Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» социально-гуманитарной направленности
рабочая программа

Горина Наталья Константиновна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Финансисты» (далее – Программа) включает в себя 3 тематических модуля. Программа предусматривает ознакомление обучающихся с основами финансовой грамотности.

Изучая программу, обучающиеся получают знания о полезных привычек, в сфере финансов, которые помогут избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложат основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Программа может быть освоена ребёнком с ОВЗ при условии составления индивидуального учебного плана. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_finansovaya_gramotnost.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр

муниципального района Красноярский Самарской области

Структурное подразделение дополнительного образования

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ с.Красный Яр

_______________С.Н. Жаднова

«__ »  ___________ 20___ г.

        

Программа принята на основании

решения методического совета

протокол № __ от «__»  ______20__ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Финансовая грамотность»

социально-гуманитарной направленности

Возраст детей 8-10 лет

Срок обучения – 1 год

        

Разработчик:

Горина Н.К., педагог дополнительного образования

с. Красный Яр, 2021 год

Краткая аннотация

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Финансисты» (далее – Программа) включает в себя 3 тематических модуля. Программа предусматривает ознакомление обучающихся с основами финансовой грамотности.

Изучая программу, обучающиеся получают знания о полезных привычек, в сфере финансов, которые помогут избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложат основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Программа может быть освоена ребёнком с ОВЗ при условии составления индивидуального учебного плана. Обучение по индивидуальному плану регулируется соответствующим локальным нормативным актом СП ДОД ДЮЦ ГБОУ СОШ с. Красный Яр.

Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Финансовая грамотность» социально-гуманитарная.

Актуальность программы предопределяется необходимостью экономического образования учащихся в современных условиях становления рыночной экономики. Сегодняшний заказ российского общества в сфере образования ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь будущим выпускникам школ успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал. Знание основ экономической теории, финансов и практики инвестиций рассматривается сегодня как обязательный элемент современного образования.

Новизна  программа состоит в том, что она разработана с учётом современных тенденций в образовании по принципу блочно-модульного освоения материала, что максимально отвечает запросу социума на возможность выстраивания ребёнком индивидуальной образовательной траектории.

Отличительной особенностью является активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-творческую деятельность через воссоздание отношений в ситуациях, моделирующих реальные условия жизни, взаимодействия в области семейных и личных финансов, приближенность учебного материала к конкретным жизненным ситуациям, расширение и углубление процесса творческого самоопределения обучающихся..

 Педагогическая целесообразность заключается в применяемом на занятиях деятельностного подхода, который позволяет максимально продуктивно усваивать материал путём смены способов организации работы. Тем самым педагог стимулирует познавательные интересы учащихся и развивает их практические навыки. У детей воспитываются ответственность за порученное дело, аккуратность, взаимовыручка. В программу включены коллективные практические занятия, развивающие коммуникативные навыки и способность работать в команде. Практические занятия помогают развивать у детей воображение, внимание, творческое мышление, умение свободно выражать свои чувства и настроения, работать в коллективе. Одна из распространенных форм работы – учебно-исследовательская и проектная деятельность, целью которых является формирование у младших школьников умения конкретизировать способы действий для новых ситуаций, используя способы учебного сотрудничества.

В процессе реализации программы «Финансовая грамотность» проводятся мультимедиа - занятия. Аудиовизуальная информация, представленная в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулирует непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Информационно-коммуникационные технологии позволяют увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам. В ходе занятий используются мультимедийные презентации, различные игры, викторины.

Программа предусматривает «базовый»  уровень освоения содержания программы.

Цель программы – развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Цели и задачи каждого модуля формулируются отдельно.

Задачи программы

Обучающие:

  • ознакомление учащихся с теоретическими знаниями, языком и системой финансовых операций;
  • содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий;
  • способствовать формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Развивающие:

  • развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
  • развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
  • формирование информационной культуры школьников.

