Авторская программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Ямалец"
рабочая программа по теме
Программа гражданско-патриотического воспитания «ЯМАЛЕЦ» составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей коллектива воспитанников, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа рассчитана на учащихся среднего и старшего школьного возраста.
Программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, - направленные на усвоение воспитанниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.
Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.
В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка.
Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания у воспитанников и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа гражданско-патриотического воспитания «ЯМАЛЕЦ» составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей коллектива воспитанников, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа рассчитана на учащихся среднего и старшего школьного возраста.
Программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, - направленные на усвоение воспитанниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.
Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.
В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка.
Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания у воспитанников и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_grazhdansko-patrioticheskogo_vospitaniya_ismanov_t.r.docx | 63.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы "ЯМАЛЕЦ"
Полное название программы | - | Программа гражданского и патриотического воспитания воспитанников "ЯМАЛЕЦ" |
Цель программы | - | Становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой. |
Специфика содержания | - | Программа гражданско-патриотического воспитания «ЯМАЛЕЦ» составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей коллектива воспитанников, возрастных и индивидуальных особенностей детей. |
Место апробирования | - | Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат «Мыскаменская школа-интернат среднего (полного) общего образования» |
Участники программы | - | Воспитатели, воспитанники интерната |
Ожидаемый результат | - | в познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил; в историко–краеведческой - осознание ответственности за судьбу своего края, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. |
Идея | - | Администрация школы-интерната. |
Автор программы, теоретическое | - | Исманов Тимур Раимович, воспитатель. |
Тип программы | - | Авторская |
Направление программы | - | Социально-педагогическая |
Аудитория, возраст | - | Воспитанники интерната, 12-17 лет. |
Практическая реализация | - | Исманов Тимур Раимович, воспитатели и учителя интерната. |
Срок реализации | - | 5 лет с ежегодной корректировкой с учетом контингента воспитанников. |
Аннотация программы
Программа гражданско-патриотического воспитания «ЯМАЛЕЦ» составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей коллектива воспитанников, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа рассчитана на учащихся среднего и старшего школьного возраста.
Программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, - направленные на усвоение воспитанниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.
Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.
В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка.
Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания у воспитанников и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа разработана в соответствии с Планом Основных мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и школьной программы «Патриотическое воспитание учащихся МОШИ «Мыскаменская школа-интернат среднего (полного) общего образования на 2011–2015 годы». Программа патриотического воспитания в 4 группе сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.
Программа определяет основные направления патриотического воспитания воспитанников 4 группы и является одним из механизмов решения актуальной задачи в нашей стране - формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Программа предоставляет детям возможность почувствовать целостность и общность истории народов, живущих в России.
Программа позволяет:
- углубить знания учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения;
- углубить знания об истории, традициях, культуре народов России;
- научить анализировать и понимать органическую целостность истории культуры народов России;
- понять учащимся их личную ответственность за будущее России.
Пояснительная записка
Программа патриотического воспитания «Ямалец» на 2013 - 2018 годы.
С чего начинается Родина для ребенка? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях своего народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.
Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине! Понимание и чувственные влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту»
Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. «В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям. (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»)
Рассказы о героических подвигах во время Великой Отечественной войны и в доступной форме являются одним из самых эффективных средств. Служащих воспитанию у детей патриотических чувств. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, могущих вызывать у него переживания. В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего. …Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало не пережило величайшего горя нашей Родины - горя, утраты 22 миллиона жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна быть безмятежной»
Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. «… Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», - считал В.А. Сухомлинский.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2011 – 2015 годы дает право воспитателю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
Актуальность программы.
В школе-интернате совершенствуется организация патриотического воспитания, о чем свидетельствует система проводимых мероприятий, направленных на изменение и выработку отношения детей к Отечеству, ее народу. Ежегодно проводятся военно-спортивная игра "Командарм-Патриот", традиционная спартакиада между воспитанниками интерната и детского дома, конкурсы чтецов и другие мероприятия, направленные на военно-патриотическое воспитание молодежи.
