Программа деятельности историко-краеведческого музея "Истоки" МБОУ "СОШ №84" – дополнительная образовательная программа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы «Моя Россия!»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Дополнительная образовательная пргорамма по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы "Моя Россия" являтеся подробным документом, ссылаясь на который, удобно выстраивать работу музея, так она содержит тщательно продуманный тематический план, в котором отражены наиболее важные и знаменательные даты календаря, а также чётко спланированы все занятия четырёх групп Актива музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moya_rossiya_na_2023_-_2024_uch._god.doc | 535.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 84»
Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 84»
___________ Л. Н. Коппалова
Приказ №40 от 26.08.2023
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы
«Моя Россия!»
Возраст учащихся: 7 – 17 лет
Срок реализации: один год
Педагог дополнительного образования
руководитель историко-краеведческого
музея «Истоки»
Никиенко Александра Аркадьевна.
Северск – 2023
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка…………………………………………….3
- План работы музея «Истоки» на 2022 – 2023 учебный год…....10
- Учебно-тематическое планирование
- План заседаний и работы Совета музея…………………………....19
- План работы «Школы музееведения»………………………….......21
- План работы экскурсионно-лекторской группы…………………..23
- План работы оформительской группы……………………………..25
- Виды деятельности музея и количество часов, затраченное на их подготовку и проведение…………………………………………….....26
- Условия реализации программы…………………………………28
- Этапы реализации программы……………………………….......28
- Механизм реализации программы…………………………….....29
- Механизм оценки получаемых результатов…………………….30
- Список литературы………………………………………………..31
\
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знают и взрослые и малыши:
Есть чудеса в повседневности.
Музей – он частица нашей души,
А не просто хранилище древности.
(Александр Луговской).
Одна из ключевых целей современной идеологии общества – цель воспитания подрастающего поколения.
Сегодня общество и государство ставят перед школой социальный ЗАКАЗ огромной важности – воспитать человека с активной жизненной и профессиональной позицией, гражданина и патриота. Воспитание Гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России, которая нашла отражение в Законе РФ «Об образовании».
Определённое место в воспитании молодёжи отводится и музеям образовательных учреждений, так как они являются составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса и должны воспитывать у подрастающего поколения должное уважение к прошлому, традициям и истории своего народа.
Школьный историко-краеведческий музей «Истоки» работает под девизом: «Изучаем прошлое, чтобы познать настоящее и заглянуть в будущее!»
Музей «Истоки» – активный живой организм. Экспозиция музея оживляет страницы истории родного города, края. Она знакомит учащихся с людьми героического подвига, участниками судьбоносных событий в жизни Отечества. Активная музейная деятельность позволяет вести целенаправленную пропаганду накопленного и имеющегося материала.
Цель работы музея: – ФОРМИРОВАНИЕ общей культуры Личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории, культуры.
Задачи музея:
- создание условий для развития гражданско-патриотического воспитания в школе;
- развитие чувств патриотизма у учащихся;
- формирование собственной активной гражданской позиции и своего отношения к действительности;
- развитие социальной ответственности у школьников;
- освоение практических навыков поисковой и исследовательской работы;
- воспитание у учащихся музейной культуры.
Цель и задачи музея благородные и имеют актуальное значение в современное время.
Направления работы музея:
1. Краеведение (история края и города);
2. История Великой Отечественной войны (величайшие битвы, военачальники, города-герои, большие и маленькие герои страны и края, земляки – ветераны
войны и труженики тыла, концентрационные лагеря, военное детство и т. д.);
3. Дни Воинской Славы России;
4. Они прославляли Россию! (о людях разных столетий и разных профессий);
5. История школы.
5. Знаменательные даты календаря (Жизнь и биография великих людей России, исторические события).
По всем этим направлениям проводятся различные формы работы:
• лекции, • экскурсии, • устные журналы, • уроки мужества, • уроки памяти,
• театрализованные музейные уроки, • ролевые и тематические игры.
Работа музея «Истоки» организована на системной основе.
Система выстроена в соответствии с такими основными принципами патриотического воспитания, как:
▪ научность, ▪ системность, ▪ преемственность;
а также в соответствии с принципами досуговой педагогики:
▪ добровольности, ▪ взаимодействия, ▪ сотворчества, ▪ культуросообразности.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, так как его деятельность, безусловно, имеет определённую ценность для воспитанников образовательного учреждения.
Музейная деятельность развивает сотворчество, активность и самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории Отечества.
Подросток, являясь участником разноплановых музейных мероприятий: музейных уроков, экскурсий, устных журналов, тематических игр и других, воспринимает накопленный исторический опыт, т. е., получает позитивный эмоциональный импульс в причастности к историческому прошлому нашей страны, усваивает этические ценности.
Школьный музей обладает рядом существенных функций: информационно-интегративной, хранительной, образовательно-развивающей, преобразовательно-созидающей, развлекательно-познавательной. Интеграция всех этих функций из хранилища ценностей истории и культуры превращает музей в центр духовной жизни.
А музейная педагогика, цель которой – формирование духовно-нравственных ценностей и творческое развитие личности, предусматривает не только обучение и воспитание учащихся на музейном материале, но и теоретическое его осмысление.
Школьный музей расширяет кругозор учащихся, помогает овладевать им практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, пополняет знания школьников и прививает навыки исторического мышления, а в целом, способствует формированию у школьников гражданско-патриотических качеств.
Естественно, что музей в своей деятельности должен опираться на конкретную программу деятельности, направленную на формирование гражданственности и патриотизма учащихся.
Историко-краеведческий музей «Истоки» в своей деятельности опирается на дополнительную образовательную программу
по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы
«Моя Россия».
Данная программа направлена на развитие социально активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё будущее.
Цель программы – активизация воспитательного процесса, ориентированного на развитие у учащихся патриотического сознания, готовности самореализации в основных сферах жизни общества, в том числе, связанных с выполнением функций по его защите.