Воспитательные:

  • воспитание ответственного и грамотного финансового поведения.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 8 - 10 лет.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год, объем – 108 часа (3 модуля по 36 часов каждый).

Формы обучения:

  • мини-лекции;
  • беседы;
  • ролевые, деловые и ситуационные игры;
  • встречи с интересными людьми;
  • исследовательская деятельность;
  • проектная деятельность;
  • урок-практикум;
  • урок-дискуссия.

Формы организации деятельности:  

групповая - режим занятий: 2 раза в неделю по 1,5 часа. Одно занятие длится 40 минут;

дистанционная – 2 раза в неделю по 20 мин. Режим просмотра  тематических видеофрагментов с последующей обратной связью в различных формах контроля.

Наполняемость учебных групп: составляет 12- 15  человек.

Планируемые результаты

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;
  • учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
  • самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
  • ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
  • понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
  • понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;
  • положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Метапредметные:

Познавательные:

Учащиеся  научатся:

  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
  • производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;
  • владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

  • определять личные цели развития финансовой грамотности;
  • ставить финансовые цели;
  • составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
  • проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
  • осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
  • оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
  • корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
  • использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
  • корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
  • слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;
  • излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
  • осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
  • формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

Предметные результаты.

Модульный принцип построения программы предполагает описание предметных результатов в каждом конкретном модуле.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ модуля        № модуля

Название  модуля программы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Как появились деньги и какими они бывают.

16

20

36

2.

Из чего складываются доходы в семье.

12

24

36

3.

Деньги счёт любят.

11

25

36

ИТОГО:

39

69

108

Критерии оценки знаний, умений и навыков

при освоении программы

Для того чтобы оценить усвоение программы, в течение года используются следующие методы диагностики: собеседование, наблюдение, анкетирование, выполнение отдельных творческих заданий, тестирование, участие в конкурсах, викторинах.

 По завершению учебного плана каждого модуля оценивание знаний проводится посредством тестирования.

Применяется 3-х балльная система оценки знаний, умений и навыков обучающихся (выделяется три уровня: ниже среднего, средний, выше среднего). Итоговая оценка результативности освоения программы проводится путём вычисления среднего показателя, основываясь на суммарной составляющей по итогам освоения 3-х модулей.

Уровень освоения программы ниже среднего – ребёнок овладел менее чем 50% предусмотренных знаний, умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с учебным материалом; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

Средний уровень освоения программы – объём усвоенных знаний, приобретённых умений и навыков составляет 50-70%; работает с учебным материалом с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; удовлетворительно владеет теоретической информацией по темам курса, умеет пользоваться литературой.

Уровень освоения программы выше среднего – учащийся овладел на 70-100% предусмотренным программой учебным планом; работает с учебными материалами  самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества; свободно владеет теоретической информацией по курсу, умеет анализировать литературные источники, применять полученную информацию на практике.

Формы контроля качества образовательного процесса:

  • собеседование,
  • наблюдение,
  • анкетирование,
  • выполнение творческих заданий,
  • устный опрос;
  • письменная самостоятельная работа;
  • тестовое задание;
  • решение финансовых задач;
  • решение кроссворда и анаграммы;
  • викторина;
  • учебное мини-исследование;
  • графическая работа: построение простых таблиц, схем, диаграмм;
  • участие в конкурсах, викторинах в течение года.

Модуль 1 «Как появились деньги и какими они бывают»

Цель: развитие познавательной активности обучающихся в области применения финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:

Обучающие: 

  • формирование у учащихся представлений о том, как появились первые деньги;
  • формирование у учащихся представлений о том, как появились бумажные деньги, какие существуют купюры и как распознать их подлинность;
  • формирование у учащихся представлений о банковских услугах, о способах безналичного платежа;
  • формирование у учащихся умения распоряжаться деньгами;
  • формирование у учащихся представлений о валютах разных стран.

