Урок русского языка. Н и НН в различных частях речи. Повторение и обобщение.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок повторения и обобщения материала, изученного в 5-9 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9_klass._povtorenie_orfografii._n_i_nn_v_razlichnykh_chastyakh_rechi.docx | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Повторение орфографии. Н и НН в разных частях речи
Цели:
- Систематизировать теоретический материал по данной теме.
- Повторить ранее изученный материал.
- Отработать практические навыки учащихся.
Оборудование: раздаточный материал в виде тестов к самостоятельной работе. Возможно использование компьютера, экрана, интерактивной доски.
Ход урока
На доске (экране):
- Лебеди__ая песня, операцио__ая система, ветре__ый день, глиня__ный кувшин, оловя__ый солдатик, клюкве__ый морс, лу__ая дорожка
- Вяза__ый свитер, связа__ый свитер, вяза__ый бабушкой свитер, мороже__ые овощи, асфальтирова__ая дорога
- Торжестве__о заявить, испуга__о посмотреть, пута__о объяснять, тума__о намекать
- Работа выполне__а, решение найде__о,
Беседа по вопросам:
- Что объединяет примеры?
- Какую орфографическую проблему приходится решать при выборе написания?
- Знание каких разделов лингвистики нам необходимы в этом случае? Объясните, почему.
- Знакомы ли вам правила, согласно которым в предложенных примерах осуществляется выбор, или это новый материал?
- Исходя из того, о чем мы поговорили, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Формулирование темы и запись ее в тетрадях.
Разбор примеров – совместная работа, в результате которой составляется сводная таблица .
Примерные вопросы:
- По какому принципу примеры разделены на группы?
-Как нам поможет знание морфологии в выборе правильного написания?
- Слова каких частей речи встречаются в разных группах?
- В чем разница между прилагательными первой и второй групп?
- В чем разница причастий второй и четвертой групп?
- Какие части речи очень похожи между собой?
- Вспомним все случаи и соответствующие правила.
Н и НН в разных частях речи | |||
Прил. существ. | Прил. глаг. и полные причастия | Наречия | Краткие причастия |
написание зависит от суффикса | написание зависит от части речи | написание зависит от исходного слова | написание запоминается |
Составление опорных схем по правилам. ( Возможно использование частичных заготовок с выводом на экран/ интерактивную доску или презентации с появляющимися по клику частями схем)
Схема 1
прилагательное существ.
-ИН- -АН- -ЯН- - ОНН- -ЕНН-
Основа на Н + суффикс Н
Схема 2
прил. глаг. полное причастие
Н НН
признаки признаки
- отсутствие приставки - наличие приставки
- отсутствие зависимого слова - наличие зависимого слова
- исходный глагол несов. вида - исходный глагол сов. Вида
- наличие суффиксов – ова-
-ева- -ирова-
Схема 3
наречие
Н НН
в исходном слове одна Н исходном слове НН
схема 4
краткое причастие
всегда Н
К каждому правилу ученики подбирают примеры, иллюстрирующие разные случаи.
Отдельно вспоминаются и записываются слова-исключения из правил.
Самостоятельная работа.
Используя повторенную информацию, выполните задания, аналогичные которым могут встретиться вам в экзамене по русскому языку.
- Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом правописания краткой формы страдательных причастий прошедшего времени.
Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала. Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.
- Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».
– Спасибо вам, дяденька, – прошептал я.
Вася шевельнулся в углу, рассмеялся смущённо и спросил:
– За что?
– Я не знаю, за что...
И выскочил из избушки. Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес.
- Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, пишется одно Н».
Наверное, ушла обратно в свой чудесный театр. Пусть, если ей так там нравится. Она устала, моя мама, она развеселилась первый раз за всю войну. Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет.
- Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В краткой форме страдательных причастий прошедшего времени пишется Н».
У вокзала квадратный чёрный громкоговоритель простуженно хрипит:
— Граждане, в городе объявлена воздушная тревога…
Из-за вокзала медленно, торжественно, точно на параде, плывут самолеты. Их так много, что трудно разобрать, откуда они летят. Всё небо усеяно плевками зениток.
- Выпишите страдательное причастие прошедшего времени, в котором правописание суффикса зависит от наличия пояснительного (зависимого) слова.
У Люси аккуратно стриженный затылок. Пальцы её быстро бегают по клавишам, вероятно, в техникуме она за эту быстроту всегда пятёрки имела. Я слушаю «Кампанеллу», смотрю на Бёклина, на гипсового Бетховена, на вереницу уральских каменных слоников в буфете, но почему-то всё это мне кажется чужим, далёким, точно затянутым туманом.
- Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
Ранним утром лисица вышла из норы и рысцой побежала прямо к болоту: накануне она заметила на кочке утиное гнездо, но, имея много других забот, не успела с ним разобраться. В норе у неё осталось шесть недавно родившихся лисят. Они вечно хотят есть, но нужно подумать, чем утолить этот голод. Детей нельзя кормить первой попавшейся дрянью: дети — дело нежное.
Лисица уже приготовилась перепрыгнуть неширокую лужу, отделявшую знакомую кочку от берега, когда вдруг прямо перед её носом на воду шлёпнулась утка и затрепыхалась. Забыв про всё на свете, лисица прыгнула, схватила лапами, лязгнула зубами, но... утка исчезла. И, вся выпачканная, мокрая, лисица, фыркая и отплёвываясь, выбралась на берег в бешенстве.
- Выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом правописания краткой формы страдательных причастий прошедшего времени.
Но время ежеутреннего контакта с дочерью истекает, они приехали.
А Ника, простившись с отцом и выйдя из машины, продолжает свой путь уже безо всякой уверенности. Твёрдо она уверена лишь в том, что жизнь к ней немилостива и двойка по физике ей сегодня обеспечена.
- Выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
Ни на скамейке, ни во всём пустынном сквере старика не было. И только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
Выполненное задание проверяется в парах.
Итог урока:
- Какую тему сегодня повторили?
- Что вспомнили?
- В каких частях речи чаще всего встречается сложность с выбором Н и НН?
- Каким правилам подчиняется написание в различных случаях?
Домашнее задание:
В открытом банке заданий на сайте fipi (раздел орфография, со стр. 10) найти 10 заданий, касающихся правописания Н и НН и выполнить их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"
Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...
Урок русского языка в 6 классе." Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе."
Урок русского языка в 6 классе по теме " Глагол. Повторение изученного в 5 классе." Это первый урок по теме "Глагол"....
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Урок русского языка в 6 классе. Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.
Цель урока повторить основные морфологические признаки глагола; уметь отличать глагол от других частей речи; научить правильно произносить глаголы,...
Урок- ярмарка по русскому языку в 5 классе на тему: «Части речи» (повторение- обобщение знаний начальной школы).
урок предназначен для повторения материала начальной школы "Урок- ярмарка по русскому языку в 5 классе на тему: «Части речи»." , в игровой, доступной для учеников форме. Можно ис...