Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей
рабочая программа по теме
Рабочая подпрограмма по гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и представляет собой систематизированное изложение методов и приёмов по воспитанию и формированию патриотического и гражданского сознания.
Подпрограмма составлена на основе:
- Программы «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме.
- мероприятий, традиций, проводимых в детском доме;
- районных мероприятий;
- мероприятия в рамках акции «Вахта Памяти»;
- мероприятий республиканского проекта «Содружество»;
- мероприятия Совета ветеранов г. Усинска и Усинского района;
- положений о районных, республиканских и российских конкурсах по патриотическому воспитанию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом №4” г. Усинска
Рассмотрена УТВЕРЖДАЮ
на совещании (при директоре) Директор
педагогического коллектива ГОУ «Детский дом №4»
Протокол № г. Усинска.
От «____» _____________Лунгу С.В.
г.
Рабочая программа
по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей
Составитель:
Гизатуллина Лилия Афкаловна,
воспитатель первой квалификационной категории
ул. Молодежная 20, тел. 8 (82144) 46206
Усинск
2014 г.
Пояснительная записка.
«Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма».
Н.Г.Чернышевский
Рабочая подпрограмма по гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и представляет собой систематизированное изложение методов и приёмов по воспитанию и формированию патриотического и гражданского сознания.
Подпрограмма составлена на основе:
- Программы «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме.
- мероприятий, традиций, проводимых в детском доме;
- районных мероприятий;
- мероприятия в рамках акции «Вахта Памяти»;
- мероприятий республиканского проекта «Содружество»;
- мероприятия Совета ветеранов г. Усинска и Усинского района;
- положений о районных, республиканских и российских конкурсах по патриотическому воспитанию.
Программа включена в учебный план учреждения, как коррекционно – развивающий курс и рассчитан на детей 12 - 14 лет.
Актуальность.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.
Система гражданско-патриотической работы в детском доме включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию гражданских и патриотических чувств и сознания воспитанников. Гражданско-патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Регулярные специально организованные развивающие занятия по гражданско-патриотическому воспитанию с детей 12 - 14 лет будут способствовать наиболее эффективному развитию мышления и патриотического сознания у воспитанников детского дома.
Цель программы: – развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.
Задачи программы:
- Формирование и развитие патриотических чувств.
- Организация различного рода деятельности по патриотическому воспитанию.
- Информирование населения села, района, республики, России о делах детского дома.
- Проведение методической работы.
Формы мероприятий:
- уроки мужества;
- встречи с ветеранами всех войн;
- праздники;
- проекты (учебные, социальные);
- выезды к ветеранам на дом;
- экскурсии;
- участие в республиканской «Вахте Памяти»;
- изготовление презентаций, видеофильмов, сбор интервью;
- написание творческих работ (сочинение);
- конкурсы рисунков, газет;
- изготовление подарков для ветеранов;
- помощь ветеранам;
- празднование Дней Боевой славы (открытые уроки, внеклассные мероприятия, митинги);
- конкурсы патриотической песни.
Инновационные технологии: ИКТ, исследовательская деятельность, проблемное обучение.
Виды контроля: диагностика, тестирование.
Возраст участников: 12 – 14 лет;
Объёмы и сроки изучения курса:
1 год – 12-13 лет.
2 год - 13-14 лет.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Занятия проводятся: 1 раза в неделю по 40 – 45 мин.
Ожидаемые результаты: К концу 2 года обучения дети должны:
Знать:
- культурных и исторических достижений народов России;
- механизмов защиты прав человека на всех уровнях;
- основ социального проектирования.
Уметь:
- получать и анализировать информацию о социальных явлениях и процессах на основе широкого круга источников;
- выявлять социальные проблемы;
- отстаивать свое мнение;
- определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки;
- работать в группе на основе сотрудничества.
Содержание работы
Календарно - тематический план работы
по гражданско-патриотическому воспитанию
детей 12-13 лет
№ | Месяц | Дата | Тема занятия | Цель занятия |
1. | Сентябрь | «Я – люблю свой город и горд, что я – Усинец!». День нефтяника. |
| |
2. | «Мой любимый детский дом» | |||
3. | «Наша Родина – Россия» |
| ||
4. | «Москва – главный город нашей Родины» |
| ||
5. | Октябрь | «Усинск – как всё начиналось?». |
| |
6. | «С чего начинается Родина?» |
| ||
7. | «История символов государственной власти». |
| ||
8. | «Моя малая Родина» |
| ||
9. | Ноябрь | «Я служу России» День призывника. |
| |
10 | «История символов власти современной России». | Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - герба, Гимна, Флага. | ||
11 | «Символы Республики Коми и Усинска». | Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Республики Коми и Города Усинска. | ||
12 | «Основы социализации» | Формирование межличностных отношений на основе развития способности сопереживать другому; коррекция мышления на основе упражнений в анализе – синтезе. | ||
13 | Декабрь | «Инвалид – не инвалид, люди так не делятся». День инвалидов. |
| |
14 | «Наше государство — Российская Федерация». День Конституции РФ. |
| ||
15 | «Гражданин и просто человек». | Воспитывать чувство гражданской ответственности, гордость за свою страну, республику. | ||
16 | «Школа выживания». День спасателя. | Отработка поведения в экстремальных ситуациях. «Формировать знания о профессии – спасатель, службы спасения. | ||
17 | Январь | «Обычаи и традиции русского народа – Крещение». | Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям. Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям. | |
18 | «Золотые купола России». | Расширение представлений о городах России, «Золотое кольцо». | ||
19 | «Город – герой Ленинград». Снятие блокады. |
| ||
20 | «Города – герои». | |||
21 | Февраль | «Город – герой Сталинград». Сталинградское сражение 1943год. | ||
22 | Викторина «Коми край, Россия – моя Родина!» | Формирование у детей основ патриотизма, гражданственности, знаний об истории своей малой родины и России, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите. | ||
23 | «Наши защитники». |
| ||
24 | «Элитные войска РФ». | |||
25 | Март | «Обычаи и традиции русского народа – Масленица». | Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям. | |
«Россия – многонациональное государство» | Развитие интернациональных чувств у детей. Учить с уважением относится к людям разных национальностей. Воспитывать толерантность, дружеские отношения. | |||
26 | «Двуязычие». | |||
27 | «Усинск – многонациональный город». | |||
28 | ||||
29 | Апрель | «Ю.А. Гагарин – человек мира». День космонавтики. | Учить детей создавать проект по данной теме. Формировать умение и желание самостоятельно выполнить работу. Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны. | |
30 | ||||
«Герои космоса – Герои России». | ||||
31 | «Обычаи и традиции русского народа – Пасха». | Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям. | ||
32 | «Сильны и могучи богатыри славной Руси» |
| ||
33 | Май | «Этот День Победы» |
| |
34 | «Дети войны, беженцы – ВОВ, войны в Чечне и других воин» | |||
35 | «Умейте дружбой дорожить» | |||
36 | «Граница России». День пограничника. |
Содержание работы
календарно - тематический план работы
по гражданско-патриотическому воспитанию
детей 13-14 лет
№ | Месяц | Дата | Тема занятия | Цель занятия |
1. | Сентябрь | «День города!». День нефтяника. |
| |
2. | «Дом, в котором я живу» | |||
3. | «Наша Родина – Россия» |
| ||
4. | "Первопроходцы – открывшие нефтяное месторождение ". |
| ||
5. | Октябрь | «Усинск и его почётные жители». |
| |
6. | «С чего начинается Родина?» |
| ||
7. | «История символов государственной власти». |
| ||
8. | «Органы государственной власти» | Формировать знания и представления детей об органах государственной власти. Их роль в управлении государством. | ||
9. | Ноябрь | «Я служу России» День призывника. |
| |
10 | «Президент – правитель, защитник интересов России в мире». | Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания к президенту России. | ||
11 | «Органы государственной власти в Республике Коми и Усинска». | Формировать знания и представления детей об органах государственной власти. Их роль в управлении Коми Республикой и Усинским районом. | ||
12 | «Основы социализации» | Формирование межличностных отношений на основе развития способности сопереживать другому; коррекция мышления на основе упражнений в анализе – синтезе. | ||
13 | Декабрь | «Инвалид – не инвалид, люди так не делятся». День инвалидов. |
| |
14 | «Наше государство — Российская Федерация». День Конституции РФ. |
| ||
15 | «Законодательство страны». | Знакомить детей с основными законами РФ. | ||
16 | «Службы спасения». День спасателя. |
| ||
17 | Январь | «Обычаи и традиции русского народа – Крещение». | Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям. | |
18 | «Золотые купола России». | Формировать у воспитанников первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению . | ||
19 | «Город – герой Ленинград». Снятие блокады. |
| ||
20 | « Города – герои». | |||
21 | Февраль | «Город – герой Сталинград». Сталинградское сражение 1943год. | ||
22 | «Паспорт – основной документ гражданина России» |
| ||
23 | «Воинская честь». |
| ||
24 | «Сверхсрочная служба». | |||
25 | Март | «Обычаи и традиции русского народа – Масленица». | Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям. | |
«Борьба женщин разных стран за свои права». |
| |||
26 | «Двуязычие». |
| ||
27 | «Народы северного края». | |||
28 | ||||
29 | Апрель | «Ю.А. Гагарин – человек мира». День космонавтики. |
| |
30 | ||||
«История зарождения космонавтики». | ||||
31 | «Обычаи и традиции русского народа – Пасха». | Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям. | ||
32 | "Религия. Каждый человек имеет право на свободное вероисповидание". | |||
33 | Май | «Этот День Победы» |
Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. | |
34 | «Дети войны – в тылу, на фронте, в лагерях». | |||
35 | «Экскурсия в выставочный зал» | |||
36 | «Славься Отечество» |
Диагностический материал
Диагностика по методике д.п.н. КГПУ М.И. Шиловой.
Основные отношения | Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня) |
1. Отношение к родной природе | 3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 2 - любит и бережет природу; 1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 - природу не ценит и не бережет. |
2. Гордость за свою страну | 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 - интересуется историческим прошлым; 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 - не интересуется историческим прошлым. |
3. Служение своими силами | 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 - находит дела на службу малому Отечеству; 1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны воспитателей; 0 - не принимает участия в делах |
4. Забота о детском доме | 3 - участвует в делах детского дома и привлекает к этому других 2 - испытывает гордость за свой детский дом, участвует в делах дома; 1 - в делах семьи участвует при побуждении; 0 - в делах семьи не участвует. |
Высокий уровень (9 - 12 баллов) – наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.
Средний уровень (5 – 8 баллов) – свойственны самостоятельность, проявления самореализации и самоорганизации, хотя общественная позиция еще не проявляется.
Низкий уровень (0 - 4 баллов) – представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями.
Список литературы:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы», М.: 2006.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я.Данилюк, А. М.Кондаков, В. А.Тишков. Российская академия образования. — М.: «Просвещение» , 2009.(Стандарты второго поколения).
- Программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2006-2010 годы», 2005.
- Программа «Патриотическое воспитание граждан муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» на 2006-2010 годы», 2005.
- Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания /Е. В.Бондаревская/ Педагогика. - 2001.- №1.- с.17-24.
- Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А. Н. Вырщиков. Волгоград, 2001.
- Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. - 240с. - (Педагогика. Психология. Управление).
- Караковский В. А., НовиковаЛ. И., СеливановаН. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! – М., 2000.
- Ожегов С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова – М.: Москва. 1999.-796с.
- Селевко Г. К. Технология саморазвития личности школьника// "Воспитание школьников" 4. 2002.
- Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Москва, 1998.- 222с.
- Степанов Е. Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. /Под редакцией Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
- 13.. Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 222с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная адаптированная общеобразовательная и общеразвивающая программа социально- педагогической направленности для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья ГКУ ЦССВ «Сколковский»
Пояснительная записка. СОДЕРЖАНИЕ1. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников2. с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталость...
«Индивидуальный подход в воспитании детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко о...
Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...
Дополнительная общеразвивающая программа подготовки воспитанников, организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»
Практика показывает, что юридически подкованные воспитанники практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее, есть выпускники, которые не способны принимать решение и нес...
Дополнительная общеразвивающая программа подготовки воспитанников, организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ «Успешный гражданин Российской Федерации»
Практика показывает, что юридически подкованные воспитанники практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее, есть выпускники, которые не способны принимать решение и нес...
Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В настоящее время экономические и социальные программы государства направлены на всестороннее восстановление и развитие духовных ценностей семьи, укрепление её материальной основы.Семейное воспитание ...
Методическая разработка «Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Воспитанники интернатного учреждения, которые провели большую часть своей жизни в детском доме, мечтают поскорее покинуть его стены, мечтают о самостоятельной жизни, о создании своих собственных очаго...