Развивающие: 

  • развитие представлений о том, как появились деньги;
  • развитие сообразительности, наблюдательности, любознательности;
  • развитие умения решать финансовые задачи.

Воспитательные:

  • воспитание финансовой  культуры;
  • воспитание чувства ответственности за порученное дело.

Предметные ожидаемые результаты

Обучающийся должен знать: 

  • как появились деньги;
  • основные понятия: товары, услуги, обмен, деньги, монеты, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская капта, дебетовая карта, кредитная карта, валюта;
  • отличие бумажных денег от металлических денег;
  • какие услуги оказывает банк;
  • как осуществляются безналичные платежи;
  • для чего люди делают вклады и берут кредиты.

Обучающийся должен уметь: 

  • правильно использовать термины: обмен, бартер, товары;
  • объяснять причины обмена;
  • решать задачи на сопоставление денежных единиц разных времён, производить подсчёты;
  • считать наличные деньги;
  • правильно считать сдачу;
  • объяснять, чем удобны в использовании наличные и безналичные деньги;
  • объяснять роль банков;
  • определять свои финансовые цели;
  • объяснять причины возникновения мировой валюты и резервной валюты.

Обучающийся должен приобрести навык: 

  • различать виды денег;
  • решать задачи на расчёт количества денег;
  • составлять простой план своих действий в соответствии с финансовой целью;
  • проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
  • как правильно распоряжаться деньгами;
  • называть валюты разных стран.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Дистанционные ссылки на видеофрагменты

Формы

контроля/

аттестации

Теория

Практика

Всего

1.

Что такое деньги и откуда они взялись

2

2

4

Посмотреть видеофильм, составить рассказ по теме

https://clck.ru/Si5th

http://disk.yandex.net/qr/?clean=1&text=https://clck.ru/Si5th

Посмотреть видеофильм, нарисовать свою банкноту

https://clck.ru/Si7QZ

http://disk.yandex.net/qr/?clean=1&text=https://clck.ru/Si7QZ

Творческое задание

Решение финансовых задач

2.

Какие деньги были раньше в России

2

2

4

Посмотреть видеофильм, составить рассказ по теме

https://clck.ru/Si7Js

http://disk.yandex.net/qr/?clean=1&text=https://clck.ru/Si7Js

Посмотреть видеофильм, составить рассказ по теме

https://clck.ru/Si7TS

http://disk.yandex.net/qr/?clean=1&text=https://clck.ru/Si7TS 

Творческое задание

Решение кроссворда

3.

Современные деньги России и других стран

2

2

4

Посмотреть презентацию, придумать и нарисовать собственную банкноту

https://clck.ru/Si7xB

http://disk.yandex.net/qr/?clean=1&text=https://clck.ru/Si7xB

Творческое задание

Викторина

4.

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

2

2

4

Посмотреть видеофильм, составить рассказ по теме

https://clck.ru/Si6Je

http://disk.yandex.net/qr/?clean=1&text=https://clck.ru/Si6Je

Творческое задание

Решение учебных задач

5.

Банки, банкоматы и банковские карты

2

2

4

Посмотреть видеофильм, составить рассказ по теме

https://clck.ru/Si8LG

http://disk.yandex.net/qr/?clean=1&text=https://clck.ru/Si8LG

Творческое задание

Наблюдение

Беседа Экскурсия

6.

Безналичные деньги и платежи

2

2

4

Посмотреть видеоролик и составить по нему вопросы

https://clck.ru/Si8UN

http://disk.yandex.net/qr/?clean=1&text=https://clck.ru/Si8UN

Творческое задание

Учебное мини-исследование

7.

Как я умею пользоваться деньгами

1

5

6

Посмотреть видеоролик и составить по нему вопросы

https://clck.ru/Si8jm

http://disk.yandex.net/qr/?clean=1&text=https://clck.ru/Si8jm

Игра «Финансовые советники»

Творческое задание

Учебное мини-исследование

Составление финансового плана              

Игра «Мои финансы»

8.

