Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности обще-интеллектуальной направленности "Занимательный компьютер"
рабочая программа по информатике и икт на тему

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта с целью  подготовки учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитию творческого потенциала учащихся, подготовки к проектной деятельности, а также освоению знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_fnoo_programma_dlya_1_klassa.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества "Октябрьский"

Утверждена приказом директора

ДДТ "Октябрьский"

от " _____" __________ 200___ г.

Директор ДДТ "Октябрьский" _____________

                        

Дополнительная общеразвивающая программа

внеурочной деятельности

обще-интеллектуальной направленности

"Занимательный компьютер"

детское объединение «Компьютер и Я»

возраст  учащихся - 7-11  лет,

срок реализации -  1 год

педагог дополнительного образования

 Филатова Елена Валерьевна

Липецк  2014

Пояснительная записка

В рекомендациях по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта  сказано: «Сегодня следует максимально использовать ресурсы системы дополнительного образования детей. В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования необходимость взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей приобретает особую значимость и продиктована общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации, социальной адаптации в  учебное и свободное время».

Интеграция  основного и дополнительного образований становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. Основная задача учреждений дополнительного образования - создать условия для развития творческой одаренности учащихся, их самореализации, раннего профессионального и личностного самоопределения.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать  в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.

Важным элементом формирования УУД учащихся  на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ - компетентности.

Реализация программы формирования УУД в начальной школе —ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Действительно, в настоящее время невозможно обойтись без знаний компьютерных технологий. Компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни. Его используют для работы, отдыха, развлечений, поиска информации.  Настоящая действительность такова, что чаще всего дети играют в компьютерные игры, общаются в социальных сетях, просматривают множество бесполезной информации. Такое бесконтрольное времяпрепровождение детей за компьютером способствует искажению представления учащихся об «информационном пространстве» в целом и компьютере, как средстве получения этой информации. В результате компьютер  остается для них нереализованным источником знаний. Возникает потребность усилить воздействие компьютера как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, а также важного инструмента для реализации своего творческого потенциала.

Таким образом, с учетом требований ФГОС, а также с учетом запросов и  пожеланий родителей и была разработана дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности обще-интеллектуальной направленности "Занимательный компьютер".

Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся начальных классов общеобразовательных школ в соответствии с  требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника и санитарно-гигиенических требований. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.

Программа построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к компьютеру осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, то есть на развитие потенциала личности, что является приоритетным направлением ФГОС НОО.

Данная программа помогает ознакомить ребенка с информационными технологиями.

Реформы в образовании позволяют приступить к изучению информатики (по базисному учебному плану) только в 3-4 классах. Настоящая дополнительная образовательная программа дает возможность учащимся 1-2 классов приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, учиться применять компьютер как средство получения новых знаний.

 В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.

Цель программы:  

        подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Задачи обучения:

  1. дать учащимся представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;
  2. дать учащимся первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
  3. познакомить учащихся с устройством компьютера;
  4. познакомить учащихся с устройствами ввода информации – клавиатура, мышь;
  5. научить учащихся работать с программами PAINT , WORD,  Power Point;
  6. научить  использовать компьютер для основной учебной деятельности;
  7. развить творческие и интеллектуальные способности детей средствами компьютерных технологий.
  8. сформировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.
  9. формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией (формирование умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс).
  10. познакомить учащихся с видами и основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности.
  11. научить учащихся находить информацию в Интернете и обрабатывать ее.
  12. приобщить к проектно-творческой деятельности.
  13. формировать эмоционально-положительное отношение к  компьютерам.

Программные средства, используемые в дополнительной общеразвивающей программе, обладают разнообразными графическими возможностями, понятным даже первокласснику интерфейсом. Эти программы русифицированы, что позволяет легко и быстро их освоить. Так как программы строятся по логическим законам, возможна организация разнообразной интересной деятельности с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание. При этом будет развиваться произвольное внимание детей. Несмотря на общие возрастные особенности, каждый ребенок индивидуален в своем развитии, поэтому программа предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Данная программа является модифицированной. В основе разработки программы по внеурочной деятельности начального общего образования «Компьютерная азбука» лежат:

  • Требования Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • УМК по предмету «Информатика» для начальной школы таких авторов, как Матвеева Н. В., Плаксин М. А., Могилев А. В., Горячев А. В., Тур С. Н., Бокучава Т. П.