Задачи данной программы:
1. Создание условий, необходимых для проявления индивидуальности каждого ученика;
2. Формирование нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения;
3. Формирование патриотического сознания учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну через разные формы работы;
4. Содействие развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений;
5. Использование разных форм работы и современных технологий, стимулирующих активность учащихся, раскрывающих их личностный потенциал;
6. Формирование и развитие у школьников положительной мотивации к участию в деятельности гражданско-патриотического направления;
7. Приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности. Пополнение музейных фондов через выполнение заданий музея классами; 8. Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности учащихся, знаний и умений ведения музейной работы через проведение «Школы музееведения».
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на совместную творческую деятельность педагогов и учащихся, на развитие самоуправления и самостоятельности школьников.
Новизна её проявляется в том, что она предлагает более интересные, интерактивные формы работы для восприятия достаточно серьёзного и трудного материала, позволяет углубить и расширить знания, способствует индивидуализации образования и воспитания. А также, здесь предусматривается работа с интеллектуально одарёнными и высокомотивированными детьми по освоению ими основ исследовательской деятельности. С развитием исследовательской деятельности и учитель, и ученик прикасаются к таинству нового (пусть даже субъективно нового) знания и осваивают технику этой работы. Отношения учитель – ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Для реализации предлагаемой программы – для организации и проведения всей музейной работы – из учащихся школы, с 5-ого по 11-ый классы создан Актив музея, который делится на 4 разновозрастные группы. Ребята, вошедшие в Актив музея, соответственно, становятся музейщиками. В Актив ребята приходят по агитации и личному желанию. Также в Актив настоятельно приглашаются по 2 человека от каждого класса с той целью, чтобы каждый класс знал о деятельности музея, сам принимал участие в его работе – выполнял задания, а также прибегал к помощи музея – заказывал бы его мероприятия.
Учащиеся, включившиеся в работу музея, следуют девизу: «Жить просто так нельзя, жить нужно с увлечением».
Актив музея делится на 4 разновозрастные группы:
• фондовую группу – ребята этой группы ведут учёт экспонатов, учатся описывать их, составляют акты приёма на экспонаты, поступившие в музей на постоянное и временное хранение;
• поисковую группу – ребята этой группы учатся брать интервью, составлять вопросники, проводят определённую поисковую работу; • экскурсионно-лекторскую группу – ребята этой группы принимают активное участие в проведении экскурсионно-лекторской работы и сами пытаются
подбирать материал для экскурсий, учатся и пробуют их разрабатывать;
• оформительскую группу – ребята этой группы занимаются набором текста, фотографируют, рисуют, придумывают и оформляют выставки.
В каждую из этих групп входит от 6 до 10 – 12 человек – представителей из разных классов. С ребятами – музейщиками каждой группы проводится серьёзная, целенаправленная, большая работа. Проводятся как групповые, так и индивидуальные занятия (чаще).
Возглавляет и руководит Активом музея – Совет музея, состоящий из 8 инициативных ребят, принимающих непосредственное участие в планировании и детальной разработке конкретных мероприятий музея. Совет музея придумывает и составляет поисковые задания для классов и т. д. А Актив музея, направляемый Советом и руководителем музея, уже в свою очередь, и претворяет в жизнь программу музея «Моя Россия», проводя различные музейные мероприятия и активно вовлекая в них все учебные классы школы.
Музейщики – активисты музея с удовольствием принимают участие в театрализованных музейных экскурсиях, с интересом проводят тематические игры, с радостью создают различные (стендовые и витринные) временные выставки. Творческие ребята – активисты музея часто выступают инициаторами и организаторами многих музейных дел, являясь их разработчиками и ведущими. Многие ребята, включившиеся в работу музея, овладевают практическими навыками музейной работы. Им удаётся раскрыть и реализовать индивидуальные способности: интеллектуальные, артистические, ораторские, организаторские, оформительские, творческие, коммуникативные и другие.
Приобретение такого разностороннего опыта помогает им быстрее адаптироваться в современной жизни.
Программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий.
Согласно данной программе вариативно используется комплекс методов:
- репродуктивный: диалог, беседа, рассказ, лекция, экскурсия;
- программированный: работа с книгой, сюжетно-ролевые и тематические игры;
- метод проектов: рисунок, плакат, реферат, исследование, выставка;
- метод импровизации и ситуации;
- метод творческого поиска;
- метод театрализации.
В работе с учебными классами обязательно учитывается смена возрастных периодов, и соблюдается дидактический принцип – от простого изложения материала к сложным формам работы.
С первоклассниками и второклассниками музейщики проводят такие заочные «путешествия», где задают им вопросы, загадывают загадки, ребусы, шарады. Они учат ребят выражать своё отношение к предмету беседы, самостоятельно составить рассказ, выполнить рисунок. А также им показываются инсценированные «страницы» истории.
В третьих – пятых классах музейщики переходят на более сложный уровень. Теперь это урок – беседа или экскурсия, где идёт диалог, и в то же время дети получают конкретные задания по заданной теме. С ними проводятся викторины, тематические игры, конкурсы, им предлагают даже импровизировать в литературных и театральных композициях.
Учащиеся шестых классов уже готовы прослушать серьёзную экскурсию или лекцию. А учащиеся седьмых – десятых классов уже могут сами подготовить и провести для младших школьников любое музейное мероприятие, принять участие в организации и монтаже временных выставок.
Школьники 1-х – 10-х классов в полном составе приглашаются на экскурсии, музейные уроки, лекции, устные журналы, уроки мужества, тематические игры и другие формы работы музея, на которых они получают определённые установки гражданско-патриотического содержания и новые знания. Мероприятия музея проводятся как с каждым классом отдельно, так и по параллелям (2 – 3 класса вместе). Для участия в инсценировках и других творческих формах работы также приглашаются школьники разных классов, которые не являются музейщиками.