Что такое валюта

2

2

4

Посмотреть видеоролик, придумать и нарисовать собственную валюту

https://clck.ru/Si7rw

http://disk.yandex.net/qr/?clean=1&text=https://clck.ru/Si7rw

Творческое задание

Решение кроссворда

Решение учебных задач

9.

Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги

1

1

2

Выполнить тест

Дополнение схем

Творческое задание

Мини-проект

Итого:

16

20

36

Содержание программы модуля

Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись

Теория: Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.

Практика: Творческое задание (оформление первой странички детского журнала о

                   финансах).

                   Решение финансовых задач.

Тема 2. Какие деньги были раньше в России

Теория: Появление первых денег на Руси и в России. Откуда взялись названия «рубль», «копейка». Названия русских старинных монет. Как произошло слово «монета», «червонец». Где появились первые круглые монеты. Как выглядели первые металлические деньги.

Практика: Творческое задание (оформление второй странички детского журнала о

                  финансах).

                  Решение кроссворда.

Тема 3. Современные деньги России и других стран

Теория: Виды современных денег в России и других стран.

Практика: Творческое задание (оформление третьей странички детского журнала о

                  финансах).

                  Викторина.

Тема 4. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

Теория: Как бумажные деньги защищают от подделок. Устройства для определения фальшивых денег. Чем опасны фальшивые деньги.

Практика: Творческое задание (оформление четвертой странички детского журнала о

                  финансах).

                  Решение учебных задач.

Тема 5. Банки, банкоматы и банковские карты

Теория: Банк. История появления банков. Банковские услуги.  Банковские карты. Виды банковских карт. Правила безопасного использования банковских карт.

Практика: Творческое задание (оформление пятой странички детского журнала о

                  финансах).

                  Экскурсия в банк.

Тема 6. Безналичные деньги и платежи

Теория: Безналичные деньги. Безналичные платежи. Участники безналичных расчётов. Устройства для безналичных операций. Связь наличных и безналичных денег. Правила безопасного использования банковских карт.

Практика: Творческое задание (оформление шестой странички детского журнала о

                  финансах).

                  Учебное мини-исследование.

Тема 7. Как я умею пользоваться деньгами

Теория: Карманные деньги. Правила безопасного использования денег.

Практика: Творческое задание (оформление седьмой странички детского журнала о

                  финансах).

                  Игра «Финансовые советники».

                  Учебное мини-исследование.

                  Составление финансового плана.

                  Игра «Мои финансы».

Тема 8. Что такое валюта

Теория: Что такое валюта. Знакомство с валютами разных стран. Национальная валюта. Мировая валюта.  

Практика: Творческое задание (оформление восьмой странички детского журнала о

                  финансах).

                  Решение кроссворда.

                  Решение учебных задач.

Тема 9. Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги

Теория: Выполнение теста. Дополнение схем.

Практика: Творческое задание (презентация детского журнала о финансах).

                  Мини-проект.

Модуль 2 «Из чего складываются доходы в семье»

Цель: создание условий для формирования у обучающихся представлений о разных источниках доходов семьи, умение считать доходы и расходы семьи.

Задачи:

Обучающие: 

  • создание условий для формирования у обучающихся умения подсчитывать доходы семьи;
  • создание условий для формирования у обучающихся представлений о направлениях расходов.

Развивающие: 

  • развитие способности оценивать правильность финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
  • развитие способности к анализу-размышлению по вопросам формирования семейного бюджета с использованием специальной терминологии;
  • развитие сообразительности, наблюдательности, любознательности;
  • развитие интереса к изучению финансовой грамотности.

Воспитательные: 

  • воспитание бережного отношения к труду человека;
  • воспитание понимания разницы между базовыми потребностями людей и их желаниями;
  • воспитание бережного отношения к источникам формирования семейного бюджета.

