Урок русского языка в 5 кл. "Имя прилагательное как часть речи" (повторение)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Урок направлен на повторение изученного материала по имени прилагательному в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi_5_klass.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторение темы «Имя прилагательное как часть речи» в 5 классе
Цель деятельности учителя Систематизировать ранее изученное о прилагательном, углубить понятие о роли прилагательногов речи, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных; определять синтаксическую роль полных и кратких прилагательных в предложении.
Тип урока Урок систематизации ЗУН.
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): знать вопросы, на которые отвечает имя прилагательное, морфологические признаки прилагательного(род, число, падеж,), правила о написании падежных окончаний прилагательных ; уметь ставить вопросы к прилагательным от существительных, определять род, число, падеж, правильно определять падежные окончания прилагательных , графически обозначать условия выбора правильных написаний, разбирать имена прилагательные по образцу.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения Наблюдения над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Образовательные ресурсы http://learningapps.org/
http://videouroki.net
Оборудование Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.
Основные понятия Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, общий род.
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формы организации взаимодействия Формируемые умения (УУД) Промежуточный контроль
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Время – 1 минута. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. - Здравствуйте, ребята! Чтобы снять усталость от предыдущих уроков, предлагаю восстановить ваш энергетический баланс:
- нужно с силой сжать и разжать пальцы10 раз;
-поднимаем руки вверх –вдох, опускаем – выдох,
- кончиками пальцев постучать по затылку и макушке 10 раз;
-похлопаем в ладоши.
Я думаю, вы ощутили, как приободрились. Спасибо всем. Теперь приступим к серьезной работе. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Фронтальная Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
2.Актуализация и пробное учебное действие.
Время – 2 минуты. Эвристическая беседа. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. - Опишите погоду за окном.
-Какая она?
- При помощи какой части речи мы описали сегодняшнюю погоду? Назовите грамматические признаки этой части речи. Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания, осваивают лингвистические термины. Фронтальная Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли. Устные ответы
3.Выявление места и причины затруднения.
Время – 2 минуты. Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. - Итак, что же мы будем изучать сегодня на уроке? (Имя прилагательное)
- Какие части речи вам еще знакомы?
- Давайте еще раз повторим, как определить принадлежность слова к той или иной части речи. (Задаем вопрос, выясняем грамматическое значение слова.) Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Фронтальная, индивидуальная Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
Личностные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Устные ответы
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Время – 2 минуты. Составление кластера. - Что же нам нужно сделать, чтобы повторить имя прилагательное?
(Вспомнить, что обозначает прилагательное, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль).
- А чтобы не забыть, что нужно повторить, нарисуем подсказку – солнышко, на лучиках которого напишем все признаки прилагательного.
Формулируют цель и задачи учебной деятельности в диалоге с учителем. Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Фронтальная, индивидуальная Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: строят понятные монологические высказывания. Устные ответы.
5.Творческая практическая деятельность.
Время – 24 минуты. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Слайд 2
Задание 1.
- Прочитайте текст (текс спроецирован на доску с пропуском слова):
К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая – белая с чёрным, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … .
Летит … , несёт в клюве сосновую шишку.
Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку , как все птицы , а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями , а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жесткие , крепкие.
(По Г. Скребицкому)
-О какой птице идёт речь?
- Как вы это определили?
-Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте?
-К какой части речи относятся слова с помощью которых дано такое точное описание?
Слайд 3
Задание 2. Письменно.
- Представьте себе, что рядом с вами сидит любимый зверёк и попробуйте его описать.
Пример: кошка
Хитрая, вкрадчивая ,прыгучая, весёлая, серая, шустрая, ласковая, приветливая; она быстра, игрива, мила.
- Какими членами предложения может быть имя прилагательное? (Определением, сказуемым.)
Слайд 4
Задание 3.
- А теперь сказка о прилагательном:
Родились прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительными, да вот незадача: у Прилагательных собственных рода , числа и падежа не было. «Что, если нам попросить у Существительных, хотя бы на время?» - догадались как-то Прилагательные. Существительным пришлись по душе скромные просители, захотели они иметь новых друзей и поделились грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор Прилагательные. Вместе-служба, вместе – дружба!
Слайд 6
Задание 4.
На доску спроецирован текст:
Лес, точно терем расписн..,
Лилов..,золот..,багрян..,
Весёл.., пёстр.. стеной
Стоит над светл.. поляной.
(И.Бунин)
-Какие средства выразительности использует поэт?
-Какова их роль?
-Выписать прилагательные вместе с существительными , от которых они зависят. Образец: лес (какой?) лиловый
Задание 5.
В научной литературе прилагательные используются , как правило, в прямом значении, так как представление о предмете должно быть точным. В произведениях художественной литературы описание обычно имеет образный характер, поэтому прилагательные могут употребляться в переносном значении.
-Данные прилагательные употребите в прямом и переносном значении, подобрав к ним соответствующие с существительные.
–Запишите образованные словосочетания, выделив в них окончания. Какие из них найдут место в научной, а какие в художественной литературе?
Тёплый (погода, снег), острый (нож, язык), свежий ( ветер , вид ),холодный (взгляд, напиток), каменное (лицо, здание),сильный (зверь, ветер, характер), аккуратный (почерк, ученик).
Слайд 8. Физкультминутка.
Слайд 9.
