Урок русского языка в 6 классе." Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе."
план-конспект урока (6 класс) на тему
Урок русского языка в 6 классе по теме " Глагол. Повторение изученного в 5 классе." Это первый урок по теме "Глагол".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Глагол. Повторение изученного в 5 классе. | 19 КБ |
материал к уроку проектируется на экран | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе.
Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.
Цель:
- повторить основные морфологические признаки глагола;
- уметь отличать глагол от других частей речи;
- научить правильно произносить глаголы,
- не допускать речевых ошибок.
- здоровьесберегающие задачи: способствовать сохранению и укреплению здоровья через физ.минутку, отдых, релаксацию.
Тип урока: урок-повторение информационного типа с элементами игры.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход урока
На доске запись, закрытая другой половиной:
«Чтобы передать звучание музыки, блеск красок, шум садов… тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия … очень важны глаголы».
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
- О какой части речи идёт речь? (о глаголе)
- Давайте сформулирем тему нашего сегодняшнего урока. ( Глагол как часть речи)
- А мы с вами знаем что-нибудь о глаголе?
- Давайте сформулируем цель нашего урока.
( открывется доска)
Специалисты подсчитали, что чаще всего в нашей речи употребляются существительные и глаголы.
Сегодня на уроке мы повторим сведения о глаголе. Вспомним грамматические признаки глагола.
Глагол – это весенняя часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно нам успех!
Давайте вспомним:
Как определить спряжение глагола?
1. Стелет, ненавидит, зависит, стонет, жалит, строит.
2.Видит, колет, молчит, клеит, рубит, борется, дышит.
3.Реет, лает, тает, хлещет, любит, сеет, блистает.
Сектор 2.
Прав ли Петя Безошибочный?
а) Петя написал слитно глагол с отрицанием не был. «Это слово с не, - сказал он, - можно заменить синонимом без не – отсутствовал».
б) В своей тетради ненавидел Петя написал раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - объяснил он.
Теперь проверьте себя, запишите в своей тетради словосочетания: не был на выставке, ураган неистовствовал, мне нездоровится, не прикасайся к проводам, ненавидел опаздывать, не участвовал в соревновании, не чувствовал усталости.
В повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда» есть такой эпизод: машину, в которой ехала на дачу Ольга, догнала мотоколонна бойцов. Проезжая через дачный поселок, они дружно пели. (Текст написан на доске). При звуках этой песни шире (распахнулись – распахивались) окна и двери в избах. Из-за заборов, из калиток )вылетели – вылетали) обрадованные ребятишки. Они (махнули – махали) рукой, (бросили – бросали) бойцам ещё недозрелые яблоки, (закричали – кричали) вдогонку «ура».
Из двух глаголов, записанных в скобках, выберите тот, какой употребил автор. Докажите правильность своего выбора. В скобках записаны глаголы СВ и НСВ.
(В данном тексте автор употребил глаголы НСВ, т.к. действие ещё не завершено, не закончено).
В каких случаях надо употреблять глагол одеть, а в каких надеть?
Сформулируйте (устно) правило, подумав над такими примерами.
Одеть (кого?) сестренку (во что?) в шубу.
Одеваться (во что?) во все белое.
Зима одевает (что?) поля (чем?) снегом, а (что?) реки (чем?) льдом.
Река оделась (чем?) льдом.
Правило 1. Одеть кого (что, во что или чем).
Надевать (что?) новые костюм и ботинки.
Надевать (что?) колпачок (на что?) на фломастер.
Надень (что?) рюкзак (на что?) на спину.
Правило 2. Надеть что и что на что.
4. Практические задания.
1)"Перепутаница""(слайд №5)
Составить сочетание слов
собака | хрюкает |
волк | блеет |
овца | лает |
свинья | гогочет |
гусь | кудахчет |
кузнечик | мяукает |
кошка | стрекочет |
курица | воет |
2)Что такое синонимы? (слайд №6)
Найти синонимы:
мыслить - думать
торопиться - спешить
брать - кричать
блистать - сверкать.
Игра «Составь слово».
От глагола размешать взять приставку, от глагола побежать – корень, от глагола летать – суффикс, от глагола краснеть – окончание,от глагола поскользнуться– второй суффикс. Какое получилось слово? (Разбежаться.)
4)Перед вами фразеологические обороты, подберите к ним нужные глаголы, поставьте глаголы в ед.ч. 2-л.: (слайд №8)
- обвести вокруг пальца;
- клевать носом;
- зарубить на носу;
- не спускать глаз;
- пропускать мимо ушей.
(Обманываешь, засыпаешь, запоминаешь, следишь, не слушаешь).
5)Как определить вид глагола? По вопросу. (слайд №9)
Вид. Составить видовые пары:
Что делать? Что сделать?
говорить - сказать
приходить - прийти
ловить - поймать
ложиться - лечь
брать – взять
9) Творческий диктант.
