Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности обще-интеллектуальной направленности "Занимательный компьютер"
рабочая программа по информатике и икт на тему
Организация внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта с целью подготовки учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитию творческого потенциала учащихся, подготовки к проектной деятельности, а также освоению знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_fnoo_programma_dlya_1_klassa.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества "Октябрьский"
Утверждена приказом директора
ДДТ "Октябрьский"
от " _____" __________ 200___ г.
Директор ДДТ "Октябрьский" _____________
Дополнительная общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
обще-интеллектуальной направленности
"Занимательный компьютер"
детское объединение «Компьютер и Я»
возраст учащихся - 7-11 лет,
срок реализации - 1 год
педагог дополнительного образования
Филатова Елена Валерьевна
Липецк 2014
Пояснительная записка
В рекомендациях по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта сказано: «Сегодня следует максимально использовать ресурсы системы дополнительного образования детей. В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования необходимость взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей приобретает особую значимость и продиктована общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации, социальной адаптации в учебное и свободное время».
Интеграция основного и дополнительного образований становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. Основная задача учреждений дополнительного образования - создать условия для развития творческой одаренности учащихся, их самореализации, раннего профессионального и личностного самоопределения.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.
Важным элементом формирования УУД учащихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ - компетентности.
Реализация программы формирования УУД в начальной школе —ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Действительно, в настоящее время невозможно обойтись без знаний компьютерных технологий. Компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни. Его используют для работы, отдыха, развлечений, поиска информации. Настоящая действительность такова, что чаще всего дети играют в компьютерные игры, общаются в социальных сетях, просматривают множество бесполезной информации. Такое бесконтрольное времяпрепровождение детей за компьютером способствует искажению представления учащихся об «информационном пространстве» в целом и компьютере, как средстве получения этой информации. В результате компьютер остается для них нереализованным источником знаний. Возникает потребность усилить воздействие компьютера как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, а также важного инструмента для реализации своего творческого потенциала.
Таким образом, с учетом требований ФГОС, а также с учетом запросов и пожеланий родителей и была разработана дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности обще-интеллектуальной направленности "Занимательный компьютер".
Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся начальных классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника и санитарно-гигиенических требований. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.
Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к компьютеру осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, то есть на развитие потенциала личности, что является приоритетным направлением ФГОС НОО.
Данная программа помогает ознакомить ребенка с информационными технологиями.
Реформы в образовании позволяют приступить к изучению информатики (по базисному учебному плану) только в 3-4 классах. Настоящая дополнительная образовательная программа дает возможность учащимся 1-2 классов приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, учиться применять компьютер как средство получения новых знаний.
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.
Цель программы:
➢ подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Задачи обучения:
- дать учащимся представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;
- дать учащимся первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
- познакомить учащихся с устройством компьютера;
- познакомить учащихся с устройствами ввода информации – клавиатура, мышь;
- научить учащихся работать с программами PAINT , WORD, Power Point;
- научить использовать компьютер для основной учебной деятельности;
- развить творческие и интеллектуальные способности детей средствами компьютерных технологий.
- сформировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.
- формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией (формирование умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс).
- познакомить учащихся с видами и основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности.
- научить учащихся находить информацию в Интернете и обрабатывать ее.
- приобщить к проектно-творческой деятельности.
- формировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.
Программные средства, используемые в дополнительной общеразвивающей программе, обладают разнообразными графическими возможностями, понятным даже первокласснику интерфейсом. Эти программы русифицированы, что позволяет легко и быстро их освоить. Так как программы строятся по логическим законам, возможна организация разнообразной интересной деятельности с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание. При этом будет развиваться произвольное внимание детей. Несмотря на общие возрастные особенности, каждый ребенок индивидуален в своем развитии, поэтому программа предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Данная программа является модифицированной. В основе разработки программы по внеурочной деятельности начального общего образования «Компьютерная азбука» лежат:
- Требования Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- УМК по предмету «Информатика» для начальной школы таких авторов, как Матвеева Н. В., Плаксин М. А., Могилев А. В., Горячев А. В., Тур С. Н., Бокучава Т. П.