Задание 6.
В каких названиях сказок встречаются имена прилагательные?(А .Пушкин – «Сказка о золотом петушке», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; Г.-Х. Андерсен- «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик» и др.
-Учащиеся записывают словосочетания ( стойкий солдатик, храбрый портной, Василиса Премудрая и т.д.), два - три из них анализируются.
Образец записи: стойкий ( какой?) солдатик – м.р ,ед.ч, Им.пад.
Задание 7.
- Замените словосочетания одним словом –прилагательным. С помощью какой морфемы образованы эти прилагательные? Разобрать их по составу.
Слегка сырой (сыроватый), лес из сосен (сосновый), почва из глины (глинистая), Чуткий человек (отзывчивый),салат из овощей
( овощной),гриб небольшого размера (маленький),застенчивый мальчик
( стеснительный) , обаятельная девочка
( очаровательная)
Задание 8. На доске записано предложение.
-Определите количество основ в предложении:
Чёрная рыба прошла у самого борта и зацепила пером за весло. (К. Паустовский )
-Составьте схему этого предложения.
-Каким членом предложения является прилагательное?
-Составьте предложение, в котором бы это прилагательное выступало бы в роли сказуемого.
(Вода в озере чёрная и прозрачная)
Задание 9.
- Прочитайте текст и скажите, какое задание можно к ним придумать? (Вставить пропущенные буквы).
Под малинов.. кустом, под узорчат.. листом у ребят спрятан клад. О малинов.. кусте, об узорчат.. листе знают те , кто прятал клад :Толя, Коля и Марат. И ещё сто ребят. О чудесн.. кладе том под малинов… кустом рассуждает да гадает весь наш дом. Если вы хотите знать , расскажу вам , где искать . Там, за звонк… ручейком, под малинов… кустом.
- А что нужно знать, чтобы успешно справиться с этим заданием? (Род, число и падеж существительного, с которым согласуется прилагательное, самого прилагательного ).
- А что можно сделать для проверки? ( поставить вопросительное слово какой?)
На доске оформлена таблица-подсказка:
Им.( Какой?) – ой,- ый, -ий
Р.п. (какого?) – ого, -его
Д.п. (какому?) – ому, -ему
В.п. (какой?) – ой, -ый, - ий
Т.п. (каким?) – им, -ым
П.п. (о каком?) – ом,ем
Им.п. (какая?) –ая,-яя
Р.п. (какой?) –ой, -ей
Д.п. (какой?) – ой, - ей
В.п. (какую?) – ую, -юю
Т.п. (какой?) – ой, -ей
П.п. (о каком?) – ой.-ей
Им.п. (какие?) – ие,ые
Р.п. (каких?) – их, -ых
Д.п. (каким?) –им, -ым
В.п. (какие?) – ие, -ые
Т.п. (какими?) –ими, - ыми
П.п. ( о каких?) – их,ых
- Запишите текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, обозначая падеж прилагательных. Один человек работает с этим заданием на доске, другой – на интерактивной доске (Слайд 10)
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Слушают и обсуждают ответы товарищей. Задают вопросы для уточнения информации. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Фронтальная, групповая, индивидуальная. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Устные ответы
6.Самостоятельная работа.
Время – 5 минуты. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений. Слайд 11
- Произведите морфологический разбор (под) малиновым – 1 вариант, (под) узорчатым – 2 вариант из предложения : Под малиновым кустом, под узорчатым листом в кустах спрятан клад
Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Индивидуальная Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации.
Регулятивные: действуют по плану. Письменная работа.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Время – 2 минуты. Обобщение полученных на уроке сведений. - Вот мы и подошли к завершающей части нашего урока.
- Что нового вы узнали?
- Какие трудности у вас появились в процессе работы?
- Как вы их преодолевали?
Рассматривают выполненные работы, оценивают их. Отвечают на вопросы. Фронтальная Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.
Коммуникативные: Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Оценивание работы учащихся на уроке.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Время – 1 минута
. Заключительная беседа по вопросам. Оценивание результатов работы.
Домашнее задание - Понравилось ли вам на уроке?
- Какое настроение у вас сейчас?
Упр 572 ( составьте из данных слов словосочетания, обозначьте часть речи главного и падеж зависимого слова) Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Фронтальная Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.
Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки.
Оценивание работ учащихся на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе
Урок построен с использованием национально-регионального компонента: посвящен государственной символике Республики Калмыкия....
Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное как часть речи".
Разработка урока. Презентация, технологическая карта, приложение....
Урок русского языка. Н и НН в различных частях речи. Повторение и обобщение.
Урок повторения и обобщения материала, изученного в 5-9 классах....
Урок русского языка в 6 классе." Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе."
Урок русского языка в 6 классе по теме " Глагол. Повторение изученного в 5 классе." Это первый урок по теме "Глагол"....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи"
Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012....
Урок русского языка в 6 классе. Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.
Цель урока повторить основные морфологические признаки глагола; уметь отличать глагол от других частей речи; научить правильно произносить глаголы,...
Урок- ярмарка по русскому языку в 5 классе на тему: «Части речи» (повторение- обобщение знаний начальной школы).
урок предназначен для повторения материала начальной школы "Урок- ярмарка по русскому языку в 5 классе на тему: «Части речи»." , в игровой, доступной для учеников форме. Можно ис...