-Вставьте подходящие по смыслу глаголы.
1)Пилой пилят, а ножом…
2)Красками красят, а белилами…
3)Дом строят, а колодец…
4)Зубы чистят пастой, а руки… мылом.
5)Лед на реке колют, а траву на лугу…
2. Укажите прямое и переносное значения слова-глагола «петь».
А) Вот солдаты идут по степи опалённой,
Тихо песню поют про берёзки да клёны…
Б) В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют…
В) Люблю моё Отечество,
Пою моё Отечество…
3.Замените в предложениях глаголы, поставив их в форму будущего времени.
Чужую беду руками легко развести.
Близок локоть, да не укусить.
Это цветочки, а ягодкам быть впереди.
- Давайте подведем итог сегодняшнего урока.
-- Чем мы занимались на уроке? ( повторяли все, что мы знаем о глаголе)
--Какая цель была поставлена? Достигли ли мы нашей цели?
Теперь надо поставить оценки нашим ученикам. Кому мы можем поставить оценки за сегодняшний урок?
Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Как определить спряжение глагола?
1. Стел...т, ненавид..т, завис..т, стон..т, жал..т, стро..т.
2. .Вид..т, кол..т, кле..т, руб..т, бор..тся, дыш..т.
3. Хлещ..т, люб..т, блиста..т.
Прав ли Петя Безошибочный?
а) Петя написал слитно глагол с отрицанием не был. «Это слово с не, - сказал он, - можно заменить синонимом без не – отсутствовал».
б) В своей тетради ненавидел Петя написал раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - объяснил он.
[a]
Проверь себя.
Не был на выставке, ураган неистовствовал, мне нездоровится, не прикасайся к проводам, ненавидел опаздывать, не участвовал в соревновании, не чувствовал усталости.
Машину, в которой ехала на дачу Ольга, догнала мотоколонна бойцов. Проезжая через дачный поселок, они дружно пели. При звуках этой песни шире (распахнулись – распахивались) окна и двери в избах. Из-за заборов, из калиток (вылетели – вылетали) обрадованные ребятишки. Они (махнули – махали) рукой, (бросили – бросали) бойцам ещё недозрелые яблоки, (закричали – кричали) вдогонку «ура».
Из двух глаголов, записанных в скобках, выберите тот, какой употребил автор. Докажите правильность своего выбора.
Одеть (кого?) сестренку (во что?) в шубу.
Одеваться (во что?) во все белое.
Зима одевает (что?) поля (чем?) снегом, а (что?) реки (чем?) льдом.
Река оделась (чем?) льдом.
Надевать (что?) новые костюм и ботинки.
Надевать (что?) колпачок (на что?) на фломастер.
Надень (что?) рюкзак (на что?) на спину.
Правило 1. Одеть кого (что, во что или чем).
Правило 2. Надеть что и что на что.
Составить сочетание слов
собака | хрюкает |
волк | блеет |
овца | лает |
свинья | гогочет |
Гусь | кудахчет |
Кузнечик | мяукает |
Кошка | стрекочет |
Курица | воет |
Перед вами фразеологические обороты, подберите к ним нужные глаголы, поставьте глаголы в ед.ч. 2-л.: |
- обвести вокруг пальца;
- клевать носом;
- зарубить на носу;
- не спускать глаз;
- пропускать мимо ушей.
-Вставьте подходящие по смыслу глаголы.
1)Пилой пилят, а ножом…
2)Красками красят, а белилами…
3)Дом строят, а колодец…
4)Зубы чистят пастой, а руки… мылом.
5)Лед на реке колют, а траву на лугу…
Замените в предложениях глаголы, поставив их в форму будущего времени.
Чужую беду руками легко развести.
Близок локоть, да не укусить.
Это цветочки, а ягодкам быть впереди.
Замените в предложениях глаголы, поставив их в форму будущего времени.
Чужую беду руками легко развести.
Близок локоть, да не укусить.
Это цветочки, а ягодкам быть впереди.
[a]Оставлен комментарий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Коррекционно-развивающее занятие по теме "Части речи" (повторение изученного) 4 класс (Vвида)
В настоящее время увеличилось количество учащихся, не справляющихся со школьной программой. Причины трудностей разнообразны. И порой на уровне школьного логопункта преодолеть их бывает невозможн...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
Конспект урока по русскому языку ( 5 класс) "Глагол как часть речи"
Конспект урока " Глагол как часть речи". Пятиклассники вспоминают, что изучили об этой части речи в начальной школе. Особое внимание уделяется изменению глаголов по лицам и числам....
Русский язык. 5 класс. «Глагол как часть речи»
Цели урока:-развивать речь обучающихся, логическое мышление, коммуникативные навыки;-обобщить и расширить изученные ранее знания по теме «Глагол»...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...