программа по гражданско-патриотическому воспитанию
рабочая программа по праву по теме
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
| Программа «Гражданско-правовое воспитание учащихся 1 – 11 классов коррекционной школы VIII вида» |
| Кислицына М.В. – воспитатель, Перцева О.А. – воспитатель, Бердюгина Н.В. – воспитатель, Колесникова Л.В. – зам.директора по ВР. |
| «Каргапольская коррекционная школа-интернат VIII вида» |
| постоянно |
| Создание условий для активной, содержательной, системной деятельности коллектива воспитателей, учащихся, родителей школы по становлению и личностному развитию учащихся в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России. Данная программа является лишь часью внеклассной работы воспитателя. Программа включает в себя как различные подходы в воспитании, так и элементы собственной воспитательной системы воспитателя. Целью программы является поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и района, возрождения традиционных нравственных ценностей. Создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств; сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы гражданско-правовой направленности. Корректировка поведения через формирование гражданских ценностей (уважение к закону и права других людей; уважение мнения других людей, идей, образов жизни, религий.) В качестве основных задач выступают:
|
Пояснительная записка
к направлениям внеурочной деятельности по гражданско – правовому воспитанию.
I. Гражданско- патриотическое воспитание - один из приоритетов воспитательной работы Центра образования. Патриотизм - одна из базовых составляющих личности, гражданина, выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его истории и культуре, традициям, в осознании гражданского долга перед ним, в готовности к защите его интересов. формированию у учащихся чувства готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей.
Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы.
Память - важнейшая составляющая патриотического воспитания , она отражает связь поколений, их преемственность, желание узнать историю своего района, города, Родины, ее боевые и трудовые достижения и гордость этими достижениями, уважение к старшему поколению как носителю традиций народа. Память определяет заботливое отношение к ветеранам, уважительное отношение к памяти погибших в боях за Родину.
В целях ознакомления школьников с основными правами и свободами граждан, а также с основными законодательными документами, воспитательная работа спланирована на основе изучения Всеобщей Декларации Прав человека, Конвенции ООН, Конвенции о правах ребенка, а также основ права и граждановедения.
Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы в воспитании гражданина.
Основной целью программы является предоставление всех возможностей школы для воспитания гражданина – патриота своей страны, определения комплекса условий, обеспечивающих эффективность гражданско – патриотического воспитания в школе.
II. Основные принципы, используемые в ходе реализации программы.
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.
Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.
Среди основополагающих принципов гражданско-патриотическое воспитания выделяются:
научность, гуманизм, демократизм;
приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;
многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:
III. Основные направления программы:
Социальное
Цели:
- воспитание сознательного отношения к учебе;
- воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции;
- формирование у подростков представлений по этике и психологии семейной жизни.
Содержание:
- организация и проведение конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр;
- организация совместных коллективных творческих дел;
- организация и проведение благотворительных акций;
- создание “Отряда Милосердия”;
- организация работы с родителями.
Политическое
Цели:
- воспитание правовой культуры;
- знакомство с правовыми нормами и процедурами;
- выработка правовой культуры;
- развитие отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям.
Содержание:
- изучение символики Росси, края, города, школы;
- оформление уголка символики;
- проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;
- изучение родного края и страны, через организацию походов, экскурсий (музеи города и школьный музей), заочных путешествий;
- сбор исторических материалов, фактов для экспозиции школьного музея;
- совершенствование системы классного и школьного соуправления;
- организация встреч с выпускниками школы, ветеранами воин, передовиками производства;
- организация шефства над ветеранами ВОВ и приравненным к ним категориям населения;
- создание кружка “Ты и закон”
Экономическое
Цели:
- воспитание экономической культуры мышления у учащихся;
- формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.
Содержание:
- организация и проведение интеллектуальных марафонов, игр;
- оформление выставок;
- участие детей в общественно полезном труде;
- организация профориентационной работы с учащимися.
Нравственное
Цели:
- воспитание любви к Родине;
- воспитание чувства прекрасного;
- воспитание уважения к российским традициям (в том числе религиозных);
- формирование общечеловеческих ценностей.
Содержание:
- соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса;
- изучение культуры, российских традиций (в том числе религиозных), истории России;
- участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах;
- ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения;
- знакомство с различными видами искусств;
- изучение истории России, символики, геральдики;
- проведение культурно-массовых спортивных мероприятий;
- оформление стендов: “Тропа успеха”, “Наши герои ”;
- организация различных выставок;
- организация культурных мероприятий для творческой самореализации.
Реализация программы проходит в три этапа:
1 этап.– изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школе, уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического воспитания.
2 этап. – разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской позиции и воспитания патриотических чувств. Отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий.
3 этап.– оценка эффективности мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитания.
Требования к уровню реализации программы.