Направленность программы – обще-интеллектуальная.
Дополнительная образовательная программа «Занимательный компьютер» направлена на получение основных информационно-коммуникационных компетентностей (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности) и развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий.
Новизна программы
заключается в приобщении ребенка к активной информационной деятельности на основе использования компьютерной техники, для развития его личности, его творческих и интеллектуальных способностей, так и для последующего применения информационно-коммуникационных технологий в учебной и познавательной деятельности и в повседневной жизни.
В процессе обучения компьютерной грамотности используется нетрадиционный подход, основанный на подборе увлекательных программ, соревнованиях между группами, конкурсах: «лучший рисунок в графическом редакторе», «самая креативная визитка в текстовом редакторе», проектной деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками - искать необходимую информацию, анализировать её, преобразовывать информацию в структурированную текстовую форму, использовать её для решения учебных задач. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми - одно из условий образовательной компетенции учащегося.
Педагогическая целесообразность
изучения дополнительной образовательной программы «Занимательный компьютер» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.
Настоящая дополнительная образовательная программа «Занимательный компьютер» построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне и междисциплинарной интеграцией.
В основу обучения по программе «Занимательный компьютер» положены:
- принцип актуальности;
- принцип доступности;
- постепенное накопление знаний, умений, навыков;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип индивидуально-творческой деятельности,
- принцип междисциплинарной интеграции.
Программа составлена с учетом требований ФГОС НОО, так как нацелена на формирование у учащихся комплекса универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, то есть умение учиться. Главное место в программе занимает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Последовательность изучения тем представлена в логическом развитии, от простого к сложному, где постепенно формируются новые практические умения и навыки у воспитанников, открываются большие возможности для творчества детей.
Занятия в детском объединении состоят из теоретических и практических частей, проводимые в различных формах. Основное количество времени отводится на практические занятия, что способствует формированию трудовых навыков и способностей, разгрузке умственного напряжения школьников.
При проведении занятий используется наглядный и раздаточный материал, видео по изучению материала и мультимедийное сопровождение.
Результатом данной программы должно стать приобретение детьми знаний и умений по работе на компьютере. Программа составлена с учетом возрастных, психофизиологических особенностей детей.
Большое внимание уделяется воспитательной работе. Проводятся различные беседы, благотворительные акции, викторины, конкурсы, экскурсии.
Программа способствует:
- развитию информационной культуры;
- развитию разносторонней личности ребенка;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;
- развитию логического мышления, внимания, памяти;
- умению находить варианты решения возникших проблем;
- созданию благоприятной атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества при выполнении коллективной работы;
- приобретению знаний работы на компьютере.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 9 лет. Дети данного возраста способны выполнять задания по образцу, а так же после изучения блока темы выполнять творческое репродуктивное задание.
Срок реализации образовательной программы - 1 год – 144 часа. Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (1 час 40 минут: 1 урок – 45 минут, 10 минут – перемена, 45 минут – 2 урок). В группе не более 7 человек, что соответствует числу ПК в компьютерном классе.
Схема занятий объедения «Компьютер и Я»
Каждое занятие строится по плану:
5 минут - организационное время;
5-10 минут – опрос;
15 минут – объяснение нового материала с записью в виде конспекта в тетрадь.
10 - 15 мин - практическая работа за компьютером;
10 минут – перемена;
15 мин - практическая работа за компьютером;
5 мин - гимнастика для глаз;
10-15 минут – решение логических задач, ребусов, кроссвордов с использованием интерактивной доски и проектора;
5 минут – физкультминутка;
5 мин - анализ занятия, домашнее задание.
Во время физкультминутки делаются физические упражнения для снятия общего напряжения и усталости глаз. Проводится регулярное проветривание кабинета.
Кабинет соответствует санитарным и гигиеническим нормам и отвечает правилам техники безопасности и противопожарной безопасности.
Работа с воспитанниками строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.
Важный аспект в обучении – индивидуальный подход. Индивидуальный подход в нашей работе создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарования каждого учащегося в объединении.