Предметные ожидаемые результаты

Обучающийся должен знать:

  • базовые понятия: доходы семьи, виды источников, заработная плата, премия, пенсия, стипендия, наследство, ценные бумаги, акции, бизнес;
  • основные источники доходов семьи;
  • регулярные и нерегулярные доходы семьи.

Обучающийся должен уметь: 

  • объяснять основные источники доходов семьи;
  • приводить примеры регулярных и нерегулярных  доходов семьи;
  • считать общую сумму доходов семьи;
  • выполнять пошаговый контроль своих учебных действий и итогового контроля результата.

Обучающийся должен приобрести навык: 

  • сравнивать основные источники доходов семьи;
  • объяснять на примерах, от чего зависит величина доходов семьи;
  • объяснять способы увеличения доходов семьи;
  • составлять тексты на финансовую тему в устной и письменной формах;
  •  исправления своих действий на основе оценки и учёта выявленных ошибок.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Дистанционные ссылки на видеофрагменты

Формы контроля/

аттестации

Теория

Практика

Всего

1.

Откуда в семье берутся деньги

4

5

9

Посмотреть видеоролик, составить схему источников дохода семьи

https://clck.ru/SjoMu

http://disk.yandex.net/qr/?clean=1&text=https://clck.ru/SjoMu

https://clck.ru/SjojM

http://disk.yandex.net/qr/?clean=1&text=https://clck.ru/SjojM

https://bobrenok.oc3.ru/

Серия 11

Творческое задание.

              Решение учебных задач.                  Учебный мини-проект «Источники доходов семьи».                  Решение  кроссворда по теме «Доходы моей семьи».                  Финансовая игра «Чей доход больше».

2.

Подсчитаем все доходы семьи

2

7

9

Посмотреть презентацию, запомнить основные понятия

https://clck.ru/SjpDg

http://disk.yandex.net/qr/?clean=1&text=https://clck.ru/SjpDg

Творческое задание                   Решение финансовых задач                  Учебный мини-проект «Считаем доходы семьи»                  Составление кроссворда по теме «Доходы моей семьи»                  Финансовая игра

3.

На что семья тратит деньги

3

6

9

Посмотреть видеофильм, составить рассказ по теме

https://clck.ru/Sjp3r

http://disk.yandex.net/qr/?clean=1&text=https://clck.ru/Sjp3r

Творческое задание.

                 Работа с финансовой статьёй.                  Решение учебной задачи.                  Дидактическая игра.                  Дискуссия «Почему семье не хватает денег на жизнь и как этого избежать».                 Учебное мини-исследование.

4.

Подсчитаем все расходы семьи

2

4

6

Посмотреть видеофильм, составить рассказ по теме

https://clck.ru/SjooK

http://disk.yandex.net/qr/?clean=1&text=https://clck.ru/SjooK

Творческое задание.                  Решение учебных задач.                  Учебный мини-проект «Источники расходов семьи».

              Решение  кроссворда по теме «Расходы моей семьи».                  Финансовая игра.

5.

Проверим, что мы узнали об источниках доходов и расходов  семьи

1

2

3

Выполнить тест

Дополнение схем

Творческое задание.

Мини-проект.

Итого:

12

24

36

Содержание программы модуля

Тема 1. Откуда в семье берутся деньги.

Теория: Что такое доход. Самые распространённые источники доходов семьи: зарплаты, пенсии, стипендии и другие выплаты. Что такое минимальный размер оплаты труда.

Практика: Творческое задание (оформление девятой странички детского журнала о              

                   финансах).

                  Решение учебных задач.

                  Учебный мини-проект «Источники доходов семьи».

                  Решение  кроссворда по теме «Доходы моей семьи».

                  Финансовая игра.

Тема 2. Подсчитаем все доходы семьи

Теория: Подсчёт общей суммы доходов семьи на условных примерах.

Практика: Творческое задание (оформление десятой странички детского журнала о

                  финансах).

                  Решение финансовых задач.

                  Учебный мини-проект «Считаем доходы семьи».

                  Составление кроссворда по теме «Доходы моей семьи».

