Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное как часть речи".
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме
Разработка урока. Презентация, технологическая карта, приложение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта. | 21.08 КБ |
Презентация. | 925.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи».
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Слайд № 1. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в действии. | Выявление уровня знаний, определение типичных недостатков. Проверка домашнего задания. | Упражнение тренирует мыслительные операции и учебные навыки. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; познавательно-логические: анализ объектов с целью выделения признаков. |
Постановка учебной задачи. | Активизация деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации. Слайд №№ 2 – 6. | Ставят цели, уточняют тему урока. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
Построение проекта выхода из затруднительной ситуации. | Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации. Слайды №№ 7,8. Далее слайды №№ 9, 10. | Составляют устно план достижения цели и определяют средства достижения (модель, алгоритм). Морфологические признаки. Постоянные и непостоянные, синтаксическая роль. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование: логические – построение логической цепи рассуждений. Выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Первичное закрепление. | Установить осознанность восприятия, первичное обобщение. Слайды № 14 (на доске), 15, 16. После слайда № 16 – приложение № 1. Слайды №№ 17-22. После слайда № 21 – приложение № 2. | Решение типовых заданий совместно, с проговариванием алгоритма вслух. Приложение № 1 – самопроверка и взаимопроверка. Приложение № 2 – совместная работа. | Регулятивные: контроль, оценка. Коррекция; познавательные: выбор эффективных способов решения, умение структурировать знания; коммуникативные: оценка действий партнера. |
Самостоятельная работа. | Организация деятельности по применению новых знаний. Слайд № 22. Далее приложение № 3 (по вариантам). Дифференцированно. | Осуществление самопроверки. Сравнение пошагово с эталоном. Приложение № 3 (по вариантам). | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осозание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. |
Дальнейшая работа над проектом. | Функции имен прилагательных в литературном произведении. Слайд № 24 – 26. Приложение № 4. Далее слайды №№ 27-28. | Творческие задания. Приложение № 4 после слайда № 26. | Регулятивные: контроль, оценка. Коррекция; познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: контроль, коррекция. |
Написание эссе. | Организация деятельности по применению новых знаний. Слайд № 29. | Осуществление самопроверки, развитие письменной речи. | Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения материала; личностные – самоопределение. |
Рефлексия. | Организация рефлексии. Слайд № 30 – итоги урока. Слайды №№ 30, 31 – дом. задание (продолжение рассказа). | Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Дать определение имени прилагательному.
Цели урока: Дать определение имени прилагательному. Определить морфологические признаки имени прилагательного и его синтаксическую роль.
Цели урока: Дать определение имени прилагательному. Определить морфологические признаки имени прилагательного и его синтаксическую роль. Выяснить, каким образом и зачем употребляется имя прилагательное в устной и письменной речи.
Цели урока: Дать определение имени прилагательному. Определить морфологические признаки имени прилагательного и его синтаксическую роль. Выяснить, каким образом и зачем употребляется имя прилагательное в устной и письменной речи. Научиться находить в тексте имена прилагательные, определять их морфологические признаки.
Цели урока: Дать определение имени прилагательному. Определить морфологические признаки имени прилагательного и его синтаксическую роль. Выяснить, каким образом и зачем употребляется имя прилагательное в устной и письменной речи. Научиться находить в тексте имена прилагательные, определять их морфологические признаки. Научиться правильно использовать имена прилагательные в устной и письменной речи.
Имя прилагательное ЗНАЧЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ВОПРОСЫ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
Мы живем в удивительном городе. И мы сегодня узнаем , как описывали Петербург великие русские поэты и писатели , как вдохновляет наш таинственный город современных поэтов. А помогала и помогает поэтам и писателям в их творчестве особенная часть речи – имя прилагательное. Просто часть речи. Но сегодня вы увидите, как имя прилагательное важно для литературного произведения.
ЗНАЧЕНИЕ Имя прилагательное обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА
Имя прилагательное – это часть речи, которая 1. Обозначает признак предмета. 2. Отвечает на вопросы Какой? Чей? 3 . Изменяется по числам, родам(в ед.ч .), падежам. 4 . В предложении является определением или сказуемым.
Найдите имена прилагательные. На какой вопрос они отвечают? В столице северной томится пыльный тополь, Запутался в листве прозрачный циферблат… (О . Мандельштам) Но запомнится беседа. Дымный полдень, воскресенье, В доме сером и высоком У морских ворот Невы. (А . Ахматова)
Имя прилагательное отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?
Найдите прилагательные. На какой вопрос они отвечают? О, это был прохладный день В чудесном городе Петровом! Лежал закат костром багровым, И медленно густела тень. (А . Ахматова)
Найдите и просклоняйте словосочетания (имя существительное + имя прилагательное). В осеннем тумане, в январском снегу Стоит Ленинград на морском берегу… (Н. Полякова).