Направленность программы – обще-интеллектуальная.

Дополнительная образовательная программа «Занимательный компьютер» направлена на получение основных информационно-коммуникационных компетентностей (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности) и развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий.

Новизна программы

заключается в приобщении ребенка к активной информационной деятельности на основе использования компьютерной техники, для развития его личности, его творческих и интеллектуальных способностей, так и для последующего применения информационно-коммуникационных технологий в учебной и познавательной деятельности и в повседневной жизни.

В процессе обучения компьютерной грамотности используется нетрадиционный подход, основанный на подборе увлекательных программ, соревнованиях между группами, конкурсах: «лучший рисунок в графическом редакторе», «самая креативная визитка в текстовом редакторе», проектной деятельности.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками - искать необходимую информацию, анализировать её, преобразовывать информацию в структурированную текстовую форму, использовать её для решения учебных задач. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми - одно из условий образовательной компетенции учащегося.

 Педагогическая целесообразность

изучения дополнительной образовательной программы «Занимательный компьютер» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.

Настоящая дополнительная образовательная программа «Занимательный компьютер» построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне  и междисциплинарной интеграцией.

В основу обучения по программе «Занимательный компьютер» положены:

  • принцип актуальности;
  • принцип доступности;
  • постепенное накопление знаний, умений, навыков;
  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип индивидуально-творческой деятельности,
  • принцип междисциплинарной интеграции.

Программа составлена с учетом требований ФГОС НОО, так как нацелена на формирование у учащихся комплекса универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, то есть умение учиться.  Главное место в программе занимает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Последовательность изучения тем представлена в логическом развитии, от простого к сложному, где постепенно формируются новые практические умения и навыки у воспитанников, открываются большие возможности для творчества детей.

Занятия в детском объединении состоят из теоретических и практических частей, проводимые в различных формах. Основное количество времени отводится на практические занятия, что способствует формированию трудовых навыков и способностей, разгрузке умственного напряжения школьников.

При проведении занятий используется наглядный и раздаточный материал, видео по изучению материала и мультимедийное сопровождение.  

Результатом данной программы должно стать приобретение детьми знаний и умений по работе на компьютере. Программа составлена с учетом возрастных, психофизиологических особенностей детей.

Большое внимание уделяется воспитательной работе. Проводятся различные беседы, благотворительные акции, викторины, конкурсы, экскурсии.

Программа способствует:

  • развитию информационной культуры;
  • развитию разносторонней личности ребенка;
  • помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;
  • развитию логического мышления, внимания, памяти;
  • умению находить варианты решения возникших проблем;
  • созданию благоприятной атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества при выполнении коллективной работы;
  • приобретению знаний работы на компьютере.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 9 лет. Дети данного возраста способны выполнять задания по образцу, а так же после изучения блока темы выполнять творческое репродуктивное задание.

Срок реализации образовательной программы -  1 год – 144 часа. Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (1 час 40 минут: 1 урок – 45 минут, 10 минут – перемена, 45 минут – 2 урок). В группе не более 7 человек, что соответствует числу ПК в компьютерном классе.

Схема занятий объедения «Компьютер и Я»

Каждое занятие строится по плану:

5 минут - организационное время;

5-10 минут – опрос;

15   минут – объяснение нового материала с записью в виде конспекта в тетрадь.

10 - 15 мин -  практическая работа за компьютером;

10 минут – перемена;

15 мин -  практическая работа за компьютером;

5 мин -  гимнастика для глаз;

10-15 минут – решение логических задач, ребусов, кроссвордов с использованием интерактивной доски и проектора;

5 минут – физкультминутка;

5 мин -  анализ занятия,  домашнее задание.

Во время физкультминутки делаются физические упражнения для снятия общего напряжения и усталости глаз. Проводится регулярное проветривание кабинета.

Кабинет соответствует санитарным и гигиеническим нормам и отвечает правилам техники безопасности и противопожарной безопасности.

Работа с воспитанниками строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.

Важный аспект в обучении – индивидуальный подход. Индивидуальный подход в нашей работе создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарования каждого учащегося в объединении.

