Урок- ярмарка по русскому языку в 5 классе на тему: «Части речи» (повторение- обобщение знаний начальной школы).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
урок предназначен для повторения материала начальной школы "Урок- ярмарка по русскому языку в 5 классе на тему: «Части речи»." , в игровой, доступной для учеников форме. Можно использовать фольклорные мотивы (элемнты русского народного костюма, оформление доски, пение русских народных песен..)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_russkogo_yazyka.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка: Бычкова Ирина Анатольевна
Санкт-Петербург Адмиралтейский район ГБОУ средняя школа №229
Урок- ярмарка по русскому языку в 5 классе на тему: «Части речи» (повторение- обобщение знаний начальной школы).
Цель урока: Обобщить знания учащихся по теме: «Части речи».
Задачи урока:
1. Выяснить знание материала учащихся по данной теме.
2. Закрепить умение распознавать части речи и их грамматические и морфологические признаки.
3. Развивать творческие способности учащихся.
I Вводная беседа учителя:
- Что такое ярмарка?
(это веселый базар, где можно что-то купить или продать)
- Кто раньше на ярмарке продавал товары?
( на ярмарках товары продавали купцы)
-А что можно было купить на ярмарке?
( можно было купить все, что хочешь: одежду, продукты, игрушки, орудия труда…)
-Чем еще были знамениты старинные ярмарки?
(на ярмарках проводились различные соревнования, театральные представления, звучали песни и шутки)
II Учитель: Сегодня на уроке мы тоже устроим ярмарку. Только будем «продавать и покупать» товар необычный - свои знания. Каждый человек, пришедший на ярмарку, что-то приносит. Вот и вы сегодня пришли на ярмарку не с пустыми руками, а с домашним заданием. Откройте свои «корзины» (тетради с домашним заданием) и покажите свой «товар».
Ученики читают, объясняют выполнение упражнения, а учитель оценивает «товар», слушая ответы учеников и «прохаживается по торговым рядам».
К этому уроку заранее подготовлены «купцы» - ученики, которые будут задавать вопросы.
Ученик: (зазывала):
Подходи, честной народ!
Нынче ярмарка идет.
Собрались на ней честные,
Купцы заморские и местные.
Нам товар свой предлагают
Очень интересный.
Всё на свете они знают,
Всех зовут в круг тесный.
1-й учащийся («купец-глагол»):
Мой товар ты выбирай,
А другой не замечай.
Ты корзину подставляй
И глаголы насыпай.
Читает слова, из которых ученик должны выбирать и записать («насыпать в корзины») только глаголы. Слова: бежать, радоваться, мир, полет, бег, читать, книга, борьба, писать, рисовать, школа, плавать, бороться, строить, защита, честный и т.д.
Учитель проверяет, кто больше «набрал в корзину» глаголов.
Затем на экран проецируется небольшой шуточный текст.
Учитель обращается к ученику:
- Проспрягай глагол «идти»
- Я иду… ты идёшь…- медленно отвечает тот.
- Поживее…
- Он бежит, мы бежим, вы бежите!
Здание: устно проспрягать до конца глаголы идти и бежать.
2-й учащийся («купец – существительное»).
Хожу я по базару,
Ищу себе я пару.
Помогите мне друзья!
Ведь без пары мне нельзя!
«Купец» диктует существительные, ученики записывают их и к каждому подбирают подходящее прилагательное. Существительные: дело, мир, дружба, родина, хлеб, война, звено, ярмарка, мама, жизнь, школа, земля, страна и т.д.
При проверке отмечаются удачные словосочетания, с которыми ученики составляют и записывают предложения.
3-й учащийся («купец – прилагательное»).
Подходи честной народ,
Знатоков тут бой идет.
Кто трудиться не ленится,
Тут в бою он отличится.
Выходят по желанию два ученика, и «купец» предлагает им здание: сначала один ученик должен назвать существительное, а второй – подобрать как можно больше прилагательных. Например: дерево – высокое, стройное, большое, красивое, хвойное и т.д. Потом второй ученик называет прилагательное, а первый подбирает к нему различные существительные. Например: круглый (круглая, круглое) – мяч, розетка, арбуз, яблоко, солнце и т.п.
