Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 39.73 КБ |
imya_prilagatelnoe.pptx | 96.77 КБ |
o_dyatle.docx | 12.91 КБ |
okonchanie_imen_prilagatelnyh.docx | 18.34 КБ |
pamyatka.docx | 11.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Выполнила: Дынник Юлия Сергеевна
учитель русского языка и литературы
МБОО Павлоградского муниципального района
Омской области «Тихвинская СШ»
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.
Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи»
Цель деятельности учителя | Актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятие о роли прилагательных в речи, формировать умение обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных; определять синтаксическую роль имени прилагательного. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний (комбинированный урок) |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи. Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: испытывает желание освоить новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. |
Методы и формы обучения | Эвристический метод, проблемно-поисковый метод, диалогическое общение; индивидуальная, групповая, фронтальная форма работы |
Образовательные ресурсы | http:// www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vidor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор. |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация по теме урока, выполненная учителем. |
Основные понятия | Имя прилагательное, словосочетание, согласование прилагательного и существительного. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые УУД | Промежуточный контроль |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. - Доброе утро! Я рада приветствовать вас! Проверьте свою готовность к уроку. На столе у каждого из вас лежит смайлик. Покажите, с каким настроением вы пришли на урок? - Я тоже к вам пришла с хорошим настроением (слайд 2). | Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. | Листы обратной связи |
2.Актуализа-ция и проблемное учебное действие. Выявление места и причины затруднения. | Эвристическая беседа по теме урока. | - Какое сейчас время года? - Какое настроение создает весна? - Наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения Л. Кузьминской «Весна» (слайд 3). Зеленым бисером на ветках, - Прочитайте стихотворение и скажите, какое художественно-изобразительное средство вам встречается чаще? Назовите их. (Эпитеты). - Как вы думаете, какой частью речи выражены эпитеты. (Именем прилагательным). - К какой группе относятся имена прилагательные (Самостоятельная часть речи). - Какую еще группу вы знаете? (Служебные части речи). - В каком разделе языкознания изучаются самостоятельные и служебные части речи? (Морфология). - С какой частью речи вы уже познакомились? (Имя существительное). - Свой урок мы начали с прочтения стихотворения, нашли в нем эпитеты, определив, что они выражены именем прилагательным. Когда говорили о настроении, тоже употребляли имена прилагательные. - Как вы думаете, о какой части речи мы сегодня будем говорить? (Об имени прилагательном). - Подумайте и скажите, как правильно сформулировать тему урока? (Имя прилагательное как часть речи). - Откройте тетради, запишите дату урока, вид рабо- | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей. Задают вопросы для уточнения информации. | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. | Устные ответы |
Просмотр мультимедийной презентации с заданиями «Употребление ь на конце существительных после шипящих»; «Буквы о-а в корне –лаг-, -лож-, -раст-, -ращ-, -рос-»; «Буквы и-ы после ц». | ты и тему, которую мы с вами сформулировали. - В начале урока проведем небольшую орфографическую зарядку в форме самостоятельной работы (слайд 5). Обучающиеся вставляют пропущенные буквы в слова, выделяют орфограммы, затем записи сверяют с ключом. Работы оценивают самостоятельно, используя критерии оценивания. Оценки ставят в листы самооценивания. | Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. | Индивидуальная | Познавательные: способны понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. | Письменная работа | |
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Ознакомление с заданием. | - Продолжаем наш урок. Несколько минут назад мы определили тему нашего урока. Что теперь мы с вами должны сделать? (Поставить цель). - Правильно. Какова цель нашего урока? (Научиться находить прилагательное в тексте, уметь правильно применять эту часть речи). - Чтобы достичь этой цели, что мы должны сделать? (Поставить перед собой задачи.) Задаю наводящие вопросы для определения задач. Задачи:
| Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством педагога составляют план работы над заданием. | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. | Задают вопросы для уточнения информации. |
4. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, работа с дидактическим материалом. | - Итак, вы с этой частью речи встречались уже в начальной школе. В связи с этим, предлагаю вам выполнить задание в группах на скорость. Какая группа выполнит задания быстрее и правильнее. (На партах лежит лист № 1, задача обучающихся вставить пропущенные слова, выполнить задание, сделать вывод). Лист №1.
