Урок- ярмарка по русскому языку в 5 классе на тему: «Части речи» (повторение- обобщение знаний начальной школы).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

урок предназначен для повторения материала начальной школы "Урок- ярмарка по русскому языку в 5 классе на тему: «Части речи»." , в игровой, доступной для учеников форме. Можно использовать фольклорные мотивы (элемнты русского народного костюма, оформление доски, пение русских народных песен..)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_russkogo_yazyka.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Учитель русского языка: Бычкова Ирина Анатольевна

                                   Санкт-Петербург Адмиралтейский район  ГБОУ средняя школа №229

Урок- ярмарка по русскому языку в 5 классе на тему: «Части речи» (повторение- обобщение знаний начальной школы).

Цель урока: Обобщить знания учащихся по теме: «Части речи».

Задачи урока:

1. Выяснить знание материала учащихся по данной теме.

2. Закрепить умение распознавать части речи и их грамматические и морфологические признаки.

3. Развивать творческие способности учащихся.

I Вводная беседа учителя:

- Что такое ярмарка?

(это веселый базар, где можно что-то купить или продать)

- Кто раньше на ярмарке продавал товары?

( на ярмарках товары продавали купцы)

-А что можно было купить на ярмарке?

( можно было купить все, что хочешь: одежду, продукты, игрушки, орудия труда…)

-Чем еще были знамениты старинные ярмарки?

(на ярмарках проводились различные соревнования, театральные представления, звучали песни и шутки)

II Учитель:  Сегодня на уроке мы тоже устроим ярмарку. Только будем  «продавать и покупать» товар необычный - свои знания. Каждый человек, пришедший на ярмарку,  что-то приносит. Вот и вы сегодня пришли на ярмарку не с пустыми руками, а с домашним заданием. Откройте свои «корзины» (тетради с домашним заданием) и покажите свой  «товар».

        Ученики читают, объясняют выполнение упражнения, а учитель оценивает «товар», слушая ответы учеников и «прохаживается по торговым рядам».

        К этому уроку заранее подготовлены «купцы» - ученики, которые будут задавать вопросы.

        Ученик: (зазывала):

Подходи, честной народ!

Нынче ярмарка идет.

Собрались на ней честные,

Купцы заморские и местные.

Нам товар свой предлагают

Очень интересный.

Всё на свете они знают,

Всех зовут в круг тесный.

        1-й учащийся («купец-глагол»):

Мой товар ты выбирай,

А другой не замечай.

Ты корзину подставляй

И глаголы насыпай.

Читает слова, из которых ученик должны выбирать и записать («насыпать в корзины») только глаголы. Слова: бежать, радоваться, мир, полет, бег, читать, книга, борьба, писать, рисовать, школа, плавать, бороться, строить, защита, честный и т.д.

        Учитель проверяет, кто больше «набрал в корзину» глаголов.

        Затем на экран проецируется небольшой шуточный текст.

        Учитель обращается к ученику:

- Проспрягай глагол «идти»

- Я иду… ты идёшь…- медленно отвечает тот.

- Поживее…

- Он бежит, мы бежим, вы бежите!

Здание: устно проспрягать до конца глаголы идти и бежать.

        2-й учащийся («купец – существительное»).

Хожу я по базару,

Ищу себе я пару.

Помогите мне друзья!

Ведь без пары мне нельзя!

«Купец» диктует существительные, ученики записывают их и к каждому подбирают подходящее прилагательное. Существительные: дело, мир, дружба, родина, хлеб, война, звено, ярмарка, мама, жизнь, школа, земля, страна и т.д.

        При проверке отмечаются удачные словосочетания, с которыми ученики составляют и записывают предложения.

        3-й учащийся («купец – прилагательное»).

Подходи честной народ,

Знатоков тут бой идет.

Кто трудиться не ленится,

Тут в бою он отличится.

        Выходят по желанию два ученика, и «купец» предлагает им здание: сначала один ученик должен назвать существительное, а второй – подобрать как можно больше прилагательных. Например: дерево – высокое, стройное, большое, красивое, хвойное и т.д. Потом второй ученик называет прилагательное, а первый подбирает к нему различные существительные. Например: круглый (круглая, круглое) – мяч, розетка, арбуз, яблоко, солнце и т.п.

