Урок русского языка. Н и НН в различных частях речи. Повторение и обобщение.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Трофимова Елена Валентиновна

Урок повторения и обобщения материала, изученного в 5-9 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Повторение орфографии. Н и НН в разных частях речи

Цели: 

  1. Систематизировать теоретический материал по данной теме.
  2. Повторить ранее изученный материал.
  3. Отработать практические навыки учащихся.

Оборудование: раздаточный материал в виде тестов к самостоятельной работе. Возможно использование компьютера, экрана, интерактивной доски.

Ход урока

На доске (экране):

  1. Лебеди__ая песня, операцио__ая система, ветре__ый день, глиня__ный кувшин, оловя__ый солдатик, клюкве__ый морс, лу__ая дорожка
  2. Вяза__ый свитер, связа__ый свитер, вяза__ый бабушкой свитер, мороже__ые овощи, асфальтирова__ая дорога
  3. Торжестве__о заявить, испуга__о посмотреть, пута__о объяснять, тума__о намекать
  4. Работа выполне__а, решение найде__о,

Беседа по вопросам:

- Что объединяет примеры?

- Какую орфографическую проблему приходится решать при выборе написания?

- Знание каких разделов лингвистики нам необходимы в этом случае? Объясните, почему.

- Знакомы ли вам правила, согласно которым в предложенных примерах осуществляется выбор, или это новый материал?

- Исходя из того, о чем мы поговорили, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Формулирование темы и запись ее в тетрадях.

Разбор примеров – совместная работа, в результате которой составляется сводная таблица .

Примерные вопросы:
- По какому принципу примеры разделены на группы?

-Как нам поможет знание морфологии в выборе правильного написания?

- Слова каких частей речи встречаются в разных группах?

- В чем разница между прилагательными первой и второй групп?

- В чем разница причастий второй и четвертой групп?

- Какие части речи очень похожи между собой?

- Вспомним все случаи и соответствующие правила.

Н и НН в разных частях речи

Прил.           существ.

Прил.          глаг. и  полные причастия

Наречия

Краткие причастия

написание зависит от суффикса

написание зависит от части речи

написание зависит от исходного слова

написание запоминается

Составление опорных схем по правилам. ( Возможно использование частичных заготовок с выводом на экран/ интерактивную доску или презентации с появляющимися по клику частями схем)

Схема 1

прилагательное           существ.

                                                         

 

-ИН- -АН- -ЯН-                                                                                                                - ОНН-     -ЕНН-

Основа на Н + суффикс Н

Схема 2

прил.           глаг.    полное причастие  

                                                     

Н                                                                                                НН

                                       признаки                                                                                     признаки        

- отсутствие приставки                                                                                  - наличие приставки

- отсутствие зависимого слова                                                                   - наличие зависимого слова

- исходный глагол несов. вида                                                                  - исходный глагол сов. Вида

                                                                                                                             - наличие суффиксов – ова-

                                                                                                                                                                -ева- -ирова-

                                                                                                                               

Схема 3

наречие

 

                     Н                                                                                                                                       НН

в исходном слове одна Н                                                                                                 исходном слове НН

схема 4

краткое причастие

всегда Н

К каждому правилу ученики подбирают примеры, иллюстрирующие разные случаи.        

Отдельно вспоминаются и записываются слова-исключения из правил.

Самостоятельная работа.

Используя повторенную информацию, выполните задания, аналогичные которым могут встретиться вам в экзамене по русскому языку.

  1. Выпишите слово, в котором  правописание суффикса определяется правилом правописания краткой формы страдательных причастий прошедшего времени.

Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала. Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.

  1. Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».

– Спасибо вам, дяденька, – прошептал я.

Вася шевельнулся в углу, рассмеялся смущённо и спросил:

– За что?

– Я не знаю, за что...

И выскочил из избушки. Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес.

  1. Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, пишется одно Н».

Наверное, ушла обратно в свой чудесный театр. Пусть, если ей так там нравится. Она устала, моя мама, она развеселилась первый раз за всю войну. Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет.

  1. Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В краткой форме страдательных причастий прошедшего времени пишется Н».

У вокзала квадратный чёрный громкоговоритель простуженно хрипит:

— Граждане, в городе объявлена воздушная тревога…

Из-за вокзала медленно, торжественно, точно на параде, плывут самолеты. Их так много, что трудно разобрать, откуда они летят. Всё небо усеяно плевками зениток.

  1. Выпишите страдательное причастие прошедшего времени, в котором правописание суффикса зависит от наличия пояснительного (зависимого) слова.

У Люси аккуратно стриженный затылок. Пальцы её быстро бегают по клавишам, вероятно, в техникуме она за эту быстроту всегда пятёрки имела. Я слушаю «Кампанеллу», смотрю на Бёклина, на гипсового Бетховена, на вереницу уральских каменных слоников в буфете, но почему-то всё это мне кажется чужим, далёким, точно затянутым туманом.

  1. Выпишите слово, в котором  правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

Ранним утром лисица вышла из норы и рысцой побежала прямо к болоту: накануне она заметила на кочке утиное гнездо, но, имея много других забот, не успела с ним разобраться. В норе у неё осталось шесть недавно родившихся лисят. Они вечно хотят есть, но нужно подумать, чем утолить этот голод. Детей нельзя кормить первой попавшейся дрянью: дети — дело нежное.

Лисица уже приготовилась перепрыгнуть неширокую лужу, отделявшую знакомую кочку от берега, когда вдруг прямо перед её носом на воду шлёпнулась утка и затрепыхалась. Забыв про всё на свете, лисица прыгнула, схватила лапами, лязгнула зубами, но... утка исчезла. И, вся выпачканная, мокрая, лисица, фыркая и отплёвываясь, выбралась на берег в бешенстве.

  1. Выпишите слова, в которых  правописание суффикса определяется правилом правописания краткой формы страдательных причастий прошедшего времени.

Но  время ежеутреннего контакта с  дочерью истекает,  они приехали.

А  Ника, простившись с отцом и выйдя из машины, продолжает свой путь уже безо всякой уверенности.  Твёрдо она  уверена  лишь  в  том, что жизнь к ней немилостива и двойка  по  физике  ей  сегодня  обеспечена.

  1. Выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

Ни на скамейке, ни во всём пустынном сквере старика не было. И только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

Выполненное задание проверяется в парах.

Итог урока:

- Какую тему сегодня повторили?

- Что вспомнили?

- В каких частях речи чаще всего встречается сложность с выбором Н и НН?

- Каким правилам подчиняется написание в различных случаях?

Домашнее задание:

В открытом банке заданий на сайте fipi (раздел орфография, со стр. 10) найти 10 заданий, касающихся правописания Н и НН и выполнить  их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Урок русского языка в 6 классе." Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе."

Урок русского языка в 6 классе по теме " Глагол. Повторение изученного в 5 классе." Это первый урок по теме "Глагол"....

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Урок русского языка в 6 классе. Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.

Цель урока повторить основные морфологические признаки глагола; уметь отличать глагол от других частей речи; научить правильно произносить глаголы,...

Урок- ярмарка по русскому языку в 5 классе на тему: «Части речи» (повторение- обобщение знаний начальной школы).

урок предназначен для повторения материала начальной школы "Урок- ярмарка по русскому языку в 5 классе на тему: «Части речи»." , в игровой, доступной для учеников форме. Можно ис...