                  Финансовая игра.

Тема 3. На что семья тратит деньги

Теория: Что такое расходы. Какие бывают расходы в семье. Какие расходы являются обязательными. Какие расходы являются непредвиденными. Какие расходы относятся к переменным, ежемесячным, ежегодным.

Практика: Творческое задание (оформление одиннадцатой странички детского журнала

                  о финансах).

                  Работа с финансовой статьёй.

                  Решение учебной задачи.

                  Дидактическая игра.

                  Дискуссия «Почему семье не хватает денег на жизнь и как этого избежать».

                 Учебное мини-исследование.

Тема 4. Подсчитаем все расходы семьи

Теория: Подсчёт общей суммы расходов семьи на условных примерах.

Практика: Творческое задание (оформление двенадцатой странички детского журнала о

                  финансах).

                  Решение учебных задач.

                  Учебный мини-проект «Источники расходов семьи».

                  Решение  кроссворда по теме «Расходы моей семьи».

                  Финансовая игра.

Тема 5. Проверим, что мы узнали об источниках доходов и расходов  семьи

Теория: Выполнение теста. Дополнение схем.

Практика: Творческое задание (презентация детского журнала о финансах).

                  Мини-проект.

Модуль 3 «Деньги счёт любят»

Цель: создание условий для формирования у обучающихся понимания различий между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды.

Задачи:

Обучающие: 

  • способствовать формированию умения составлять простой семейный бюджет;
  • способствовать формированию умения экономить деньги;
  • способствовать формированию умения объяснять возможные способы сокращения расходов семьи и увеличения сбережений.

Развивающие: 

  • развитие практических навыков и умений владения элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • развитие компетенции выполнения пошагового и итогового контроля своей работы и её результата.

Воспитательные: 

  • формирование основ финансовой этики;
  • воспитание уважения к семейному бюджету;
  • воспитание чувства ответственности за порученное дело.

Предметные ожидаемые результаты

Обучающийся должен знать: 

  • базовые понятия: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги;
  • основы составления семейного бюджета;
  • как рассчитать бездефицитный семейный бюджет.

Обучающийся должен уметь: 

  • составлять семейный бюджет на условных примерах;
  • сопоставлять доходы и расходы семьи и предлагать финансовые решения;
  • объяснять возможные способы сокращения расходов семьи и увеличения сбережений.

Обучающийся должен приобрести навык: 

  • решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета;
  • сопоставлять доходы и расходы семьи и предлагать финансовые решения;
  • работы со стандартными компьютерными программами для составления текстов, презентаций;
  • пользования интернетом для сбора тематической информации;
  • публичного представления результатов своей работы.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Дистанционные ссылки на видеофрагменты

Формы контроля/

аттестации

Теория

Практика

Всего

1.

Как планировать семейный бюджет

3

7

10

Посмотреть видеофильм, составить рассказ по теме

https://clck.ru/SjsmT

http://disk.yandex.net/qr/?clean=1&text=https://clck.ru/SjsmT

https://clck.ru/SjsrN

http://disk.yandex.net/qr/?clean=1&text=https://clck.ru/SjsrN

Творческое задание.          Решение кроссворда.

               Работа с таблицами.

 Игра «Быстрее всех».

  Учебный мини-проект «Структура семейного бюджета».                 Ролевая игра.

       Заполнение схемы.

2.

Правила составления семейного бюджета

3

7

10

Посмотреть видеофильм, составить рассказ по теме

https://clck.ru/Sjt2B

http://disk.yandex.net/qr/?clean=1&text=https://clck.ru/Sjt2B

Творческое задание.                  Решение финансовых задач.                  Учебный мини-проект «Правила составления семейного бюджета».                  Ролевая игра.                  Викторина.                 Дискуссия.                 Работа с таблицами.

3.

