Авторская программа по гражданско-патриотическому воспитанию в Лицее №211
рабочая программа
Предисловие
«Для гражданина России особенно
важны моральные устои.
Именно они составляют стержень
патриотизма,
без этого России пришлось бы
забыть о национальном достоинстве
и о национальном суверенитете»
Президент Российской Федерации
В.В.Путин
I. Пояснительная записка к программе.
Данная программа деятельности социального педагога реализуется в рамках школьной программы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности среди учащихся школы на 2020-2023 годы (далее – Программа).
При подготовке Программы использованы материалы органов государственной власти Санкт-Петербурга, разработки и выводы научных исследований, опыт национально-культурных объединений и межнациональных организаций Санкт-Петербурга, учтены положительные результаты партнерства государственных и общественных организаций.
В состав данной программы входит комплекс мер, направленных на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по патриотическому воспитанию. план работы | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Предисловие
«Для гражданина России особенно
важны моральные устои.
Именно они составляют стержень
патриотизма,
без этого России пришлось бы
забыть о национальном достоинстве
и о национальном суверенитете»
Президент Российской Федерации
В.В.Путин
I. Пояснительная записка к программе.
Данная программа деятельности социального педагога реализуется в рамках школьной программы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности среди учащихся школы на 2007-2010 годы (далее – Программа).
При подготовке Программы использованы материалы органов государственной власти Санкт-Петербурга, разработки и выводы научных исследований, опыт национально-культурных объединений и межнациональных организаций Санкт-Петербурга, учтены положительные результаты партнерства государственных и общественных организаций.
В состав данной программы входит комплекс мер, направленных на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.
Идеи национальной, расовой и религиозной терпимости пронизывают атмосферу жизни Санкт-Петербурга с момента его основания. Уникальность Санкт-Петербурга во многом определяется «гармонией разнообразия» - удивительным сочетанием в его архитектурном облике, социальной и духовной жизни достижений и образцов культур многих народов. Продолжение и развитие этих традиций – одна из главных задач реализации настоящей программы.
Петербург – традиционно многонациональный город, в котором русские составляют доминирующее большинство населения. Однако здесь проживают и сотни тысяч представителей различных национальных меньшинств. В 1989 г. это были представители почти 130, в 2002 г. – 138 , в 2006 г. – 142 нерусских национальностей, из которых четыре – украинцы, белорусы, евреи и татары – являются наиболее многочисленными. Усилившиеся в последние 10 лет процессы миграции населения из бывших союзных республик привели к тому, что в Петербурге появились школы, в которых состав учащихся до 30% является многонациональным. Программа для нашей школы актуальна, т.к. в ней учатся дети разных национальностей. На 1 сентября 2007 г. 28 % от общего числа учеников составляют армяне, цыгане, белорусы, украинцы, татары, грузины, азербайджанцы, осетины, калмыки, кабардины, абхазцы. Школа с таким контингентом представляет собой новый тип школы – полиэтническая школа.
Эта программа рассчитана на детей и подростков от 7 до 17 лет, т.к. основная задача педагогической профилактики заключается не только в предотвращении экстремизма на национальной почве, а в формировании мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения.
События последнего времени показали, насколько актуальны проблемы воспитания толерантности в современном поликультурном мире, что девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на подрастающее поколение. Чтобы погасить проявление межнациональной неприязни, надо при обучении и воспитании создавать условия психологического комфорта, воспитывать уважение к традициям других народов через уважение к своему народу. Самым актуальным и ведущим направлением в воспитательной работе с молодым поколением является патриотическое воспитание.
Наше общество постепенно стало утрачивать традиционно российское патриотическое воспитание.
Основная педагогическая задача патриотического воспитания – формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота России; воспитание гражданственности и патриотизма у молодежи, формирование чувства сопричастности с судьбой Отечества, своего народа, города.
Важная роль в решении этой задачи отводится в школе.
Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в школе №211 на 2007-2010 г. отношений рассчитана на три года. 2007-2008 учебный год посвящен изучению народов России. Актуальным и ведущим направлением в воспитательной работе с молодым поколением является патриотическое воспитание, чему и посвящена программа деятельности социального педагога на 2007-2008 уч.г.
Актуальность программы.
В условиях все более усиливающейся интеграции мирового сообщества, расширением межкультурных контактов, созданием единого образовательного пространства, гуманизацией всех сторон жизни общества, несомненно актуально воспитание в молодом поколении общепланетарного сознания, когда человек стремится приобрести знания об этносах, глобальных проблемах человечества, чувствует себя ответственным за все происходящее в мире и в то же время, наряду с ощущением социальной ответственности, обладает чувством свободы и независимости.
Краткая характеристика ОУ
ГОУ средняя общеобразовательная школа № 211 с углубленным изучением французского языка им. Пьера де Кубертена Центрального района Санкт-Петербурга расположена по адресу: ул. Гороховая, д. 20.
