Урок русского языка в 6 классе. Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Волкова Мария Александровна

Цель урока повторить основные морфологические признаки глагола; уметь отличать глагол от других частей речи; научить правильно произносить глаголы,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu_glagol_kak_chast_rechi_6_klass.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.

Учитель: Волкова М.А. МОУ-СОШ №2 г. Красный Кут

Цель: 

  • повторить основные морфологические признаки глагола;
  • уметь отличать глагол от других частей речи;
  • научить правильно произносить глаголы,
  • не допускать речевых ошибок.
  • здоровьесберегающие задачи: способствовать сохранению и укреплению здоровья через физ.минутку, отдых, релаксацию.

Тип урока: урок-повторение информационного типа с элементами игры.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход урока

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.

- О какой части речи идёт речь?

Сегодня на уроке мы повторим сведения о глаголе. Вспомним грамматические признаки глагола, правописание безударных окончаний. Роль глаголов в тексте.

Глагол – это весенняя часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно нам успех!

1. Сказочная заставка "Глагол и его друзья"

"Жил был Глагол.

И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошел он по белу светы счастье искать. Шел, шел, видит - сидит Существительное на камушке и плачет.

- Что ты так пригорюнилось?

- Да вот, живу-живу, а для чего - не знаю. Никакой пользы не приношу.

- Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.

Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.

- Что ты кручинишься, Прилагательное?

- Не к чему мне свои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.

- Пойдем с нами счастье искать.

Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике"(слайд №1)

(вопросы по слайду)

2.Сообщение темы и целей урока. "(слайд №2)

Тема: «Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.» "(слайд №3)

3. "Наш  словарик"(слайд №4)

Из истории слов.

Откуда взялось такое странное слово глагол?..

Слово глагол: означало по-старославянски слово, существовало и слово глаголати.

:Значит, глагол выражает действие? Да, но вот что забавно: бездействие:тоже :: стать, лежать, молчать, стоять и т.п.

В разговорном языке мы это грамматическое понятие (как и существительное) не употребляем. Мы не говорим: "Что ты мне глаголишь?" Однако в произведениях наших великих писателей и поэтов встречаются и само слово глагол, и некоторые производные от него.

У Пушкина:

И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
(Тут глаголом значит словом)

У Лермонтова:

Вот у ног Ерусалима,
Богом сожжена,
Безглагольна, недвижима
Мертвая страна.

(Здесь безглагольный означает безмолвный, бессловесный)

:Судьба слова глаголь (т.е. говори) в русском языке в письме довольно причудлива. Оно стало в старорусской азбуке названием буквы "Г": так и читалось: "Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро:", т.е. А Б В Г Д. (Азбука называлась раньше Абевега).

4. Практические задания.

1)"Перепутаница""(слайд №5)

Составить сочетание слов

собака

хрюкает

волк

блеет

овца

лает

свинья

гогочет

гусь

кудахчет

кузнечик

мяукает

кошка

стрекочет

курица

воет

2)Что такое синонимы? (слайд №6)

Найти синонимы:

мыслить - думать

торопиться - спешить

брать - кричать

блистать - сверкать.

3) поставьте глаголы в неопределенную форму. (слайд №7)

Игра «Составь слово».

От глагола размешать взять приставку, от глагола побежать – корень, от глагола летать – суффикс, от глагола краснеть – окончание,от глагола поскользнуться– второй суффикс. Какое получилось слово? (Разбежаться.)

4)Перед вами фразеологические обороты, подберите к ним нужные глаголы, поставьте глаголы в ед.ч. 2-л.: (слайд №8)

  • обвести вокруг пальца;
  • клевать носом;
  • зарубить на носу;
  • не спускать глаз;
  • пропускать мимо ушей.

(Обманываешь, засыпаешь, запоминаешь, следишь, не слушаешь).

5)Как определить вид глагола? По вопросу. (слайд №9)

Вид. Составить видовые пары:

Что делать? Что сделать?

говорить - сказать

приходить - прийти

ловить - поймать

ложиться - лечь

брать – взять

6)Время. Веселые рифмы(Записать глаголы, указать время)

Прошедшее время -
То, что прошло:
"Вчера мы писали",
"Солнце ушло"
Настоящее время
Приходит теперь:
"Мы пишем имя",
"Бегает зверь".
Будущее время
Еще не пришло:
"После уроков
Пойдем мы в кино".

7)Рефлексия О каком времени года говорится в стихотворении? (весне) (слайд №10)

Если бы у вас были краски, какие цвета вы взяли, чтобы нарисовать весну?

В природе существует 4 цвета весны: красный, желтый, зеленый, синий Гимнастика для глаз. Найдите глазами зеленый цвет, синий, желтый и т.д.

Остановите взгляд на зеленом цвете

Весну называют: ”Весна зеленой травы” Почему?

На слайде текст: Еще не весь сойдет снег, а скоро покажется молодая травка. С каждым днем ее становится все больше. Своим зеленым ковром она закроет остатки земли. (слайд №11)

(определите время, вид, спряжение)

8) Цифровой диктант. (слайд №12) 1-глагол I спряжения;2- глагол II (любить, нести, стелить, смотреть, растереть, скакать, слышать, обидеть, строить, брить, приклеить.)

9) Творческий диктант.

-Вставьте подходящие по смыслу глаголы.

1)Пилой пилят, а ножом…

2)Красками красят, а белилами…

3)Дом строят, а колодец…

4)Зубы чистят пастой, а руки… мылом.

5)Лед на реке колют, а траву на лугу…

10) Работа по учебнику. Упр 432. (слайд №13)

11) Итог урока. (слайд №14)

-О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?

12) Домашнее задание. (слайд №15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи»

Цели урока         развивать речь ,  логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; обобщить и  углубить     знания по теме "Глагол»; воспитыв...

Конспект урока по русскому языку ( 5 класс) "Глагол как часть речи"

Конспект урока " Глагол как часть речи". Пятиклассники вспоминают, что изучили об этой части речи в начальной школе. Особое внимание уделяется изменению глаголов по лицам и числам....

Конспект урока русского языка по теме "Глагол как часть речи".

СЦЕНАРИЙ УРОКАс использованием технологии развития критического мышления через  чтение и письмо на тему «Глагол как часть речи»...

Презентация к уроку русского языка на тему "Глагол как часть речи"

Презентация к уроку русского языка на тему "Глагол как часть речи". Данная презентация поможет иллюстрировать урок по русскому языку на тему "Глагол как часть речи"...