К концу изучения программы учащиеся должны:
знать:
название страны, государственных символов России, правовых документов (конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека, конституция РФ), свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения;
понимать:
назначение правовых документов, свою роль в обществе, правила социального общежития и правовой культуры, значение терминов – герб, гражданин, достоинство, закон, здоровый образ жизни, конвенция, конституция, право на личную неприкосновенность, наказание, обязанность, ответственность, потребность, права, право на жизнь, право на имя и гражданство, право на образование, преступление, равноправие граждан, ребенок, семья, триколор;
применять:
закон, правила в конкретной практической ситуации; придерживается жизненной позиции, принятой в обществе; анализирует ситуации, делает положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам, ситуациям; изменяет жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе; соблюдает дисциплину; проявляет любознательность, терпимость к участникам общения, активно предлагает и принимает помощь от других участников общения.
IV. Рекомендуемые формы работы:
- Чтение и обсуждение историй и житейских ситуаций.
- Написание рассказов, основанных на личном опыте или наблюдениях детей.
- Рисование плакатов в поддержку или защиту кого-либо.
- Придумывание или написание конца истории.
- Встречи с работниками КДН, суда, прокуратуры, райотдела милиции.
- Организация проведения тематических бесед.
- Рисование ситуации «Друзья», «Драка», «Один дома» и т.д.
- Анонимный рассказ о случае из своей жизни и обсуждение его в группе.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Тренинг общения.
- Разговор при свечах и другие.
V. Ожидаемый результат.
- качественный рост воспитанности детей;
- снижение количества правонарушений;
- снижение числа случаев самовольных уходов;
- снижение случаев побегов;
- отрицательное отношение к наркотикам, таксикомании, алкоголю, табакокурению, сквернословию;
- осознание не только своих прав, но и обязанностей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ключевые мероприятия и традиции по военно-патриотическому воспитанию
Акция «Ветеран живет рядом».
Вахта Памяти.
Игра «Зарница».
Встречи с ветеранами.
Встречи с участниками современных воин.
Экскурсии в школьный, районный музей (по тематическим экспозициям).
Единые классные часы.
Возложение цветов к Памятным местам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию
Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.
Изучение символики округа, города, школы.
Изучение традиций, истории России.
Работа школьного музея.
Организация встреч с ветеранами и участниками воин.
Шефская помощь ветеранам.
Изучение основ государства и права.
Изучение края и страны, через организацию походов, экскурсий.
Основное тематическое содержание Программы по гражданско- патриотическому воспитанию.
На протяжении учебного года в каждом классе 1 раз в месяц проводится 1 беседа, а в конце – итоговое занятие.
1 класс
Раздел: Отношения ребенка с миром.
- Моя родословная.
- Моя малая родина.
- Страна, в которой мы живем.
- Кого называют гражданином.
- Помощь окружающим людям.
- Понятие «сильного» человека, помогающего «слабому». Виды помощи.
- Оказание услуг постороннему.
- Помощь мальчика девочке, товарищам.
- Помощь родителю, воспитателю, няне.
Итоговое занятие: «Мы - помощники»
2 класс
Раздел: Настоящий гражданин – культурный человек.
- Права ребенка.
- Культура обращения с вещами и предметами. Должны ли быть у ребенка «его» вещи.
- Культура режима и распорядка дня.
- Культура поведения в общественных местах.
- Культурный человек – законопослушный человек.
- Что такое Закон. Зачем нужно его соблюдать.
- Что такое «правонарушение».
- Почему людей наказывают за совершение неблаговидных поступков, правонарушений.
- Кто отвечает перед Законом за проступки несовершеннолетних.
Итоговое занятие: Твое поведение в ситуациях: «один на улице», «в драке», «животному плохо», «группа детей в столовой», «звонок другу».
3 класс
Раздел: Будь приятен окружающим людям.
- Уважение человека к человеку – обязанность гражданина?
- Уважение к собеседнику.
- Уважение к человеку во время трапезы.
- Формы проявления уважения: к прохожему, пассажиру, зрителю, продавцу, нянечкам, родителям, педагогам.
- Отношение к ошибкам и оплошностям другого человека.
- Правда и ложь. Хороршо ли обманывать друг друга и взрослых?
- Дисциплина и порядок.
- Что, значит, относится к людям по братски.
- Всегда ли Вы, отстаивая свои права, мнение, уважаете достоинства других?
Итоговое занятие: Дисциплина в детском коллективе.
- разговор по душам
- «Свечка»
4 класс
Раздел: Человек, государство, общество.
- Как называется главный Закон государства.
- Понятие о гербе страны.
- Символы России: гимн, герб, флаг.
- Президент – глава государства.
- Что такое «общество».
- Должно ли государство защищать права своего гражданина.
- Что такое «выборы».
- Поведение человека в государственном учереждении.
- Уход за памятниками – добрая память о людях.
Итоговое занятие: Рассказ – «Страна, в которой мы живем.».
5 класс
Раздел: Собственность, деньги, семья.
- Личная собственность.
- Государственная собственность.
- Понятие «бедные» и «богатые».
- Что означает выражение «Уговор дороже денег»?
- Где и как человек использует деньги.
- Способы зарабатывания денег.
- Место хранения денег.
- Семейный бюджет.
- Должны ли родители обеспечивать детей? Взаимные обязанности.
Итоговое занятие: Ситуация для размышления «Хочу потратить деньги».