Школа основана в 1860 г. как Мариинское училище, в 1862 г. переименована в гимназию. С 1917 г., в течение 20 лет, школа несколько раз меняла свой статус: была 11-ой трудовой школой, 38 фабрично-заводской девятилеткой, десятилетней школой № 27, школой № 12.
В 1945 г. школа стала мужской, а в 1953 г. мужская школа № 211 и женская № 221 объединяются в одну школу, которой присваивается номер 211.
В 60-е годы ОУ № 211 – это физико-математическая школа при ЛЭИС им. М.А.Бонч-Бруевича.
В 1991 г. получила статус школы с углублённым изучением французского языка. В 1995 г. решением топонимической комиссии Администрации Санкт-Петербурга школе присвоено имя Пьера де Кубертена, основателя современного олимпийского движения, в связи с достижениями ОУ в изучении иностранных языков и в спорте. Школа славится своими спортивными победами.
В 2007-2008 уч.г. в состав школы входит 20 классов: 7 классов начальной школы и 9 классов – основной школы и 4 класса – средней.
Участники образовательного процесса (количество участников) | Уровень мероприятий | Ответственные |
Учашиеся: 1- 4 классы (136) 5- 7 классы (139) 8 – 9 классы (71) 10-11 классы (103) | школа | Классные руководители |
Учителя: Географии Истории Биологии ОБЖ Физкультуры Литературы Обществознания Французского языка Английского языка | Школа Школы района, города ДДЮТ Музеи ППМСЦ «Развитие» Выставки Санкт-Петербургский Дом Национальностей РГПУ им.А.И.Герцена, геофак | Администрация |
II. Нормативно-правовые документы, используемые для написания Программы
Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с положениями Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, с Законом Российской Федерации «О национальной автономии», Законом Санкт-Петербурга «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге», Программой Санкт-Петербурга «Толерантность», «Программой по патриотическому воспитанию», Декларацией Правительства Санкт-Петербурга «Великому городу – гармонию в многообразии», а также принятой ЮНЕСКО Декларацией принципов толерантности и Декларацией о культуре мира Организации Объединенных Наций.
В работе социального педагога используются следующие документы:
● Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации
● Указ Президента РФ о федеральных целевых программах «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей»
● Закон Санкт-Петербурга «Профилактика правонарушений среди подростков и молодежи»
●Информационно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об организации профилактической работы по выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
●Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования, разработанные Минобразования РФ
● Приказ Комитета по образования Администрации Санкт-Петербурга «О мерах по решению проблем беспризорности и безнадзорности»
●Приказ отдела образования территориального управления Центрального административного района «Об усилении работы ОУ по профилактике детской беспризорности и безнадзорности»
●Методические рекомендации о взаимодействии ОУ с семьей, разработанные Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования РФ
●Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде и др.
II. Цели и задачи Программы:
Главные цели Программы – способствовать формированию чувства патриотизма и гражданственности, любви к Отечеству, к его истории, уважением к подвигам; укрепление в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, петербургского культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека, создание возможностей для творческого развития детей; приобщение детей к культурным ценностям.
Основные задачи Программы:
Формировать толерантное сознание обучающихся в школе, представление о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности.
Формировать позитивные установки в отношении представителей всех этнических групп, проживающих в Санкт-Петербурге.
Формировать интерес и уважение к традициям, обычаям и культуре различных этнических групп, представленных в Санкт-Петербурге.
Формировать мировоззрение и духовно-нравственную атмосферу этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу; общественного осуждения и наказания на основе действующего законодательства любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на национальной и конфессиональной почве.
Вызвать интерес учащихся к изучению истории страны.
Воспитать уважение петербуржцев к традициям разных народов.
Воспитать чувство патриотизма.
Создать условия для самореализации и развития творческого потенциала детей.
Научить аргументированно высказывать свое собственное мнение.
Развить познавательный интерес к отечественной истории.
Приобщить детей к мировым культурным ценностям.
III. Ожидаемые результаты:
Воспитание у учащихся школы позитивного отношения к конфессиональному многообразию Санкт-Петербурга.
Формирование толерантного сознания, основанного на понимании и принятии культурных отличий, неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан.
Снижение степени распространенности негативных этнических установок и предрассудков.
Укрепление и культивирование в молодежной среде атмосферы межэтнического согласия и толерантности.
Препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок.
Обеспечение условий для успешной социокультурной адаптации учащихся из числа мигрантов.
IY. Комплекс мероприятий.
Программа рассчитана на три учебных года.
1-й год: Народы России. Культура и традиции.
2-й год: Народы стран СНГ. Проблемы межэтнических отношений.
3-й год: Народы Мира. Культура и традиции. Этнические конфликты.