Более заметной становится работа по восстановлению нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно начинаю решать национальный вопрос. Восстанавливается истинное значение и понимание интернационализма. При этом в общественном сознании имеет место распространение равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения к государству и социальным институтам. Проявляется тенденция падения престижа военной и государственной службы.
С целью поддержки и усиления воспитательного воздействия на детей, продолжения воспитывающей деятельности и в рамках интерната есть необходимость решения проблемы социальной дифференциации населения и потери общих для всех граждан страны духовных ценностей.
В целях объединения усилий школы-интерната, семьи, общественности, учреждений, расположенных на территории пос. Мыс Каменный, жителей в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании разработана данная Программа.
Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
1. Повышение качества патриотического воспитания в интернате.
2. Реализация программы мероприятий патриотического направления с последующей оценкой качества результативности.
3. Обновление содержания патриотического воспитания, расширение спектра активных форм и методов работы по данному направлению.
4. Усиление взаимодействия с муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, муниципальными образовательными учреждениями и общественными организациями по вопросам патриотического воспитания.
5. Усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
6. Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.
7. Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.
Программа рассчитана на 1 год. Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий.
Содержание деятельности на каждом этапе
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
- изучить нормативную базу, подзаконные акты.
- разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
- проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
- подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Ямалец»
Задачи:
- отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;
- разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию;
- расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивных объектов поселка;
- вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- проводить мониторинг реализации программы;
- принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы;
Задачи:
- обобщить результаты работы учреждения;
- провести коррекцию затруднений в реализации программы;
- спланировать работу на следующий период.
- Основание для создания программы
- Конвенция о правах ребенка.
- Декларация прав ребенка.
- Конституция РФ.
- Закон РФ «Об образовании».
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 г»;
- Программа патриотического воспитания учащихся школы-интерната.
- Программа развития МКУОШИ "МКШИС(П)ОО".
- Письмо Минобрнауки РФ от 30.06.2005 № 03-1230 «Об организации работы в образовательных учреждениях по изучению и использованию государственных символов России».
Заказчик программы
Администрация Муниципального казённого учреждения общеобразовательной школы-интерната «Мыскаменская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Ожидаемый результат
- в познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;
- в историко–краеведческой - осознание ответственности за судьбу своего края, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации Программы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем воспитанников, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание воспитанников как россиян, определяющих будущее России:
Механизм реализации программы
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация Мыскаменской школы-интерната, заместитель директора по ВР, заместитель директора по ВР в интернате во взаимодействии с педагогическим коллективом школы-интерната.
Руководитель программы определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются воспитатели, воспитанники и родители.
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех воспитанников группы с 5 по 11 классы.
Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается:
- развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
- воспитание гордости за Российское государство, его свершения;
- воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
Системой мер по развитию методических основ патриотического воспитания предусматривается:
- разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота;
- изучение и обобщение педагогического опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику.
Системой мер по координации деятельности общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания предусматривается:
- создание условий для участия воспитанников и творческого объединения "Д.У.М.А.", спортивных секций в работе по патриотическому воспитанию;
- совместная работа с членами совета "Хаерако";
- активизация участия педагогов в патриотическом воспитании.
Информационное обеспечение в области патриотического воспитания обеспечивается в совместной деятельности с преподавателем-организатором ОБЖ, классными руководителями, а также с использованием образовательных интернет-порталов, официальных сайтов Правительства РФ и ЯНАО, Департамента образования ЯНАО и Ямальского района, патриотических объединений округа и России.
Программа реализуется через цикл мероприятий, направленных на достижение цели и задач патриотического воспитания. План мероприятий ежегодно корректируется с учетом контингента воспитанников.