Перед воспитанниками ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения всех операций.
Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных заданиях, далее элементарные упражнения перерастают в более сложные, идет пополнение багажа знаний и умений, все больше подключается творчество детей.
Формы проведения занятий разнообразны: вводное, традиционное, игровое, теоретическое, практическое, занятия-ознакомления, беседы, экскурсии, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний.
Также используются различные методы проведения занятий –словесные, методы практической работы, игровые, наглядный метод обучения, объяснение, беседа, работа с раздаточным материалом.
Ведется совместная работа воспитанников с другими детскими объединениями. Учащиеся принимают активное участие в воспитательных программах Дома творчества (Экология и мы: участие в викторинах, конкурсах, экскурсии в Зимний сад, создание интерактивных тематических презентаций…).
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ в развитии творческих способностей детей с помощью современных компьютерных технологий.
Технологическая часть программы
Для достижения поставленной в данной программе цели и получения ожидаемого результата используется комплекс разнообразных методов, приёмов, форм, средств обучения с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- индивидуальная работа;
- групповая;
- фронтальная (по подгруппам);
Формы проведения занятий:
- деловая игра;
- студия;
- фирма;
- конференция;
- конкурс;
- экскурсия, виртуальная экскурсия,
- презентация;
- викторина;
- проектная деятельность.
Методы обучения:
- словесные (изложение, объяснение, беседа);
- наглядные (обучающие презентации, видеоматериалы, обучающие компьютерные игры, схемы, таблицы, работа по образцу…);
- практические (практические задания, лабораторные работы, контрольные работы…);
- репродуктивный метод;
- проблемный;
- диагностический;
- контрольный.
Средства обучения также разнообразны в зависимости от цели:
- обучающие программы на компьютере;
- компьютерный тренинг;
- тесты на компьютере с целью обучения и контроля знаний.
Основным методом занятий в является практический метод работы на компьютере.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
- формирование у учащихся положительной позиции к дополнительному образованию;
- формирование у учащихся ценностных ориентиров в области ИКТ;
- воспитание уважительного отношения к результатам творческой деятельности, как к собственным, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- развитие мотивов использования ИКТ в учебной деятельности;
- развитие ответственности за свои поступки в информационной деятельности;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Предметные результаты:
- формирование у учащихся первоначальных представлений о роли ИКТ в жизни и развитии человека;
- ознакомление учащихся основным приемам работы на ПК, в программах Paint, Word, Power Point;
- ознакомление учащихся с терминологией в сфере ИКТ;
- получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, компьютерная графика, анимация…).
В результате изучения материала учащиеся
должны знать:
- правила техники безопасности;
- основные устройства ПК;
- правила работы за компьютером;
- виды информации и действия с ней;
- назначение и возможности графического редактора PAINT;
- возможности текстового редактора WORD;
- назначение и работу программы Power Point;
- основные приемы работы в сети Интернет;
- работу электронной почты.
должны уметь:
- соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
- включить, выключить компьютер;
- работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
- свободно набирать информацию на русском и английском регистре;
- запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
- работать с программами Word, Paint, Power Point;
- создавать презентацию, используя все возможности Power Point;
- составлять и защищать творческие мини-проекты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями со школьными предметами начальной школы: математикой, технологией, русским языком, литературой, историей.
Кроме этого, метапредметными результатами освоения дополнительной общеразвивающей программы «Занимательный компьютер» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- уметь организовать свое рабочее место;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью преподавателя;
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую, самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД:
- уметь пользоваться языком ИКТ:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль с помощью компьютерных технологий;
- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в стенах Дома творчества и на занятиях по внеурочной деятельности и следовать им;
- учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе (не более 2-3 человек);
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть
работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните-
ля, критика).
Формы проверки результатов освоения программы детского объединения включают в себя следующее:
- теоретические зачеты;
- отчеты по практическим занятиям;
- тесты;
- опросы;
- решение задач;
- контрольные работы;
- портфолио ученика (создание виртуального альбома);
- самооценка;
- наблюдение;
- выставка достижений учащихся;
- участие в различных конкурсах.