6 класс
Раздел: Права ребенка.
- Конвенция о правах ребенка. Общие понятия.
- Право на личную жизнь. Неприкосновенность жилища.
- Я имею право и хочу учиться.
- Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
- Равноправие людей.
- «Правозащитники» – кто они?
- Почему права ребенка необходимо защищать?
- Права детей и их нарушения.
- Дисциплина и обязанности в детском коллективе.
Итоговое занятие: Тренинг общения – «Нет прав без обязанностей.».
7 класс
Раздел: Права ребенка, человека и гражданина.
- Право на имя, гражданство, родительскую заботу.
- Право ребенка на жизнь и развитие.
- Право на свое мнение и свои взгляды. Индивидуальность.
- Право на лечение. Хочу и могу отдыхать.
- Что такое общество?
- Человек – существо общественное.
- Достоинства и недостатки человека.
- Что такое дружба? Одна душа в двух людях.
- Обязанности перед обществом. Зачем они нужны?
Итоговое занятие: Составление перечня детских проблем.
8 класс
Раздел: Уголовная ответственность.
- Преступление и наказание.
- Добро и зло. Жизнь дана на добрые дела.
- Равнодушие помогает преступлению.
- Причины преступлений.
- Групповые правонарушения несовершеннолетних.
- Зачем охранять памятники государства.
- Войны, вооруженные конфликты и человеческие жизни.
- Дети беженцы, дети инвалиды: их права.
- Национальные отношения.
Итоговое занятие: Игра- соревнование «…Гражданином быть обязан.».
9 класс
Раздел: Мои права, их защита.
- Право на отдых, материальное обеспечение, необходимое для физического, умственного, духовного и нравственного развития.
- Защита ребенка от непосильного труда.
- Является ли привлечение детей к посильному труду (уборка помещения, территории, сада, огорода) формой эксплуатации их взрослыми.
- Ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка. Право детей на усыновление.
- Лишение родительских прав.
- Свобода взглядов и мнения ребенка.
- Права ребенка на образование.
- Наши права защищает государство РФ.
- Порядок в обществе. От чего он зависит?
Итоговое занятие: Заключительная беседа – «Мои права и обязанности.»
10 класс
Раздел: Уголовное право. Преступление. Система правоохранительных органов.
- Чем занимается уголовное право?
- Что такое преступление? В чем его отличие от правонарушения?
- Виды преступлений.
- Чем вызван рост преступности в нашей стране в настоящее время?
- Применение смертной казни к особо опасным преступникам – за и против.
- Что такое суд? Какие дела он рассматривает?
- Преступность среди молодежи.
- В чем состоит задача милиции, суда, прокуратуры?
- Адвокат и право человека на защиту.
Итоговое занятие: Срез знаний «А вы это знаете?».
11 класс
Раздел: Трудовое право.
- Какие нарушения регулирует трудовое право?
- Документ, регулирующий отношения между работодателем и работником.
- Обязанности при заключении договора. Сроки, заключенного договора.
- Системы оплаты труда.
- Рабочее время и время отдыха. Одинаково ли оно для разных категорий работников?
- Трудовая дисциплина.
- Что такое социальное страхование? Виды его обеспечения.
- Имеет ли ребенок право на труд? В каких документах это отражено?
- Обязанности гражданина на рабочем месте.
Итоговое занятие: Практическое занятие – документация при оформлении на работу.
Литература
- Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе №7 2010г.
- Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. Для воспитателей дет.сада/ Р.С.Буре и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
- Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях: - Казань, РИЦ "Школа", 2003
- Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9
- Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. . // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7
- Страничка интернета/ Rambler/Образование/@. ru
- Страничка Интернета/Rambler/Пед. наука/@. ru
- Страничка Интернета/Rambler/Воспитание/@. Ru
- Страничка Интернета/5-ballow /Военное и патриотическое воспитание
/@. ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию
Программа гражданско - патриотического воспитания «Воспитание патриота Отечества» на 2012 - 2014 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и и...
Программа по гражданско - патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"
В данной программе раскрываются цели и задачи,способы реализации одного из важнейших направлений воспитательной работы школы: Гражданско-патриотического воспитания учащихся....
Авторская программа по гражданско-патриотическому воспитанию в Лицее №211
Предисловие«Для гражданина России особенноважны моральные устои.Именно они составляют стерженьпатриотизма,без этого России пришлось бызабыть о национальном достоинствеи о национальном суверените...
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию
Программа поможет классным руководителям 5-9 классов в воспитании патриотов и граждан Отечества. Материал предполагает дополнения и изменения....
Авторская программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Ямалец"
Программа гражданско-патриотического воспитания «ЯМАЛЕЦ» составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей коллектива воспитанников, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа...
Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей
Рабочая подпрограмма по гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и представляет собой систематизированное изложен...
Программа деятельности историко-краеведческого музея "Истоки" МБОУ "СОШ №84" – дополнительная образовательная программа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы «Моя Россия!»
Дополнительная образовательная пргорамма по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы "Моя Россия" являтеся подробным документом, ссылаясь на который, удобно выстраивать работу му...