Перспективный План мероприятий
№ | Мероприятие | Период | Ответственные |
Изучение проектов постановлений, распоряжений, программ, положений, приказов, планов мероприятий по организации патриотического воспитания граждан | В течение учебного года | Зам. директора по ВР в интернате, воспитатель | |
Подготовка методических материалов по обеспечению формирования у подростков правильного репродуктивного поведения и установок на создание семьи как основы возрождения моральных ценностей | В течение учебного года | Зам. директора по ВР в интернате, МО воспитателей | |
Организация работы по патриотическому воспитанию детей | В течение учебного года | МО воспитателей | |
Привлечение родителей воспитанников к организации и проведению мероприятий по воспитанию патриотизма (родительские собрания, встречи, концерты и др.формы) | В течение учебного года | воспитатель | |
Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся через воспитательные часы | В течение учебного года | Воспитатель, МО воспитателей | |
Создание «методической копилки» разработок и сценариев мероприятий и классных часов с патриотической направленностью | В течение учебного года | МО воспитателей, воспитатель, зам. директора по ВР в интернате | |
Изучение государственной символики Российской Федерации | В течение учебного года | Воспитатель
| |
Организация и проведение месячников: - патриотического воспитания; - здорового образа жизни;
|
февраль май | Во взаимодействии с учителями физкультуры, преподавателем-организатором ОБЖ, зам. директора по ВР | |
Проведение воспитательных мероприятий и игр:
| В течение учебного года | Во взаимодействии с учителями физической культуры и преподавателем-организатором ОБЖ
| |
Проведение Уроков мужества | В течение учебного года | Во взаимодействии с классными руководителями | |
Проведение спортивных праздников и соревнований | В течение учебного года | Во взаимодействии с учителями физической культуры | |
Проведение викторин, познавательных игр, конкурсов, связанных с углубленным знанием истории Ямала, РФ, биографий исторически значимых личностей, краеведением. | По воспитательным планам | Во взаимодействии с учителями истории | |
Проведение мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества и юбилейным историческим датам, конкурса чтецов «С праздником Победы!»» | В течение учебного года | Во взаимодействии с педагогом-организатором и учителем музыки | |
Проведение конкурсов рисунков, песни на темы: «Я люблю тебя, Ямал», «Никто не забыт, ничто не забыто», другие конкурсы регионального содержания | По воспитательным планам | Во взаимодействии с педагогами доп.образования | |
Проведение встреч с участниками локальных войн, военнослужащими | В течение учебного года | Во взаимодействии с зам. директора по ВР | |
Выпуск тематических стенгазет к памятным датам истории Отечества
| По календарю | Во взаимодействии с классными руководителями | |
Проведение викторины «Мы этой памяти верны» | Апрель - май | воспитатель
| |
Воспитательные часы, беседы, лекции, праздники на военно-патриотические темы | В течение учебного года | воспитатель
| |
Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации, на сайте школы | В течение учебного года | Воспитатель, зам. директора по ИКТ | |
Обмен опытом работы с образовательными учреждениями района, города, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников. | В течение учебного года | Во взаимодействии с зам. директора по ВР
| |
Выставка детских рисунков «Я люблю тебя, Россия» | декабрь, февраль,май | Во взаимодействии с учителем ИЗО | |
Проведение акций, операций, направленных на выработку у воспитанников неравнодушного отношения к историческим событиям нашей Родины | В теч. года | воспитатель | |
Проведение семинаров по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию на базе школы. | В течение учебного года | Зам. директора по ВР,
| |
Выпуск памяток, буклетов для родителей и воспитанников.
| В течение учебного года | воспитатель
| |
Разработка мероприятий и организация работы по противодействию распространения в среде детей курения, алкоголизма, наркомании.
