КОНСПЕКТ открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Азбука общения» социально-педагогической направленности Тема: «Снег - снежок»
план-конспект

Обширнова Елена
КОНСПЕКТ открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Азбука общения» социально-педагогической направленности Тема: «Снег - снежок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lena_zanyatie_2017-18.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития

Комитета по социальной политике

КОНСПЕКТ

открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе:

«Азбука общения»

социально-педагогической направленности

Тема: «Снег - снежок»

Методическое объединение воспитателей, специализированного структурного образовательного подразделения детей с ТМНР (группы:3,4,8,12,14,15,17,19)

Обширнова Елена Рафитовна,

воспитатель

1 категория

Санкт-Петербург

2017 год

Фамилия, имя, отчество педагога, должность

Обширнова Елена Рафитовна, воспитатель

Наименование образовательного учреждения, город

СПб ГБСУСО «ДДИ  1»

Группа

4

Программа (указать название программы, направленность по образовательной области,

«Азбука общения», социально-педагогическая направленность

Предмет

Альтернативная коммуникация

Тема занятия

«Снег - снежок»

Форма занятия (кол-во детей)

подгрупповая

Продолжительность по времени

30 минут

Тип занятия

комбинированное

Цель занятия

Формировать у детей потребность в общении со взрослыми с помощью средств невербальной коммуникации

Задачи занятия

  • образовательная
  • коррекционная
  • воспитательная
  • Учить вступать во взаимодействие со взрослым с помощью интонации голоса, мимики, жестов.
  • Развивать тактильные ощущения, используя свойства снега.
  • Воспитывать эмоциональный отклик на общение со взрослым.

Методы организации образовательно-воспитательного процесса

Словесные, наглядные, практические.

Методическое и техническое обеспечение занятия

средства технические: диск DVD с музыкальными записями; световой проектор

методические средства: коммуникативная доска, коммуникативные карты «Заниматься», «Зима», коммуникатор, фото детей, воспитателя.

раздаточный материал: снег, снежки из ваты, бумажные снежинки.

Предварительная работа

Игры с куклой, игра со снегом.

Использованная литература

  • Дополнительные образовательные программы для детей и подростков с ТМНР.
  • Шипицына, Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: пособие для учителя / Л. М. Шипицына. — СПб.: Союз, 2004. — 335 с.

Ход занятия

Название упражнения,Частные задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

  • Организационный момент 3 мин

1.Ритуал приветствия

Цель:

формировать умение реагировать, откликаться на свое имя, используя указательный жест.

2.Работа с коммуникатором.

Ребята, к нам пришли гости. Поздороваемся, помашем рукой.

- Привет, привет!

 Ритуал приветствия.

- Кто здесь, кто пришел?

- Кто здесь, кто с нами?

- Это Саша.

Воспитатель указательным жестом показывает на ребенка, затем на фотографию в коммуникаторе.

- Ты, Саша и это тоже ты – Саша. (нажимает на фотографию на коммуникаторе)

Ребята, посмотрите — это Саша

Ритуал приветствия проводится с каждым ребенком. Устанавливается зрительный, тактильный, эмоциональный контакт.

Затем также показывает на себя и свою фотографию на коммуникаторе.

– Это Лена и это тоже я, Лена.

- Будем заниматься (сначала карточка показывается всем детям, а затем отрабатывается индивидуально с каждым ребенком). Отработка жеста «заниматься»

На фланелеграф устанавливается карточка «Заниматься».

Дети машут рукой с помощью воспитателя.

Дети показывают себя с помощью взрослого.

Каждый ребенок выполняет действия с коммуникатором при помощи воспитателя.

  • Мотивация образовательной деятельности 2 мин

Воспитатель показывает карточку «Зима». Время года зима.

Воспитатель подвозит детей к окну.

-Посмотрите, на улице зима, холодно (показ жеста холодно).

Дотрагивается до холодной доски, руке холодно.

- Саша, на улице холодно, (помогает ребенку показать жест холодно). Воспитатель вступает во взаимодействие с каждым ребенком с помощью интонации голоса, тактильных прикосновений, жеста.

Ребята смотрят в окно, следят за действиями воспитателя, совместно выполняют действия

  • Пропедевтические упражнения, направленные на сенсомоторное развитие 3 мин

Коррекционные упражнения: развивать   моторику рук, тактильные ощущения. коммуникативная стимуляция с элементами кинезиологии:

«Думающий колпак»

Задача: 

- активизация слухового восприятия.

- развивать   моторику рук, тактильные ощущения.

"Мы погреемся немножко,

Дружно хлопаем в ладошки.

Хлоп!  Хлоп!

Ножки мы свои погреем,

Вот так, вот так.

Мы с морозом подружились,

Как снежинки закружились."

Воспитатель вступает во взаимодействие с каждым ребенком с помощью интонации голоса, тактильных прикосновений.

(перемещаются в основную зону)

        С помощью воспитателя дети хлопают в ладоши, кружатся в коляске.

  • Актуализация имеющихся знаний 3 мин

«Сюрпризный момент»

Задача: стимулировать эмоциональную реакцию.

Посмотрите, мы попали на снежную поляну. Это снежные сугробы.

К нам пришла зима, зима

Все в снегу – земля, дома.