Программа, ориентированная на разновозрастные группы учащихся, определяет пути совершенствования системы патриотического воспитания школьников, её основные компоненты, позволяющие формировать готовность учащихся служению Отечеству. При этом учитываются достижения прошлого, а также современные проблемы развития школы.
Ожидаемые результаты:
В данной программе три «ступеньки», которые при желании может пройти каждый учащийся за период с первого по одиннадцатый класс: I – получение знаний на мероприятиях музея, библиотечных у роках
(«словесно-книжное краеведение»);
II – работа в музее или в краеведческом кружке (самостоятельное приобретение знаний, активная поисковая работа);
III – работа в школьном научном обществе (исследовательская работа).
Путь к достижению целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное ценностное самоопределение посредством осознания и принятия таких ценностей, как:
- любознательность – стремление всё знать и всему учиться;
- оптимизм – уверенность в себе, своих силах и возможностях;
- требовательность к себе – путь познания и развития себя, достижения намеченных целей;
- самопризнание – способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться;
- человеколюбие – сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь;
- радость – любое дело и процесс труда могут стать её источником, когда преодоление препятствий оценивается как победа и приносит удовлетворение;
- совместное творчество – построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых.
Реализация дополнительной образовательной программы «Моя Россия», включающая учащихся вместе с педагогами в различные виды музейной деятельности, способствует расширению кругозора детей, приобщает школьников к общероссийским культурно-историческим нормам, ценностям и традициям. Работа по данной программе помогает сформировать школьникам гражданско-патриотическую позицию, раскрыть и реализовать индивидуальные способности детей (организаторские, интеллектуальные, лекторские, оформительские, творческие, коммуникативные и другие) и содействует развитию общественно-политической активности учащихся.
Таким образом, в процессе участия школьников в деятельности музея, имеет место выраженная динамика ролевой позиции от пассивных форм до различных видов творческой активности. Такое постепенное усложнение коммуникативной задачи увеличивает долю самостоятельности музейщиков, активизирует их память, мышление, воображение, то есть развивает интеллект.
А это всё в свою очередь работает на главную цель: на формирование БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА.
Формы подведения итогов реализации программы:
Определённые навыки, умения, полученные в результате музейной работы, а также знания, приобретённые на многочисленных и разноплановых мероприятиях музея, ребята успешно реализовывают и находят им практическое применение. Они узнают много полезного об интересных открытиях в различных областях науки, о любопытных фактах из жизни знаменитых людей, о знаменательных датах в истории российского государства и о многом другом. Иначе говоря, учащиеся культурно обогащаются.
Работая в Активе музея, школьник может попробовать себя в разных видах деятельности, в разных ролях, какие ему придутся по душе. Безусловно, что при выполнении любого вида деятельности он обязательно получит какой-либо позитивный опыт, который ему пригодится в будущем. Подросток находит возможность раскрыть себя, раскрепостить. Работа в коллективе и общение с людьми разного возраста развивает у ребят коммуникативную культуру.
Музейщики создают различные тематические выставки, проводят по ним экскурсии для учащихся школы, придумывают и организовывают разные мероприятия, устраивают встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, становятся участниками исследовательских проектов и принимают участие в городских, областных и российских конкурсах. И пусть не всегда учащиеся школы становятся победителями, но самое главное и ценное – ребята становятся патриотами.
Конечный результат претворения в жизнь этой программы:
Учащиеся, прошедшие через деятельность Актива музея, приобретают и владеют важными потенциалами личности:
1). Познавательный потенциал: познавательная активность, развитость мышления, сформированность навыков исследовательской деятельности;
2). Коммуникативный потенциал: знание норм этикета и правил хорошего тона, умение передавать свои знания широкой аудитории через экскурсионную, лекторскую, театрализованную деятельность;
3). Нравственный потенциал: сформированность нравственных качеств: патриотизма, трудолюбия, честности, справедливости, ответственности, уважения к старшим людям;
4). Эстетический потенциал: развитость чувства прекрасного, потребность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия;
Общественная работа, в том числе и музейная, делает жизнь ребят более разнообразной и интересной, даёт возможность им почувствовать себя нужными. Занимаясь экскурсионно-лекторской деятельностью, музейщики расширяют словарный запас, свои знания, владеют более свободной и грамотной речью, умеют общаться с людьми, высказывать свою точку зрения.
А учащиеся, которые являются участниками и слушателями музейных мероприятий, учатся любить и любят (согласно анкетированию) свою Родину.
А это и есть положительный результат деятельности музея.
«Всякая благородная личность глубоко осознаёт
своё кровное родство, свои кровные связи с Отечеством».
(В. Г. Белинский).
Дополнительная образовательная программа деятельности историко-краеведческого музея «Истоки» по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы «Моя Россия» нацелена на воспитание благородных личностей.
Ставка педагога дополнительного образования (руководителя музея) –
18 часов в неделю = 602 часа.
(НАДО СЛОЖИТЬ ЦИФРЫ В ЖЁЛТЫХ ПРЯМОУГОЛЬНИКАХ)
План работы музея «Истоки»
на 2023 – 2024 учебный год.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПЛАН ЗАСЕДАНИЙ и РАБОТЫ СОВЕТА МУЗЕЯ
2 раза в месяц, 1-ая и 3-я среда месяца
Совет музея руководит Активом музея и направляет всю музейную работу
в школе. На своих заседаниях решает организационные вопросы.
Цель: Создание условий для всестороннего развития личности и обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности учащихся.
Задачи: 1. Организационное обеспечение деятельности классов в работе музея.
2. Формирование коммуникативных навыков и совместной коллективной деятельности.