Мягк__ сиянием месяц освещал кроны больш__ деревьев. Высоко в небе ровн__ бел__ светом сверкал Юпитер. Вся природа грезила предрассветн__ сном. Голуб__ сумрак ещё окутывал землю, реку, но в воздухе и на небе почувствовалось приближение зари.
| Выполняют задание, проверяют правильность выполнения, делают выводы. | Групповая | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Устные ответы, выполнение задание, |
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Эвристическая беседа по вопросам. наблюдение над языковыми явлениями, анализ единиц языка. | - А теперь вернемся к нашему стихотворению, с которого начали урок. - Выпишите прилагательные вместе с существительными, от которых зависят. (Дети выписывают словосочетания, читают вслух выписанные словосочетания). - Попробуйте определить падеж у выписанных прилагательных. (Дети пробуют определить падеж, но понимают, что падеж можно определить, только определив его у имени существительного. Делают соответствующие выводы). | Принимают участие в работе, под руководством педагога выполняют задание. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа. |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Обобщение полученных на уроке сведений. | - Ребята, а вы помните, каким членом предложения может быть имя прилагательное? (Имя прилагательное может быть определением). - Откройте учебник на 85-ой странице, прочитайте правило. Отметьте знаками: «+»- мне это уже известно; «-»- об этом я не знал (-а); «!» - хочется узнать больше. (Дети читают правило, комментируют расставленные знаки. Делают вывод, что не знают, в каком случае имя прилагательное бывает сказуемым). - Возьмите на столе лист №2. Разберите предложения по членам (работа в группах). Лист №2. Разберите предложения по членам.
(Дети сами не могут определить, почему во втором предложении прилагательное является сказуемым, объясняю правило, в каком случае прилагательное является сказуемым).
- В заключении я вам предлагаю, пользуясь правилом из учебника, сделать памятку по теме «Имя прилагательное». - Домашнее задание. - Хорошо. А теперь, оцените свою работу на уроке, используя прилагательные. - Я тоже хочу сказать, что вы на уроке были… - Спасибо. Наш урок закончен. Пользуясь смайликами, покажите, с каким настроением вы уйдете с урока? | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Создают памятки, рассказывают правило по своей памятке, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют листы достижения. | Индивидуальная, групповая Групповая | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению по памяти). Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы. Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа. Устные ответы. Листы обратной связи. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВЕСНА Зеленым бисером на ветках, Явились первые листочки И в небе облаков виньетки, И певчих птиц большие точки. И заиграло ярким светом Весной разбуженное небо... И закружилась над планетой Весна, но канет вскоре в небыль. Лариса Кузьминская
Имя прилагательное как часть речи
Орфографическая зарядка Печ … (), глуш … (), меч… (), р…сток, р… стительность , изл … жение , пол…жить, ц … ган , акац …я, ц … рк .
Проверьте и оцените свою работу. Пе ч ь (ж.р., 3 скл .), глу ш ь (ж.р., 3 скл .), ме ч (м.р., 2 скл .), р о ст ок ( искл .), р а ст ительность, изл о ж ение, пол о ж ить, ц ы ган, ака ц и я (на - ция ), ц и рк. Критерии оценивания: «5» - нет ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки, «2» - 5 и более ошибок .
Цель урока: научиться находить прилагательное в тексте, уметь правильно применять эту часть речи.
Задачи: Вспомнить, что знаем о прилагательных из начальной школы. Определить особенности морфологических признаков имен прилагательных. Выяснить, какую синтаксическую роль выполняют имена прилагательные.
Закончите предложение. Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета . Отвечает на вопросы какой? или чей ? В предложении чаще всего бывает определением .
Вставьте окончания в именах прилагательных: Мягк им сиянием месяц освещал кроны больш их деревьев. Высоко в небе ровн ым бел ым светом сверкал Юпитер. Вся природа грезила предрассветн ым сном. Голуб ой сумрак ещё окутывал землю, реку, но в воздухе и на небе почувствовалось приближение зари. Вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде и числе, что и существительные, к которым они относятся.