2007-2008 уч.г.: Народы России. Культура и традиции
Основные мероприятия | Год, месяц проведения | Класс | Контингент | Ответственные |
Совещание с классными руководителями. Планирование работы по профилактике экстремизма, воспитанию толерантности учащихся | 11.09.07 15.00 | 1-11 | Классные руководители Учителя | Администрация школы |
Совещание методического объединения классных руководителей «Пути формирования толерантного сознания учащихся» | 18.09.07 15.00 | 1-11 | Классные руководители Учителя | Администрация школы |
Заседание общешкольного родительского комитета. Тема: «Профилактика экстремизма. Воспитание толерантности у учащихся» | 11.09.07 17.30 | 1-11 | Родители учащихся | Администрация школы |
Анкетирование учителей и учащихся «Уровень нравственности» | 20.10.07-20.11.07 | 1-11 | Учителя, Учащиеся школы | Учитель географии Ярина О.Г. |
Проведение классных часов на тему «Современный экстремизм», «Толерантность – мировоззрение современного общества» | Классные часы согласно расписанию | 7-11 | Классные руководители | Социальный педагог Кудрина Е.А. |
Беседа с родителями на родительском собрании «Профилактика экстремизма.Толерантность» | 11.09.07 18.00 | 5 - 11 | Классные руководители Учителя Родители учащихся | Администрация школы Социальный педагог |
Тренинг «Авангард» (волонтерское движение» | 13.09.07 | 9 | Учащиеся | Социальный педагог |
Географический КВН «Традиции и культура народов мира» | 24.09.07-29.09.07 | 10 | Учащиеся | Ярина О.Г. |
Беседа с родителями на родительском собрании «Неформальные молодежные и подростковые сообщества» | 21.11.07 17.30 | 5 -11 | Родители учащихся | Администрация школы Социальный педагог Классные руководители |
Работа Школьного Ученического Совета | Еженедельно По средам | 5-11 | Члены ШУСа | Зам.директора по ВР Гольдфайн О.В. |
Автобусная экскурсия клуба «Выходного дня» «Храмы СПб» | 19.11 9.00 | 8 -11 | Учащиеся Родители учащихся Учителя | Гольдфайн О.В. |
Недели национальностей (в рамках предметных декад) | Сентябрь-май | 1-11 | Учащиеся Учителя Родители | Гольдфайн О.В. Кудрина Е.А. |
Педагогический эксперимент «Воспитание нравственности на уроках географии» | В течение года | 8-10 | Учащиеся | Ярина О.Г. |
Город-герой Волгоград: прошлое, настоящее, будущее | В течение 3-х лет | 1 - 11 | Учащиеся Классные руководители | Гольдфайн О.В. |
Дискуссионный Клуб: «Лики Толерантности» (посещение музеев, выставок, библиотек, лекции, концерты, фестивали) | В течение года | 5 - 11 | Учащиеся Учителя | Гольдфайн О.В. Кудрина Е.А. |
Конкурс рисунков, плакатов, творческих работ «Мы очень разные,но мы вместе» | 10.02.08-17.02.08 | 1-11 | Учащиеся | Гольдфайн О.В. Кудрина Е.А. Классные руководители |
Неделя Толерантности | 10.02.08-21.02.08 | 1-11 | Учащиеся Родители | Гольдфайн О.В. Кудрина Е.А. Клочко А.Р. Ярина О.Г. Классные руководители |
День правовых знаний «Россия – многонациональная страна» Школьный фестиваль | 21.02.08 10.00 21.02.08 12.00 | 9-11 1-11 | Учащиеся Классные руководители Родители | Гольдфайн О.В. Кудрина Е.А. Клочко А.Р. Ярина О.Г. |
Участие в общественных движениях «Союза юных петербуржцев» | В течение года | 7 - 11 | Учащиеся | Гольдфайн О.В. |
Участие в акции «День добровольного служения городу» | Апрель-май 2008 | 9 - 11 | Учащиеся | Гольдфайн О.В. |
Клуб изучения культурных традиций мира | По плану ППМСЦ «Развитие» | 10 | Учащиеся Классные руководители | Кудрина Е.А. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию
Программа гражданско - патриотического воспитания «Воспитание патриота Отечества» на 2012 - 2014 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и и...
Программа по гражданско - патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"
В данной программе раскрываются цели и задачи,способы реализации одного из важнейших направлений воспитательной работы школы: Гражданско-патриотического воспитания учащихся....
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию
Программа поможет классным руководителям 5-9 классов в воспитании патриотов и граждан Отечества. Материал предполагает дополнения и изменения....
Авторская программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Ямалец"
Программа гражданско-патриотического воспитания «ЯМАЛЕЦ» составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей коллектива воспитанников, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа...
Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей
Рабочая подпрограмма по гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и представляет собой систематизированное изложен...
Программа деятельности историко-краеведческого музея "Истоки" МБОУ "СОШ №84" – дополнительная образовательная программа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы «Моя Россия!»
Дополнительная образовательная пргорамма по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы "Моя Россия" являтеся подробным документом, ссылаясь на который, удобно выстраивать работу му...