Урок русского языка в 6 классе. Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель урока повторить основные морфологические признаки глагола; уметь отличать глагол от других частей речи; научить правильно произносить глаголы,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu_glagol_kak_chast_rechi_6_klass.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе.
Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.
Учитель: Волкова М.А. МОУ-СОШ №2 г. Красный Кут
Цель:
- повторить основные морфологические признаки глагола;
- уметь отличать глагол от других частей речи;
- научить правильно произносить глаголы,
- не допускать речевых ошибок.
- здоровьесберегающие задачи: способствовать сохранению и укреплению здоровья через физ.минутку, отдых, релаксацию.
Тип урока: урок-повторение информационного типа с элементами игры.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход урока
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
- О какой части речи идёт речь?
Сегодня на уроке мы повторим сведения о глаголе. Вспомним грамматические признаки глагола, правописание безударных окончаний. Роль глаголов в тексте.
Глагол – это весенняя часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно нам успех!
1. Сказочная заставка "Глагол и его друзья"
"Жил был Глагол.
И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошел он по белу светы счастье искать. Шел, шел, видит - сидит Существительное на камушке и плачет.
- Что ты так пригорюнилось?
- Да вот, живу-живу, а для чего - не знаю. Никакой пользы не приношу.
- Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.
Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.
- Что ты кручинишься, Прилагательное?
- Не к чему мне свои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.
- Пойдем с нами счастье искать.
Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике"(слайд №1)
(вопросы по слайду)
2.Сообщение темы и целей урока. "(слайд №2)
Тема: «Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.» "(слайд №3)
3. "Наш словарик"(слайд №4)
Из истории слов.
Откуда взялось такое странное слово глагол?..
Слово глагол: означало по-старославянски слово, существовало и слово глаголати.
:Значит, глагол выражает действие? Да, но вот что забавно: бездействие:тоже :: стать, лежать, молчать, стоять и т.п.
В разговорном языке мы это грамматическое понятие (как и существительное) не употребляем. Мы не говорим: "Что ты мне глаголишь?" Однако в произведениях наших великих писателей и поэтов встречаются и само слово глагол, и некоторые производные от него.
У Пушкина:
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
(Тут глаголом значит словом)
У Лермонтова:
Вот у ног Ерусалима,
Богом сожжена,
Безглагольна, недвижима
Мертвая страна.
(Здесь безглагольный означает безмолвный, бессловесный)
:Судьба слова глаголь (т.е. говори) в русском языке в письме довольно причудлива. Оно стало в старорусской азбуке названием буквы "Г": так и читалось: "Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро:", т.е. А Б В Г Д. (Азбука называлась раньше Абевега).
4. Практические задания.
1)"Перепутаница""(слайд №5)
Составить сочетание слов
собака | хрюкает |
волк | блеет |
овца | лает |
свинья | гогочет |
гусь | кудахчет |
кузнечик | мяукает |
кошка | стрекочет |
курица | воет |
2)Что такое синонимы? (слайд №6)
Найти синонимы:
мыслить - думать
торопиться - спешить
брать - кричать
блистать - сверкать.
3) поставьте глаголы в неопределенную форму. (слайд №7)
Игра «Составь слово».
От глагола размешать взять приставку, от глагола побежать – корень, от глагола летать – суффикс, от глагола краснеть – окончание,от глагола поскользнуться– второй суффикс. Какое получилось слово? (Разбежаться.)
4)Перед вами фразеологические обороты, подберите к ним нужные глаголы, поставьте глаголы в ед.ч. 2-л.: (слайд №8)
- обвести вокруг пальца;
- клевать носом;
- зарубить на носу;
- не спускать глаз;
- пропускать мимо ушей.
(Обманываешь, засыпаешь, запоминаешь, следишь, не слушаешь).
5)Как определить вид глагола? По вопросу. (слайд №9)
Вид. Составить видовые пары:
Что делать? Что сделать?
говорить - сказать
приходить - прийти
ловить - поймать
ложиться - лечь
брать – взять
6)Время. Веселые рифмы(Записать глаголы, указать время)
Прошедшее время -
То, что прошло:
"Вчера мы писали",
"Солнце ушло"
Настоящее время
Приходит теперь:
"Мы пишем имя",
"Бегает зверь".
Будущее время
Еще не пришло:
"После уроков
Пойдем мы в кино".
7)Рефлексия О каком времени года говорится в стихотворении? (весне) (слайд №10)
Если бы у вас были краски, какие цвета вы взяли, чтобы нарисовать весну?
В природе существует 4 цвета весны: красный, желтый, зеленый, синий Гимнастика для глаз. Найдите глазами зеленый цвет, синий, желтый и т.д.
Остановите взгляд на зеленом цвете
Весну называют: ”Весна зеленой травы” Почему?
На слайде текст: Еще не весь сойдет снег, а скоро покажется молодая травка. С каждым днем ее становится все больше. Своим зеленым ковром она закроет остатки земли. (слайд №11)
(определите время, вид, спряжение)
8) Цифровой диктант. (слайд №12) 1-глагол I спряжения;2- глагол II (любить, нести, стелить, смотреть, растереть, скакать, слышать, обидеть, строить, брить, приклеить.)
9) Творческий диктант.
-Вставьте подходящие по смыслу глаголы.
1)Пилой пилят, а ножом…
2)Красками красят, а белилами…
3)Дом строят, а колодец…
4)Зубы чистят пастой, а руки… мылом.
5)Лед на реке колют, а траву на лугу…
10) Работа по учебнику. Упр 432. (слайд №13)
11) Итог урока. (слайд №14)
-О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?
12) Домашнее задание. (слайд №15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.
Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи»
Цели урока развивать речь , логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; обобщить и углубить знания по теме "Глагол»; воспитыв...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
Конспект урока по русскому языку ( 5 класс) "Глагол как часть речи"
Конспект урока " Глагол как часть речи". Пятиклассники вспоминают, что изучили об этой части речи в начальной школе. Особое внимание уделяется изменению глаголов по лицам и числам....
Конспект урока русского языка по теме "Глагол как часть речи".
СЦЕНАРИЙ УРОКАс использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на тему «Глагол как часть речи»...
Презентация к уроку русского языка на тему "Глагол как часть речи"
Презентация к уроку русского языка на тему "Глагол как часть речи". Данная презентация поможет иллюстрировать урок по русскому языку на тему "Глагол как часть речи"...