Посмотри - ка – снегопад,

Ой, снежинки к нам летят.

С помощью фена и бумажных снежинок воспитатель изображает снегопад.

- У нас снегопад, посмотрите сколько снега!!!

Смотрят на действия воспитателя, наблюдают за снежинками.

Через определенное время выключает фен и ждет реакции детей.

Снова повторяет.

  • Изучение нового материала 5 мин

Обследование снега

Формировать умение оставлять отпечатки ладоней, на снегу, развивать тактильные ощущения.

Воспитатель берет поднос со снегом.

- Посмотрите, это снег! (показывает поднос всем детям)

- Саша, посмотри, это снег.

- Потрогай, снег холодный, возьми в руку снег, он тает в руках, руки у Саши замерзли, от трогал холодный снег. Посмотрите на снегу остался отпечаток Сашиной ладони.

- Кто еще хочет потрогать снег? Никита? Возьми в руку снег. Снег холодный. У Никиты снежок, он тает в теплых руках.

- Али, посмотри, Никита взял в руку снег, у него получился снежок, из снега делают снежки.

Отрабатывает с каждым ребенком индивидуально.

- Мы играли со снегом, лепили снежки и немного замерзли, я предлагаю вам погреться под музыку.

Дети трогают снег, держат его в руках.

Дождаться реакции ребенка (любой)

  • Физкультминутка с элементами релаксации 5 мин

Кинезиологические упражнения:

«Потряхивание»

Воспитатель вытягивает правую руку ребенка вверх, удерживает за запястье и совершает потряхивающие движения в течение 10-15 секунд. Затем производит те же действия с левой рукой.

Задача: Расслабление мышц.

Звучит спокойная музыка, воспитатель приглушает свет и включает проектор, изображающий снегопад.

Воспитатель выполняет кинезиологические упражнения с детьми.

Игра в снежки.

Молодцы! Хорошо отдохнули.

Нам пора домой.

Воспитатель подвозит коляски к столу.

Дети с помощью воспитателя выполняют упражнения, играют в снежки.

  • Первичная проверка понимания 3 мин

У меня коробка, что в ней? Посмотрите! (воспитатель предлагает заглянуть в коробку каждому ребенку) - Это снежки, они не из снега, они из ваты. чтобы ваши ручки не мерзли.

Будем с ними играть,

- Саша, посмотри – это снежок, возьми снежок, покатай его в ладошках, снежок маленький. Возьми снежок побольше, покатай его – это тоже снежок.

- Али, ты хочешь взять снежок?

- Никита, ты хочешь поиграть со снежком?

Отрабатывается индивидуально с каждым ребенком, стараясь вызвать ответную реакцию.

Дети с помощью воспитателя выполняют действия со снежками.

  • Закрепление нового материала 3 мин

Задача: ожидание ответной реакции на обращенную речь.

Посмотрите, у меня снеговик.

Я взяла один снежок, поставила на другой – получился снеговик.

- Это снеговик (воспитатель показывает детям снеговика).

- Саша, ты хочешь сделать снеговика?

- Возьми снежок, положи на него еще снежок - получился снеговик!

Посмотрите, у Саши снеговик!

«Я слепил снеговика
Ма-аленького роста,
Ведь большого мне пока
Не под силу просто.»

Никита, ты хочешь сделать снеговика?

Вижу, что Никита тянет руку.

Воспитатель вступает во взаимодействие с каждым ребенком, стимулируя эмоциональную реакцию ребенка.

- Саша, посмотри – у Никиты снеговик!

- Никита, посмотри – у Али снеговик!

Посмотрите, у нас получились снеговики, поставим их на полочку и будем с ними играть.

 Дети с помощью воспитателя «лепят» снеговиков.

  • Подведение итогов 3 мин

Ритуал завершения занятия.

Ожидание ответной реакции на обращенную речь, сопровождаемую прикосновениями.

-Мы сегодня играли со снегом, делали из снежков снеговика.

Саша, сегодня очень хорошо хлопал в ладоши, Никита старался делать снеговика, был веселый, Али внимательно наблюдал за работой детей.

Всем спасибо!

Наше занятие закончено, заниматься – ВСЁ! (Убирает карточку-символ «Заниматься»)

До свиданья, Саша, пока, пока, пока.

До свиданья, гости пока, пока, пока.

(индивидуально отрабатывается с каждым ребенком, воспитатель увозит детей)

Обнять каждого ребенка.

Дети сидят в кругу и слушают воспитателя.

С помощью воспитателя выполняют жест «всё»

Машут гостям рукой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Шаг за шагом» социально-педагогической направленности. Тема «Шар»

Конспект открытого занятия по предмету: "ФЭМП", тема: "Шар". Занятие подготовлено и проведено для детей с ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....

КОНСПЕКТ открытого занятия по коррекционно-развивающей программе: «Умелые ручки» социально-педагогической направленности Тема «Вода-водичка»

Конспект открытого занятия по коррекционно-развивающей программе:"Умелые ручки" социально-педагогической направленности. Тема: "Вода-водичка"....

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Дизайн – студия «Акварель». Изготовление «Рождественского ангела».

Открытое занятие "Изготовление "Рождественского ангела" предназначена для педагогов, которые работают с группой детей начального школьного возраста (2 уровень, 1 и 2 г. обучения)....