Перед воспитанниками ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения всех операций.

Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных заданиях, далее элементарные упражнения перерастают в более сложные, идет пополнение багажа знаний и умений, все больше подключается творчество детей.

Формы проведения занятий разнообразны: вводное, традиционное, игровое, теоретическое, практическое, занятия-ознакомления, беседы, экскурсии, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний.

Также используются различные методы проведения занятий –словесные, методы практической работы, игровые, наглядный метод обучения, объяснение, беседа, работа с раздаточным материалом.

Ведется совместная работа воспитанников с другими детскими объединениями. Учащиеся принимают активное участие в воспитательных программах Дома творчества (Экология и мы: участие в викторинах, конкурсах, экскурсии в Зимний сад, создание интерактивных тематических презентаций…).

Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ в развитии творческих способностей детей с помощью современных компьютерных технологий.

Технологическая часть программы 

 Для достижения поставленной в данной программе цели и получения ожидаемого результата используется комплекс разнообразных методов, приёмов, форм, средств обучения с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

  • индивидуальная работа;
  • групповая;
  • фронтальная (по подгруппам);

Формы проведения занятий:

  • деловая игра;
  • студия;
  • фирма;
  • конференция;
  • конкурс;
  • экскурсия, виртуальная экскурсия,
  • презентация;
  • викторина;
  • проектная деятельность.

Методы обучения:

  • словесные (изложение, объяснение, беседа);
  • наглядные (обучающие презентации, видеоматериалы,  обучающие компьютерные игры, схемы, таблицы, работа по образцу…);
  • практические (практические задания, лабораторные работы, контрольные работы…);
  • репродуктивный метод;
  • проблемный;
  • диагностический;
  • контрольный.

  Средства обучения также разнообразны в зависимости от цели:

  • обучающие программы на компьютере;
  • компьютерный тренинг;
  • тесты на компьютере с целью обучения и контроля знаний.

Основным методом занятий в является практический метод работы на компьютере.

Планируемые результаты обучения 

Личностные результаты:

  • формирование у учащихся положительной позиции к дополнительному образованию;
  • формирование у учащихся ценностных ориентиров в области ИКТ;
  • воспитание уважительного отношения к результатам творческой деятельности, как к собственным,  так и других людей;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
  • развитие мотивов использования ИКТ в учебной деятельности;
  • развитие ответственности за свои поступки в информационной деятельности;
  • развитие навыков самостоятельной работы;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Предметные результаты:

  • формирование у учащихся  первоначальных представлений о роли ИКТ в жизни и развитии человека;
  • ознакомление учащихся основным приемам работы на ПК, в программах Paint, Word, Power Point;
  • ознакомление учащихся с терминологией в сфере ИКТ;
  • получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, компьютерная графика, анимация…).

В результате изучения материала учащиеся

должны знать:

  • правила техники безопасности;
  • основные устройства ПК;
  • правила работы за компьютером;
  • виды информации и действия с ней;
  • назначение и возможности графического редактора PAINT;
  • возможности текстового редактора WORD;
  • назначение и работу программы Power Point;
  • основные приемы работы в сети Интернет;
  • работу электронной почты.

должны  уметь:

  • соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
  • включить, выключить компьютер;
  • работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
  • свободно набирать информацию на русском и английском регистре;
  • запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
  • работать с программами   Word, Paint,  Power Point;
  • создавать презентацию, используя все возможности Power Point;
  • составлять и защищать творческие мини-проекты.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями со школьными предметами начальной школы: математикой, технологией, русским языком, литературой, историей.

Кроме этого, метапредметными результатами освоения дополнительной общеразвивающей программы «Занимательный компьютер» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • уметь организовать свое рабочее место;
  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности  на занятии.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью преподавателя;
  • делать предварительный отбор источников информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую, самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:

  • уметь пользоваться языком ИКТ:

         а) донести свою позицию до собеседника;

         б) оформить свою мысль с помощью компьютерных технологий;

  • уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в стенах Дома творчества и на занятиях по внеурочной деятельности и следовать им;
  • учиться согласованно работать в группе:

      а) учиться планировать работу в группе (не более 2-3 человек);

      б) учиться распределять работу между участниками проекта;

      в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

     г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните-

ля, критика).