Учимся составлять семейный бюджет

3

7

10

Посмотреть видеофильм, составить рассказ по теме

https://clck.ru/Sjt6f

http://disk.yandex.net/qr/?clean=1&text=https://clck.ru/Sjt6f

https://clck.ru/Sjt94

http://disk.yandex.net/qr/?clean=1&text=https://clck.ru/Sjt94

Творческое задание.                  Решение учебных задач.                  Составление кроссворда.                  Учебный мини-проект.                  Работа со схемами.                  Ролевая игра.                  Викторина.

4.

Проверим, что мы узнали о том, чтобы кошелёк не пустовал

1

2

3

Творческое задание (презентация детского журнала о финансах).                   Мини-проект.

5.

Итоговая проверочная работа

1

2

3

Дополнение схемы.                  Конференция по итогам работы творческого объединения «Финансовая                   грамотность».

Итого:

11

25

36

Содержание программы модуля

Тема 1. Как планировать семейный бюджет

Теория:  Что такое семейный бюджет. Что значит планировать семейный бюджет. Сопоставление доходов и расходов семьи. Структура семейного бюджета.

Практика: Творческое задание (оформление тринадцатой странички детского журнала о

                  финансах).

                  Решение кроссворда.

                  Работа с таблицами.

                  Игра «Быстрее всех».

                  Учебный мини-проект «Структура семейного бюджета».

                  Ролевая игра.

                  Заполнение схемы.

Тема 2. Правила составления семейного бюджета

Теория:  Как составлять семейный бюджет. Различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды.

Практика: Творческое задание (оформление четырнадцатой странички детского

                  журнала о финансах).

                  Решение финансовых задач.

                  Учебный мини-проект «Правила составления семейного бюджета».

                  Ролевая игра.

                  Викторина.

                 Дискуссия.

                 Работа с таблицами.

Тема 3. Учимся составлять семейный бюджет

Теория:  Правила и условия составления бездефицитного семейного бюджета.

Практика: Творческое задание (оформление пятнадцатой странички детского журнала о

                  финансах).

                  Решение учебных задач.

                  Составление кроссворда.

                  Учебный мини-проект.

                  Работа со схемами.

                  Ролевая игра.

                  Викторина.

Тема 4. Проверим, что мы узнали о том, чтобы кошелёк не пустовал

Теория: Выполнение тестового задания.

Практика: Творческое задание (презентация детского журнала о финансах).

                   Мини-проект.

Тема 5. Итоговая проверочная работа

Теория: Выполнение тестового задания.

Практика: Дополнение схемы.

                  Конференция по итогам работы творческого объединения «Финансовая

                  грамотность».

Обеспечение программы

Методическое обеспечение

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество педагога и обучающегося;
  • принцип системности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
  • наглядные методы: презентации, демонстрации рисунков, плакатов, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей. «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
  • практические методы: экскурсии, практические работы, защита проекта, исследовательские работы. Данные методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

Сочетание словесного и наглядного методов учебно-воспитательной деятельности, воплощённых в форме рассказа, беседы, экскурсии, практической работ позволяют психологически адаптировать ребёнка к восприятию материала.

Занятие состоит из следующих структурных компонентов:

  1. Организационный момент, характеризующийся подготовкой учащихся к занятию.
  2. Повторение материала, изученного на предыдущем занятии.
  3. Постановка цели занятия перед учащимися.
  4. Изложение нового материала.
  5. Практическая работа.
  6. Обобщение материала, изученного в ходе занятия.
  7. Подведение итогов.
  8. Уборка рабочего места.

Материально-техническое оснащение программы

Для проведения теоретических занятий необходимы:

  • учебный кабинет;
  • компьютер;
  • проектор;
  • литература и методические пособия;
  • наглядные пособия.

Для проведения практических занятий необходимы:

  • простейшие школьные инструменты: ручка, цветные карандаши или фломастеры, ножницы школьные со скруглёнными концами, линейка обычная, циркуль, ластик;
  • материалы, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами), картон (обычный, цветной);
  • карточки для игр (описание игровых ситуаций);
  • форма отчёта по результатам экскурсий;
  • план проведения мини-исследований.