| По воспитательным планам | Во взаимодействии с зам. директора по ВР | |
Мероприятия по патриотическому воспитанию в ходе подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. | |||
Сбор материалов о воинах-ямальцах, о воинских наградах ямальцев, о выпускниках-военных школы-интерната. Оформление летописи о воинах-земляках. Оформление музейной экспозиции. | ежегодно | Во взаимодействии с учителями истории, преподавателем-организатором ОБЖ | |
Тематические воспитательные часы | ежегодно | воспитатель | |
Конкурс-выставка рисунка «О тех, кто мир нам подарил». | ежегодно | Воспитатель во взаимодействии с учителем ИЗО | |
Участие в районных, окружных, всероссийских мероприятиях (конкурсы, викторины), приуроченных к мероприятиям в ходе подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. | постоянно | Во взаимодействии с отделом ВР | |
Конкурс литературного мастерства «Через года, через века – помните!» | ежегодно | Во взаимодействии с учителями литературы | |
Выставка декоративно-прикладного творчества «Всё для Победы!» | ежегодно | Во взаимодействии с педагогами доп.образования | |
Акция «Письмо солдату», «Посылка солдату» | Ежегодно | Во взаимодействии с социальным педагогом | |
Работа по патриотическому воспитанию в связи с другими памятными датами и событиями в истории России | |||
Проведение просветительской работы по памятным дням воинской славы, утвержденным Федеральным Законом "О днях воинской славы (победных днях) России": оформление стендов, реферативная работа, классные часы:
| Согласно календарю | Во взаимодействии с учителями истории, отделом ВР школы-интерната | |
Мероприятие "Поезд дружбы", посвященный Дню народного единства. | ежегодно | воспитатель | |
Информационное обеспечение в области патриотического воспитания | |||
Издание методического сборника сценариев воспитательных часов, бесед, статей по патриотическому воспитанию. | По итогам года | Во взаимодействии с методическим и отделом ВР | |
Создание базы данных материалов патриотической направленности | По итогам года | воспиататель | |
6. Деятельность по пропаганде государственных символов Российской Федерации | |||
участие в конкурс методических разработок уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, направленных на изучение, популяризацию государственных символов России, знание истории геральдики России; | Ежегодно | Во взаимодействии с отделами МР и ВР | |
урок Знаний «С чего начинается Родина?» из цикла «Государственные символы России»; | Ежегодно, 1 сентября | воспитатель | |
включить как один из показателей воспитанности учащихся критерий «Знание и правильное использование государственных символов России»; | Постоянно | Во взаимодействии с отделом ВР | |
проведение среди воспитанников конкурса семейной геральдики («Герб моей семьи», «Древо жизни моей семьи», и т.д.); | Апрель 2014 | воспитатель | |
проведение конкурс на лучшую символику интерната; | Сентябрь 2014 | Во взаимодействии с органами школьного и интернатного самоуправления | |
вручение паспортов граждан РФ в торжественной обстановке с использованием государственных символов РФ; | постоянно | Во взаимодействии с социальным педагогом |
Мониторинг программы
Перечень обобщенных оценочных показателей (индикаторов) реализации программы
"ЯМАЛЕЦ"
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов), которые заложены в диагностических материалах, анкетах, тестах, а также эмпирические показатели. Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
- повышение толерантности у воспитанников;
- упрочение единства и дружбы коллектива воспитанников, в последствии народов Российской Федерации;
- обеспечение заинтересованности воспитанников в развитии национальной экономики по результатам профориентационной работы, снижении социальной напряженности в обществе;
- проявление у воспитанников мировоззренческих установок на готовность к защите Отечества;
- уровень реализации творческого потенциала воспитателей в области патриотического воспитания.
Количественные параметры - это количество:
- выступлений на заседаниях МО, педсоветах, совещаниях, семинарах по проблемам патриотического воспитания, а также степень реализации их решений в теорию и практику патриотического воспитания;
- воспитанников, регулярно участвующих в мероприятиях патриотической направленности;
- воспитанников, подготовивших самостоятельно проекты, исследования, презентации и др.;
- воспитанников с поведенческими отклонениями, в отношении которых применяются формы коллективного патриотического воспитания;
- стендов, альбомов, экскурсий, проведенных и оформленных в комнате краеведения;
- проведенных конкурсов по патриотической тематике;
Методика изучения социализированности личности учащегося
(разработана профессором М. И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать)
20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — всегда;
3 — почти всегда;
2 — иногда;
1 — очень редко;
0 — никогда.