Формы проверки результатов освоения программы детского  объединения включают в себя следующее:

  • теоретические зачеты;
  • отчеты по практическим занятиям;
  • тесты;
  • опросы;
  • решение задач;
  • контрольные работы;
  • портфолио ученика (создание виртуального альбома);
  • самооценка;
  • наблюдение;
  • выставка достижений учащихся;
  • участие в различных конкурсах.
  • разработка проекта.

Условиями успешности обучения в рамках программы детского объединения являются:

  • активность обучаемого;
  • повышенная мотивация;
  • связь воспитанников с жизнью Дома творчества;
  • самостоятельность мышления;
  • презентация работы на научно-практической конференции;

Способы определения результативности:

  • педагогическое наблюдение;
  • педагогический анализ практических работ учащихся, результатов анкетирования, тестирования, опросов, контрольных работ;
  • мониторинг: контрольные задания и тесты, ведение оценочной системы.

Виды мониторинга:

Начальный (входной контроль) – в начале учебного года с целью выявления уровня развития детей, уровня знаний в области компьютерных технологий. Форма контроля – опрос, тест, практическое задание;

Текущий мониторинг – в течение всего учебного года с целью определения степени усвоения воспитанниками учебного материала. Выявление отстающих детей. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.  Форма контроля – педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, практическая работа, самостоятельная работа, работа в группе, в паре.

Промежуточная аттестация – по окончании изучения темы или раздела в конце месяца. Проводится с целью определения степени усвоения воспитанниками учебного материала. Форма контроля – самостоятельная практическая работа, работа в паре.

Итоговая аттестация – в конце учебного года – с целью определения изменения уровня развития детей, определение результатов обучения, ориентирование на дальнейшее обучение. Получение сведений о совершенствовании образовательной программы и методов обучения. Может проходить в форме ситуационной игры, теста, контрольной работы.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие.  План работы д/о. Техника безопасности при работе с компьютером.

2ч.

2ч.

-

2

Изучение компьютера и его составляющих.

2ч.

1ч.

1ч.

3

Работа в среде Windows. Файлы и папки. Рабочий стол. Основные элементы рабочего стола. Меню пуск, работа с мышью, знакомство со стандартными программами. Клавиатура, основные клавиши.

12ч.

4ч.

8ч.

4

Графический редактор Paint. Графическая информация. Компьютерная графика. Виды компьютерной графики. Графические примитивы. Основы создания рисунка. Редактирование рисунка. Основные приемы с изображением: выделение, копирование, перемещение. Вставка текста в рисунок.  

30ч.

6ч.

24ч.

5

Текстовые редакторы: Блокнот, WordPad. Правила набора текста. Работа с текстом: выделение, копирование, вставка, перемещение. Форматирование текста. Работа с линейкой. Абзац. Отступ. Поля.

14ч.

5ч.

9ч.

6

Текстовый редактор Word. Запуск программы. Интерфейс. Параметры страниц. Номера страниц. «Поздравительная открытка к 23 февраля». Ввод текста. Выделение текста. Поиск и замена текста. Поздравительная открытка к 8 марта. Вставка символов и специальных знаков. Проверка орфографии. Быстрое форматирование. Форматирование текста. Выравнивание текста, абзац. Интервал. Таблицы. Направление текста в таблице. Объединение и разбиение ячеек таблицы. Форматирование таблицы. Поздравительная открытка к 9 мая. Работа с рисунками. Вставка фигуры. Размещение фигуры/картинки в тексте. Вставка текста в фигуру, надпись. WordArt. Итоговая контрольная работа по теме Word.

46ч.

16ч.

30ч.

7

Программа  Power Point. Виды презентаций. Правила оформления. Слайд. Оформление титульного слайда. Создание презентации по шаблону. Создание фотоальбома. Мой город. Школьный альбом. Просмотр презентаций. Демонстрация. Вставка объектов в презентации: рисунков, таблиц. Анимация. Вставка звука и видео в презентацию. Интерактивная презентация. Гиперссылки и управляющие кнопки. Практические работы по созданию интерактивных презентаций. Контрольная работа.

30

10ч.

20ч.

8

Заключительное занятие.

2ч.

-

2ч.

