучающихся, которое имеет исключительное значение как в формировании личности, так и в решении практических задач.Весь учебный матер...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Военно–патриотической направленности «Витязь» Базовый уровень Возраст детей: 9-15 лет Срок реализации программы: 1 год
Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. В работе школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания ...