Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей
рабочая программа по теме

Гизатуллина Лилия Афкаловна

 

Рабочая подпрограмма по  гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и  представляет собой систематизированное изложение методов и приёмов по воспитанию и формированию патриотического и гражданского сознания.

Подпрограмма составлена на основе:

  • Программы «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме.
  • мероприятий, традиций,  проводимых в детском доме;
  • районных мероприятий;
  • мероприятия в рамках акции «Вахта Памяти»;
  • мероприятий республиканского проекта «Содружество»;
  • мероприятия Совета ветеранов г. Усинска и Усинского района;
  • положений о районных, республиканских и российских конкурсах по патриотическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Детский дом №4” г. Усинска

Рассмотрена                                                                                              УТВЕРЖДАЮ                            

на совещании (при директоре)                                                               Директор

педагогического коллектива                                                                  ГОУ «Детский дом №4»                                

Протокол №                                                                                                                    г. Усинска.

От «____»                                                                                                 _____________Лунгу С.В.

                                                                                                                                                           г.

Рабочая программа

по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Составитель:

Гизатуллина Лилия Афкаловна,

воспитатель первой квалификационной категории

ул. Молодежная 20, тел. 8 (82144) 46206 

Усинск

2014 г.

Пояснительная записка.

«Историческое значение каждого русского человека

 измеряется его заслугами Родине, его человеческое

 достоинство – силой его патриотизма».
Н.Г.Чернышевский

Рабочая подпрограмма по  гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и  представляет собой систематизированное изложение методов и приёмов по воспитанию и формированию патриотического и гражданского сознания.

Подпрограмма составлена на основе:

  • Программы «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме. 
  • мероприятий, традиций,  проводимых в детском доме;
  • районных мероприятий;
  • мероприятия в рамках акции «Вахта Памяти»;
  • мероприятий республиканского проекта «Содружество»;
  • мероприятия Совета ветеранов г. Усинска и Усинского района;
  • положений о районных, республиканских и российских конкурсах по патриотическому воспитанию.

Программа включена в учебный план учреждения, как коррекционно – развивающий курс  и рассчитан на детей  12 - 14 лет.

Актуальность. 

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

Система гражданско-патриотической работы в детском доме включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию гражданских и патриотических чувств и сознания воспитанников. Гражданско-патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Регулярные специально организованные развивающие  занятия по гражданско-патриотическому воспитанию с детей 12 - 14 лет будут способствовать наиболее эффективному развитию мышления и патриотического сознания  у воспитанников детского дома.

Цель программы: – развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.

Задачи программы:

  1. Формирование и развитие патриотических чувств.
  2. Организация различного рода деятельности по патриотическому воспитанию.
  3. Информирование населения села, района, республики, России о делах детского дома.
  4. Проведение методической работы.

Формы мероприятий:

  • уроки мужества;
  • встречи с ветеранами всех войн;
  • праздники;
  • проекты (учебные, социальные);
  • выезды к ветеранам на дом;
  • экскурсии;
  • участие в республиканской «Вахте Памяти»;
  • изготовление презентаций, видеофильмов, сбор интервью;
  • написание творческих работ (сочинение);
  • конкурсы рисунков, газет;
  • изготовление подарков для ветеранов;
  • помощь ветеранам;
  • празднование Дней Боевой славы (открытые уроки, внеклассные мероприятия, митинги);
  • конкурсы патриотической песни.

Инновационные технологии: ИКТ, исследовательская деятельность,  проблемное обучение.

Виды контроля: диагностика, тестирование.

Возраст участников: 12 – 14 лет;

Объёмы и сроки изучения курса:

1 год – 12-13 лет.

2 год - 13-14 лет.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Занятия проводятся: 1 раза в неделю по 40 – 45 мин.

Ожидаемые результаты: К концу 2 года обучения дети должны:

Знать:

  • культурных и исторических достижений народов России;
  • механизмов защиты прав человека на всех уровнях;
  • основ социального проектирования.

Уметь:

  • получать и анализировать информацию о социальных явлениях и процессах на основе широкого круга источников;
  • выявлять социальные проблемы;
  • отстаивать свое мнение;
  • определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки;
  • работать в группе на основе сотрудничества.

Содержание работы

Календарно - тематический план работы

по гражданско-патриотическому воспитанию

детей 12-13 лет

Месяц

Дата

Тема занятия

Цель занятия

1.

Сентябрь

«Я – люблю свой город и горд, что я – Усинец!».

День нефтяника.

  • Расширить знания детей о родном городе, людях живущих и работающих в нём.
  • Воспитание  в ребенке чувства гордости, уважения и любви к родному городу, к родному дому в котором он живет.
  • Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

2.

 «Мой любимый детский дом»

3.

«Наша Родина – Россия»

  • Формировать чувство сопричастности к истории страны.
  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

4.

 «Москва – главный город нашей Родины»

  • Знакомить с историей столицы нашей страны - г. Москва;
  • Расширять исторические знания детей о русских городах.
  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину

5.

Октябрь

«Усинск – как всё начиналось?».

  • Учить детей создавать проект по данной теме, искать информацию, распределять обязанности по выполнению работы.
  • Воспитывать умение трудиться в коллективе, толерантность.

6.

 «С чего начинается Родина?»

  • Расширяет знания детей о родной стране.
  • Воспитывает в нем чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

7.

 «История символов государственной власти».

  • Расширить  исторические знания о  символах государственной власти  на Руси в разные периоды.
  • Воспитывать интерес к истории страны.

8.

«Моя малая Родина»

  • Знакомство с историческим прошлым Коми края.
  • Воспитание патриотизма через краеведческие знания о своем городе и положительном историческом прошлом Республики Коми.

9.

Ноябрь

«Я служу России»

День призывника.

  • Повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
  • Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. 

10

«История символов власти современной России».

Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - герба, Гимна, Флага.

11

«Символы   Республики Коми и Усинска».

Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Республики Коми и Города Усинска.

12

«Основы социализации»

Формирование межличностных отношений на основе развития способности сопереживать другому; коррекция мышления на основе упражнений в анализе – синтезе.

13

Декабрь

«Инвалид – не инвалид, люди так не делятся».

День инвалидов.

  • Расширить знания и понимание жизни людей с ограниченными возможностями, пароолимпийские игры – что это?
  • Воспитывать в детях уважение и сострадание к людям с ограниченными возможностями, побуждать в них желание оказывать помощь.

14

«Наше государство — Российская Федерация».

День Конституции РФ.

  • Создать атмосферу уважения к Конституции России, законам, нормам общественной и коллективной жизни.
  •  Утверждать в сознании детей социально значимые ценности и взгляды, убеждения к историческому прошлому России.

15

 «Гражданин и просто человек».

Воспитывать чувство  гражданской ответственности, гордость за свою страну, республику.

16

«Школа выживания».

День спасателя.

Отработка поведения в экстремальных ситуациях. «Формировать знания о профессии – спасатель, службы спасения.

17

Январь

«Обычаи и традиции русского народа – Крещение».

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям. Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

18

«Золотые купола России».

Расширение представлений о городах России, «Золотое кольцо».
Формировать у воспитанников первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению.

19

«Город – герой Ленинград».

Снятие блокады.

  • Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
  • Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

20

«Города – герои».

21

Февраль

«Город – герой Сталинград».

Сталинградское сражение 1943год.

22

Викторина «Коми край, Россия – моя Родина!»

Формирование у детей  основ патриотизма, гражданственности, знаний об истории своей малой родины и России, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.

23

«Наши защитники».

  • Познакомить детей с разными видами войск российской армии;
  • развивать интерес к защите отечества; 
  • повысить  патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры.
  • Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну Россию.

24

«Элитные войска РФ».

25

Март

«Обычаи и традиции русского народа – Масленица».

Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

 «Россия – многонациональное государство»

Развитие интернациональных чувств у детей. Учить с уважением относится к людям разных национальностей. Воспитывать толерантность, дружеские отношения.

26

«Двуязычие».

27

«Усинск – многонациональный город».

28

29

Апрель

 «Ю.А. Гагарин – человек мира».

День космонавтики.

 Учить детей  создавать проект по данной теме. Формировать умение и желание самостоятельно выполнить работу. Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.

30

«Герои космоса – Герои России».

31

«Обычаи и традиции русского народа – Пасха».

Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

32

«Сильны и могучи богатыри славной Руси»

  • Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
  • Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

33

Май

«Этот День Победы»

  • Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищавшим нашу страну в войне против фашистских захватчиков;
  • Формирование представлений о храбрости и самоотверженности воинов - мичуринцев, сражавшихся на фронте;
  • Развитие связной речи, памяти, внимания, логического мышления.
  • Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

34

«Дети войны, беженцы – ВОВ, войны в Чечне и других воин»

35

«Умейте дружбой дорожить»

36

«Граница России».

День пограничника.

Содержание работы

календарно - тематический план работы

по гражданско-патриотическому воспитанию

детей 13-14 лет

Месяц

Дата

Тема занятия

Цель занятия

1.

Сентябрь

«День города!».

День нефтяника.

  • Расширить знания детей о родном городе, людях живущих и работающих в нём.
  • Воспитание  в ребенке чувства гордости, уважения и любви к родному городу, к родному дому в котором он живет.
  • Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

2.

 «Дом, в котором я живу»

3.

«Наша Родина – Россия»

  • Формировать чувство сопричастности к истории страны.
  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

4.

 "Первопроходцы – открывшие нефтяное месторождение ".

  • Знакомить с историей открытия Вазейского  месторождения расширять исторические знания детей о родном городе, его истории и значимости для всей страны.
  • Воспитывать чувство гордости за свой город.

5.

Октябрь

«Усинск и его почётные жители».

  • Учить детей создавать проект по данной теме, искать информацию, распределять обязанности по выполнению работы.
  • Воспитывать умение трудиться в коллективе, толерантность.

6.

 «С чего начинается Родина?»

  • Расширяет знания детей о родной стране.
  • Воспитывает в нем чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

7.

 «История символов государственной власти».

  • Расширить  исторические знания о  символах государственной власти  на Руси в разные периоды.
  • Воспитывать интерес к истории страны.

8.

«Органы государственной власти»

Формировать знания и представления детей об органах государственной власти. Их роль в управлении государством.

9.

Ноябрь

«Я служу России»

День призывника.

  • Повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
  • Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. 

10

«Президент – правитель, защитник интересов России в мире».

Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания к президенту России.

11

«Органы государственной власти в   Республике Коми и Усинска».

Формировать знания и представления детей об органах государственной власти. Их роль в управлении Коми Республикой и  Усинским районом.

12

«Основы социализации»

Формирование межличностных отношений на основе развития способности сопереживать другому; коррекция мышления на основе упражнений в анализе – синтезе.

13

Декабрь

«Инвалид – не инвалид, люди так не делятся».

День инвалидов.

  • Расширить знания и понимание жизни людей с ограниченными возможностями.
  • Воспитывать в детях уважение и сострадание к людям с ограниченными возможностями, побуждать в них желание оказывать помощь.

14

«Наше государство — Российская Федерация».

День Конституции РФ.

  • Создать атмосферу уважения к Конституции России, законам, нормам общественной и коллективной жизни.
  • Утверждать в сознании детей социально значимые ценности и взгляды, убеждения к историческому прошлому России.

15

 «Законодательство страны».

Знакомить детей с основными  законами РФ.

16

«Службы спасения».

День спасателя.

  • Отработка поведения в экстремальных ситуациях.
  • Формировать знания о профессии – спасатель, службы спасения.

17

Январь

«Обычаи и традиции русского народа – Крещение».

Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

18

«Золотые купола России».

Формировать у воспитанников первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению .

19

«Город – герой Ленинград».

Снятие блокады.

  • Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
  • Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

20

« Города – герои».

21

Февраль

«Город – герой Сталинград».

Сталинградское сражение 1943год.

22

«Паспорт – основной документ гражданина России»

  • Формирование у детей  основы патриотизма, гражданственности.
  • Расширить   исторические знания детей о появлении паспорта, его значимости.
  • Воспитывать чувство ответственности  и гордости за свою гражданственность.

23

«Воинская честь».

  • Познакомить детей с разными видами войск российской армии;
  • развивать интерес к защите отечества 
  • повысить  патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры.
  • Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну Россию.

24

«Сверхсрочная служба».

25

Март

«Обычаи и традиции русского народа – Масленица».

Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

 «Борьба женщин разных стран за свои права».

  • Расширить исторические  знания детей о  борьбе женщин за свои права.
  • Воспитывать уважение к женщинам разных профессий, вероисповидания и  социального положения.

26

«Двуязычие».

  • Развитие интернациональных чувств у детей.
  • Учить с уважением относится к людям разных национальностей.
  • Воспитывать толерантность, дружеские отношения, уважение к коренным народам Коми.

27

«Народы северного края».

28

29

Апрель

 «Ю.А. Гагарин – человек мира».

День космонавтики.

  • Учить детей  создавать проект по данной теме.
  • Формировать умение и желание самостоятельно выполнить работу.
  • Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.

30

«История зарождения космонавтики».

31

«Обычаи и традиции русского народа – Пасха».

Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

32

"Религия. Каждый человек имеет право на свободное вероисповидание".

33

Май

«Этот День Победы»

  • Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищавшим нашу страну в войне против фашистских захватчиков;
  • Формирование представлений о храбрости и самоотверженности воинов - мичуринцев, сражавшихся на фронте;
  • Развитие связной речи, памяти, внимания, логического мышления.

Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

34

«Дети войны – в тылу, на фронте, в лагерях».

35

«Экскурсия в выставочный зал»

36

«Славься Отечество»

Диагностический материал

Диагностика по методике д.п.н. КГПУ М.И. Шиловой.

Основные отношения
Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;

2 - любит и бережет природу;

1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 - интересуется историческим прошлым;

1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

2 - находит дела на службу малому Отечеству;

1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны  воспитателей;

0 - не принимает участия в делах

4. Забота о детском доме

3 - участвует в делах  детского дома и привлекает к этому других

2 - испытывает гордость за свой детский дом, участвует в делах дома;

1 - в делах семьи участвует при побуждении;

0 - в делах семьи не участвует.

Высокий уровень (9 - 12 баллов) – наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.

Средний уровень (5 – 8 баллов) – свойственны самостоятельность, проявления самореализации и самоорганизации, хотя общественная позиция еще не проявляется.

Низкий уровень (0 - 4  баллов) – представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения,  которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями.

Список литературы:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы», М.: 2006.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я.Данилюк, А. М.Кондаков, В. А.Тишков. Российская академия образования. — М.: «Просвещение» , 2009.(Стандарты второго поколения).
  3. Программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2006-2010 годы», 2005.
  4. Программа «Патриотическое воспитание граждан муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» на 2006-2010 годы», 2005.
  5. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания /Е. В.Бондаревская/ Педагогика. - 2001.- №1.- с.17-24.
  6. Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А. Н. Вырщиков. Волгоград, 2001.
  7. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. - 240с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  8. Караковский В. А., НовиковаЛ. И., СеливановаН. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! – М., 2000.
  9. Ожегов С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова – М.: Москва. 1999.-796с.
  10. Селевко Г. К. Технология саморазвития личности школьника// "Воспитание школьников" 4. 2002.
  11. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Москва, 1998.- 222с.
  12. Степанов Е. Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. /Под редакцией Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
  1. 13.. Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 222с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Индивидуальный подход в воспитании детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко о...

Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

              Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...

Дополнительная общеразвивающая программа подготовки воспитанников, организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»

Практика показывает, что юридически подкованные воспитанники практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее, есть выпускники, которые не способны  принимать решение и нес...

Дополнительная общеразвивающая программа подготовки воспитанников, организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ «Успешный гражданин Российской Федерации»

Практика показывает, что юридически подкованные воспитанники практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее, есть выпускники, которые не способны  принимать решение и нес...

Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В настоящее время экономические и социальные программы государства направлены на всестороннее восстановление и развитие духовных ценностей семьи, укрепление её материальной основы.Семейное воспитание ...

Методическая разработка «Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Воспитанники интернатного учреждения, которые провели большую часть своей жизни в детском доме, мечтают поскорее покинуть его стены, мечтают о самостоятельной жизни, о создании своих собственных очаго...