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей. | |
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других. | |
3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха. | |
4. Я умею прощать людей. | |
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи. | |
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле. | |
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав. | |
8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни. | |
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие. | |
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение. | |
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю. | |
12. Мне нравится помогать другим. | |
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили. | |
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться. | |
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать. | |
16. Переживаю неприятности других, как свои. | |
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами. | |
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие. | |
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца. | |
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают. |
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
.1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой.
Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств.
Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Диагностика «Нравственность».
Для диагностики нравственных приоритетов можно использовать следующие приемы.
- Методика неоконченных предложений. Если учащиеся не могут объяснить понятие, необходимо организовать работу по изучению понятий в различных нетрадиционных внеклассных мероприятиях (игровые и ролевые ситуации, дискуссии и т.д.).
Продолжить предложения:
Добро – это… | Ненависть – это… | Открытость – это… | Порядочность – это… |
Зло - это… | Честность – это… | Подлость – это… | Право – это… |
Любовь – это… | Хитрость – это… | Наглость – это… | Обязанность – это… |
Дружба – это… |
П. Ранжировка понятий. После того, как учащиеся провели ранжирование понятий, станут ясными те проблемы, которые нуждаются в решении, и во время проведения классных часов по проблемам нравственности можно попытаться решить эти проблемы. Такие классные часы должны стать в классе традиционными.
Проранжируйте понятия по степени личной значимости.
Друзья, профессия, слава, семья, богатство, здоровье, общение, Родина, квартира, деньги, любовь, талант, способности.
Ш. Анкета для старшеклассников.
1. Что Вам больше всего нравится делать в свободное время? | а) читать книги | Б) смотреть телевизор | В) смотреть видео |
Г) встречи с друзьями | Д) Слушать музыку | Е) театр и кино | |
Ж) ….самост. выбор | |||
2. Какие фильмы предпочитаете смотреть? При выборе ответов назовите самые впечатляющие телефильмы и почему. | А) боевики | Б) триллеры | В) детективы |
Г) эротику | Д) комедии | Е) мюзиклы | |
Ж) мелодрамы | З) фильмы, затрагивающие жизненные проблемы | И) Классику кинематографа | |
К) ….самост. выбор | |||
3. Какие передачи Вас больше всего интересуют? При выборе ответов назовите | А) политические обзоры | Б) спортивные программы | В) музыкальные программы |
Г) телесериалы | Д) показы мод | Е) эротические шоу | |
Ж) кинофильмы | З) телеигры | И) самост. выбор | |
4. Какая музыка вам больше всего нравится? | А) классический рок | Б) тяжелый рок | В) поп-музыка |
Г) джаз | Д) кантри | Е) рэп | |
Ж) отечественная эстрада | З) классическая музыка | И) бардовские песни | |
К) русские романсы | Л) самост. выбор | ||
5. Что вы обычно читаете в свободное время (помимо школьной программы)? | А) поэзию (назовите авторов и любимые герои, произведения) | Б) научно-популярную литературу | В) детективы |
Г) романы | Е) приключенческую литературу | Ж) эротическую литературу | |
З) газеты (какие?) | И) журналы (какие?) | К) самост. выбор | |
Л) читаю мало | М) не читаю вообще. | ||
6. Что такое, на Ваш взгляд, здоровый образ жизни? (выберите главное). | А) не пить | Б) не курить | В) заниматься спортом |
Г) полноценно и правильно питаться | Д) не употреблять наркотиков | Е) не вести беспорядочную половую жизнь | |
Ж) жить полноценной духовной жизнью | З) самост. выбор | ||
7. Считаете ли вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни? | А) да | Б) нет | В) частично |
Г) эта проблема меня не волнует | Д) самост. выбор | ||