Участие в организационно-массовой работе ДДТ.

6ч.

1ч.

5ч.

Итого:

144ч.

42ч.

102ч.


Содержание программы

  1. Вводное занятие. План работы д/о. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с детьми. Объяснение плана работы детского объединения на год, правила поведения в компьютерном кабинете, на дорогах и при чрезвычайных ситуациях. Техника безопасности при работе на ПК. Профилактика близорукости, дальнозоркости. Комплекс упражнений для глаз. Профилактика нарушений осанки.
  2. Изучение компьютера и его составляющих. История возникновения компьютера (последовательность изобретения технических средств). Общее понятие о компьютере. Понятие операционной системы и ее функции. Состав и назначение устройств компьютера (основные и периферийные). Контрольная работа.
  3. Работа в среде Windows. Файлы и папки. Создание файлов и папок. Копирование и перемещение. Удаление. Запуск программ. Проводник. Total Commander.  Рабочий стол. Основные элементы рабочего стола и их назначение: Мой компьютер, Мои документы, Корзины. Ярлык программы. Меню пуск. Запуск программ через меню Пуск. Окно программы. Основные элементы окна программы. Манипулятор мышь. Назначение левой и правой кнопкой мыши. Работа с мышью, управление: наведение указателя на объект, щелчок, двойной щелчок. Знакомство со стандартными программами: Paint, WordPad, Блокнот, Калькулятор. Клавиатура, основные клавиши,  их назначения.  Контрольная работа.
  4.  Графический редактор Paint. Графическая информация. Компьютерная графика. Виды компьютерной графики: растровая, векторная. Пиксель.  Запуск программы и основные операции. Сохранение файла. Графические примитивы: линии, основные фигуры, карандаш, кисть.  Основы создания рисунка. Редактирование рисунка. Основные приемы с изображением: выделение, копирование, перемещение. Вставка текста в рисунок.  Панель инструментов в Paint. Создание рисунков в Paint и различные действия с ними. Работа с инструментом «выделение». Палитра цветов. Различные операции с буфером обмена в Paint. Вставка текста. Контрольная работа.
  5. Текстовые редакторы Блокнот, WordPad. Запуск программ. Создание и сохранение документа. Набор текста. Правила набора текста. Работа с текстом: выделение, копирование, вставка, перемещение. Форматирование текста. Работа с линейкой. Абзац. Отступ. Поля.
  6. Текстовый редактор Word. Запуск программы. Интерфейс. Панель инструментов. Основные вкладки, группы команд, сочетания клавиш. Параметры страниц. Поля. Ориентация страницы. Номера страниц. Ввод текста. Выделение текста. Поиск и замена текста. Вставка символов и специальных знаков, отсутствующих на клавиатуре. Проверка орфографии. Форматирование текста: форматирование шрифта, начертание, размер шрифта, выделение цветом, изменение цвета шрифта, эффекты текста, регистр.  Выравнивание текста, абзац. Красная строка. Интервал междустрочный, межсимвольный. Работа со списками. Таблицы. Направление текста в таблице. Объединение и разбиение ячеек таблицы. Форматирование таблицы. Заливка цветом, формат границы таблицы. Работа с рисунками. Вставка фигуры, клипа, рисунка в текст. Изменение размеров рисунка, фигуры. Форматирование фигуры, рисунка.  Размещение фигуры/картинки в тексте. Вставка текста в фигуру, надпись. WordArt. Итоговая контрольная работа по теме Word.
  7. Microsoft Power Point – программа создания презентаций. Основное назначение программы. Виды презентаций. Правила оформления. Интрефейс. Панель управления. Основные команды и сочетания клавиш. Создание презентации по шаблону. Создание фотоальбома. Сохранение файла. Основная структурная единица презентации – слайд. Создание слайда. Оформление титульного слайда.  Выбор шаблонов оформления и заливка фонов. Вставка рисунков и картинок в презентацию. Вставка таблиц в презентации. Вставка диаграмм.  Анимация. Вставка звука и видео в слайд. Настройка анимации при смене слайдов. Демонстрация презентации. Настройка режима демонстрации. Интерактивная презентация. Вставка управляющих кнопок и гиперссылок на слайды. Практические работы. Контрольная работа.
  8. Участие в организационно-массовой работе ДДТ: в каникулярных мероприятиях; экскурсии в музей ДПИ ДДТ, экскурсия в Зимний сад; новогодний утренник.
  9. Заключительное занятие. Подведение итогов работы детского объединения за год, выявление степени усвоения пройденных тем путем анализа детских работ на предмет качества их исполнения.