Дата | Тема заседания и содержание | Количество часов | |
теория | практика | ||
05 сентября 2023 | Первая встреча с активистами музея прошлого учебного года: решение некоторых организационных вопросов: 1. Подготовка сообщения (составление) и выступление на 1-ом сборе парламента детской республики «Надежда» 07 сентября – о даре экспонатов музею и создании в школе традиции дарения; 2. Обсуждение ближайших мероприятий по плану работы. | 10 | 20 минут 30 минут |
06 сентября 2023 | 1. Коллективное составление выступления для классных часов: «Итоги и результаты деятельности музея в 2022 – 2023 учебном году» (Наброски и домашнее задание); 2. Распределение классов за музейщиками и составление графика репетиций выступления каждого музейщика перед классами с 11.09 – 22.09.2023 г. 3. Составление и оформление заданий музея для 36 классов – 11.09 – 22.09.2023 г. (Распределение задний). | 5 минут 10 минут | 15 минут 60 минут |
20 сентября 2023 | 1. Обсуждение выступлений (слушаем тех, кто самостоятельно сделал наброски) на классных часах; 2. Знакомство музейщиков с планом работы музея на этот учебный год и конкретно на первую четверть; 3. Распределение конкретных поручений на I четверть; 4. Идеи по проведению организационного сбора Актива музея. Наброски предложений. | 10 минут 10 минут | 10 минут 30 минут |
04 октября 2023 | 1. Подготовка первого организационного сбора Актива музея (11 октября) – набрасываем интересные идеи; 2. О работе по созданию временных выставок согласно Программе. | 10 минут | 50 минут |
18 октября 2023 | 1. Подводим итоги пройденного расширенного сбора Актива музея. 2. Обсуждение создания конкретных выставок. Назначение ответственных. Продумывание заданий для создания выставки. | 15 минут | 45 минут |
01 ноября 2023 | 1. Круглый стол – обсуждение мероприятий на декабрь, распределение ответственных; 2. Наброски предложений для оформления новой выставки. | 30 минут | 30 минут |
15 ноября 2023 | 1. Свободное общение – обсуждение и предложения. 2. Демонстрация различных игровых моментов. | 30 минут | 30 минут |
06 декабря 2023 | 1. Об организации работы по созданию выставки «Праздник волшебства». (Оповещение классов о создании новой выставки, о предоставления предметов для выставки на временное хранение или в дар). 2. КТД – продумывание оформления данной выставки. | 10 минут | 50 минут |
20 декабря 2023 | 1. Просмотр индивидуальной работы по оформлению выставки. 2. Подведение итогов работы музея за первое полугодие. 3. Составление заданий классам начальной школы на каникулы для работы по созданию следующей выставки. | 20 минут | 10 минут 30 минут |
17 января 2024 | 1. Планирование работы музея на 3-ю четверть, распределение конкретных заданий; 2. Подготовка к урокам Мужества. | 30 минут | 30 минут |
07 февраля 2024 | 1. Обсуждение тем для областных конференций в марте; 2. Работа с классами, выполнение классами заданий музея. Формулировка новых заданий. Обсуждение. (Домашнее задание). | 20 минут | 40 минут |
21 февраля 2024 | 1. Об организации музейных уроков на следующий месяц. Распределение поручений; 2. Об организации музейного урока «Чернобыль забыть невозможно!» с участниками последствий аварии на ЧАЭС. | 5 минут 5 минут | 25 минут 25 минут |
06 марта 2024 | 1. Работа с заполненными анкетами. Анализ. 2. Вопрос – обсуждение «Как заинтересовать учащихся школы в большей активности в деятельности музея»; 2. Вопрос – обсуждение «Сделать традицией школы – подарок музею». Объявление. Радиопередача. | 10 минут | 40 минут 10 минут |
20 марта 2024 | 1. Круглый стол – подведение и обсуждение проделанной работы за третью четверть; 2. Планирование работы музея на 4-ую четверть, распределение конкретных заданий; 3. Об организации работы по проведению мероприятий, посвящённых Дню Великой Победы. | 20 минут. | 20 минут 20 минут |
03 апреля 2024 | Контроль выполнения классами музейных заданий; Подведение итогов. Составление таблицы: что именно и каким классом выполнено. | 45 – 60 минут | |
17 апреля 2024 | Просмотр всех выполненных заданий: различных творческих работ, чтение сочинений учащихся. Подведение итогов всех ранее объявленных конкурсов. Подготовка грамот (составление текста, набор). | 2,30 часа | |
15 мая 2024 | Круглый стол (расширенное совещание с представителями всех групп Актива музея – подведение итогов работы за данный учебный год): ▪ участия классов в деятельности музея – подсчёт предметов, подаренных классами, отдельными учащимися, родителями, учителями. Выбор самых активных дарителей. Подготовка грамот. ▪ работы музея в целом и каждого музейщика; ▪ обмен мнениями всех музейщиков о проведённых музейных мероприятиях. | 2 часа | |
| 20 |
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны:
знать:
• цели и задачи деятельности музея;
• музейную терминологию;
• все виды деятельности музея.
уметь:
• вносить свои предложения и выдвигать собственные идеи в план работы музея и составлять план мероприятия;
• работать в группе, проявлять организаторские и творческие способности;
• участвовать в КТД и проводить определённые мероприятия.
ПЛАН РАБОТЫ «ШКОЛЫ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ»
(первый год обучения).
1 раз в месяц, 2-я среда месяца
Занятия «Школы музееведения» предлагаются учащимся 4-х классов, заинтересовавшимся деятельностью музея и желающим работать в Активе музея.
Цель: формирование и развитие интереса к деятельности музея.
Задачи: 1. Общее знакомство с деятельностью музея.
2. Стимулирование интереса и положительной мотивации на проявление личной активности в разносторонней деятельности музея.