- разработка проекта.
Условиями успешности обучения в рамках программы детского объединения являются:
- активность обучаемого;
- повышенная мотивация;
- связь воспитанников с жизнью Дома творчества;
- самостоятельность мышления;
- презентация работы на научно-практической конференции;
Способы определения результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ практических работ учащихся, результатов анкетирования, тестирования, опросов, контрольных работ;
- мониторинг: контрольные задания и тесты, ведение оценочной системы.
Виды мониторинга:
Начальный (входной контроль) – в начале учебного года с целью выявления уровня развития детей, уровня знаний в области компьютерных технологий. Форма контроля – опрос, тест, практическое задание;
Текущий мониторинг – в течение всего учебного года с целью определения степени усвоения воспитанниками учебного материала. Выявление отстающих детей. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Форма контроля – педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, практическая работа, самостоятельная работа, работа в группе, в паре.
Промежуточная аттестация – по окончании изучения темы или раздела в конце месяца. Проводится с целью определения степени усвоения воспитанниками учебного материала. Форма контроля – самостоятельная практическая работа, работа в паре.
Итоговая аттестация – в конце учебного года – с целью определения изменения уровня развития детей, определение результатов обучения, ориентирование на дальнейшее обучение. Получение сведений о совершенствовании образовательной программы и методов обучения. Может проходить в форме ситуационной игры, теста, контрольной работы.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. План работы д/о. Техника безопасности при работе с компьютером. | 2ч. | 2ч. | - |
2 | Изучение компьютера и его составляющих. | 2ч. | 1ч. | 1ч. |
3 | Работа в среде Windows. Файлы и папки. Рабочий стол. Основные элементы рабочего стола. Меню пуск, работа с мышью, знакомство со стандартными программами. Клавиатура, основные клавиши. | 12ч. | 4ч. | 8ч. |
4 | Графический редактор Paint. Графическая информация. Компьютерная графика. Виды компьютерной графики. Графические примитивы. Основы создания рисунка. Редактирование рисунка. Основные приемы с изображением: выделение, копирование, перемещение. Вставка текста в рисунок. | 30ч. | 6ч. | 24ч. |
5 | Текстовые редакторы: Блокнот, WordPad. Правила набора текста. Работа с текстом: выделение, копирование, вставка, перемещение. Форматирование текста. Работа с линейкой. Абзац. Отступ. Поля. | 14ч. | 5ч. | 9ч. |
6 | Текстовый редактор Word. Запуск программы. Интерфейс. Параметры страниц. Номера страниц. «Поздравительная открытка к 23 февраля». Ввод текста. Выделение текста. Поиск и замена текста. Поздравительная открытка к 8 марта. Вставка символов и специальных знаков. Проверка орфографии. Быстрое форматирование. Форматирование текста. Выравнивание текста, абзац. Интервал. Таблицы. Направление текста в таблице. Объединение и разбиение ячеек таблицы. Форматирование таблицы. Поздравительная открытка к 9 мая. Работа с рисунками. Вставка фигуры. Размещение фигуры/картинки в тексте. Вставка текста в фигуру, надпись. WordArt. Итоговая контрольная работа по теме Word. | 46ч. | 16ч. | 30ч. |
7 | Программа Power Point. Виды презентаций. Правила оформления. Слайд. Оформление титульного слайда. Создание презентации по шаблону. Создание фотоальбома. Мой город. Школьный альбом. Просмотр презентаций. Демонстрация. Вставка объектов в презентации: рисунков, таблиц. Анимация. Вставка звука и видео в презентацию. Интерактивная презентация. Гиперссылки и управляющие кнопки. Практические работы по созданию интерактивных презентаций. Контрольная работа. | 30 | 10ч. | 20ч. |
8 | Заключительное занятие. | 2ч. | - | 2ч. |
Участие в организационно-массовой работе ДДТ. | 6ч. | 1ч. | 5ч. | |
Итого: | 144ч. | 42ч. | 102ч. |
Содержание программы
- Вводное занятие. План работы д/о. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с детьми. Объяснение плана работы детского объединения на год, правила поведения в компьютерном кабинете, на дорогах и при чрезвычайных ситуациях. Техника безопасности при работе на ПК. Профилактика близорукости, дальнозоркости. Комплекс упражнений для глаз. Профилактика нарушений осанки.