8. Если бы вы узнали, что ваш друг (подруга) употребляет наркотики, Вы бы: | А) немедленно прекратили с ним (с ней) общаться | Б) продолжили бы дружить, не обращая внимания | В) постарались бы помочь избавиться от этой привычки |
Г) попросили бы дать Вам попробовать | Д) самост. выбор | ||
9. Как вы относитесь к рэкету? | А) Считаю его необходимым элементом рыночной экономики | Б) считаю это явление неизбежным злом | В) считаю рэкет занятием, достойным настоящего мужчины |
Г) считаю, что с этим необходимо бороться | Д) если бы это было возможным, занялся бы рэкетом сам | Е) эта проблема меня не беспокоит | |
Ж) самост. выбор | |||
10. Считаете ли вы проституцию приемлемым способом зарабатывать деньги? | Считаю, что эта работа не хуже, чем другая | Б) отноршусь с осуждением | В) могу представить себя в этом бизнесе |
Читаю, что с этим необходимо бороться | Д) проституция – способ получить за собственное удовольствие большие деньги | Е) не задумывался над этим | |
Ж) другое | |||
11. Как вы считает, с какого возраста можно начинать половую жизнь? | А) с 11 лет | Б) с 13 лет | В) с 15 лет |
Г) с 17 лет | Д) после 18 лет | ||
12. Как вы относитесь к проблеме ранней беременности? | А) отношусь с осуждением | Б) считаю личным делом каждого | В) считаю, что чем раньше, тем лучше |
Г) эта проблема меня не волнует | Д) другое | ||
13. Если бы вы узнвли, что Ваша подруга собирается сделать аборт, вы бы | А) осудили ее | Б) постарались отговорить | В) поддержали морально |
Г) посчитали бы это ее личным делом | Д) не задумывался над этим | Е) считаю, что аборт – самое настоящее убийство | |
Ж) считаю, что через это рано проходит почти каждая женщина | З) самост. выбор | ||
14. Насколько Вы осведомлены о средствах и способах безопасного секса? | А) Моих знаний мне вполне достаточно | Б) Знаю практически все | В) Знаю очень мало, хотел бы узнать больше |
Г) не знаю и знать не хочу | Д) другое | ||
15. чего вы боитесь больше всего в этой жизни? | А) стать жертвой катастрофы (авиа,-авто,-ж/д) | Стать наркоманом | Заболеть СПИДом |
Потерять жилье и стать «бомжем» | Д) стать инвалидом, прикованным к постели | Е) стать жертвой массовых беспорядков, уличной драки | |
Ж) подвергнуться нападению уголовников | З) сойти с ума | И) стать жертвой экологической катастрофы | |
К) стать участником гражданской войны | Л) самост. выбор | ||
16. Насколько безопасно вы себя чувствуете? | А) ничего и никогда не боюсь | Б) никогда не сталкивался с настоящей опасностью | В) опасные ситуации возникают, но я с ними справляюсь |
Г) довольно часто приходится сталкиваться с опасностью | Д) в вечернее время предпочитаю сидеть дома | Е) самост. выбор | |
17. Хотели бы вы иметь какое-нибудь оружие? | А) газовый баллончик | Б) газовый пистолет | В) пистолет |
Г) холодное оружие | Д) кастет | Е) самост. выбор | |
Ж) не хотел бы иметь ничего | З) не задумывался над этим | ||
18. Какая профессия (род занятий) представляется Вам наиболее престижной и достойной? | А) научный сотрудник | Б) преподаватель | В) военный |
Г) врач | Д) работник сферы обслуживания | Е) инженер | |
Ж) рабочий | З) фермер | И) бизнесмен | |
К) юрист | Л) экономист | М) самост. выбор | |
19. Если бы у вас была возможность выбора, в каком учебном заведении вы предпочли бы учиться сейчас? | А) в той же школе, где я учусь сейчас | Б) в другой школе | В) в гимназии |
Г) в лицее | Д) в школе с углубленным изучением предметов (каких?) | Е) Хотел бы учиться индивидуально | |
Ж) На курсах с обучением только определенной профессии | З) Самост. выбор | ||
20. Как вы считаете, достаточно ли готовит вас школа к будущей самостоятельной жизни? | А) достаточно | Б) недостаточно | В) кое-что из того, чему нас учат в школе, пригодится в дальнейшем |
Г) считаю, что наше образование существенно отстает от быстро меняющейся жизни | Д/ Считаю, что школа в принципе неспособна подготовить к жизни, этому искусству каждый должен учиться сам | Е) самост. выбор | |
21. Что или кто является для вас поддержкой и опорой с трудную минуту, помогает «справиться с жизнью», с возникающими трудностями и проблемами? | А) друзья | Б) родители | В) домашние животные |
Г) природа | Д) религия (акая?) | Е) самост. выбор |
Методика «Хранилище человеческих качеств». (О.В.Соловьев)
Цель: изучение уровня нравственного развития личности и коллектива.