Дата | Тема занятия и содержание | Количество часов | |
теория | практика | ||
13 сентября 2023 | «Стать музейщиком хочу!» 1. Знакомство, сплочение группы. 2. Беседа: «Музеи, их значимость». (Понятие о музее, виды музеев, социальные функции музеев, знакомство с основными музейными терминами).. | 30 минут | 30 минут |
11 октября 2023 | «Здравствуй, музей!» 1. Музейная педагогика – средство формирования духовно-нравственных ценностей. (Игровые моменты). 2. Удивителен профессиональный мир музея. (О профессиях в музее). | 10 минут 5 минут | 30 минут 15 минут |
08 ноября 2023 | «С чего начинается музей?» 1. Музея арсенал – музейный предмет, музейный экспонат (наглядное сопровождение). 2. Обязанность музейщика – составить акт приёма предмета и умение правильно описать музейный предмет. 3. «Познаём азы этого мастерства!» Составление акта приёма, описание музейного предмета. Домашнее задание – на следующее занятие принести в музей любой предмет и составленный на него акт приёма. | 5 минут 15 минут | 5 минут 20 минут |
13 декабря 2023 | 1. Проверка домашнего задания. «Оформительская деятельность музея» 1. Как создать выставку. С чего начать? Обмен мнениями. 2. ТЭП (тематико-экспозиционный план) – основное условие создания любой выставки. 3. «Создаём выставку, составляем ТЭП». | 5 5 | 20 минут 10 20 |
10 января 2024 | «Оформительская деятельность музея» 1. Правильный этикетаж и этикетка – искусство оформления любой выставки. 2. «Учимся вместе!» – оформляем этикетку. 3. «Учимся вместе» – вырезаем паспорту. Домашнее задание – на следующее занятие принести в музей предмет и составленную на него этикетку. | 10 | 15 20 |
14 февраля 2024 | «Музей – процесс просвещения, образования и воспитания» Составление комплекса музейных мероприятий по разным направлениям. (Проводится в форме игры – конкурса). | 45 минут – один час | |
13 марта 2024 | «Экскурсия должна быть интересной, а экскурсовод – талантлив!» Игровое – сравнительное занятие 1. Требования к экскурсоводу. Техника ведения экскурсии. 2. Имидж экскурсовода. (Этикет. Умение вести беседу, диалог. Внешний вид экскурсовода, мимика, жесты). 3. Культура речи экскурсовода. 4. Ораторское искусство экскурсовода. 5. Выполнение практических упражнений. | 5 минут 10 минут 10 минут 10 минут | 15 минут |
10 апреля 2024 | «Музейщик – человек общительный!» 1. Залог успеха поисковой работы – успешное интервью. 2. Практическое занятие – составление вопросов для интервью и проведение успешного интервью. (Темы для интервью с сотрудниками и учащимися школы). 3. Обсуждение и составление плана написания отзыва о проведённой экскурсии или о любом музейном мероприятии. Домашнее задание – принести в подарок любой музейный предмет, составить на него акт приёма. | 5 минут | 20 минут 20 минут |
08 мая 2024 | «Подводим итог работы Школы музееведения» 1. Слушаем написанные отзывы ребят о посещённой выставке. Анализируем. 3. Игровая викторина: «Я б в музейщики пошёл…» 4. Подводим итог проведённой работе. Игра: «Запомнилось, понравилось, научился, стал уметь…» 5. Пожелания в дальнейший план работы. | 15 минут 15 минут 20 минут 10 минут | |
Всего: | 9 | часов |
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны
знать:
• общие сведения о музее и его деятельности;
• музейную терминологию;
• правила ведения и поведения во время экскурсии.
уметь:
• составить акт приёма музейного предмета, описать его, изготовить паспорту;
• составить план экскурсии и провести её, написать отзыв об экскурсии;
• монтировать и демонтировать выставку.
ПЛАН РАБОТЫ ЭКСКУРСИОННО-ЛЕКТОРСКОЙ ГРУППЫ
(для новичков).
Экскурсоводы – учащиеся, которые проводят экскурсии, лекции, музейные уроки и другие формы работы. По желанию принимают участие
в театрализации названных музейных мероприятий.
Цель: 1. Организация активной, осознанной, социально полезной деятельности по изучению и пропаганде знаний по истории города, края, страны.
2. Создание условий для всестороннего развития личности и обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности учащихся.
Задачи: 1. Воспитание любви к родному городу, краю и Отечеству.
2. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
3. Содействовать развитию желания у учащихся вносить свой вклад в общее дело и развивать творческую деятельность через КТД.
Примечание: С представителями данной группы проводится только несколько общих занятий, а все остальные занятия строятся по особому плану. Ведётся систематически индивидуальная работа с каждым ребёнком – над пересказом текста экскурсии, над дикцией, эмоциональностью, умением работать с аудиторией, задавать и отвечать на вопросы.
Дата | Тема занятия и содержание | Количество часов | |
теория | практика | ||
Сентябрь | Работа с экскурсоводами над: • экскурсией «Здравствуй, музей!»; • обзорной экскурсией по временно созданной выставке «Минувших лет живая Память...» | 3 3 | |
Групповые занятия «Экскурсия – основная форма культурно-массовой работы музея». 1. Виды и особенности экскурсий. 2. Знакомство с экспозицией музея. 3. Конкретные экскурсии по постоянно действующей экспозиции и планируемые согласно плану работы музея (Распределение). | 1 1 | 1 | |
Октябрь | Работа с экскурсоводами: • интерактивной беседы «Жизнь северских деревень»; • интерактивной беседы «Жизнь трудовой коммуны Чекист»; • интерактивной беседы – «Работа Харьковского минного завода»; • музейного урока «Сыны России, освободившие Отечество!», посвящённого Дню Народного Единства; • музейного урока «Путешествие в город Толерантность»; • устного журнала «Георгий Победоносец: Святыня и воинская награда». | 2 2 2 2 2 2 | |
Групповые занятия: «Экскурсия должна быть интересной, а экскурсовод – талантлив!» 1. Искусство и техника ведения экскурсии. 2. Требования к экскурсоводу. 3. Работа над культурой речи, выразительностью. | 1 | 1 1 | |
Ноябрь | Работа с экскурсоводами: • ведущими митинга-Реквиема: «Восславим русского солдата!»; • музейного урока Мужества: «Не дрогнули в бою за столицу свою!»; • музейного урока «День Героев Отечества!» | 3 2 2 | |
Декабрь | Работа с экскурсоводами: • урока Мужества «Был город-фронт, была блокада!»; • военно-патриотического квеста «Становится историей война»; • урока Памяти «И даже снег здесь становился пеплом». | 2 2 3 | |
Январь | Работа с экскурсоводами: • тематической инсценированной программы Памяти и Скорби «Эхо прошедшей войны». | 12 | |
Февраль | Работа с экскурсоводами: • музейного урока-Реквиема: «Хатынь – символ вечной памяти и скорби белорусского народа»; • тематической программы: «Песни тоже воевали!» | 2 2 | |
Март | Работа с ведущими: • урока мужества «Чернобыль забыть невозможно!»; • урока-Реквиема «И помнить нельзя, и забыть невозможно!» | 2 2 | |
Апрель | Работа с ведущими: • творческая деятельность – подготовка к мероприятиям мая: тематической программе, посвящённой Дню Победы и празднику, посвящённому ветеранам Великой Отечественной войны. | 11 | |
Май | • Итоговое занятие. Обмен мнениями. Анализ. Новые ориентиры. | 2 | |
Ш. Работа над самостоятельным написанием экскурсии (с желающими ребятами): Этапы и основные моменты подготовки: выбор темы, изучение литературы, подбор экспонатов, составление плана проведения и текста. | 10 | ||
Всего: | 81 | час |
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны
знать:
• как грамотно и правильно провести экскурсию, лекцию и их содержание.