- Изучение компьютера и его составляющих. История возникновения компьютера (последовательность изобретения технических средств). Общее понятие о компьютере. Понятие операционной системы и ее функции. Состав и назначение устройств компьютера (основные и периферийные). Контрольная работа.
- Работа в среде Windows. Файлы и папки. Создание файлов и папок. Копирование и перемещение. Удаление. Запуск программ. Проводник. Total Commander. Рабочий стол. Основные элементы рабочего стола и их назначение: Мой компьютер, Мои документы, Корзины. Ярлык программы. Меню пуск. Запуск программ через меню Пуск. Окно программы. Основные элементы окна программы. Манипулятор мышь. Назначение левой и правой кнопкой мыши. Работа с мышью, управление: наведение указателя на объект, щелчок, двойной щелчок. Знакомство со стандартными программами: Paint, WordPad, Блокнот, Калькулятор. Клавиатура, основные клавиши, их назначения. Контрольная работа.
- Графический редактор Paint. Графическая информация. Компьютерная графика. Виды компьютерной графики: растровая, векторная. Пиксель. Запуск программы и основные операции. Сохранение файла. Графические примитивы: линии, основные фигуры, карандаш, кисть. Основы создания рисунка. Редактирование рисунка. Основные приемы с изображением: выделение, копирование, перемещение. Вставка текста в рисунок. Панель инструментов в Paint. Создание рисунков в Paint и различные действия с ними. Работа с инструментом «выделение». Палитра цветов. Различные операции с буфером обмена в Paint. Вставка текста. Контрольная работа.
- Текстовые редакторы Блокнот, WordPad. Запуск программ. Создание и сохранение документа. Набор текста. Правила набора текста. Работа с текстом: выделение, копирование, вставка, перемещение. Форматирование текста. Работа с линейкой. Абзац. Отступ. Поля.
- Текстовый редактор Word. Запуск программы. Интерфейс. Панель инструментов. Основные вкладки, группы команд, сочетания клавиш. Параметры страниц. Поля. Ориентация страницы. Номера страниц. Ввод текста. Выделение текста. Поиск и замена текста. Вставка символов и специальных знаков, отсутствующих на клавиатуре. Проверка орфографии. Форматирование текста: форматирование шрифта, начертание, размер шрифта, выделение цветом, изменение цвета шрифта, эффекты текста, регистр. Выравнивание текста, абзац. Красная строка. Интервал междустрочный, межсимвольный. Работа со списками. Таблицы. Направление текста в таблице. Объединение и разбиение ячеек таблицы. Форматирование таблицы. Заливка цветом, формат границы таблицы. Работа с рисунками. Вставка фигуры, клипа, рисунка в текст. Изменение размеров рисунка, фигуры. Форматирование фигуры, рисунка. Размещение фигуры/картинки в тексте. Вставка текста в фигуру, надпись. WordArt. Итоговая контрольная работа по теме Word.
- Microsoft Power Point – программа создания презентаций. Основное назначение программы. Виды презентаций. Правила оформления. Интрефейс. Панель управления. Основные команды и сочетания клавиш. Создание презентации по шаблону. Создание фотоальбома. Сохранение файла. Основная структурная единица презентации – слайд. Создание слайда. Оформление титульного слайда. Выбор шаблонов оформления и заливка фонов. Вставка рисунков и картинок в презентацию. Вставка таблиц в презентации. Вставка диаграмм. Анимация. Вставка звука и видео в слайд. Настройка анимации при смене слайдов. Демонстрация презентации. Настройка режима демонстрации. Интерактивная презентация. Вставка управляющих кнопок и гиперссылок на слайды. Практические работы. Контрольная работа.