Список литературы:

Литература для родителей и обучающихся:

  1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf
  2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010.
  3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: ИнтеллектЦентр, 2010.
  4. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: ИнтеллектЦентр, 2010.
  5. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/ magazine/article/204/
  6. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/
  7. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе — http://www.hse.ru/data/2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf
  8. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.
  9. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.
  10. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.
  11. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» — http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/ index.html
  12. Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru

Литература для учителя:

  1. Финансовая грамотность «Учебная программа»: инновационные материалы для проведения апробации учебного курса по финансовой грамотности в образовательных организациях (основное общее образование). Екатерина Лавренова, Ольга Рязанова, Игорь Липсиц. Москва ВИТА 2014 г.
  2. Финансовая грамотность для учреждений системы дополнительного школьного образования Волгоградской области: Методические рекомендации для преподавателей. Модуль 1: Основы финансовой грамотности / Абрамов С.А., Бойченко Е.П., Костина С.А. – Волгоград: ГБОУ СПО «ВЭТК», 2015. – 168 с.
  3. Подросток в мире профессий: Программы элективных курсов, материалы к занятиям. М.Р. Григорьева. Волгоград: Учитель, 2009
  4. Уроки экономики в школе. Пособие для учителей экономики и обществознания - Е.Н. Травин. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003 г.
  5. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. Е.Г. Фирсов. - Ярославль: «Академия развития», 1998 г.
  6. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf
  7. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010.
  8. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: ИнтеллектЦентр, 2010.
  9. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: ИнтеллектЦентр, 2010.
  10. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/ magazine/article/204/
  11. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе — http://www.hse.ru/data/2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf
  12. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.
  13. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» — http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/ index.html
  14. Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru«Доходы и расходы» http://www.economica-upravlenie.ru/content/ section/65/145/
  15. «МРОТ и прожиточный минимум» http://nicolbuh.ru/mrot

Цифровые образовательные ресурсы

1. http://basic.economicus.ru/ – сайт «Основы экономики».

2. http://ecschool.hse. ru/ – сайт журнала «Экономика в школе».

3. http://muzey-factov.ru/ – сайт «Интересные факты обо всёмна свете. Музей фактов».

4. http://www. azbukafinansov.ru/ – портал «Азбука финансов».

5. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».

6. http://www.mind-map.ru/ – сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления».

7. http://zanimatika.narod.ru/ – сайт «Методическая копилкаучителя, воспитателя, родителя».

8. http://вашифинансы.рф/ – проект Минфина «Дружи с финансами».

9. http://вашифинансы.рф/child/articles/lichnyy-i-semeynyybyudzhet/5-sekretov-finansovoy-gramotnosti-otekspertoportalamoneykids-ru/ — Пять секретов финансовой грамотности от портала«moneykids.ru».

10. http://открытыйурок.рф/ – сайт педагогической мастерской «Открытый урок».

11. http://хочумогузнаю.рф/ – сайт «Хочу Могу Знаю!».

12. https:// finagram.com – портал финансовой грамотности.

13. Мультфильмы о финансах:

https://journal.open-broker.ru/films/multfilmy-o-finansah-sovmeshaem-priyatnoe-s-poleznym/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Финансовая грамотность"

Цель программы: формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления обучающихся на основе ключевых компетенций, способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового рынка....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамота» базовый уровень

Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федера...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Я-волонтёр!» (социально-гуманитарная направленность), срок реализации 3 года, возраст 11-16 лет

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Математическая грамотность". 5 класс

Дополнительная общеобразовательная программа «Математическая грамотность» имеет  естественно-научную направленность и осуществляется в соответствии с учебным планом дополнительного об...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Математическая грамотность". 6 класс

Дополнительная общеобразовательная программа «Математическая грамотность» имеет  естественно-научную направленность и осуществляется в соответствии с учебным планом дополнительного об...