уметь:
• грамотно излагать материал по предлагаемой теме и передавать свои знания широкой аудитории, находить с ней контакт, отвечать на вопросы;
• в ходе экскурсии обращать внимание на фотографии и экспонаты.
ПЛАН РАБОТЫ ОФОРМИТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ
В оформительскую группу входят:
учащиеся, умеющие рисовать, фотографировать и работать на компьютере.
Задача этой группы – принимать участие в оформлении выставок, творческих отчётов (фотовыставки) о деятельности музея и наборе текстов мероприятий и т. д.
Цель: Создание условий для всестороннего развития личности и обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности учащихся.
Задачи: 1. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
2. Содействовать развитию желания у учащихся вносить свой вклад в
общее дело и развивать творческую деятельность через КТД.
Дата | Название временных выставок | Количество часов | |
теория | практика | ||
В течение всего учебного года по договорён-ности | Сбор Актива Музея (КТД) – обмен идеями по оформлению каждой выставки. Задача – придумать НАЗВАНИЕ ВЫСТАВКИ, думать и излагать свои идеи на бумаге. | ||
Оказание классами помощи музею в создании выставок: ♦ предоставление предметов на врем. хранение и в дар. | |||
Осмотр и разбор собранных экспонатов. Оформление и демонтаж витрин. | |||
Составление обзорных экскурсий по выставке. | |||
04 – 08 сентября 2024 20.09.2023 | ♦ Создание стендовой выставки «Подвиг, шагнувший в вечность!» (Посвящена 100-летию со дня рождения партизанки, Героя СССР Зои Космодемьянской. ♦ Демонтаж данной выставки. | 4 часа 1 час | |
25 –29.09.2023 23.10.2023 | ♦ Создание временной фотовыставки «Осенние пейзажи». ♦ Демонтаж данной выставки. | 7 часов 2 часа | |
02 – 06 октября 2023 30.10.2023 | ♦ Создание стендовой выставки «Кавказ, как раскалённый уголёк». (Посвящена ДВСР – 80-летию со дня разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в битве за Кавказ – 09.10.1943). ♦ Демонтаж данной выставки. | 4 часа 1 час | |
23 – 31.10 01 – 07.11 2023 15.11.2023 | ♦ Создание стендовой выставки «История орденов». (Посвящена 80-летию со дня учреждения военного ордена «Победа», ордена Славы трёх степеней – 08.11.1943). ♦ Демонтаж данной выставки. | 4 часа 1 час | |
06 – 21 ноября 2023 05.12.2023 | ♦ Создание временной выставки «Самый весёлый писатель в мире!» (Посвящена 115-летию со дня рождения русского писателя Н. Носова). ♦ Демонтаж данной выставки. | 13 часов 3 часа | |
13 – 25 ноября 2023 01.12.2023 | ♦ Создание стендовой выставки «Под символом славным могучей державы!» (Посвящена 30-летию со дня утверждения Государственного Герба РФ – 30.11.1993). ♦ Демонтаж данной выставки. | 4 часа 1 час | |
20 – 27 ноября 2023 05.12.2023 | ♦ Создание стендовой выставки «Блестящая победа русских моряков!» (Посвящена ДВСР – 170-летию со дня победы русских моряков под командованием адмирала П. С. Нахимова над турецким флотом в Синопском сражении в ходе Крымской войны). ♦ Демонтаж данной выставки. | 4 часа 1 час | |
05 – 12.12 2023 10.01.2024 | ♦ Создание временной выставки «Праздник волшебства». ♦ Демонтаж данной выставки. | 7 часов 2 часа | |
10 – 19 января 2024 07.02.2024 | ♦ Создание временной выставки «Величие подвига непокорённого города!» (Посвящена ДВСР – 80-летию полного освобождения Ленинграда от блокады). ♦ Демонтаж данной выставки. | 5 часов 1 часа | |
12 – 19 января 2024 31.01.2024 | ♦ Создание стендовой выставки «Штурвал Тимура», (Посвящена 120-летию со дня рождения советского писателя для детей и юношества А. П. Гайдара: 22.01.1904 – 26.10 1941). ♦ Демонтаж данной выставки. | 4 часа 1 час | |
15 – 26 января 2024 09.02.2024 | ♦ Создание стендовой выставки «Воздушный первопроходец!» (Посвящена 120-летию со дня рождения советского лётчика, Героя СССР В. П. Чкалова: 02.02.1904 – 15.12.1938). ♦ Демонтаж данной выставки. | 4 часа 1 час | |
05 – 13 февраля 2024 22.02.2024 | ♦ Создание стендовой выставки «Эхо Афганской войны...» (Посвящена Памятной дате – 35-летию со дня вывода советских войск из Афганистана). ♦ Демонтаж данной выставки. | 4 часа 1 час | |
15 – 22 февраля 2024 11.03.24 | ♦ Создание стендовой выставки «Изобретение книгопечатания на Руси!» (Посвящена 460-летию со дня издания первой печатной книги «Апостол» Ивана Фёдорова). ♦ Демонтаж данной выставки. | 4 часа 1 час | |
19 февраля – 06.03.2024 12.03.2024 | ♦ Создание стендовой выставки «Гагарин в судьбе моей страны!» (Посвящена 90-летию со дня рождения советского лётчика-космонавта Юрия Гагарина: 09.03.1934 – 1968). ♦ Демонтаж данной выставки. | 4 часа 1 час | |
25 марта – 12 апреля 2024 24.04.2024 | ♦ Создание временной выставки «Героями не рождаются, ими становятся!» (Посвящена 90-летию со дня учреждения звания – Герой Советского Союза). ♦ Демонтаж данной выставки. | 15 часов 3 часа | |
Всего: | 108 часов |
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны
знать: • как грамотно и правильно оформить стендовую и витринную выставки.