        В «бою» побеждает тот, кто подберет больше слов к предложенному слову (победителя определяет вся группа).

Следующее задание «купец» предлагает всему классу:

- Найти существительные, которые подходят сразу к трем прилагательным белый, мягкий, съедобный. (Это могут быть хлеб, творог, сметана, масло и т.п.).  Победитель тот, кто больше всего назовет слов.

        После выполнения этого задания проводится физкультминутка под сопровождение русской народной мелодии. Затем продолжается «ярмарка».

        III Учитель: В начале урока мы с вами выяснили, что ни одна ярмарка не проходит без весёлых шуток и забав. Вот и на нашей ярмарке не обойтись без них. Свои шутки вам прислали ребята из разных стран. Получив их, вы должны будете выполнить следующее задание: так выразительно прочесть шутку, чтобы мы все смеялись, а потом найти в тексте местоимения, указать, какими членами предложения они являются.

        К доске вызываются четверо учащихся, им раздаются карточки.

Карточка №1

Сын говорит матери:

- Знаешь, мамочка, учительница попросила меня разборчивее писать буквы, и я не знаю что мне теперь делать.

- То есть, как не знаешь? Надо писать разборчивее.

- Если я буду писать разборчивее, она сможет увидеть мои орфографические ошибки…

                                                                       (Куба)

Карточка №2

- Мама! Вчера учитель отослал домой Марко,  потому что он пришел неумытый…

- Так ему и надо вашему Марко.

- А сегодня все пришли неумытые!         

                                                                        (Югославия)

Карточка №3

В замке – музее Ганс нечаянно опрокинул и разбил вазу.

- Ах! – громко воскликнула смотрительница. – Ведь это была такая старая ваза!

- Значит, мне повезло, - облегченно вздохнул Ганс. – Я боялся, что она новая.

                                                                        (Германия)

Карточка №4

Учительница ученику:

- Назови, пожалуйста, четыре основных элемента природы.

- Огонь, воздух, земля….

- А еще? Вспомни-ка, что ты употребляешь для мытья рук?  

- Мыло!

                                                                     (Польша)

        IV Пока эти ученики готовятся к ответу, с классом проводятся две игры: «Отгадай-ка» и «Аукцион». Учитель и несколько заранее подготовившихся учеников загадывают классу загадки.

        Например:

А теперь, мои ребятки.

Отгадайте-ка загадку:

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда мы не уйдем… (часы).

        Ученик:

А теперь мою загадку.

Отгадайте-ка ребятки:

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко… (мяч)

И т.д.

        При отгадывании ученик произносит слово – отгадку и определяет, какой частью речи оно является. За правильный ответ выдается фишка. Победителем будет тот, кто наберет больше всех фишек.

        Затем – игра «Аукцион»

        Учитель:

Здесь у нас аукцион –

Подведёт итоги он.

Тот, кто больше, лучше знает,

Тот награду получает.

        V. Задаются обобщающие вопросы по теме «Части речи». Ответы оцениваются.

        

        VI. В конце урока заслушиваются ответы учащихся по карточкам, оценивается активность каждого ученика, всем выставляются оценки.

        

        VII. Домашнее задание:

- Составить устный рассказ «На ярмарке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Наречие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

"Части речи. Повторение изученного в начальной школе» ( для учащихся 5 класса)

Цели урока:Обобщить известную информацию об изученных частях речи.Выработать умение различать части речи по вопросам и значению.Задачи: 1. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать обще...

Конспект урока по русскому языку ( 5 класс) "Глагол как часть речи"

Конспект урока " Глагол как часть речи". Пятиклассники вспоминают, что изучили об этой части речи в начальной школе. Особое внимание уделяется изменению глаголов по лицам и числам....

Служебные части речи (повторение пройденного в начальной школе)

Контрольная тестовая работа, направленная на проверку знаний, усвоенных учениками за курс начальной школы....