В «бою» побеждает тот, кто подберет больше слов к предложенному слову (победителя определяет вся группа).
Следующее задание «купец» предлагает всему классу:
- Найти существительные, которые подходят сразу к трем прилагательным белый, мягкий, съедобный. (Это могут быть хлеб, творог, сметана, масло и т.п.). Победитель тот, кто больше всего назовет слов.
После выполнения этого задания проводится физкультминутка под сопровождение русской народной мелодии. Затем продолжается «ярмарка».
III Учитель: В начале урока мы с вами выяснили, что ни одна ярмарка не проходит без весёлых шуток и забав. Вот и на нашей ярмарке не обойтись без них. Свои шутки вам прислали ребята из разных стран. Получив их, вы должны будете выполнить следующее задание: так выразительно прочесть шутку, чтобы мы все смеялись, а потом найти в тексте местоимения, указать, какими членами предложения они являются.
К доске вызываются четверо учащихся, им раздаются карточки.
Карточка №1
Сын говорит матери:
- Знаешь, мамочка, учительница попросила меня разборчивее писать буквы, и я не знаю что мне теперь делать.
- То есть, как не знаешь? Надо писать разборчивее.
- Если я буду писать разборчивее, она сможет увидеть мои орфографические ошибки…
(Куба)
Карточка №2
- Мама! Вчера учитель отослал домой Марко, потому что он пришел неумытый…
- Так ему и надо вашему Марко.
- А сегодня все пришли неумытые!
(Югославия)
Карточка №3
В замке – музее Ганс нечаянно опрокинул и разбил вазу.
- Ах! – громко воскликнула смотрительница. – Ведь это была такая старая ваза!
- Значит, мне повезло, - облегченно вздохнул Ганс. – Я боялся, что она новая.
(Германия)
Карточка №4
Учительница ученику:
- Назови, пожалуйста, четыре основных элемента природы.
- Огонь, воздух, земля….
- А еще? Вспомни-ка, что ты употребляешь для мытья рук?
- Мыло!
(Польша)
IV Пока эти ученики готовятся к ответу, с классом проводятся две игры: «Отгадай-ка» и «Аукцион». Учитель и несколько заранее подготовившихся учеников загадывают классу загадки.
Например:
А теперь, мои ребятки.
Отгадайте-ка загадку:
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем… (часы).
Ученик:
А теперь мою загадку.
Отгадайте-ка ребятки:
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко… (мяч)
И т.д.
При отгадывании ученик произносит слово – отгадку и определяет, какой частью речи оно является. За правильный ответ выдается фишка. Победителем будет тот, кто наберет больше всех фишек.
Затем – игра «Аукцион»
Учитель:
Здесь у нас аукцион –
Подведёт итоги он.
Тот, кто больше, лучше знает,
Тот награду получает.
V. Задаются обобщающие вопросы по теме «Части речи». Ответы оцениваются.
VI. В конце урока заслушиваются ответы учащихся по карточкам, оценивается активность каждого ученика, всем выставляются оценки.
VII. Домашнее задание:
- Составить устный рассказ «На ярмарке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.
Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...
Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Наречие как часть речи.
Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
"Части речи. Повторение изученного в начальной школе» ( для учащихся 5 класса)
Цели урока:Обобщить известную информацию об изученных частях речи.Выработать умение различать части речи по вопросам и значению.Задачи: 1. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать обще...
Конспект урока по русскому языку ( 5 класс) "Глагол как часть речи"
Конспект урока " Глагол как часть речи". Пятиклассники вспоминают, что изучили об этой части речи в начальной школе. Особое внимание уделяется изменению глаголов по лицам и числам....
Служебные части речи (повторение пройденного в начальной школе)
Контрольная тестовая работа, направленная на проверку знаний, усвоенных учениками за курс начальной школы....