уметь: • эстетично оформить и стендовую и витринную выставку;
• грамотно составить и оформить этикетку к фотографии или экспонату.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ
и количество часов, затраченное на их подготовку и проведение
№ | Название деятельности | Срок и время проведения | Участники | Количество часов |
I. | Организационная работа | 332 | ||
I/1. | Работа с Активом музея | В течение учебного года | Активисты музея | 290 |
1). | Решение организационных вопросов | В течение учебного года | 13 | |
2). | Заседания и работа Совета музея | В течение учебного года | Совет музея – 8 человек | 20 |
3). | Занятия и работа «Школы музееведения» | В течение учебного года | Учащиеся 3-х, 4-х, 5-х классов и «новички» (От 12 до 21 человек) | 9 |
4). | Работа с музейщиками – учащимися 5-х – 11-х классов, представителями четырёх творческих групп Актива музея | |||
► | Работа фондовой группы | В течение учебного года | Музейщики | 40 |
► | Работа поисковой группы | В течение учебного года | Музейщики | 20 |
► | Работа экскурсионно-лекторской группы | В течение учебного года | Музейщики | 81 |
► | Работа оформительской группы | В течение учебного года | Музейщики | 108 |
I/2. | Работа по подготовке мероприятий | 42 | ||
II. | Экскурсионно-просветительская работа по стендовой (у музея) и временной выставкам «Город, в котором живу!» | В течение учебного года | Музейщики | 68 |
III. | Культурно-образовательная деятельность музея (проведение разноплановых музейных мероприятий) | В течение учебного года | Музейщики | 171 |
VI. | Городские и областные мероприятия | 31 | ||
Всего: | 602 |
Условия реализации программы.
Методическое обеспечение:
1. Наличие материалов для проведения экскурсий, бесед, музейных уроков и других мероприятий музея.
2. Разработки, сценарии конкретных мероприятий.
3. Наглядные материалы, наличие подготовленных выставок для мероприятий.
4. Задания музея классам по конкретным направлениям.
5. Слайд-материалы по предлагаемым темам.
Ресурсное обеспечение:
1. Музей – для проведения выставочной и экскурсионно-лекторской работы.
2. Телевизор и видеомагнитофон.
3. Слайд-проектор, видеопроектор, экран.
4. Магнитофон.
5. Аудио и видео записи.
6. СD-DVD диски.
Помощники и союзники:
1. Преподаватели, администрация школы
2. Музеи общеобразовательных учреждений Северска.
3. Музей Северска. 4. ИВЦ СХК.
Этапы реализации программы:
Первый этап – организационный. На этом этапе необходимо расширить Актив музея и настроить детские коллективы на определённую работу, поэтому музейщики выступают на классных часах с информацией: «Деятельность музея в прошлом учебном году. Участие класса в жизни музея». Происходит деление Актива музея на группы, знакомство групп с деятельностью музея. Планируется программа мероприятий с учётом заявок классов, определением целей, задач, сроков. Вырабатывается система оценок. Составляются и вручаются задания музея классам.
Второй этап – основной. Реализуются основные цели и задачи, проводится традиционная экскурсионно-лекторская работа, создаются задуманные временные выставки, сценарии, проводятся конкурсные мероприятия, направленные на развитие детского творчества. Осуществляется практическое знакомство с историей города, края, страны через проведение экскурсий, встреч с жителями города.
Третий этап – итоговый. Подводятся итоги детского творчества (участие в конкурсах рисунков, сочинений, рефератов, поделок), выполнения музейных заданий классами, оценивается участие каждого класса в деятельности музея. Анализируется работа музея: каждой группы, Совета и Актива музея. Награждаются наиболее активные учащиеся.
Механизм реализации программы.
№ | Категория детей | Организационно-содержательные формы работы |
1. | Учебные классы | • задания музея, в результате выполнения которых осуществляется учебно-познавательная, научно-исследовательская деятельность; • учебно-познавательный курс (экскурсии, лекции, музейные уроки и другие мероприятия); • конкурсно-игровые мероприятия. |
2. | «Школа музееведения» | • учебно-познавательный курс (экск-и, лекции); • практические занятия; • ролевые игры; • отработка умений и навыков по основным направлениям музейной работы. |
3. | Совет музея | • учебно-практический курс (составление планов мероприятий, музейных заданий классам); • ролевые игры; • творческие выступления; • организация и проведение музейных дел. |
4. | Экскурсионно-лекторская группа | • учебно-познавательный и учебно-практический курс; • отработка умений и навыков экскурсовода; • организация и проведение экскурсионно-лекторской работы. |
5. | Группа технического творчества | • учебно-практический курс; • отработка умений и навыков по оформлению временных и монтажу витринных выставок; • организация и создание различных выставок. |
6. | Фондовая группа | • учебно-практический курс (работа с книгами основного и вспомогательного фондов, с музейными предметами; • отработка умений и навыков по составлению актов приёма, описанию экспонатов. |
7. | Поисковая группа | • учебно-практический курс (знакомство с пра-вилами и способами ведения поисковой работы); • работа с литературой и людьми; • отработка умений и навыков по интервьюированию, правильной записи воспоминаний; • практическое овладение навыками ведения поисковой работы в игровой форме. |
Коллективная деятельность детей направлена на развитие самоуправления, организаторских и творческих способностей, практическое закрепление навыков музейной работы. |
Механизм оценки получаемых результатов.