Выпишите эпитеты с существительными, определите падеж у прилагательных Зеленым бисером на ветках Явились первые листочки И в небе облаков виньетки, И певчих птиц большие точки. И заиграло ярким светом Весной разбуженное небо... И закружилась над планетой Весна, но канет вскоре в небыль.
Определите падеж у имен прилагательных Зеленым бисером , первые листочки , певчих птиц, большие точки , ярким светом. Вывод: - прилагательное изменяется по падежам как существительное; - падеж у прилагательного можно определить только по имени существительному, к которому оно относится.
Прочитайте правило и отметьте знаками: «+» - мне это известно, «-» - об этом я не знал (-а), «!» - хочется узнать больше.
Проверьте выполненное задание Мне нравятся большие яркие цветы . Моя мама обаятельная .
Оцени свою работу на уроке, используя прилагательные, например: активный усидчивый, любознательный, дружелюбный, пассивный, исполнительный, аккуратный внимательный
Предварительный просмотр:
Задание.
- Прочитайте. Сравните тексты и скажите, чем различаются эти тексты?
- Какое описание отличается большей полнотой?
3
3
Предварительный просмотр:
- Закончите предложение.
Имя прилагательное - это __________________ часть речи,
которая обозначает_________________________________.
Отвечает на вопросы___________ и _________.
В предложении чаще всего бывает ____________________.
- Вставьте окончания в именах прилагательных:
Мягк… сиянием месяц освещал кроны больш… деревьев. Высоко в небе ров… бел… светом сверкал Юпитер. Вся природа грезила предрассветн… сном. Голуб… сумрак ещё окутывал землю, реку, но в воздухе и на небе почувствовалось приближение зари.
- Вывод:
- Закончите предложение.
Имя прилагательное - это __________________ часть речи,
которая обозначает_________________________________.
Отвечает на вопросы___________ и _________.
В предложении чаще всего бывает ____________________.
- Вставьте окончания в именах прилагательных:
Мягк… сиянием месяц освещал кроны больш… деревьев. Высоко в небе ров… бел… светом сверкал Юпитер. Вся природа грезила предрассветн… сном. Голуб… сумрак ещё окутывал землю, реку, но в воздухе и на небе почувствовалось приближение зари.
- Вывод:
Разберите предложения по членам.
- Мне нравятся большие яркие цветы.
- Моя мама обаятельная.
Разберите предложения по членам.
- Мне нравятся большие, яркие цветы.
- Моя мама обаятельная.
Лист самооценки
Дата _________ Класс___________ Ф.И. _______________
Тема урока «Имя прилагательное как часть речи».
Вид работы | Моя оценка | Мой шаг | Оценка учителя |
Орфографическая зарядка | |||
Я умею находить имя прилагательное в тексте | |||
Я умею определять род, число и падеж прилагательного | |||
Я умею определять синтаксическую роль у имени прилагательного | |||
Я умею работать в группе | |||
Итого: |
Лист самооценки
Дата _________ Класс___________ Ф.И. _______________
Тема урока «Имя прилагательное как часть речи».
Вид работы | Моя оценка | Мой шаг | Оценка учителя |
Орфографическая зарядка | |||
Я умею находить имя прилагательное в тексте | |||
Я умею определять род, число и падеж прилагательного | |||
Я умею определять синтаксическую роль у имени прилагательного | |||
Я умею работать в группе | |||
Итого: |
2
2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"
Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи"
Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи" в рамках ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка Тема: "Имя числительное как часть речи" 5 класс
Технологическая карта урока разработана для обучающихся с нарушением слуха по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований Примерной основной обр...
Технологическая карта урока русского языка «Сложноподчинённые предложения с придаточной частью причины».
Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточной частью причины».Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: достижение обучающимися предметных и метапредметных резуль...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе
Технологическая карта урока по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе...
Технологическая карта урока русского языка "Не с прилагательными". 6 класс
Технологическая карта урока русского языка по Г.Л. Копотевой, И.М. Логвиновой...