- Участие в организационно-массовой работе ДДТ: в каникулярных мероприятиях; экскурсии в музей ДПИ ДДТ, экскурсия в Зимний сад; новогодний утренник.
- Заключительное занятие. Подведение итогов работы детского объединения за год, выявление степени усвоения пройденных тем путем анализа детских работ на предмет качества их исполнения.
Учебно-методическое обеспечение
- использование средств ИКТ на занятиях (презентации, видеофильмы, обучающие игры, обучающие компьютерные программы, компьютеры, интерактивная доска, проектор);
- использование дидактического материала (карточки задания, схемы, таблицы, инструкции, практические задания);
- учебники, учебные пособия, журналы, книги;
- тематические подборки теоретического материала, игр, практических заданий;
- Ресурсы сети Internet.
Материально-технические обеспечение необходимое для реализации программы
Занятия проводятся в компьютерном классе, соответствующим нормам СанПин. В классе имеется 7 ПК, что соответствует количеству учащихся в детском объединении. Имеется 1 проектор, интерактивная доска, устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки), сканер.
Программное обеспечение ПК соответствует образовательной программе и включает в себя: операционную систему Windows 7; полный пакет офисных приложений Microsoft Office; растровый графический редактор PhotoShop; система оптического распознавания текстов FineRider; программа-архиватор WinRAR; антивирусная программа Dr.Web, программа для обработки звука и видео (MovieMaker).
Содержание компонентов УМК ориентировано на организацию познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ и ресурсов локальной сети. К каждому уроку информатики имеются электронные образовательные ресурсы. Осуществляется сетевая методическая поддержка УМК средствами сайта методической службы издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» www.metodist.lbz.ru .
Материально-техническое обеспечение информационной образовательной среды для реализации образовательного процесса и активного использования полученных знаний и приобретенных навыков при изучении других дисциплин — это:
- компьютерный класс (сеть, сервер);
- презентационное оборудование;
- выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет — только для педагога, для учащихся — все приготовлено педагогом («давайте познакомимся ...»));
- единая коллекция ЦОР www.school-collection.edu.ru;
Литература (предназначена для педагога и учащихся
Список литературы (основной)
- Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах. Методические рекомендации для учителя. М.: БАЛЛАС, 1999.
- Антипов И.И., Боковнев О.А., Степанов М.Е. О преподавании информатики в младших классах. // Информатика и образование, № 5, 1993.
- Болотянский В.Г., Рубцов В.Е. Игровые компьютерные среды учебного назначения // Информатика и образование, № 5, 1990.
Список литературы (дополнительный)
- Ананьева Е.Г., Алексеев В.Е., Губенков С.Ю. и др. Методологические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр. М., 1991.
- Антипов И.Н. Играем и программируем // Начальная школа, № 5, 6, 1992.
- Брыксина О.Ф. Информационные минутки на уроках в начальной школе. // Информатика, № 6, 2000.
- Э.Каляда Е.П. Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся первого класса // Информатика и образование, № 6, 1995.
- Коляда Е.П. Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся второго класса // Информатика и образование, № 1, 1996.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997.
- Крюков ММ., Крюкова А.И. Принципы отражения экономической действительности в деловых играх. М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО, ФГОС НОО общественных объединений обучающихся на 2013-2018
Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка ...
Дополнительная общеразвивающая программа театральной деятельности "Огонёк"
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с и...
Дополнительная общеразвивающая программа театрализованной деятельности "Янтарик"
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, с...
Дополнительная общеразвивающая программа театрализованной деятельности "Затейники"
Ни одно массовое мероприятие, как известно, не обходится без организаторов. Именно организаторы делают праздник ярким, весёлым и неповторимым. Следовательно, чтобы добиться высокого качества люб...
Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Мы с ПОСОПА»
Цель программы: воспитание у обучающихся любви к малой родине, своему Отечеству, чувства гордости за свою Родину, готовности приносить пользу обществу и государству....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов школы разработана в соответствии с требованиями Федерального г...
Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Ритмика» (базовый уровень)
Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Ритмика» (базовый уровень).Направленность: художественнаяПринята на заседании педагогического совета МБОУ «ЦО ...