№ | Задачи | Формы работы | Механизм оценивания | Фиксация результатов |
1. | Формирование и активизация познавательных интересов учащихся к истории города, края, страны. | 1. Экскурсии по пос-тоянной экспозиции музея по заявкам кл-в. 2. Другие музейные мероприятия. 3. Тематические кон-курсы и программы. 4. Работа Актива и Совета музея. | 1. Активность кл., выполнение зада-ний, участие в конкурсах. Рейтинг классов. Количество мероприятий. | Фиксация результатов в рейтинговой таблице. Фиксация личной и групповой активности. |
2. | Формирование навыков коммуникативного общения и совместной коллективной деятельности. | 1. Задания классам, вопросы викторины, конкурсы. Работа Актива и Совета музея | Анализ выполненных работ, подведение итогов. Представление лучших работ на выставках. | Выставление баллов в итоговую таблицу. Награждение по итогам работы. |
ЛИТЕРАТУРА:
Документы:
- О деятельности музеев образовательных учреждений / Министерство образования РФ, 2003.
- Основные требования, которым должен отвечать музей, претендующий на звание «Школьный музей» / Туристско-краеведческий отдел ОГОУДОД «ОЦДОД», 2006.
- Положение о музее образовательного учреждения ЗАТО Северск / Координационный Совет по руководству музеями ОУ, ЗАТО Северск, 2001.
Список литературы для педагогов:
1. Ванслова Е. Г., Музейная педагогика//Воспитание школьников. – 2000. – №5. – с. 27 – 42;
2. Грусман В. М., Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев: Дисс. …канд. Пед.наук. – СПб., 2001;
3. Касимова Т. А., Яковлев Д. Е., Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие. Москва. Айрес-пресс. 2005;
4. Каменкова Л., Как воспитать патриота//Народное образование. – 1999. –
№ 5. – С.249);
5. Курашкина Р. А., Программа воспитания школьников «Я гражданин России»//Классный руководитель.– 2006.– №3.– С.64 – 76;
6. Липина Е., Три сюжета для одной выставки: методические рекомендации//Библиополе.– 2004.–№2.– С.20 – 21;
7. Медведева Е. Б., Становление музейной педагогики в Германии и России. Дисс. … канд. Ист. Наук. – М., 1999;
8. Музей в школе: практикум: Сб. статей//Под общей редакцией Е. В. Алексеевой, – М., 2006;
9. Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы: сборник нормативно-правовых и методических материалов//Автор-составитель Орлова В. А. Новосибирск. Изд-во НИПКиПРО, 2004;
10. Новорусский М. В., Музеи и их образовательное значение. В помощь семье и школе. – М., 1911;
11. Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей. Москва. 2003;
12. Юхневич М. Ю., Педагогические, учебные и детские музеи России. – М.: Просвещение, 1991;
13. Фришман И. И., Методика работы педагога дополнительного образования. Москва 2001.
Список литературы для учащихся:
1. Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. Москва. 1996;
2. Волкогонов Д. А., О героях и героическом. – М., 1977;
3. Еськов Г. С., Ратный подвиг во имя Родины. – М., 1999;
4. Зуев М. Н., История России с древнейших времён до конца XX века: справочник по истории для школьников и поступающих в вузы. – М., 2000;
5. История России в лицах и датах: словарь-справочник. – СПб., 1995;
Кацва Л. А., История Отечества: справочник для школьников и поступающих в вузы. – М., 2001;
6. Степанищев А. Т., 300 задач по истории России с древнейших времён до наших дней. – М., 2000.
«Согласовано»
Руководитель МО
_____________ Пуджа Ю. А.
Протокол №40 от 26.08.2023
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_____________ Пуджа Ю. А.
Протокол №40 от 26.08.2023
«26» августа 2023 г.
Принято на заседании Педагогического Совета
Протокол №40 от «26» августа 2023 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по гражданско - патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"
В данной программе раскрываются цели и задачи,способы реализации одного из важнейших направлений воспитательной работы школы: Гражданско-патриотического воспитания учащихся....
ПРОГРАММА деятельности историко-краеведческого музея «Истоки»
В основе учебно-воспитательной работы по предлагаемой программе лежит методика развивающего обучения и воспитания, активизация познавательной деятельности подростков, их вним...
программа гражданско-патриотического воспитания учащихся "Я -гражданин России"
Цель:-возрождение в нашем обществе социальной активности, гражданской ответственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;- формирование и развитие подрастающего пок...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по героико-патриотическому воспитанию учащихся школы «Победа - в сердцах поколений!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет
Программа "Победа - в сердцах поколений!" направлена, главным образом, на доступное для младших школьников, освещение и изложение основных событий Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА класса гражданско-патриотической направленности «Юный десантник России»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАкласса гражданско-патриотической направленности «Юный десантник России»...
ПРОГРАММА по гражданско - патриотическому воспитанию «Я гражданин России»
Цель и задачи программыЦель: способствовать формированию гармонично развивающейся личности посредством воспитания гражданственности, патриотизма и любви к родной школе, станице, краю и России.Задачи:-...
Ситема уроков внеклассного чтения( 5-9 кл.) в рамках образовательного проекта по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.
Постепенно в ходе уроков литературы я пришла к пониманию, что приобщение современных школьников к таким важным для каждого человека составляющим, как патриотизм, гражданственность, осознание соб...