Ход проведения: методика рассчитана на младший и средний возраст школьников и проводится в форме игры. Первый этап проходит в начале учебного года в виде «обмена». Школьникам предлагается разбиться на небольшие группы по 5-6 человек. Все они выступают покупателями нравственных ценностей. Чтобы удобнее было рефлексировать результаты (обмена), для облегчения работы педагог заранее выписывает на доске или карточках для каждой группы «словарь» (+) и (-) качеств человека, и раздает детям чистые карточки, на которых они буду записывать приобретенные и обмененные качества. Положительные качества (вежливость, уважение к старшим, доброта, аккуратность, терпеливость, терпимость, отзывчивость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, дети могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, хамство, недисциплинированность, сквернословие и т.д.) или же на свои положительные, которых у них в избытке. В конце первого этапа игры педагог подводит итог «обмена» вместе с детьми. Они обсуждают, что нужно сделать, чтобы «приобретенные» положительные качества закрепить в деятельности коллектива. Результаты игры фиксируются в таблицу:
№ | Фамилия, имя учащегося | Приобретенные (+) качества | Обмененные (-) качества |
На основе анализа результатов делается вывод об уровне нравственного развития каждого ученика и в целом коллектива. Выявляются наиболее существенные пробелы в воспитанности детей не только по тому, сколько и какие качества «меняют» школьники, но и по степени их критичности к себе и друг к другу. В течение года педагог наблюдает за детьми, стимулирует и организует деятельность по формированию положительных качеств. В конце учебного года игра повторяется, детям предлагается перечислить закрепленные нравственные качества, которые по их мнению, приобретены учащимися в классе в течение года, а на аукцион выставить «ненужные вещи», то есть те (-) качества, которые еще сохранились в классе. В завершение игры педагог подводит итог «обмена», помогает детям проанализировать результаты работы коллектива за учебный год. Заполняется следующая таблица:
№ | Фамилия, имя учащегося | Закрепленные (+) качества | (-) качества, которые еще существуют в классе |
При сравнении таблиц можно сделать вывод об уровне нравственного роста личности и коллектива. Данная методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию
Программа гражданско - патриотического воспитания «Воспитание патриота Отечества» на 2012 - 2014 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и и...
Программа по гражданско - патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"
В данной программе раскрываются цели и задачи,способы реализации одного из важнейших направлений воспитательной работы школы: Гражданско-патриотического воспитания учащихся....
Авторская программа по гражданско-патриотическому воспитанию в Лицее №211
Предисловие«Для гражданина России особенноважны моральные устои.Именно они составляют стерженьпатриотизма,без этого России пришлось бызабыть о национальном достоинствеи о национальном суверените...
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию
Программа поможет классным руководителям 5-9 классов в воспитании патриотов и граждан Отечества. Материал предполагает дополнения и изменения....
Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей
Рабочая подпрограмма по гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и представляет собой систематизированное изложен...
Программа деятельности историко-краеведческого музея "Истоки" МБОУ "СОШ №84" – дополнительная образовательная программа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы «Моя Россия!»
Дополнительная образовательная пргорамма по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы "Моя Россия" являтеся подробным документом, ссылаясь на который, удобно выстраивать работу му...