ВНИМАНИЕ! Прилагательное мужского и среднего рода в родительном падеже отвечают на вопрос какого? и имеют окончания -ого , -его : осен него, январского , но слышится како [во]?
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ Прилагательные изменяются ПО ЧИСЛАМ, ПАДЕЖАМ, а в единственном числе изменяются по РОДАМ.
Краткие и полные прилагательные. Твой остов прям, твой облик жесток, Шершавопыльный – сер гранит… (З . Гиппиус). Краткие прилагательные не изменяются по падежам, имеют только форму рода и числа, а в предложении являются сказуемыми. Краткие прилагательные образуются от полных. В единственном числе : для мужского рода - нулевое окончание (жесткий - жесток); для женского рода окончание -а (жесткая - жестка); для среднего рода - окончание -о, -е (жесткое - жестко). Во множественном числе все краткие прилагательные оканчиваются на -ы, -и (жестки. серы).
Вставьте пропущенные буквы. Каким членом предложения является имя прилагательное? Есть в нашем город… р…ка, Ее з… вут Нева. И ш…рока, и глубока Речная с… нева . (Н. Полякова).
Вставьте пропущенные буквы. Каким членом предложения является имя прилагательное? Есть в нашем городе река, Ее зовут Нева. И широка, и глубока Речная синева. (Н. Полякова).
Вставьте пропущенные буквы. Каким членом предложения является имя прилагательное? Есть в нашем городе река, Ее зовут Нева. И широка, и глубока Речная синева. (Н. Полякова).
Синтаксическая роль Имя прилагательное в предложении является определением или сказуемым
Петербург – многоликий город. … У него таинственное лицо. (М. Горький). Какова синтаксическая роль имен прилагательных в данных предложениях?
Сколько имён прилагательных в стихотворении? Вновь Исакий в облаченье Из литого серебра… Стынет в грозном нетерпенье Конь Великого Петра. Ветер душный и суровый С черных труб сметает гарь… Ах! Своей столицей новой Недоволен государь. (А. Ахматова).
Какую дополнительную информацию несет имя прилагательное?
В определенный час ночной Мосты, что дремлют над Невой, Проснутся, тяжело вздохнут И к небу руки вознесут. В руках зеленые огни, Для кораблей сигнал они. И тотчас воды закипают, И под руками проплывает Судов великий караван Из ближних и далеких стран. (Т. Баженова).
Имя прилагательное помогает точно, ярко и образно описать предметы, чувства, настроение.
Но как только сумерки упадут на…. улицы… тогда Невский проспект опять оживает… настает таинственное время, когда лампы дают всему… заманчивый…чудесный свет. (Н.В. Гоголь). Красный свет вечерней зари оставался еще на половине неба; еще домы … чуть озарялись ее теплым светом… Полупрозрачные легкие тени хвостами падали на землю… ( Н.В. Гоголь). Скучно по Фонтанке гулять! Мокрый гранит под ногами, по бокам дома высокие. Черные. Закоптелые; под ногами туман, над головой тоже туман. (Ф. Достоевский). Я люблю мартовские солнца в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный, морозный вечер… Улица вдруг блеснет…ярким светом. ..Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют на миг…угрюмость; как будто на душе просияет. (Ф. Достоевский).
Представьте себе на миг современную ночную улицу, даже не совсем центральную… Зеленые и красные огни…вместе с белыми образуют ее сложную цветовую гамму: трехцветное перемигиванье светофоров, красные кроличьи глазки на спине у каждой машины….целые ожерелья… алых огоньков. Теперь… ночная улица многоцветна. (Л. Успенский). Невский живет каблучковою песенкой. В солнечных зайцев шпильками метит. Невский к Фонтанке спускается лесенкой. Невский уютным фонариком светит. (Юля Борисова).
Подведем итоги: 1. Что обозначает имя прилагательное? 2. На какие вопросы отвечает? 3. Назовите морфологические признаки имени прилагательного. 4. Синтаксическая роль имени прилагательного. 5. С какой целью имена прилагательные употребляются в устной и письменной речи?
Домашнее задание: выучить правило, написать продолжение рассказа.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе
Урок построен с использованием национально-регионального компонента: посвящен государственной символике Республики Калмыкия....
Урок русского языка по теме: "Имя числительное как часть речи"
Урок на тему:"Имя числительное как часть речи" разработан по технологиии развития критического мышления с использованием различных приёмов этой технологии. В презентации урока дано подробное описание ...
Урок русского языка по теме "Категория состояния как часть речи"
Урок русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи" с применением элементов технологии критического мышления. Презентация к уроку....
Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)
Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» согласно требованиям ФГОС.
Данный конспект урока русского языка для 5 класса по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» разработан согласно требованиям ФГОС.Цель: создать условия для формирования представления...
Урок русского языка по теме "Имя существительное как часть речи"
Рассмотреть имя существительное как часть речи. Проверить уровень усвоения учащимися основных морфологических признаков имени существительного. Изучение в самостоятельной исследовательской...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи"
Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012....