Учебно-методическое обеспечение

  • использование  средств ИКТ на занятиях (презентации, видеофильмы, обучающие игры, обучающие компьютерные программы, компьютеры, интерактивная доска, проектор);
  • использование дидактического материала (карточки задания, схемы, таблицы, инструкции, практические задания);
  • учебники, учебные пособия, журналы, книги;
  • тематические подборки теоретического материала, игр, практических заданий;
  • Ресурсы сети Internet.

Материально-технические обеспечение необходимое для реализации программы

Занятия проводятся в компьютерном классе, соответствующим нормам СанПин. В классе имеется 7 ПК, что соответствует количеству учащихся в детском объединении. Имеется 1 проектор, интерактивная доска, устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки), сканер.

Программное обеспечение ПК соответствует образовательной программе и включает в себя: операционную систему Windows 7; полный пакет офисных приложений Microsoft Office; растровый графический редактор PhotoShop; система оптического распознавания текстов FineRider; программа-архиватор WinRAR; антивирусная программа Dr.Web, программа для обработки звука и видео (MovieMaker).

Содержание компонентов УМК ориентировано на организацию познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ и ресурсов локальной сети. К каждому уроку информатики имеются электронные образовательные ресурсы. Осуществляется сетевая методическая поддержка УМК средствами сайта методической службы издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» www.metodist.lbz.ru .

Материально-техническое обеспечение информационной образовательной среды для реализации образовательного процесса и активного использования полученных знаний и приобретенных навыков при изучении других дисциплин — это:

  • компьютерный класс (сеть, сервер);
  • презентационное оборудование;
  • выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет — только для педагога, для учащихся — все приготовлено педагогом («давайте познакомимся ...»));
  • единая коллекция ЦОР www.school-collection.edu.ru;

Литература (предназначена для педагога и учащихся

Список литературы (основной)

  1. Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах. Методические рекомендации для учителя. М.: БАЛЛАС, 1999.
  2. Антипов И.И., Боковнев О.А., Степанов М.Е. О преподавании информатики в младших классах. // Информатика и образование, № 5, 1993.
  3. Болотянский В.Г., Рубцов В.Е. Игровые компьютерные среды учебного назначения // Информатика и образование, № 5, 1990.

Список литературы (дополнительный)

  1. Ананьева Е.Г., Алексеев В.Е., Губенков С.Ю. и др. Методологические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр. М., 1991.
  2. Антипов И.Н. Играем и программируем // Начальная школа, № 5, 6, 1992.
  3. Брыксина О.Ф. Информационные минутки на уроках в начальной школе. // Информатика, № 6, 2000.
  4. Э.Каляда Е.П. Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся первого класса // Информатика и образование, № 6, 1995.
  5. Коляда Е.П. Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся второго класса // Информатика и образование, № 1, 1996.
  6. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997.
  7. Крюков ММ., Крюкова А.И. Принципы отражения экономической действительности в деловых играх. М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО, ФГОС НОО общественных объединений обучающихся на 2013-2018

               Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка ...

Дополнительная общеразвивающая программа театральной деятельности "Огонёк"

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с и...

Дополнительная общеразвивающая программа театрализованной деятельности "Янтарик"

     Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, с...

Дополнительная общеразвивающая программа театрализованной деятельности "Затейники"

Ни одно массовое мероприятие, как известно, не обходится без организаторов. Именно организаторы делают праздник ярким, весёлым и неповторимым.  Следовательно, чтобы добиться высокого качества люб...

Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Мы с ПОСОПА»

Цель программы: воспитание у обучающихся любви к  малой родине, своему Отечеству, чувства гордости за свою Родину, готовности приносить пользу обществу и государству....

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов школы разработана в соответствии с требованиями Федерального г...

Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Ритмика» (базовый уровень)

Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Ритмика» (базовый уровень).Направленность: художественнаяПринята на заседании педагогического совета  МБОУ «ЦО ...